Дополнительная образовательная программа «Программирование»
календарно-тематическое планирование (8 класс) по теме
Тематическое планирование дополнительной образовательной программы «Программирование» для учащихся 8-10 классов.
Расчитан на 3 года обучения, по 2 часа в неделю, всего 72 часа в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmirovanie_tematich._plan.doc | 230.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование (I год обучения).
№ | Тема | Цели и задачи | Требования к умениям и навыкам | Кол-во часов | Дата | |
теор | прак | |||||
1 | Основные элементы языка TURBO PASCAL. | 10 | 8а/8б | |||
1.1 | Алгоритмизация | 1. Повторить понятие алгоритма, основные его свойства, формы записи алгоритма, типы алгоритмов. | Владение понятием алгоритма. 2. Знания свойств алгоритмов. 3. Умение составлять блок-схемы алгоритмов. | 1 лек ция | 1 комб урок | 12.092 |
1.2 | Интегрированная среда TURBO PASCAL. | 1. Знакомство с интегрированной средой ТР. 2. Знакомство с языком программирования 3. Изучить системные команды, управляющие работой программы. 4. Научить набирать программу, вводить в память компьютера и работать с ней. | 1. Умение войти в среду ТР. 2. Знание основных компонентов среды ТР. 3. Знание системных команд. 4. Умение набирать программу, вводить в память компьютера и работать с ней. | 1 лек ция | 19.092 | |
1.3 | Самостоятельная работа по теме «Алгоритмизация» | 1 прак занят | ||||
1.4 | Основные элементы программирования. Алфавит и словарь языка PASCAL. Идентификаторы. Константы и переменные. Структура программы. Комментарии. | 1. Изучить основные элементы программирования. а) изучить алфавит и словарь языка PASCAL. б) сформировать представление об обязательных правилах записи на языке PASCAL. в) изучить знаки операций и отношений, стандартные функции. 3. Ввести понятие имени как характеристики величины, константы и переменной. 5. Изучить структуру программы, записи комментариев. | 1. Знание основных элементов программирования. 2. Знание алфавита и словаря языка PASCAL. 3. Умение составлять имя величин. 4. Владение понятиями констант и переменной. 5. Знание структуры программы. 6. Умение составить комментарий. | 0,5 лек ция | 0,5 прак занят | 26.092 |
1.5 | Типы данных языка PASCAL. Тождественность и совместимость типов. Выражения, операнды, операции. | 1. Сформулировать представление о допустимом значении величины. 2. Сформулировать понятие типа величины. 3. Ввести понятия: выражение; операнд; операция. | 1. Знание типов данных PASCAL. 2. Умение совмещать типы данных. 3. Владение понятиями: выражение; операнд; операция. | 1 комб занят | ||
1.6 | Ввод – вывод данных. Форматы вывода. | 1. Сформировать представление о способах ввода данных с клавиатуры. 2. Изучить команды ввода, назначение, особенности использования, научить применять их для организации диалогов. 3. Сформировать представление о выводе информации как неотъемлемого элемента диалога человека и машины. 4.Изучить команды вывода, их назначение, формат, особенности использования, научить применять их. | 1. Знания команд ввода – вывода. 2. Умение использовать команды ввода – вывода. 3. Знание форматов вывода. | 0,5 лек ция | 0,5 прак занят | 3.102 |
1.7 | Самостоятельная работа по теме «Основные элементы языка» | 1 прак занят |
1.8 |
|
| 1. Знать определение и свойства алгоритма. 2. Уметь строить блок-схемы на изученные типы алгоритмов. | 2 | 8а/8б | |
2. | Операторы | 22 часа | ||||
