Программа детского объединения "Волшебное дерево"
рабочая программа по теме
Ремесло росписи и резьбы по дереву является частью народного искусства, частью фольклора. Не случайно термин «фольклор» трактуется и как народное творчество, и как народная мудрость, и как народные знания, опыт. Народное искусство, как уникальный мир духовных ценностей – это корневая система, питающая дерево современной культуры. Чем больше утрачивает современный человек связь с народными корнями и культурой своего народа, тем явственнее становится его духовное обнищание. Не случайно в настоящее время так остро возникла необходимость обращения к народному искусству. Возрождение искусства росписи и резьбы по дереву является неотъемлемой частью знаний по традиционной культуре. При этом развитие творческих способностей у детей, осваивающих этот вид художественной деятельности, должно осуществляться в единстве с формированием духовно-нравственных качеств личности и ценностных ориентаций. Опора на национальное, народное искусство, родное и близкое, позволяет сделать молодое поколение наследниками своей культуры, передать им традиции, мироотношение их предков, вписать в их сознание национальную культуру во всем многообразии и многоцветии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Волшебное дерево" | 57.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Хворостянский филиал
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы
пос. Прогресс муниципального района Хворостянский Самарской области
«Утверждаю»
Руководитель Хворостянского
филиала ГБОУ СОШ пос. Прогресс
__________________Борисова Л. А.
«____»_________________________
Программа принята на основании
решения методического совета
протоколом № _____________
от «______» __________ 20___ г.
Программа
детского объединения
«Волшебное дерево»
Программа рассчитана на возраст детей от 8-16
Срок реализации программы – 3 года
Составитель: педагог дополнительного
образования Абсалыхова З.Д.
с. Хворостянка
2014 г
Введение
Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, ознакомление с работой взрослых является важнейшим фактором формирования "на всю последующую жизнь" нравственных основ человека.
Успех трудового воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка. Каждый человек, а маленький в особенности, - личность своеобразная, неповторимая, со своими интересами, привязанностями, возможностями, чертами характера. И одним лишь словом, даже очень добрым и очень умным, не всегда приохотишь ребенка к труду, да и не всякий труд послужит основой будущего трудолюбия.
На занятиях по декоративно-прикладному искусству учащиеся в интересном творческом труде осуществляют художественную деятельность.
Детское объединение "Волшебное дерево" имеет важное значение в духовном развитии школьников, в их эстетическом и трудовом воспитании. Эти занятия отвечают духовным запросам и интересам ребят, удовлетворяют их тягу к знаниям, к художественному и техническому творчеству. Ученик является участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий, которые принимают участие в выставках и украшают дома ребят. Декоративно-прикладное искусство как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, пробуждение в детских сердцах искорок творчества и желания создавать прекрасное своими руками и дарить радость людям.
В объединении дети учатся изготавливать поделки из природного материала: дерева, красками (гуашью), резаком и инструментами для обработки древесины. Условия заданий постоянно усложняются.
Программа «Волшебное дерево» состоит из двух разделов «Художественная роспись по дереву» и «Художественная резьба по дереву».
В разделе "Художественная роспись" проводятся занятия по овладению элементарным навыкам и приемам художественной росписи (Хохломская, Мезенская, Городецкая росписи), основным знаниям и навыкам обработки древесины.
Так же проводятся занятия раздела "Художественная резьба по дереву", где предусмотрено ознакомление ребят с контурной, геометрической, плоскорельефной резьбой, с приемами и методами деревообработки - это сведения о ручной обработке древесины, о применяемых материалах, инструментах, об основных заготовительных и отделочных операциях.
Изучение истории народных ремесел, работ местных мастеров-умельцев направлено на формирование у детей интереса и любви к своему краю, добросовестного отношения к труду, бережливости и экономности.
Детям прививается умение планировать свою деятельность с учетом общей цели и распределять операции. У них формируются внимание, любознательность, дисциплина. Они приучаются содержать в порядке и чистоте кабинет и свое рабочее место, выполнять правила личной гигиены и безопасности труда.
На занятиях особое внимание уделяется правилам безопасности труда, санитарии и личной гигиены.
Программа направлена на изучение учениками приемов, традиций, истории, современного развития росписи и резьбы по дереву.
