Конспект открытого занятия в группе барабанщиц
план-конспект урока (8 класс) по теме
Данное занятие является первой ступенькой к освоению дополнительной образовательной программы барабанщиц "Можайские гусарочки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
вводное занятие барабанщицы | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия
Тема: «Введение в образовательную программу «Можайские гусарочки»»
Молодкиной Марины Николаевны, педагога дополнительного образования
МОУ ДОД «Дом детского творчества г. Можайска»
Цель – познакомить со спецификой предмета, заинтересовать ребенка при помощи средств музыкальной выразительности и наглядной демонстрацией итогов освоения образовательной программы.
Задачи:
Обучающие: - познакомить с понятием «Ритм», и «музыкальный слух»,
- познакомить с инструментом (устройство малого барабана);
- обучить проговаривать и отстукивать простейшую ритмическую комбинацию;
Развивающие: развивать навыки проговаривания и «отстукивания» ритма при помощи подручных средств,
Воспитательные: воспитывать чувство терпения, сосредоточенности, коллективности.
Оборудование и материалы: малый барабан, барабанные палочки, мультимедийная презентация «Введение в программу «Можайские гусарочки», гладкая поверхность (столы, стулья), музыкальные композиции: марш «Гренадер», марш из к/ф «О бедном гусаре замолвите слово».
Педагогическая технология:
Методы, используемые на занятии:
Методы стимулирования и мотивации детской деятельности:
- эмоциональные методы: создание наглядно-образных представлений,
- социальные методы: создание ситуации взаимопомощи, создание эмоционально-нравственных ситуаций, анализ жизненных ситуаций.
Методы осуществления учебных действий и операций:
- словесные методы: рассказ, прослушивание,
- наглядные методы: использование наглядных материалов (фотографии, плакаты, электронная презентация), использование аудио- и видеоматериалов (видеоролики с выступлений, запись музыкальных произведений),
- практические методы: включение детей в коллективную творческую деятельность.
Методы педагогического мониторинга и контроля: анализ деятельности детей на занятии.
Форма для занятия: свободная.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Возраст детей: 12 – 13 лет
План занятия:
1. Организационный момент.
- проверка готовности к занятию.
- озвучивание цели и задач занятия.
- построение в одну линию или в шахматном порядке (зависит от количества присутствующих)
2. Теоретическая часть.
- беседа с детьми на тему «Значение ритма и музыкального слуха при игре на малом барабане»,
- способы озвучивания ритма
3. Практическая часть.
- разучивание простейших ритмических рисунков (проговаривание)
- варианты исполнения ритмических рисунков при помощи подручных средств
4. Подведение итогов занятия.
- исполнение разученного ритмического рисунка, обозначающего окончание занятия.
Ход занятия
Под знаменитые марши в зал заходят девочки.
Педагог - Здравствуйте, девушки! Меня зовут Марина Николаевна.
У. – называют свои имена.
Прежде чем начать наше занятие, хотелось бы вас спросить: кто и что является неотъемлемой частью любого торжественного парада?
Ученики - музыка.
П. - а кто исполняет музыку на параде и какая она?
У. - (дети) оркестр, торжественная, марши.
Педагог включает видеоролик, на котором девочки видят торжественный парад при участии духового оркестра и барабанщиц.
П - Цель нашего сегодняшнего занятия – это познакомит вас с работой объединения «Можайские гусарочки» и сделать так, чтобы по окончании урока каждая из вас захотела бы обучаться мастерству барабанщиц.
Каким же образом мы построим наше с вами занятие? Для начала, я познакомлю вас с одним из видов ударных инструментов – малым барабаном, затем вы познакомитесь с некоторыми понятиями, необходимыми для изучения предмета. Ну и конечно, попробуем «побарабанить» при помощи подручных средств.
П – Наверняка, все знают, что барабан это …
У – ударный инструмент
П.- совершенно верно, это ударный инструмент с неопределенной высотой звучания. Видов барабанов не мало, но нас интересует малый барабан, он же маршевый, он же военный, он же рабочий.
Малый барабан - один из основных ударных инструментов симфонического оркестра, а также джаза и других жанров, где входит в состав ударной установки (часто в нескольких экземплярах разных размеров).
П. – А играют на барабанах…
У.- барабанными палочками
П. – и не только ими, например, при исполнении медленных композиций в джазе помимо палочек используется иногда пара специальных щёток, которыми музыкант совершает круговые движения, создавая лёгкое «шуршание», служащее звуковым фоном для солирующего инструмента или голоса.
