Образовательная программа «Звуки музыки»
рабочая программа по теме

Кислицкая Ольга Николаевна

Данная образовательная программа предназначена для использования в отделениях дополнительного образования детей (ОДОДах), работающих на базе общеобразовательных школ. Программа имеет художественно – эстетическую направленность, реализуется в начальной школе. Основные направления работы по данной программе - слушание музыки и хоровое пение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon titulnyy_list.doc23.5 КБ
Microsoft Office document icon sama_programma.doc141 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 489

Рассмотрено педсоветом                                                  УТВЕРЖДАЮ

Протокол №                                                            Директор ГБОУ СОШ № 489

От________ 201__г.                                        _____________Калашникова О.Н.

Образовательная программа

«Звуки музыки»

Возраст детей: 7-10 лет

Срок реализации: 4 года

Количество часов в год: 36

                                           

Составитель: педагог дополнительного образования Кислицкая О.Н.

Консультант: методист ДДЮТ Новожилова Н.С.

Санкт-Петербург

-2010-



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная программа имеет художественно – эстетическую направленность и предназначена для учащихся 1 - 4 классов общеобразовательной школы.

Актуальность: современные дети быстро осваивают сложную технику, приходя в первый класс, уже знакомы с высокими технологиями, многие уверенно пользуются компьютером. Но, к сожалению, зачастую они не умеют и не хотят общаться друг с другом, мало знакомы с культурным наследием человечества, часто замкнуты и угрюмы. Данная программа посредством музыкальных занятий - совместного слушания и исполнения музыки - поможет воспитанникам преодолеть барьеры в общении, даст возможность приобщиться к общемировым культурным ценностям, будет способствовать развитию творческих и музыкальных способностей детей.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что программа реализуется благодаря совместной музыкальной деятельности воспитанников – слушании и исполнении музыкальных произведений различных эпох и жанров. Также программа составлена таким образом, чтобы календарно – тематический план совпадал с датами школьных и общегосударственных праздников, что дает возможность обеспечить музыкальными номерами школьные концертные мероприятия.

Цель программы: развитие творческих способностей, воспитание культуры поведения, обогащение духовного опыта детей.

Задачи программы:

  1. Обучающие:
  • Познакомить воспитанников с музыкой народов мира, творчеством композиторов различных эпох, музыкальными жанрами;
  • сформировать основные вокально- хоровые навыки;
  • дать начальные знания по теории музыки;
  • научить детей основам слушательской и исполнительской культуры.
  1. Развивающие:
  • Развивать творческий потенциал детей;
  • Развивать музыкальные способности.
  1. Воспитательные:
  • Воспитывать культуру слушания музыки;
  • Воспитывать исполнительскую культуру;
  • Воспитывать нравственные качества воспитанников: терпимость, взаимопомощь, отзывчивость, доброту;
  • Воспитывать любовь к музыке.

Условия реализации программы: программа рассчитана на 4 года. Возраст детей – от 6 до 11 лет.

Этапы обучения:

Год обучения

1

2

3

4

Класс

1

2

3

4

Режим занятий

1 час в неделю

1 час в неделю

1 час в неделю

1 час в неделю

Кол-во часов в год

36

36

36

36

Для успешной работы на группе должны работать два специалиста – музыканта: педагог и концертмейстер.

Формирование групп происходит по классам.

Форма занятий: основной формой организации учебного процесса является учебное занятие.

Учебное занятие может быть следующих типов:

  • Занятие – репетиция;
  • Занятие – концерт;
  • Познавательно – воспитательное занятие;
  • Занятие – экскурсия.

Режим занятий: занятие длится 45 мин, группа - 15 человек.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

  • развитие творческих и музыкальных способностей воспитанников;
  • повышение уровня музыкальной и духовной культуры;
  • приобретение вокально – хоровых навыков;
  • формирование и закрепление основных навыков слушания музыки и исполнительства.

Основным способом проверки результативности является концертное выступление.

Для отслеживания творческого и профессионального роста воспитанников и групп рекомендуется использовать диагностические карты, карты творческих достижений.

Формы подведения итогов: отчетные концерты, тематические концерты, музыкальные гостиные, творческие встречи, фестивали, конкурсы.

Материально – техническое обеспечение:

  • проветриваемое освещенное помещение;
  • инструмент (желательно, рояль);
  • стулья или скамьи для хоровых занятий;
  • парты;
  • доска;
  • аудио - видеотехника;
  • нотные тетради;
  • партитуры для хора;
  • костюмы;
  • станки для концертного исполнения;
  • микрофоны

Учебно – тематический план

Первый год обучения

36 часов

№ п/п

Разделы и темы

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводно-диагностический

1

1

2

2.

