Образовательная программа "Вязаный сувенир"
рабочая программа на тему
Материал предназначен учителям труда школ, педагогам дополнительного образования, воспитателям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma_fedoreeva.doc | 423.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ТВОРЧЕСТВА
Утверждено
На ПС протокол от « ___»____________2014 г.
№______
Директор ЦНТТ
____________________ И.В. Щетущенко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ВЯЗАНЫЙ СУВЕНИР»
(наименование объединения)
«Вязаный сувенир»
(наименование учебной дисциплины, курса)
3 года
(срок реализации программы)
модифицированная
(вид программы)
7-12 лет
(возраст обучающихся)
ФЕДОРЕЕВА ЛЮДМИЛА ЕГОРОВНА
(ф.и.о. педагога дополнительного образования, составителя)
г. Армавир
2014г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В современных социально–экономических условиях очень важными становятся вопросы профессиональной ориентации школьников и адаптации к этим условиям, на что и нацелена данная программа. Образовательная программа «Вязаный сувенир» имеет художественную направленность.
Новизна программы состоит в том, что впервые освоение приемов вязания спицами и крючком идет через вязание игрушек, изделий для домашнего интерьера, что позволяет создавать изделия, не используя трудоемкой техники, а применяемая технология доступна, в основном, для детей 7-12 лет. Основу программы курса «Вязаный сувенир» составляет вязание. Это обращение к культурному и историческому прошлому, этнографическим корням, передаче социально-культурного опыта, патриотического и нравственного воспитания девушки, умеющей жить в современных социально- экономических условиях, на основе культурных традиций декоративно-прикладного искусства.
Актуальность программы – отражает общую тенденцию к возрождению искусства вязания в России, опираясь на русскую традицию проведения досуга и воспитания девочек в семье. Она определяется запросом со стороны детей и родителей.
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, так как вязание оказывает огромное влияние на формирование трудовых навыков ребенка, его эстетических вкусов; кроме того, это прекрасный объект деятельности. Выбор разделов обусловлен перечисленными условиями.
Цель программы – создание условий для обеспечения эмоционального благополучия ребенка через обучение вязанию сувениров.
Задачи:
1)обучающие:
- воспитанников объединения работать крючком и спицами по схемам, используя чертежи, уметь выполнить любой сувенир и одежду, связанную спицами и крючком;
- учащихся основами проектирования;
- элементам экономики.
- воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к творчеству;
- формировать у учащихся чувство патриотизма;
- воспитать у детей трудолюбие и усидчивость, чувство гордости за свой труд;
- воспитать у детей бережное отношение к природе и себе.
- развивающие:
- конструкторские способности;
- развивать самостоятельность и способность решать творческие задачи;
- способствовать развитию у детей пространственного мышления и фантазии.
Направленность программы «Вязаный сувенир» - профессиональная ориентация школьников и развитие у них творческого мышления. Это программа предполагает обучение учащихся: технике вязания крючком и спицами; изготовление игрушек, декоративных изделий, одежды, аксессуаров к ней; знакомит с основами технического проектирования, экономики, используя метод проектов. В этом заключается ее особенность. Она неоднократно корректировалась и преобразовывалась с учетом психолого-педагогических требований. Эта программа - модифицированная.
За основу программы взята программа Министерства Просвещения СССР для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Культура быта» (кружки по прикладному искусству и обслуживающему труду), «Художественное вязание на спицах» «Художественное вязание крючком» город Москва «Просвещение» 1982 год.
Возраст учащихся, участвующих в реализации данной образовательной
программы: 7-12 лет, девочки и мальчики; предполагаемый состав - разновозрастные.
Форма организации работы с детьми – групповое обучение. Особенность набора – из всех желающих, на основе собеседования. Психологическая готовность, уровень подготовки учащихся к освоению образовательной программы определяется по результатам тестирования при наборе.
Допускается дополнительный набор обучающихся на второй, третий годы обучения на основании результатов собеседования.
Срок реализации программы - 3 года. Содержание программы разделено по ступеням сложности:
1 ступень – 2 раза в неделю по 2 часа или 4 раза в неделю по 1 часу, общее количество часов 144.
2 ступень –2 раза в неделю по 2 часа или 4 раза в неделю по 1 часу, общее количество часов 144.
3 ступень – 2 раза в неделю по 2 часа или 4 раза в неделю по 1 часу, общее количество часов 144.
В зависимости от уровня подготовки учащихся количество часов и тем может меняться.
Формы организации работы с детьми: практические занятия, викторины, деловые игры, экскурсии. Базовые знания при наборе детей в группу 1 ступени – умение работать с иглами, ножницами, клеить.
Один из путей воспитания положительного отношения к учебной деятельности у младших школьников (7-12 лет)- формирование его на основе
первоначальных простейших интересов (ролевые игры, облегченные механические виды работ, наглядность), поэтому в программу 1 и 2 ступени включены работы по вывязыванию игрушек, конструированию их и предполагается использование ролевых игр. В программу 3 ступени обучения включены более сложные темы, требующие определенных навыков вязания, такие как «Конструирование одежды, вязанной спицами и крючком», «Аксессуары к вязаной одежде», «Декоративные изделия».
Промежуточные результаты.
Программа 1 ступени ориентирована на освоение учащимися приемов вязания крючком. Дети, обучающиеся по программе I ступени, должны уметь:
- вязать одежду для куклы Барби, выполнить игрушки из помпонов,
связать крючком простейшие игрушки: плоские и объемные по схемам и шаблонам, а также изделия для домашнего интерьера.
Должны знать: азбуку вязания крючком, технологию изготовления одежды для куклы Барби, плоских и объемных игрушек по схемам, шаблонам, и сувениров для интерьера.
Программа II ступени предполагает освоение приемов вязания спицами, умение работать крючком и спицами по схемам; конструирование объемных игрушек и карманов для мелочей с одновременным изучением элементов экономики; вязание декоративных изделий. По окончании курса воспитанники должны уметь: вязать крючком по схемам, уметь вязать спицами платочной, чулочной вязкой, выполнить творческий проект, сконструировав объемную игрушку, карман для мелочей; связать декоративное изделие. Они должны знать: национальные традиции вязания мастеров Северного Кавказа,элементы азбуки вязания спицами, азбуку вязания крючком, основы проектирования, технологию изготовления объемных игрушек, карманов для мелочей и декоративных изделий.
В соответствии с программой III ступени, учащиеся должны продолжить освоение техники вязания крючком и спицами, занятия конструированием вязаных изделий, выполнить творческий проект, научиться изготавливать аксессуары к вязаным изделиям. Воспитанники должны уметь вязать крючком
по схемам, вязать спицами платочной и чулочной вязью, связать куклу и одежду на нее спицами и крючком, кисет для казака, выполнить аксессуары, а также творческий проект: конструирование топика.
Учащиеся, обучающиеся по программе 3 ступени должны знать: виды ремесел на Кубани, историю костюма казаков, технологию изготовления кружевных изделий, аксессуаров к одежде, основы проектирования.
На занятиях в объединении учащиеся должны получить дополнительные знания по экономике, истории и теории вязания, региональных традиций вязания, экологии и валеологии. Изучение темы «Человек и природа» носит контекстный характер и осуществляется при рассмотрении других разделов программы: «Материалы и инструменты», «Техника безопасности».
В основе образовательного процесса по реализации данной программы, являющейся комплексной, лежит технология разноуровневого обучения. При организации и осуществлении этого процесса приоритетными являются учебные образовательные задачи поискового характера.
Процесс достижения целей и поставленных задач осуществляется в сотрудничестве детей и педагога, при этом применяются различные методы осуществления целостности педагогического процесса. Методы формирования сознания – словесные. Это рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с литературой.
Методы стимулирования и мотивации поведения, а также формирования опыта эмоционально–целостных отношений у учащихся, интереса к деятельности и поведению: викторины, ролевые и деловые игры, выставки, защита творческих проектов.
Данная программа прошла апробацию в течение 5 лет. Результаты участия в итоговых выставках свидетельствуют об эффективности программы.
В процессе обучения целесообразно использовать новую технологию: метод проектов, который расширяет кругозор учащихся, развивает творческие способности, учит работать с литературой и т.д.
Методы контроля за обучением.
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:
1.текущий контроль (в течение всего учебного года)
2.промежуточный контроль (декабрь-январь)
3.итоговый контроль (май).
Текущий контроль: устный (контрольный опрос или тесты), практические задания. Используется еще промежуточный и итоговый контроль (в середине и конце года): контрольный срез определения уровня знаний учащихся (тестирование). По результатам итогового контроля учащиеся переводятся на следующую ступень обучения.
