Дополнительная образовательная программа «Основы программирования. Робототехника»
рабочая программа по информатике и икт на тему
Задача обучения информатике в целом - внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках.
В настоящее время образовательная робототехника приобретает все большую значимость и актуальность. Ребенок должен ориентироваться в окружающем мире как сознательный субъект, адекватно воспринимающий появление нового, умеющий ориентироваться в окружающем, постоянно изменяющемся мире, готовый непрерывно учиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа | 102 КБ |
osnovy_programmirovaniya.pptx | 830.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 «Образовательный центр»
с. Кинель-Черкассы муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области
/СП Кинель-Черкасская станция юных техников/
Утверждаю
Директор_____________ О.Е. Иванова
Дополнительная
образовательная программа
«Основы программирования.
Робототехника»
Возраст учащихся: 9-12 лет
Срок реализации программы: 2 года
Составил: Мороз Николай Юрьевич,
педагог дополнительного образования
Принята на педагогическом совете
«_09_» ______09_______ 2013 г.
Протокол № _1_
2013 год
Пояснительная записка
Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.
Задача обучения информатике в целом - внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках.
В настоящее время образовательная робототехника приобретает все большую значимость и актуальность. Ребенок должен ориентироваться в окружающем мире как сознательный субъект, адекватно воспринимающий появление нового, умеющий ориентироваться в окружающем, постоянно изменяющемся мире, готовый непрерывно учиться.
Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах.
Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.
Программа дополнительного образования носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением. Данная программа состоит из двух ступеней, фактически продолжающих друг друга, но между тем каждая является самостоятельной частью усвоения информатики.
Срок реализации программы 2 года. Занятия проводятся 1 час в неделю или 36 часов в год.
Развитие детей младшего школьного возраста с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики. В этой связи актуальными становятся вопросы о формах и методах обучения детей с первого класса.
Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей младших школьников. Сложность поставленной задачи определяется тем, что, с одной стороны необходимо стремиться к развитию мышления и творческих способностей детей, а с другой стороны - давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной, интересной форме.
Поэтому очень важна роль курса информатики в начальных классах.
Во-первых, для формирования различных видов мышления, в том числе операционного (алгоритмического). Процесс обучения сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря использованию графических и звуковых средств.
Во-вторых, для выполнения практической работы с информацией, для приобретения навыков работы с современным программным обеспечением. Освоение компьютера в начальных классах поможет детям использовать его как инструмент своей деятельности на уроках с применением компьютера.
В-третьих, для представления об универсальных возможностях использования компьютера как средства обучения, вычисления, изображения, редактирования, развлечения и др.
В-четвертых, для формирования интереса и для создания положительных эмоциональных отношений детей к вычислительной технике. Компьютер позволяет превратить урок информатики в интересную игру.
Программа курса ориентирована на большой объем практических, творческих работ с использованием компьютера. Работы с компьютером могут проводиться в следующих формах. Это:
- ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ - работу на компьютере выполняет учитель, а учащиеся наблюдают.
- ФРОНТАЛЬНАЯ - недлительная, но синхронная работа учащихся по освоению или закреплению материала под руководством учителя.
- САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ- выполнение самостоятельной работы с компьютером в пределах одного, двух или части урока. Учитель обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.
- ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ – выполнение работы в микро группах на протяжении нескольких занятий
- РАБОТА КОНСУЛЬТАНТОВ – Ученик контролирует работу всей группы кружка.
Занятия кружка информатики, их непохожесть на другие уроки несут детям не только приятные минуты совместной творческой игры, но и служат ключом для собственного творчества.
Программное обеспечение:
- Операционная система MS Windows 7
- Компьютерная программа «ЛогоМиры»
- программное обеспечениу ПервоРобот NXT 2.0
Основное направление - общеинтеллектуальное.
Основной вид деятельности – познавательная и игровая.
Тип образовательной программы - тематическая образовательная программа, направленная на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующая при этом возможности различных видов занятий дополнительного образования.
Формирование информационной грамотности ученика начальной школы направлено на:
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии, в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.
Цели курса:
- формировать представления об информационной картине мира, о современных компьютерных технологиях;
- ознакомить учащихся с компьютером как инструментом для работы с информацией в современном информационном обществе;
- подготовить учащихся к применению компьютера в разных случаях представления информации (графика, текст, публикация);
- сформировать представления о преимуществах компьютерной обработки данных;
- сформировать навыки алгоритмизации задач с помощью языка «ЛогоМиры» в различных областях деятельности, развить абстрактное и логическое мышление.