Вокально-хоровая работа

6

8

14

3.

Слушание музыки

7

7

14

4.

Познавательно-воспитательный

1

2

3

5.

Обобщающий

-

3

3

Всего:

16

20

36

Второй год обучения

36 часов

№ п/п

Разделы и темы

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводно-диагностический

1

2

3

2.

Вокально-хоровая работа

5

10

15

3.

Слушание музыки

5

6

11

4.

Познавательно-воспитательный

1

2

3

5.

Обобщающий

-

4

4

Всего:

36

Третий год обучения

36 часов

№ п/п

Разделы и темы

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводно-диагностический

1

1

2

2.

Вокально-хоровая работа

4

12

16

3.

Слушание музыки

3

6

9

4.

Познавательно-воспитательный

2

2

4

5.

Обобщающий

-

5

5

Всего:

10

26

36

Четвертый год обучения

36 часов

№ п/п

Разделы и темы

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводно-диагностический

1

1

2

2.

Вокально-хоровая работа

4

14

18

3.

Слушание музыки

2

4

6

4.

Познавательно-воспитательный

2

2

4

5.

Обобщающий

-

6

6

Всего:

9

27

36

Содержание программы

Первый год обучения

  1. Вводно-диагностический раздел

Теория: знакомство с воспитанниками, беседа о музыке, ее значении в их жизни. Рассказ о темах занятий. Инструктаж по правилам поведения на занятиях и правилам дорожного движения.

Практика: прослушивание детей, выявление индивидуальных музыкальных способностей, заполнение диагностической карты.

  1. Вокально – хоровая работа

Распевание

Теория: рассказ о значении пения в нашей жизни. Беседа об имеющемся у детей опыте хорового пения, исполнительства. Рассказ о строении голосового аппарата. Знакомство с названием и порядком нот в гамме. Беседа о правильной посадке и ее значении во время пения. Артикуляционный аппарат и его работа.

Практика: разучивание небольших попевок – упражнений со словами, пение гаммы до–мажор с названием нот, на различные слоги, по группам, по цепочке. Работа над скороговорками; работа над «открытым ртом».

Разучивание репертуара

Теория: рассказ о музыке разных народов и ее особенностях. Знакомство с биографией и творчеством композиторов – классиков. Выразительный и эмоциональный показ произведений. Разбор поэтического текста. Понятие динамических оттенков.

Практика: разучивание русских, польских, украинских, белорусских народных песен.

Разучивание и исполнение несложных классических произведений. Работа по разучиванию песен современных авторов. Развитие навыков правильного формирования звука, чистоты интонирования, правильного дыхания, четкой артикуляции. Нацеливание на одновременное начало и снятие звука. Начало работы над динамическими оттенками.

  1. Слушание музыки

Теория: рассказ о композиторах. Средства музыкальной выразительности: регистр, лад, динамика, темп. Песенность и танцевальность. Музыка в других странах мира. Петербург – город музыки и театров.

Практика: прослушивание музыкальных произведений. Обсуждение услышанного. Просмотр видеозаписей музыкальных спектаклей. Рисунки, отражающие впечатления от прослушанного и просмотренного музыкального материала.

  1. Познавательно – воспитательный раздел

Теория: литературно – музыкальная гостиная.

Практика: экскурсия в музей музыкальных инструментов. Посещение концертного зала или музыкального театра.

  1. Обобщающий раздел

Выступление на празднике «Посвящение в музыканты». Выступление на новогоднем концерте. Отчетный концерт в конце года.

Второй год обучения

  1. Вводно-диагностический раздел

Теория: Рассказ о темах занятий нового учебного года. Беседа о планах концертов и выступлений. Беседа с детьми об их впечатлениях на каникулах. Инструктаж по правилам поведения на занятиях и правилам дорожного движения.

Практика: прослушивание детей, выявление изменений голосовых особенностей воспитанников. Заполнение диагностической карты.

  1. Вокально – хоровая работа

Распевание

Теория: беседа об особенностях голоса, рассказ о правилах охраны голоса. Закрепление знаний об артикуляционном аппарате. Рассказ о правильном дыхании во время пения.

Практика: продолжение распевания на небольших попевках – упражнениях, разучивание распевок на слогах, пение гаммы с названием нот, на различные слоги, по группам, по цепочке. Пение гамм ре-мажор, ми-мажор. Работа над скороговорками. Работа над дыханием. Основы правильного звукообразования.