На выбор конкретной формы и методов контроля над обучением влияет возраст, степень развития, психофизиологическое состояние детей данной группы.
Кроме того, оценкой результатов работы в объединении учащихся является представление работ на различные выставки, а также выполнение творческих проектов.
В процессе обучения используется дифференцированный подход к детям:
способными детьми выполняются более сложные задания, остальным предоставляется больше работ по шаблону, с вовлечением их в общую трудовую деятельность.
Обязательным направлением в деятельности объединения является работа с родителями. На собраниях, в индивидуальных беседах, консультациях обсуждаются успехи учащихся, предлагаются конкретные рекомендации.
КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
После обучения в объединении учащиеся должны уметь изготавливать крючком и спицами всевозможные игрушки и сувениры; уметь конструировать одежду, вязать декоративные изделия, выполнить творческий проект, знать о кубанских ремеслах; одежду, традиции казаков.
Приобретая вышеназванные трудовые навыки, у детей должна быть
сформирована активная жизненная позиция и устойчивая потребность самостоятельно решать творческие задачи
. Формы подведения итогов работы по программе: выставка, тесты, игра.
Программа соответствует:
- Уставу Центра научно-технического творчества,
- требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей;
- санитарно – эпидемиологическим правилам и нормативам (САНПИН) 2.44.1251 – 03, принятых Министерством юстиции России от 27.05. 2003 г.;
- не противоречит закону «Об образовании», конвенции ООН «О правах ребенка»;
Учебно-тематический план
I ступень сложности
№ | Тема | Общее количество часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2. | Техника вязания крючком | 24 | 2 | 22 |
3. | Моделирование одежды для куклы Барби. | 6 | - | 6 |
4. | Выполнение простейших плоских игрушек по шаблонам | 12 | 2 | 10 |
5. | Игрушки из помпонов | 6 | - | 6 |
6. | Вывязывание игрушек по описанию | 22 | 2 | 20 |
7. | Выполнение объемных игрушек по шаблонам | 30 | 4 | 26 |
8. | Вывязывание сувениров для домашнего интерьера | 40 | 8 | 32 |
9. | Заключительное занятие | 2 | 2 | - |
- | ||||
Итого: | 144 | 22 | 122 |
Содержание
- ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ч )
Теория: История развития художественного вязания. Знакомство с правилами поведения в объединении. Режим работы, инструменты и материалы, необходимые для работы. Техника безопасности.
2. ТЕХНИКА ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ (24 ч.)
Теория: Подготовка пряжи к работе. Запись, зарисовка обозначений столбиков и воздушных петель.
Практика: Освоение приемов вязания. Убавление и прибавление петель. Вывязывание квадрата, круга, треугольника.
3. МОДЕЛИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ ДЛЯ КУКЛЫ БАРБИ (6 ч.)
Теория: Техника вязания узорного полотна. Понятие раппорта.
Практика: вывязывание одежды для куклы Барби: юбки, шляпки, сумки; оформление одежды.
4. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОСТЕЙШИХ ПЛОСКИХ ИГРУШЕК ПО ШАБЛОНАМ (12 ч)
Теория: Понятие плоской игрушки. Шаблон. Правила работы с шаблонами. Виды трикотажных соединений. Технологический процесс изготовления глаз и носиков игрушки.
Практика: выполнение плоских игрушек «Солнышко», «Медвежонок», «Рыбка».
5 .ИГРУШКИ ИЗ ПОМПОНОВ (6 ч.)
Теория: технология изготовления помпона. Соединение помпонов. Оформление игрушек.
Практика: изготовление игрушек: «Мышка», «Котик», «Клубничка»
6.ВЫВЯЗЫВАНИЕ ОБЪЕМНЫХ ИГРУШЕК ПО ОПИСАНИЮ (22 ч)
Теория: Технология изготовления игрушек по описанию. Трикотажные соединения деталей. Вывертывание и набивка деталей. Соединение набитых деталей игрушки. Оформление игрушек.
Практика: Вывязывание игрушек «Мухомор», «Зайка», «Кукла»».
7. ВЫПОЛНЕНИЕ ОБЪЕМНЫХ ИГРУШЕК ПО ШАБЛОНАМ.( 30ч.)
Теория: Технология изготовления объемных игрушек по шаблонам.
Трикотажные соединения деталей. Вывертывание и набивка деталей.
Соединение набитых деталей игрушек. Каркасы. Изготовление
Проволочных каркасов.
Практика: Вывязывание объемных игрушек по шаблонам: «Черепаха»», «Лягушка», «Птичка», «Лев».
8.ВЫВЯЗЫВАНИЕ СУВЕНИРОВ ДЛЯ ДОМАШНЕГО ИНТЕРЬЕРА (40 ч)
Теория: Технология изготовления вязаной закладки, игольниц, прихватки, панно, салфетки с использованием схемы вязания.
Практика: Вывязывание закладки, карандашницы, игольницы, прихватки, панно, салфетки с использованием схемы вязания.
9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ч) Организация выставки работ
Учащихся. Подведение итогов, анализ работ, представленных на выставку.
Учебно-тематический план
II ступень сложности
№ п/п | Тема | Общее Кол-во часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 2 | 1 |
1
|
2. | Национальные традиции искусства вязания народов Северного Кавказа | 2 | 2 | 0 |
3. | Техника вязания крючком по схемам | 18 | 2 | 16 |
4. | Техника вязания спицами | 14 | 2 | 12 |
5. | Работа над проектом:
| 30 | 4 | 26 |
22 | 2 | 20 | ||
4 | 2 | 2 | ||
6. | Декоративные изделия и сувениры для домашнего интерьера: декоративные композиции, панно салфетки, подставки под чайник, прихватки | 50 | 6 | 44 |
7. | Заключительное занятие | 2 | 2 | 0 |
Итого: | 144 | 23 | 121 |
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ч)
Теория: Знакомство с программой, просмотр готовых изделий. Режим работы объединения. Оборудование кабинета. Организация рабочего места. Инструменты и материалы. Виды пряжи. Природа и человек. Правила безопасной работы.
Практика: Вывязывание образцов с целью выявления уровня умений учащихся.
2. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ ИСКУССТВА ВЯЗАНИЯ МАСТЕРОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА (2ч.)
Практика: Экскурсия в музей. Рассматривание образцов изделий родного края в краеведческом музее.
3. ТЕХНИКА ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ ПО СХЕМАМ (18 ч)
Теория: Понятие схем. Запись и зарисовка схем упражнений. Оформление края изделия. Кружева на цепочке и по краю изделия.
Практика: выполнение упражнений по вывязыванию узоров. Вывязывание кружева на цепочке и по краю изделия. Оформление альбома образцов.
4. ТЕХНИКА ВЯЗАНИЯ СПИЦАМИ (14 ч)
Теория: Подготовка пряжи. Подбор спиц. Набор начального ряда петель. Основные виды петель: петли начального ряда, лицевые петли, изнаночные петли. Условные обозначения. Накид. Прибавление и убавление петель. Закрытие петель. Платочное и чулочное вязание.
Практика: Выполнение упражнений по вывязыванию образцов спицами Выполнение образцов платочной и чулочной вязи. Оформление альбома образцов.
5. РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ :
- Конструирование объемных игрушек (30 ч)
Теория: Постановка задачи. Работа с литературой. Поиск вариантов. Выбор оптимального решения. Выполнение технологической карты. Построение чертежа. Изготовление и оформление изделия. Защита проекта.
Практика: Изготовление и оформление изделий.
- Конструирование карманов для мелочей (22 ч)
Теория: Постановка задачи. Работа с литературой. Поиск вариантов. Выбор оптимального решения. Выполнение технологической карты. Построение чертежа. Изготовление и оформление изделия. Защита проекта.
Практика: Изготовление и оформление изделий.
- Вопросы экономики (4 ч)
Теория: Творчески осознанный труд – условие активного существования людей. Средства производства. Источники и способ получения людьми средств существования.
Практика: игра « Делаем бизнес»
6. ДЕКОРАТИВНЫЕ ИЗДЕЛИЯ И СУВЕНИРЫ ДЛЯ ДОМАШНЕГО ИНТЕРЬЕРА (50 ч.)
Теория: Декоративные композиции, панно технология изготовления композиций. Оформление композиций. Салфетки. Крючки и нитки для вывязывания салфеток. Правила вязания по кругу. Зарисовка схем узора. Подставки под чайник и прихватки. Технология изготовления подставок под чайник. Технология изготовления прихваток.
