10. Общение как проявление духовности личности.
опыты и эксперименты по теме
Мы убеждены, что воспитательное воздействие извне, без учета внутренней жизни духа ребенка, формирует лишь внешнюю культуру, но не способствует осуществлению духовности как принципа жизни человека. Духовное воспитание в сущностном понимании – это именно воспитание, помощь в восхождении к состоянию духовно развитой личности. Такую поддержку растущему человеку может оказать воспитатель, который сам духовно возрастает. Нам близка мысль Л. Н. Толстого: "Воспитание представляется сложным и трудным делом до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей".
Думаю, что всем людям надо бы овладеть жизненно важными предметами «Человековедение» и «Спецтехнология общения и жизнестроительства». Но их пока нигде не изучают. Интересные опыты многих учителей в этом направлении – остаются не востребованными. Может, до сих пор государству не нужны духовно развитые личности? С ними много проблем? Власти любят исполнительных профессионалов? Как всегда, остается надежда, что это не так.
Поэтому делюсь здесь опытом общения с подростками по темам, которые составляют их реальную жизнь. Занятия проводила в различных формах живого общения, для каждой беседы или дискуссии по проблеме была заготовлена система вопросов, стимулирующих познавательный интерес и активизирующих мышление. В процессе познания мы вместе составляли опорный конспект, продуманный мною заранее, по которому любой человек может составить логически выстроенное сообщение или провести беседу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Общение как проявление духовности личности.
«Есть только одна ценность на земле – это общение человека с человеком». Экзюпери.
- В чем же выражается ценность общения?
«Общение человека с природой», «общение животных друг с другом», «и звезда с звездою говорит».
- Все это можно назвать настоящим общением?
Конечно, это очень красивые и поэтичные обороты речи. Но мы сейчас не об эмоциях и художественности говорим, а «договариваемся о понятиях», которые будем использовать в беседе.
ОБЩЕНИЕ – установление и развитие физических и духовных контактов между людьми. Только в общении возможно развитие духовного начала человека. «Маугли» Киплинга и реальные «маугли» – это, как говорится, две большие разницы.
Смысл общения:
• делиться эмоциями и чувствами,
• обмениваться информацией и знаниями,
• взаимодействовать в самых разных жизненных сферах,
• общаясь, лучше узнаешь себя и осознаешь свою значимость в обществе.
Люди общаются непосредственно при помощи слов, взглядов, мимики, жестов, поз.
Опосредованно используют для общения средства массовой информации, искусство и достижения науки и техники.
Стремление к общению заложено в духе человека от рождения. Во все времена и у всех народов приняты одинаковые, по сути, принципы общения. Я излагаю их в Библейском варианте:
«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему». Бытие 2:18.
«Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Матф. 7:12 . «Не судите да не судимы будете». Матф., 7:1
«Прощайте и прощены будете». Лука 6:37
«Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру». Римлянам 12: 9.
- А что есть добро? (Дискуссия)
А вот мнение Л.Н.Толстого: «Есть один несомненный признак, разделяющий поступки людей на добрые и злые. … Увеличивает поступок любовь и единение людей – он хороший. Производит он вражду и разъединение – он дурной».
ДОБРО – есть все то, что направлено на пользу, во благо человека, что вызывает в нем радость и надежду. Мудрецы давно определили критерии добра:
- любовь,
- чистота помыслов,
- свободный выбор поступка,
- спокойная совесть,
- честность,
- созидание,
- физическое здоровье.
«Чем дольше я размышляю, тем более две вещи наполняют мою душу
все новым удивлением и благоговением: звездное небо надо мной
и нравственный закон в сердце». И. Кант.
НРАВСТВЕННОСТЬ – духовные качества, которыми руководствуется человек в своем отношении к другим людям, к себе самому, к труду, к окружающему миру.
Основополагающие нравственные качества духовной личности:
доброжелательность,
отзывчивость,
честность,
ответственность,
уважение,
терпимость,
умение прощать,
совестливость. Они выводят общение на духовный уровень. Здесь выбраны ключевые понятия, а синонимы каждый может подбирать по желанию. В словаре русского языка можно найти десятки оттенков значения этих понятий.
«Вся нравственность человека в его намерениях». Жан-Жак Руссо.
МОТИВ – побудительная причина действия: почему? зачем? С какой целью?
