Занятие как форма организации учебной деятельности в системе дополнительного образования
статья на тему
В статье описаны некоторые специфические особенности занятия как формы организации учебной деятельности в системе дополнительного образования детей, его отличия от школьного урока. Даны рекомендации по грамотной постановке цели, задач занятия, формулировке ожидаемых результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka.docx | 22.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие как форма организации учебной деятельности в системе дополнительного образования
В отличие от общеобразовательной школы, процесс обучения в дополнительном образовании имеет свои, ярко выраженные особенности. Тот факт, что ребенок самостоятельно выбирает интересный для себя вид деятельности (а в случае с детьми младшего возраста выбор делают родители) – краеугольный камень, определяющий специфику дополнительного образования. Прежде всего, учебно-воспитательный процесс здесь менее жестко регламентирован. Это проявляется и в системе построения занятия (большая вариативность в выборе форм и методов работы, в т.ч. нетрадиционных), и в системе оценивания результатов деятельности обучающихся (мера успешности определяется относительно личностного роста каждого ребенка, а не относительно неких «средних норм»), и в более демократичном стиле взаимодействия между педагогом и детьми.
Однако, не следует думать, что дополнительное образование – хаотичный, спонтанный процесс. Количество документации, регламентирующей процесс обучения в УДОД, сравнимо с количеством документации в общеобразовательной школе. Каждое занятие проводится в соответствии с учебно-тематическим планом, являющимся частью образовательной программы.
Занятие имеет свои этапы:
- подготовительный (организационный момент, создание мотивации у учащихся),
- основной (как правило, либо сообщение новых знаний, формирование новых навыков и их закрепление, либо же этап целиком посвящен закреплению знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих занятиях),
- итоговый (рефлексия, подведение итогов занятия, проверка полученных знаний, демонстрация полученных результатов).
В отличие от школьного урока, в дополнительном образовании зачастую отсутствует такой элемент занятия, как проверка домашнего задания. Однако, ряд педагогов, в силу специфики своей деятельности, используют домашние задания в своей практике.
Занятие в системе дополнительного образования – это прежде всего творческий процесс, а значит, вполне возможна и нетрадиционная структура: изменение традиционной последовательности этапов, оригинальные методики и формы обучения.
При подготовке занятия педагог прежде всего должен определить его место в структуре образовательной программы и поставить цель. Типичной ошибкой в данном случае может быть постановка нереалистичной для достижения цели (слишком глобальной, или недостижимой в силу отсутствия у детей некоторых необходимых знаний, навыков, возможностей). Цель должна быть сформулирована конкретно и четко. По возможности, цель должна включать в себя не только обучающий, но и воспитательный и развивающий компоненты (это часто упускается из вида). Из цели вытекают задачи занятия – обучающие, развивающие, воспитательные. Они конкретизируют цель.
Кроме того, педагог должен сформулировать ожидаемые результаты. Они должны полностью согласовываться с поставленными целью и задачами. Занятие не может быть признанным вполне успешным, если поставленная цель и ожидаемые результаты не были достигнуты. Поэтому они должны быть реалистичными и достижимыми, а также иметь некую внешнюю форму проявления, по которой можно убедиться, что они действительно достигнуты. Например, ожидаемый результат – «учащиеся овладеют основами городецкой росписи, изготовят изделие…» вполне можно зафиксировать, т.к. он нагляден. А такой, например, ожидаемый результат, как «у учащихся сформируется патриотизм» – неочевиден в плане внешних проявлений, да и недостижим в ходе одного занятия. В таких случаях можно дать учащимся какие-либо анкеты, опросники в конце занятия (чтобы по их ответам делать некие выводы о степени их патриотизма до начала и в конце занятия), но обычно лучше - придумать более корректную формулировку ожидаемого результата. В целом, достижение ожидаемых результатов, касающихся обучающего компонента (формирование теоретических знаний и практических умений), обычно легко проверяемо, чего не скажешь об ожидаемых результатах, затрагивающих личностную сферу (воспитательный и развивающий компонент). Порой довольно трудно судить, насколько конкретное занятие повлияло на мировоззрение ребенка, степень коммуникабельности, аккуратность, внимательность. Поэтому так важно четко и осторожно подходить к формулировкам.
Не менее важно продумать систему методов, приемов, форм работу, которые будут использоваться на занятии. Они должны быть целесообразными и оптимальными с точки зрения поставленной цели, содержания изучаемого материала, а также особенностей контингента обучающихся. Необходимо предусмотреть смену деятельности в ходе занятия, разнообразие методов и приемов. Дополнительное образование, в отличие от школьного, предполагает больший спектр возможностей в этом плане (сочетание индивидуальной, групповой, коллективной форм работы в рамках одного занятия, взаимообучение учащихся, оригинальность форм построения занятия).
Наиболее продуктивно используются в системе дополнительного образования такие формы организации занятия, как практикум, экскурсия (очная или виртуальная), соревнование, занятие – игра, викторина, праздник, творческая лаборатория, концерт, круглый стол.
Встречаются и нетрадиционные, оригинальные формы – занятие-аукцион, занятие-сказка, занятие-суд, занятие – учебный совет и др.
Всегда интересны интегрированные занятия (основанные на междпредметных связях).
Подводя итог, можно отметить, что дополнительное образование в силу своей специфики и благоприятных возможностей, проистекающих из этой специфики (большая степень свободы, меньше формализма) должно быть прежде всего направлено на развитие личностно-смысловой сферы ребенка в целом. Это формирование мировоззрения, адекватной системы ценностей, развитие положительных личностных качеств.
Использованная литература:
Моргун Д.В., Орлова Л.М. Дополнительное образование детей в вопросах и ответах. Справочные материалы и консультации для педагогов дополнительного образования и методистов – М., Экопресс, 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективные курсы как форма организации учебной деятельности в системе основного и дополнительного образования
Теоретические основы построения программы элективного курса...
повышение качества образования учащихся через использование различных форм организации учебной деятельности
презентация...
«Проектная деятельность как одна из форм организации учебного процесса, способствующая повышению качества образования»
«Урок – это зеркало общей и ...
Педагогический практикум "Занятие как форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования"
Цель практикума - познакомить с особенностями и принципами организации учебного процесса в дополнительном образовании...
Занятие как основная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей
Занятие - основная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.При проектировании занятия в системе дополнительного образования необходимо учитывать, что...
Творческий проект как практическая форма реализации художественно-творческой деятельности в системе дополнительного образования.
Творческий проект как практическая форма реализации художественно-творческой деятельности в системе дополнительного образования.Творческий проект «Пальчиковый театр (по мотивам сказки Корнея Чук...
"Организация тренерской деятельности в системе дополнительного образования"
Статья посвящена тренерской деятельности в системе дополнительного образования...