"Предмет по выбору"
рабочая программа по теме

Кулакова Виктория Эдуардовна

Программа разработана для учащихся художественного отделения Детских школ искусств

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmet_po_vyboru.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одной из дисциплин на художественном отделении Детской школы искусств является предмет по выбору.
учебная программа по данному предмету предусматривает изучение основ станковой и декоративной композиции.
цели и задачи, определяемые рамками изучения декоративной композиции на художественном отделении, может быть успешно решены при работе по предлагаемой программе: «Художественная роспись ткани». Данное направление декоративно-прикладного искусства отличается большим многообразием техник и материалов, даёт огромный простор.
Фантазии в поисках средств выразительности имеет широкую область применения, вызывает большой интерес у детей. Появление новых высококачественных и безопасных материалов для росписи ткани делает эту сферу еще более привлекательной для работы с детьми.
Данная программа предполагает персонифицированный подход к ученикам, который способствует развитию креативности ребенка, его творческой самостоятельности, качеств, необходимых для формирования художественной компетентности в области ДПИ,
необходимость разработки программы «Художественная роспись ткани» обусловлена, прежде всего, эффективностью протекания образовательного процесса в одном направлении ДПИ. В результате осуществляется целенаправленное, целостное, системное обучение, позволяющее осмыслить динамику развития и полученные результаты.
Цель программы- развитие творческого мышления и формирование практических навыков и умений, необходимых  для самореализации в искусстве художественной росписи ткани.
Задачи программы:
- изучение основ декоративной композиции;
- усвоение теоретических знаний и формирование практических навыков в искусстве художественной росписи ткани;
- формирование эстетического восприятия действительности и умения посильно отражать свои впечатления в художественных образах;
- воспитание аккуратности, организованности, трудолюбия.
Программа  учитывает знания и изобразительные навыки детей по другим дисциплинам на том или ином этапе обучения.
В основе планирования курса лежат следующие дидактические принципы: изучение материала от простого воспроизведения образца к самостоятельной работе; систематизация полученных знаний; последовательное развитие приобретенных навыков творческой работы с учетом возраста; сотворчество ученика и преподавателя.
Уроки носят в основном практический характер. Беседы проводятся в начале изучения курса при знакомстве с новой техникой работы, новой темой. Теоретическая часть обязательно сопровождается показом наглядного материала, при этом рекомендуется использовать музыкальные и литературные произведения или фрагменты.
По результатам каждого задания необходимо подводить итоги. Выполненные работы оцениваются по пятибалльной шкале в ходе просмотра в классе.
При этом важно проводить анализ каждой работы и задания, привлекать к обсуждению учеников, обязательно отметить положительные моменты, обобщить ошибки.
Очень важно для детей участие в выставках. Оно даёт возможность оценить свои работы в сравнении с другими, побуждает к творческому росту.

                                  СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс
1 полугодие

Тема 1. Введение.
Задачи:
- Знакомство с основными понятиями и техниками росписи;
- Воспитание эстетического восприятия искусства художественной росписи ткани; расширение кругозора.
 Художественная роспись  ткани, как вид декоративно-прикладного искусства. Исторический экскурс. Виды росписи ткани. Материалы, инструменты, оборудование. Область применения. Демонстрация приёмов работы.  

В  диалоге с детьми провести сравнительный анализ растекаемости, яркости окрашивания ткани, выяснить отличительные  признаки работы по ткани и бумаге.

Тема 2.Узелковая окраска тканей. Набор салфеток.
Задачи:
-Закрепление пройденного материала;
-Усвоение новых знаний по виду оформления ткани;
-Воспитание исследовательских качеств.

В результате данного задания учащиеся выполняют набор кухонных салфеток (одна большая салфетка и пять маленьких). Во время практической части урока салфетки  подготавливаются к окраске. Окраска производится педагогом во внеурочное время. Подшивают полученные изделия учащиеся в домашних условиях.
Предлагается выполнить следующие упражнения:
1) произвольное завязывание узла;
2)складывание и перевязывание ткани определённым образом: «Солнышко», «Конверт», «Ёлочка», и т.п.;
3)выполнение узора, получаемого скручиванием ткани;
4)шитый батик;
5)Экспериментальный вариант.
образцы изготавливаются на квадратах белой хлопчатобумажной ткани 25Х25 см. Задание выполняется путем наблюдения и повторения действий учителя. Для оказания взаимной помощи детям лучше работать в паре.
Узор для большой салфетки сочиняется детьми самостоятельно.

Материалы и инструменты: хлопчатобумажная ткань, анилиновые красители, толстые прочные нитки, ножницы, игла швейная, кастрюля, плита, уксусная кислота, таз, резиновые перчатки, фен.