Разучивание репертуара

Теория: рассказ о музыке разных народов и ее особенностях. Знакомство с биографией и творчеством композиторов – классиков. Выразительный и эмоциональный показ произведений. Обсуждение особенностей и средств музыкальной выразительности разучиваемых произведений. Разбор поэтического текста. Понятие динамических оттенков. Дирижерский жест. Хоровая партитура.

Практика: разучивание чешских, немецких, литовских, французских народных песен.

Разучивание и исполнение классических произведений Баха, Моцарта, Глинки, Шуберта. Работа по разучиванию песен современных авторов. Развитие навыков правильного формирования звука, чистоты интонирования, правильного дыхания, четкой артикуляции. Отработка четкого и одновременного начала и снятия звука.

Работа над контрастными динамическими оттенками (громко - тихо). Пение по хоровым партитурам.

  1. Слушание музыки

Теория: рассказ о композиторах. Средства музыкальной выразительности: ритм, тембр. Жанры музыкальных произведений: танец, марш, песня. Музыка и живопись. Петербург – город музыки и театров.

Практика: прослушивание музыкальных произведений. Обсуждение услышанного. Просмотр видеозаписей музыкальных спектаклей. Рисунки, отражающие впечатления от прослушанного и просмотренного музыкального материала. Заявки воспитанников на прослушивание музыкальных произведений.

  1. Познавательно – воспитательный раздел

Теория: литературно – музыкальная гостиная.

Практика: экскурсия «Музыкальный Петербург». Посещение концертного зала или музыкального театра.

  1. Обобщающий раздел

Выступление на празднике «Посвящение в музыканты». Выступление на новогоднем концерте. Выступление на концерте, посвященном Дню 8 марта. Отчетный концерт в конце года.

Третий год обучения

  1. Вводно-диагностический раздел

Теория: Рассказ о темах занятий нового учебного года. Беседа о планах концертов и выступлений. Беседа с детьми об их впечатлениях на каникулах. Инструктаж по правилам поведения на занятиях и правилам дорожного движения.

Практика: прослушивание детей, выявление изменений голосовых особенностей воспитанников. Заполнение диагностической карты.

  1. Вокально – хоровая работа

Распевание

Теория: рассказ о правилах охраны голоса. Закрепление знаний об артикуляционном аппарате. Рассказ о правильном дыхании во время пения. Основные приемы техники звукообразования и звуковедения. Понятие цепного дыхания в хоре. Начало работы над хоровым сольфеджио.

Практика: распевание на интонационно – ритмических упражнениях. Пение гамм до –мажор, ре-мажор, ми-мажор с названием нот, на различные слоги, по группам, по цепочке. Работа над скороговорками. Работа над дыханием. Пение упражнений с использованием хорового сольфеджио.

Разучивание репертуара

Теория: рассказ о музыке разных народов и ее особенностях. Знакомство с биографией и творчеством композиторов – классиков. Выразительный и эмоциональный показ произведений. Обсуждение особенностей и средств музыкальной выразительности разучиваемых произведений. Разбор поэтического текста. Понятие динамических оттенков. Дирижерский жест. Нацеливание на осмысленное и эмоциональное исполнение разучиваемых произведений. Понятие ферматы.

Практика: разучивание итальянских и неаполитанских народных песен.

Разучивание и исполнение классических произведений Шумана, Чайковского, Варламова, Мусоргского. Работа по разучиванию песен современных авторов. Развитие навыков правильного формирования звука, чистоты интонирования, правильного дыхания, четкой артикуляции. Отработка четкого и одновременного начала и снятия звука. Формирование навыков изменения динамики по жесту дирижера. Умение исполнять фермату на ноте. Пение по партитурам. Осмысленное и эмоциональное исполнение произведений. Пение под минусовые фонограммы.

  1. Слушание музыки

Теория: рассказ о композиторах. Средства музыкальной выразительности: гармония, аккомпанемент. Жанры музыкальных произведений: опера, балет. Музыка и литература. Петербург – город музыки и театров.

Практика: прослушивание музыкальных произведений. Обсуждение услышанного. Просмотр видеозаписей музыкальных спектаклей. Рисунки, отражающие впечатления от прослушанного и просмотренного музыкального материала. Заявки воспитанников на прослушивание музыкальных произведений. Рассказ воспитанников о самостоятельном посещении концертов, спектаклей.