Актуальность проблемы
Ремесло росписи и резьбы по дереву является частью народного искусства, частью фольклора. Не случайно термин «фольклор» трактуется и как народное творчество, и как народная мудрость, и как народные знания, опыт. Народное искусство, как уникальный мир духовных ценностей – это корневая система, питающая дерево современной культуры. Чем больше утрачивает современный человек связь с народными корнями и культурой своего народа, тем явственнее становится его духовное обнищание. Не случайно в настоящее время так остро возникла необходимость обращения к народному искусству. Возрождение искусства росписи и резьбы по дереву является неотъемлемой частью знаний по традиционной культуре. При этом развитие творческих способностей у детей, осваивающих этот вид художественной деятельности, должно осуществляться в единстве с формированием духовно-нравственных качеств личности и ценностных ориентаций. Опора на национальное, народное искусство, родное и близкое, позволяет сделать молодое поколение наследниками своей культуры, передать им традиции, мироотношение их предков, вписать в их сознание национальную культуру во всем многообразии и многоцветии.
Цели и задачи программы
Основная цель программы – создание необходимых условий для развития творческих способностей детей посредством приобщения их к декоративно-прикладному творчеству.
Задачи программы
Обучающие:
-научить элементарным композиционным приемам;
-прививать практические навыки росписи по дереву и умение
творчески их использовать;
-обучить практическим навыкам резьбы по дереву, техническим приемам резьбы, умению создавать собственные композиции в традициях художественного промысла;
-обучить владению инструментами для резьбы по дереву;
-сформировать представление о народных художественных промыслах, расположенных на территории России;
-научить заботливо и бережно относиться к природе;
-научить правилам безопасности при обработке художественных изделий.
Развивающие:
-развить навыки самостоятельного составления композиций росписи и резьбы по дереву на основе традиций народного искусства;
-развить художественный вкус, общую культуру личности;
-развить умение давать оценку своей работе.
Воспитывающие:
-приобщить детей к истокам русской народной культуры;
-воспитать высокую коммуникативную культуру, внимание и уважение людей, терпимость к чужому мнению;
-привить любовь к традиционному художественному ремеслу.
Отличительные особенности программы
Ремесло росписи и резьбы по дереву подчиняются общим законам декоративно-прикладного искусства, но также имеет и свои специфические свойства, требующие изучения. Главной отличительной чертой программы «Волшебное дерево» является то, что она вобрала в себя основные виды декоративно-прикладного искусства. Это роспись, резьба и выжигание по дереву, декупаж. В программе для обучения детей выбраны основные виды росписи и резьбы, на которых строятся другие.
Данная образовательная программа представляет собой комплекс занятий, включающих в себя изучение истории промысла, техники росписи и резьбы, основные композиционные приемы. Такая узкая направленность отнюдь не ограничивает творческую деятельность детей, ведь специфика данной программы и в достижении начальных профессиональных навыков в технике выполнения приемов росписи, и в проникновении в глубины народной культуры, в обогащении внутреннего мира учащегося.
Возраст обучающихся. Срок реализации программы
Художественная роспись доступна для детей всех возрастных групп, различие здесь лишь в степени сложности используемого материала. Данная образовательная программа предназначена для детей 9 – 16 лет, рассчитана на три года обучения. Наполняемость групп не превышает 15 человек, так как при большом количестве детей невозможно индивидуально работать с каждым ребенком.
Программа рассчитана на обучение и воспитание детей трех уровней:
-начального общего образования (9-11 лет)
-основного общего образования (12-15 лет)
-общего среднего образования (16 лет).
Программа рассчитана на три года обучения: каждый год включает 216 часов.
Формы и режим занятий
Программа совмещает в себе две формы реализации: индивидуальную и групповую. Система обучения от общего к частному, от простого к сложному, как в теоретическом плане, так и в практическом, способствует приобретению комплекса знаний и умений в области декоративно-прикладного искусства.
В изучении данного курса применяются следующие типы занятий:
1) Вводные занятия:
- первичное ознакомление с материалом;
- образование понятий, усвоение новых знаний;
- установление законов и правил;
- повторение, закрепление изучаемого материала;
- навыки, применение полученных знаний на практике;
- проверка и оценка знаний.
2) Комбинированные занятия,
- закрепление и повторение пройденного,
- самостоятельная поисковая деятельность,
- непрерывное применение знаний, умений, навыков в новых связях и сочетаниях.
3) Занятия в форме игры-путешествия, праздника, ярмарки, викторины.
Курс обучения, включает в себя: теоретическую часть, практическую учебную репродуктивную работу, индивидуальную творческую поисковую деятельность, коллективное творчество, совместное проживание народных праздников и обрядов.
Помимо обучения в студии проводится большая внеурочная воспитательная работа: экскурсии, выставки, праздники. Программа предполагает возможность вариативности содержания. В зависимости от особенностей динамики творческого развития обучающихся педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями, вводить факультативные занятия по мере необходимости.
