Программа дополнительного образования "Азбука цветов"
методическая разработка по теме

Николаева Ольга Ивановна

Программа дополнительного образования "Азбука цветов" расчитана на детей 8-13 лет на 2 года обучения. Программа составлена по нормативам 2006 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_tsvetov.doc149 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 138

КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«АЗБУКА ЦВЕТОВ»

(декоративные цветы из ткани)

Возраст детей: 8 - 13 лет

Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:

Николаева Ольга Ивановна

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2003


Оглавление

I. Оглавление           к программе                                                                          2

II. Пояснительная записка                                                                              3

III. 1-й год обучения.                                                                                      7

       1. Цели и задачи 1-го года обучения.                                                     8

       2. Учебно-тематический план 1-го года обучения                                8

       3. Содержание изучаемого курса 1-го года обучения                          9

       4. Ожидаемые результаты                                                                      11

IV. 2-й год обучения.                                                                                     12

       1. Цели и задачи 2-го года обучения.                                                    12

       2. Учебно-тематический план 2-го года обучения                               13

       3. Содержание изучаемого курса 2-го года обучения                          14

       4. Ожидаемые результаты                                                                       16

V. Методическое обеспечение программы                                                  17

VI. Материально-техническое обеспечение программы                                    20

VII. Список литературы                                                                                 22

VIII. Приложение                                                                                            23

Пояснительная записка

Программа относится к художественной направленности. Предлагаемая программа носит культурологический  и прикладной характер. На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественного вкуса. Данная программа направлена на возрождение культурного наследия народов, рассматривает его как часть современной жизни и предмет специального изучения.

Цветы – украшение нашей планеты. Их любят все. Без цветов не обходится ни одно торжество. Все, что прекрасно в природе, человек любит копировать: он хочет сам подражать природе настолько насколько может, чтобы зрительные ощущения имели тождество в природе и искусстве.

Искусство изготовления цветов было известно еще египтянкам в 3000 году до н.э., от них научились делать искусственные цветы и гречанки. Римлянки носили надушенные искусственные цветы из бумаги и цветного шелка. В средние века в Европе они производили в основном в Италии и Испании в монастырях для потребления храмов; во Франции затем это искусство стало светским, там возникают большие центры ручного производства. В конце ХУШ века искусственные цветы начинают изготавливаться промышленным способом.

Искусственные цветы – это изысканное, поистине женственное дополнение к одежде. Тщательно и со вкусом сделанные, они соперничают с дорогими ювелирными украшениями. Так, трудно и представить наряд невесты без цветов. И даже скромное деловое платье небольшой букетик преобразит и сделает нарядным. А у многих народов декоративные цветы являлись обязательной частью национального костюма.

Сегодня мода на искусственные цветы вновь вернулась. Их используют не только для отделки платья, костюма или шляпы. Декоративные цветы служат для оформления витрин, сцен, украшения интерьера. Наряду с цветами, имитирующими живые, появились цветы стилизованные или фантазийные.

В наше время многие магазины и рынки заполнили искусственные цветы, привезенные из-за рубежа. Они красивы, сделаны из хороших материалов на производстве. Но они мало отличаются друг от друга. Декоративный же цветок как каждое изделие, выполненное вручную, несет в себе теплоту человеческих рук и частицу его души.

Трудолюбие, интерес к ручному труду, чувство вкуса, понимание красоты, незаурядность воспитывается активнее в процессе творческого труда, в процессе изготовления полезных вещей. Поэтому надо особенно тщательно подбирать изделия, которые будут изготовлять обучающие. Рукоделие как вид декоративно-прикладного искусства всегда было в первую очередь бытовым, и изучать его приемы следует, непременно создавая нужные изделия. Лучше заниматься изготовлением предметов, которые сразу найдут свое место в интерьере или станут частью костюма. Такое обучение делает занятие серьезным, практичным, необходимым.

Все это отражает актуальность и педагогическую целесообразность предлагаемой программы.

Цель программы – развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение искусством изготовления декоративных цветов из ткани.

В процессе реализации образовательной программы решаются следующие задачи:

Образовательная:

Сформировать систему знаний, умений и навыков по изготовлению декоративных цветов из ткани.

