Тренинг-общения «Профилактика эмоционального выгорания личности педагога»
материал по психологии
Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания личности педагога»
Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_na_snyatie_psihoemotsionalnogo_napryazheniya_u_pedagogov.docx | 40.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания личности педагога»
Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога.
Основная часть.
Ход проведения тренинга
Здравствуйте, уважаемые гости, я рада видеть вас на нашем тренинге. И, надеюсь, все, что вы сегодня услышите и увидите, может пригодиться вам в вашем нелегком труде. Тренинг по теме «Профилактика эмоционального выгорания личности педагогов» на мой взгляд, очень актуальная и многие педагоги возьмут из нее то, что действительно пригодится в работе и жизни.
Актуальность.
В современном мире профессия педагога становится все напряженнее, современные образовательные стандарты требуют полной отдачи на работе, а идти в «ногу со временем» все сложнее и сложнее, мир и требования в нем меняются, требуя того же от современного человека. Темп нашей жизни увеличивается и все сложнее за ним успеть. Большой отдачи требует работа, а еще семья, дети и на собственное «я» совсем не хватает времени.
Поэтому в последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное «выгорание».
В отечественной литературе это понятие появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже более четверти века.
Синдром эмоционального и профессионального выгорания — это эмоционально-волевая деформация специалиста, вызванная особенностями работы.
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего
накапливания отрицательных эмоций без соответствующей разрядки или освобождения от них.
Синдром «профессионально-личностного выгорания» в самом общем виде можно определить как неадаптивную реакцию на стресс, возникающий в результате профессиональной деятельности. При этом, он не возникает внезапно, а представляет собой динамический процесс, зачастую инициированный и стимулируемый самим человеком.
Выделяют три стадии синдрома:
Первая стадия: хроническая усталость, эмоциональное истощение и опустошенность. Люди, находящиеся на первой стадии синдрома «сгорания», часто приходят в состояние растерянности, теряют ясность мысли и способность разрешать проблемы. Избегание, дневные грезы, иллюзии, ощущение, что на них нападают, что они находятся в ловушке работы, частые смены настроения являются симптомами этой стадии.
Вторая стадия: на этой стадии описанные симптомы становятся более выраженными и постоянными. Фрустрация, неудовлетворенность, цинизм, нечувствительность к другому человеку и отрицание симптомов отмечаются на этой стадии. Становится трудно сосредоточиться. Энергетический уровень часто меняется и существенно снижается. Люди на этой стадии очень не уверены в себе и чрезмерно чувствительны к критике.
Третья стадия: на этой стадии люди чувствуют себя совсем разбитыми. Ощущение себя неудачником, отсутствие энергии, общая дисфункциональность, невозможность сосредоточиться, снижение иммунитета к болезням, депрессия — вот некоторые характеристики этой стадии.
Симптомы, составляющие синдром профессионального выгорания, условно можно разделить на три основные группы: психофизические, социально-психологические и поведенческие.
К психофизическим симптомам профессионального выгорания относятся такие, как:
- чувство постоянной, непроходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
- ощущение эмоционального и физического истощения;
- снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
- общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
- частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
- резкая потеря или резкое увеличение веса;
- полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, начиная с 4 час. утра или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2-3 час. ночи и «тяжелое» пробуждение утром, когда нужно вставать на работу);
- постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
- одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
К социально-психологическим симптомам профессионального выгорания относятся такие неприятные ощущения и реакции, как:
- безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
- повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
- частые нервные «срывы» (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, «уход в себя»);
- постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности);
- чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
- чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или человек «не справится»;
- общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «Как ни старайся, все равно ничего не получится»).
К поведенческим симптомам профессионального выгорания относятся следующие поступки и формы поведения работника:
- ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
- сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит);
- вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;
- руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим;
- чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
- невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
- дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
- злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
Правила:
Чтобы наше общение было налажено и сгруппировано, предлагаю познакомиться и ознакомиться с правилами поведения на тренинге.