  1. Познавательно – воспитательный раздел

Теория: литературно – музыкальная гостиная, творческая встреча.

Практика: экскурсия «Весенние мелодии». Посещение концертного зала или музыкального театра.

  1. Обобщающий раздел

Выступление на концерте, посвященном Дню учителя. Выступление на празднике «Посвящение в музыканты». Выступление на новогоднем концерте. Выступление на концерте, посвященном Дню 8 марта. Отчетный концерт в конце года.

Четвертый год обучения

  1. Вводно-диагностический раздел

Теория: Рассказ о темах занятий нового учебного года. Беседа о планах концертов и выступлений. Беседа с детьми об их впечатлениях на каникулах. Инструктаж по правилам поведения на занятиях и правилам дорожного движения.

Практика: прослушивание детей, выявление изменений голосовых особенностей воспитанников. Заполнение диагностической карты.

  1. Вокально – хоровая работа

Распевание

Теория: рассказ о правилах охраны голоса. Закрепление знаний об артикуляционном аппарате. Рассказ о правильном дыхании во время пения. Основные приемы техники звукообразования и звуковедения. Понятие цепного дыхания в хоре. Продолжение работы над хоровым сольфеджио. Длительности. Несложные ритмические фигуры. Паузы.

Практика: распевание на интонационно – ритмических упражнениях. Пение гамм до-мажор, ре-мажор, ми-мажор, фа-мажор с названием нот, на различные слоги, по группам, по цепочке. Работа над скороговорками. Работа над дыханием. Пение упражнений с использованием хорового сольфеджио.

Разучивание репертуара

Теория: рассказ о музыке разных народов и ее особенностях. Знакомство с биографией и творчеством композиторов – классиков. Выразительный и эмоциональный показ произведений. Обсуждение особенностей и средств музыкальной выразительности разучиваемых произведений. Разбор поэтического текста. Нацеливание на осмысленное и эмоциональное исполнение разучиваемых произведений. Понятие ферматы. Понятие диапазона. Канон. Унисон.

Практика: разучивание японских, китайских, казахских песен.

Разучивание и исполнение классических произведений Бетховена, Грига, Римского – Корсакова. Разучивание песен о войне, блокаде. Работа по разучиванию песен современных авторов. Развитие навыков правильного формирования звука, чистоты интонирования, правильного дыхания, четкой артикуляции. Работа по расширению крайних диапазонов. Отработка четкого и одновременного начала и снятия звука. Формирование навыков изменения динамики по жесту дирижера. Умение исполнять фермату на ноте, на паузе. Работа над унисоном, тембровым ансамблем. Начало работы над двухголосием на материале канонов. Пение под минусовые фонограммы.

  1. Слушание музыки

Теория: рассказ о композиторах. Средства музыкальной выразительности: аранжировка .Ансамбли в музыке. Жанры музыкальных произведений: симфония. Симфонический оркестр. Музыка и архитектура. Петербург – город музыки и театров. Музыка Великой Отечественной войны.

Практика: прослушивание музыкальных произведений. Обсуждение услышанного. Просмотр видеозаписей музыкальных спектаклей. Рисунки, отражающие впечатления от прослушанного и просмотренного музыкального материала. Заявки воспитанников на прослушивание музыкальных произведений. Рассказ воспитанников о самостоятельном посещении концертов, спектаклей.

  1. Познавательно – воспитательный раздел

Теория: литературно – музыкальная гостиная, встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.

Практика: экскурсия «Музыка осени». Посещение концертного зала или музыкального театра.

  1. Обобщающий раздел

Выступление на концерте, посвященном Дню учителя. Выступление на празднике «Посвящение в музыканты». Выступление на новогоднем концерте. Концерт ко Дню снятия блокады Ленинграда. Выступление на концерте, посвященном Дню 8 марта. Отчетный концерт в конце года.

Методическое обеспечение образовательной программы

№ п/п

Разделы программы

Формы занятия

Методы обучения

Дидактический материал, техническое оснащение

Форма подведения итогов

1.

Вводно-диагностический

Беседа, инструктаж, рассказ

Словесные, демонстрационные, наглядные

Фортепиано (рояль), скамейки,

диагностические карты

Прослушивание,

заполнение

диагностической карты

2.

Вокально-хоровая работа

Занятие –репетиция, практическое занятие

Наглядно – слуховой, демонстрационный, игровой, практические методы (повторение, упражнения, тренировка),

метод эмоционального воздействия, метод сравнения и анализа.

