Дополнительная образовательная программа «Программирование»
календарно-тематическое планирование (8 класс) по теме

Демяхина Оксана Вячеславовна

Тематическое планирование  дополнительной образовательной программы «Программирование» для учащихся 8-10 классов.

Расчитан на 3 года обучения, по 2 часа в неделю, всего 72 часа в год. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programmirovanie_tematich._plan.doc230.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование (I  год обучения).

Тема

Цели и задачи

Требования к умениям и навыкам

Кол-во часов

Дата

теор

прак

1

Основные элементы языка TURBO PASCAL.

10

8а/8б

1.1

Алгоритмизация

1. Повторить понятие алгоритма, основные его свойства, формы записи алгоритма, типы алгоритмов.

Владение понятием алгоритма.

2. Знания свойств алгоритмов.

3. Умение составлять блок-схемы алгоритмов.

1

лек ция

1

комб урок

12.092
11.092

1.2

Интегрированная среда TURBO PASCAL.

1. Знакомство с интегрированной средой ТР.

2. Знакомство с языком программирования

3. Изучить системные команды, управляющие работой программы.

4. Научить набирать программу, вводить в память компьютера и работать с ней.

1. Умение войти в среду ТР.

2. Знание основных компонентов среды ТР.

3. Знание системных команд.

4. Умение набирать программу, вводить в память компьютера и работать с ней.

1

лек ция

19.092
18.092

1.3

Самостоятельная

работа по теме «Алгоритмизация»

1  прак занят

1.4

Основные элементы программирования. Алфавит и словарь языка PASCAL. Идентификаторы. Константы и переменные. Структура программы. Комментарии.

1. Изучить основные элементы  программирования.

а) изучить алфавит и словарь языка PASCAL.

б) сформировать представление об обязательных  правилах записи на языке PASCAL.

в) изучить знаки операций и отношений, стандартные функции.

3. Ввести понятие имени как характеристики величины,  константы и переменной.

5. Изучить структуру программы, записи комментариев.

1. Знание основных элементов программирования.

2. Знание алфавита и словаря языка PASCAL.

3. Умение составлять имя величин.

4. Владение понятиями констант и переменной.

5. Знание структуры программы.

6. Умение составить комментарий.

0,5  лек ция

0,5  прак занят

26.092
25.092

1.5

Типы данных языка PASCAL. Тождественность и совместимость типов. Выражения, операнды, операции.

1. Сформулировать представление о допустимом значении величины.

2. Сформулировать понятие типа величины.

3. Ввести понятия: выражение; операнд; операция.

1. Знание типов данных PASCAL.

2. Умение совмещать типы данных.

3. Владение понятиями: выражение; операнд;

операция.

1 комб занят

1.6

Ввод – вывод данных. Форматы вывода.

1. Сформировать представление о способах ввода данных с клавиатуры.

2. Изучить команды ввода, назначение,  особенности использования, научить применять их для организации диалогов.

3. Сформировать представление о выводе информации как неотъемлемого элемента диалога человека и машины.

4.Изучить команды вывода, их назначение, формат, особенности использования, научить применять их.

1. Знания команд ввода – вывода.

2. Умение использовать команды ввода – вывода.

3. Знание форматов вывода.

0,5  лек ция

0,5  прак занят

3.102
2.102

1.7

Самостоятельная

работа по теме «Основные элементы языка»

1  прак занят


1.8


Блок-схема

  1. Повторить и обобщить знания по теме
  2. Развить  алгоритмическое и логическое мышление, память, внимание
  3. Воспитать ответственность, коллективизм

1. Знать определение и свойства алгоритма.

2. Уметь строить блок-схемы на изученные типы алгоритмов.

2  
вос пит мер

8а/8б

10.102
9.102

2.

Операторы

22 часа

2.1

Общие сведения. Простые и структурные операторы.

1. Ввести понятие оператора.

2. Изучить виды операторов.

