Методические рекомендации педагогам дополнительного образования : " Аспекты подготовки и проведения занятий "
методическая разработка
Данные рекомендации содержат материалы, которые помогут как начинающим, так и опытным педагогам в планировании, организации и проведении учебного занятия творческого объединения.Планируя занятие, педагог должен ориентироваться на то, что ребенок знает и умеет, как он овладел этими знаниями и умениями, как они изменяются в процессе обучения, т. е. педагог должен владеть информацией не только о результативной, но и о процессуальной сторонах учебной работы учащегося, его умениях учиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m.docx | 23.97 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЮНИТЭР»
РУЗАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования
Аспекты подготовки и проведения занятий
Подготовила:
Методист Пихиенко О.Ю
Рузаевка 2022
Данные рекомендации содержат материалы, которые помогут как начинающим, так и опытным педагогам в планировании, организации и проведении учебного занятия творческого объединения.
Особенности современного учебного занятия:
-соответствие принципам дидактики, научность, системность, наглядность, доступность, активность усвоения обучающимися материала;
-установление логической связи с тем, что ранее изучалось; обеспечение последовательности и преемственности в изучении программного материала; систематическое повторение узловых вопросов курса;
-обеспечение связи обучения с жизнью и осуществление профессиональной ориентации обучающихся, учет личного опыта обучающихся; привитие им практических умений, навыков и обучения рациональному мышлению и практическим действиям;
-использование проблемности в обучении, развитие самостоятельности и инициативы обучающихся, включение их в активную деятельность, создание ситуаций трудности и успешности;
-дифференцированное обучение; индивидуальный подход к обучающимся, учет их возрастных и психофизиологических особенностей;
-положительные эмоции и благоприятная психологическая атмосфера в коллективе.
Основные задачи учебного занятия:
- развитие познавательных интересов учащихся;
- развитие интеллектуальных способностей;
- обучение самообразованию;
- овладение методами и приемами самостоятельной работы;
- развитие изобретательских и конструкторских способностей;
- развитие творческих способностей;
- овладение практическими умениями и навыками;
- формирование умений работать в коллективе, выполнять коллективные работы (задания);
- содействие в профессиональном самоопределении обучающихся;
- формирование умения передавать свои знания другим;
- выявление уровня знаний и умений обучающихся.
План и конспект учебного занятия.
Подготовка к учебному занятию — не формализм, а трудоемкая работа, выверяющая и уточняющая задуманное, требующая инициативы и вдохновения.
Письменный план или конспект занятия углубляет его замысел, уточняет разработку, укладывает задуманное во времени, буквально в минутах, отсекая все лишнее, малозначительное. Письменный план нужен, быть может, не столько на самом занятии (порой он так врезается в сознание педагога, что не возникает необходимость заглядывать в конспект), сколько до занятия
— для того, чтобы состоялось именно такое занятие, какое было задумано.
Письменная подготовка дает возможность педагогу на самом занятии легко и гибко оперировать временем, не тратить его на подыскивание нужных слов и выражений, примеров и аргументов. Следовательно, письменное оформление занятия не убивает творчество, а высвобождает время, память, силы педагога, позволяет быть более внимательным к детям, более зорким, если угодно, более находчивым, дает возможность углублять объяснение, улавливать сложившуюся ситуацию и действовать соответственно ей, обеспечивает педагогическую импровизацию, экспромт.
Опыт подтверждает целесообразность поурочно-тематического планирования, т. е. разработки планов сразу на несколько занятий вперед (по теме или подтеме). Это дает педагогу возможность разнообразить типы занятий, предусматривать целесообразные виды учебной деятельности школьников на протяжении изучения всей темы (раздела), проведение практических и контрольных работ, повторения, экскурсий. План занятия является рабочим документом педагога, и нельзя требовать от него составления плана по единой схеме с обязательным включением всех обязательных элементов. Опытные педагоги, имеющие конспекты или разработки занятий, составленные в предыдущие годы, могут пользоваться ими, внося дополнения и коррективы.
План занятия педагога — его творческая лаборатория, при подготовке такого плана педагог прежде всего учитывает конкретные условия работы, максимально использует свои творческие возможности, свой опыт и опыт своих коллег.
Конечно, бывают обстоятельства, когда в ходе занятия нужно что-то изменить, внести коррективы в задуманное. Но именно для того, чтобы не упустить намеченное и достигнуть поставленной цели, нужен написанный план занятия.
Иное дело — какой должна быть письменная подготовка занятия, что нужно фиксировать.
Очевидна необходимость четкой формулировки цели: только отчетливое знание педагогом того, чего он хочет добиться на данном занятии, обеспечивает структуру всего занятия и конструкцию его отдельных этапов.