2.1 | Общие сведения. Простые и структурные операторы. | 1. Ввести понятие оператора. 2. Изучить виды операторов. 3. Знакомство с операторами: присваивания; безусловного перехода; пустым; составным. | 1. Владение понятием оператора. 2. Знание видов операторов. 3. Умение использовать операторы: присваивания; составной. | 1 | 17.102 | |
2.2 | Реализация линейных алгоритмов. | 1. Повторить линейный алгоритм. 2. Ввести понятие линейной программы. | 1. Умение составлять линейные программы. | 1 комб зянят | ||
2.3 | Ветвление (операторы if, сase). | 1. Повторить понятие ветвления как одной из алгоритмических структур. 2. Повторить назначение ветвления, его роль в составлении алгоритма. 3. Изучить реализацию ветвления на языке PASCAL. 4. Научить использовать конструкцию ветвления в решении задач на языке PASCAL. | 1. Владение понятием ветвления. 2. Умение использовать конструкцию ветвления при решении задач на языке PASCAL. | 1 комб занят | 2 | 24.102 |
2.4 | Самостоятельная работа по теме «Операторы. Ветвление» | 1 прак занят | 31.101 | |||
2.5 | Операторы цикла (for, while, repeat). | 1. Изучить реализацию цикла на языке PASCAL. 2. Научить использовать конструкцию цикла при решении задач на PASCAL. 3. Развитие алгоритмического мышления. | 1. Владение понятием цикла. 2. Умение использовать конструкцию цикла при решении задач на языке PASCAL. | 4 комб занят | 7.112 | |
2.6 | Типы алгоритмов |
| 1. Знать определение разветвляющегося алгоритма. 2. Уметь строить блок-схемы на изученные типы алгоритмов. | 2 | 21.112 | |
2.7 | Операторы цикла (for, while, repeat). | 1. Повторить понятие цикла, как одной из основных алгоритмических структур. 2. Повторить назначение цикла, его роль в составлении алгоритма. 3. Изучить реализацию цикла на языке PASCAL. 4. Научить использовать конструкцию цикла при решении задач на PASCAL. 5. Развитие алгоритмического мышления. | 1. Владение понятием цикла. 2. Умение использовать конструкцию цикла при решении задач на языке PASCAL. | 2 комб занят | 6 | 28.112 19.122 |
2.8 | Самостоятельная работа по теме «Операторы цикла». | 2 прак занят | 26.122 |
3. | Процедуры и функции. | 16 | 8а/8б | |||
3.1 | Подпрограммы в языке PASCAL. | 1. Ввести понятие подпрограммы. 2. Изучить подпрограммы языка PASCAL. 3. Изучить стандартные библиотечные модули, их назначения. 4. Изучить встроенные функции и процедуры, их назначение. | 1. Владение понятием подпрограммы. 2. Владение понятиями: процедура; функция в языке PASCAL. 3. Умение использовать встроенные процедуры и функции. | 1 | 9.011 | |
3.2 | Процедуры и функции пользователя. | 1. Ввести понятие подпрограммы пользователя. 2. Изучить реализацию процедуры на языке PASCAL, ее описание, назначение. 3. Изучить реализацию функции на языке PASCAL, ее описание, назначение, отличие от процедуры. 4. Изучить механизм передачи параметров, область действия параметров. | 1. Знать назначение подпрограмм пользователя. 2. Умение использовать процедуры при решении задач на PASCAL. 3. Умение использовать функции при решении задач на PASCAL. 4. Знать механизм передачи параметров, область их действия. | 1 комб занят | 8 | 9.011 |
3.3 | Рекурсии. | 1. Ввести понятие рекурсии. 2. Научить использовать подпрограммы при решении задач на рекурсии. | 1. Владение понятием рекурсии. 2. Умение решать задачи на рекурсии. | 1 | 1 | 13.022 |
3.4 | Контрольная работа по теме «Процедуры и функции» | 2 прак занят | 20.022 | |||
3.5 | Разбиение задачи на подзадачи |
| 1. Знать определение и свойства алгоритмов. 2. Уметь решать задачи по теме циклы. | 2 | 27.022 | |
