Образовательная программа "Основы театрального искусства"
рабочая программа (5 класс) по теме

Бакалец Ольга Васильевна

 

 

Образовательная программа «Основы театрального искусства» имеет художественно-эстетическую направленность, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации. Предмет изучения - основы театрального искусства, азы актерского исполнительского мастерства.

Данная образовательная программа опирается на методические разработки в области театральной педагогики: А.П.Ершовой и В. М. Букатова, А. Б. Никитиной,  А. И. Фоминцева, Е. Р. Ганелина. Теоретической основой материала служит учение К.С.Станиславского. Весь процесс обучения строится на использовании методов театральной педагогики – технологии актерского мастерства, сочетающей комплекс специальных упражнений, театральных игр, адаптированных  для занятий с детьми, сочетающий игровые и диалоговые формы, учитывая психолого-возрастные особенности детей. В основе адаптации лежит принцип действенного освоения материала через постановку увлекательных творческих задач.

Разработка данной программы и работа над методическим материалом к программе ведется с 2001 года. Программа имеет успешный опыт реализации в МОУ ДОД «Дом детского творчества» г. Холмска Сахалинской области, в МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы», г. Муром Владимирской области. В настоящий момент программа реализуется в МБОУ СОШ с.Горнозаводска Невельского района Сахалинской области".

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации

Невельского городского округа Сахалинской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Горнозаводска

Невельского района Сахалинской области»

Рекомендовано:                                                          УТВЕРЖДАЮ:              

Методическим советом МБОУ «СОШ»                  Директор МБОУ «СОШ»

Протокол № ___                                                          ________ Ким Кен Сен

От «___» _______2012г.                                             «___» _______ 2012г.  

Образовательная программа

«Основы театрального искусства»

                                                                                    Возраст детей: 10-13лет

                                                                                    Срок реализации: 3 года

                                                                                                 Автор-составитель:

                                                                               Бакалец Ольга Васильевна,

                                                           Педагог дополнительного образования

                                                                     

с. Горнозаводск, 2012г.

 

  1.                                      II. Пояснительная записка.        

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,

когда он живет в мире игры, сказки,

 музыки, фантазии, творчества.

Без этого он засушенный цветок».

Сухомлинский В.А.

 

Тенденции, происходящие в современном обществе, политика государства в области образования и духовно-нравственного воспитания, диктуют особые требования к развитию и воспитанию детей и подростков. Образовательная программа «Основы театрального искусства» составлена с учетом положений Конституции РФ, требований  ФЗ РФ «Об образовании», «О дополнительном образовании», Уставом общеобразовательного учреждения, Конвенцией о правах ребенка, Концепции ДНВ и развития гражданина РФ.

С античных времен человечество использовало театр и формы театрального действа в целях образования и развития личности, воспитания общественного сознания. История приобщения детей к искусству театра в России начинается с 17 века, так же, как и вся история русского театрального искусства. В настоящее время занятия театральным творчеством детей не потеряли своей актуальности. Гармоничное развитие личности тесно связано с процессом формирования ее духовных запросов, с одной стороны, и с реализацией творческих возможностей, с другой.  Оба эти процесса идут в теснейшей связи друг с другом, находятся в диалектическом единстве.

        

Образовательная программа «Основы театрального искусства» имеет художественно-эстетическую направленность, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации. Предмет изучения - основы театрального искусства, азы актерского исполнительского мастерства.

Новизна образовательной программы «Основы театрального искусства состоит в системном и комплексном подходе к театральному образованию детей через  использование методов театральной педагогики и инновационных образовательных технологий: личностно-ориентированного подхода, применением игровых и здоровьесберегающих технологий, новых информационных технологий, проектной деятельностью. Программа обучения театральному искусству по данной программе представляет целостную систему взаимосвязанных между собою разделов: «Основы театральной культуры», «Техника и культура речи», «Ритмопластика», «Актерское мастерство», «Работа над пьесой и спектаклем».

 Образовательная программа «Основы театрального искусства» педагогически целесообразна, т.к. направлена, прежде всего, на развитие творческого начала в каждом ребенке, на выражение его личного «Я» и помогает решить следующие проблемы:

1)Занятия в детском театральном коллективе  способствуют более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей детей, которые не всегда удается рассмотреть на уроке в школе.

2)Обучение актерскому мастерству обеспечивает равномерные физические, интеллектуальные и духовные нагрузки, способствует формированию и физического и духовного здоровья.

3) Знакомство с основами театральной культуры расширяет кругозор школьников, философские представления о мире в конкретных чувственных формах, позволяет войти в пространство возможного и невозможного посредством игры, формирует мировоззрение, эстетический вкус, пробуждает самостоятельное и независимое мышление. Занятия театральным творчеством приобщают детей к музыке, литературе, изобразительному искусству.

4)Привлечение детей и подростков к занятиям в детском театральном коллективе решает одну из острейших социальных проблем, исключая возможность пребывания детей «на улице».

5)Театр помогает социальной и психологической адаптации детей, их личностному росту. Театральная модель жизненных ситуаций позволяет детям и подросткам приобрести полезные навыки для преодоления конфликтов и создания вокруг себя комфортной среды.

Театральное творчество богато ситуациями совместного переживания, которое способствует эмоциональному сплочению коллектива. Острота и глубина восприятия искусства, в особенности театра, нередко определяют духовный облик школьника на всю жизнь.