Фортепиано, скамейки, таблицы, репертуарные тетради, музыкально – шумовые инструменты, плакаты, аудиотехника, станки, хоровые партитуры

Фронтальное прослушивание, анализ результатов работы

3.

Слушание музыки

Традиционное занятие, беседа, лекция

Словесные методы (беседа, рассказ, обсуждение); наглядно – слуховые, демонстрационные, метод анализа, синтеза, сравнения, просмотр

Аудио – видеотехника, портреты композиторов, таблицы, схемы, нотные пособия, плакаты, слайды, тетради, альбомы

Презентация творческой работы, фронтальный опрос, коллективный анализ итогов работы

4.

Познавательно - воспитательный

Экскурсия, творческая встреча, литературно – музыкальная гостиная, лекция,

посещение концерта, спектакля

Метод эмоционально – образного сравнения, музыкально –эстетического просвещения, создания ситуации успеха, положительного примера, словесные методы, демонстрационные методы

Иллюстрации, плакаты, таблицы, схемы, аудио-видеоматериалы

Фото – видеоматериалы, творческие работы, обсуждение

5.

Обобщающий

Концертное выступление, фестиваль, конкурс

Метод обобщения, создания ситуации успеха, эмоционального стимулирования, поощрения, музыкально – эстетического просвещения

Костюмы, станки, фортепиано, аудиотехника, микрофоны,

Коллективный анализ, видео – аудиозапись, карты творческих достижений

Список использованной литературы

  1. Литература для педагогов:

  • Музыка. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. М., 1986
  • Г. Струве «Хоровое сольфеджио». М., 1981
  • Э. Смирнова «Русская музыкальная литература».  М., «Музыка» 1985
  • Б. Левик «Музыкальная литература зарубежных стран». Вып. 2 М., «Музыка» 1975
  • В. Никитин «Рекомендации и разработки краткого курса практической методики музыкального воспитания детей и подростков общеобразовательной школы (из опыта авторских программ).» Спб., 1993
  • Л. Боброва «Методика музыкально – эстетического воспитания детей средствами хорового пения». Санкт – Петербургская государственная академия культуры 1996
  • Л. Уколова, М. Осеннева «Музыка в школе». Вып. 1, 2, 3, 4 М., «Музыка» 2005

  1. Литература для детей

  • Л. Михеева «Музыкальный словарь в рассказах». М., «Советский композитор» 1986
  • Ю. Вайнкоп, И. Гусин «Краткий биографический словарь композиторов» Л., «Музыка» 1987
  • Русские народные песни. М., «Музыка» 1987
  • Е. Давыдова, С. Запорожец «Музыкальная грамота». Вып. 1 М., «Музыка» 1970
  • Ж. Металлиди, А. Перцовская «Мы играем, сочиняем и поем». Сольфеджио для 1 – 3 классов музыкальной школы. «Советский композитор» 1989
  • Н. Никольская «Пойте с нами». Вып. 1, 2. Спб., «Композитор» 2002 – 2004
  • В. Медушевский, О. Очаковская «Энциклопедический словарь юного музыканта» М., «Педагогика» 1985


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа "Здравствуй, музыка"

Программа расчитана на 2 года обучения с детьми с 4-5 лет. В программе даны методические рекомендации, почасовое планирование и темы, а так же содержание каждой темы, прогнозируемые результаты....

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА:«Активизация музыкального восприятия учащихся на уроках музыки»...

Учебно - методический комплекс к образовательной программе "В музыку с радостью"

Материал содержит  перечень музыкальных сборников,справочников,электронных  музыкальных энциклопедий,которые может использовать педагог фортепианного класса учреждений дополнительного образо...

Таблица ЭОР к образовательной программе " В музыку с радостью" (фортепиано)

Материал содержит таблицу, включающую в себя ссылки на сайты,содержащие обучающие музыкальные программы,игры,энциклопедии,нотный материал,справочники для детей обучающихся игре на фортепиано с 1 по 5 ...

Методическая разработка раздела «Музыка и литература» образовательной программы: «Музыка» (Автор Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская) 5 класс

-Раздел раскрывает метапредметные связи (музыка, литература)-Раздел продолжает формировать музыкальную культуру учащихся...

Справка по освоению образовательной программы по музыке

Справка по освоению образовательной программы по музыке...

Рабочая адаптированная образовательная программа по МУЗЫКЕ для обучающихся с ОВЗ (VII вид) 5-8 классов (ФГОС)

     Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ОВЗ «Музыка» 5-8 классы разработана на основе   программы  «Музыка» 5-8 классы, авт...