Развивающая:

 Прививать любовь к ДПИ, интерес к окружающему миру.

Воспитательная:

Воспитывать и развивать эстетический вкус.

Предлагаемая программа предназначена для детей 8 – 13 лет и рассчитана на 2 года обучения. Воспитанники занимаются 2 раз в неделю по 2 учебных часа. Таким образом, программа реализуется за 144 часа каждого года обучения. Количество обучаемых на 1 году обучения – не менее 15 человек, на 2 году обучения – не менее 12 человек.

До начала освоения программы к обучающим не предъявляют никаких специальных требований к знаниям, умениям и навыкам.

Программа занятий по изготовлению декоративных цветов из ткани включает два этапа:

 1 этап - «моторно-тренировочный» (1-й год обучения).

 2 этап – «специализация» (2-й год обучения).        

Большое внимание следует уделять  отработке профессиональных навыков, скорости и аккуратности выполнения работы, самостоятельной работе по фотографиям или открыткам, готовым образцам, выполнению коллективных, творческих работ.

Изучение техники изготовления декоративных цветов из ткани требует кропотливого труда, поэтому преподаватель помимо фронтальной  работы на занятиях должен большей частью проводить индивидуально-групповую или индивидуальную формы работы с каждым учеником. Это связано с разным уровнем первоначального развития моторно-двигательного аппарата учеников, особенно координации пальцев рук, глазомера, индивидуальными способностями и особенностями учеников, что приводит к разной скорости освоения изучаемых приемов изготовления цветов.

На занятиях учащиеся закрепляют знания, полученные на уроках биологии (о строении цветов), а так же умение работать с тканью, полученные на уроках трудового обучения, умение работать с красками, производить окраску, полученные на уроках ИЗО.

К концу обучения воспитанники должны знать:

  • классификацию декоративных цветов и возможности применения их в быту;
  • материалы,  инструменты и приспособления, необходимые для    работы;
  • терминологию, предлагаемую к изучению;
  • правила техники безопасности труда;
  • технологии обработки ткани желатином (крахмалом);
  • технологии выполнения подготовительных работ.
  • особенности строения изготовляемых цветов;
  • последовательность выполнения операций при изготовлении декоративных цветов;
  • технологии окраски деталей;
  • технологии гофрировки венчиков, лепестков и листиков;
  • технологии изготовления сердцевинок, тычинок, пестиков цветов;
  • технологии сборки цветка, ветки, венков, оформления композиций;
  • основы цветоведения;
  • основы композиции;
  • правил ухода за изделием;
  • требования, предъявляемые к качеству изделий.

К концу обучения воспитанники должны уметь:

  • соблюдать правила охраны труда при выполнении всех видов работ;
  • организовывать рабочее место;
  • обрабатывать ткань с помощью желатина или крахмала;
  • изготавливать лекала и выкройки;
  • обвивать проволоку бумагой;
  • правильно передать окраску и форму цветка;
  • гофрировать детали с помощью инструментов и без его применения;
  • изготавливать сердцевинки, тычинки и пестики цветов;
  • производить сборку цветов, веток, бутоньерок, панно, венков;
  • сознательно выбирать материалы и инструменты, а также приемы обработки материалов при самостоятельном изготовлении изделий;
  • выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения операций;
  • применять законы цветоведения при окраске деталей;
  • использовать нетрадиционные материалы (бусины, бисер, мех, кожу и т.п.);
  • определять качество готовых изделий;
  • анализировать допущенные отклонения и устранять их;
  • работать по инструкционным картам.

Диагностика результатов освоения программы воспитанниками осуществляется при использовании следующих методов:

  • наблюдение за индивидуальной работой (текущий контроль умений и навыков);
  • индивидуальные и групповые беседы (текущий контроль знаний);
  • показ воспитанником какой-либо операции другим обучающимся (текущий контроль умений и навыков);
  • анализ выполненного  изделия и отчетной работы (итоговый контроль умений и навыков);

и форм оценки качества знаний:

  • отчетные работы;
  • выставки, посвященные праздникам и событиям: Рождество, Масленица, 8 Марта, День Победы и др.; итоговые выставки.