Цель программы:

  • Создание условий для творческого развития и социальной адаптации детей.
  • Воспитание творчески активной, нравственной личности.
  • Развитие творческих умений и навыков средствами театрального искусства.
  • Помощь в овладении навыками межличностного общения и сотрудничества.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Познакомить с историей театрального искусства.
  • Помочь в овладении  теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области театральной деятельности.                                                                                                                                                        

 Воспитательные:                        

  • Приобщить к духовным и культурным ценностям мировой культуры, к искусству.
  • Воспитать эстетический вкус.
  • Сформировать у детей и подростков нравственное отношение к окружающему миру, нравственные качества личности.
  • Сформировать адекватную оценку окружающих, самооценку, уверенность в себе.                         

Развивающие:

  • Развить познавательные процессы: внимание, воображение, память, образное и логическое мышление.
  • Развить речевые характеристики голоса: правильное дыхание, артикуляцию, силу голоса; мышечную свободу; фантазию, пластику.
  • Развить творческие и организаторские способности.
  • Активизировать познавательные интересы, самостоятельность мышления.

Данная образовательная программа опирается на методические разработки в области театральной педагогики: А.П.Ершовой и В. М. Букатова, А. Б. Никитиной,  А. И. Фоминцева, Е. Р. Ганелина. Теоретической основой материала служит учение К.С.Станиславского. Весь процесс обучения строится на использовании методов театральной педагогики – технологии актерского мастерства, сочетающей комплекс специальных упражнений, театральных игр, адаптированных  для занятий с детьми, сочетающий игровые и диалоговые формы, учитывая психолого-возрастные особенности детей. В основе адаптации лежит принцип действенного освоения материала через постановку увлекательных творческих задач. Каждый ребенок проходит путь от упражнения, этюда к спектаклю. Дети и педагог – участники совместного творческого процесса.

Разработка данной программы и работа над методическим материалом к программе ведется с 2001 года. Программа имеет успешный опыт реализации в МОУ ДОД «Дом детского творчества» г. Холмска Сахалинской области, в МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы», г. Муром Владимирской области. Образовательная программа «Основы театрального искусства» адаптирована для реализации на базе данного общеобразовательного учреждения.

Программа рассчитана на детей 10-13 лет (5-7 класс). При наборе детей в группы принимаются все желающие, без специального отбора. Наполняемость группы: 10-15 человек.

Срок реализации программы - 3 года. Количество учебных часов в 1,2,3 год обучения - 144. Общее количество часов по программе – 432.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа на базе общеобразовательного учреждения. Продолжительность занятия 45 минут с 10 минутным перерывом.

Все занятия по программе  построены с учетом основных  принципов педагогики искусства:

  1. От постановки творческой задачи  до достижения творческого результата.
  2. Вовлечение в творческий процесс всех учеников.
  3. Смена типа и ритма работы.
  4. От простого к сложному.
  5. Индивидуальный поход к каждому ребенку.

        

Основными формами организации образовательного процесса являются коллективная, групповая, индивидуально-групповая.

Формы проведения занятий: беседа, игра, тренинг, творческая мастерская, учебный показ, репетиция, спектакль, просмотр спектакля с последующим обсуждением, дискуссия, экскурсия,, проектная деятельность.

        В процессе обучения используются следующие методы:    

Методы формирования интереса к учению: общеразвивающие и познавательные игры, поддержка, создание комфортной эмоциональной атмосферы, создание эмоциональных нравственных ситуаций, создание ситуаций новизны, удивления, успеха, использование занимательных примеров.

Словесный - рассказ, беседа, лекция, работа с печатными источниками. Деятельность обучающихся заключается в восприятии и осмыслении получаемой информации, выполнении записей, работе с наглядным материалом.

Наглядный - демонстрация наглядных пособий (предметов, схем, таблиц), просмотр спектаклей, видеофильмов и т.д.

Практический - тренинги, упражнения, творческие задания и показы. Данный метод является основным.

        Результативность занятий по программе «Основы театрального искусства» создается путем использования приема взаимооценок, формирования здоровой конкуренции, а также за счет воспитания высокой личностной ответственности ребенка.

        Для сплочения коллектива, создания комфортной творческой атмосферы в детском театральном коллективе проводятся  самые различные мероприятия: конкурсы, игровые программы, культпоходы, огоньки, беседы на этические и нравственные темы. Положительную роль играет взаимосвязь с семьей, родителями детей, которые не только помогают в изготовлении костюмов, реквизита, но и присутствуют на выступлениях, открытых занятиях, поддерживая своих детей.

        

Ожидаемый результат:

  • Развит кругозор в области искусства и культуры.
  • Сформированы знания основных театральных терминов и истории театра, культура восприятия сценического действия, сформирован стойкий интерес к театральному искусству.
  • Владение навыками актерского мастерства.
  • Владение навыками сотрудничества  и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
  • Устойчивая мотивация к обучению.

Дети будут знать:

  • Историю театрального искусства, виды и жанры театрального искусства, театральные профессии.
  • Этику поведения в театре и в обществе.

Будут уметь:

  • Управлять своим дыханием и голосом.
  • Формулировать и выражать свою мысль.
  • Использовать полученные навыки в работе над образом в сценической постановке.
  • Свободно общаться с партнером на сцене.
  • Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Будут развиты: 

  • Внимание, воображение, память, образное мышление, эмоциональность.                                                                                                                              
  • Художественный вкус.
  • Речевые характеристики голоса.
  • Познавательные интересы.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы: участие в показе спектаклей, концертов, конкурсно-игровых программ; участие в районных, областных конкурсах и фестивалях; проектная и социально-творческая деятельность.

        

Из детей и подростков, прошедших 3-х годичный курс обучения по программе и решивших продолжить занятия в театральном коллективе, формируется творческая группа для дальнейшей постановки спектаклей и театрализованных программ для учащихся общеобразовательного учреждения, воспитанников детских садов.