Практика: выполнение декоративной композиции «Лето». Изготовление панно «Древо жизни». Вывязывание салфеток. Изготовление подставок под чайник.
Изготовление прихваток.
7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ч)
Подведение итогов. Обсуждение работ, представленных на выставку.
Учебно - тематическиий план
III ступень сложности
№ п/п | Тема | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | |
Техника вязания спицами | 10 | 2 | 8 | |
Техника вязания крючком | 20 | 2 | 18 | |
Конструирование изделий, вязанных крючком и спицами: вывязывание куклы и одежды для нее. | 56 | 10 | 46 | |
Кубанские народные ремесла. Одежда казаков. История казачьего костюма
| 2 | 1 | 1 | |
6 | Аксессуары к вязаным изделиям. | 26 | 2 | 24 |
7. | Выполнение творческого проекта: -конструирование топика | 26 | 2 | 24 |
8. | Заключительное занятие | 2 | 2 | 0 |
Итого: | 144 | 22 | 122 |
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ч.)
Теория: История развития художественного вязания. Знакомство с правилами работы и поведения в объединении. Режим работы. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Виды пряжи. Природа и человек. Правила безопасной работы.
2. ТЕХНИКА ВЯЗАНИЯ СПИЦАМИ (10ч)
Теория: Понятие схемы. Запись и зарисовка схем-упражнений. Плоскостное и цилиндрическое вязание. Лицевые и изнаночные петли. Узоры из лицевых и изнаночных петель.
Практика: Выполнение упражнений по вывязыванию узоров. Выполнение образцов платочного и чулочного вязания. Оформление альбома образцов.
3. ТЕХНИКА ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ (20 ч)
Теория: Понятие схемы. Условные обозначения. Запись и зарисовка схем упражнений. Оформление края изделия. Кружева на цепочке и по краю изделия.
Практика: Выполнение упражнений по вывязыванию узоров крючком. Вывязывание кружева на цепочке и по краю изделия. Оформление альбома образцов.
4.КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ, ВЯЗАННЫХ СПИЦАМИ И КРЮЧКОМ. (56 ч): - вывязывание куклы и одежды для нее.
Теория: Технология изготовления куклы. Поиск вариантов. Выбор оптимального решения. Выполнение эскиза. Построение чертежа. Оформление модели.
Практика: выполнение куклы. Оформление ее. Вывязывание одежды для куклы. Сборка и отпаривание одежды. Оформление одежды.
5. КУБАНСКИЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ.
ОДЕЖДА КАЗАКОВ. ИСТОРИЯ КАЗАЧЬЕГО КОСТЮМА. (2 ч)
Теория: прикладные ремесла Кубани. Одежда казаков. История казачьего костюма .
Практика: изготовление кисета.
6. АКСЕССУАРЫ К ВЯЗАНЫМ ИЗДЕЛИЯМ. (26Ч)
Теория: Цветы. Неувядающие букеты. Технология изготовления цветов: «Ромашка», «Нарцисс», «Незабудки». Сумочки, шляпки. Выбор модели сумочки. Технология изготовления шляпки.
Практика: Вывязывание цветов «Ромашка», «Нарцисс», «Незабудки». Вывязывание сумочки. Вывязывание шляпки.
.7. ВЫПОЛНЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА: КОНСТРУИРОВАНИЕ ТОПИКА (26Ч.)
Теория: Постановка задачи. Работа с литературой. Поиск вариантов. Выбор оптимального решения. Выполнение технологической карты. Построение чертежа. Выбор схемы узора. Изготовление изделий. Защита проекта.
Практика: Изготовление и оформление изделий. Выполнение пояснительной записки с чертежами.
8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ч)
Подведение итогов, обсуждение работ, представленных на выставку.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Занятия проводятся в помещении, где имеется все необходимое для творческой работы: наглядные пособия, шаблоны игрушек, фотоальбомы, журналы, образцы написания пояснительной записки к творческим проектам. Соблюдение принципа наглядности – одно из условий эффективности обучения
Условия, необходимые для получения наилучшего образовательного результата: материальная база (материалы и инструменты).
Кроме этого должно быть наличие:
1.Учебно-методической литературы.
2.Наглядных пособий: образцы вязания узоров спицами и крючком
и вывязывания отдельных мотивов, цветов.
3.Пособия «Цветовой круг».
4 Схем вывязывания салфеток.
5.Планов-конспектов занятий.
6.Подшивок журналов «Модно и просто», «Вяжем сами», «Валентина», «Журнал мод», «Верена», «Декоративное вязание».
7.Образцов изделий.
8. Тестов для проведения контрольных работ.
Условия, которые препятствуют образовательному процессу:
отсутствие материалов и инструментов.
Наиболее удачные формы организации образовательного процесса:
игра-путешествие, викторина, деловая игра.
ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ И МАТЕРИАЛОВ,
НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ 1 ЧЕЛОВЕКА
№ | Оборудование, материалы и инструменты | Количество |
1 | Рабочий стол | 1 |
2 | Доска учебная | 1 |
3 | Стул | 1 |
4 | Крючок (набор крючков) | 1 |
5 | Спицы *(набор спиц) | 1 |
6 | Игла (набор игл) | 1 |
7 | Клей ПВА (о, 5 кг) | 0,5 кг |
8 | Картон (набор) | 1 набор |
9 | Наполнитель | 5кг |
10 | Ножницы | 1 |
11 | Линейка с отверстиями | 1 |
12 | Маркер | 1 |
13 | Тетрадь общая | 1 |
14 | Ручка | 2 |
15 | Карандаш | 1 |
16 | Картон (лист) | 2 |
17 | Кисточка для клея | 1 |
18 | Компьютер | 1 |
19 | Мультимедийная установка | 1 |
Литература для педагогов:
1.Вязаная игрушка. Тарасенко С.Ф.-Минск: «Полымя», 1997г.- 192 с.
2.Вязаная игрушка. Карельская И.Ю - Санкт-Петербург:«Корона принт»,1998 -218с.
3.Вязание спицами и крючком. Максимова М.В - М: 1994г.- 227с
4.Вязание крючком. Власова А.А.-М:2000.-128с.
5.Декоративное вязание. Я. Дирвянскене - М: «Культура и традиции»,1998г.- 152с.
6.Журналы «Модно и просто».- М:2010-2014г.
7.Журналы «Валя-Валентина»- вязаные игрушки–М:2010-2014г
8.Журналы «Валя-Валентина» - декоративное вязание – М:2010-2014г.
9.Журнал мод – М: 2010 г.
10.Журналы «Делаем сами» - М:2010- 2014 г.
11.Журналы «Верена» - М: 2010-2014 г.
12.Рукодельница. Терешкович Т.П.-Минск: «Полымя», 1993г.-221с.
Литература для детей:
1.Вязаная игрушка. Тарасенко С.Ф.-Минск: «Полымя», 1997г.- 192 с
2.Вязаная игрушка. Карельская И.Ю - Санкт-Петербург:«Корона принт»,1998 -218с..
3.Вязание спицами и крючком. Максимова М.В – М: 1994г.-227с.
4.Журналы «Уютный дом»- М:2010-2012 г.
5.Журналы «Вяжем сами»- М:2010-2012 г
6.Журналы «Валя-Валентина»- вязаные игрушки – М:2007г.
7.Журналы «Валя-Валентина» - декоративное вязание- М:2010-2014г.
8.Подружки-рукодельницы. Ханашевич Д.Р. (вязание спицами)- М: «Малыш»,1992г.-20с.
9.Подружки-рукодельницы. Ханашевич С.С. (вязание крючком)- М: «Малыш», 1992г-24с.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
МЫ ВЯЗАЛИ И УСТАЛИ,
ПОТИХОНЬКУ ВМЕСТЕ ВСТАЛИ,
РУЧКАМИ ПОХЛОПАЛИ,
НОЖКАМИ ПОТОПАЛИ.
СЕЛИ, ВСТАЛИ, ВСТАЛИ, СЕЛИ
И ДРУГ ДРУГА НЕ ЗАДЕЛИ.
МЫ НЕМНОЖКО ОТДОХНЕМ,
И ОПЯТЬ ВЯЗАТЬ НАЧНЕМ.
БУРАТИНО ПОТЯНУЛСЯ,
РАЗ КАЧНУЛСЯ, ДВА НАГНУЛСЯ.
ЧТОБЫ КЛЮЧИК НАМ ДОСТАТЬ
НА НОСОЧКИ НАДО ВСТАТЬ.