4 | Массивы. | 14 | ||||
4.1 | Одномерные массивы. Описание типа. | 1. Ввести понятие массива как одного из способов организации данных, объяснить его назначение. 2. Сформировать понятия – элемента массива( номер элемента массива; размерность массива) 3. Объяснить необходимость описания массива и изучить формат такого описания. | 1. Владение понятиями: массив; элемент массива; номер элемента массива; одномерный массив. 2. Уметь описывать тип массива. | 1 | 6.031 | |
4.2. | Действия над одномерными массивами и их элементами. | 1. Научить формировать одномерный массив и выводить его на экран. 2. Изучить основные алгоритмы обработки одномерного массива. 3. Научить применять одномерный массив в решении задач. 4. Развитие алгоритмического мышления. | 1. Умение решать задачи с использованием одномерных массивов. | 1 комб занят | 2 | 6.031 |
4.3 | Двумерные массивы. | 1. Ввести понятие двумерного массива. 2. Научить описывать дв. массив. 3. Изучить основные элементы двумерного массива. | 1. Владение понятием дв. массива. 2. Умение описывать тип дв. массива. | 1 | 20.031 | |
4.4 | Действия над двумерными массивами и их элементами . | 1. Научить формировать двумерный массив и выводить его на экран в форме таблицы. 2. Изучить основные алгоритмы обработки двумерного массива. 3. Научить применять двумерные массивы в решении задач. | 1. Умение решать задачи с использованием двумерных массивов. | 1 комб занят | 2 |
|
4.5 | Сортировка массивов. | 1. Ввести понятие сортировки массивов. 2. Изучить сортировки: а) линейную (отбором) б) методом пузырька. 3. Развитие алгоритмического мышления. | 1. Умение решать задачи с использованием сортировки массивов. | 1 комб занят | 1 | 3.042 |
4.6 | Контрольная работа по теме «Массивы». | 2 прак занят | 10.042 | |||
4.7 | Одномерный массив | 1. Повторить и обобщить знания по теме 2.Развить алгоритмическое и логическое мышление, память, внимание 3.Воспитать ответственность, коллективизм | 1. Знать определение массива и алгоритмы обработки одном. массивов. 2. Уметь решать задачи на изученные темы. | 2 | 17.042 | |
7. | Строки и символы. | 10 | ||||
7.1 | Символы. Описание типа. Действия с символами. | 1. Ввести понятие литерного (символьного) типа. 2. Научить описывать тип символьной величины. 3. Научить выполнять операции над символами и работать с функциями. 4. Научить использовать знания о символьных величинах и функциях, определенных над ними в решении задач обработки нечисловой информации. | 1. Владеть понятием литерной величины. 2. Уметь решать задачи с использованием символьных величин, используя функции, определенные над ними. | 1 | 1 | 24.042 |
7.2 | Строковые выражения, процедуры и функции. Действия со строками и элементами строк. | 1. Расширить представления о литерных величинах. 2. Научить описывать строковый тип. 3. Ввести понятие строкового выражения. 4. Изучить строковые выражения. 5. Изучить строковые процедуры и функции. 6. Научить решать задачи, производя действия со строками и элементами строк. 7. Развитие алгоритмического мышления. | 1. Уметь описывать строковый тип. 2. Уметь решать задачи с использованием строковых величин, используя строковые процедуры и функции. | 1 комб занят | 2 комб занят | 1.052 |
7.3 | Контрольная работа по теме «Строки и символы» | 1 прак занят | 8.051 | |||
7.4 | Подготовка к итоговой работе. | 2 прак занят | 15.052 | |||
7.5 | Итоговая работа | 2 прак занят |
| |||
Итого: | 72 ч |
Тематическое планирование (II год обучения).