«Имена - качества»
Цель: знакомство.
Психолог предлагает педагогам представиться коллегам. Назвать свое имя и 2-3 положительных качества, начинающиеся на первую букву имени. (например: Я - Люда – ласковая, любознательная). И так по кругу.
Время: 3-5 минут
Правила:
- правило «актуального общения» - здесь и сейчас,
- правило «искренности и уважительности»,
- правило «поднятой руки»
- правило «одного Нет»
Вступительное слово:
Итак, мы познакомились с вами и с правилами и теперь переходим непосредственно к тренингу.
Разминочное упражнение:
Упражнение 1.
«Представьте, что вы в сказочном лесу. Оглядитесь вокруг. Поют птицы, летают бабочки, растут красивые цветы. Ярко светит солнце. Вы ощущаете мягкую зеленую сочную траву под ногами. Вдыхаете свежий воздух, аромат природы, вслушиваетесь в звуки. Вам хорошо и комфортно. Давайте сыграем в игру.
Садитесь все на стульчики, как только вы услышите команду и найдете это у себя, то должны будете выполнить задание. Например:
Потопайте те, кто радуется хорошей погоде
Пусть похлопают в ладоши все, у кого сегодня хорошее настроение.
Пусть коснуться кончика носа все, у кого есть что-то розовое в одежде.
Поменяйтесь местами те, у кого есть сестра.
Обнимитесь те кто любит дарить цветы
Пускай постоят на правой ноге все у кого карие глаза., на левой у кого голубые, зеленные подпрыгнут.
Пусть погладят себя по голове все, кто никогда не обижает других.
Пусть покружатся те, кто доволен своими учениками
Пусть хлопнут в ладоши те, кто не обзывает других
Пусть улыбнуться все, кто умеет помогать детям и взрослым.
Упражнение 2 «Откровенно говоря»
Вам нужно вытянуть любую карточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно (Приложение Рефлексия
Карточки с неоконченными предложениями к упражнению
«Откровенно говоря»
- Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящем рабочем дне…
- Откровенно говоря, когда я готовлюсь к открытым занятиям…
- Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…
- Откровенно говоря, когда я волнуюсь…
- Откровенно говоря, когда я прихожу на работу…
- Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями…
- Откровенно говоря, когда ко мне на занятия приходят студенты…
- Откровенно говоря, когда ко мне на занятие приходят педагоги или методисты…
- Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание...
- Откровенно говоря, когда мой рабочий день…
- Откровенно говоря, когда я провожу свое открытое занятие…
- Откровенно говоря, моя работа…
- Откровенно говоря, когда я думаю о работе…
- Откровенно говоря, мое здоровье…
- Откровенно говоря, когда я разговариваю с заведующим…
- Откровенно говоря, когда я вижу ребенка…
- Откровенно говоря, после рабочего дня…
- Откровенно говоря, когда наступает пора отпуска…
- Откровенно говоря, люди, с которыми я работаю…
- Откровенно говоря, когда я собираюсь на работу…
- Откровенно говоря, неприятности на работе…
- Откровенно говоря, успехи на работе…
• Трудно ли вам было отвечать?
• Было ли для вас что-то новое?
• Считаете ли вы полезным упражнение?
• Открыли ли вы что-то новое для себя?
• Как вы себя сейчас чувствуете?
• Какие у вас сейчас ощущения?
Ожидаемый результат: упражнение помогает осознать проблемы педагога, вербализовать их, сплотить группу педагогов, понять, что проблемы у всех педагогов похожи.
Упражнение «Калоши счастья»
Цель: развитие позитивного мышления педагогов, развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.
Материалы: «калоши счастья» (игровой элемент, обычные резиновые калоши, желательно большого размера с веселым дизайном), карточки с ситуациями (Приложение 3).
Инструкция. Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста. Участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты.