ПОДНИМАЕМСЯ ВСЕ ВЫШЕ,
ДОСТАЕМ РУКАМИ КРЫШИ,
НА ДВА СЧЕТА ПОДТЯНУЛИСЬ
ТРИ, ЧЕТЫРЕ – РАЗОГНУЛИСЬ.
ВЕТЕР ДУЕТ НАМ В ЛИЦО,
ЗАКАЧАЛОСЬ ДЕРЕВЦО.
ВЕТЕРОК ВСЕ ТИШЕ, ТИШЕ,
ДЕРЕВЦО ВСЕ НИЖЕ, НИЖЕ
Контрольные вопросы к образовательной программе «Вязаный сувенир»
1ступень сложности
1.Кто был покровительницей вязания в древнегреческой мифологии?
( Афродита, Аврора, Афина )
2.Какая пряжа сгорает медленно, спекаясь в твердый шарик?
(Хлопок, шерсть, синтетика)
3.При поджигании пряжи образовалась белая зола и почувствовался запах
горящей бумаги. Какая это пряжа?
(Шерсть, синтетика, хлопок)
4.При поджигании какой пряжи чувствуется запах смоленого рога?
(хлопок, синтетика, шерсть)
5.Как получают шелковую пряжу?
(из слюны жуков, червяков, тутовых шелкопрядов.)
6.Из каких растений изготавливают хлопчатобумажную пряжу?
(джут, кенаф, пенька)
7.Из какого материала изготавливают крючки?
(из кости, дерева, металла, пластмассы.)
8.Какие основные свойства пряжи? (Толщина, длина, упругость, прочность)
9.Чем отличаются крючки? (Длиной, номером, материалом, из которого они изготовлены).
10.Как подобрать крючок? (Крючок должен быть в 2-2,5 раза толще нити; в 3раза, в 5 раз)
11.Сколько петель прибавляют дополнительно в конце ряда при вязании прямого полотна столбиками без накида? (1; )
12. Сколько петель прибавляют дополнительно в конце ряда при вязании столбиками с накидом? (2)
13. Как убавляются петли при вязании крючком?
(пропуская петли, добавляя петли)
14.Сколько петель дополнительно провязывается в конце каждого ряда при вывязывании салфеток? (1,2,3)
15.Что такое шаблон игрушки?
(Описание, схема, выкройка)
16.Что такое «плоская игрушка»?
( игрушка, имеющая объем; не имеющая объем)
17.Назовите пряжу животного происхождения.
(шерсть, хлопок, шелк)
18.Из чего делают синтетическую пряжу?
(нефть, уголь, природные и попутные нефтяные газы, отходы
сельскохозяйственного производства).
19.Для каких целей в игрушках можно использовать распущенную пряжу, не выпрямляя ее?
( На волосы кукле, на гриву лошади, на бахрому)
20.Как правильно передавать ножницы?
(Лезвиями вперед, кольцами вперед)
2-е полугодие
21.Где должны храниться иглы? (в игольнице, в карандашнице, в сумке)
22.Где должны храниться крючки? ( в пенале, в сумке, в косметичке)
23.Что такое цепочка из воздушных петель?
(Второй ряд петель, заключительный ряд, первоначальный ряд петель)
24.Какие столбики выше: без накида или с накидом?
(Без накида, с накидом)
25..Какими швами сшиваются детали вязаных игрушек?
(швом вперед иголку, тамбурным швом, швом «через край)
26.Сколько петель нужно прибавлять в конце ряда при вывязывании салфеток?
(5, 3, 6)
27.Что можно изготовить из пряжи, не пользуясь спицами и крючком?
( Витой шнур, кисти, помпоны)
28. Каким швом можно стянуть отверстие в связанном шаре?
(швом «через край», « назад иголку», «вперед иголку)
29.Красный цвет пряжи - это «теплый» или « холодный» цвет? (Теплый, холодный)
30.Голубой цвет: теплый или холодный? (Холодный)
31Какой формы вяжут прихватки? ( Круглой, квадратной, пятиугольной, в форме рукавиц)
32.Какие еще элементы вязания используются при вязании салфеток?
(полустолбики, столбики с накидом , с 2-мя накидами, с 3-мя накидами)
33.Что такое «Пико»?- это колечко из 3-х ,4., 5 петель
34.Что такое «технологическая карта»?- это порядок выполнения работы, список операций, правила работы
35.Что является хорошим наполнителем игрушек? (Вата, синтепон, холофайбер, )
36.Какую операцию надо выполнить следующей после соединения деталей игрушки? ( Вывернуть налицо, не выворачивая, набить)
37.С какой стороны сшиваются детали игрушки? ( С изнаночной стороны,
с лицевой).
38.Какими иголками шьют игрушки? (Большими, с широким ушком, маленькими, машинными)
39 .Из каких материалов выполняют каркасы игрушек? (Из поролона, картона,проволоки)
40 .Из каких материалов делают глаза игрушек? ( Из картона, кожи, готовые глазки, из таблеток)
2 ступень сложности.
1. .Как правильно передавать ножницы?
(Лезвиями вперед, кольцами вперед)
2.Где должны храниться иглы? (в игольнице, в карандашнице, в сумке)
3.Где должны храниться крючки? ( в пенале, в сумке, в косметичке)
4.Сколько спиц используется при плоскостном вязании?
(2.4,5)
5.Самый распространенный способ прибавления петель при вязании спицами?
( Использование накидов, использование лицевых петель
6.Какое вязание называется платочным? ( Это вязание с использованием лицевых петель., с использованием накидов, с использованием лицевых и изнаночных петель)
7.Какое вязание называется чулочным?
(1 ряд – лицевые петли; 2 ряд- изнаночные петли, только изнаночные петли
8.Какое вязание называется ажурным?
(с использованием накидов, без использования накидов)
9.Как вяжется 1-я кромочная петля?
(Снимается, провязывается лицевой петлей, изнаночной петлей)
10.Как провязывается последняя кромочная петля?
( Снимается, провязывается лицевой петлей, провязывается изнаночной
11.Как называются чулочно-носочные изделия, вязанные спицами, мастерицамиСеверного Кавказа? (Кутабы, джурабы)
12А что еще вяжут кавказские мастерицы?
(пуховые платки, носки, варежки)
13.Сколько петель прибавляют дополнительно в конце ряда при вязании прямого полотна столбиками без накида? (1; 2, 3)
14. Сколько петель прибавляют дополнительно в конце ряда при вязании столбиками с накидом? (2,4,5)
15. Как убавляются петли при вязании крючком круглого полотна?
(пропуская петли, добавляя петли)
16.Сколько петель прибавляют в конце ряда при вязании прямого полотна столбиками с 2-мя накидами (3 петли, 4, 5)
17.Что такое «Рачий шаг»? (Это провязывание столбиков без накида слева направо, справа налево, столбиками с накидом)
18.Что такое «пико»?- это колечко из 3 воздушных петель, закрепленное в основании, 4, 5
19.Как убавляются петли при вязании прямого полотна крючком? (Пропуская предпосленюю петлю, последнюю, среднюю)
20.Сколько петель провязывается в углах квадратного полотна при вязании крючком? ( 3, 4,5)
2-е полугодие
21.Назовите ахроматические цвета.
(белый, черный, красный)
22.Что такое цветовой тон?
(Цветность, насыщенность, яркость)
23.Что такое проект?
(Самостоятельная творческая работа, порядок выполнения работы, набросок вручную)
24.Что такое « технологическая карта»?
(Правила выполнения работы, список операций, последовательность выполнения работы)
25.Что такое эскиз?
(Рисунок карандашом от руки, рисунок тушью, рисунок фломастером)
26.Красный цвет пряжи - это «теплый» или « холодный» цвет? (Теплый, холодный)
27.Голубой цвет: теплый или холодный? (Холодный, теплый)
28.Какими швами сшиваются детали вязаных игрушек?
(швом вперед иголку, тамбурным швом, швом «через край)
29.Каким швом можно стянуть отверстие в связанном шаре?
(швом «через край», « назад иголку», «вперед иголку»)
30.Что такое «Декоративная композиция»?
(Это аппликация, букет цветов, приклеенная фотография)
31.Из чего состоит декоративная композиция?
(Из основы, цветов, листьев)
32.Что можно использовать в качестве основы для композиции?
(Диск, решетку, корзинку, салфетку)
33.Какие нитки используется чаще всего при вывязывании декоративных композиций?( Мулине, ирис, ангора)
34.Что такое вязаное панно?
(Это картина из вязаных деталей , закрепленных на основе: плоских или объемных; картина из разных материалов, картина из бумаги).
35. Какие нитки чаще всего используют для вязания салфеток?