Ожидаемые результаты
В процессе обучения дети должны узнать специальные термины, используемые в различных видах росписи и резьбы, также освоить технические приемы, характерные для прикладного искусства.
Уметь:
-овладеть элементарными навыками и приемами художественной росписи и резьбы по дереву, основными знаниями и навыками обработки древесины,
-научится исполнению контурной линии в рисунках с простыми сюжетами, оформлению работ гуашевыми красками,
-знать способы обработки готовых изделий,
-знать технологии освоения особенностям резьбы,
-освоить приемы штриховок, научиться исполнять рисунки с групповыми сюжетами в черно-белых оттенках с помощью ножа-косяка, прямых и полукруглых стамесок вырезать панно, разделочные доски, солонки, подсвечники с контурной резьбой,
-на занятиях усовершенствуют полученные знания, выполняют сложные проекты,
-рисунки композиций дети составляют самостоятельно.
Приобщение ребенка к труду. Привитие любви к искусству и традициям русского народа. Изготовление изделий согласно проекту и выполнение декора.
Учет и контроль успеваемости осуществляется по итогам выполнений заданий, в конце каждой четверти проводится контрольная работа, включающая весь технологический процесс. Также после каждого занятия, пройденной темы и после окончания работы происходит осмотр и оценка изделий. Лучшие работы учащихся участвуют в выставках.
Условия реализации программы
Для реализации данной программы имеется специальный класс, оборудованный столами, стульями, стеллажами для просушки заготовок. А также такие материалы как: бумага для эскизов, гуашь, карандаши, кисти художественные (колонок, нейлон, белка, синтетика), электролобзик, ручной лобзик, электрорубанок, ручной рубанок, тиски, точильный станок, паста гои, ленточная шлифовальная машина, удлинители, молоток, топор, пила, инструменты для резьбы (ножи-косяки различной формы для контурной и геометрической резьбы, стамески различного размера), деревянные заготовки разной формы, фанера, обрезки досок, циркули, калька, копировальная бумага, ножовка, удлинители, электровыжигательные приборы, лак ПФ-283, напильник, наждачная бумага различной зернистости, клей ПВА, ветошь, мыло, рабочие халаты или фартуки.
Учебно-тематический план I года обучения
№ | Тема | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности при работе с инструментами. | 2 | 1 | 3 |
2 | Основы художественной росписи. Хохломская роспись. | 15 | 72 | 87 |
3 | Полхов-Майданская роспись. | 6 | 33 | 39 |
4 | Краткое знакомство с видами резьбы по дереву. | 3 | 3 | 6 |
Контурная резьба. | 6 | 30 | 36 | |
5 | Выжигание по дереву. | 6 | 33 | 39 |
6 | Экскурсии. | 1 | 2 | 3 |
7 | Заключительное занятие. | 1 | 2 | 3 |
| Итого: | 40 | 176 | 216 |
Содержание программы I года обучения
1.Вводное занятие.
-Цели и задачи работы кружка " Волшебное дерево". Правила безопасности труда. | 3 |
2.Основы художественной росписи.
-Основы художественной росписи. Техника безопасности при обработке заготовок, при покрытии лаком готового изделия. Основы материаловедения по художественной росписи. -Свойства дерева, бумаги, красок, лаков, используемых в работе, краткая технология художественной росписи. -Знакомство с Хохломской росписью. Основные мотивы Хохломской росписи (цветы, травка, листья). -Обучение приемам владения кистью. П.р. -Мазок как основной элемент кистевой росписи. Исполнение мелкого мазка кистью. П.р. -Стебель как формообразующий элемент композиции. Исполнение различных видов стебля. П.р -Исполнение каплевидного и штрихового мазка («капельки», «штрихи». П.р. -Исполнение элементов «травка», «листочки». П.р. -Исполнение элементов «ягодки», «осочки». П.р. -Исполнение элементов «усики», « завитки». П.р. -Исполнение элементов «кустик», «травный орнамент». П.р. -Самостоятельное выполнение ленточного орнамента. П.р. -Изучение и исполнение простых типовых композиций росписи по дереву на небольших изделиях. П.р. -Растительные мотивы в росписи и их разнообразие. П.р. -Исполнение росписи в зависимости от выбора техники письма («травка», «кудрина», «под фон»). П.р. -Основные разновидности птиц, простые композиции с изображением птиц. П.р. -Обводки и обрамления как важные элементы росписи изделий из дерева. Особенности выполнения росписи на наружных и внутренних поверхностях изделий из дерева. П.р. -Закраска фона. Особенности закраски фона. Последовательность закраски фона. П.р. -Знакомство с искусством мастеров. Выбор образца для копирования. П.р. -Обработка деревянного изделия. Перенос рисунка на изделие. П.р. -Исполнение росписи. П.р. -Исполнение росписи. П.р. -Исполнение росписи. Покрытие готового изделия лаком. П.р. -Работа над росписью сувенира. Отбор материала для разработки эскиза. Разработка эскиза. П.р. -Разработка эскиза. Утверждение эскиза. Обработка деревянного изделия (заготовки). П.р. -Перенос эскиза на изделие. Исполнение росписи. П.р. -Исполнение росписи. П.р. -Исполнение росписи. Покрытие готового изделия лаком. П.р. -Подведение итогов по теме хохломской росписи. | 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 |
3. Полхов-Майданская роспись.
