Внеурочная деятельность. КТП для 1-4 классов - "Безопасная дорога"
календарно-тематическое планирование на тему
Представляю календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов "Безопасная дорога", составленное на основе сборника программ внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф.Виноградаовой и программы "В жизнь по безопасной дороге" автора - составителя Т.Ф.Фроловой.Направленность программы - спортивно-оздоровительная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost._ktp_dlya_1-4_klassov_-_bezopasnaya_doroga.zip | 175.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа «Загорские дали».
141367, Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район,
городское поселение Сергиев Посад, поселок Загорские дали
тел. факс - 548-35-48,E-mail: school-zd@mail.ru
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ
«СОШ «Загрские дали»
_________ Соловьёва А.В.
"____" _______________ 2014г.
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка «Безопасная дорога»
1 класс
Составитель: Грунская Елизавета Георгиевна
учитель физической культуры
высшей квалификационной категории
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Программа «Безопасная дорога» составлена на основе сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы, автор Н.Ф. Виноградова, - М: Вентана – Граф, 2011. и программы «В жизнь по безопасной дороге», автор-составитель Т.В. Фролова, - Волгоград, Учитель, 2013.
Направленность программы – спортивно-оздоровительная..
Из года в год увеличивается поток автомобилей, а вместе с ними растёт число дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно на дорогах гибнут десятки детей, более тысячи получают серьёзные травмы. Очень часто это происходит потому, что дети не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая трагических последствий своей беспечности.
Донести полезные знания до юных граждан, выработать потребность в соблюдении Правил дорожного движения, подготовить к целесообразным действиям в сложных ситуациях на дороге, улице, способствовать активной пропаганде Правил - задача всех взрослых, находящихся в непосредственном контакте с детьми и подростками.
Актуальность программы в том, что одной из первоочередных задач школы, семьи является активная борьба с детским травматизмом и его предупреждением. На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данных занятий во внеурочной деятельности в начальной школе.
Программа кружка «Безопасная дорога» предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. В программу включены: темы, содержание работы, рекомендуемые формы и методы занятий.
Новизна программы характеризуется тем, что в рамках одной программы объединяются несколько видов работ по профилактике ПДД.
Отличительные особенности программы. Формировать устойчивые знания и прочные навыки культурного поведения на улице и в транспорте у детей младшего школьного возраста.
Цель программы: создание условий для формирования у учащихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
Образовательные:
Повысить качество знаний и навыков детей по правилам дорожного движения. Совершенствовать систему мониторинга, знаний учащихся по ПДД.
Развивающие:
Создать (переоборудовать, оснастить новыми наглядными пособиями) уголок Безопасности Дорожного Движения.
Воспитательные:
Организация творческого досуга детей. Воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности, милосердия, ответственности, порядочности и культуры поведения, воспитания у них гражданственности, высокой обшей культуры, коллективизма, профессиональной ориентации, широкого привлечения их к организации пропаганды безопасного поведения на дорогах среди детей младшего и среднего возраста.
Формы обучения:
- тематические занятия;
- игровые уроки;
- практические занятия;
- конкурсы, соревнования, на лучшее знание правил дорожного движения;
- подготовка и проведение игр и праздников по ПДД;
- изготовление наглядных пособий для занятий по ПДД;
- просмотр видеоматериалов по ПДД;
- организация экскурсий на улицу.
Режим занятий – 1 раз в неделю; 34 часа в год
Содержание программы
1 класс (33часа)
Ориентировка в окружающем мире (10 часов)
Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат).
Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, называние, классификация).
Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе - дальше). Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.). Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено».
Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности. Дорога от дома до школы (кинотеатра, парка, магазина и пр.).
Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание называние, различение). Транспортное средство. Участники дорожного
движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения).
Ты — пешеход (12 часов)
Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого.
Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход», «место остановки автобуса
(троллейбуса)», «место остановки трамвая» (название, назначение, внешние признаки). Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода). Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.
Ты — пассажир (8 часов)
Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя
разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно
и сдержанно, не высовываться из окна.
Ты – велосипедист (3 часа)
Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— определять форму предметов окружающего мира (треугольник,
круг, квадрат);
— сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;
— определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-
дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных
пространственных положениях;
— объяснять свой путь от дома до школы;
— определять свое положение на местности по отношению к важным
объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, не-
далеко от…).
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— выделять из многообразия объектов транспортное средство;
— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного
движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);
— различать цвет и форму запрещающих знаков;
— различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;
— находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);
— различать сигналы светофора и объяснять их значение;
— группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.