(Хлопок, лен, мохер, ангора)
36.Что такое коллаж? (Это панно, изготовленное из разных материалов, это вязаная картина).
37.Чем можно подрумянить щеки вязаной кукле? ( Губной помадой, румянами)
38.Как можно оформить глаза кукле? ( Можно использовать готовые глазки, можно выполнить их из картона, кожи, таблеток, можно вышить)
39.Как оформить рот вязаной кукле? (Можно его выполнить из кожи, картона, можно вышить)
40.Что такое прибыль? ( Это цена изделия- затраты на материалы и инструменты)
3 ступень сложности.
1.Как можно обработать край изделия?
(зубчиками, цепочками, «рачим шагом», бахромой
2.Что такое «пико»?
(Это колечко из 3-х воздушных петель, закрепленное в основании; из 5 воздушных петель, из 4 петель)
3.Что такое «рачий шаг»?
(Вывязывание столбиков без накида слева направо; справа налево, вывязывание столбиков с накидом)
4.Что такое аксессуары?
(Это дополнения к одежде, это сумки, это бусы)
5.Как можно связать поля шляпы?
(Прибавляя петли, убавляя петли
6.С чего начинают вязание тульи шляпы? ( С круга, квадрата,прямоугольника)
6.Каким швом можно сшить детали топика?
(тамбурным швом, швом « назад иголку», «через край», швом «вперед иголку»)
7.Как обозначаются на схемах столбики без накида?
( крестиками или маленькими черточками)
8.Как на схемах обозначаются столбики с накидом?
(палочкой с черточкой , палочкой с 2-мя черточками
9.Как обозначаются столбики с 2-мя накидами?
(палочкой с 2-мя черточками, палочкой с 3-мя черточками)
10Приведите примеры узоров с перемещенными петлями.
(косичка, жгут-восьмерка, «английская резинка»)
11Самый распространенный способ прибавления петель при вязании спицами?
( Использование накидов, использование лицевых петель
12.Какое вязание называется платочным? ( Это вязание с использованием лицевых петель., с использованием накидов, с использованием лицевых и изнаночных петель)
13.Какое вязание называется чулочным?
(1 ряд – лицевые петли; 2 ряд- изнаночные петли, только изнаночные петли
14.Какое вязание называется ажурным?
(с использованием накидов, без использования накидов)
15.Как вяжется 1-я кромочная петля?
(Снимается, провязывается лицевой петлей, изнаночной петлей)
16.Как провязывается последняя кромочная петля?
( Снимается, провязывается лицевой петлей, провязывается изнаночной
17 Что такое рапорт?
(Это постоянно повторяющийся рисунок вязания, это одни и те же детали)
18.Для чего используется в игрушках каркас?
(Чтобы игрушка хорошо держала форму, чтобы не падала, чтобы не разъезжались лапы и ноги игрушек)
19.Материалы, использующиеся для каркасов( Это картон, поролон, проволока).
20. Чем можно накрахмалить вязаную вазу, летнюю шляпу? ( Крахмалом, сахаром, мукой, клеем ПВА)
2-зе полугодие
21.Что такое «палантин»?
(Это большой, широкий шарф, это косыночка, это маленький шарфик)
22Назовите виды рукавов.
(вшивной, реглан, цельнокроеный)
23..Наиболее распространенные виды ремесел на Кубани:
(гончарное, кузнечное, резьба по дереву)
24.Нужна ли пояснительная записка к творческому проекту?
(Нужна, не нужна)
25. Как можно быстро изготовить помпон для отделки топика?
(Наматывая нитки в 3 слоя, в 1 слой)
26.Какой длины набирается цепочка при вывязывании крючком цельновязанной кофточки?
(Она равна объему бедер + 2-6 см на свободу облегания)
27. Из какой пряжи лучше всего вязать топик?
(Из мохера, из шерсти, из хлопчатобумажной)
28.Нужно ли отпаривать изделие, связанное из мохера? (Да, нет)
29.Каким швом сшивается ажурное изделие? ( Швом через край, назад иголку, тамбурным швом)
30.Всегда ли топик выполняют цельновязанным? ( Да, нет)
31.Что является наполнителем вязаных бус? (вата, поролон, шарики)
32.С чего начинают вязание берета крючком?( С вязания круга, квадрата, овала)
33.Нужно ли отпаривать связанное изделие? ( Нужно, не нужно)
34. .Как правильно передавать ножницы?
(Лезвиями вперед, кольцами вперед)
35.Где должны храниться иглы? (в игольнице, в карандашнице, в сумке)
36 Где должны храниться крючки? ( в пенале, в сумке, в косметичке)
37.Что такое шаль? ( Это накидка треугольной формы, это прямоугольник, это квадрат).
38.Как можно связать середину треугольной горловины джемпера ?
( Путем пропускания 1 петли, путем добавления 1 петли)
39.Какой вырез горловины называется « каре»? (квадратный, треугольный, овальный)
40.Каким инструментом лучше соединять детали топика, связанного крючком?
( Лучше иглой, крючком, сшить на машинке)
Центр детского (юношеского) научно- технического творчества.
«Принята» «Утверждаю»
на Педагогическом Совете ЦНТТ Директор ЦНТТ
« »_________________2009года Заслуженный учитель РФ
Протокол №_____ ________В.И . Симоньянц
«____» ________2009г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(модифицированная)
«ВЯЗАНЫЙ СУВЕНИР»
( для детей с ограниченными возможностями)
Возраст детей:9-14 лет Руководитель:
Срок реализации: 3 года педагог дополнительного образова-
ния Федореева Людмила Егоровна
г.Армавир
2004 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Один из важных аспектов работы с детьми с ограниченными возможностями – социальная реабилитация их и профессиональная ориентация в современных экономических условиях.
На это и ориентирована данная программа. На основе психолого-педагогических исследований особенностей глухих детей была разработана данная программа в соответствии с уровнем их психических возможностей.
Педагогическая практика уже отмечала, что по сравнению с детьми с нормальным слухом, у глухих наблюдается моторная отсталость, тем более, что у многих из них сложная структура дефекта. С.С. Ляпидевский показал, что моторная недостаточность у большинства аномальных детей имеет переходящий (функциональный) характер, и при соответствующих упражнениях может быть легко преодолена. Именно поэтому вязание способствует развитию моторики пальцев, и, следовательно, интеллекта, успокаивает нервную систему. Кроме того, это прекрасный объект деятельности.
Этим и объясняется выбор данной программы, которая, по своей сути, является
коррекционной. Программа для детей-инвалидов – упрощенный вариант программы «Вязаный сувенир» и все задания в ней упрощены. В программе не содержится тема: «Выполнение творческого проекта», так как психофизиологические особенности этих детей не позволяют его выполнить. Эта программа – модифицированная.
Актуальность программы: отражает общую тенденцию к возрождению искусства вязания в России, опираясь на русскую традицию проведения досуга и воспитания девочек в
семье.
Новизна программы состоит в том, что освоение приемов вязания спицами и крючком идет через вязание игрушек, изделий для интерьера, что позволяет создавать изделия, не
используя трудоемкой техники, а применяемая технология доступна , в основном, для детей-инвалидов 9-14 лет.
Эта программа профессионально ориентирована и рассчитана на 3года, соответствует: типовому положению о дополнительном образовании, уставу Центра и закону РФ «Об образовании».
Программа 1 ступени предполагает освоение приемов вязания крючком, вязание одежды для куклы Барби, кукол-пальчиков, плоских и простейших объемных игрушек по шаблонам,
описанию, схемам, а также сувениров для домашнего интерьера.
В соответствии с программой 2 ступени учащиеся должны освоить технику вязания спицами, научиться работать спицами и крючком по схемам, вязать объемные игрушки по шаблонам и по замыслу, декоративные изделия для домашнего интерьера, уметь выполнить вязаную бижутерию.
Программа 3 ступени предполагает более глубокое освоение техники вязания крючком и спицами, конструирование изделий, вязанных спицами и крючком: жилет, джемпер, а также выполнение аксессуаров к вязаным изделиям.
На занятиях в объединении воспитанники должны приобрести не только практические навыки, но и дополнительные знания теории и истории вязания, а также экологии и валеологии, знать традиции своего края. Изучение темы «Человек и природа» носит контекстный характер и осуществляется при рассмотрении различных разделов программы «Материалы и инструменты», «Техника безопасности»
Тема «Национальные особенности искусства вязания народов Северного Кавказа» (III ступень) так же носит контекстный характер и изучается при рассмотрении темы «Аксессуары к вязаной одежде», беседах об истории костюма, культуры ношения одежды, о моде.
