Личностно-ориентированные и групповые технологии на уроках трудового обучения
материал

Технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno-orientirovannye_i_grupovye_tehnologii.docx29.47 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

__________________________________________________________ 

141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18                                                        8 (496)249-00-55;  8(496)247-68-02

Сообщение

« Личностно-ориентированные и групповые технологии

на уроках трудового обучения»

                                                                Учитель: Иванова Галина

                                                                                 Николаевна

01.04.2016 год

Личностно-ориентированные и групповые технологии

на уроках трудового обучения

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Необходимо понимать сущностные характеристики современной трактовки понятия «образовательная технология».

 «Технология» - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.

«Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

Можно выделить критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии:

  • однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);
  • отбор и структура содержания (что);
  • оптимальная организация учебного процесса (как);
  • методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);
  • а так же учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);
  • и объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).

Общепринятой классификации образовательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по-своему. В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:

традиционные технологии: относя к традиционным технологиям различные виды учебных занятий, где может реализовываться любая система средств, обеспечивающих активность каждого ученика на основе разноуровневого подхода к содержанию, методам, формам организации учебно-познавательной деятельности, к уровню познавательной самостоятельности, переводу отношений учителя и ученика на паритетное и многое другое;

игровые технологии;        

тестовые технологии;

модульно-блочные технологии;

технологии развивающего обучения;

технологию проблемного обучения;

технологию проектного обучения;

компьютерные технологии;

и др.

Чаще  учителя в школах пользуются традиционными технологиями. В чем же минусы?

Традиционные технологии – технологии построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии учитель основное внимание в своей работе отводит трансляции готового учебного содержания.

При подготовке к урокам учитель озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающей рассказ наглядности.

При этом преподнесение учащимся информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя.

В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем, главными из них являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное включение слушающих ответ школьников в общее обсуждение.

Корень этих проблем лежит не в настрое детей, не в их «пассивности», а в процедуре, которую задает применяемая технология.

То есть учитель должен рассказать предусмотренный программой материал, заставить ученика его выучить и оценить степень усердия.

Педагог идет в класс с готовым заданием, он пытается включить ученика в свою деятельность, подчинить своему режиму. Учащиеся же личностно в этот процесс чаще всего не включаются. Педагог продавливает информацию с помощью многократных повторений, обеспечивает внешнее принятие заданий за счет игровых форм и других приемов, стимулирует послушание и исполнительство.

Объяснительно-иллюстративные технологии предписывают учителю особую роль и место в учебном процессе. У него на уроке не просто активная, но сверхдоминирующая позиция: он командир, судья, начальник, он как бы стоит на пьедестале, но при этом обременен угнетающим чувством ответственности за все, что происходит в классе. Соответственно, ученик играет пассивную роль, которая сводится к соблюдению тишины и строгому выполнению предписаний учителя, при этом ученик ни за что не отвечает.

Обучающиеся на уроке практически ничего самостоятельно не делают, самостоятельно не думают, а просто сидят, слушают или выполняют элементарные задания, предписанные учителем.

Ещё А. Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить».

Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.

При традиционном варианте организации учебного процесса развитие личности, конечно же, происходит. Дети стихийно развиваются, даже если им не оказывают особого внимания и заботы.

Но этот процесс можно многократно усилить, если сделать его основной целью работы учителя и разумно организовать.

Новые технологии обучения не отбрасывают преподнесение информации ученикам. Просто меняется роль информации. Она необходима не только для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали ее в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта. Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. Научить человека плавать можно только в воде, а научить человека действовать (в том числе совершать умственные действия) можно только в процессе деятельности.

Задачи современных педагогических технологий  акцентируются на воспитании подлинно свободной личности,  формировании у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

 Учитель может изменить школу, сделать ее современной. В основе таких преобразований всегда лежит освоение новых технологий как совокупности традиционных и инновационных методов и приемов. Хочется подчеркнуть: не призывы к модернизации образовательного процесса, не разработка очередных программ совершенствования и развития обновляет школу. Ее обновляет учитель, овладевший новыми технологиями обучения и воспитания.

Личностно-ориентированное развивающее обучение

Основные цели  использования  технологии:

-Развить индивидуальные познавательные способности каждого ребёнка.

-Максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный (субъектный) опыт ребёнка.

-Помочь ребёнку познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать у него заранее заданные свойства.

-Развить индивидуальные познавательные способности каждого ребёнка.

-Максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный (субъектный) опыт ребёнка.

-Помочь ребёнку познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать у него заранее заданные свойства.

Приемы организации учебной работы включают в себя различные виды заданий для развития индивидуальности личности.