Рефлексия. Трудно ли было найти положительные стороны в ситуациях? Что вы поняли для себя? Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.
Карточки с ситуациями для упражнения «Калоши счастья»:
Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.
- Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.
- В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.
Вам дали большое количество детей в группу, которые ходят всем составом.
- Есть возможность попробовать свои силы в работе с большой группой.
- Это хорошая возможность освоить новые методы работы.
На работе задержали зарплату.
- Можно сэкономить на чем-то.
- Можно теперь сесть на диету.
По дороге на работу вы сломали каблук.
- Хороший повод купить новые сапоги.
Большинство ваших учеников воспитанников показали слабые результаты мониторинга.
- Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.
Вы внезапно заболели.
- Хороший повод отдохнуть.
- Заняться наконец-то своим здоровьем.
Вы попали под сокращение.
- Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.
- Новый коллектив, новые перспективы.
Упражнение 3: проведение диагностики на выявления уровня психического выгорания.
Обсуждение результатов диагностики.
« ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ СТРЕССА»
( Автор: К. Шрайнер )
Инструкция: Обведите кружком номера тех вопросов, на которые Вы отвечаете положительно.
1. Я всегда стремлюсь делать работу до конца, но часто не успеваю и вынужден(а) наверстывать упущенное.
2. Когда я смотрю на себя в зеркало, я замечаю следы усталости и переутомления на своем лице.
3. На работе и дома – сплошные неприятности.
4. Я упорно борюсь со своими вредными привычками, но у меня не получается.
5. Меня беспокоит будущее.
6. Мне часто необходимы алкоголь, сигарета или снотворное, чтобы расслабиться после напряженного дня.
7. Вокруг происходят такие перемены, что голова идет кругом. Хорошо бы, если бы все не так стремительно менялось.
8. Я люблю семью и друзей, но часто вместе с ними я чувствую скуку и пустоту.
9. В жизни я ничего не достиг(ла) и часто испытываю разочарование в самом(ой) себе.
Подсчитайте количество своих положительных ответов.
Каждому ответу «ДА» присваивается 1 балл.
ЕСЛИ вы набрали 0 – 4 балла.
Вы ведете себя в стрессовой ситуации довольно сдержанно и умеете регулировать свои собственные эмоции. Вы не раздражаетесь на других людей и не настроены винить себя.
ЕСЛИ у вас в сумме получилось 5 – 7 баллов.
Вы не всегда правильно ведете себя в стрессовой ситуации. Иногда Вы умеете сохранять самообладание, но бывают также случаи, когда вы заводитесь из-за пустяка и потом об этом жалеете. Вам необходимо заняться выработкой своих индивидуальных приемов самоконтроля в стрессе.
ЕСЛИ вы имеете 8 – 9 баллов.
Вы переутомлены и истощены. Вы часто теряете самоконтроль в стрессовой ситуации и не умеете владеть собой. Следствие этого – страдаете и вы сами, и окружающие вас люди. Развитие у себя умений саморегуляции в стрессе – сейчас ваша главная жизненная задача.
Экспресс оценка выгорания
На следующие предложения отвечайте «да» или «нет». Количество положительных ответов подсчитайте. | |||
1 | Когда в воскресенье пополудни я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток уик-энда уже испорчен | Да | Нет |
2 | Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления | Да | Нет |
3 | Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры | Да | Нет |
4 | То, насколько меня раздражают коллеги, ещё мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия ученики. | Да | Нет |
5 | На протяжении последних трёх месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д. | Да | Нет |
6 | Коллегам я придумал (придумала) обидные прозвища, которую использую мысленно | Да | Нет |
7 | С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной | Да | Нет |
8 | О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое | Да | Нет |
9 | Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать её ко всем чертям | Да | Нет |
10 | За последние три месяца мне не попало в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое | Да | Нет |
Оценка результатов:
0-1 балл. Синдром выгорания вам не грозит.