Тема 3. Узелковая окраска ткани. Платок.
Задачи:
- освоение способа узелкового окрашивания ткани в несколько цветов без кипячения;
- осуществление поиска выразительного композиционного и цветового решения.
На первом этапе учитель демонстрирует готовые изделия в данной технике, дает рекомендации по практическому выполнению изделия, объясняет технологию холодного батика.
В классе дети завязывает узлы, расписываю, развязывают изделие. Дома с помощью родителей проглаживают и подшивают изделие.
Материалы и инструменты: ткань для окрашивания (шифон, шёлк), желательно белая или светлая; краски для батика любые; кисть круглая, клеёнка, фен, ножницы.

2 полугодие

Тема 4. Холодный батик. Упражнения.
Задачи:
-  освоение первоначальных навыков работы. Изучение  особенностей работы;
- повторение и закрепление теоретических знаний по данному разделу росписи; виды брака и его  
  предупреждение.
- проведение инструктажа по Т.Б.
Преподаватель, рассказывая о видах брака, способах его предупреждения и исправления, способах его предупреждения  и исправления, сопровождает рассказ практической демонстрацией самой распространенной ошибки- вытекание красителя за контур.
Материалы и инструменты:краски для ткани, банкипод красители, палитра, бесцветный резерв, ватман, простой карандаш, крупная соль.

Тема 5.Холодный батик. Панно.
Задачи:
- освоение навыков составления декоративной композиции для батика;
- выполнение длительной работы в холодном батике;
- оформление готового изделия;
В начале работы преподаватель говорит о том, как сделать декоративное  изображение более выразительным, интересным. Ученики уже могут  разрабатывать форэскизы.
Материалы и инструменты:краски по ткани, кисти, банки под воду и красители, палитра. Ткань белая. Резерв. Подрамник с рамой. Фен. Кнопки. Молоток. Ватман. Простой карандаш.

2 класс
1 полугодие

Тема 6. Горячий батик. Упражнения.
Задачи:
- повторение и закрепление теоретических знаний в данной технике росписи ткани. Ознакомление с дополнительной информацией по истории горячего батика;
- освоение практических навыков работы; проведение инструктажа по Т.Б.
1. Простой батик. Решается в два цвета- ткани и красочные перекрытия.
2. Сложный батик. Горячий батик в три-четыре перекрытия.
3. Фактуры. Цель задания - создать  многофактурную композицию.
Материалы и инструменты: краски по ткани, различные виды кистей, ткань, резерв, карандаш, баночки, палитры.

Тема 7.Горячий батик. Панно.
Задачи:
- развитие навыков составления декоративной композиции;
- выделение сюжетно- композиционного центра;
- ознакомление с особенностями композиции в разных жанрах;
- использование технологических особенностей горячего батика.
В начале урока преподаватель настраивает класс на работу, говорит о характерных  особенностях декоративной композиции, её отличии от станковой.
Материалы и инструменты:краски по ткани, различные виды кистей, ткань, резерв, карандаш, баночки, палитры, губки из поролона,ткань.


2 полугодие

Тема 8.Смешанная техника. Декоративна наволочка для диванной подушки.
Задачи:
- закрепление ранее полученных знаний и навыков работы в технике горячего и холодного батика. Изучение приема «скрытые контуры» в холодном батике;
- дальнейшее развитие композиционно- сочинительских умений;
- освоение построения орнамента в полосе;
- осуществление поиска гармоничного цветового решения;
- воспитание аккуратности в работе.
Выкройка подушки даётся преподавателем. Дети по шаблону вырезают заготовки.
Теоретический материал урока предусматривает знакомство с такими понятиями, как: орнамент в полосе. Модульная сетка, ритм цветовых пятен.

Материалы и инструменты:краски по ткани, различные виды кистей, ткань, резерв, карандаш, баночки, палитры, губки из поролона, ткань светлая.


3 класс
1  полугодие
Тема 9. Роспись ткани без применения резервирующих составов. Упражнения.

Задачи:
- обзор различных способов росписи ткани без применения резервирующих составов;
-освоение практических навыков работы;
-расширение кругозора, воспитания исследовательских качеств.
Варианты росписи ткани: свободная роспись, графика по шёлку, аэрография, работа штампами и по трафарету, эффект «дождевых капель», посыпка сухим красителем, роспись «по-сырому», роспись «сухая кисть».
Практические задания состоят из следующих упражнений:
1. «Эффект дождевых капель». На натянутую на пальцы ткань наносится насыщенный по цвету краситель. Лучше брать тёмные цвета. Не дожидаясь высыхания ткани набрызгать на неё капли воды. «Набрызг» производить при помощи кисти, резким движением руки.
2. «Посыпка сухим красителем». Ткань натянуть на пяльцы, поверхность смочить водой. Посыпать одним или несколькими цветами сухого красителя а порошке.
3. «Печать по трафарету». Губкой, при помощи заранее изготовленного трафарета, дети печатают орнамент или свободную композицию в круге.
4. «Набрызг» (имитация аэрографии). При помощи ножа и зубной щетки выполняется рисунок в виде силуэтов трав и листьев.
в конце урока упражнения просматриваются, преподаватель отвечает на вопросы, показывает, как изготовить паспарту для оформления образца. Оформление работ дается как домашнее задание.

