Робототехника_Программа по внеурочной деятельности «Основы робототехники»
календарно-тематическое планирование по теме
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа № 489
Московского района Санкт-Петербурга
Программа по внеурочной деятельности
«Основы робототехники»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 489 Московского района Санкт-Петербурга
УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ школы №489 ____________ О.Н. Калашникова «__» августа 2013 г. |
РАССМОТРЕНО На заседании МО ______________________________ ______________________________ Протокол № ________ от _____августа 2013 г. Руководитель МО _____________ ________________ |
Рабочая учебная программа
Основы робототехники
срок реализации программы: 2013 – 2014г.
Программу составила: Макашова Юлия Евгеньевна
г. Санкт - Петербург
2013
"Основы робототехники. WeDo" представляет уникальную возможность для детей младшего школьного возраста освоить основы робототехники, создав действующие модели роботов. Программа рассчитана на детей 3-4 классов.
Новый конструктор в линейке роботов LEGO, предназначен, в первую очередь, для детей начальной школы. Работая индивидуально, парами или в командах, учащиеся любых возрастов могут учиться, создавая и программируя модели, проводя исследования, составляя отчёты и обсуждая идеи, возникающие во время работы с этими моделями.
Обоснование курса
Применение конструкторов LEGO во внеурочной деятельности в школе, позволяет существенно повысить мотивацию учащихся, организовать их творческую и исследовательскую работу. А также позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки.
Целью использования «Робототехники» в системе дополнительного образования является овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости), навык взаимодействия в группе.
Цели работы курса:
- Организация занятости школьников во внеурочное время.
- Всестороннее развитие личности учащегося:
- Развитие навыков конструирования
- Развитие логического мышления
- Мотивация к изучению наук естественно – научного цикла: окружающего мира, краеведения, физики, информатики, математики.
- Познакомить детей со способами взаимодействия при работе над совместным проектом в больших (5-6 человек) и малых (2-3 человека) группах
- Развитие у детей интереса к техническому творчеству и обучение их конструирования через создание простейших моделей и управления готовыми моделями с помощью простейших компьютерных программ. Вырабатывается навык работы в группе.
- Творческое мышление при создании действующих моделей.
- Развитие словарного запаса и навыков общения при объяснении работы модели.
- Установление причинно- следственных связей,
- Коллективная выработка идей, упорство при реализации некоторых из них.
- Экспериментальное исследование.
- Логическое мышление и программирование заданного поведения модели.
Основными задачами занятий являются:
• обеспечивать комфортное самочувствие ребенка;
• развивать творческие способности и логическое мышление детей;
• развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел;
• развивать умения работать по предложенным инструкциям по сборке моделей;
• развивать умения творчески подходить к решению задачи;
• развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
В процессе решения практических задач и поиска оптимальных решений младшие школьники осваивают понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности, а также передачи движения внутри конструкции. Изучая простые механизмы, дети учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию.
Обучающая среда позволяет учащимся использовать и развивать навыки конкретного познания, строить новые знания на привычном фундаменте. В то же время новым для учащихся является работа над проектами. И хотя этапы работы над проектом отличаются от этапов, по которым идет работа над проектами в средней школе, но цели остаются теми же. В ходе работы над проектами дети начинают учиться работать с дополнительной литературой. Идет активная работа по обучению ребят анализу собранного материала и аргументации в правильности выбора данного материала. В ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребенка, происходит развитие его творческих способностей. Повышается мотивация к учению. Занятия помогают в усвоении математических и логических задач, связанных с объемом и площадью, а так же в усвоении других математических знаний, так как для создания проектов требуется провести простейшие расчеты и сделать чертежи. У учащихся, занимающихся конструированием, улучшается память, появляются положительные сдвиги в улучшении почерка (так как работа с мелкими деталями конструктора положительно влияет на мелкую моторику), речь становится более логической.
Образовательная система предлагает такие методики и такие решения, которые помогают становиться творчески мыслящими, обучают работе в команде. Эта система предлагает детям проблемы, дает в руки инструменты, позволяющие им найти своё собственное решение. Благодаря этому учащиеся испытывают удовольствие подлинного достижения.
Категория слушателей, для которых предназначена программа
Настоящая программа учебного курса предназначена для учащихся 3-4 классов образовательных учреждений, которые впервые будут знакомиться с LEGO – технологиями. Занятия проводятся в группах (12-14 человек) 1 раза в неделю по 60 минут.
Виды и направления внеурочной деятельности
Основным направлением курса «Робототехники» во внеурочной деятельности является проектная и трудовая деятельность школьников.