Задачи курса:
- развивать общеучебные, коммуникативные элементы информационной культуры, т.е. умения работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу);
- формировать умение описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
- формировать начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Формы организации учебной деятельности:
- Занятия проводятся в компьютерном классе и включают в себя теоретические и практические занятия.
Формируемые компетенции:
- знать понятие информации, как информация воспринимается человеком;
- Знать, как человек может представлять информацию;
- иметь представление о компьютере, как об устройстве для работы с информацией;
- уметь включить и выключить компьютер, выбрав указанную программу и завершить ее работу;
- уметь пользоваться мышью и клавиатурой в ситуациях раскрашивания, выбора объекта, перемещения, пользоваться правой кнопкой мышью для вызова контекстного меню.
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение»;
- умение находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования».
Регулятивные УУД:
В процессе изучения выпускник научится:
- - ставить учебные цели;
- - использовать внешний план для решения поставленной задачи или достижения цели;
- - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения, в том числе, во внутреннем плане;
- - осуществлять итоговый и пошаговый контроль, сличая результат с эталоном;
- - вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью.
Формируемые компетенции:
- знать понятие информации, как информация воспринимается человеком;
- Знать, как человек может представлять информацию;
- иметь представление о компьютере, как об устройстве для работы с информацией;
- уметь включить и выключить компьютер, выбрав указанную программу и завершить ее работу;
- уметь пользоваться мышью и клавиатурой в ситуациях раскрашивания, выбора объекта, перемещения, пользоваться правой кнопкой мышью для вызова контекстного меню.
Познавательные УУД:
В процессе изучения курса выпускник научится:
- осуществлять поиск, сбор, фиксацию собранной информации, организацию информации в виде списков, таблиц.
Коммуникативные УУД:
- развитие коммуникативных действий происходит в процессе выполнения практических заданий, предполагающих работу в паре, а так же работ, выполняемых группой.
Учебно-тематический план 1 года обучения
Раздел 1. Программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления | 14 | 22 | 36 |
Технология работы в среде ЛогоМиры Правила техники безопасности Знакомство со средой ЛогоМиры Знакомство со средой ЛогоМиры Команды в среде ЛогоМиры Создание фигур с помощью Черепашки Итого по разделу: | 1 - - - 1 | - 1 1 1 3 | 1 1 1 1 4 |
Микромир. Организация движения Черепашки Облик Черепашки. Движение Черепашки Создание декораций микромира Моделирование движения объектов с разными скоростями Черепашка идет по компасу Моделирование движения по сложной траектории Анимация Моделирование повторяющегося фрагмента траектории Итого по разделу: | 1 1 1 - 1 1 1 6 | 1 1 1 1 1 1 1 7 | 2 2 2 1 2 2 2 13 |
Составление программ Программа. Лист программ Правила оформления программы Составление графических программ Мультипликационный сюжет Практическая работа «Создание мультипликационного сюжета» Итого по разделу: | - 1
- - 2 | 1 1
1 2 6 | 1 2
1 2 8 |
Датчики в ЛогоМирах Датчики, определяющие состояние Черепашки Датчики, изменяющие состояние Черепашки Команды, использующиеся вместе с датчиками Бегунок – инструмент управле-ния состоянием Черепашки Датчик случайных чисел Разработка проекта Защита проекта Итого по разделу: | 1 1 0.5 0.5
5 | 1 1 0.5 0.5
6 | 2 2 1 1
11 |
Учебно-тематический план 2 года обучения
Раздел 2. Использование образовательной технологии LEGO MINDSTORMS в сочетании с конструкторами LEGO | 11 | 25 | 36 |
Правила поведения и ТБ в кабинете информатики и при работе с конструкторами. | 1 | - | 1 |
Конструирование Правила работы с конструктором Lego. Основные детали. Спецификация. Знакомство с микропроцессором. Кнопки управления. Сбор непрограммируемых моделей. Инфракрасный передатчик. Передача и запуск программы Составление простейшей программы по шаблону, передача и запуск программы. Параметры мотора и лампочки. Изучение влияния параметров на работу модели. Знакомство с датчиками. Датчики и их параметры:
Разработка и сбор собственных моделей. Демонстрация моделей | 5 1 0,5 0,5 - 1 1 0,5 0,5 - - | 8 - 0,5 0,5 1 1 - 0,5 0,5 2 2 | 13 1 1 1 1 2 1 1 1 2 2 |