При оценке учащихся следует учитывать возраст исполнителя, трудоемкость, качество выполнения, художественную ценность изделия, а также творческий подход при выполнении изделий.

Преподаватель может вносить изменения в распределении часов на изучение отдельных тем, изменять перечень практических работ, их объем и сложность, учитывая индивидуальные особенности учащихся данной группы и изученного ранее материала.


1 год обучения

Цели и задачи 1-го года обучения

Цель – формировать личность, владеющую основными приемами изготовления декоративных цветов из ткани.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать систему знаний по основам цветоведения, способам применения цветов в быту, об инструментах, приспособлениях и материалах, применяемых при их изготовлении;
  • обучить основным приемам изготовления декоративных цветов.

Развивающие:

  • развивать мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер;
  • развивать внимательность и наблюдательность через выполнение заданий и упражнений.

Воспитательная:

  • воспитывать аккуратность, усидчивость.

Учебно-тематический план 1-го года обучения

п/п

Раздел, тема занятий

Количество часов

Всего

Теоретических

занятий

Практических

занятий

1.

Вводное занятие

4

2

2

2.

Основы цветоведения

4

1

3

3.

Технология изготовления декоративных цветов:

3.1. Цветов для букета.

3.2. Веток цветущих деревьев и кустарников.

3.3. Бутоньерок и панно.

126

10

4

3

64

22

23

4.

Выставки и экскурсии.

8

-

8

5.

Итоговое занятие.

2

2

-

Итого часов:

144

22

122

Содержание изучаемого курса 1-го года обучения

1. Вводное занятие. 

        

Теория: Знакомство с программой 1 года обучения. Искусственные цветы – вид декоративно–прикладного искусства. Применение декоративных цветов в быту. Обзорная выставка работ из методического фонда. Работа с иллюстрационными материалами. Основные и вспомогательные материалы, инструменты и приспособления. Правила по охране труда. Правила поведения на занятиях. Организация рабочего места. Подготовительные работы (содержание, техника и последовательность выполнения).

Практика:   Крахмаление желатином тканей и ниток. Изготовление выкроек.  

2. Основы цветоведения.

Теория: Цветовой круг. Основные и дополнительные цвета. Составляющие и родственные цвета. Теплые и холодные цвета. Содержание основных приемов окраски венчиков и лепестков для различных цветов. Техника их выполнения.

Практика: Окраска лепестков и венчиков для различных цветов (ириса, лилии, шиповника, яблони, тюльпана и др.) по цветочным репродукциям.

3. Технология изготовления декоративных цветов.

3.1. Технология изготовления декоративных цветов для букета.

Теория: Применение декоративных цветов для оформления интерьера (составление букетов). Повторение строения цветка. Легенды, придания и интересные сведения о цветах. Содержание основных приемов изготовления декоративных цветов для букетов. Техника и последовательность их выполнения. Технология изготовления сердцевинок, тычинок, пестика, листьев, лепестков. Гофрирование венчиков, лепестков и листьев (с помощью инструмента и вручную). Обвивание проволочных черенков и стебельков. Сборка цветка на длинном стебельке.         

Практика: Отработка и закрепление изученного материала при изготовлении цветов для букета (ромашка, гербера, василек, нарцисс, тюльпан, мак, ирис, лилия, астра и др. – по выбору преподавателя).

 3.2. Технология изготовления веток цветущих деревьев и кустарников.

Теория: Повторение строения веток цветущих деревьев и кустарников. Легенды, придания и интересные сведения о деревьях и кустарниках. Содержание основных приемов изготовления веток цветущих деревьев и кустарников. Технология изготовления сердцевинок, листьев, веточек с листьями, бутонов. Окраска венчиков. Гофрирование венчиков и листьев. Сборка цветов, веточек из листиков и ветки дерева или кустарника в целом.

Практика: Отработка и закрепление пройденного материала при изготовлении веток цветущих деревьев и кустарников (веток цветущей яблони, шиповника, жасмина, клубники – по выбору преподавателя).

3.3. Технология изготовления бутоньерок и панно.