П. – А как вы думаете, что еще необходимо человеку, который собирается играть на таком инструменте?
У. - …
П. – Для игры на любом музыкальном инструменте помимо самого инструмента еще необходимо наличие у исполнителя музыкального слуха.
Может быть кто-нибудь из вас знает что это и для чего он нужен музыканту?
У. – Для того, чтобы исполнять правильно мелодии.
П. - Музыка́льный слу́х — совокупность способностей человека, позволяющих ему полноценно воспринимать музыку и адекватно оценивать те или иные её достоинства и недостатки; наиболее важное профессиональное качество, необходимое для успешной творческой деятельности в сфере музыкального искусства: хорошо развитым музыкальным слухом должны обладать все профессиональные композиторы, музыканты-исполнители, звукорежиссёры, музыковеды.
Музыкальный слух диалектически связан с общей музыкальной одарённостью человека, выражающейся в высокой степени его эмоциональной восприимчивости к музыкальным образам, в силе и яркости вызванных этими образами художественных впечатлений, смысловых ассоциаций и психологических переживаний.
Существует множество разновидностей музыкального слуха, но нам интересен ритмический слух — способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.
И еще одно необходимое слово – ритм.
Ритм - также неоднозначное понятие. Кто знает какой бывает ритм?
У. – музыкальный, ритм сердца и пр.
П. – Итак, Ритм (с греч.) — размеренность, такт, стройность, соразмерность.
Существует несколько значений этого слова:
- Чередование каких-либо элементов (например, звуковых или речевых), происходящее с определенной последовательностью, частотой;
- Скорость протекания, совершения чего-либо;
- Ритм — временная организация музыкальных звуков и их сочетаний. С XVII века в музыкальном искусстве утвердился тактовый, акцентный ритм, основанный на чередовании сильных и слабых долей. Системой организации ритма служит метр, за звучание в музыке отвечает ритм-группа;
- Ритм (стихотворный)
Нас с вами интересует музыкальный ритм. Ритм в музыке — соотношение длительностей звуков в их последовательности. Длительность музыкального звука (обычно одновременно с его высотой) фиксируют с помощью нот, ритмической нотации.
Музыкальные звуки различны по своей длительности, вследствие чего между ними создаются определенные временны́е соотношения. Объединяясь в различных вариациях, длительности нот образуют различные ритмические фигуры, из которых складывается общий ритмический рисунок музыкального произведения. Этот ритмический рисунок и есть ритм.
Ритм не привязан ни к каким абсолютным единицам измерения времени, в нём заданы лишь относительные длительности нот (эта нота звучит дольше той в 2 раза, а эта — в 4 раза короче и т. д.).
Но, помним, что существует и стихотворный ритм. А почему я к нему вернулась?! Все потому, что барабанный ритм (ритмический рисунок) также можно проговаривать. И сейчас я вам покажу как.
Например выучим такой рисунок: «Там-там, там-там-там-пам».
Педагог проговаривает предлагаемый ритмический рисунок.
Ученики его запоминают и проговаривают по очереди, следуя заданному ритму.
П. – Молодцы! А теперь этот же ритмический рисунок мы с вами попробуем простучать. «Там» - это хлопки по коленям, а «Пам» - хлопок в ладоши.
Педагог показывает.
Ученики исполняют сначала по очереди, затем все вместе.
Педагог показывает пример исполнения данного ритмического рисунка на малом барабане.
П. – А теперь разделимся на две группы. Первая группа исполняет первую часть и последнюю («Там-там, там-там-там-пам»), а вторая группа исполняет вторую часть («Там-там, там-там-там-пам»), а я подыграю вам на барабане.
П. – Молодцы! Мне кажется, у нас получился отличный ансамбль. Огромное вам спасибо за урок. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в группе I года обучения.
Коллективная творческая деятельность в технике квиллинг. Метод проведения занятия - групповой....
Конспект открытого занятия 1 группы (1 классы)
laquo;Развитие координации на уроке ритмики ». Цель урока: улучшение координации движений и эмоциональной выразительности учащихся путем повторение и отработки пройденных движений. Выявление ур...
Конспект открытого занятия 2 группы (2 классы)
laquo;Партерная гимнастика»Цель: Развитие природных физических способностей детей для дальнейших занятий хореографией, исправление недостатков....
План-конспект открытого занятя в группе "Московское долголетие"
Материал содержит план занятия по теме «Средства выразительности в изобразительном искусстве. Перспектива»....