2-6 баллов. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.
7-9 баллов. Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.
10 баллов. Положение весьма серьёзное, но в вас ещё теплится огонёк, нужна, чтобы он не погас, помощь специалиста.
Упражнение 4 «Копилка радости»
Одним из распространенных стереотипов является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы.
Для этого каждому воспитателю предлагается составить свою «Копилку радости».
Педагогам раздаются листы бумаги, и предлагается написать 10 повседневных дел, которые доставляют им радость. По окончанию прочесть список и добавить к нему еще 10 пунктов. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.
Время: 10-15 минут.
Упражнение 4 «Плюс-минус»
Цель: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности, вербализация негативных и позитивных моментов своей педагогической деятельности; сплочение группы.
Материалы: ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску; самоклеющиеся стикеры в форме листочков; ручки для каждого участника.
Время: 10 минут
Инструкция. Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета — плюсы своей работы.
Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал.
Рефлексия. Участники обсуждают, чего больше получилось — плюсов педагогической деятельности или минусов — и почему. Педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи.
Упражнение 5. «Волшебные очки»
Цель: способствовать позитивным взаимоотношениям между членами группы.
Один из педагогов надевает очки и поворачивается к соседу справа. Тот, в свою очередь, произносит фразу: «Наяву, а не во сне – что прекрасного во мне?» Педагог в очках должен от имени волшебных очков сказать приятные, теплые слова в адрес коллеги.
Время: 5-10 минут
Сегодня хотим поделиться с вами эффективным методом быстрого снятия сильного эмоционального или физического напряжения.
Данная практика будет полезна тем, кто хочет быстро снизить чувство тревоги, раздражения, стресса.
Во время выполнения можно включить расслабляющую музыку и зажечь аромасвечи.
Упражнение «Муха»
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Инструкция: Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое, с помощью лицевых мышц.
Упражнение «Лимон»
Уважаемые коллеги..
Упражнение «Лимон» за счет чередования мышечного напряжения и расслабления помогает вернуться в состояние покоя.
1. Сядьте удобно: руки свободно положите на колени ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон.
2. Начинайте медленно сжимать воображаемый лимон до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок.
3. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения.
4. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения.
5. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Упражнение «Сосулька»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Необходимо встать, руки поднять вверх и закрыть глаза. Представьте, что вы – сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе. Заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.
Упражнение «Передышка»
Обычно, когда мы бываем чем-то расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания – один из способов расслабления. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются [4].
Упражнение «Звуковая гимнастика»
Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.
Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, сидя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.
Припеваем следующие звуки в течение 30 сек.:
А – воздействует благотворно на весь организм;
Е – воздействует на щитовидную железу;
И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О – воздействует на сердце, легкие;
У – воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я – воздействует на работу всего организма;
М – воздействует на работу всего организма;
X – помогает очищению организма;
ХА – помогает повысить настроение.
Снятию стресса помогают как смех, так и слёзы. Большинство людей признаются, что после слез, они чувствуют себя лучше. Учёные считают, что слёзы очищают организм от вредных продуктов стресса. Не бойтесь плакать [2]!
Поделитесь своим впечатлением, помог ли вам «Лимон» справиться с тревогой?
Желаем всем крепкого здоровья и хорошего настроения!
Заключение
Упражнение «Сюрприз».
Цель: положительное завершение тренинга.
Материалы: конфеты с "секретом" в вазочке.
Ход упражнения:
Ведущий: когда говорят о поражениях, то рядом ставят слово «горечь», когда о победах – "сладость". Если считать нашу сегодняшнюю работу маленькой победой, то можно получить награду – конфету. Только конфета не простая – к каждому фантику прикреплены особые помогающие пожелания и позитивные мысли. Предлагаем каждому выбрать свою конфету из вазочки. Участники вытаскивают конфеты, разворачивают их и, при желании, зачитывают то, что написано на бумажках.