Занятия проводятся в школе-интернате для глухих детей. Форма организации работы с детьми – групповое обучение. Поскольку данная программа ориентирована на детей-инвалидов, у которых разные возможности, то в процессе обучения таких детей должен быть дифференцированный подход к ним. Кроме того, следует использовать инсценировки с использованием мягких игрушек, связанных детьми.
Особенности набора – из всех желающих. Возраст детей, обучающихся по программе «Вязаный сувенир, в основном, 9-14 лет, так как психофизиологические особенности глухих детей, а также базисные знания и умения общеобразовательной школы соответствуют данному виду творчества. Глухим детям необходимо предоставлять больше работ по шаблону, а не замыслу, вовлекая их в общую трудовую деятельность, используя больше наглядности. Младшие школьники (9-12 лет) любят, как и все дети, игрушки, поэтому в программу 1 и 2 ступени включены темы по изготовлению игрушек. У младших подростков(12-15лет) развито чувство взрослости, поэтому в программе 3 ступени предусмотрены темы по изготовлению одежды, аксессуаров к ней, декоративных изделий. Форма организации работы с глухими подростками - практические занятия, экскурсии, выставки, показы мод.
Выполнение программы каждой ступени рассчитано на один учебный год. Объём программы -144 часа. В зависимости от уровня подготовки учащихся количество часов и тем может меняться. Количество детей в группе соответствует Уставу центра,
согласно нормативам работы с глухими детьми.
Режим работы:
Группы II и III ступени занимаются 2 раза в неделю по 2 часа, поскольку у глухих детей велика нагрузка на глаза, необходимо устраивать отдых после 1 часа работы.
Промежуточный результат
1 ступень
По окончании данного курса учащиеся должны владеть техникой вязания крючком, уметь выполнить плоскую и объемную игрушку по шаблону и схеме, вывязывать одежду для куклы Барби, изготовить простейший сувенир для домашнего интерьера: карандашницу, игольницу, прихватку, салфетку. Приобретая вышеназванные трудовые навыки, дети должны научиться уважать свой труд и труд чужих людей, беречь и охранять природу, знать традиции своего края. Оценка результатов: проведение контрольных опросов в группах учащихся 1 ступени, а также по итогам проводимых выставок.
2 ступень
По окончании данного курса учащиеся должны знать народные традиции искусства вязания умельцев Северного Кавказа, уважать свой труд и труд чужих людей, беречь и охранять природу, научиться основным приемам вязания спицами и крючком; научиться работать по схемам, конструировать объемную игрушку, карман для мелочей, изготовить декоративное изделие: салфетку, прихватку; вязаную бижутерию. Оценка результатов: проведение контрольных опросов в группах учащихся 2 ступени, по итогам проводимых выставок.
3 ступень
По окончании данного курса учащиеся должны знать национальные особенности искусства вязания народов Северного Кавказа, уважать свой труд и труд чужих людей, беречь и охранять природу, уметь изготовить изделие, вязанное спицами и крючком: жилет, джемпер; аксессуары к вязаным изделиям. Оценка результатов: проведение контрольных опросов и контрольных работ (тестирование) в группах учащихся 3 ступени, а также по итогам проводимых выставок.
Конечный результат.
После обучения в объединении учащиеся должны уметь изготавливать крючком и спицами всевозможные игрушки и сувениры; уметь конструировать одежду, вязать декоративные изделия, знать национальные традиции искусства вязания народов Северного Кавказа, их одежду, традиции.
Приобретая вышеназванные трудовые навыки, дети должны научиться уважать свой труд и труд чужих людей, беречь и охранять природу, вести здоровый образ жизни; проявлять самостоятельность при решении творческих задач.
Цель программы: ознакомить воспитанников с вязанием, как с одним из видов декоративно – прикладного искусства, с традициями искусства вязания народов Северного Кавказа, помочь детям приобрести навыки вязания спицами и крючком с тем, чтобы полученные знания и умения они смогли применить в жизни.
Для реализации поставленной цели программа ставит следующие задачи:
Обучающие:
-Научить детей основным приёмам вязания спицами и крючком ;
- ознакомить их с технологией изготовления игрушек, декоративных изделий и одежды.
Воспитывающие:
-Заинтересовать детей вязанием;
-Воспитать трудолюбие, чувство гордости за свой и чужой труд;
-Формировать у воспитанников патриотизм и нравственность средствами
традиционных ремёсел;
-Популяризировать здоровый образ жизни;
-Воспитать у детей бережное отношение к природе.
Развивающие:
-Развить у учащихся самостоятельность и способность решать творческие задачи;
-Способствовать развитию пространственного мышления, художественного вкуса,
фантазии у детей.
Одно из условий эффективности обучения – соблюдения принципа наглядности. В процессе обучения используются: альбомы образцов, журналы, схемы, таблицы, технологические карты.
Методы контроля : контрольный опрос. На выбор формы контроля влияет степень развития, психофизиологическое состояние детей – инвалидов.
Оценкой результатов работы в объединении учащихся также является представление работ на различные выставки.
В программе предусмотрены часы по выполнению сувениров к праздникам. После обучения в объединении воспитанники могут продолжить обучение в училище для инвалидов.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Условия, необходимые для получения наилучшего образовательного результата:
наличие материалов и инструментов. Кроме того должно быть наличие:
1.Учебно-методической литературы
2.Наглядных пособий : образцы вязания узоров спицами и крючком
и вывязывания отдельных мотивов, цветов.
3.Пособия «Цветовой круг»
4 Схем вывязывания салфеток.
5.Планов-конспектов занятий
6.Подшивок журналов «Модно и просто», «Вяжем сами», «Валентина», «Журнал мод», «Верена», , «Декоративное вязание».
7.Образцов изделий
8. Тестов для проведения контрольных срезов
Условия, которые препятствуют образовательному процессу:
отсутствие хороших материалов.
Наиболее удачные формы организации образовательного процесса :
игра-путешествие, викторина, деловая игра.
Список оборудования, материалов и инструментов, необходимых для работы
1учащегося в течение учебного года.
№ | Оборудование, материалы и инструменты | Количество |
1 | Рабочий стол | 1 |
2 | Доска учебная | 1 |
3 | Стул | 1 |
4 | Крючок (набор крючков) | 1 |
5 | Спицы *(набор спиц) | 1 |
6 | Игла (набор игл) | 1 |
7 | Клей ПВА (о, 5 кг) | 0,5 кг |
8 | Картон (набор) | 1 набор |
9 | Пайетки | 3 набора |
10 | Ножницы | 1 |
11 | Линейка с отверстиями | 1 |
12 | Маркер | 1 |
13 | Тетрадь общая | 1 |
14 | Ручка | 2 |
15 | Карандаш | 1 |
16 | Картон (лист) | 2 |
17 | Кисточка для клея | 1 |
18 | Мел | 2 куска |
19 | Наполнитель | 5 кг |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
1 ступень
№ | Тема | Общее количество часов | Теоретическая часть | Практическая часть |
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2. | Искусство вязания мастеров Северного Кавказа | 4 | 2 | 2 |
3. | Техника вязания крючком. | 24 | 2 | 22 |
4. | Моделирование одежды для куклы Барби | 6 | - | 6 |
5. | Выполнение плоских игрушек по шаблону | 12 | 2 | 10 |
6. | Куклы-пальчики | 6 | - | 6 |
7. | Вывязывание игрушек по схемам | 22 | 2 | 20 |
8. | Вывязывание игрушек по шаблону | 30 | 4 | 26 |
9. | Вывязывание сувениров для интерьера. | 36 | 8 | 28 |
10. | Заключительное занятие | 2 | 2 | - |
Итого 144 24 120
СОДЕРЖАНИЕ.
1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. (2 ч)
Теория: История развития художественного вязания. Знакомство с правилами поведения в объединении. Режим работы, инструменты и материалы, необходимые для работы. Техника безопасности.
2.ИСКУССТВО ВЯЗАНИЯ МАСТЕРОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА ( 4 ч) –
Теория: О традициях в семье, селе, крае.
Народная одежда. Вещный ряд Кубанского жилища. Экскурсия в музей.: рассматривание изделий мастеров Кубани в краеведческом музее.
3..ТЕХНИКА ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ (24ч)
Теория: Подготовка пряжи к работе. Запись, зарисовка обозначений столбиков и воздушных петель.
Практика: Освоение приемов вязания. Убавление и прибавление петель. Вывязывание квадрата, круга, треугольника.