3. Знакомство с операторами:

присваивания;

безусловного перехода;

пустым;

составным.

1. Владение понятием оператора.

2. Знание видов операторов.

3. Умение использовать операторы:

присваивания;

составной.

1
лек ция

17.102
16.102

2.2

Реализация линейных алгоритмов.

1. Повторить линейный алгоритм.

2. Ввести понятие линейной программы.

1. Умение составлять линейные программы.

1  комб зянят

2.3

Ветвление (операторы  if, сase).

1. Повторить понятие ветвления как одной из алгоритмических структур.

2. Повторить назначение ветвления, его роль в составлении алгоритма.

3. Изучить реализацию ветвления на языке PASCAL.

4. Научить  использовать  конструкцию ветвления в решении задач на языке PASCAL.

1. Владение понятием ветвления.

2. Умение использовать конструкцию ветвления при решении задач на языке PASCAL.

1 комб занят

2
лаб занят

24.102
23.102

31.101
30.101

2.4

Самостоятельная

работа по теме «Операторы. Ветвление»

1 прак занят

31.101
30.101

2.5

Операторы цикла (for, while, repeat).

1. Изучить реализацию цикла на языке PASCAL.

2. Научить использовать  конструкцию цикла при решении задач  на PASCAL.

3. Развитие алгоритмического мышления.

1. Владение понятием цикла.

2. Умение использовать конструкцию цикла при решении задач на языке PASCAL.

4 комб занят

7.112
6.112

14.112
13.112

2.6

Типы алгоритмов

  1. Повторить и обобщить знания по теме
  2. Развить  алгоритмическое и логическое мышление, память, внимание
  3. Воспитать ответственность, коллективизм

1. Знать определение разветвляющегося алгоритма.

2. Уметь строить блок-схемы на изученные типы алгоритмов.

2
вос пит мер

21.112
20.112

2.7

Операторы цикла (for, while, repeat).

1. Повторить понятие цикла, как одной из основных алгоритмических структур.

2. Повторить назначение цикла, его роль в составлении алгоритма.

3. Изучить реализацию цикла на языке PASCAL.

4. Научить использовать  конструкцию цикла при решении задач  на PASCAL.

5. Развитие алгоритмического мышления.

1. Владение понятием цикла.

2. Умение использовать конструкцию цикла при решении задач на языке PASCAL.

2 комб занят

6
лаб занят

28.112
27.112

5.122
4.122

12.122
11.122

19.122
18.122

2.8

Самостоятельная

работа по теме «Операторы цикла».

2 прак занят

26.122
25.122


3.

Процедуры и функции.

16

8а/8б

3.1

Подпрограммы в языке PASCAL.

1. Ввести понятие подпрограммы.

2. Изучить подпрограммы языка PASCAL.

3. Изучить стандартные библиотечные модули, их назначения.

4. Изучить встроенные функции и процедуры, их назначение.

1. Владение понятием подпрограммы.

2. Владение понятиями:

процедура; функция в языке PASCAL.

3. Умение использовать встроенные процедуры и функции.

1
лек ция

9.011
15.011

3.2

Процедуры и функции пользователя.

1. Ввести понятие подпрограммы пользователя.

2. Изучить реализацию процедуры на языке PASCAL, ее описание, назначение.

3. Изучить реализацию функции на языке PASCAL, ее описание, назначение, отличие от процедуры.

4. Изучить механизм передачи параметров, область действия параметров.

1. Знать назначение подпрограмм пользователя.

2. Умение использовать процедуры при решении задач на PASCAL.

3. Умение использовать функции при решении задач на PASCAL.

4. Знать механизм передачи параметров, область их действия.

1  комб занят

8
лаб занят

9.011
15.011

16.012
22.012

23.012
29.012

30.012
5.022

6.022
12.022

3.3

Рекурсии.

1. Ввести понятие рекурсии.

2. Научить использовать подпрограммы при решении задач на рекурсии.

