От компетентного педагога, к компетентному обучающемуся
методическая разработка по теме

Кощеева Юлия Николаевна

методический семинар

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический семинар

«От компетентного педагога к компетентному обучающемуся»

 Добрый день, коллеги!

 Какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе, а в дополнительном образовании – педагоге дополнительного образования. Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций, и для успешной реализации в новых условиях поставленных перед ним задач должен обладать необходимым уровнем  профессиональной компетентности и профессионализма.

 

Слайд 1.

 На сегодняшнем методическом совещании мы рассмотрим вопрос «От компетентного педагога к компетентному обучающемуся».

 Но, прежде чем начать разговор, я хочу, чтобы каждый из присутствующих мысленно оценил своё отношение к теме семинара.

Слайд 2. (небольшая пауза).

Слайд 3.

 Нам всем необходимо осознать сегодня, что мы находимся на пике модернизации образовательного процесса, идет активное обсуждение системы ценностей и в качестве приоритетной в равной степени для всех субъектов образования выделяют компетентностный подход. В чем его суть?

Компетентностный подход означает для педагогов и обучаемых постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляции и освоения знаний, умений, навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, направленных на формирования личности, способной адаптироваться в условиях социально-политического, рыночно - экономического, информационно-коммуникационного насыщенного пространства.

Слайд 4.

Компетентностный подход – это совокупность:

  • целей образования
  • отбора содержания образования
  • организации образовательного процесса
  • оценки образовательных результатов

 Проще говоря, школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, т.е. развивать необходимые в дальнейшем ключевые компетентности, уровень сформированности которых, конечно же, зависит и от компетентности педагога. Именно компетентный педагог обеспечивает положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии обучающихся.

Слайд 5.

Профессор А.А. Крылов пишет: «... мастер педагогического труда – это, прежде всего, высококомпетентный в психолого-педагогической и собственной предметной области специалист, умеющий репродуцировать на высоком уровне профессиональные знания, навыки, умения».
 Начнем с раскрытия содержаний основных понятий, ибо, как говорил Рене Декарт: «Верно определите слова, и вы освободите мир от половины недоразумений». Кратко остановлюсь на понятии компетенция, компетентность, профессионализм.

Слайд 6. 

Что даёт компетентностный подход педагогу и обучающемуся?

  • согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями обучающихся;
  • подготовить обучающихся к сознательному и ответственному обучению в вузе и колледже;
  • подготовить обучающихся к успеху в жизни, развивающейся по непредсказуемым законам.

Слайд 7.

Компетентностный подход позволяет:

  • повысить степень мотивации учения за счет осознания его пользы для сегодняшней и дальнейшей жизни обучающихся;
  • облегчить труд педагога за счет постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности обучающихся в учении;
  • разгрузить обучающихся не за счёт  механического сокращения содержания, а за счёт повышения доли индивидуального самообразования;
  • не в теории, а на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов.

Сегодня вы получите Памятку по реализации компетентностного подхода в образовании

Слайд 8.

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.

Компетенция способность человека следовать определённым стандартам поведения (критерий того, как должна быть выполнена работа, деятельность).

Компетенция – 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-то полномочий, прав.

Компетенции подразделяют на ключевые и профессиональные.

Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. Ключевыми компетенциями должен обладать каждый член общества. Термин ключевые подчеркивает, что компетенции данного вида являются своего рода ключом к успешной жизни человека в обществе. Все ключевые компетенции по своей сути социальны, они представляют собой универсальные способы социальной деятельности.

Ключевых компетенций не так уж мало, но все они складываются из четырех элементарных ключевых компетенций:

  • информационная компетенция — готовность к работе с информацией;
  • коммуникативная компетенция — готовность к общению с другими людьми;
  • кооперативная компетенция — готовность к сотрудничеству с другими людьми;
  • проблемная компетенция — готовность к решению проблем.

Профессиональные компетенции ограничиваются той или иной профессиональной областью деятельности человека.  

Компетенции отражают комплексный результат деятельности и включают в себя не только знания и навыки (компетентности), но и личностные характеристики человека. Педагога в формулу «знания –умения-навыки» не загонишь. Компетентность хоть как-то можно «измерить», в то время как компетенция часто не поддается диагностике с помощью традиционного набора оценочных средств. Инструмента, которым можно измерить благородство души, неповторимые частицы творчества в повторяющемся учебном процессе, озарения, бесконечные диалоги с самим собой, нет. Задача нашего семинара выявить, что нужно для того, чтобы педагог работал успешно и качественно.

 

Слайд 9.

Педагог должен уметь:

  • успешно решать свои собственные жизненные проблемы;
  • ориентироваться в ситуации на рынке труда;
  • видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;
  • проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям;
  • чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;
  • связывать изучаемый материал с повседневной жизнью;
  • закреплять знания и умения в учебной и во внеучебной практике;
  • планировать занятие с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы;

Слайд 10.

  • ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с обучающимися;
  • в совершенстве использовать метод «Создание ситуации успеха»;
  • привлекать для обсуждения прошлый опыт обучающихся;
  • оценивать достижения обучающихся не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой;
  • оценивать обучающихся не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств;
  • видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни.

Слайд 11.

 Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Быть компетентным означает способность (умение) мобилизировать в данной ситуации полученные знания и опыт.

Компетентность – способность индивида решать профессиональные задачи и получать необходимые результаты (критерий того, что должно быть выполнено).

 Согласно словарю Ожегова, понятие “компетентный” определяется как “осведомленный, авторитетный в какой-либо области”.
Авторы трактуют “компетентность” как производное понятие, вторичное по отношению к “компетенции”.
Исследователь А.К.Маркова считает, профессионально компетентным такой труд педагога, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность.

Компетентный обладающий знаниями, позволяющими судить о чем-либо; знающий, сведущий в определенной области; обладающий компетенцией; правомочный.

Основные составляющие компетентности педагогических работников:

  • профессиональная
  • информационная
  • коммуникативная
  • социальная и др.

Слайд 12.

Профессионализм-это достижение высоких образцов осуществления нескольких сторон педагогического труда (деятельности, общения, личности педагога).

 Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.

Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность.

Слайд 13.

Что сегодня понимается под профессиональной компетентностью педагога? Вот несколько определений:

Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.) (Браже Т. Г.)

Слайд 14. 

Способность педагога превращать специальность, носителем которой он является в средства формирования личности обучающегося

(Кузьмина Н. В.).


Профессиональная компетентность включает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. (Митина Л. М.).

Слайд 15. 

Также мы не должны забывать, что компетентный педагог – это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, определённый набор психологических качеств (характер, темперамент, тип нервной системы). Это стремление к новому творческому осмыслению своей работы, способность к развитию творческого потенциала.
Компетентный преподаватель интегрирует в себе высокий уровень профессиональных, педагогических, психологических, социальных качеств.

Слайд 16.

 Информационная компетентность заключается в умении:

  • Интерпретировать, систематизировать, критически оценивать, анализировать.
  • Использовать полученную информацию.
  • Представлять имеющуюся информацию в её различных формах и на различных носителях.

Слайд 17. 

Коммуникативная компетентность:

  • Ставить цели.
  • Грамотно оформлять документы.
  • Представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения.

Слайд 18. 

Социальная компетентность:

  • Соотносить свои устремления с интересами других людей.
  • Привлекать других людей к решению поставленных задач.
  • Продуктивно взаимодействовать с членами группы.
  • Анализировать и разрешать противоречия.

Слайд 19.

Каковы же показатели профессиональной компетентности педагога?

  • компетентность в мотивации учебной деятельности обучающегося,
  • компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного занятия,
  • компетентность в целеполагании учебной деятельности,
  • компетентность в вопросах понимания ребёнка, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении,
  • компетентность в предмете преподавания (предметная компетентность),
  • компетентность в принятии решений, связанных с разрешением педагогических задач,
  • компетентность в разработке программ деятельности и поведения,
  • компетентность в организации учебной деятельности, которая, в свою очередь, предполагает:
  • компетентность в организации условий деятельности, прежде всего информационных, адекватных поставленной учебной задаче,
  • компетентность в достижении понимания обучающимся учебной задачи и способов ее решения (способов деятельности),
  • компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности.

Что должен уметь компетентный педагог? Повторяюсь.

  • Успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;
  • ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условия и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха;
  • видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;
  • проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам;
  • чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;
  • связывать изучаемый материал с повседневной жизнью, с интересами обучающихся;
  • закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике;
  • планировать учебное занятие с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
  • ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с обучающимися;
  • в совершенстве владеть методом «создания ситуации успеха»;
  • привлекать прошлый опыт обучающихся, создавая новый опыт без лишних временных затрат;
  • привлекать экспертов и специалистов для обсуждения тех вопросов, в которых сам недостаточно компетентен;
  • оценивать достижения обучающихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой;
  • оценивать не только предметные достижения, но и развитие личностных качеств;
  • видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности жить в социуме.

Педагог должен понимать, что:

  • нужно быть готовым к постоянным переменам;
  • строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно;
  • главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители – самые верные союзники педагога;
  • любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это представление передать обучающимся.

И, ВНИМАНИЕ!

Педагог должен остерегаться:

  • по привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний;
  • передавать ученикам свой жизненный опыт и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам;
  • придерживаться представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы правильного и неправильного решения различных проблем;
  • следовать мелочным правилам и инструкциям.

Таким образом, слайд 20. 

Компетентность педагога – это синтез профессионализма, (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка) творчества, (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство). И на сегодняшний день становиться очевидным, что из простой суммы знаний “сложить” компетентного профессионала невозможно, огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение.

Слайд 21.

«в системе образования должны произойти кардинальные кадровые изменения. Традиционный преподаватель (монополист в передаче и интерпретации необходимых знаний) уходит со сцены.  Складывается новый образ педагога: это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов».