Цель занятия не должна носить обтекаемый характер, а должна быть конкретной, диагностичной, реалистической. Кроме сообщения знаний и привития навыков, в цель занятия должны входить и органически связанные с ней задачи воспитания и развития. Вот почему, готовясь к занятию, педагог должен отдавать себе ясный отчет в том, к сознанию каких идей он будет подводить учащихся на материале данного занятия, каких сдвигов в развитии внимания, наблюдательности, мышления, памяти, воображения, эмоций, воли он будет добиваться у своих детей.
Цель занятия предполагает результат, который должен быть достигнут совместной деятельностью обучающихся и педагога.
Педагог может письменно фиксировать не только то, что изучается, но и то, какими педагогическими средствами и методическими приемами осуществляется это изучение. Отсюда ясно, что надо не пресловутые «организационный момент» или «подачу нового материала», а каждый макроэлемент и его внутренние микроэлементы, при помощи которых решаются конкретные дидактические задачи. Значит, описывать те педагогические действия педагога, которые определяют учебно-познавательную и воспитательную, развивающую деятельность.
Не может быть, следовательно, установки на стабильное количество этапов занятия. Их столько, сколько видов работы наметил педагог, исходя из педагогически целесообразной организации занятия.
Что же такое план и конспект занятия?
План — это письменная формулировка основных этапов занятия, формулировка тематики опроса, вопросов беседы, для закрепления изучаемого материала, перечень задач, упражнений, фиксация основных положений рассказа или лекции педагога.
Конспект занятия — подробное описание всего хода занятия с формулировками вопросов к обучающимся; это описание наглядных пособий и методики их использования; это полный конспект излагаемого педагогом материала.
Конспект занятия — это его сценарий. Мы выписываем из содержания занятия название этапа и раскрываем, как он будет осуществляться. Если намечена беседа, то мы формулируем ряд ее последовательных вопросов. Если намечена информация педагога, то мы даем план этой информации, или тезисы, или конспект. Если мы даем ребятам самостоятельное наблюдение, то указываем, каков материал этих наблюдений и порядок его анализа, какова технической аппаратуры, мера и продолжительность использования.
Отступления от плана и конспекта возможны, если необходимы. Но чем точнее и продуманнее план, конспект, тем зорче педагог на занятии, тем яснее он видит надобность отступления, тем смелее его осуществляет.
Выбор того, что писать — план или конспект, — индивидуальное право каждого педагога. Начинающим педагогам конспект более надежно обеспечивает продуманность, четкость, последовательность, эффективность проведения учебного занятия.
Основными требованиями, предъявляемыми к занятию, а значит, и к плану на каждое занятие, являются следующие:
- конкретность учебных и воспитательных целей;
- подбор учебного материала с учетом поставленных задач и возрастных особенностей обучающихся;
- разнообразие форм и методов работы;
- сочетание индивидуальной и коллективной работы, работы по группам;
- эффективное использование времени учебного занятия.
Таким образом, планируя занятие, педагог должен ориентироваться на то, что ребенок знает и умеет, как он овладел этими знаниями и умениями, как они изменяются в процессе обучения, т. е. педагог должен владеть информацией не только о результативной, но и о процессуальной сторонах учебной работы учащегося, его умениях учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования. Анализ учебного занятия
Данные методические рекомендации, прежде всего, ориентированы на помощь в анализе обучающих занятий, но они также могут быть использованы и при анализе других видов занятий. Достаточно часто занятие п...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для педагогов дополнительного образования «Методика подготовки и проведения открытого занятия в учреждении дополнительного образования»
Методические рекомендации содержат материалы для педагогов системы дополнительного образования по подготовке и проведению открытого занятия в образовательных учреждениях.Методи...
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования «Технологическая карта занятия в учреждении дополнительного образования»
На современном этапе развития общество предъявляет новые требования к результатам деятельности как образования в целом, так и дополнительного образования в частности. В свете новых требований педагоги...
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования : " Методы организации занятия в творческом объединении "
Образовательный процесс – это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие педагога и воспитанников, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития об...
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по подготовке и защите проектно-исследовательских работ обучающихся
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по подготовке и защите проектно-исследовательских работ обучающихся...
Методические рекомендации педагогу дополнительного образования: "Аспекты подготовки и проведения учебных занятий"
Методические рекомендации педагогу дополнительного образования: "Аспекты подготовки и проведения учебных занятий"...
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования: «Современное учебное занятие и подготовка к нему»
Учебное занятие в системе учреждения дополнительного образования детей - это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом об...