1. Владение понятием рекурсии.

2. Умение решать задачи на рекурсии.

1
лек ция

1
лаб занят

13.022
19.022

3.4

Контрольная работа по теме «Процедуры и функции»

2 прак занят

20.022
26.022

3.5

Разбиение задачи на подзадачи

  1. Повторить и обобщить знания по теме
  2. Развить  алгоритмическое и логическое мышление, память, внимание
  3. Воспитать ответственность, коллективизм

1. Знать определение и свойства алгоритмов.

2. Уметь решать задачи по теме циклы.

2
вос пит мер

27.022
5.032

4

Массивы.

14

4.1

Одномерные массивы. Описание типа.

1. Ввести понятие массива как одного из способов организации данных, объяснить  его назначение.

2. Сформировать понятия – элемента массива( номер элемента массива; размерность массива)

3. Объяснить необходимость описания массива и изучить  формат такого описания.

1. Владение понятиями:

массив;

элемент массива;

номер элемента массива;

одномерный массив.

2. Уметь описывать тип массива.

1
лек ция

6.031
12.031

4.2.

Действия над одномерными массивами и их элементами.

1. Научить формировать одномерный массив и выводить его на экран.

2. Изучить основные  алгоритмы обработки одномерного массива.

3. Научить применять одномерный массив в решении задач.

4. Развитие алгоритмического мышления.

1. Умение решать задачи  с использованием одномерных массивов.

1 комб занят

2
лаб занят

6.031
12.031

13.03
2
19.032

4.3

Двумерные массивы.

1. Ввести понятие двумерного массива.

2. Научить описывать дв. массив.

3. Изучить основные элементы двумерного массива.

1. Владение понятием дв. массива.

2. Умение описывать тип дв. массива.

1
лек ция

20.031
26.031

4.4

Действия над двумерными массивами и  их элементами .

1. Научить формировать двумерный массив и выводить его на экран в форме таблицы.

2. Изучить основные алгоритмы обработки двумерного массива.

3. Научить применять двумерные массивы в решении задач.

1. Умение решать задачи с использованием двумерных массивов.

1 комб занят

2
лаб занят


20.03
1
26.031

27.03
2
2.042

4.5

Сортировка массивов.

1. Ввести понятие сортировки массивов.

2. Изучить сортировки:

а) линейную (отбором)

б) методом пузырька.

3. Развитие алгоритмического мышления.

1. Умение решать задачи  с использованием сортировки массивов.

1  комб занят

1
лаб занят

3.042
9.042

4.6

Контрольная работа по теме «Массивы».

2 прак занят

10.042
16.042

4.7

Одномерный  массив

1. Повторить и обобщить знания по теме

2.Развить  алгоритмическое и логическое мышление, память, внимание

3.Воспитать ответственность, коллективизм

1. Знать определение массива и алгоритмы обработки одном. массивов.

2. Уметь решать задачи на изученные темы.

2
вос пит занят

17.042
23.042

7.

Строки и символы.

10

7.1

Символы. Описание типа. Действия с символами.

1. Ввести понятие литерного (символьного) типа.

2. Научить описывать тип символьной величины.

3. Научить  выполнять операции над символами и работать с функциями.

4. Научить использовать знания о символьных величинах и функциях, определенных над ними в решении задач обработки нечисловой информации.

1. Владеть понятием литерной величины.

2. Уметь решать задачи с использованием символьных величин, используя функции, определенные над ними.

1
лек ция

1
лаб занят

24.042
30.042

7.2

Строковые выражения, процедуры и функции. Действия со строками и элементами строк.

1. Расширить представления о литерных величинах.

2. Научить описывать строковый тип.

3. Ввести понятие строкового выражения.

4. Изучить строковые выражения.

5. Изучить строковые процедуры и функции.

6. Научить решать задачи, производя действия со строками и элементами строк.

7. Развитие алгоритмического мышления.

1. Уметь описывать строковый тип.

