Из опыта работы с детьми "группы риска"
статья на тему
Из опыта работы педагога дополнительного образования Щербакова П.П. с детьми «группы риска» и детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
работа с детьми "группы риска" | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Щербаков Павел Павлович
Место работы: МАУ ДО «ДДТ городского округа Анадырь»
Должность: педагог дополнительного образования
Из опыта работы педагога дополнительного образования Щербакова П.П. с детьми «группы риска» и детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
Детское объединение «Мотокартинг-спорт» функционирует во Дворце детского и юношеского творчества 12 лет.
В объединении занимаются дети от 7 до 18 лет. Это дети, учащиеся МБОУ «СОШ № 1 города Анадыря», колледжа, лицея. Всего в работе объединения принимает участие 62 обучающихся: 42 человека - воспитанники Центра детской реабилитации среди которых - 10 детей - сироты, 32 ребенка - дети, оставшиеся без попечения родителей. Все обучающиеся – представители коренного населения Чукотки. 17 обучающихся - дети из малообеспеченных и неполных семей, 12 детей состоят на учете в КДН и ЗП, в ПДН за бродяжничество, нарушение режима, Устава общеобразовательных учреждений, употребления спиртосодержащих напитков, кражи.
Таким образом, почти все дети, посещающие объединение «Мото - картинг - спорт», входят в «группу риска».
Дети «группы риска» - это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной социальной дезадаптации несовершеннолетних. Когда говорят о таких детях, то подразумевается, что они находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.
Дети, посещающие кружок «Мотокартинг-спорт» - это дети с проблемами в развитии. Большую трудность в работе представляют обучающиеся, проявляющие агрессивность, лживость, дети, неуравновешенные в поведении, имеющие неадекватное поведение, нервно-психические расстройства, дети, склонные к употреблению токсических веществ.
Процесс дезадаптации детей в социуме обратимый, поэтому можно не только предупреждать нарушения в социальном развитии детей и подростков, но и управлять процессом восстановления с помощью совместного конструктивного взаимодействия педагогов и ребенка. Основная цель, взаимодействия, заключается в оптимизации механизмов социального функционирования ребенка или группы детей.
Эта цель предполагает:
* самостоятельность ребенка, его готовность самостоятельно оценивать свою жизнь и эффективно решать возникающие проблемы;
* создание условий, в которых ребенок может, в максимальной мере, проявить свои возможности.
Объединение «Мотокартинг - спорт» работает над созданием условий для развития социально адаптированной личности. На основе оригинальных образовательных технологий выявлять и развивать одаренных детей. В кружке каждый ребенок может проявить свои способности и удовлетворить свой интерес к творческой деятельности.
Перед объединением « Мотокартинг - спорт» стоит цель, которая заключается в приобретении детьми знаний в области технических видов спорта и связанного с ним технического творчества, а также нацеливание воспитанников на осознанный выбор профессии связанный с техническими видами спорта и направление его на формирование положительной самооценки, тем самым, создавая условия для самореализации, интеграции личности ребенка в национальную культуру, совершенствуя духовно, физически, интеллектуально.
Задачи, стоящие перед объединением:
Образовательная задача - вооружить обучающихся системой знаний, умений и навыков в области спортивно-технических видов деятельности. Выявить образовательные, деятельные и личностные потребности воспитанников, а также их дальнейшее развитие через внедрение новых образовательных программ и корректировку старых.
Воспитательная задача - формирование у воспитанников научного мировоззрения, нравственных качеств личности, взглядов, убеждений, воспитание целеустремленности, стремления к достижению ситуации успеха, преодоление трудностей в познании, высокой культуры труда воспитанников, воспитание толерантных качеств, коммуникативных связей.
Развивающая задача - развитие познавательного интереса, творческих способностей, воли, положительных эмоций, таких личностных качеств, как: речь, память, внимание, воображение, восприятие. Продолжается работа по формированию умений слушать и слышать. Видеть главное в рассказе педагога, самостоятельно выполнять задания, работать в команде.
В работе используются такие методы воспитания, как метод убеждения, который применяется с целью формирования у воспитанника готовности активно включиться в деятельность кружка. Этот метод обеспечивает развитие общечеловеческих, морально - этических качеств. Метод побуждения нацеливает воспитанников на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями. С помощью метода поощрения выражаются положительные оценки деятельности кружковцев.
Возможность проведения организационного досуга, свободного общения - одна из форм организации воспитательного процесса с детьми «группы риска» и детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Перед объединением стоят задачи приобщения уличного подростка к занятиям в кружке технического творчества «Мотокартинг - спорт», создания ситуации успеха, снижению влияния улицы, оказанию посильной помощи и эмоциональной поддержки. Детям «группы риска» уделяется больше внимания, заботы, отцовского совета и поддержки, в которой дети очень нуждаются. В своей работе стараюсь вызвать мотивацию к изменению жизни детей, стремлению преодолеть влияние улицы. У трудновоспитуемых подростков свободного времени в 4 раза больше, чем у других школьников и столь же велика разница его качественного использования.