-История возникновения и развитие промысла. Особенности стиля росписи: декоративность, яркость и сочность цвета. Основные цвета, используемые в росписи. Отличительные особенности и преобладающие мотивы в росписи. Характерные формы изделий. Техника безопасности при обработке заготовок, при покрытии лаком готового изделия. -Особенности выполнения и исполнения кистевого мазка, наложения слоев краски. П.р. -Исполнение наводки элементов, «цветы с наводкой», «цветы без наводки», «пестрение». П.р. -Исполнение крупных цветов – «шиповник», «роза» и «мак» - основа Полхов-Майданского орнамента. П.р. -Исполнение элементов «листья и веточки», «ягоды и бутоны», «цветочки» (вид сверху, вид сбоку). П.р. -Особенности составления композиции в П.-М. росписи. П.р. -Исполнение сюжетной росписи с изображением пейзажа, домов, животных. П.р. -Копирование образцов росписи. Зарисовки растительного орнамента. Самостоятельное составление полосы растительного орнамента. П.р. -Составление композиции в круге, в квадрате. П.р. -Работа над пасхальным яйцом. Отбор материала для разработки эскиза. Разработка эскиза. П.р. -Разработка эскиза. Утверждение эскиза. Обработка деревянного изделия (заготовки). Перенос эскиза на изделие. Исполнение росписи. П.р. -Исполнение росписи. П.р. -Исполнение росписи. Лакировка. Подведение итогов по теме. П.р. | 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 |
4. Краткое знакомство с видами резьбы по дереву.
-Техника безопасности при работе с инструментами (ножом-косяком, стамесками и т.д.), при покрытии лаком деревянных изделий. Изучение строения древесины и ее свойства. (Природная текстура древесины. Расположение и характер рисунка, волокон древесины при резьбе по дереву. Свойства хвойных и лиственных пород древесины по твердости. Влажность и сушка древесины.) -Измерительный инструмент резчика по дереву. Инструменты для резьбы, подготовка инструментов к работе, хранение инструментов. Техника безопасности при заточке и правке инструментов для резьбы. Организация рабочего места. П.р. | 3 3 |
-Контурная резьба. Знакомство с резьбой. Приемы владения ножом-косяком. Приемы резьбы параллельных линий вдоль поперек волокон. Техника безопасности. П.р. -Обучение простым элементам контурной резьбы. П.р. -Исполнение растительного мотива. П.р. -Исполнение анималистического мотива. П.р. -Выбор образца для копирования. Обработка деревянной пластины. Перенос рисунка на заготовку. Исполнение резьбы. П.р. -Исполнение резьбы. П.р. -Исполнение резьбы. Шлифовка и лакировка изделия. П.р. -Исполнение декоративной резной пластины с несложной композицией. Разработка эскиза. П.р. -Разработка эскиза. Утверждение эскиза. Обработка деревянной пластины. Перенос эскиза на деревянную пластину. Исполнение резьбы на пластине. П.р. -Исполнение резьбы на пластине. П.р. -Исполнение резьбы на пластине. П.р. -Исполнение резьбы на пластине. Шлифовка и лакировка изделия. Подведение итогов по теме. П.р. | 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 |
4. Выжигание по дереву.
