Рубрика Самообразование. Классификация систем (форм) обучения по содержанию обучения.МО.
презентация к уроку на тему
Система обучения предполагает различные формы учебной деятельности. Рассмотрим подробно одну из форм учебной деятельности: систему (форму) обучения
по механизму декомпозиции содержания обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formyobucheniyaposoderzhaniyu12016.ppsx | 118.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Логическая структура любой деятельности, в том числе учебной, включает в себя формы , методы и средства деятельности. Ф ормы учебной деятельности Формы учения можно определить как механизмы упорядочения учебного процесса в отношении позиций его субъектов, их функций, а также завершенности циклов, структурных единиц обучения во времени.
Механизм организации обучения в пределах целостной образовательной программы – начального образования, общего среднего образования, высшего образования и т.д. определяют как СИСТЕМУ ОБУЧЕНИЯ . Система обучения предполагает различные формы учебной деятельности . Рассмотрим подробно одну из форм учебной деятельности: систему (форму) обучения по механизму декомпозиции содержания обучения
Классификация систем (форм) обучения по механизму декомпозиции содержания обучения Таких механизмов известно два: - дисциплинарный механизм – когда содержание обучения разделяется на отдельные дисциплины (учебные предметы, курсы) – этот механизм иногда еще называют условно предметным обучением . Все системы учения-обучения (кроме, пожалуй, самоучения ) относятся предметному обучению; - комплексный механизм (комплексная система обучения), которую также еще называют условно объектным обучением , когда декомпозиция содержания обучения осуществляется по выделяемым объектам, например, изучение родного края, трудовая деятельность семьи и т.д. Идеи комплексного («объектного») обучения развивались, начиная с XVIII в., и связаны с именами Ж. Жакото , П. Робена, Н.Ф. Гербарта , Дж. Дьюи , К.Д. Ушинского (система объяснительного чтения) и др.
Наибольшую известность среди комплексных систем обучения в истории получил так называемый метод проектов (XIX – XX вв., США) – система обучения, при которой обучающиеся приобретают новый опыт (знания, умения и т.д.) в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся заданий практически-жизненной направленности - проектов . - комплексная система обучения
Из история: Название « проект » появилось в этой системе в связи с тем, что первоначально эта система в первой половине XIX века применялась в инженерном образовании. Метод проектов в 20-е – 30-е г.г. XX в. получил сравнительно широкое распространение в советской школе. Приведем пример проекта в тогдашнем понимании – проект «корова»: корова с точки зрения энергетики (элементы физики), корова с точки зрения процессов пищеварения (элементы биологии и химии), образ коровы в литературных произведениях и т.д., вплоть до практических занятий по уходу за коровой .
В дальнейшем метод проектов в таком понимании в образовании не прижился, поскольку знания и умения , получаемые обучающимися, были отрывочны, не систематизированы . Этот опыт интересен тем, что это была одна из первых попыток построить учебный процесс в логике проектно-технологического типа организационной культуры. В первой половине ХХ в. в России применялись и другие варианты комплексной системы обучения : аккордная система (совокупность сведений, органически соединенных тематической связью и охватывающих ряд дисциплин – М. Зарецкий); цикловой метод (объединение всех учебных дисциплин в определенные циклы, связывающие родственные предметы – Н.И. Попова); метод разовых заданий (разновидность метода проектов – С.В. Иванов) и др.
К настоящему времени в российском образовании элементы комплексной системы обучения представлены в дошкольном образовании , отчасти в начальной школе (интегрированный курс «Природоведение»), в построении интегрированных курсов в среднем и старшем звене школы : «обществознание», попытки построения интегрированных курсов «естествознание», объединяющих физику, химию, биологию, астрономию и т.д. Кроме того, комплексная система обучения лежит в основе музыкального образования – в основу продвижения обучающихся кладется последовательность музыкальных произведений, которые он должен играть; в художественном образовании, в спорте . Комплексные системы обучения применяются также в дополнительном образовании в разнообразных кружках : авиамодельных, судомодельных, электроники и т.д., где основой учебной работы является объект, изготовляемый обучающимися.