№ | Тема | Цели и задачи | Учащиеся должны знать и уметь | Часы | Дата | |
теор | прак | |||||
1. | Решение задач в интегрированной среде Turbo Pascal | 10 | ||||
1.1 | Линейные алгоритмы. Ветвление. |
|
| 0,5 лекция | 0,5 ком занят | 11.091 |
1.2 | Циклы. | 0,5 лекция | 1,5 ком занят | 11.091 | ||
1.3 | Массивы. | 0,5 лекция | 1,5 ком занят | 18.091 | ||
1.4 | Процедуры и функции. | 0,5 лекция | 0,5 ком занят | 25.091 | ||
1.5 | Строки и символы. | 1 ком занят | 2.102 | |||
1.6 | Контрольная работа №1. | 1 прак занят | ||||
1.7 | Языки программирования высокого уровня | Организовать интеллектуальный досуг детей | 2 бесед | 9.102 | ||
2. | Множества | 12 | ||||
2.1 | Описание типа. |
|
| 0,5 лекция | 1,5 ком занят | 16.102 |
2.2 | Операции над множествами. | 0,5 лекция | 1,5 ком занят | 23.102 | ||
2.3 | Решение задач. | 4 ком занят | 30.102 | |||
2.4 | Контрольная работа №2 по теме «Множества». | 2 | 13.112 | |||
2.5 | История развития языков программирования | Организовать интеллектуальный досуг детей | 2 бесед | 20.112 | ||
3. | Записи | 10 | ||||
3.1 | Описание типа |
|
| 0,5 лекция | 1,5 ком занят | 27.112 |
3.2 | Записи с вариантами | 0,5 лекция | 1,5 ком занят | 4.122 | ||
3.3 | Решение задач. | 4 ком занят | 11.122 | |||
3.4 | Контрольная работа №3 по теме «Записи». | 2 | 25.122 | |||
4. | Файлы | 8 | ||||
4.1 | Общие сведения. Описание файлового типа. |
|
| 2 лекция | 15.012 | |
4.2 | Текстовые файлы. | 1 лекция | 1 ком занят | 22.012 | ||
4.3 | Типизированные файлы. Нетипизированные файлы. | 0,5 лекция | 0,5 ком занят | 29.012 | ||
4.4 | Некоторые сведения о файловой системе MS DOS. | 0,5 лекция | 0,5 ком занят | |||
4.5 | Практическая работа №1по теме «Файлы». | 2 прак занят | 5.022 | |||
5. | Управление экраном | 6 | ||||
5.1 | Модуль CRT. Установка текстовых режимов. Очистка экрана. |
|
| 0,5 лекция | 0,5 ком занят | 12.022 |
5.2 | Управление курсорам. | 0,5 лекция | 0,5 прак занят | |||
5.3 | Вывод на экран. Текстовые окна. | 0,5 лекция | 0,5 прак занят | 19.022 | ||
5.4 | Практическая работа №2 по теме «Управление экраном» | 0,5 лекция | 0,5 прак занят | |||
5.5 | Диалоги с компьютером | Организовать интеллектуальный досуг детей | 2 игра | 26.022 | ||
6. | Управление звуком | 4 | ||||
6.1 | Общие сведения. Генерация мелодий. |
|
| 0,5 лекция | 0,5 ком занят | 5.032 |
6.2 | Звуковое сопровождение процессов вывода и этапов выполнения. | 0,5 лекция | 0,5 прак занят | |||
6.3 | Контрольная работа №4 по теме «Управление звуком и экраном». | 2 прак занят | 12.032 | |||
7 | Графика | 14 | ||||
7.1 | Аппаратная и программная поддержка графики. Модуль GRAPH. Инициализация графики. |
| 1.Знать базовые процедуры и функции модуля GRAPH Уметь запускать и переключаться из графического в текстовый режим и обратно. 2.Уметь строить фигуры и графики функций 3.Уметь работать с текстом 4.Уметь устанавливать цвета и палитры | 1 лекция | 19.031 | |
7.2 | Базовые процедуры и функции. Работа с текстом. | 1 лекция | 2 прак занят | 19.031 26.032 | ||
7.3 | Установка цвета и палитры. | 1 лекция | 1 прак занят | 2.042 | ||
7.4 | Решение задач | 2 прак занят | 9.042 | |||
7.5 | Творческая работа на тему «Графика» | 2 прак занят | 16.042 | |||
7.6 | Построение и атрибуты графических фигур. | 1 лекция | 1 прак занят | 23.042 | ||
7.7 | Практическая работа №3 по теме «Графика». | 2 прак занят | 30.042 | |||
8. | Решение задач на языке Turbo Pascal | 8 | ||||
8.1 | Множества, записи, файлы. |
| 1.Знать материал 8 класса (основы программирования) 2. Уметь описывать множество, создавать его, выполнять различные операции над множествами. Уметь решать типовые задачи | 2 лекция | 2 прак занят | 7.052 |
8.2 | Управление экраном. Управление звуком. Графика. | 2 лекция | 2 прак занят | 21.051 | ||
Итого: | 72 |
Тематическое планирование (III год обучения).
