4. Создание ЛСМ в обучении и в самообразовании.
опыты и эксперименты по теме

Как достичь высшего уровня усвоения знания - убеждения? Считаю, что именно в этом состоит цель познания. Истинный гуманизм в образовании связан с тем, чтобы облегчить учащимся понимание учебного материала, уменьшить разброс их интеллектуальных способностей. Прежде всего, учитель должен сделать принципиальный выбор: что он планирует оставить в сознании учащихся: слепок урока или знания, приведенные в систему. Исходя из этого выбора, применяются или создаются соответствующие методы познания. Как учитель и познающая личность считаю огромной для себя удачей, что десять лет назад мне дали почитать книгу В. Э. Штейнберга «Дидактические многомерные инструменты». М., 2002. Открыла для себя метод использования логико-смысловых моделей (ЛСМ) в обучении и самообразовании. Убеждена, что этот метод обеспечивает глубокое и прочное усвоение знания. Используя теорию В. Э. Штейнберга, составила для себя варианты логико-смысловых моделей по каждому разделу курса «Основы духовной культуры». Их структура зависит от содержания темы. Составляя их, приводила в систему все свои знания, которые отложились в закромах моей памяти и приобретались в ходе разработки программы. Как составляются, выглядят и используются эти модели познания? Попытаюсь объяснить это на примере рассмотрения темы «Сознание как духовная сущность человека».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4-_sozdanie_lsm.doc185.5 КБ

Предварительный просмотр:

                      
                  Все знают, что «
информация, произведшая впечатление на человека или пробудившая интерес к ней, запоминается полно». Но обучение, как и сама жизнь, строится не только на интересе. Воспитание таких качеств личности, как осознание необходимости, долга, ответственности, трудолюбия, обязательно входит в педагогическую функцию учителя.

Считается, что в процессе познания в памяти обучающихся удерживается:
  
      • 10% того, что они читают;
                        • 26% того, что они слышат; 
                                            • 30 % - что видят; 
                                                                • 50% - что видят и слышат;  
                                                                                   • 70% - что обсуждают с другими; 
                                                                                                      • 80% - что основано на личном опыте;  
                                                                                  • 90% - что они проговаривают, в то время как делают; 
                                                                                                                      • 95% - чему они обучаются сами.

С 80-х годов я концептуально придерживаюсь педагогики сотрудничества, творчески осмысливая ее применительно к своему предмету «Основы духовной культуры». В арсенале современного учителя много способов активизации учебной деятельности детей на уроке. Созданная учителем при разработке темы логико-смысловая модель «Сознание», снова воссоздается на доске по ходу изучения темы с привлечением учащихся.  

По идее В. Э. Штейнберга, схемы включают два компонента: смысловой – в виде основных терминов по изучаемой теме и логический – организующий эти термины-понятия в

семантически связную систему и поддерживающий мышление и память.


                   Такой каркас ЛСМ, в виде  лучевой и сетевой графики, связан с морфологическими особенностями мозга человека, структура которого – радиально-концентрическая.   Природная организация материи имеет такие же свойства: 

солярность – многолучевая структура (солнце) и

фрактальность – сеточная, т.е. матричная, структура (снежинки).   Поэтому и представления человека о многомерности окружающего мира выражаются в радиально-круговых символах схем, в распространенных фразеологизмах: «рассмотреть круг вопросов», «разложить по полочкам», «танцевать от печки», «завязать узелок на память», «привести знания в систему», «увидеть все как на ладони». 

                   В центре ЛСМ помещается условный фокус внимания:
тема (проблема, задача).  От  него исходят лучи системы координат, обозначающие разделы/направления изучения темы.  Положение Точки на линии координат обозначают количество и иерархию значимых элементов содержания раздела.  Ключевые слова в процессе объяснения разворачиваются в понятия.  Линии матрицы устанавливают связи между понятиями.  Таким образом, обучающиеся сначала получают представление об объекте познания, а затем осмысливают и описывают его.  Из суждений формируется умозаключение.
 
                  В гуманитарных предметах ученику очень трудно удержать в памяти большой объем информации, получаемой в вербальной форме.  Дидактическая эффективность методики применения логико-смысловых моделей в обучении заключается в  следующем:  

     

      • активизируются левое (образное)  и правое (рациональное) полушария мозга.  Происходит  

 целостное отражение действительности в образах-моделях,


      • реализуется метод визуальной опоры мышления, развивается устная речь,


      • приводится в систему обилие входящей в сознание информации,


      • облегчается запоминание и понимание учебного материала,


      • развивается  абстрактное мышление,


     • формируется способность к логическим умозаключениям,


      • осуществляется внутри личностное  развитие учителя и учащегося. 
   

ЛСМ используются и в конце изучения темы для обобщения,  закрепления и самопроверки  знаний. При этом раздаются листочки только с формой схемы, а термины могут быть вперемешку «разбросаны» по полям или вообще отсутствовать. Надо вписать их в нужный узел координат.


                  Такой метод очень полезен  и тем, кто склонен к самообразованию,  хочет стать высокопрофессиональным специалистом и духовно развитой личностью.   Да и многие житейские проблемы легче объяснить, нарисовав подобную модель.   Мне очень нравилось сотрудничать с учащимися на уроке,  используя этот метод приобретения знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме самообразования «Повышение уровня мотивации обучения через внедрения активных методов обучения и нестандартных форм проведения уроков математики и физики в 5-9 классах»

Я знаю и понимаю стратегию развития образования в России и принципы образовательной политики.Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния её населения...

Проект по самообразованию: «Проведение декады трудового обучения, как средство для развития профессиональной компетенции учителей трудового профессионального обучения».

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетенции. Свободно мыслящий, прог...

Проект по самообразованию учителя трудового профессионального обучения: «Проведение декады трудового обучения, как средство для развития профессиональной компетенции учителей трудового профессионального обучения».

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетенции. Свободно мыслящий, прогнозиру...

Индивидуальный план самообразования Монгуш М.А.: Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности

Актуальность данной  технологии  обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего  обучения , она позволяет заменить  урок  объяснения нового материала ...

Рубрика Самообразование. Классификация систем (форм) обучения по содержанию обучения.МО.

Система обучения предполагает различные формы учебной деятельности. Рассмотрим подробно одну из форм учебной деятельности: систему (форму) обученияпо механизму декомпозиции содержания обучения....

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Проблемное обучение как механизм реализации системно-деятельностного подхода в обучении математики"

В основе ФГОС  лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;проектирование и конструирование социальной среды разви...