III. Учебно-тематический план

 1 год обучения

Название раздела, Темы

теория

практика

всего

1

Вводное занятие.

 

2

2

2

 Основы театральной культуры.

6

6

12

2.1

Зарождение искусства.

1

1

2

2.2

Театр как вид искусства.

1

1

2

2.3

Театр Древней Греции.

1

1

2

2.4

Русский народный театр.

1

1

2

2.5

Театр и зритель.

1

1

2

2.6

Театральное закулисье.

1

1

2

3

Техника и культура речи.

4

28

32

3.1

Речевой тренинг.

2

20

22

3.2

Работа над литературно-художественным произведением.

2

8

10

4

Ритмопластика.

2

22

24

4.1

Пластический тренинг.

2

10

12

4.2

Пластический образ персонажа.

12

12

5

Актерское мастерство.

4

34

38

5.1

Организация внимания, воображения, памяти.

2

8

10

5.2

Сценическое действие.

2

10

12

5.3

Творческая мастерская.

16

16

6

Работа над пьесой и спектаклем.

4

30

34

6.1

Выбор и анализ пьесы.

2

4

6

6.2

Работа над спектаклем.

24

24

6.3

Показ спектакля.

2

2

7

Итоговое занятие.

2

2

ИТОГО

20ч

124ч

144ч


                                             Учебно --тематический план

 2 год обучения

Название раздела, Темы

теория

практика

всего

1

Вводное занятие.

 

2

2

2

 Основы театральной культуры.

6

6

12

2.1

Виды театрального искусства.

2

2

4

2.2

Театральное закулисье.

1

1

2

2.3

Театр и зритель.

1

1

2

2.4

История русского театра 18 -19 в.

2

2

4

3

Техника и культура речи.

4

28

32

3.1

Речевой тренинг.

2

12

14

3.2

Работа над литературно-художественным произведением.

2

16

18

4

Ритмопластика.

2

22

24

4.1

Пластический тренинг

8

8

4.2

Пластический образ персонажа

8

8

4.3

Элементы танцевальных движений

2

6

8

5

Актерское мастерство.

4

32

36

5.1.

 Организация внимания, воображения, памяти

8

8

5.2.

Сценическое действие.

4

10

14

5.3.

Творческая мастерская.

14

14

6

Работа над пьесой и спектаклем.

4

32

36

6.1.

Выбор и анализ пьесы

4

4

6.2.

Работа над спектаклем.

28

28

6.3

Показ спектакля.

4

4

7

Итоговое занятие.

2

2

ИТОГО

20ч

124ч

144ч

                                       

Учебно-тематический план

3 год обучения

Название раздела, Темы

теория

практика

всего

1

Вводное занятие.

 

2

2

2

 Основы театральной культуры.

6

12

18

2.1.

Театральные жанры.

2

2

4

2.2.

Театр итальянского Возрождения.

1

1

2

2.3.

Театр Шекспира.

1

1

2

2.4.

История русского театра 19-21в.

2

4

6

2.5.

Театр и зритель.

4

4

3

Техника и культура речи.

2

24

26

3.1.

Речевой тренинг.

12

12

3.2.

Работа над литературно-художественным произведением.

2

12

14

4

Ритмопластика.

2

22

24

4.1.

Пластический тренинг.

6

6

4.2.

Пластический образ персонажа.

6

6

4.3.

Сценическое движение.

2

4

6

4.4.

Элементы танцевальных движений

6

6

5

Актерское мастерство.

4

30

34

5.1.

Организация внимания, воображения, памяти.

10

10

5.2.

Сценическое действие.

4

12

16

5.3.

Самостоятельная творческая работа.

8

8

6

Работа над пьесой и спектаклем.

4

34

38

6.1.

Выбор и анализ пьесы

4

4

6.2.

Работа над спектаклем.

30

30

6.3

Показ спектакля.

4

4

7

Итоговое занятие.

2

2

ИТОГО

18ч

124ч

144ч


IV. Содержание программы

Первый год обучения.

1. Вводное занятие (2ч)

Практика. Знакомство с коллективом. Игра «Снежный ком»,  «Знакомство-дразнилка». Выявление уровня и объема знаний о театре. Игра «Продолжи…». Особенности занятий в театральной студии. Театр - коллективное творчество. Игра «Клубок». Обсуждение плана работы на год. Требования к знаниям и умениям. Требования к нормам поведения. Инструктаж по технике безопасности.

Форма занятия: Беседа, игра.

Форма контроля: Опрос, Игра «Продолжи...»

2. Основы театральной культуры (12ч)

2.1. Зарождение искусства. (2ч)

Теория. Обряды и ритуалы в первобытном обществе. Зарождение искусства. Просмотр презентации, видеофильма («Театральная Фа-соль-ка», канал «Карусель»).  

Практика. Игра «Путешествие на машине времени».

Форма занятия: беседа, просмотр видеофильма, игра.

Форма контроля: Театр-экспромт «Перед охотой на динозавра», наблюдение.

 

2.2. Театр как вид искусства.(2ч)

Теория. Виды искусства (литература, музыка, живопись). Театр как вид искусства. Особенности театрального искусства. Отличие театра от других видов искусства. Виды и жанры театрального искусства. Презентация «Виды театрального искусства».  

Театральные термины: Театр, Опера, Балет, Кукольный Театр.

Практика.  Просмотр отрывков из спектаклей (кукольный театр, драматический театр, театр оперы и балета).

Форма занятия: беседа, просмотр презентации, видеозаписи спектаклей, игра.

Форма контроля. Кроссворд «Виды искусства». Игра «Соедини картинки».