Слайд 22.

С помощью, каких механизмов можно организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной компетентности?

1 этап

 -диагностирования, тестирование.

2 этап

  • Обучение на курсах повышения квалификации,  
  • Работа в МО, творческих группах, мастер-классах, методических неделях.
  • Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях.
  • Участие в различных конкурсах.
  • Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций.
  • Обобщение и распространение опыта.
  • Аттестация.
  • Творческий отчет.
  • Использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий
  • Самообразование.
  • Разработка системы стимулирования деятельности педагога

3 этап

  • Обобщение опыта работы
  • Самоанализ деятельности

Слайд 23. 

Профессиональное самовоспитание, самообразование и самовыражение – это основные условия для формирования авторитета педагога.
Мы понимаем, что и в Новой школе, как и во все времена, самый ответственный за качество образования человек – это ПЕДАГОГ - образец поведения, подражания для детей, мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования. Он должен вдохновлять своих воспитанников на учение.

Как обучающимся достичь желаемого результата?

Применять компетентностные методы обучения:

  1.  Обращение к опыту обучающихся
  2.  Открытое обсуждение новых понятий
  3.  Открытое обсуждение проблемных ситуаций
  4.  Дискуссия, столкновение субъектных позиций
  5.  Ролевые и деловые игры, психологический тренинг
  6.  «Метод проектов»

Мировая педагогическая практика показывает, что одними из образовательных технологий, поддерживающих компетентностный подход в образовании, являются метод проектов и исследовательской деятельности.

 Компетентность педагога - необходимое условие для формирования и развития компетентностей обучающихся. При работе над проектом и исследованием появляется возможность формирования у обучающихся компетентности решения проблем, а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности. Следовательно, нам всем необходимо активно ввести в практику работы педагога ДО метод проектов и исследовательской деятельности как одних из средств формирования ключевых компетентностей обучающихся. И для работы вручаю Вам рекомендации по ведению исследовательской деятельности.

  По меткому выражению А. Конан Дойля, мозг человека «подобен пустому чердаку». Чем будет заполнен «этот чердак» - хламом или нужными вещами, - зависит прежде всего от педагога.  
Самое главное  - педагог не имеет права останавливаться на достигнутом. Он работает с молодым поколением, готовит его к жизни в новом обществе, значит, сам должен идти в ногу со временем, не ссылаясь на то, что "в наше время все было иначе и мне не под силу освоить новое". Степень успешности педагогов в освоении новых технологий и методик меньше всего зависит от его возраста, но в большей - от преданности профессии, стремления к познанию нового, заинтересованность в самообразовании.

Слайд 24. 

Современный педагог – это личность со сложившимся позитивным мировоззрением, нацеленная на постоянное саморазвитие и профессиональный рост, толерантная, обладающая высоким нравственным авторитетом.

 Я желаю, чтобы каждый из Вас был таким педагогом. Успехов Вам, здоровья и профессионального роста.

 И вручаю характеристику базовых компетентностей с указанием качественных показателей оценки этих компетентностей.(см стр. 43)

Слайд 25.

И, расставаясь с вами, я хотела бы предложить вам несколько Необычных, но интересных мыслей для вашей души, которые мне очень понравились. Думаю, они понравятся и вам.

- Мне такт и интуиция опора

- Я слушаю других – какое чудо!

- Я и творить, и натворить умею

- Я знаю мало, и я это знаю

- Профессия досталась мне от Бога!

                                        Согласитесь, в них что-то есть!

Слайд 26.

Под конец оцените методический с.минар. Сравните с первоначальной оценкой. Выскажите свои мнения.

Слайд 27. Желаю успехов!

Слайд 28. Спасибо за внимание!

Памятка для педагогов

по реализации компетентностного подхода в образовании

  1. Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а педагог своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
  2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный обучающийся – завтрашний активный член общества.
  3. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.
  4. Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
  5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
  6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
  7. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
  8. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучения.
  9. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
  10. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
  11. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
  12. Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.
  13. Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
  14. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
  15. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных плюсов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«От компетентного педагога к компетентному обучающемуся». Методический семинар.

Какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе, а в дополнительном образовании – педагоге дополнительного обра...

Развитие профессиональной компетентности педагогов в области проектной и исследовательской деятельности с обучающимися

Статья содержит три вектора  по управлению проектной и иссследовательской деятельностью учащихся, каждый из которых раскрывается в процессе выступления...

От компетентного учителя к компетентному ученику. (повышение компетентности учителя, как залог повышения компетентности ученика)

От компетентного учителя к компетентному ученику. (повышение компетентности учителя биологии. как залог повышения  компетентности ученика)...

Компетентность педагога в формировании и развитии УУД обучающихся при реализации ГОС

Особенностью данной презентации является наличие примеров заданий для формирования различных видов УУД....

Мастер – класс «От компетентности учителя к компетентности обучающегося»

Цель: возрастание мотивации педагогов к повышению профессионального мастерства в условиях новых требований к компетентности учителяЗадачи:•  формирование технологии приращения педагогических...