Тематическое планирование внеурочная деятельность "Предметный дизайн" 1-3 класс
календарно-тематическое планирование на тему
Предлагается тематическое планирование на внеурочных уроках по теме "Предметный дизайн" для 1-3 классов на основе лепки из соленого теста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost1.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В основу программы положены типовые программы по дополнительному образованию для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, а также собственный опыт работы в области дизайна.
Образовательное и воспитательное значение дизайна велико, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Знание основ дизайна расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни.
Предметный дизайн это создание образа и стиля материального объекта с какими-либо заданными функциями. Основа предметного дизайна это комплексный подход к проектированию изделия.
Занятия предметным дизайном воспитывают художественный вкус ребёнка, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть, использовать различные техники и материалы в данном случае это лепка и соленое тесто.
Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребёнка, мышцы пальцев, ловкость рук. Именно лепка учит выражать свои чувства и мысли. Если хотите, чтобы ребёнок красиво писал, мастерил, рисовал, занимался рукоделием, дайте ему в руки пластилин, тесто, глину или другие пластичные материалы.
Тесто – удивительно пластичный материал для лепки. Оно нежное, мягкое, не пачкает рук. При правильном замесе – не крошится, не трескается. Долго сохраняется. Но в то же время – хрупкое при небрежном обращении. В народе издавна отметили пластические свойства теста и лепили из него самые разные фигурки.
Новизна программы
Новизна программы заключается тесном взаимодействии идеи, воплощения ее в предмете (различными техниками и материалами, в данном случае лепки из теста) и функциональности т.е. использование полученного объекта в быту, конкретном интерьере (класс, кухня, спальня и т.д.)
Актуальность программы
Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.
Исходя из этого, данная программа опирается на следующие принципы:
-принципы культуросообразности - ориентация на потребности детей, адаптацию к современным условиям жизни общества, учитывая культурные традиции родного края;
-принципы природосообразности - учёт возрастных возможностей и задатков обучающихся при включении их в разные виды деятельности (рисование, конструирование, лепка);
-принцип дифференцированности и последовательности - в программе чередуются различные виды и формы занятий, в то же время идёт усложнение приёмов работы, разумно чередуется нагрузка;
-принцип креативности - развитие творческих способностей ребёнка, выражающееся в том, что в ходе реализации данной программы доминирует творческое начало и творчество, рассматриваемое как критерий оценки личности и отношений в коллективе;
-принцип гуманизации - ребёнок является основой ценностей общекультурного человеческого социума, предполагает уважительное отношение к личности обучающегося.
Цель: воспитание интереса к предметному дизайну ; формирование и развитие общетрудовых и специальных умений и навыков путём обучения технологическим приёмам работы с солёным тестом; вовлечение детей в активную творческую деятельность.
Задачи:
-обучить основным приёмам и навыкам работы с солёным тестом;
-познакомить с древними промыслами и современными видами декоративно-прикладного искусства России;
-воспитывать бережное отношение к народной культуре;
-развивать творческое мышление, способность создания и реализации образа;
-воспитывать уважительные отношения между членами коллектива посредством совместной творческой деятельности;
-воспитывать аккуратность, усидчивость.
Содержание программы реализуется на занятиях следующих видов: учебные (теоретические и практические занятия, экскурсии); контрольные (подготовка и проведение выставки). Итоговые занятия по изученной теме могут быть одновременно и учебными и контрольными. Основным видом занятий является практическое.
Программа является примерной и носит вариативный характер. В зависимости от уровня знаний детей, от возникающих в процессе обучения ситуаций педагог может несколько увеличить или уменьшить время изучения отдельных тем при условии, что в результате будет обеспечено сознательное и прочное усвоение детьми всего материала, предусмотренного программой. А так же педагог может вносить в неё изменения в зависимости от своих интересов и пожеланий детей, материальной обеспеченности. Но при этом должен решать основные задачи.