Материалы и инструменты: краски по ткани( акрил), различные виды кистей, ткань, резерв, карандаш, баночки, палитры, губки из поролона, ткань светлая, пяльцы, зубная щетка, нож, пакетики с красителями, ватман.

Тема 10. Свободная роспись. «Пейзаж».

Задачи:
- обзор различных приемов свободной росписи ткани;
- освоение практических приемов свободной росписи с применением грунтовки и солевого раствора;
- продолжение знакомства с особенностями композиции в жанре пейзажа;
- воспитание чувства любви к природе.
Применение солевого раствора, грунтовки, различных загусток, роспись «по- сырому», роспись «по- сухому».
в росписи ткани растекаемость краски регулируется при помощи добавок в нее соли и применении различных грунтовок. Оптимальная грунтовка ткани при работе с детьми- обойный клей.
Во время объяснения материала даются рекомендации по выбору сюжета, последовательности работы, напоминаются особенности световоздушной перспективы. Необходимо уточнить образ, настроение того или иного произведения.
Практическая работа – это работа детей на пальцах средних по диаметру.
В качестве вспомогательного материала используются пленэрные работы детей, журналы, книги и пр. Законченные композиции оформляются в паспарту и раму под стекло.
Материалы и инструменты :краски для росписи ткани, кисти, баночки под воду, палитра, пяльцы, ткань, соль, обойный клей, кисти, фен.
Тема 11. Свободная роспись с применением графики. Изобразительное искусство Китая.
Задачи:
- знакомство с особенностями композиции в изобразительном искусстве Китая, технологией росписи;
- практическое освоение художественных приёмов росписи.
 Практическая работа строится, как прямое копирование живописных произведений китайских мастеров. Наглядный материал  подбирается преподавателем. Во время занятия могут звучать музыкальные и литературные произведения Китая.

Материалы и инструменты: краски по ткани( акрил), различные виды кистей, ткань, резерв, карандаш, баночки, палитры, губки из поролона, ткань светлая, пяльцы, зубная щетка, нож, пакетики с красителями, ватман, тушь, гелевые ручки

3 класс
2  полугодие

Тема 12. Роспись шейного платка  в технике холодного батика.
Задачи:
- закрепление навыков работы в технике холодного батика;
- составление композиции на основе абстрактного орнамента;
- освоение умения осуществлять поиск колористического решения с ограничением в 2-3 цвета;
-освоение навыков нахождения ритма, равновесия композиции по цвету и тону;
- воспитание чувства художественного индивидуального стиля в одежде.

В начале занятия- беседа о применении ручной росписи для украшения одежды и аксессуаров. Перед началом практической преподаватель дает рекомендации по составлении композиции: ритмическая организация и взаимосвязь изобразительных элементов на плоскости, общее движение, характер линии, выбор цветового решения.

Материалы и инструменты: краски по ткани( акрил), различные виды кистей, ткань, резерв, карандаш, баночки, палитры, губки из поролона, ткань светлая, пяльцы, зубная щетка, нож, пакетики с красителями, портновские булавки и кнопки.

4 класс
1  полугодие


Тема 13. Изготовление изделий для интерьера. Коллективная работа.
Задачи:
- усвоение теоретических знаний по теме;
- развитие композиционно-сочинительских умений;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская образовательная программа по предмету по выбору "Блокфлейта"

В современных школах искусств (музыкальных школах) ребенок получает  теоретические знания, эстетически развивается, осваивает навыки игры на выбранном им музыкальном инструменте. Но, чтобы исключ...

Рабочая программа "Сольное пение"-предмет по выбору

Рабочая программа предназначена для обучающихся в ДМШ на всех отделениях (кроме эстрадного)...

"Музыкальный образ в песне" открытый урок по Предмету по выбору "Вокал"

"Музыкальный образ в песне" открытый урок по Предмету по выбору "Вокал"...

календарно-тематическое планирование предмета по выбору

Материал предназначен для учителей, ведущих предмет по подготовке к ГИА. Русский яхык. 9 класс...

Программа пропедевтического курса предмета по выбору «Введение в геометрию».

Программа пропедевтического курса предмета по выбору«Введение в геометрию»....

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету музыкальный инструмент предмет по выбору (фортепиано) срок обучения 3 года.

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету музыкальный инструмент предмет по выбору (фортепиано) срок обучения 3 года....