Программирование Визуальные языки программирования NXT Mindstorms. Разделы программы NXT. Передача и запуск программы. Команды Окно инструментов. Работа с пиктограммами, соединение команд Знакомство с командами: запусти мотор; вперед; жди; запусти мотор назад; стоп Составления программы по шаблону Передача и запуск программы Составление программы Сборка модели с использованием мотора Составление программы, передача, Демонстрация Сборка модели с использование лампочки. Составление программы, передача, Демонстрация Линейная и циклическая программа. Составление программы с использованием параметров, зацикливание программы. Знакомство с датчиками. Условие, условный переход | 5 1 1 - 0,5 0,5 - 0,5 - 0,5 - - - - 0,5 0,5 | 10 - - 1 0,5 0,58 1 0,5 1 0,5 1 1 1 1 0,5 0,5 | 15 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Проектная деятельность в группах Выработка и утверждение тем проектов Конструирование модели, ее программирование группой разработчиков Презентация моделей | - - - - | 7 1 3 3 | 7 1 3 3 |
ЛИТЕРАТУРА:
- И.Н. Яковлев, Е.И. Яковлева «ЛогоМиры 3.0. Сборник методических материалов». Москва, ИНТ, 2007.
- И.Г. Белова «Программирование в среде ЛОГО. Первые шаги»., Москва, Солон-Пресс 2007 г.
- С.А. Филиппов «Робототехника для детей и родителей», С-Петербург, Наука, 2011 г.
- «ПервоРобот NXT. Введение в робототехнику», электронный учебник компании LEGO MINDSTORMS, 2006 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Основы программирования. Робототехника» Цель программы: формирование интереса к техническим видам творчества, развитие конструктивного мышления средствами программирования и робототехники. Задачи программы: - развивать умения работать с информацией, представлять информацию различными способами; - развивать конструкторские навыки, логическое мышление, пространственное воображение; - воспитывать у детей интерес к техническим видам творчества;
«Основы программирования. Робототехника» Содержание программы 1 год обучения: Программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления - Технология работы в среде ЛогоМиры - Организация движения Черепашки - Составление программ - Датчики в ЛогоМирах - Разработка проекта 2 год обучения: Использование образовательной технологии LEGO MINDSTORMS в сочетании с конструкторами LEGO - Конструирование - Программирование - Проектная деятельность в группах
«Основы программирования. Робототехника» Ожидаемые результаты У воспитанников будут сформированы: - основы алгоритмизации ; - умения автономного программирования ; -основные понятия робототехники; - знания среды LEGO Mindstorms NXT; - основы программирования на NXT; - умения подключать и задействовать датчики и двигатели; - навыки работы со схемами . Итогом обучения воспитанников является умение собирать базовые модели роботов и использовать их в различных соревнованиях.
«Основы программирования. Робототехника»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.
Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....
Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности" (ФГОС) для 5 класса, составлена на основе программы ОБЖ А.Т.Смирнова
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планиерование....
Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности" (ФГОС) для 6 класса, составлена на основе программы ОБЖ А.Т.Смирнова
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы мировых религиозных культур и светской этики» Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. 4 класс...
программа модуля к рабочей программе "Основы проектной деятельности" "Путешествие в прошлое"
Ценность современного образовательного процесса определяется его направленностью на формирование у ребенка потребности и способности к саморазвитию. Формирование названных потребностей и способностей ...
Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности Класс: 6 Раздел: учебной программы: «Основы здорового образа жизни». Тема "Здоровый образ жизни и профилактика утомления"
Формулировка нашей темы «Здоровый образ жизни и профилактика утомления»Целью нашего сегодняшнего урока является расширение представления о здоровом образе жизни, (в 5 классе мы уже касалис...
Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности Класс: 6 Раздел: учебной программы: «Основы здорового образа жизни». Тема "Здоровый образ жизни и профилактика утомления"
Формулировка нашей темы «Здоровый образ жизни и профилактика утомления»Целью нашего сегодняшнего урока является расширение представления о здоровом образе жизни, (в 5 классе мы уже касалис...