-Правила техники безопасности в работе с выжигательным аппаратом. Выжигательный аппарат, возможность его использования для работы. Подготовка аппарата к работе. Организация и подготовка рабочего места. Основные правила и принципы выжигания. П.р. -Обучение подготовительным упражнениям. Исполнение прямых и кривых линий, различной глубины и ширины. П.р. -Исполнение штриховки в различном направлении, разной ширины и оттенка. П.р. -Приемы выжигания фона в виде точек, теней, линий, глубокой выемки широкими штифтами. П.р. -Обучение плоскому выжиганию. П.р. -Обучение глубокому выжиганию. П.р. -Обучение точечному выжиганию. П.р. -Выбор рисунка для выжигания. Обработка фанеры. Перенос рисунка на фанеру с помощью копировальной бумаги. Выжигание рисунка. П.р -Выжигание рисунка. Обработка наждачной бумагой готового изделия. Лакирование. П.р. -Самостоятельное составление эскиза для выжигания. Отбор материала для разработки эскиза. П.р. -Разработка эскиза. Утверждение эскиза. Обработка фанеры наждачной бумагой. Перенос рисунка на фанеру. Выжигание рисунка. П.р. -Выжигание рисунка. П.р. -Выжигание рисунка. Обработка наждачной бумагой готового изделия. Лакирование. Подведение итогов по теме. П.р. | 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 |
6. Экскурсии.
-Экскурсия в выставочный зал «Радуга» в с. Хворостянка. | 3 |
7. Заключительное занятие.
-Подготовка к итоговой выставке. Оформление и отбор выполненных работ. Подведение итогов. Приглашение родителей. Поощрение учащихся. Задание на летний период. | 3 |
Итого: 216 часов
Учебно-тематический план II года обучения
№ | Тема | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Организация занятия. Инструменты и материалы. Техника безопасности. | 2 | 1 | 3 |
2 | Мезенская роспись. | 19 | 62 | 81 |
3 | Выжигание по дереву | 3 | 18 | 21 |
4 | Геометрическая резьба по дереву. | 23 | 73 | 96 |
5 | Экскурсии. | 2 | 7 | 9 |
6 | Заключительное занятие. Подготовка к итоговой выставке. | 3 | 3 | 6 |
Итого: | 52 | 164 | 216 |
Содержание программы II года обучения
1. Организация занятия.
-Обсуждение плана работы кружка. Режим работы. Инструменты и материалы. Техника безопасности при работе с инструментами. Применение инструментов в быту. | 3 |
2. Мезенская роспись.
-История возникновения и развития мезенской росписи. -Техника безопасности при обработке заготовок, при покрытии лаком готовых изделий. -Виды орнамента в мезенской росписи, ее основные элементы и мотивы, а также определение колорита (цвета, используемые в росписи). -Простейшие элементы росписи - мелкие прописи. Технологические приемы выполнения элементов. П.р. -Исполнение основных элементов: мелкий мазок кистью, каплевидный мазок, штриховой мазок. П.р. -Исполнение элементов: «спираль», «стихийка», «звездочка», «перышко». П.р. -Исполнение элементов: «скобочка», «волна», «ромбик», «точка». П.р. -Исполнение элементов: «штришок (ресничка)», «капелька», «семечко», «веретенце». П.р. -Исполнение элементов: «косы», «бугорки», «цветок», «деревья». П.р. -Исполнение элементов: «холмик», «взгорочек», «бугорок», «росток». П.р. -Исполнение элементов: «уточка», «лебедь», «птицы». П.р. -Исполнение элементов: «лось», «олень» «лошадка». П.р. -Исполнение ленточных орнаментов: -поля, геометрические полосы: в сетке-квадрате, в сетке-ромбе, -диагональные полосы: в сетке-ромбе, сдвоенные треугольники. П.р. -Композиционное решение росписи на различных предметах быта (прялки, коробухи, ложки и т.д.). П.р. -Знакомство с искусством мастеров. Копирование работ мастеров. П.р. -Составление композиции в квадрате. П.р. -Составление композиции в круге. П.р. -Самостоятельное составление простейшей композиции на традиционной основе. Разработка эскиза. Утверждение эскиза. П.р. -Обработка деревянного изделия (заготовки). Перенос эскиза на заготовку. Исполнение росписи на изделии. П.р. -Исполнение росписи на изделии. П.р. -Исполнение росписи на изделии. Лакирование готового изделия. П.р. -Практическая работа. (Выполнение мезенской росписи на деревянных изделиях (ложки, солонки, солоницы, панно, сундучки, туеса)). Отбор материала для разработки эскиза. Разработка эскиза. П.р. -Разработка эскиза. Утверждение эскиза. Обработка деревянного изделия (заготовки). П.р. -Перенос эскиза на заготовку. Исполнение росписи на изделии. П.р. -Исполнение росписи на изделии. П.р. -Исполнение росписи на изделии. Лакирование готового изделия. Подведение итогов по теме. П.р. | 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 |
3. Выжигание по дереву
-Выжигание по дереву с использованием красок, цветных карандашей. Техника безопасности при работе с выжигательным аппаратом. -Самостоятельная разработка эскиза для выжигания. Отбор материала для разработки эскиза. Разработка эскиза с использованием красок, цветных карандашей. П.р. -Разработка и утверждение эскиза. Подбор и обработка фанеры. Перенос эскиза на фанеру. Выжигание рисунка. П.р. -Выжигание рисунка. П.р. -Выжигание рисунка. Оформление рисунка красками, карандашами. П.р. -Выжигание рисунка. Лакирование готового изделия. П.р. -Подведение итогов по данной теме. | 3 3 3 3 3 3 3 |
4. Геометрическая резьба по дереву.
