Конспект открытого занятия в группе барабанщиц
план-конспект урока (8 класс) по теме

Молодкина Марина Николаевна

Данное занятие является первой ступенькой к освоению дополнительной образовательной программы барабанщиц "Можайские гусарочки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon вводное занятие барабанщицы62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

Тема: «Введение в образовательную программу «Можайские гусарочки»»

Молодкиной Марины Николаевны, педагога дополнительного образования

МОУ ДОД «Дом детского творчества г. Можайска»

Цель – познакомить со спецификой предмета, заинтересовать ребенка при помощи средств музыкальной выразительности и наглядной демонстрацией итогов освоения образовательной программы.

Задачи:

Обучающие: - познакомить с понятием «Ритм»,  и «музыкальный слух»,

- познакомить с инструментом (устройство малого барабана);

- обучить проговаривать и отстукивать простейшую ритмическую комбинацию;

Развивающие: развивать навыки проговаривания и «отстукивания» ритма при помощи подручных средств,

Воспитательные: воспитывать чувство терпения, сосредоточенности, коллективности.

Оборудование и материалы: малый барабан, барабанные палочки, мультимедийная презентация «Введение в программу «Можайские гусарочки», гладкая поверхность (столы, стулья), музыкальные композиции: марш «Гренадер», марш из к/ф «О бедном гусаре замолвите слово».

Педагогическая технология: 

Методы, используемые на занятии:

Методы стимулирования и мотивации детской деятельности:

  • эмоциональные методы: создание наглядно-образных представлений,
  • социальные методы: создание ситуации взаимопомощи, создание эмоционально-нравственных ситуаций, анализ жизненных ситуаций.

Методы осуществления учебных действий и операций:

  • словесные методы: рассказ, прослушивание,
  • наглядные методы: использование наглядных материалов (фотографии, плакаты, электронная презентация), использование аудио- и видеоматериалов (видеоролики с выступлений, запись музыкальных произведений),
  • практические методы: включение детей в коллективную творческую деятельность.

Методы педагогического мониторинга и контроля: анализ деятельности детей на занятии.

Форма для занятия: свободная.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Возраст детей: 12 – 13 лет

План занятия:

1. Организационный момент.

- проверка готовности к занятию.

- озвучивание цели и задач занятия.

- построение в одну линию или в шахматном порядке (зависит от количества присутствующих)

2. Теоретическая часть.

- беседа с детьми на тему «Значение ритма и музыкального слуха при игре на малом барабане»,

- способы озвучивания ритма

3. Практическая часть.

- разучивание простейших ритмических рисунков (проговаривание)

- варианты исполнения ритмических рисунков при помощи подручных средств

4. Подведение итогов занятия.

- исполнение разученного ритмического рисунка, обозначающего окончание занятия.

Ход занятия

Под знаменитые марши в зал заходят девочки.

Педагог - Здравствуйте, девушки! Меня зовут Марина Николаевна.

У. – называют свои имена.

Прежде чем начать наше занятие, хотелось бы вас спросить: кто и что является неотъемлемой частью любого торжественного парада?

Ученики - музыка.

П. - а кто исполняет музыку на параде и какая она?

У. - (дети) оркестр, торжественная, марши.

Педагог включает видеоролик, на котором девочки видят торжественный парад при участии духового оркестра и барабанщиц.

П - Цель нашего сегодняшнего занятия – это познакомит вас с работой объединения «Можайские гусарочки» и сделать так, чтобы по окончании урока каждая из вас захотела бы обучаться мастерству барабанщиц.

Каким же образом мы построим наше с вами занятие? Для начала, я познакомлю вас с одним из видов ударных инструментов – малым барабаном, затем вы познакомитесь с некоторыми понятиями, необходимыми для изучения предмета. Ну и конечно, попробуем «побарабанить» при помощи подручных средств.

П – Наверняка, все знают, что барабан это …

У – ударный инструмент

П.- совершенно верно, это ударный инструмент с неопределенной высотой звучания. Видов барабанов не мало, но нас интересует малый барабан, он же маршевый, он же военный, он же рабочий.

Малый барабан - один из основных ударных инструментов симфонического оркестра, а также джаза и других жанров, где входит в состав ударной установки (часто в нескольких экземплярах разных размеров).