4.МОДЕЛИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ ДЛЯ КУКЛЫ БАРБИ (6 ч)
Теория: Изменение фактуры вязаного полотна в зависимости от изменения способа вывязывания одних и тех же элементов с применением в одежде для куклы Барби: сарафане, шляпке, сумке.
Практика: вывязывание одежды для куклы Барби: сарафана, шляпки, сумки, оформление одежды.
5.ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛОСКИХ ИГРУШЕК ПО ШАБЛОНУ (12 ч)
Теория: Понятие плоской игрушки. Выполнение эскиза. Понятие шаблона. Правила работы с шаблонами. Виды трикотажных соединений. Технологический процесс изготовления глаз и носиков игрушки.
Практика: выполнение плоских игрушек «Солнышко», «Тигренок», «Рыбка» (по выбору учащихся).
6..КУКЛЫ-ПАЛЬЧИКИ (6ч)
Теория: Понятие куклы-пальчика. Выполнение эскиза. Знакомство с технологией изготовления. Оформление игрушки.
Практика: Выполнение кукол-пальчиков: «Львенок», «Мышонок», «Тигренок» и т. д. (по выбору учащихся)
7.ВЫВЯЗЫВАНИЕ ИГРУШЕК ПО СХЕМАМ.(22 ч)
Теория: Технология изготовления игрушек по описанию и схемам. Схема и вывязывание деталей и игрушек по ней. Трикотажные соединения деталей. Вывертывание и набивка деталей. Соединение набитых деталей игрушки. Оформление игрушки.
Практика: Вывязывание игрушек «Мухомор», «Зайка», «Собачка» и т.д (по выбору учащихся).
8.ВЫВЯЗЫВАНИЕ ОБЪЕМНЫХ ИГРУШЕК ПО ШАБЛОНАМ (30ч)
Теория: Технология изготовления объемных игрушек по шаблонам. Схема и вывязывание игрушек по ней. Трикотажные соединения деталей. Вывертывание и набивка деталей. Соединение набитых деталей игрушки. Оформление игрушки. Особенности изготовления каркасных игрушек. Виды каркасов.
Практика: Вывязывание объемных игрушек по шаблонам: «Черепаха», «Лягушка», «Птичка», «Лев» и т.д(по выбору учащихся)
9. ВЫВЯЗЫВАНИЕ СУВЕНИРОВ ДЛЯ ИНТЕРЬЕРА (36 ч)
Теория: Технология изготовления вязаной закладки, игольниц, прихватки, панно, салфетки с использованием схемы вязания.
Практика: Вывязывание закладки, карандашницы, игольницы, прихватки, панно, салфетки с использованием схемы вязания.
10.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ч)
Организация выставки работ учащихся. Подведение итогов, анализ работ, представленных на выставку.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
11 ступень
№ | Тема | Общее кол-во часов | Теоретическая часть | Практическая часть |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2 | Национальные традиции искусства вязания народов Кавказа | 2 | 2 | - |
3 | Техника вязания крючком по схеме | 18 | 2 | 16 |
4 | Техника вязания спицами | 14 | 2 | 12 |
5 | Конструирование Объемных игрушек | 32 | 4 | 28 |
6 | Конструирование Карманов для мелочей | 24 | 2 | 22 |
7. 8. | Декоративные изделия для домашнего интерьера: салфетки, прихватки. Вязаная бижутерия | 38 12 | 2 - | 36 12 |
9. | Заключительное занятие Итого: | 2 144 | 2 18 | - 126 |
СОДЕРЖАНИЕ
1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ ( 2 ч.)
Теория:
Знакомство с программой , просмотр готовых изделий. Режим работы объединения.
Оборудование кабинета. Организация рабочего места. Инструменты и материалы.
Правила безопасной работы.
Практика:
Вывязывание образцов с целью выявления уровня умений учащихся.
2.НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ ИСКУССТВА ВЯЗАНИЯ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА. ( 4ч.)
Теория:
О традициях ручного вязания в семье, селе , крае. Особенности местных узоров народной одежды. Интерьер Кубанского дома.
Практика:
Экскурсия в музей. Рассматривание образцов изделий, изготовленных народными мастерами.
3. ТЕХНИКА ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ ПО СХЕМАМ .( 18 ч.)
Теория:
Понятие схемы. Запись и зарисовка схем упражнений . Оформление края изделия на цепочке и по краю изделия. Оформление альбома образцов.
Практика: выполнение упражнений по вывязыванию узоров.
4.ТЕХНИКА ВЯЗАНИЯ СПИЦАМИ( 14 ч )
Теория :
Подготовка пряжи к работе . Подбор спиц . Набор первоначального ряда петель .
Основные виды петель : петли начального ряда, лицевые петли , изнаночные петли , накиды. Условные обозначения. Прибавление и убавление петель. Закрытие петель. Построение
рисунков вязания и их запись. Платочная вязка , чулочная, резинка , ажурное вязание.
Практика:
Выполнение упражнений по вывязыванию узоров. Выполнение образцов платочной вязки,
чулочной , резинки , ажурного вязания .
5.КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБЪЕМНЫХ ИГРУШЕК. ( 32 ч.)
Теория:
Уменьшение и увеличение шаблонов . Виды швов , применяемых при сборке игрушек,
Технологический процесс изготовления париков игрушек . Оформление глаз и носиков игрушек. Шарнирное крепление конечностей. Каркас и его изготовление. Виды каркасов из
Картона, проволоки , поролона.
Практика:
Вывязывание объемных игрушек по шаблону «Поросенок» и замыслу: «Гном».
6. КОНСТРУИРОВАНИЕ КАРМАНОВ ДЛЯ МЕЛОЧЕЙ ( 24 ч. )
Теория :
Постановка задачи . Выбор модели. Выполнение эскиза. Построение чертежа .
Изготовление и оформление модели .
Практика:
Изготовление и оформление карманов для мелочей.
7. ВЫВЯЗЫВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ДЛЯ ДОМАШНЕГО ИНТЕЬЕРА (38ч):
-салфетки, прихватки.
Теория:
Инструменты и материалы , используемые при изготовлении .
Правила вязания по кругу. Схемы вязания.
Практика:
Вывязывание салфеток, прихваток по выбору учащихся.
8.ВЯЗАНАЯ БИЖУТЕРИЯ(12ч)
Теория: кулоны, бусы, колье
Практика: вывязывание кулонов, бус, колье.
9.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ.(2ч.)
Подведение итогов. Обсуждение работ, представленных на выставку.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 ступень
№ п/п | Тема | Общее кол-во часов | Теоретическая часть | Практическая часть |
Вводное занятие | 2 | 2 | - | |
Техника вязания спицами | 12 | 2 | 10 | |
Техника вязания крючком | 20 | 2 | 18 | |
Конструирование изделий, вязанных крючком и спицами: игрушки, сувениры ; детская кофточка | 56 | 10 | 46 | |
Национальные особенности искусства вязания народных мастеров Кубани и Северного Кавказа | 2 | 2 | 0 | |
Аксессуары к вязаным изделиям | 50 | 2 | 48 | |
Заключительное занятие. | 2 | 2 | - | |
Итого: | 144 | 22 | 122 |
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВОДНОЕ (2 ч)
Теория: История развития вязания. Знакомство с правилами работы и поведения в объединении. Режим работы. Инструменты и материалы, необходимые для работ. Природа и человек. Техника безопасности.
2. ТЕХНИКА ВЯЗАНИЯ СПИЦАМИ. (12 ч)
Теория: Понятие схемы. Запись и зарисовка схем-упражнений. Плоскостное и цилиндрическое вязание. Узор из лицевых и изнаночных петель. Снятая петля. Узоры со снятой петлей. Перемещение петли. Узоры с перемещенными петлями: косичка, жгут-восьмерка. Ажурное вязание. Узоры ажурного вязания.
Практика: Выполнение упражнений по вывязыванию узоров. Выполнение образцов узоров из лицевых и изнаночных петель: узоров со снятой петлей, перемещенной петлей, ажурного вязания. Оформление альбома образцов.
3. ТЕХНИКА ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ.(20 ч)
Теория: Понятие схемы. Условные обозначения. Запись и зарисовка схем упражнений. Оформление края изделия. Кружева на цепочке и по краю изделия.
Практика: Выполнение упражнений по вывязыванию узоров крючком. Вывязывание кружева на цепочке и по краю изделия. Оформление альбома образцов.
4.КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ, ВЯЗАННЫХ КРЮЧКОМ (56 ч):
Игрушки, сувениры:
Теория: работа с литературой, поиск вариантов. Выбор модели, выполнение эскиза. Зарисовка схемы узора. Построение чертежа. Оформление модели.