№ | Тема | Цели и задачи | Учащиеся могут знать и уметь | Часы | Дата | |
теория | практика | |||||
I | Начала программирования на языке ТР | |||||
1 | Алгоритмизация. |
|
| 0,5 комб | 0,5 практикум | 11.092 |
2 | Основы программирования на языке Pascal | 0,5 комб | ||||
3 | Структура программного обеспечения ЭВМ. | 0,5 комб | ||||
4 | Интегрированная среда Turbo Pascal. | 0,5 комб | 18.092 | |||
5 | Алгебра логики. | 0,5 лекция | 1 практикум | |||
6 | Процедуры ввода-вывода. Форматы вывода. | 1 комб | 1 практикум | 25.092 | ||
7 | Операторы языка Pascal. | 1 комб | 1 практикум | 2.102 | ||
8 | Основа алгоритмизации «Блок-схема» | 2 игра | 9.102 | |||
9 | Решение задач на языке ТPascal | 2 лекция | 7 практикум | 16.102 | ||
10 | Самостоятельная работа № 2 | 1 сам. раб | 13.111 | |||
11 | Творческая работа на тему «Основные алгоритмические конструкци» | 2 конкурс | 20.112 | |||
12 | Процедуры и функции. | 2 комбинированное | 4 практикум | 27.112 |
II | Структурированные типы данных | |||||
1 | Массивы. |
|
| 1 лекция | 3 практикум | 18.122 |
2 | Строки и символы. | 2 лекция | 4 практикум | 15.012 | ||
3 | Множества. Операции над множествами. | 2 лекция | 3 практикум | 5.022 | ||
4 | Самостоятельная работа № 3 | 1 сам. | 19.021 | |||
5 | Творческая работа на тему «Строки и символы» | 2 конкурс | 26.012 | |||
6 | Записи. Записи с вариантами. | 2 лекция | 6 практикум | 5.032 | ||
7 | Файлы | 1 комбинированное | 2 практикум | 2.042 | ||
8 | Самостоятельная работа № 4 | 1 сам.работа | 9.041 | |||
9 | Творческая работа на тему «Файлы» | 2 конкурс | 16.042 | |||
III | Управление экраном и звуком компьютера. | |||||
1 | Модули CRT, GRAPH. |
|
| 2 комбинированное | 5 практикум | 23.042 |
2 | Итоговая работа | 1 прак занят | 14.051 | |||
3 | Творческая работа на тему «Графика с Коми орнаментом» | 4 конкурс | 21.052 | |||
Итого | 72 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Письмо Минобрнауки "О рекомендациях по аттестации педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства"
N 03-83 от 08 февраля 2011 г. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования О рекомендациях по аттестации педагогических ...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...
Образовательная программа «Программирование в среде ЛогоМиры»
Образовательная программа «Программирование в среде ЛогоМиры» предназначена для учащихся 7-10 лет....
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...
Дополнительная образовательная программа «Основы программирования. Робототехника»
Задача обучения информатике в целом - внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...