Теория: Применение отделочных цветов при оформлении интерьера (панно) и костюма (бутоньерка). Понятие «бутоньерки». Технология изготовления отделочных цветов. Содержание основных приемов. Последовательность их выполнения. Сборка бутоньерок. Оформление панно.

Практика: Отработка и закрепление изученного материала при изготовлении бутоньерок и панно (по выбору воспитанников).

4. Выставки и экскурсии.

Практика: Эти занятия предполагают участие в выставках декоративно – прикладного искусства (школьных, районных), посещение различных экскурсий, оранжерей, магазинов цветов и подарков, прогулок на природу.

5. Итоговое занятие.    

Теория: Подведение итогов. Выставка изделий за 1 год обучения. Анализ и оценка работ воспитанников. Индивидуальные рекомендации педагога воспитанникам.

Ожидаемые результаты

К концу 1-го года обучения воспитанники должны знать:

  • возможности применения декоративных цветов в быту;
  • материалы,  инструменты и приспособления, необходимые для    работы;
  • терминологию, предлагаемую к изучению;
  • особенности строения изготовляемых цветов (ромашки, василька, герберы, нарцисса, тюльпана, мака, ириса, лилии, астры) и цветущих кустарников и деревьев (яблони, жасмина, шиповника, клубники);
  •  правила техники безопасности труда;
  • технологии обработки ткани желатином (крахмалом);
  • технологии выполнения подготовительных работ (изготовление лекал, выкроек, обвивки проволоки бумагой);
  • последовательность выполнения операций при изготовлении декоративных цветов и веток цветущих деревьев и кустарников;
  • технологии окраски деталей;
  • технологии гофрировки венчиков, лепестков и листиков цветов, кустарников и деревьев;
  • технологии изготовления сердцевинок, тычинок, пестиков цветов;
  • технологии сборки цветка, ветки, бутоньерки;
  • основы цветоведения (цветовой круг, основные и дополнительные цвета, составляющие и родственные цвета, теплые и холодные цвета);
  • правил ухода за изготовленными изделиями.

К концу 1-го года обучения воспитанники должны уметь: 

  • соблюдать правила охраны труда при выполнении всех видов работ;
  • организовывать рабочее место;
  • обрабатывать ткань с помощью желатина или крахмала;
  • изготавливать лекала и выкройки;
  • обвивать проволоку бумагой;
  • правильно передать окраску и форму цветка;
  • гофрировать детали с помощью инструментов и без его применения;
  • изготавливать сердцевинки, тычинки и пестики цветов;
  • производить сборку цветов, веток, бутоньерок, панно.

2 год обучения

Цели и задачи 2-го года обучения

Цель – формировать творческую личность, владеющую навыками изготовления декоративных цветов из ткани.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать систему знаний по основам композиции;
  • формирование умений, связанных с планированием деятельности, умений принятия самостоятельных решений.

Развивающая:

  • развивать художественно-творческие способности.

Воспитательные:

  • воспитывать стремление к самостоятельному творчеству;
  • воспитывать чувство товарищества при выполнении коллективных работ.

Учебно-тематический план 2-го года обучения

п/п

Раздел, тема занятий

Количество часов

Всего

Теоретических

занятий

Практических

занятий

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Основы цветоведения.

2

1

1

3.

Основы композиции.

             7

             2

             5

4.

Технология изготовления композиций из декоративных цветов.

  4.1. Композиций для оформления интерьера.

  4.2. Композиций для оформления костюма.

123

10

5

71

37

5.

Выставки и экскурсии.

8

-

8

6.

Итоговое занятие

2

2

-

                 Итого часов:

144

21

123

Содержание изучаемого курса 2-го года обучения

1. Вводное занятие.

Теория: Знакомство с программой 2 года обучения. Применение декоративных цветов в быту. Обзорная выставка работ из методического фонда. Работа с иллюстративным материалом. Правила по охране труда. Правила поведения на занятиях. Организация рабочего места. Повторение техники выполнения подготовительных работ.

Практика:  Крахмаление желатином тканей и ниток. Изготовление выкроек.

2. Основы цветоведения.