Практика: выполнение модели игрушки «Заяц», оформление ее.
Детская кофточка:
Теория: работа с литературой. Поиск вариантов. Выбор оптимального решения. Выполнение эскиза. Зарисовка схемы узора. Снятие мерок. Построение чертежа. Оформление модели и отпаривание.
Практика: Изготовление модели. Оформление модели, отпаривание.
5. Национальные особенности искусства вязания народных мастеров Кубани и Северного Кавказа (2 ч)
Теория: О традициях вязания крючком в семье, селе, крае. Особенности местных узоров народной одежды. Интерьер Кубанского дома.
Практика: Экскурсия в музей. Рассматривание изделий мастеров родного края в краеведческом музее.
6. АКСЕССУАРЫ К ВЯЗАНЫМ ИЗДЕЛИЯМ(50 ч)
- цветы
Теория: Цветы в нашей жизни. Неувядающие букеты. Инструменты и материалы, необходимые для вывязывания цветов, технология их изготовления. Цвет, сочетаемость цветов.
Практика: Вывязывание цветов «Ромашка», «Нарцисс, «Роза».
- Сумочки, шляпки, шарфы
Работа с литературой. Поиск вариантов. Выбор оптимального решения. Построение чертежа. Выбор схемы узора. Выполнение и оформление моделей..
7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ч)
Подведение итогов; обсуждение работ, представленных на выставку.
Литература для педагогов:
1.Тарасенко С.Ф.-«Вязаная игрушка»,М,1997г.
2.Карельская И.Ю.-«Вязаная игрушка»,М,1998 г.
3.Максимова М.М-«Вязание спицами и крючком»,М,2005г.
4.Власова А.А.-«Вязание крючком»,Р,2000г.
5.Журналы «Модно и просто»-2006-2008г.
6.Журналы «Валя-Валентина»- вязаные игрушки,2007г
7.Журналы «Валя-Валентина»- декоративное вязание,2008г.
8.Журнал мод-2008 г.
9.Дирвянскене И.Б.-«Декоративное вязание»-1999г.
10.Журналы «Делаем сами» ,2007-2008 г.
11.Журналы «Верена» , 2007-2008 г.
12.Краузе А.М.-«Вязание крючком» М,2006г.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ:
1.Тарасенко С.Ф.-«Вязаная игрушка»,М,1997г.
2.Карельская И.Ю.-«Вязаная игрушка»,М,1998г.
3.Журналы «Валя-Валентина»- вязаные игрушки,2007г.
4.Журналы «Валя-Валентина» - декоративное вязание,2008г.
5.Ханашевич С.С.-«Подружки-рукодельницы» (вязание спицами) М,2006г
6.Ханашевич С.С.-«Подружки-рукодельницы» (вязание крючком) М, 2007г.
7.Журналы «Уютный дом» -2007-2008 г.
8.Журналы «Вяжем сами»-2007-2008 г.
9.Щеглова О.А- «Вязание для начинающих», М, 2007 г.
10 Максимова М.-«Азбука вязания» М, 2006г.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
1.Журналы «Валя-Валентина»,вязаные игрушки ,2007г.
2.Журналы «Валя-Валентина»,декоративное вязание,2008г.
3.Журналы «Модно и просто»,2007-2008г.
4.Журнал «Читаем, учимся, играем» 2006-2008г.
5.Журнал «Защити меня» , 2005г.
6.Журналы «Воспитание школьников», 2006-2008 г.
7.Журналы «Семья и школа», 2007-2008 г.
8.Журналы «Вяжем сами», 2007-2008 г.
9.Щеглова О.А.-«Вязание для начинающих» М,2007г.
-
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
МЫ ВЯЗАЛИ И УСТАЛИ,
ПОТИХОНЬКУ ВМЕСТЕ ВСТАЛИ,
РУЧКАМИ ПОХЛОПАЛИ.
НОЖКАМИ ПОТОПАЛИ.
СЕЛИ, ВСТАЛИ, ВСТАЛИ, СЕЛИ
И ДРУГ ДРУГА НЕ ЗАДЕЛИ.
МЫ НЕМНОЖКО ОТДОХНЕМ,
И ОПЯТЬ ВЯЗАТЬ НАЧНЕМ.
БУРАТИНО ПОТЯНУЛСЯ,
РАЗ КАЧНУЛСЯ, ДВА НАГНУЛСЯ.
ЧТОБЫ КЛЮЧИК НАМ ДОСТАТЬ
НА НОСОЧКИ НАДО ВСТАТЬ.
ПОДНИМАЕМСЯ ВСЕ ВЫШЕ,
ДОСТАЕМ РУКАМИ КРЫШИ,
НА ДВА СЧЕТА ПОДТЯНУЛИСЬ
ТРИ, ЧЕТЫРЕ-РАЗОГНУЛИСЬ.
ВЕТЕР ДУЕТ НАМ В ЛИЦО,
ЗАКАЧАЛОСЬ ДЕРЕВЦО.
ВЕТЕРОК ВСЕ ТИШЕ, ТИШЕ,
ДЕРЕВЦО ВСЕ НИЖЕ, НИЖЕ
Контрольные вопросы к образовательной программе
1ступень
1.Какая пряжа сгорает медленно, спекаясь в твердый шарик?
- синтетическая пряжа.
2.При поджигании пряжи образовалась белая зола и почувствовался запах
горящей бумаги. Какая это пряжа?
-хлопчатобумажная.
3.При поджигании какой пряжи чувствуется запах смоленого рога?
-шерстяной пряжи.
4.Как получают шелковую пряжу?
-из слюны тутовых шелкопрядов.
5.Из какого материала изготавливают крючки?
-из кости, дерева, металла, пластмассы.
6.Сколько петель прибавляют дополнительно в конце ряда при вязании прямого
полотна столбиками без накида? С накидом ?
-1; 2;
7. Как убавляются петли при вязании крючком?
-пропуская петли.
2 ступень
1.Какая вязка называется платочной?
-вязка с использованием лицевых петель.
2.Какая вязка называется чулочной?
(1 ряд – лицевые петли; 2 ряд- изнаночные петли)
3.Какое вязание называется ажурным?
-с использованием накидов.
4.Что такое шаблон игрушки? Это выкройка игрушки.
5.Сколько петель прибавляют в конце каждого ряда при вязании салфеток круглой формы?
-3.
6.Какой элемент вязания салфетки называется «пико»?
-колечко из 3-х петель.
3 ступень
1.Приведите примеры узоров с перемещенными петлями.
(Косичка, жгут-восьмерка)
2.Что такое рапорт? Это постоянно повторяющийся узор вязания.
3.Что такое эскиз? Это рисунок простым карандашом
4.Для чего используется каркас в игрушках? Для того, чтобы игрушка хорошо
стояла и держала форму.
5.Каким швом сшиваются вязаные игрушки? –швом «через край»
6. Что такое аксессуары?
-дополнения к одежде.
7. Что такое палантин?
-это большой, широкий шарф.
8.Как связать поля шляпы?
-провязывая по 2 столбика в 1 петлю.
9.Назовите виды рукавов.
-вшивной, реглан, цельнокроеный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная образовательная программа "Сувениры своими руками"
Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. В настоящее время, когда значительная часть декоративных и...
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направления детского объединения "Сувенир"
Программа знакомит обучающихся с историей костюма от древности до Нового времени, с разнообразием художественных промыслов и применением в них природного материала, с историями возникновен...
"Духовно-нравственное воспитание обучающихся в ходе реализации образовательных программ «Мир рукоделия» и «Сувенир».(из опыта работы)
В этом мвтериале я хочу рассказать о духовно-нравственном воспитании моих обучающихся по программам «Сувенир» и «Мир рукоделия» на основе познания культуры и традиций русского народа...
Дополнительная образовательная программа "Сувениры своими руками"
Рабочая программа кружка "Сувениры своими руками"...
СУВЕНИР-КОЛЛАЖ Дополнительная образовательная программа по декоративно-прикладному искусству
Пояснительная записка. Всё профессиональное искусство вышло из народа, которое является началом всякого искусства. Народная эсте...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Сувенир"
Программа "Сувенир" имеет художественно-эстетическую направленность. Цель программы: развитие личностного и творческого потенциала ребенка посредством декоративно-прикладной деятельности, основан...
Индивидуальный образовательный маршрут обучения по дополнительной образовательной программе Дизайн-студия «Сувенир»
Данный материал содержит этапы работы над созданием творческого проекта обучающегося. Будет полезен педагогам дополнительного образования....