Условия реализации программы
Основные формы и приемы работы с учащимися:
- Беседа
- Ролевая игра
- Познавательная игра
- Задание по образцу ( с использованием инструкции)
- Творческое моделирование ( создание модели-рисунка)
- Викторина
- Проект
Материально-техническое оснащение образовательного процесса:
- Конструкторы ЛЕГО, технологические карты, книга с инструкциями
- Конструктор Лего, Лего WeDo
- Компьютер, проектор, экран
Планируемые результаты освоения программы
Знания и умения, полученные учащимися в ходе реализации программы:
- Знание основных принципов механики;
- Умение классифицировать материал для создания модели;
- Умения работать по предложенным инструкциям;
- Умения творчески подходить к решению задачи;
- Умения довести решение задачи до работающей модели;
- Умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- Умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | дата | Тема занятия | Виды деятельности | ||||
план | факт | ||||||
личностные | познавательные | регулятивные | коммуникативные | ||||
1 | Знакомство с ЛЕГО | пространственно-графическое моделирование (рисование) | соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности; сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся; | взаимодействие с учителем и сверстниками с целью обмена информацией и способов решения поставленных задач; | |||
2 | Знакомство с ЛЕГО продолжается (Спонтанная индивидуальная ЛЕГО-игра) | Отношение к школе, учению и поведение в процессе учебной деятельности. | пространственно-графическое моделирование (моделирование) | соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности; сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся; | взаимодействие с учителем и сверстниками с целью обмена информацией и способов решения поставленных задач; | ||
3 | Путешествие по ЛЕГО-стране. Изучение механизмов. | Индивидуальные наклонности, | пространственно-графическое моделирование (рисование) | соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности; сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся; | взаимодействие с учителем и сверстниками с целью обмена информацией и способов решения поставленных задач; | ||
4 | Исследователи механизмов. Зубчатые колёса. Промежуточное зубчатое колесо. Коронные зубчатые колёса. | пространственно-графическое моделирование (моделирование) | соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности; сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся; | Умение работать в коллективе, группе | |||
5 | Конструирование и программирование заданных моделей | соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности; сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся; | Обмен информацией в процессе общения | ||||
6 | Конструирование и программирование заданных моделей | Установление отношений между данными и вопросом | Решение поставленной задачи через общение в группе | ||||
7 | Волшебные модели. | ||||||
8 | Модели: автомобили. | соотнесение своих действий с целью и задачами деятельности; сравнение своего результата деятельности с результатом других учащихся; | взаимодействие с учителем и сверстниками с целью обмена информацией и способов решения поставленных задач; | ||||
9 | Автомобили. | ||||||
10 | Проект «Рыцарский турнир» | Составление плана решения | |||||
11 | Проект «Рыцарский турнир» | Отношение к школе, учению и поведение в процессе учебной деятельности. | Осуществление плана решения | ||||
12 | Проект «Школьный двор» | Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. | |||||
13 | Проект « дворец для принцессы» | ||||||
14 | Проект « Детская площадка» | ||||||
15 | Проект « Детская площадка» | ||||||
16 | Специальный транспорт | Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов | |||||
17 | Водный транспорт | ||||||
18 | Проект «Водный транспорт» | ||||||
19 | Проект «Район, в котором я живу!»Симметричность LEGO моделей | Установление отношений между данными и вопросом | |||||
20 | Устойчивость LEGO моделей. Военный транспорт. | Установление отношений между данными и вопросом | |||||
21 | Военный транспорт. | ||||||
22 | Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов | ||||||
23 | Голодный аллигатор | ||||||
24 | Проект « Вратарь | ||||||
25 | Непотопляемый парусник | ||||||
26 | Главная площадь в Моделирование достопримечательностей | ||||||
27 | Обезьянка – барабанщица | Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов | |||||
28 | Обезьянка – барабанщица | Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов | Решение поставленной задачи через общение в группе | ||||
29 | Любимый сказочный герой. Моделирование из LEGO WEDO | взаимодействие с учителем и сверстниками с целью обмена информацией и способов решения поставленных задач; | |||||
30 | Моделирование сюжета из LEGO WEDO/ Порхающая птица | Решение поставленной задачи через общение в группе | |||||
31 | . Моделирование сюжета из LEGO WEDO | ||||||
32 | Моделирование сюжета из LEGO WEDO | взаимодействие с учителем и сверстниками с целью обмена информацией и способов решения поставленных задач; | |||||
33 | Проект «LEGO и сказки» |
Список использованной литературы
Методическое обеспечение программы:
- http://9151394.ru/?fuseaction=proj.lego
- http://9151394.ru/index.php?fuseaction=konkurs.konkurs
- http://www.lego.com/education/
- http://www.wroboto.org/
- http://www.roboclub.ru/
- http://robosport.ru/
- http://lego.rkc-74.ru/
- http://legoclab.pbwiki.com/
- http://www.int-edu.ru/
Информационное обеспечение:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по организации внеурочной деятельности курса «Робототехника» для 5 класса
Рабочая программа элективного курса «Основы робототехники» на примере платформы LEGO MINDSTORMS Education EV3 составлена в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №5.Использование конструкт...
«Формирование учебно – познавательной компетентности обучающихся во внеурочной деятельности по робототехнике»
Статья: «Формирование учебно - познавательной компетенции обучающихся во внеурочной деятельности»В статье рассматриваются возможности организации исследовательской работы с применением робототехническ...
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РОБОТОТЕХНИКЕ
Современный этап развития общества характеризуется ускоренными темпами освоения техники и технологий. Непрерывно требуются новые идеи для создания конкурентоспособной продукции, подготовки высококвали...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы робототехники»
laquo;Основы робототехники» LEGO WeDo представляет уникальную возможность для детей младшего школьного возраста освоить основы робототехники, создав действующие модели роботов.Новый конструктор...
программа курса внеурочной деятельности «Основы робототехники и легоконструирования»
Актуальность курса «Основы робототехники и легоконструирования» заключается в том, что он направлен на формирование творческой личности, живущей в современном мире. Технологические наборы ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы робототехники"
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Основы робототехника» создана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.Программ...
Дополнительная общеобразовательная программа внеурочной деятельности «Основы робототехники» 5 – 9 классы
Дополнительная общеобразовательная программавнеурочной деятельности«Основы робототехники»5 – 9 классы...