Теория: Цветовой круг. Оттенки. Контрасты. Характеристики цвета: цветовой тон, светлотность, насыщенность. Повторение приемов окраски лепестков и венчиков.

Практика: Окраска лепестков, венчиков различных сложных цветов по цветным репродукциям.

3. Основы композиции.

Теория:  Понятие «композиция», «композиционный центр». Расположение «композиционного центра» (симметрично и асимметрично, в равновесии и неуравновешенно). Возможности применения композиций из декоративных цветов в быту (оформление интерьера, костюма, подарка). Понятие «гармония» и «дисгармония». Основные приемы составления композиций.

4.Технология изготовления композиций из декоративных цветов.

  4.1  Технология изготовления композиции для оформления интерьера.

Теория: Способы оформления интерьера при помощи декоративных цветов (композиции в вазах, настенные панно, веночки, комнатные цветы). Повторение основных приемов составления композиций. Применение нестандартных материалов (бусин меха, кожи, перьев и т.д.). Разновидность основ для композиций (корзины, плетенки, коробки и т.д.). Способы крепления элементов композиции. Особенности сборки венков. Приемы работы с литературой.

Практика: Отработка и закрепление изученного материала при изготовлении композиций для оформления интерьера (композиции в вазе, настенного панно, веночка и комнатного цветка). Работа с литературой и инструкционными картами.

  1. Технология изготовления композиции для украшения костюма.

Теория: Способы оформления костюма при помощи декоративных цветов (бутоньерки, венки, заколки и т.д.). Понятия «костюм», «комплект», «отделочные цветы». Различия между стилизованными и фантазийными цветами. Повторение приемов составления композиций. Применение нестандартных материалов. Способы крепления элементов композиций. Приемы работы с литературой и инструкционными картами.

Практика:  Отработка и закрепление изученного материала при изготовлении композиций для оформления костюма (бутоньерок, заколок и т.д.). Работа с литературой и инструкционными картами.

  1. Выставки и экскурсии.

Практика: Эти занятия предполагают участие в выставках декоративно – прикладного искусства (школьных, районных), посещение различных экскурсий, оранжерей, магазинов цветов и подарков, прогулки на природе.

6. Итоговое занятие.

          Теория:  Подведение итогов. Выставка изделий за 2 год обучения. Анализ и оценка работ воспитанников. Индивидуальные рекомендации педагога воспитанникам.

Ожидаемые результаты

К концу 2-го года обучения воспитанники должны знать:

  • классификацию декоративных цветов и возможности применения их в быту;
  • особенности строения изготовляемых цветов (купавки, хризантемы, георгины, пиона, розы, лютика, колокольчика, фиалки, анемоны анютиных глазок) и цветущих деревьев, кустарников и комнатных растений (черемухи, вишни, сирени и др.);
  • последовательность выполнения операций при изготовлении декоративных цветов (комнатных растений, бутоньерок из фестончатых и штампованных цветов, бутоньерок из стилизованных и фантазийных цветов);
  • технологии окраски деталей цветов при самостоятельном изготовлении по фотографиям, рисункам или  живому  цветку;
  • технологии гофрировки венчиков, лепестков и листиков;
  • технологии изготовления сердцевинок, тычинок, пестиков цветов;
  • технологии сборки венков, оформления композиций;
  • основы цветоведения (цветовой круг, оттенки, контрасты, характеристика цвета: цветовой тон, светлотность, насыщенность цветов);
  • основы композиции (композиция и композиционный центр, его расположение; гармония и дисгармония);
  • правил ухода за изделием;
  • требования, предъявляемые к качеству изделий.

К концу 2-го года обучения воспитанники должны уметь:

  • сознательно выбирать материалы и инструменты, а также приемы обработки материалов при самостоятельном изготовлении изделий;
  • выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения операций;
  • правильно передать окраску и форму цветка при самостоятельном его изготовлении по иллюстрациям и живым цветам;
  • работать с красителями; применять законы цветоведения при окраске деталей;
  • изготавливать сердцевинки, тычинки и пестики цветов;
  • производить сборку цветов, веток, бутоньерок;
  • использовать нетрадиционные материалы (бусины, бисер, мех, кожу и т.п.);
  • определять качество готовых изделий;
  • анализировать допущенные отклонения и устранять их;
  • работать по инструкционным картам.