-Геометрическая резьба. Знакомство с резьбой. Образцы народного искусства, современные изделия художественного промысла. Техника безопасности при работе с инструментами (ножом-косяком, стамесками и т.д.), при покрытии лаком деревянных изделий. -Художественно-технические приемы геометрической резьбы по дереву. Выполнение элемента «сколыш». П.р. -Техническая и художественная стороны трехгранно-выемчатой резьбы. Приемы выполнения основных элементов геометрической резьбы: -трехгранные выемки, -скобчатые порезки, -четырехгранные выемки. П.р. -Выполнение на поверхности геометрических фигур. П.р. -Выполнение узоров: -«куличок», -«змейка», -«витейка», -«бусы», -«елочка», -«сколыши», -«чешуйка», -«шишки», -«лесенки», -«кубики», -«решетка». П.р -Выполнение узора «трехстороннее сияние со срезкой». П.р. -Выполнение узора «розетка с сиянием». П.р -Приемы резьбы узора «трехгранно-выемчатое», «четырехстороннее сияние». П.р. -Разработка эскиза на деревянной пластине из липы, образуемая благодаря техническим приемам трехгранно-выемчатой резьбы. Техника безопасности. Разработка эскиза. П.р. -Разработка эскиза. Утверждение эскиза. Обработка пластины. Перенос эскиза на деревянную пластину. П.р. -Выполнение резьбы на пластине. П.р. -Выполнение резьбы на пластине. П.р. -Выполнение резьбы на пластине. Лакирование готового изделия. П.р. -Работа над резьбой разделочной доски. Подбор материала для разработки эскиза. Разработка эскиза.- Утверждение эскиза. -Подбор и обработка древесины для разделочной доски. Перенос эскиза на изделие. П.р. -Выполнение резьбы на изделии. П.р. -Выполнение резьбы на изделии. П.р. -Выполнение резьбы на изделии. П.р. -Выполнение резьбы на изделии. Лакирование готового изделия. П.р. -Подведение итогов по теме. | 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 |
5. Экскурсии
-Экскурсия в выставочный зал «Радуга», г. Самара, 23 А. | 9 |
6. Заключительное занятие.
-Подготовка к итоговой выставке. Оформление и отбор выполненных работ. Подведение итогов. Приглашение родителей. Поощрение учащихся. Задание на летний период. | 3 |
Итого: 216 часов
Учебно-тематический план III года обучения.
№ | Тема | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Вводное занятие. Техника безопасности с инструментами для резьбы, выжигательным аппаратом, при обработке деревянных заготовок. | 2 | 1 | 3 |
2 | Выжигание по дереву. | 7 | 38 | 45 |
3 | Городецкая роспись. | 22 | 53 | 75 |
4 | Плоскорельефная резьба по дереву. | 17 | 43 | 60 |
| Разработка резной композиции и реализация ее в материале. | 4 | 17 | 21 |
6 | Экскурсии. | 2 | 7 | 9 |
7 | Заключительное занятие. Подготовка к итоговой выставке. | 1 | 2 | 3 |
| Итого: | 55 | 161 | 216 |
Содержание программы III года обучения.
1. Вводное занятие
-Беседа о местных народных промыслах, их значении в жизни русского народа. Цели, задачи и содержание работы. Демонстрация изделий по разным направлениям народного декоративно-прикладного искусства, изготовленных мастерами и учащимися кружка. Правила техники безопасности. | 3 |
2. Выжигание по дереву.
-Краткое знакомство с выжиганием на спичках. Виды спичек. Показ работ учеников объединения. Правила техники безопасности при работе с острыми предметами, электровыжигателем. -Разработка эскиза на предложенную педагогом тему. П.р. -Разработка эскиза на предложенную педагогом тему. Утверждение эскиза. П.р. -Подбор основы под композицию (ДВП, фанера). Подбор спичек. П.р. -Подготовка спичек к работе (избавление от зажигательной головки). П.р. -Подготовка спичек к работе (избавление от зажигательной головки). П.р. -Подготовка спичек к работе (избавление от зажигательной головки). П.р. -Приклеивание спичек к основе (ДВП, фонере). П.р. -Приклеивание спичек к основе (ДВП, фонере). П.р. -Приклеивание спичек к основе (ДВП, фонере). Обработка подготовленной основы наждачной бумагой. П.р. -Перенос эскиза на подготовленную основу. П.р. -Выжигание. П.р. -Выжигание. П.р. -Выжигание. Подведение итогов по теме. П.р. | 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 |
3. Городецкая роспись.