Требования к уровню подготовки детей
Обучающиеся должны знать:
-правила техники безопасности при работе с солёным тестом, пластмассовыми ножами, стеками;-правила работы с красками, кистями, клеем;
уметь:
-делить тесто на части разными способами;
-выполнять базовые формы (шар, лепёшка, яйцо, колбаска, жгутик);
-соединять детали;
-аккуратно вырезать детали из теста по шаблонам.
Прогнозируемые результаты:
1. Должны знать свойства солёного теста, приёмы работы с ним и умение изготавливать из них дизайнерские изделия.
2. Должны иметь представление о понятии дизайн, знать основные направления дизайна.
3. Должны сформировать трудовые навыки, развивать творческое мышление, трудолюбие и объемно-пространственное воображение.
Критерии результативности:
- применение полученных знаний при изготовлении декоративных изделий и использование их в конкретном интерьере;
- соблюдение технологии изготавливаемых изделий;
- отсутствие травм во время работы;
- переход от простых работ к более сложным;
- наличие высокого уровня самостоятельности, аккуратности и т. д.
Формы подведения итогов
В течение года проходят промежуточные выставки детских работ, персональные выставки обучающихся. Дети принимают участие, как в районных, так и областных выставках декоративно-прикладного творчества. А так же в итоговой выставке на творческом отчёте.
Содержание программы
1. Вводное занятие. Правила поведения. Организация рабочего места. План и задачи на год. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила безопасного труда.
2. Знакомство с профессией дизайнера. Дать определение что такое дизайн. Фото с примерами предметного дизайна.
3. Знакомство с приёмами работы, которые необходимо знать каждому, даже самому маленькому скульптору. Учимся делить на части (откручиваем, отщипываем, разрезаем прочной нитью, разрезаем и надрезаем стекой, формуем с помощью формочек). Учимся придавать форму (раскатываем в ладонях и на столе, сплющиваем, вдавливаем, вытягиваем, сгибаем). Учимся соединять детали (прижимаем, примазываем, заглаживаем).
Деление куска на части. Лепка базовых форм.
4. Создаем украшение для кухни, столовой. Корзина с фруктами.
Основные приемы как слепить фрукты( яблоки, груши, апельсины и т.д. Основные приемы раскрашивания деталей. Лепка корзины, основные приемы работы с формой, плетение косы, декоративные отпечатки.
5. Создаем украшение для новогоднего стола. Лепим подсвечник.
Основные приемы лепки листьев, рождественской звезды и т.д.
6. Создаем украшение для новогодней елки.
Работа с деталями лепим ангела, работаем с лентами .
- Создаем тематическое памятное украшение на холодильник.
Лепим тематические формы, детали к каждому из праздников (учимся работать с клеем, изучаем свойства магнитной ленты.)
9. Создаем украшение (рамка под фотографию) для оформления горизонтальных поверхностей в помещении( стол, шкаф, трюмо, тумба и тд.)
10. Самостоятельный проект. Придумать где будет использоваться данный предмет дизайна. Выполнить в материале, раскрасить и подготовить краткий рассказ (концепцию) о своем изделии.
Условия реализации программы
Для обеспечения занятий необходимо:
-помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям: сухое, светлое, с естественным доступом воздуха, хорошо налаженной вентиляцией, по площади, рассчитанное на группу не менее 7-9 человек;
-общее освещение мастерской лучше обеспечивать люминесцентными лампами, которые наиболее близки к естественному освещению;
-при выполнении индивидуальных работ, к общему освещению рекомендуется дополнительное, – в виде настольных ламп на стойках, с металлическими колпаками, защищающими от прямого воздействия света.
-окна должны быть защищены от воздействия прямых солнечных лучей (занавес, жалюзи);
-столы, расположенные таким образом, чтобы свет падал с левой стороны или спереди работающего;
-в мастерской нужна доска для демонстрации схем, чертежей, рисунков;
-оформление мастерской должно быть тщательно продумано и соответствовало сочетанию отдельных элементов, масштабности;
-расходные материалы: мука, соль, краски (акварель), карандаши, линейки, ластики, калька, рамки, ткань или бархатная бумага для фона панно, природные материалы (шишки, ветки, ракушки, семена растений, пряности ), проволока, скалка, валик, ситечко, чесноковыжималка, стеки;
- демонстрационный материал: альбом выставочных работ, готовые образцы изделий, иллюстрации, фотографии интерьеров задекорированные различными предметами дизайна.