Методическое обеспечение дополнительной  

образовательной программы

Для успешной реализации образовательной программы используются следующие формы организации деятельности воспитанников:

  • индивидуальная (при выполнении индивидуальных, отчетных работ);
  • индивидуально-групповые (при выполнении коллективных работ, композиций);
  • групповая или по звеньям (при изучении нового материала).

Кроме обычных занятий программой предусмотрены посещения экскурсий декоративно-прикладного искусства, оранжереи, магазинов цветов и подарков, прогулки на природу.

Педагог на занятиях с воспитанниками использует следующие методы обучения:

Словесные:

  • устное изложение материала (изучение нового материала, познавательная информация);
  • беседа (повторение пройденного материала, обсуждение новой темы);
  • инструктаж (при работе с инструментами и приспособлениями);
  • анализ готового изделия (оценка результатов).

Наглядные:

  • показ иллюстраций, (изучение нового материала, познавательная информация);
  • показ готовых изделий (познавательная информация, изучение нового материала).

Практические:

  • показ технических приемов педагогом  (изучение нового материала);
  • показ технических приемов воспитанником (повторение пройденного материала);
  • работа по образцу (при отработке навыков работы, изготовлении отчетной работы);
  • практические работы (крахмаление, изготовление выкроек).

Для более успешного усвоения учебного материала для занятий необходимы наглядные пособия: 

  • готовые изделия;  
  • фотографии;
  • открытки с изображением цветов и композиций из цветов (наборы открыток «Композиции из цветов»,  «Комнатные растения»,  «Искусство букета»,                                         «Зимний букет», «Цветы на балконе», «Ваш  приусадебный участок – декоративный цветы»;
  • плакаты и т.п.

А также дидактические пособия:

  • лекала «Анютины глазки»,

                                    «Астра»,

                                    «Василек»,  

                                    «Венок»,

                                    «Ветки  цветущих деревьев (яблоня, вишня)»,

                                    «Ветки цветущих кустарников (шиповник)»,

                                     «Гвоздика»,

                                     «Гелеборус»,

                                      «Георгин (декоративный)»,

                                      «Георгин (игольчатый, шаровидный)»,

                                      «Гербера декоративная»,

                                      «Гладиолус»,

                                      «Ипомея»,

                                      «Ирис»,

                                      «Калл, антуриум»,

                                      «Канна»,

                                      «Клематис»,

                                      «Клубника, земляника»,

                                      «Колокольчик»,

                                      «Космея»,

                                      «Купавка»,

                                      «Левкой»,

                                      «Лилия (белая, тигровая, махровая),

                                       «Мак»,

                                       «Нарцисс»,

                                       «Орхидея»,

                                       «Пион»,

                                       «Роза»,

                                       «Ромашка, гербера»,

                                       «Ромашка полевая, цинерария»,

                                       «Тюльпан»,

                                       Фантазийные цветы  «Лада», «Русский сувенир», «Руэллия»,

                                       «Фестончатые цветы»,

                                       «Хризантема».

  • инструкционные карты («Изготовление астры», «Изготовление ветки    

                        шиповника», «Изготовление ветки яблони»)                

  • пособия по изготовлению декоративных цветов из ткани;
  • пособия по цветоведению;
  • разработка занятий;
  • литература:
  1. Арманд Т. Руководство по росписи ткани. СПб.: «Политехника», 1992
  2. Блинов И.И., Бакастова Г.Д. «Искусственные цветы» (Практическое    пособие). СПб.: «Триада», 1996
  3. Боровский Д.Б. «Цветы» (альбом для раскрашивания).  Л.: «Художник РСФСР», 1980
  4. Донцова Т. «Какие бывают букеты» (альбом для раскрашивания). М.: «Малыш», 1990
  5. Евстратова Л.М. «Цветы из ткани, бумаги, шерсти, кожи, бисера, перьев, раковин».  М.: «Культура и традиции», 1997
  6. Жоголева В.Г., Приходько С.Н., Черевченко Т.М., Рахуба Г.И., Орлов М.И., Главацкая О.М., Минченко Н.Ф. «Цветы» (иллюстрированный альбом). Киев: «Урожай», 1979
  7. Журнал «Сделай сам», № 3, 1990
  8. Коллектив авторов «Цветы» (иллюстрированный альбом). Киев: «Урожай», 1973
  9.  Корзинкина Е.А. «Цветы из ткани». М.: «Легпромбытиздат», 1990
  10. Майлз Л. «Цветы» (книжка с наклейками). М.: «Астрель».
  11. Майтулина Ю. «Удивительные цветы» (альбом для раскрашивания). М.: «Орбита».
  12. Рэворт Д., Бери С. Энциклопедия современной женщины «Аранжировка цветов». М.: «Внешсигма», 2000
  13. Сухорукова Е.П., Чечумисская Л.Г. «Искусство делать цветы» . М.: «Культура и традиции», 1994
  14. Утенко И.С. Цветы в букетах и композициях. Л.: Лениздат, 1988.
  15. Цветы мира (самые красивые и знаменитые). М.: Аванта+, 2003
  •   CD-диск «Женское рукоделие» (энциклопедия). М., ООО            «Меридиан», 2003

Во время обучения преподавателем используются следующие формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: 

  • выполнение отчетных работ (воспитанник выполняет 3 новых изделия, а затем 4-ое – отчетное для оформления школьных кабинетов, коллективных композиций, которое выбирается преподавателем из уже пройденных изделий);
  • тестирования (устный опрос по пройденному материалу);
  • выставки (итоговые; выставки, посвященные событиям и праздникам).

Материально-техническое обеспечение программы

Для реализации программы необходимо следующее техническое оснащение:

Оборудование:

  • рабочие столы;
  • гладильная доска;
  • утюг;
  • плита (электрическая или газовая).

Материалы, инструменты и приспособления:

  • ножницы небольшие с острыми концами;
  • кусачки для разрезания проволоки;
  • пинцет для захватывания отдельных частей, гофрировки (завивки) лепестков и сборки цветка;
  • подушка резиновая жесткая для гофрировки листьев и лепестков резцами;
  • подушка мягкая резиновая для гофрировки лепестков бульками;
  • крючок для завивки лепестков и передачи выпуклостей на листьях;
  •  резцы для гофрировки листьев и лепестков (одинарные, двойные и тройные);
  • бульки для придания формы венчикам и лепесткам (различного диаметра);
  • анилиновые красители и акварельные краски или гуашь для окраски деталей;
  • стаканчики для разведения красок;
  • кисточки для красок и для клея;
  • Клей ПВА;
  • цветные карандаши и фломастеры;
  • ткани - батист, шелк искусственный и натуральный, маркизет, крепдешин, атлас, шифон, капрон, ситец, сатин и другие однотонные ткани (можно использовать нарядные отделочные неоднотонные ткани);
  • проволока (для черешков, тычинок, стеблей) различного диаметра из алюминия, меди, стали средней мягкости;
  • крепированная (гофрированная) бумага для обвивки проволоки при изготовлении черенков и стеблей;
  • вата для изготовления бутонов и сердцевин;
  • пенопласт в шариках для изготовления пестиков и бутонов;
  • манная и кукурузная крупа для имитации цветочной пыльцы;
  • нитки катушечные № 10 изготовления тычинок;
  • нитки катушечные №№ 35ЛЛ-45ЛЛ для сборки цветов;
  • капроновая веревка для изготовления тычинок;
  • леска для изготовления тычинок;
  • пепел для изготовления пыльцы;
  • крахмал или желатин для обработки ткани;
  • конверты, папки, коробки для лекал и других деталей;
  • тетрадь для записей;
  •  карандаш простой;
  • плотная х/б ткань для гофрирования ручным способом;  
  • калька для перевода выкроек;
  • картон для изготовления выкроек;
  • клеенки на столы.

При необходимости имеется возможность воспользоваться  мультимедийным комплексом.

Так как выполнение изделий связано с работой нагревательным прибором, ножницами, проволокой, на первом занятии необходимо сообщить учащимся правила охраны труда и в дальнейшем следить за их соблюдением.