2.3. Театр Древней Греции.(2ч)

Теория. Представления в честь Дионисия. Мифологические основы представлений. Устройство древнегреческого театра. Маски древнегреческого театра. Драматургия Древней Греции. Основные жанры. Презентация «Театр Древней Греции».

Практика. Чтение отрывков из драматургических текстов.

Форма занятия: беседа, просмотр презентации, чтение.

Форма контроля. Викторина «Театр в Древней Греции». Тест «Театр Древней Греции».

2.4. Русский народный театр.(2ч)

Теория. Народные обряды и игры. Скоморошество. Народная драма. Церковный, школьный театр. Создание профессионального театра. Презентация «Русский народный театр».

Театральные термины: Скоморохи.

Практика. Инсценировка «Ярмарка с Петрушкой» с элементами ряженья и кукольного театра.

Форма занятия: беседа, просмотр презентации.

Форма контроля: инсценировка, викторина «Русский народный театр».

2.5.Театр и зритель.(2ч)

Теория. Этикет в театре. Культура восприятия театральной постановки. Анализ постановки.

Практика. Театральная гостиная. Просмотр в/записи спектакля (детский спектакль).

Театральные термины: Спектакль, Этикет, Премьера, Аншлаг, Билет, Афиша, Акт, Антракт, Капельдинер.

Форма занятия: беседа, просмотр видеозаписи, проблемные ситуации.

Форма контроля: викторина (тест) «Этикет в театре».

2.6. Театральное закулисье.(2ч)

Теория. Театр-здание. Устройство сцены и зрительного зала. Театральные профессии. Просмотр презентации «В театре» (в/ф «Путешествие в театр»).   Театральные термины: Сцена, Актер, Режиссер, Бутафор, Гример.

Практика. Творческая мастерская «Мы - художники».

Форма занятия: беседа, просмотр презентации, творческая мастерская.

Форма контроля: загадки , творческое задание «Эскиз костюма сказочного героя».

3. Техника и культура речи. (32ч)

3.1. Речевой тренинг. (22ч)

Теория. Рождение звука. Строение речевого аппарата. Дыхание и голос. Постановка дыхания. Артикуляция и дикция. Звукоряд. Гласные, согласные. Свойства голоса. Тон. Тембр. Интонация. Расширение диапазона  и силы голоса. Полетность голоса.

Практика. Речевой тренинг: дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика: упражнения для языка, челюсти, губ. Дикционные упражнения. Упражнения на развитие речевых характеристик голоса. Чистоговорки, скороговорки, потешки, небылицы, стихи.

Форма занятия: беседа, речевой тренинг.

Форма контроля: речевые упражнения, чтение стихотворений, скороговорок.

3.2. Работа над литературно-художественным произведением. (10ч)

Теория. Орфоэпия.  Нормы произношения. Говорим правильно. Логико-интонационная структура речи. Интонация, паузы, логические ударения.

Практика. Работа над литературным текстом (стихотворение, произведения фольклора). Выбор произведения. Индивидуальная и подгрупповая работа над выбранным материалом. Аудиозапись и прослушивание. Самоанализ творческой работы. Конкурс чтецов.  

Форма занятия: беседа, практическая работа.

Форма контроля: наблюдение, конкурс чтецов.  

   

4. Ритмопластика. (24ч)

4.1. Пластический тренинг.(12ч)

Теория. Пластическая выразительность.  

Практика. Ритмопластический тренинг: Осанка. Построение позвоночника. Развитие индивидуальности. Коммуникабельность и избавление от комплексов. Разминка, настройка, освобождение мышц от напряжения и зажимов, релаксация.

Форма занятия: ритмопластический тренинг.

Форма контроля: контрольные упражнения.

 

4.2. Пластический образ персонажа.(12ч)

Практика. Музыка и движение. Темп и ритм. Эмоциональное восприятие музыки через пластику тела.

Пластический образ живой и неживой природы. Просмотр д/ф о природе, животных. Пластические импровизации на музыкальную тему. Пластические импровизации на смену настроения. Пластические импровизации на передачу образа животных.

Форма занятия: просмотр видеофильма, аудиопрослушивание, игра, импровизация.

Форма контроля: творческие задания-пластические импровизации.

5. Актерское мастерство. (38ч)

5.1. Организация внимания, воображения, памяти. (10ч)

Теория. Внимание. Воображение. Память. Снятие зажимов и комплексов. Развитие фантазии и воображения.

Практика. Актерский тренинг: Общеразвивающие и театральные игры и упражнения. Упражнения на коллективность творчества.

Форма занятия: беседа, общеразвивающие игры, театральные игры, актерский тренинг.

Форма контроля: наблюдение, контрольные упражения тренинга.

 

5.2. Сценическое действие. (12ч)

Теория. Действие - язык театрального  искусства. Целенаправленность и логика действия. Связь предлагаемых обстоятельств с поведением. «Я в предлагаемых обстоятельствах». Этюд. Виды этюдов. Элементы бессловесного действия. «Вес». «Оценка». «Пристройка».

Театральные термины: «действие», «предлагаемые обстоятельства», «событие», «этюд», «вес», «оценка», «пристройка».

Практика. Практическое овладение логикой действия. Упражнения и этюды.  Выбор драматического отрывка (миниатюры). Этюдные пробы. Анализ. Показ и обсуждение.

Форма занятия: беседа, упражнения, этюды.

Форма контроля: этюд, миниатюра.

5.3. Творческая мастерская. (16ч)

Практика. Новогоднее театрализованное представление. Работа над созданием образа сказочных персонажей. Характер, речь персонажа, походка. Костюм и грим. Работа со зрителем: проведение конкурсов и игр. Изготовление реквизита, костюмов. Репетиции. Творческий показ. Анализ работы и обсуждение.