1. Задания на создание возможностей самопознания (позиция учителя в обращении к школьникам "Узнай себя!")

2. Задания на создание возможностей для самоопределения ("Выбирай себя")

3. Задания на "включение" самореализации ("Проявляй себя!").

4. Задания, ориентированные на совместное развитие школьников ("Твори совместно")

5. Задания и группа приемов организации учебной работы, направленных на развитие стремления изменить себя, совершенствовать и саморазвивать ("Меняй себя ради себя!").

Диагностика. Постоянно наблюдая за каждым учеником, выполняющим разные виды учебной работы, формируется банк данных об индивидуальном познавательном «профиле» ученика, который меняется от класса к классу. Наблюдение за учеником оформляется в виде индивидуальной карты его познавательного (психического) развития и служит основным документом для определения дифференцированных форм обучения.

Результат использования технологии

              Создается комфортная психологическая атмосфера на уроке, ситуация успеха, что приносит не только пользу, но и радость общения и учителю, и ученику. Происходят качественные изменения в структуре личности ребенка: он более доверчив, открыт, жаждет познания, избавляется от различных комплексов.

               Интерес к предметам успешно вырабатывается нестандартными и дифференцированными заданиями, сориентированными на выполнение каждым учеником посильной и интересной работы. Это повышает качество знаний.

       Создание развивающей речевой среды на уроках и во внеурочное время направлено на коррекцию общего психофизического развития обучающегося.  

        

Игровые технологии

Основные цели  использования  технологии:

Дидактические цели:                          

 - расширение кругозора, познавательной деятельности;                

-применение ЗУН в практической деятельности;                

-формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности;                                

 -развитие общеучебных умений и навыков;

- развитие трудовых навыков.

Воспитывающие:

-воспитание самостоятельности, воли;

-формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; - воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Развивающие:

-развитие внимания, памяти, речи, мышления;

-развитие  умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии;

 -развитие воображения, фантазии, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные решения;

- развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие:                            

 - приобщение к нормам и ценностям общества;

-адаптация к условиям среды;    

 - стрессовый контроль, саморегуляция;

-обучение общению;                                

 - психотерапия.

Порядок использования:

1.Использую дидактические, интеллектуальные игры и игровые моменты на различных этапах урока и во внеурочной деятельности, что делает процесс обучения интересным, занимательным;

2.Коллективные игры разделяю по дидактическим целям урока:

-обучающие (участники приобретают новые ЗУН);

-контролирующие (повторение, закрепление и проверка ранее полученных знаний);

-обобщающие (интеграция знаний)

3.Провожу нестандартные уроки: урок-игра, урок-КВН, урок-путешествие и др. Перед проведением игры обсуждаю с обучающимися правила и форму проведения, распределяя роли. На заключительном этапе обязательно подводится  итог игры  и выявляются победители  игры.

Результат использования технологии

- активизация учебного процесса, учебно-познавательной деятельности;

- комфортный и результативный для  обучающихся и учителя процесс обучения;

-высокий и прочный уровень обученности;

-формирование у школьников умения и стойкого навыка учиться;

-полноценное соединение знаний и практических навыков;

-объединение учебной и внеурочной деятельности в единый воспитательный процесс.

Использование вышеперечисленных технологий позволяет добиваться высоких результатов: на протяжении последних трёх лет наблюдаются стабильные уровни успеваемости – 100%   и  качества знаний  -  85-98%.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированная модель коллективного взаимодействия на уроках трудового обучения

личностно-ориентированная модель взаимоотношений предполагает установку педагога на партнерство в общении, признание им прав детей на собственную точку зрения, что способствует возникновению кол...

Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС

Статья из опыта работы учителя русского языка и литературы. Рекомендована педагогам, активно использующим современные технологии в учебно-воспитательной деятельности, в частности, личностно-ориентиров...

Личностно - ориентированные педагогические технологии преподавания химии. Адаптивная система обучения.

Адаптивная система обученияМетодическая разработка урока химии 8 класса. АСО. Количество вещества (обобщающий урок)Методическая разработка урока химии 8 класса. АСО. Степень окисления (изучение нового...

«Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения на уроках профессионально-трудового обучения».

Использование личностно-ориентированного обучения на уроках в коррекционной школе приемлем в коррекционной школе и способствует адаптации школьников с ограниченными возможностями здоровья в современно...

«Личностно-ориентированный подход на уроках трудового обучения учащихся в коррекционной школе-интернате»

laquo;Личностно-ориентированный подход на уроках трудового обучения учащихся в коррекционной школе-интернате»...