Предполагаемые результаты реализации программы
Изучение данного курса позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов.
Личностными результатами изучения данного курса являются:
-формирование у детей необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;
-воспитание чувства справедливости, ответственности;
-развитие самостоятельности суждений.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего образовательных задач:
-осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
-расширение знаний о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте;
-знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
-понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека,
его образования, труда и творчества;
-расширение кругозора и культурного опыта школьника.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания и конструировании курса особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов изучения. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере.
С этой целью планируется у учащихся формирование следующих универсальных учебных действий:
-познавательные как способность применять для решения практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
-регулятивные как владение способами организации, планирования
различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
-коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Программа призвана способствовать формированию у младших школьников культуры безопасности жизнедеятельности.
Знать | Уметь |
- правила дородного движения | - пользоваться правилами дорожного движения |
- сигналы светофора и жесты регулировщика | - переходить проезжую часть, пользуясь сигналами светофора или регулировщика движения |
- правила пользования общественным транспортом | - правильно пользоваться общественным транспортом: входить в транспорт, выходить, переходить проезжую часть вблизи транспорта |
- знать наиболее значимые дорожные знаки, разметки проезжей части | - переходить проезжую часть, пользуясь дорожной разметкой |
- наиболее безопасные места для движения пешехода и перехода проезжей части | - выбирать наиболее безопасные места для перехода проезжей части |
- правила передвижения пешехода при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров | - передвигаться по улице при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров |
- места предназначенные для игр и катания на велосипеде и роликовых коньках | |
- о последствиях неконтролируемого поведения на проезжей части и нарушениях правил дорожного движения | - уметь предвидеть результаты неконтролируемого поведения и нарушения правил дорожного движения на улице |
Выполнение программы имеет спортивно-оздоровительное направление.
Формы и виды контроля
- организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;
- проведение викторин, смотров знаний по ПДД;
- организация игр-тренингов на школьной площадке.
Методические рекомендации
Содержание курса направлено на развитие познавательной активности школьников. Дети должны усвоить, что транспортные средства могут представлять опасность для людей и участники дорожного движения и соблюдать установленные правила. Как научить ребенка сознательно относиться к выполнению Правил дорожного движения? Можно читать лекции, проводить беседы, ставить спектакли, проводить викторины и различные соревнования, применять иные формы обучения, но необходимо все это соединить в единую целостную систему обучения непрерывного обучения детей.
Важно решать вопросы комплексно, воссоединив практические и теоретические занятия в непрерывный процесс обучения и воспитания, начиная с раннего возраста.
Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожного движения, так как и дворы стали, объектами дорожного движения.
Комплексный подход к решению проблемы может дать положительный результат - сокращением числа дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
Система непрерывного обучения навыкам безопасного поведения детей на улицах складывается из следующих компонентов:
- проведение различных видов внеурочной деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях по проблематике безопасности дорожного движения и по изучению правил дорожного движения;
- кружковая работа.
Главным в работе с детьми по проблемам безопасного поведения на улицах города является формирование уважительного отношения к законам дороги, осознания объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения.
Особое внимание в воспитательном процессе следует уделить моделированию реальных условий дорожного движения с практической деятельностью и игровые формы для улучшения и закрепления полученных знаний и навыков.
Методическое обеспечение
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:
1.Словесный метод:
-рассказ (специфика дизайнерской деятельности),
беседа, обсуждение (
литературных источников, готовых композиций);
-инструктирование (правила безопасной работы с инструментами;
Применение технологий);
-словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы).
2.Метод наглядности:
- наглядные пособия и иллюстрации.
3.Практический метод:
-тренировочные упражнения
-практические работы.
4.Объяснительно-иллюстративный:
-сообщение готовой информации.