Форма занятия: творческая мастерская.

Форма контроля: сценическое выступление, театрализованное представление, концерт.

6. Работа над пьесой и спектаклем. (34ч)

6.1. Выбор и анализ пьесы.(6ч)

6.1.1. Выбор пьесы. (2ч)

Практика. Работа за столом.  Чтение пьесы. Обсуждение пьесы. Что понравилось. Какие вызвала чувства.

Форма занятия: творческая мастерская.

Форма контроля: опрос.

     

6.1.2. Тема, сверхзадача, событийный ряд.(2ч)

Практика. Определение темы пьесы. Основная идея пьесы. Анализ сюжетной линии. Главные события, событийный ряд. Основной конфликт. «Роман жизни героя».

Форма занятия: творческая мастерская.

Форма контроля: творческое задание.

   

6.1.3. Анализ пьесы по событиям.(2ч)

Практика. Анализ пьесы по событиям.  Выделение в событии линии действий. Определение мотивов поведения, целей героев. Выстраивание логической цепочки.

Форма занятия: творческая мастерская.

Форма контроля: опрос.

     

6.2. Работа над спектаклем.(24ч)

6.2.1. Работа над отдельными эпизодами. (10ч)

Практика. Творческие этюдные пробы. Показ и обсуждение. Распределение ролей. Составление графика репетиций. Работа над отдельными сценами. Закрепление мизансцен отдельных эпизодов.  Репетиции в сценической выгородке. Групповая, подгрупповая, индивидуальная работа.

Форма занятия: творческая мастерская, репетиции.

Форма контроля: отрывки из спектакля, показ.

 

6.2. 3. Выразительность речи, мимики, жестов.(4ч)

Практика. Работа над созданием образа, выразительностью и характером персонажа. Поиск выразительных средств и приемов. Выбор музыкального оформления. Подбор грима.

Форма занятия: творческая мастерская, репетиции.

Форма контроля: показ.

 

6.2. 4. Изготовление реквизита, декораций.(4ч)

Практика. Эскизы декораций и костюмов. Оформление сцены.  Изготовление костюмов, реквизита, декораций.

Форма занятия: творческая мастерская, изготовление декораций.

Форма контроля: творческое задание.

6.2. 5. Прогонные и генеральные репетиции.(2ч)

Практика. Репетиции как творческий процесс и коллективная работа на результат с использованием всех знаний, навыков, технических средств и таланта.  

Форма занятия: репетиции.

Форма контроля: прогон спектакля.

6.3. Показ спектакля.(2ч)

Практика. Премьера. Показ спектакля зрителю (младшим школьникам, одноклассникам, родителям). Творческие встречи со зрителем.  Анализ показа спектакля. Оформление альбома «Наш Театр».

Форма занятия: спектакль, театральная гостиная.

Форма контроля: показ спектакля.

7. Итоговое занятие. (2ч)

Практика. Подведение итогов обучения. Творческие задания: Викторина о театре, тест на знание специальной  терминологии, творческие задания по речи, ритмопластике и актерскому мастерству. Лучшие творческие работы за год. Награждение.

Форма занятия: Конкурсно-игровая программа.

Форма контроля: творческие задания.


Второй год обучения.

1.Вводное занятие.(2ч)

Практика. Итоги 1 года обучения. Игра «Что я знаю о театре» (по типу «Снежный ком»). Обсуждение плана работы на год. Требования к знаниям и умениям 2 года обучения. Инструктаж по технике безопасности. Организационные вопросы. График занятий и репетиций. Этюдные показы «Летние наблюдения».

Форма занятия: беседа, игра, творческая мастерская.

Форма контроля: игра, этюдные показы.

2.Основы театральной культуры.(12ч)

2.1. Виды театрального искусства.(4ч)

Теория. Музыкальный театр: Опера, Балет, Мюзикл. Особенности и история развития.  Эстрада. Театр кукол. Самые знаменитые театры мира. Лучшие театральные постановки.  Просмотр в/записей спектаклей.

Практика. Проектная работа-презентация «Музыкальный театр», «Кукольный театр» (по группам, индивидуально).

Форма занятия: проектная деятельность

Форма контроля: проект(презентация)

2.2.Театральное закулисье.(2ч)

Теория. Сценография. Театральные декорации и бутафория. Грим. Костюмы.

Практика. Творческая мастерская: «Грим сказочных персонажей».

Форма занятия: беседа, просмотр в/ф «Путешествие в театр», творческая мастерская.

Форма контроля: творческое задание

2.3.Театр и зритель.(2ч)

Теория. Театральный этикет (повторение). Культура восприятия и анализ театральной постановки  музыкального спектакля.

Практика. Просмотр в/записи: оперный спектакль, балет. Обсуждение. Делимся впечатлениями.

Форма занятия: виртуальное посещение театра - просмотр в/записи спектакля.

Форма контроля: проблемные ситуации «Этикет в театре», тестирование.

   

2.4. История русского театра.18 -19 в.(4ч)

Теория. Русский Театр 18 века – начала 19 века. Крепостные театры. Профессиональные театры. Провинциальные театры. Особенности репертуара. Драматургия. Известные русские актеры. «Театральные перекрестки Дальнего Востока».

Практика. Проектная работа «История театрального движения на Дальнем Востоке» (групповая работа). Оформление буклета «Театральные перекрестки Дальнего Востока».

Форма занятия: беседа, просмотр презентации, проектная деятельность.

Форма контроля: проект.

3.Техника и культура речи.(32ч)

3.1.Речевой тренинг.(14ч)

Теория. Орфоэпия. Свойства голоса.