В работе учитывается то, что у детей «группы риска» ярко выражена враждебность и призрение по отношению к взрослым, которые, в силу асоциальных причин мало уделяют внимания воспитанию своих детей, либо, вообще, отстранились от воспитания.
С целью реализации поставленных целей и задач основной акцент делается на этические аспекты психологического и педагогического сопровождения детей «группы риска».
0собое место в работе уделяется уважительному отношению к личности воспитанника и уважению к самому себе.
Ребенок, пришедший в кружок впервые, принимается таким, какой он есть, с учетом его развития. Всегда надо помнить о том, что ребенок - это только маленькая составляющая своей семьи, которая имеет огромное влияние на развитие и воспитание его личности, не говоря уже о том, что он наследовал генетически. Самые значительные люди - это родители. Поэтому связь с родителями или попечителями имеет большое значение в работе с такими детьми.
Обладая достаточным профессионализмом, стараюсь преподавать материал дифференцированно, с таким расчетом, чтобы каждый ребенок усвоил «свой максимум», исходя из объективных составляющих; особенностей развития, способности памяти, интеллекта, особенностей внимания, восприятия материала. Стремлюсь добиваться того, чтобы каждый ребенок ощутил себя состоявшимся на занятии, чтобы учащийся сам себя уважал.
В работе используется индивидуальный подход с коллективной работой. Сочетание индивидуализации с коллективной работой -трудная задача, так как она подразумевает:
1.Использование учебного материала различной степени сложности, учитывающей интересы и возможности детей. Материал должен быть понятен всем.
2. Задания для самостоятельного выполнения работы используются различной степени сложности, но в такой системе, чтобы слабые и средние учащиеся могли постепенно переходить от менее трудных к более сложным заданиям.
*На занятиях часто используется форма повторения пройденного материала для закрепления знаний, умений и навыков. При этом больше внимания уделяется детям «группы риска», которым предлагаются посильные задания с последующим созданием ситуации успеха.
*В работе используются знания психологического развития детей на разных возрастных этапах, поддерживается связь с основным образованием, с воспитателями и администрацией детского дома так как, очень часто, неуспешный в обучении ребенок, является успешным в технических и спортивных видах деятельности. Этот факт используется в практике кружка «Мотокартинг - спорт»
- Дети «группы риска» активно включаются в коллективную творческую деятельность. Выполняя посильные задания, обучающиеся повышают, тем самым свою самооценку и свой авторитет в коллективе детей. Без внимания не остаются и незначительные успехи, и интерес к любому виду деятельности для формирования дальнейшей мотивации к освоению техники и приобщению к спорту.
- Неотъемлемой частью работы является поддерживание связи не только с образовательными учреждениями города, но и осуществляется взаимосвязь с правоохранительными органами, работниками здравоохранения, торговли, средствами массовой информации.
Педагогической целесообразность программы «Мотокартинг-спорт» является воспитание человека рабочей профессии способного реализоваться в сфере производства, сельского хозяйства, спортивной педагогике, внести весомый вклад в развитие инфраструктуры своей Малой Родины, поэтому обеспечение кружка соответствующей материально - технической базой имеет весомое значение. Объединение «Мотокартинг - спорт» не имеет правильно оборудованной площадки для проведения занятий для картинга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска. Из опыта работы
Формы работы. Просвещение школьников. Индивидуальные формы работы. Консультирование учащихся. Просвещение родителей. Консультирование родителей. Просвещение педагогов....
Из опыта работы "ЦДТ" с детьми "группы риска"
Проблема работы с детьми "группы риска" в современныз социально-экономических условиях приобретает особую актуальность. Материал будет востребован социальными педагогами, методистами, рабо...
Из опыта работы по теме: «Организация социально значимой деятельности с детьми «группы риска»
Презентация на тему: «Организация социально значимой деятельности с детьми «группы риска»...
Из опыта работы по подготовке к ЕГЭ по математике ( группа риска)
Данная презентация предназначена для учащихся 10-11 класса, входящих в группу риска. Она позволит овладеть некоторыми приемами и навыками для успешной сдачи ЕГЭ по математике. В ней рассмотрены пример...
Из опыта работы. Статья в помощь классому руководителю "Семьи "группы риска".Профилактика семейного неблагополучия".
Данная статья представляет собой описание особенностей семей "группы риска" и признаков семейного неблагополучия. Классный руководитель может использовать данные в статье рекомендации по работе с небл...
Статья «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска коррекционной школы VIII вида».
Доклад «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска коррекционной школы VIII вида» на городском семинаре классных руководителей ....
Презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска»
Презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска»...