Литература
- Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: Культура быта. – М.: «Просвещение» 1986.
- Ткань. Бумага. Тесто. Г.К. Берсенева.
- История дизайна. Учебное пособие
Автор: А. Н. Лаврентьев - Элементы дизайна. Автор: Ноэл Райли.
- Лепим из соленого теста. Автор: Лючия Пацци.
Календарно – тематический планирование
по программе «Предметный дизайн»
1-3 класс .34 час
№ | Темы | Количество часов | Дата проведения План Факт |
Вводное занятие. Организация рабочего места. Правила безопасного труда. | 1 | ||
Знакомство с понятием «Дизайн» , направления дизайна, варианты применения дизайн-предметов. | 1 | ||
Лепка базовых форм (шар, круглая лепёшка, овальная лепёшка, валик, колбаска) | 1 | ||
Лепка фруктов (яблоко, груша, апельсин, и т.д) | 1 | ||
Лепка корзины под фрукты. | 1 | ||
Раскрашивание фруктов | 1 | ||
Раскрашивание корзинки. | 1 | ||
Сбор отдельных предметов в единую композицию, приклеивание дополнительных деталей. | 1 | ||
Эскиз « Где я поставлю свое изделие» | 1 | ||
Украшаем дом к новому году. Изготовление подсвечника на новогоднюю тему. | 1 | ||
Эскиз, лепка основы. | 1 | ||
Лепка деталей подсвечника (пряники, рождественская звезда, карамельная палочка и т.д) | 1 | ||
Раскрашивание деталей. | 1 | ||
Сборка отдельных деталей в подсвечник. | 1 | ||
Лепка украшений на елку | 1 | ||
.Раскрашивание и оформление украшений | 1 | ||
Леплю тематические магниты к празднику( 8 марта, 23 февраля, 9 мая.) | 1 | ||
Лепим «цветы для мамы» | 1 | ||
Раскрашивание изделий | 1 | ||
Приклеивание магнитной ленты к изделию | 1 | ||
Лепим солдатика, танк | 1 | ||
Раскрашиваем солдатика, танк. | 1 | ||
Приклеивание магнитной ленты на изделие. | 1 | ||
Панно к 9 мая | 1 | ||
Лепим гвоздики, георгьевскую ленту | 1 | ||
Собираем детали в панно | 1 | ||
Раскрашивание панно. | 1 | ||
Лепка деталей для фото рамки | 1 | ||
Раскрашивание деталей | 1 | ||
Сборка деталей | 1 | ||
Создание собственного предмета для украшения детской комнаты. | 1 | ||
32.
| Лепка деталей | 1 | |
33 34 | Раскрашивание деталей. Выставка лучших работ | 1 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.
Данное тематическое планирование рассчитано на 1ч. в неделю. Содержит основные виды деятельности обучающихся....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности в 1-4 классах "Я познаю мир и себя"
Коллеги, на основе программы психологического развития младших школьников «Уроки психологического развития» автор Н.П. Локалова, ваших и моих личных разработок была написана п...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности в 1-4 классах "Я познаю мир и себя"
Коллеги, на основе программы психологического развития младших школьников «Уроки психологического развития» автор Н.П. Локалова, ваших и моих личных разработок была написана программа внеурочной де...
Календарно тематическое планирование внеурочной деятельности в 5 классе ФГООС
Календарно тематическое планирование внеурочной деятельности в 5 классе ФГООС на 2014-2015 учебный год...
календарно-тематическое планирование внеурочных занятий для5-х классов по теме "гимнастика" с УУД
Это планирование расчитано на весь учебный год,исходя из 1-го часа в неделю, расписаны УУД по ФГОС...
Рабочая программа, календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Музыкальная студия» 1 класс
Рабочая учебная программа музыкальной студии для 1 класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образов...
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности 6 класс
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности 6 класс "Спртивные игры"...