Любой поступок человека (не будем путать его с импульсивным действием, рефлексом) сначала зарождается в его сознании, в мыслях. Только зная мотивы поступка человека, можно говорить о том, хороший это поступок или плохой. Человек стремится скрыть свои недобрые мотивы и прикрывается добрыми намерениями. «Бог судит не по поступкам, а по мотивам».
Основные мотивы нравственного выбора человека перечислены в движении от низшего
к высшему (это наша иерархия ценности мотивов):
Любовь
Совесть
Здравый смысл
Законопослушание
Похвала, признание
Личный интерес
Страх наказания.
- Предлагается составить свой рейтинг мотивов.
В своём развитии человек проходит разные уровни нравственного поведения:
- "быть, а не казаться",
- "казаться, а не быть",
- приспособление,
- подчинение.
- Как бы вы объяснили эти позиции?
«Да, жалок тот, в ком совесть не чиста». А.Пушкин.
- Совесть – это что? Попробуйте сами определить.
СОВЕСТЬ (со + весть) – нравственный ориентир, внутренний судья, не позволяющий человеку смешивать добро и зло. «Голос совести - это голос Бога», - сказал Л.Н. Толстой.
«И всюду жизнь, и всюду свет,
И всем мирам одно начало.
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало». А.К Толстой.
- А что есть любовь?
У древних греков для обозначения этого чувства было три слова:
Эрос – страстная любовь, потребность тела.
Филео – склонность, душевная привязанность к кому-то или к чему-то.
Агапе – духовная любовь к человеку и ко всему миру.
«Со всяким долготерпением снисходите друг ко другу с любовью». Ефес. 4:2.
- О какой любви пишет апостол Павел в «Новом завете»?
ДУХОВНАЯ ЛЮБОВЬ – не только чувство, но и осознанный выбор говорить и действовать во благо тому, кого любишь, возможно, и в ущерб себе. Это любовь бескорыстная, безусловная, милосердная, жертвенная. Только духовная любовь раскрывает всю полноту человеческой личности.
«Человек определяется не интеллектом, а тем, что он любит и как он любит».
И.Ильин.
МОРАЛЬ (лат.- нрав, обычай) – установленные в обществе нормы поведения, взаимодействия; общественное мнение, неписаный закон «так принято».
- Может ли духовная любовь не принимать мораль общества?
Мораль является внешним, общественным ограничителем поведения человека. Поэтому она обусловлена менталитетом социальной группы или общества и может меняться во времени и по обстоятельствам.
НРАВСТВЕННОСТЬ – внутреннее качество личности, основанное на вере, стремлении к добру и свободе выбора.
« Свобода выбора – необходимое условие развития духовной личности».
- Есть ли свобода выбора у животных?
СВОБОДА ВЫБОРА – право человека проявлять свою волю в выборе образа мыслей и образа жизни. Не надо путать духовную свободу выбора с физическими предпочтениями. Свобода нравственной личности сопряжена с ЛИЧНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ за свой выбор и поступки. Часто нравственность личности не согласуется с моралью общества, где он живет, - тогда может возникнуть взаимное отторжение даже ограничение его внешней свободы. Но внутреннюю свободу Личности никто не в состоянии ограничить.
ПРАВО – созданный людьми свод общеобязательных правил, регулирующих общественные отношения. Свобода без права – это хаос и беспредел в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОЙ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
В данной работе затрагивается проблема эстетического воспитания подростающего поколения,через приобщение его к изобразительному искусству....
Наследие отечественной культуры как ресурс формирования духовности личности школьника.
В современном мире в связи с изменением социальных отношений, с обесцениванием многих жизненных идеалов и образованием идеологической пустоты проблема духовного становления наших детей является ...

Методическая разработка «Эмоциональное выгорание, как одно из проявлений деформаций личности педагога»
Работники сферы образования являются наиболее уязвимой категорией, подверженной профессиональной деформации. Возникновение и развитие профессиональной деформации снижает продуктивность выполнения...
Презентация: Конструктивное общение как фактор духовно-нравственного развития подростков.
Конструктивное общение в подростковом возрасте является важным фактором духовно- нравственного воспитания. Навыки конструктивного общения формируются на уроках....

Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Субъектное педагогическое общение – важный фактор саморазвития личности школьника" (№ 7-8, 2022)
В статье рассматриваются вопросы воспитания в современной школе и роль классного руководителя в создании позитивной педагогической среды и положительного психолого-педагогического климата в классе на ...

Тренинг-общения «Профилактика эмоционального выгорания личности педагога»
Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания личности педагога»Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога....