Открытый урок "Стилистические особенности русского романса 19 века"
методическая разработка

Светлова Светлана Ивановна

Открытый урок по музыкальной литературе в 6 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВЯЗЕМСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

ИМ. А. С. ДАРГОМЫЖСКОГО

Зональный открытый урок

на тему: «Стилистические особенности русского романса

1-й половины 19 века»

(урок музыкальной литературы в 6 классе)

подготовила: Светлова Светлана Ивановна

преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

г. Вязьма

23.04.2022 год


Цели урока:

  • провести обобщающее занятие, которое позволило бы учащимся сделать важные самостоятельные выводы о стилистических особенностях русского романса первой половины 19 века, как одного из важнейших жанров русской вокальной музыки;
  • поделиться личным опытом преподавания музыкальной литературы в старших классах на примере урока обучающихся 6 класса;
  • познакомить учащихся с музыкальными шедеврами русской романсовой лирики от композиторов доглинкинского периода до Чайковского и композиторов новой русской школы.

Задачи урока:

  • повышение многообразия видов и форм организации учебной деятельности учащихся;
  • развить познавательный интерес у обучающихся;
  • стимулировать и формировать положительное отношение учащихся к предмету.

Тип урока: комбинированный.

Методы:

  • повторение пройденного методом устного или письменного опроса;
  • презентация преподавателя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки);
  • анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы;

Оборудование:

  • компьютер;
  • интерактивная доска
  • фортепиано

Материалы:

  • интерактивная презентация с демонстрацией фото, нот, музыки;
  • музыкальные фрагменты романсов русских композиторов

Планируемые результаты (предметные): на примере незнакомого романса (П.И. Чайковский «Я ли в поле да не травушка была»), проанализировать традиционные черты русского романса в соединении с оригинальным  композиторским стилем.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место, определять цель учебной деятельности с помощью учителя, принимать и сохранять учебную задачу, уметь контролировать свою деятельность.

Познавательные: отвечать на простые и сложные вопросы, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, высказывать свою точку зрения, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости при восприятии и анализе музыкальных произведений, привлечение жизненно-музыкального опыта в процессе обучения нового материала.

Ход урока (план-конспект)

  1. Введение.

В истории художественной жизни России XIX века романсу принадлежит особое место. Являясь неотъемлемой частью отечественного музыкального искусства, романс, быть может, в большей мере, чем другие жанры, и прежде всего благодаря своему камерно-лирическому характеру, оказался созвучным духовному складу русской души. В Вокальном творчестве А. Варламова, П. Булахова, А. Гурилёва, А. Варламова зазвучали излюбленные русским человеком обороты народных напевов, и в то же время неуловимо оригинальны и не на что не похожи. Русские романсы впервые в русской культуре соединили в себе народно-песенные традиции с итальянским пением (bel canto) уже получившим к началу XIX века широкое распространение в России.

Принято считать, что жанр романса для Глинки и Даргомыжского явился своего рода «лабораторией вокального творчества», ступенью для создания гениальных опер. Отчасти, с этим нельзя не согласиться. Однако, эмоциональный диапазон вокальных сочинений этих композиторов настолько велик, что так же как малый литературный жанр подчинён собственной логике развития.

При всём при этом в начале XIX века в русском романсе складываются его основные жанровые разновидности, с присущими им стилистическими особенностями, которые послужили основой для создания вокальных шедевров русской романсовой лирики в преломлении с творческими особенностями образного и индивидуального стиля композитора.

2. Опрос домашнего задания (повторение пройденного):

        1) Учащимся было предложено, пользуясь учебным пособием и по желанию интернетом, заполнить таблицу по романсовому творчеству русских композиторов, изучаемых на уроке музыкальной литературе в данном классе.

Опрос ведётся по пунктам данной таблицы в форме фронтального опроса с прослушиванием одного из произведений обсуждаемого автора (вариант преподавателя в приложении):

Композитор,

даты жизни

На чьи стихи писал романсы

Темы и образы романсов

Особенности композиторского письма в романсах

Названия романсов

Даты написания романсов

(если есть)

2) Викторина (письменный опрос), составлена из произведений определяемых школьной программой и дополнительных произведений, прослушенных на уроке для расширения музыкального кругозора. Учащимся предлагается таблица, с названием автора и название романса, звучат отрывки романсов, по которым нужно угадать произведение и указать порядковый его номер в столбце ответов.

3) Один из уроков календарного плана был посвящён русскому романсу: «Культура начала XX века. Романсы. Творчество  А.А. Алябьева,  А.Л. Гурилева, А.Е. Варламова», на котором говорили о жанровых особенностях русского романса и их черты анализировались в произведениях данных авторов. В последующем, эти же вопросы поднимались при изучении романсового творчества М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, М.П. Мусоргского. На примере пройденных романсов рассматриваем жанровые особенности тех романсов, которые звучали в викторине. Ожидаемые ответы:

п/н

Номер в викторине

Жанр романса

1

М. Глинка, сл. Кукольника «Попутная песня» из цикла «Прощание с Петербургом»

6

Песня изобразительного типа, с чертами  элегии в среднем разделе.

2

А. Даргомыжский сл. М. Лермонтова «Мне грустно»

10

Элегия

3

А. Гурилёв «Домик-крошечка»

16

Русская песня

4

М. Мусоргский «Светик Савишна»

14

Сатирическая песня

5

А. Даргомыжский, сл. Вейнберга «Титулярный советник»

9

Сатирическая песня

6

А. Варламов «Вдоль по улице метелица метёт»

11

Русская песня

7

М. Мусоргский «С няней» из цикла «Детская»

3

Драматическая песня

8

А. Даргомыжский, сл. П. Беранже в переводе П. Курочкина «Червяк»

5

Сатирическая песня

9

А. Гурилёв «Сарафанчик»

2

Русская песня

10

М. Глинка, сл. А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье»

8

Элегия

11

А. Алябьев, сл. П. Беранже «Нищая»

7

Баллада

12

А. Даргомыжский, сл. П. Беранже в переводе П. Курочкина «Старый капрал»

12

Баллада

13

М. Глинка «Не искушай»

1

Элегия

14

А. Гурилёв «Колокольчик»

4

Русская песня

15

М. Глинка, сл. Кукольника «Жаворонок» из цикла «Прощание с Петербургом»

13

Русская песня

16

А. Даргомыжский «Мельник»

15

Сатирическая песня

3. Новая тема: Анализ незнакомого произведения

(П.И. Чайковский, сл. И. Сурикова «Я ли в поле да не травушка была»)

Суриков Иван Захарович (1841-1880) – русский одарённый поэт-самоучка, вышедший из народных масс, яркий представитель литературного «крестьянского» направления. Ко многим его стихам были сложены песни, которые стали народными: «Сиротой я росла…», «В степи», «Рябина». Музыку на его стихи писали такие великие композиторы, как П. И. Чайковский, А. С. Даргомыжский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков.

1) Прослушать произведение с нотным текстом,

2) определить жанровые признаки романса (черты русской песни, песен речевого склада, элегии)

3) разобрать выразительные средства каждого эпизода.

1 эпизод: «Я ли в поле да не травушка была,
Я ли в поле не зеленая росла;»-


2 эпизод: «Взяли меня, травушку, скосили,
На солнышке в поле иссушили.»

3 эпизод: «Ох ты, горе мое, горюшко!
Ох ты, горе мое, горюшко!
Знать, знать такая моя долюшка!»

4) Выводы.

П.И. Чайковский в своём вокальном творчестве следует традициям русского романса, одновременно наследует достижения своих предшественников М. Глинки, А. Даргомыжского.

Примером переосмысления романсов в жанре русской песни является романс на слова Сурикова «Я ли в поле да ни травушка была». По форме сближающийся чертами с драматическим монологом   и по характеру начальной мелодической попевки он более близок к истокам традиционной народной песенности, но вторая половина строфы, построенной на секвенционном повторении ярко экспрессивной восходящей фразы речетативного склада, придает музыке драматический акцент, а завершающая строфу вокальная каденция, с каждым разом все более пространная и напряженная по звучанию, — дань сложившейся традиции бытования народной песни в городской среде.

4. Домашнее задание:

Послушать любые романсы П.И. Чайковского (на выбор), сделать заключение о жанровых и стилистических особенностях данных романсов.

5. Список использованной литературы:

1. «Анализ вокальных произведений». О.П. Коловский. Изд. «Музыка», Ленинград, 1988 г.

2. «Музыкальная литература». В.Н. Владимиров, С.Б. Оксер. Государственное музыкальное издательство. М.1956 г.

3. «Русская музыка XIX века» Л.С. Третьякова. Изд. «Просвещение». М. 1982

4. Левашёва О., Келдыш Ю , Кандинский А. История русской музыки. Том 1. Изд. «Музыка», Москва. 1972 г.

5. Калинина Н. П.И. Чайковский.-Москва, «Детская литература»1988 

6. Медведева И.А.Александр Сергеевич Даргомыжский - Москва «Музыка» 1989

7. Пекелис М.С.А.С.Даргомыжский и его окружение. т.1.М,1966

8. Овечников М.А. «Творцы русского романса». М. «Музыка», 1992

9.Смирнова Э. Русская музыкальная литература - Москва «Музыка»1989

6. Приложение

Композитор,

даты жизни

На чьи стихи писал романсы

Темы и образы романсов

Особенности композиторского письма в романсах

Названия романсов

Даты написания романсов

(если есть)

Алябьев А.А

А.Пушкин, И.Козлов, П.Беранже, А.Дельвиг

Лирика и обращение к жанру «русская песня»

Традиционные черты романса элегия и русская песня.

«Соловей», «Нищая», Вечерний звон» и др.

1826г.

Гурилёв А.Л.

Н.Грекова ,

Н. Огарёва,

А.Кольцова,

М.Лермонтова

 Его романсы проникнуты романтическими, сентиментальными настроениями, тонким лиризмом, в них сильно влияние русской народной традиции.

Ясная мелодия, кантилена сближает Гурилёва с Глинкой, с другой стороны, ряд романсов в драматически-декламационном стиле предвосхищает творчество ДаргомыжскогоМусоргского и Чайковского.

«Вьётся ласточка…»

«Колокольчик»

«Домик-крошечка»

Варламов А.Е.

М.Лермонтова,

 Основными жанрами для композитора были «русская песня» и лирический романс.

На его творчестве сказалось влияние как русской народной, так и цыганской песни.

«Красный сарафан», «Вдоль по улице», «На заре ты её не буди», «Белеет парус»

Глинка М.И.

Е.Баратынский, А.Пушкин,

Н.Кукольник,

Классическое выражение традиций русского романса, в его творчестве представлены все основные жанры романса.

Обобщённое выражение в музыке поэтического текста, кроме поздних произведений. Разнообразие лирики

«Не искушай»

«Я здесь Инезилья», «Я помню чудное мгновенье», «Прощание с Петербургом»

1825г.

1834г.

1840г.

1840г.

Даргомыжский А.С.

А.Пушкина, А.Кольцоцова, М. Лермонтова, П.Беранже,Вейнберга

Его ранние романсы выдержаны в лирическом духе, сочинённые в 1840-х годах — испытывают влияние русского музыкального фольклора (впоследствии этот стиль будет использован в романсах П. И. Чайковского),

поздние наполнены глубоким драматизмом, страстью, правдивостью выражения, явившись, таким образом, предвестниками вокальных работ М. П. Мусоргского. В ряде произведений ярко проявился комический талант композитора

«Мне грустно», Титулярный советник», «16 лет», «Старый капрал», «Червяк»

Мусоргский М.П.

Н.Некрасов, А.Островский, А.Голинищев-Кутузов, собственные слова

Любовная лирика как таковая привлекала его мало. Широко проявляется специфическая стилистика Мусоргского в тех случаях, когда он обращается к русской крестьянской жизни. Богатой колоритностью отмечены его песни.

С одной стороны, он стремился к реализму, с другой стороны, к красочному и выразительному раскрытию слова. В стремлении следовать слову музыковеды усматривают преемственность с творческим методом А.С. Даргомыжского.

«Калистрат», «Сетик Савишна», «Семинарист», в.ц. «Десткая», «Забытый»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности русской литературы первой половины 19 века.

Презентация содержить тезисы к лекции по теме "Особенности русской литературы первой половины 19 века", рассматривает такие вопросы:   1. Общая характеристика и своеобразие русской лите...

Вечер русского романса на тему: «Романса трепетные звуки»

«Романса трепетные звуки» – настоящий праздник романса.Романс... Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна.Рома́нс в музыке (romance, от romanice, буквально — «...

Конспект открытого урока литературы "Очарованье русского романса" в 8 классе

Конспект урока литературы в 8 классеТема урока: «Очарованье русского романса»Учителя русского языка и литературы МОУ ООШ с.Талалихино Гешко Е.В. Цель урока: познакомить учащихся с жанровыми особе...

Открытый урок по музыке в 3 "Б" классе. Природа и музыка. Лирические образы русских романсов.

Конспект открытого урока по музыке в 3  "Б" классе.  Тема "Природа и музыка. Лирические образы русских романсов".  Адресован  учителям музыки....

Конкурс открытых занятий. Тема "Русская литература в конце XX века и начале XXI века. Какой он, человек в эпоху социальных потрясений? (На примере биографии и творчества М.Горького и И.Бунина").

Открытое занятие на тему: "Русская литература в конце XX века и начале XXI века. Какой он, человек в эпоху социальных потрясений? (На примере биографии и творчества М. Горького и И.Бунина )"...