В последние годы в отечественном образовании вновь получает широкое распространение « метод проектов », но уже в другом понимании: учебные проекты не вместо учебных предметов (дисциплин), а в рамках их или в дополнение к ним. В частности, учебные проекты распространены в школьной образовательной области «технология», где учебный процесс в полной мере отвечает требованиям современного понимания проекта как цикла инновационной деятельности . В качестве проектов в трудовом обучении могут выступать разработка конструкций и изготовление самых разнообразных объектов – от шкатулки из соломки до радиоприемников и создания спортивных и детских площадок. Кроме того, учебные проекты получили широкое распространение в системе повышения квалификации специалистов, где проекты являются одновременно и учебными, и профессиональными, например, проект «как преобразовать школу в гимназию», проект «развитие профильного обучения старшеклассников в муниципальной образовательной системе» и т.д.
Метод проектов (по сути, это – форма обучения, но исторически получила название «метода») получает все большее применение . Приведем два таких примера. Младшеклассникам в качестве проекта предлагается из одного листа плотной бумаги с помощью ножниц и клея построить сооружение (башню) максимально большой высоты. Учащиеся приступают к работе. Каждый конструирует и реализует свой проект – сколько учеников в классе – столько и получается вариантов – у кого-то выше, у кого-то ниже, у кого-то красивее, у кого-то не очень. Казалось бы – совсем простой проект – всего один лист бумаги. Но здесь и математика, и физика, и элементы сопротивления материалов (это в начальной-то школе!), и трудовые умения, и полный простор для фантазии, творчества, и возможность пообщаться учащимся друг с другом – пообсуждать , у кого что и как получилось и почему, и т.д. То есть, учебный процесс преображается до неузнаваемости.
Другой пример, более сложный. Пятиклассникам предлагается написать свой, авторский учебник истории. При этом предполагается работа школьников со специально создаваемыми текстовыми документально-историографическими комплексами. Их основу составляют тексты изучаемой эпохи. Такой комплекс становится квазипроизведением и содержит множество мыслимых версий по поводу тех или иных событий, что и создает условия для реального учебного диалога в классе. Детям предлагается написать свой учебник Отечественной истории, в котором тексты глав, вопросы и задания, иллюстрации, карты и схемы – плод коллективной работы пятиклассников. При этом существенно, что документальный исторический комплекс составляется по определенным правилам: он имеет не одно, а целое поле разных, но равноправных интерпретаций и прочтений. Именно это свойство документального комплекса позволяет выстроить в классе реальный учебный диалог. Могут возникать даже взаимоисключающие версии тех или иных событий, и все они будут иметь равные права на существование. Изменяется жанр урока: вместо рассказа или объяснения возникает беседа.
Предлагаемая работа школьников с документально-историографическими комплексами превращает образовательный процесс из детерминистского в вероятностный . Создается развивающая образовательная среда , инициирующая творческий процесс у всех участников учебной ситуации, в том числе и у учителя. Разумеется, не ставится задача превратить школьников в маленьких историков, но важна сама возможность настоящей «исторической деятельности» вместо заучивания готового материала учебника. Как видим из приведенных примеров, метод учебных проектов позволяет направить учебный процесс совсем в другое русло.
Литература: А.М.Новиков, акад. РАО, Д.А.Новиков, член-корр.РАН: Методология. – М.: СИНТЕГ . – 668 с. 2. Источники Интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика и содержание обучения учащихся 5 классов с применением технических средств обучения.
В данной работе представлена авторская программа раздела с пояснительной запиской. Разработаны методические подходы к организации учебного процесса с составлением планов-конспектов уроков. Приве...
Отчёт по теме самообразования "Активные формы работы на уроках английского языка и во внеурочное время в процессе обучения и развития творческого потенциала и самостоятельности учащихся"
По данной теме работаю уже третий год. Накоплено много интересных и занимательных находок. Работа опубликована в ежегодном школьном методическом сборнике за 2012 - 2013 учебный год....
Рубрика Самообразование. Классификация форм учебной деятельности. МО.
Формы учения можно определить как механизмы упорядочения учебного процесса в отношении позиций его субъектов, их функций, а также завершенности циклов, структурных единиц обучения во времени.Формы уче...
Рубрика Самообразование. Самостоятельная работа и другие виды учебной деятельности. МО.
Самостоятельная работа и другие виды учебной деятельности (Классификация форм учебной деятельности)....
Рубрика Самообразование. Развитие исследовательской и проектной деятельности детей и молодежи МО.
Для чего необходимо развивать исследовательскую и проектную деятельность в среде детей и молодежи? Что такое учебное и истинное проектирование, что такое учебное и настоящее исследование?...