2. Уметь решать задачи с использованием строковых величин, используя строковые процедуры и функции.

1  комб занят

2 комб занят

1.052
7.052

8.051
14.051

7.3

Контрольная работа по теме «Строки  и символы»

1 прак занят

8.051
14.051

7.4

Подготовка к итоговой работе.

2

прак занят

15.052
21.052

7.5

Итоговая работа

2  прак занят


22.052
28.052

Итого:

72 ч


Тематическое планирование (II  год обучения).

Тема

Цели и задачи

Учащиеся должны знать и уметь

Часы

Дата

теор

прак

1.

Решение задач в интегрированной среде Turbo Pascal

10

1.1

Линейные алгоритмы. Ветвление.

  1. Повторить материал, пройденный в 8 классе:
  2. составлять алгоритмы основный алгоритмических конструкций,
  3. основные операторы ТР
  4. решать простейшие задачи
  1. Знать основные алгоритмические конструкции и уметь использовать их для построения алгоритмов.
  2. Знать основные типы данных и формы их представления
  3. Знать операторы ввода, вывода, присвоения, условные и циклические операторы.
  4.  Уметь решать задачи на массивы
  5. Понимать назначение подпрограммам

0,5

лекция

0,5

ком занят

11.091

1.2

Циклы.

0,5

лекция

1,5

ком занят

11.091
18.091

1.3

Массивы.

0,5

лекция

1,5

ком занят

18.091
25.091

1.4

Процедуры и функции.

0,5

лекция

0,5

ком занят

25.091

1.5

Строки и символы.

1

ком занят

2.102

1.6

Контрольная работа №1.

1 прак занят

1.7

Языки программирования высокого уровня

Организовать интеллектуальный досуг детей

2

бесед

9.102

2.

Множества

12

2.1

Описание типа.

  1. Познакомить с множествами
  2. Научить описывать множества
  3. Познакомить с операциями над множествами
  1. Знать, что такое множество
  2. Уметь описывать множество, создавать его, выполнять различные операции над множествами.

0,5

лекция

1,5

ком занят

16.102

2.2

Операции над множествами.

0,5

лекция

1,5

ком занят

23.102

2.3

Решение задач.

4

ком занят

30.102
6.112

2.4

Контрольная работа №2 по теме «Множества».

2
прак занят

13.112

2.5

История развития языков программирования

Организовать интеллектуальный досуг детей

2

бесед

20.112

3.

Записи

10

3.1

Описание типа

  1. Познакомить с записями
  2. Научить описывать тип и создавать записи
  3. Научить различать записи и записи с вариантами
  4. Научить создавать прототипы электронных баз данных
  1. Знать, что такое записи
  2. Понимать структуру записи
  3. Уметь создавать записи
  4. Уметь создавать записи с вариантами
  5. Уметь решать типовые задачи используя тип данных записи

0,5

лекция

1,5

ком занят

27.112

3.2

Записи с вариантами

0,5

лекция

1,5

ком занят

4.122

3.3

Решение задач.

4

ком занят

11.122
18.122

3.4

Контрольная работа №3 по теме «Записи».

2
прак занят

25.122

4.

Файлы

8

4.1

Общие сведения. Описание файлового типа.

  1. Познакомить с файлами
  2. Дать понятия текстовые файлы, типизированные файлы, нетипизированные файлы
  3. Познакомить с основными действиями над файлами
  4. Научить создавать и обращаться к файлу
  5. Научить пользоваться файловой структурой
  1. Знать, как обращаться к файлу
  2. Знать основные действия над файлами
  3. Уметь создавать и читать файлы
  4. Уметь дополнять файлы
  5. Уметь различать файлы прямого и последовательного доступа

2

лекция

15.012

4.2

Текстовые файлы.

1

лекция

1

ком занят

22.012

4.3

Типизированные файлы. Нетипизированные файлы.