Практика.  Речевые тренинги: Постановка дыхания. Артикуляционная гимнастика. Речевая гимнастика. Дикция. Интонация. Полетность. Диапазон голоса. Выразительность речи. Работа над интонационной выразительностью. Упражнения на полетность голоса. Упражнения на развитие диапазона голоса. Упражнения на выбор адекватной громкости голоса.

Форма занятия: тренинг

Форма контроля: контрольные упражнения.

3.2.Работа над литературно-художественным произведением.(18ч)

Практика. Особенности работы над стихотворным и прозаическим текстом. Выбор произведения: Басня, стихотворение, отрывок из прозаического художественного произведения. Тема. Сверхзадача. Логико-интонационная структура текста. Индивидуальная работа. Работа в малой группе. Аудиозапись и прослушивание.

Форма занятия: творческая мастерская.

Форма контроля: конкурс чтецов (басня, стихотворение, проза) .

4. Ритмопластика.(24ч)

4.1. Пластический тренинг. (8ч)

Практика. Работа над освобождением мышц от зажимов. Развитие пластической выразительности. Разминка, настройка, релаксация, расслабление — напряжение. Упражнения на Внимание, Воображение, Ритм, Пластику.

Форма занятия: тренинг.

Форма контроля: контрольные упражнения.

4.2. Пластический образ персонажа.(8ч)

Практика. Музыка и движение. Приемы пластической выразительности в работе над сказочным персонажем. Походка, жесты, пластика тела.

Этюдные пластические зарисовки «Заколдованный лес», «Гадкий утенок», «Зимнее королевство».

Форма занятия: творческая мастерская.

Форма контроля: этюдные зарисовки. 

4.3. Элементы танцевальных движений.(8ч)

Теория. Танец как средство выразительности при создании образа сценического персонажа. Народный танец. Современный эстрадный танец.

Практика. Основные танцевальные элементы. Русский народный танец. Эстрадный танец. Танцевальные этюды.

Форма занятия: беседа, творческая мастерская.

Форма контроля: танцевальные этюды.

 

5.Актерское мастерство.(36ч)

5.1. Организация внимания, воображения, памяти.(8ч)

Практика. Актерский тренинг. Упражнения на раскрепощение и развитие актерских навыков. Коллективные коммуникативные игры.

Форма занятия: тренинг.

Форма контроля: упражнения, игры.

5.2. Сценическое действие.(14ч)

Теория. Элементы сценического действия. Бессловесные элементы действия. «Вес». «Оценка». «Пристройка». (Повторение). Словесные действия. 11 способов словесного действия. Логика действий и предлагаемые обстоятельства. Связь словесных элементов действия с бессловесными действиями. Составные образа роли. Драматургический материал как канва для выбора логики поведения.

Театральные термины: «действие», «предлагаемые обстоятельства», «простые словесные действия».

Практика. Практическое освоение словесного и бессловесного действия. Упражнения и этюды. Работа над индивидуальностью.

Форма занятия: творческая мастерская

Форма контроля: упражнения и этюды.

5.3.Творческая мастерская.(14ч)

Практика. Конкурсно-игровая программа. Проведение конкурсов и общение со зрительным залом. Игры с залом. Ведущие конкурсной программы. Особенности написания сценария. Выбор темы конкурсно-игровой программы. Работа над сценарием. Распределение ролей и обязанностей. Музыкальное и сценическое оформление, костюмы, реквизит. Выступление перед выбранной аудиторией. Творческий проект.

Форма занятия: творческая мастерская.

Форма контроля:  Конкурсно-игровая программа.

6.Работа над пьесой и спектаклем.(36ч)

6.1.Выбор и анализ пьесы.(4ч)

6.1.1. Выбор пьесы.(2ч)

Теория. Выбор пьесы. Работа за столом. Чтение. Обсуждение пьесы. Анализ пьесы.

Определение темы пьесы. Анализ сюжетной линии. Главные события, событийный ряд. Основной конфликт. «Роман жизни героя».

Форма занятия: беседа, дискуссия.

Форма контроля: рассказ «Роман жизни героя».  

6.1.2. Анализ пьесы по событиям.(2ч)

Теория. Анализ пьесы по событиям. Выделение в событии линии действий. Определение мотивов поведения, целей героев. Выстраивание логической цепочки.

Театральные термины: «событие», «конфликт».

Форма занятия: диалог, дискуссия.

Форма контроля: упражнение «Событийный ряд».

6.2. Работа над спектаклем. (28ч)

6.2.1. Работа над отдельными эпизодами. (14ч)

Практика. Творческие пробы. Показ и обсуждение. Распределение ролей. Работа над созданием образа, выразительностью и характером персонажа. Репетиции отдельных сцен, картин.

Форма занятия: этюдные пробы, репетиции.

Форма контроля: сцены из спектакля.

6.2.2. Выразительность речи, мимики, жестов.(4ч)

Практика. Работа над характером персонажей. Поиск выразительных средств и приемов.

Театральные термины: «образ», «темпоритм», «задача персонажа», «замысел отрывка, роли», «образ как логика действий».

Форма занятия: творческая мастерская

Форма контроля: наблюдение.

6.2.3. Закрепление мизансцен. (2ч)

Практика. Репетиции в сценической выгородке. Закрепление мизансцен отдельных эпизодов.

Театральные термины: «мизансцена».

Форма занятия: репетиции.

Форма контроля:

6.2.4. Изготовление реквизита, декораций.(6ч)

Практика. Изготовление костюмов, реквизита, декораций.

Выбор музыкального оформления.

Форма занятия: творческая мастерская.

Форма контроля: творческое задание.

6.2. 5. Прогонные и генеральные репетиции.(2ч)

Практика. Репетиции как творческий процесс и коллективная работа на результат с использованием всех знаний, навыков, технических средств и таланта.