П. – А играют на барабанах…

У.- барабанными палочками

П. – и не только ими, например, при исполнении медленных композиций в джазе помимо палочек используется иногда пара специальных щёток, которыми музыкант совершает круговые движения, создавая лёгкое «шуршание», служащее звуковым фоном для солирующего инструмента или голоса.

П. – А как вы думаете, что еще необходимо человеку, который собирается играть на таком инструменте?

У. - …

П. – Для игры на любом музыкальном инструменте помимо самого инструмента еще необходимо наличие у исполнителя музыкального слуха.

Может быть кто-нибудь из вас знает что это и для чего он нужен музыканту?

У. – Для того, чтобы исполнять правильно мелодии.

П. - Музыка́льный слу́х — совокупность способностей человека, позволяющих ему полноценно воспринимать музыку и адекватно оценивать те или иные её достоинства и недостатки; наиболее важное профессиональное качество, необходимое для успешной творческой деятельности в сфере музыкального искусства: хорошо развитым музыкальным слухом должны обладать все профессиональные композиторы, музыканты-исполнители, звукорежиссёры, музыковеды.

Музыкальный слух диалектически связан с общей музыкальной одарённостью человека, выражающейся в высокой степени его эмоциональной восприимчивости к музыкальным образам, в силе и яркости вызванных этими образами художественных впечатлений, смысловых ассоциаций и психологических переживаний.

Существует множество разновидностей музыкального слуха, но нам интересен ритмический слух — способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.

И еще одно необходимое слово – ритм.

Ритм - также неоднозначное понятие. Кто знает какой бывает ритм?

У. – музыкальный, ритм сердца и пр.

П. – Итак, Ритм (с греч.) — размеренность, такт, стройность, соразмерность.

Существует несколько значений этого слова:

Нас с вами интересует музыкальный ритм. Ритм в музыке — соотношение длительностей звуков в их последовательности. Длительность музыкального звука (обычно одновременно с его высотой) фиксируют с помощью нот, ритмической нотации.

Музыкальные звуки различны по своей длительности, вследствие чего между ними создаются определенные временны́е соотношения. Объединяясь в различных вариациях, длительности нот образуют различные ритмические фигуры, из которых складывается общий ритмический рисунок музыкального произведения. Этот ритмический рисунок и есть ритм.

Ритм не привязан ни к каким абсолютным единицам измерения времени, в нём заданы лишь относительные длительности нот (эта нота звучит дольше той в 2 раза, а эта — в 4 раза короче и т. д.).

Но, помним, что существует и стихотворный ритм. А почему я к нему вернулась?! Все потому, что барабанный ритм (ритмический рисунок) также можно проговаривать. И сейчас я вам покажу как.

Например выучим такой рисунок: «Там-там, там-там-там-пам».

Педагог проговаривает предлагаемый ритмический рисунок.

Ученики его запоминают и проговаривают по очереди, следуя заданному ритму.

П. – Молодцы! А теперь этот же ритмический рисунок мы с вами попробуем простучать. «Там» - это хлопки по коленям, а «Пам» - хлопок в ладоши.

Педагог показывает.

Ученики исполняют сначала по очереди, затем все вместе.

Педагог показывает пример исполнения данного ритмического рисунка на малом барабане.

П. – А теперь разделимся на две группы. Первая группа исполняет первую часть и последнюю («Там-там, там-там-там-пам»), а вторая группа исполняет вторую часть («Там-там, там-там-там-пам»), а я подыграю вам на барабане.

П. – Молодцы! Мне кажется, у нас получился отличный ансамбль. Огромное вам спасибо за урок. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в группе I года обучения.

Коллективная творческая деятельность в технике квиллинг. Метод проведения занятия - групповой....

Конспект открытого занятия 1 группы (1 классы)

laquo;Развитие координации на уроке ритмики ». Цель урока: улучшение координации движений и эмоциональной выразительности учащихся путем повторение и отработки пройденных движений. Выявление ур...

Конспект открытого занятия 2 группы (2 классы)

laquo;Партерная гимнастика»Цель: Развитие природных физических способностей детей для дальнейших занятий хореографией, исправление недостатков....

План-конспект открытого занятя в группе "Московское долголетие"

Материал содержит план занятия по теме «Средства выразительности в изобразительном искусстве. Перспектива»....