0,5

лекция

0,5

ком занят

29.012

4.4

Некоторые сведения о файловой системе MS DOS.

0,5

лекция

0,5

ком занят

4.5

Практическая работа №1по теме «Файлы».

2

прак занят

5.022

5.

Управление экраном        

6

5.1

Модуль CRT. Установка текстовых режимов. Очистка экрана.

  1. Познакомить с модулем CRT
  2. Показать, как: устанавливаются текстовые режимы, происходит очистка экрана, управление курсором, вывод на экран
  1. Иметь представление о модуле CRT
  2. Уметь: устанавливать текстовые режимы, очищать экран, управлять курсором, выводить на экран различного цвета различные символы

0,5

лекция

0,5

ком занят

12.022

5.2

Управление курсорам.

0,5

лекция

0,5 прак занят

5.3

Вывод на экран. Текстовые окна.

0,5

лекция

0,5 прак занят

19.022

5.4

Практическая работа №2 по теме «Управление экраном»

0,5

лекция

0,5 прак занят

5.5

Диалоги с компьютером

Организовать интеллектуальный досуг детей

2

игра

26.022

6.

Управление звуком

4

6.1

Общие сведения. Генерация мелодий.

  1. Показать, как: происходит генерация мелодий, звуковое сопровождение различных процессов.
  2. Научить воспроизводить на компьютере нотную гамму
  1. Уметь: генерировать мелодии, сопровождать процессы вывода и этапы выполнения звуком.
  2. Уметь решать типовые задачи

0,5

лекция

0,5

ком занят

5.032

6.2

Звуковое сопровождение процессов вывода и этапов выполнения.

0,5

лекция

0,5 прак занят

6.3

Контрольная работа №4 по теме «Управление звуком и экраном».

2

прак занят

12.032

7

Графика

14

7.1

Аппаратная и программная поддержка графики. Модуль GRAPH. Инициализация графики.

  1. Познакомить с модулем GRAPH. С базовыми процедурами и функциями
  2. Дать понятие о графической среде ТPascal
  3. Научить составлять рисунки и графики, как на рабочей сетке, так и в среде программирования
  4. Научить выводить текст в графическом режиме
  5. Научить устанавливать цвет и палитру
  6. Развить творческий подход к подобным задачам

1.Знать базовые процедуры и функции модуля GRAPH

Уметь запускать и переключаться из графического в текстовый режим и обратно.

2.Уметь строить фигуры и графики функций

3.Уметь работать с текстом

4.Уметь устанавливать цвета и палитры

1

лекция

19.031

7.2

Базовые процедуры и функции. Работа с текстом.

1

лекция

2

прак занят

19.031

26.032

7.3

Установка цвета и палитры.

1 лекция

1

прак занят

2.042

7.4

Решение задач

2

прак занят

9.042

7.5

Творческая работа на тему «Графика» 

2

прак занят

16.042

7.6

Построение и атрибуты графических фигур.

1 лекция

1

прак занят

23.042

7.7

Практическая работа №3 по  теме «Графика».

2

прак занят

30.042

8.

Решение задач на языке Turbo Pascal

8

8.1

Множества, записи, файлы.

  1. Повторить пройденный материал за прошлый курс
  2.  Повторить пройденный материал данного курса
  3. Научить решать задачи различного уровня сложности
  4. Научить работать над задачами повышенного уровня

1.Знать материал 8 класса (основы программирования)

2. Уметь описывать множество, создавать его, выполнять различные операции над множествами.

Уметь решать типовые задачи

2

лекция

2

прак занят

7.052
14.05
2

8.2

Управление экраном. Управление звуком. Графика.

2

лекция

2

прак занят

21.051
28.052

Итого:

72


Тематическое планирование (III  год обучения).

Тема

Цели и задачи

Учащиеся могут

знать и уметь

Часы

Дата

теория

практика

I

Начала программирования на языке ТР

1

Алгоритмизация.