Форма занятия: репетиции.

Форма контроля: аудио и видеозапись работ.

6.3. Показ спектакля.(4ч)

Практика. Премьера. Творческие встречи со зрителем. Анализ показа спектакля. Оформление альбома «Наш Театр».

Форма занятия: спектакль.

Форма контроля: показ спектакля.

7. Итоговое занятие.(2ч)

Практика. Конкурс «Театральный калейдоскоп». Творческие задания по курсу обучения. Основы театральной культуры-тест по истории театра и театральной терминологии. Чтецкий отрывок наизусть. Этюд на взаимодействие. Отрывки из спектакля. Анализ работы коллектива. Награждение.

Форма занятия: конкурсная программа.

Форма контроля: зачет.


Третий год обучения.

1. Вводное занятие.(2ч)

Практика. Итоги 2 года обучения. План работы на год. Требования к знаниям  и умениям 3 года обучения. Инструктаж по технике безопасности.

Просмотр «Летних наблюдений».

Форма занятия: беседа, игра.

Форма контроля: опрос, этюд «Летние наблюдения»

2. Основы театральной культуры.(18ч)

2.1. Театральные жанры.(4ч)

Теория. Театральные жанры. Трагедия. Комедия. Драма.

Театральные термины: Трагедия. Комедия. Драма.

Практика.  Просмотр в/записи спектакля.

Театр-экспромт «Сказка в разных жанрах» (по группам).

Форма занятия: беседа, просмотр в/фильма.

Форма контроля: театр-экспромт.

2.2. Театр итальянского Возрождения.(2ч)

Теория. Театр итальянского Возрождения. История развития. Драматургия. Особенности  актерского исполнения. Презентация.

Практика. Игра  «Знатоки театра».

Форма занятия: беседа, просмотр презентации, игра.

Форма контроля: контрольные вопросы по теме.

2.3. Театр Шекспира.(2ч)

Теория. Английский театр. Театр «Глобус». История развития. Устройство сцены. Драматургия. Презентация «Театр Шекспира».

Практика. Аудиопрослушивание спектакля по пьесе Шекспира «Ромео и Джульетта».

Форма занятия: беседа, просмотр презентации, аудиопрослушивание.

Форма контроля: тестирование

2.4. История русского театра.19-21в.(6ч)

Теория. Русский театр в 19-20в. Рождение МХАТ. Станиславский. Немирович-Данченко. Творческий  путь Вахтангова. Мейерхольд. Советское театральное искусство.

Театр в 21 веке. «Театральные перекрестки  Сахалина». «Чехов на Сахалине».

Практика. Проектная деятельность. Подготовка презентаций по выбору. Изготовление буклета «Театральные перекрестки Сахалина».

Форма занятия: беседа, просмотр в/ф, проектная деятельность.

Форма контроля: тестирование, проект.

2.5. Театр и зритель.(4ч)

Практика. Театр и зритель. Культура зрительского восприятия. Какие спектакли мы смотрим. Что оцениваем в актерской игре, сценическом решении спектакля. Лучшие театральные постановки Сахалинских театров. Просмотр спектакля (экскурсия) и обсуждение.

Форма занятия: дискуссия, просмотр спектакля.

Форма контроля: собеседование.

3.Техника и культура речи.(26ч)

3.1. Речевой тренинг.(12ч)

Практика. Речевой тренинг: Постановка дыхания. Артикуляционная гимнастика. Дикционные упражнения. Развитие диапазона голоса. Упражнения на развитие свойств голоса. Индивидуальная работа.

Форма занятия: тренинг.

Форма контроля: контрольные упражнения.

3.2. Работа над литературно-художественным произведением.(14ч)

Практика. Выбор произведения (отрывок из драматургического произведения). Словесное действие. Логика строения текста. Работа над драматургическим отрывком. Самостоятельная творческая работа.

Форма занятия: творческая мастерская.

Форма контроля: творческая работа.

4.Ритмопластика.  (24ч)

4.1. Пластический тренинг.(6ч)

 Практика. Пластический тренинг: Разминка. Настройка. Релаксация.

Форма занятия: тренинг.

Форма контроля: контрольные упражнения.  

 

4.2. Пластический образ персонажа.(6ч)

Практика. Рождение пластического образа. Пластический этюд.

Форма занятия: творческая мастерская.

Форма контроля: пластический этюд.

4.3. Сценическое движение.(6ч)

Теория. Сценическое движение. Сценическое падение.

Практика.  Отработка упражнений на сценическое падение.

Форма занятия: тренинг.

Форма контроля: контрольные упражнения.

4.4. Элементы танцевальных движений.(6 ч)

Практика. Танец как средство выразительности при создании образа сценического персонажа. Танцы народов мира. Современный эстрадный танец. Основные танцевальные элементы. Танцевальные этюды.

Форма занятия: творческая мастерская.

Форма контроля: танцевальные элементы.

5. Актерское мастерство.(34ч)

5.1. Организация внимания, воображения, памяти. (10ч)

Практика. Актерский тренинг. Внимание и воображение. Психологический жест. Импровизация. Тренинговые упражнения.

Форма занятия: тренинг.

Форма контроля: контрольные упражнения.

5.2. Сценическое действие.(16ч)

Теория. Общение. Логика межличностного общения. Борьба в межличностном общении как условие сценической выразительности.  Параметры общения.

Практика. Характер персонажа. Работа над ролью в спектакле.   Характер и характерность. Рисунок роли.   Импровизация и точность выполнения установленных мизансцен.

Форма занятия: беседа, тренинг.

Форма контроля: контрольные упражнения-этюды.