5.Частично-поисковый метод:
-выполнение частичных заданий для достижения главной цели.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Дата | |
Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | |||
Ориентировка в в окружающем мире – 10 час. | Ориентирование и поведение в окружающей среде: — определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат); — сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам; — определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе- дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях; — объяснять свой путь от дома до школы; — определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, не- далеко от…). Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения: — выделять из многообразия объектов транспортное средство; — выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»); — различать цвет и форму запрещающих знаков; — различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними; — находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы); — различать сигналы светофора и объяснять их значение; — группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный. | |||
1 | Формы предметов окружающего мира. Цвет предметов. | 02.09 | ||
2 | Близко – далеко, быстро – медленно | 09.09 | ||
3 | Форма и цвет знаков ДД. | 16.09 | ||
4 | Предупреждающие знаки. | 23.09 | ||
5 | Запрещающие знаки. | 30.09 | ||
6 | Безопасная дорога в школу. | 07.10 | ||
7 | Транспорт. Наземный, подземный, водный, воздушный. Транспортное средство. | 14.10 | ||
8 | Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход. | 21.10 | ||
9 | Участники дорожного движения: особенности поведения. | 28.10 | ||
10 | Дорога за городом. | 11.11 | ||
Итого: 10 часов | ||||
| Ты – пешеход – 12 час. | |||
11 | Мы идем по улице. Какие бывают дороги? Нас увидят в сумерках. | 18.11 | ||
12 | Дорожные знаки: предписывающие, особых предписаний. | 25.11 | ||
13 | Дорожные знаки: предписывающие, особых предписаний. | 02.12 | ||
14 | Безопасность пешеходов. Обязанности пешеходов | 09.12 | ||
15 | Безопасность пешеходов. Обязанности пешеходов. | 16.12 | ||
16 | Светофор: пешеходный, транспортный | 23.12 | ||
17 | Особенности сигналов светофора. | 30.12 | ||
18 | Викторина «В гостях у Светофора». | 20.01 | ||
19 | Что такое перекресток? | 27.01 | ||
20 | Какие бывают перекрёстки? | 03.02 | ||
21 | Викторина « Веселый перекресток». | 17.02 | ||
22 | Сигналы машин. | 24.02 | ||
Итого: 12 час. | ||||
Ты – пассажир – 8 час. | ||||
23 | Правила поведения в транспортном средстве. | 03.03 | ||
24 | Мы едем на дачу. | 10.03 | ||
25 | Опасные ситуации. | 17.03 | ||
26 | Несчастный случай | 07.04 | ||
27 | Операция «Айболит» | 14.04 | ||
28 | Практическое занятие (настольные игры) | 21.04 | ||
29 | Практическое занятие ( подвижные игры по ПДД) | 28.04 | ||
30 | Конкурс «Нарисуй дорожный знак!» | 7.05 | ||
Итого: 8 час. | ||||
Ты – велосипедист - 3 час. | ||||
31 | История велосипеда. Его общее устройство. Когда и где можно кататься? | 12.05 | ||
32 | Практическое занятие (Мы едем-едем-едем…) | 12.05 | ||
33 | Итоговое занятие. Диагностика по ПДД «Правила эти пусть знают все дети!» | 19.05 | ||
Итого: 3 час. | ||||
ИТОГО: 33 часа |
Информационно-методическое обеспечение
- Сборник программ внеурочной деятельности. 1-4 кл. под редакцией Виноградовой Н.Ф.Москва. Вентана – Граф 2011.
- Программа «В жизнь по безопасной дороге», автор-составитель Т.Ф. Фролова, Волгоград, Учитель.
- Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт, 2007.
- Школьникам о правилах дорожного движения. М. Н. Филенко, М., Просвещение, 1985.
- Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу. В. И. Ковалько.М., Вако, 2006 год.
- Конкурсы, КВН, викторины, ребусы. М. Р. Максиняева. М., Сфера, 2004 год.
- «Азбука дорожного движения», издательский дом «Ридерс Дайджест», 2009 г.
Согласовано На заседании ШМО естественных наук ___________________ ___________________ Протокол « ___ от «____» августа 2014г. | Согласовано Заместитель директора по УВР Егоренко И.И. __________________ «___» августа 2014г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»
В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на взаимосвязи внутре...
Конспект внеурочной деятельности «Чемпион» во 2 классе по физкультурно – оздоровительной деятельности Тема : «Красивая осанка»
Дети любят подвижные игры, но с нежеланием занимаются специальными упражнениями расчитанными на укрепление мышечного корсета и поэтому на помощь приходят мячи- фитболы и игра....
Брей-ринг по правилам дорожного движения для 5-11 классах "Безопасная дорога"
Цель мероприятия - в игровой форме закрепить знания детьми Правил дорожного движения, профилактика детского травматизма на объектах повышенной опасности...
Городской семинар "Организация проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности в 5 - 6 классах"
Городской семинар "Организация проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности в 5 - 6 классах"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Едим дома" и "Школа безопасности" на 2018-2019 учебный год
Рабочая программа и тематическое планирование программ внеурочной деятельности "ЕДИМ ДОМА" и "ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Спортивно - оздоровительного направления « Школа безопасности»для учащихся 5-7 классов
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности для учащихся 5 классов «Школа безопасности »
Программа «Школа безопасности» ориентирована на создание у школьников правильного представления о личной безопасности, на расширение знаний и приобретение практических навыков ...