Наш тренинг подошел к концу. Я надеюсь, что эти способы самоконтроля и улучшения настроения вы будете вспоминать и дома, и на работе и не забывать, что в домашних условиях для снятия стресса и всего негативного можно так же использовать: дыхательную гимнастику, ароматерапию, кинотерапию, музыкотерапию, медитацию, а снятию стресса помогают как смех, так и слёзы.
Рефлексия.. Что понравилось и не понравилось..
Всем спасибо за участие.
Рекомендации педагога-психолога.
Профилактика эмоционального выгорания у педагогов.
1. Удовлетворение физиологических потребностей:
- принимать пищу регулярно
- делать зарядку
- проходить медицинский осмотр у врачей
- брать больничный лист на время болезней
- делать самомассаж
- достаточно спать
- носить одежду, которая нравится
- брать отпуск
- ограничить время телефонных разговоров
- удовлетворять сексуальные потребности
- вести оптимально активный образ жизни (танцевать, плавать, бегать, петь, заниматься спортом, совершать пешие прогулки и т.д.)
2. Удовлетворение психологических потребностей
- выделять время для саморефлексии
- читать литературу, не относящуюся к работе
- иметь хобби
- снизить уровень стрессового воздействия в жизни
- умение говорить «нет»
- проявлять любопытство
- обращаться за помощью к другим, когда нужно
- посещать музеи, выставки, театры, спортивные соревнования
- давать возможность другим людям узнать меня с разных сторон,
- прислушиваться к своему внутреннему опыту (мыслям, чувствам, суждениям)
3. Удовлетворение эмоциональных потребностей
- проводить время с людьми, которые симпатичны
- поддерживать отношение со значимыми людьми
- поощрять и награждать себя
- любить себя
- перечитывать любимые книги и пересматривать любимые фильмы
- позволять себе плакать
- играть с детьми
- смеяться и улыбаться
- осознавать свои потребности
- научиться выражать свои эмоции и делать это конструктивно
4. Удовлетворение духовных потребностей.
- проводить время на природе
- поддерживать в себе оптимизм и надежду
- ориентироваться не только на материальные ценности
- не брать на себя ответственность за все
- быть открытым новому и неизвестному
- участвовать в осуществлении того, во что верится
- медитировать, молиться или петь.
5. Работа- в радость
- делать перерывы в работе в течение дня
- позволять себе поболтать с сотрудниками
- уметь отстаивать свои принципы
- распределять рабочее время так, чтобы избежать перегрузок
- выделять время для завершения определенной работы
- уделять время профессиональному росту
- заботиться о своих финансовых интересах
- создать себе удобное рабочее место
6. Гармония жизни
- стремиться к балансу в своей профессиональной жизни в пределах каждого рабочего дня
- стремиться к балансу между работой, семьей, общением с людьми, игрой и отдыхом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика эмоционального выгорания у педагогов
Профессиональная деформация личности. Можно ли себе помочь?Психологическая нагрузка в современной жизни очень велика. Педагогическая деятельность насыщена различными эмоционально напряженными ситуация...
Программа профилактики эмоционального выгорания у педагогов
антирисковая программа, расчитанная на 3 года работы...
Тренинговое занятие "Профилактика эмоционального выгорания у педагогов"
Сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде....
Мастер-класс «Коррекция и профилактика эмоционального выгорания у педагогов»
Данный мастер-класс по теме: «Коррекция и профилактика эмоционального выгорания у педагогов» будет полезен психологам образовательных организаций при проведении профилактической работы с п...
Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»
Как установлено многочисленными исследованиями, специалисты, вынужденные по роду своей деятельности осуществлять многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми (педагоги, психологи, социальные...
Упражнения по профилактике эмоционального выгорания у педагогов работающих с детьми с ОВЗ.
упражнения...
Профилактика эмоционального "выгорания" у педагогов
Тренингые занятия для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Все преодолеем»....