-Знакомство с Городецкой росписью. -Техника безопасности при обработке заготовок, при покрытии лаком готовых изделий. -Виды орнамента в городецкой росписи, ее основные элементы и мотивы, а также определение колорита (цвета, используемые в росписи). -Простейшие элементы росписи - мелкие прописи. Технологические приемы выполнения элементов. П.р. -Исполнение основных элементов: мелкий мазок кистью, каплевидный мазок, штриховой мазок. П.р. -Исполнение элементов: «роспись кружков (яблочко)», «дуга, скоба». П.р. -Исполнение элементов: «спираль», «сеточка», «травка». П.р. -Исполнение элементов: «тычки», «штрихи», «листок». П.р. -Поэтапное выполнение бутонов, «цветка-розана». П.р. -Поэтапное выполнение цветка «ромашки». П.р. -Поэтапное выполнение цветка «купавы». П.р. -Разнообразие городецких птиц. Изучение последовательности мотива «птица». П.р. -Исполнение птицы «павлин». П.р. -Исполнение птицы «голубь». П.р. -Исполнение птицы «лебедь». П.р. -Выполнение украешек и рамок. П.р. -Выполнение вариантов росписи листьев Городецкой росписи. П.р. -Основные виды композиций Городецкой росписи. Выполнение цветочных орнаментов «Ромб», «Букет», «Гирлянда» по своим эскизам. П.р. -Выполнение композиций с изображением людей. П.р. -Копирование на выбор из работ современных художников: Н. Столесникова, А. Соколова, Л. Беспалова, Л. Кубаткина. П.р. -Практическая работа. (Выполнение городецкой росписи на деревянных изделиях (ложки, солонки, солоницы, панно, сундучки, туеса и т.д.)). Отбор материала для разработки эскиза. Разработка эскиза. П.р. -Разработка эскиза. Утверждение эскиза. Обработка деревянного изделия (заготовки). П.р. -Перенос эскиза на заготовку. Исполнение росписи на изделии. П.р. -Исполнение росписи на изделии. П.р. -Исполнение росписи на изделии. Лакирование готового изделия. Подведение итогов по теме. П.р. | 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 |
4. Плоскорельефная резьба
-Плоскорельефная резьба. Знакомство с резьбой. Образцы народного искусства, современные изделия художественного промысла. Техника безопасности при работе с инструментами (ножом-косяком, стамесками и т.д.), при покрытии лаком деревянных изделий. -Художественные центры плоскорельефной резьбы по дереву. Исторический обзор развития промыслов плоскорельефной резьбы по дереву. Ее художественные особенности. -Абрамцево-кудринская резьба. Краткий анализ ее художественных и технических особенностей. -Художественно-технические приемы плоскорельефной резьбы. Инструменты для создания плоскорельефной резьбы. -Изучение и выполнение резьбы с заоваленным контуром. П.р. -Выполнение на дощечках узора "розетки" в технике заоваленного контура. П.р. -Резьба с подушечным фоном. Выполнение несложных узоров с подушечным фоном. П.р. -Выполнение узоров резьбы с подобранным фоном. П.р. -Выполнение элемента «ромашка». П.р. -Выполнение элемента «листья». П.р. -Копирование на выбор из образцов плоскорельефной резьбы. (Обработка заготовки-П.р.)П.р. -Выполнение резьбы. Лакирование изделия. П.р. -Выполнение несложной композиции на пластине с растительным мотивом. Разработка и утверждение эскиза. Перенос эскиза на пластину. П.р. -Выполнение резьбы. П.р. -Выполнение резьбы. П.р. -Разработка эскиза композиции плоскорельефной резьбы для изделий различного ассортимента: декоративное панно, блюда, коробочки, шкатулки и т.д.. П.р. -Разработка и утверждение эскиза. Обработка заготовки. П.р -Перенос эскиза на заготовку. Выполнение резьбы. П.р. -Выполнение резьбы. П.р. -Выполнение резьбы. П.р. Подведение итогов по теме. | 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 |
5. Разработка резной композиции и реализация ее в материале.