 

Список используемой литературы

Дворниченко Н.В. «Украшения в одежде».  Минск, 1987

Золотницкий Н.Ф. «Цветы в легендах и преданиях» Минск: «Белорусская энциклопедия», 1994

Журнал «Сделай сам»,  № 3, 1990

Корзинкина Е.А. «Цветы из ткани.»  М.: «Легпромбытиздат», 1990

Саркисова Л.С. «Искусство букета».  М.: «Реклама», 1997

Стрельмашук С.Н. «Цветы из ткани». М.:«Легкая индустрия», 1977

Сухорукова Е.П., Чечумисская Л.Г. «Искусство делать цветы».  М.: «Культура и традиции», 1994

Утенко И.С. «Цветы в букетах и композициях». Л.: «Лениздат», 1988

Хен Р. «Азбука цветов».  Берлин, 1971

Приложение

Словарь терминов

Аппрстура - специальные вещества (желатин, крахмал), используемые для обработки материала с целью придания ему необходимой жесткости.

Буление - это вид гофрирования, предназначенный для передач выпуклостей на лепестках и листьях, свойственных живым цветкам, выполняемый при помощи булек различного диаметра.

Булька - металлический шарик или полусфера, насаженный на стержень, предназначенный для выдавливания на лепестках выпуклостей, придавая им различную форму, бывают различного диаметра.

Бутоньерка - маленький букетик, предназначенный для украшения костюма, платья, прически, шляпок и может быть составлен из нескольких цветов одного вида и дополнена листьями.

Венчик - круглая деталь, по окружности которой располагаются лепестки.

            Гофрирование - операция по обработке деталей при изготовлении декоративных цветов из ткани, предназначенная для придания формы листьям и лепесткам, имитирующей форму соответствующих элементов живого цветка, выполняемая вручную или при помощи резцов.

Крючок - изогнутая толстая проволока, заостренная на конце, предназначена для завивки лепестков и передачи выпуклостей на листьях.

Отделочные цветы – цветы, используемые для отделки платья, шляпки. Выполняются по специальным выкройкам, могут быть скомбинированы из различных тканей.

            IIат - специальный состав, предназначенный для изготовления сердцевины цветка. Состав имеет консистенцию теста и изготавливается из муки и клея ПВА по специальной рецептуре.

Подклейка - деталь, которая используется при укреплении венчика на стебле и имитирует чашелистник живого цветка.

IIодкраска - операция, которая применяется для передачи цветку из ткани естественной окраски и заключается в усилении интенсивности цветового тона или нанесении оттенков другого тона на отдельные участки лепестков и венчиков. Она проводится на готовых деталях по влажной ткани.

Резец - это изогнутый нож, предназначенный для гофрирования листьев и лепестков, на лезвии которого имеется одна, две или три бороздки, по числу которых различают одинарный, двойной и тройной резец.

Стилизованные цветы – это отделочные цветы, в основу которого взяты выкройки цветов, имитирующих натуральные. Цветок может быть изменен в размере, форме, в количестве лепестков, а главное – в цвете.

Фантазийные цветы («Фантазии») – это отделочные цветы, которые имеют очень отдаленное сходство с натуральными. Они практически не имеют аналогов в природе. Цветы могут быть увеличены или уменьшены в размерах; по желанию берут и количество частей цветка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей «Создание художественной композиции из цветов как средство развития творческих способностей воспитанников школы - интерната»

Программа по декоративно-прикладному и изобразительному искусство переработанная и оформленная в соответствии с ФГОС (для интернатов и детских домов)...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Образовательная программа дополнительного образования детей «Цвета радуги» Программа ориентирована на детей от 10до 11 лет.

Направленность программы  «Цвета радуги» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному п...

Модифицированная программа дополнительного образования по изобразительному искусству "Мастерская цвета"

Модифицированная программа дополнительного образования по изобразительному искусству "Мастерская цвета" используется ежегодно в работе учителя и  актуальна на 2019/2020 учебный год. Рез...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Цветы из ткани"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Цветы из ткани"...