  1. понятие алгоритма;
  2. виды алгоритмов;
  3. формы представления алгоритмов;
  4. основные элементы программирования;
  5. алфавит Паскаля;
  6. возможности среды Турбо Паскаль;
  7. алгебру логики;
  8. процедуры ввода-вывода, форматы вывода;
  9. виды операторов;
  10. подпрограммы языка Паскаль;
  1. знать все этапы решения задач на компьютере.
  2. знать понятие алгоритма, их формы представления.
  3. уметь решать задачи (линейные с условиями, циклические с использованием процедур и функций), и составлять блок-схемы к этим задачам.
  4. Знать структуру компьютер Начала программирования на языке ТР а и интегрированную среду Turbo Pascal.
  5. Знать основные законы алгебры логики.

0,5

комб

0,5

практикум

11.092

2

Основы программирования на языке Pascal

0,5

комб

3

Структура программного обеспечения ЭВМ.

0,5 комб

4

Интегрированная среда Turbo Pascal.

0,5 комб

18.092

5

Алгебра логики.

0,5 лекция

1 практикум

6

Процедуры ввода-вывода. Форматы вывода.

1 комб

1 практикум

25.092

7

Операторы языка Pascal.

1 комб

1

практикум

2.102

8

Основа алгоритмизации «Блок-схема»

2

игра

9.102

9

Решение задач на языке ТPascal

2

лекция

7

практикум

16.102
23.102
30.102
6.112
13.111

10

Самостоятельная работа  № 2

1 сам.

раб

13.111

11

Творческая работа на тему «Основные алгоритмические конструкци»

2

конкурс

20.112

12

Процедуры и функции.

2

комбинированное

4

практикум

27.112
4.122
11.122


II

Структурированные типы данных

1

Массивы.

  1. описание структурированных типов данных
  2. массивы в Паскале;
  3. строки и символы в Паскале;
  4. множества в Паскале;
  5. записи в Паскале;
  6. файлы в Паскале;
  7. модули CRT и GRAPH;
  8. работа над основными алгоритмическими конструкциями

  1. уметь решать задачи (на массивы, с использованием процедур и функций, на строки и символы, на множества, с использованием файлов), и составлять блок-схемы к этим задачам;
  2. уметь выводить информации в  нужных форматах

1

лекция

3

практикум

18.122
25.122

2

Строки и символы.

2

лекция

4

практикум

15.012
22.012
29.012

3

Множества. Операции над множествами.

2

лекция

3

практикум

5.022
12.022
19.021

4

Самостоятельная работа  № 3

1

сам.
раб

19.021

5

Творческая работа на тему «Строки и символы»

2

конкурс

26.012

6

Записи. Записи с вариантами.

2

лекция

6

практикум

5.032
12.032
19.032
26.032

7

Файлы

1

комбинированное

2

практикум

2.042
9.041

8

Самостоятельная работа  № 4

1 сам.работа

9.041

9

Творческая работа на тему «Файлы»

2 конкурс

16.042

III

Управление экраном и звуком компьютера.

1

Модули CRT, GRAPH.

  1. работа с процедурами модулей CRT и GRAPH
  2. подготовить к экзаменам
  1. уметь решать задачи (с использованием процедур модулей CRT и GRAPH)

2

комбинированное

5

практикум

23.042
30.042
7.052
14.051

2

Итоговая работа

1

прак занят

14.051

3

Творческая работа на тему «Графика с Коми орнаментом»

4

конкурс

21.052
28.052

Итого

72


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письмо Минобрнауки "О рекомендациях по аттестации педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства"

N 03-83 от 08 февраля 2011 г.  Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования  О рекомендациях по аттестации педагогических ...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...

Образовательная программа «Программирование в среде ЛогоМиры»

Образовательная программа «Программирование в среде ЛогоМиры» предназначена для учащихся 7-10 лет....

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Дополнительная образовательная программа «Основы программирования. Робототехника»

Задача обучения информатике в целом - внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...