-Создание проекта из пройденного и изученного материала. Возможно совмещение различных видов резьбы с элементами росписи. Поиск в интернете – Домашнее задание. П.р. -Разработка и утверждение эскиза. П.р. -Подготовка и обработка деревянных заготовок. П.р. -Перенос эскиза на изделие. Выполнение резьбы. П.р. -Выполнение резьбы. П.р. -Выполнение резьбы. П.р. -Выполнение резьбы. Отделка готового изделия - тонирование, лакирование, полирование по светлому или темному фону. П.р. Подведение итогов по теме. | 3 3 3 3 3 3 3 |
6. Экскурсии
-Экскурсия в Самарский областной художественный музей. | 9 |
7.Заключительное занятие
-Подготовка к итоговой выставке. Оформление и отбор выполненных работ. Подведение итогов. Приглашение родителей. Поощрение учащихся. | 3 |
Список используемой литературы
Алесеев И. Домовая резьба (геометрическая) М. "Нива России", 2000г.
Буриков В. Г., Власов В. Н. Домовая резьба. - М., 1994.
Жегалова С.К. Росписи хохломы. – М.: Детская литература, 1991.
Знатных О. Учебное издание «Искусство-детям».
Ильяев М. Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М., 1996.
Межуева Ю.А. Учебное издание «Искусство-детям».
Орлова Л.В. Учебное издание «Искусство-детям». Хохломская роспись.- М.,2007г.
Программы для учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ. Техническое творчество учащихся. - М., 1995.
Программы общеобразовательных учебных заведений в РФ. Трудовое обучение: 5-7-е классы. - М., 1993.
Хворостов А.С. Декоративно- прикладное искусство в школе. М. "Просвещение" 1981г.
Хворостов А.С., Хворостов Д.А. Художественные работы по дереву. Макетирование и резное дело. М. "Владос" 2002
Хохломская роспись по дереву. Наглядное пособие - М.: Мозаика-синтез, 2002.
Шенкурская роспись.– М.: Мозаика-синтез ,2004г.
Мезенская роспись.– М.: Мозаика-синтез ,2003г.
Городецкая роспись.– М.: Мозаика-синтез ,2004г
Правила работы с электровыжигателем.
- Перед работой расправить провода выжигательного прибора и постоянно следить, чтобы они не закручивались.
- Не работать электровыжигательным прибором более двух часов подряд, Каждые 30=40 минут делать перерыв и проветривать помещение.
- Для работы выбирать самое светлое время дня. В вечерние часы нужно позаботиться о хорошем освещении. Свет должен падать на материал слева.
- Если допущена небольшая ошибка, следует воспользоваться лезвием безопасной бритвы. Работать бритвой можно только вдоль волокон. Стараться пользоваться ею как можно меньше.
- При работе беречь поверхность материала. Чтобы не пачкать работу, под руку подложить чистый лист бумаги.
Техника безопасности.
- Перед началом работы регулятор иглы накаливания поставить в минимальное положение.
- Вилку включения в электрическую сеть нужно брать только за изолированную поверхность.
- После включения вилки в электрическую розетку, установить желаемую степень накала иглы, приступить к работе.
- Нельзя прикасаться к игле накаливания руками при включенном электроприборе, нагар, образовавшийся после выжигания, снимать с помощью мелкозернистой наждачной бумаги.
- В целях избежания вывода из строя выжигательного прибора следить за тем, чтобы провода не прикасались с иглой накаливания.
- Запрещается электровыжигатель оставлять включенным без присмотра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Резьба по дереву"
Рабочая программа по технологии "Резьба по дереву"...
Программа росписи по дереву на три года обучения
Когда - то давно у одного из детских писателей я прочитала о том, что у каждого ребенка в глубине спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели весёлым добрым звон...
Дополнительная образовательная программа «РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ»
Дополнительная образовательная программа «РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ» для детей 11-14 лет. Рассчитана на 3 года....
Учебная программа Резьба по дереву
Программа резьбы по дереву рассчитана на 68 часов. Рекомендуемый график занятий по 2 часа в неделю. Рекомендуемое количество детей в группе от 5 до 10 человек.Цель программы подготовить учащихся к сам...
Программа "Роспись по дереву"
Для учащихся 8-15 лет....
"Техника нанесения теней". Конспект занятия по программе "Выжигание по дереву"
Методическая разработка занятия. Обучающиеся изучили технологию создания и способы нанесения теней выжигательным аппаратом....
"Техника нанесения теней". Конспект занятия по программе "Выжигание по дереву"
Методическая разработка занятия. Обучающиеся изучили технологию создания и способы нанесения теней выжигательным аппаратом....