         

5.3. Самостоятельная творческая работа.(8ч)

Практика. Применение полученных знаний в создании характера сценического образа. Выбор отрывка.  Этюдные пробы.  Поиск средств органичности и выразительности. Музыкальное и световое оформление отрывка. Показ и анализ работы.

Форма занятия: творческая мастерская.

Форма контроля: творческая работа.

       

6. Работа над пьесой и спектаклем.(38ч)

6.1. Выбор и анализ пьесы. (4ч)

6.1.1.Выбор пьесы.(2ч)

Теория. Работа “за столом”. Чтение.  Обсуждение пьесы. Анализ пьесы. Определение темы пьесы. Анализ сюжетной линии. Главные события, событийный ряд.  Основной конфликт. «Роман жизни героя».  

Театральные термины: «амплуа», «образ спектакля», «сверхзадача», «идея спектакля», «сквозное действие», «характер»,  «характерность».

Форма занятия: беседа, дискуссия, творческая мастерская.

Форма контроля: собеседование.  

6.1.2. Углубленный анализ по событиям.(2ч)

Теория.  Анализ пьесы по событиям.  Выделение в событии линии действий.  Определение мотивов поведения. Определение целей героев.   Выстраивание логической цепочки.

Форма занятия: дискуссия, творческая мастерская.

Форма контроля: собеседование.

 

6.2. Работа над спектаклем. (30ч)

6.2.1. Работа над отдельными эпизодами. (14ч)

Практика. Распределение ролей. Творческие пробы. Показ и обсуждение. Работа над созданием образа, выразительностью и характером персонажа.

Форма занятия: репетиции.

Форма контроля: отрывки из спектакля.

6.2.2. Изготовление декораций, костюмов, музыкального оформления.(6ч)

Практика. Изготовление костюмов, реквизита, декораций. Выбор музыкального оформления.

Форма занятия: творческая мастерская.

Форма контроля: наблюдение. 

6.2.3. Репетиции отдельных картин с элементами костюмов, декораций.(6ч)

Практика. Репетиции как творческий процесс. Коллективная работа на результат с использованием всех знаний, навыков, технических средств и таланта. Репетиции в сценической выгородке. Закрепление мизансцен. Темпоритм. Видеозапись репетиций. Просмотр. Обсуждение.

Форма занятия: репетиции.

Форма контроля: просмотр работ.

       

6.2.4. Прогонные и генеральные репетиции.(4ч)

Практика. Прогонные и генеральные репетиции в выгородке, в костюмах, с музыкальным и сценическим оформлением. Видеозапись, просмотр, обсуждение. Доработка отдельных сцен.

Форма занятия: репетиции.

Форма контроля: видеозапись репетиции.

6.3. Показ спектакля. (4ч)

Практика. Премьера. Показ спектакля перед детской аудиторией и родителями, учителями. Творческие встречи. Анализ показа спектакля. Оформление альбома «Наш Театр».

Форма занятия: спектакль, дискуссия.

Форма контроля: показ спектакля.  

   

7. Итоговое занятие.(2ч)

Практика. Подведение итогов обученности по программе. Лучшие творческие работы. Награждение по номинациям «Лучшая актерская работа», «Лучший проект по истории театра», «Лучшая чтецкая работа». Вручение сертификатов о прохождении курса «Основы театрального искусства».

Форма занятия: Концертная программа «Театральный Олимп».

Форма контроля: зачет.

V. Методическое обеспечение.

        Образовательная программа «Основы театрального искусства» включает 5 основных разделов. Все тематические блоки взаимосвязаны между собой, и сопровождают обучающихся на протяжении всего курса обучения. От занятия к занятию, от года к году меняется уровень постановки задач и отчасти преобладающая методика (от игры к выполнению осознанной творческой задачи).

        Раздел «Основы театральной культуры» направлен на ознакомление с историей возникновения театра, профессиональной терминологией, культурой восприятия театрального искусства, этикетом.

                                     Основы театральной культуры

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

Зарождение искусства

Театр как вид искусства

Виды театрального искусства.

Театральные жанры.

Театр Древней Греции.

Театр итальянского Возрождения.

Театр Шекспира.

Русский народный театр.

История русского театра 18 -19 в.

История русского театра 19-21в.

Театр и зритель.

Театр и зритель.

Театр и зритель.

Театральное закулисье.

Театральное закулисье.

         Для знакомства с историей театрального движения в родном крае в программу на 2 и 3 год обучения в тему «История русского театра»  включены подтемы: «Театральные перекрестки Дальнего Востока», и «Театральные перекрестки Сахалина». В изучении данной темы используется метод проектной деятельности, когда дети под руководством педагога учатся находить и отбирать необходимую информацию по истории родного края, истории театрального движения на Дальнем Востоке и на Сахалине. Результатом  работы над темой становится создание буклета (буклетов), презентации по развитию театрального искусства на Дальнем Востоке и в Сахалинской области.

Для успешного усвоения материала используются: беседа, наглядный материал, аудио и видео материалы, проектная деятельность, посещение спектаклей, экскурсии.

Форма оценки знаний  проходит в виде тестов, викторин, конкурсов, защиты проектов.

        

Раздел «Техника и культура речи» включает в себя работу над техникой речи в виде речевого тренинга и работу над литературно-художественным текстом.

        

В работу над техникой речи входит освоение приемов снятия мышечных зажимов голосового аппарата, постановка правильного дыхания, работа над дикцией, выстраивание логико-интонационной структуры речи. Для этого используются специальные упражнения и речевые тренинги. Речевые тренинги выполняются в группе или по подгруппам.

Речевой тренинг включает в себя:

  • Игры и упражнения на речевое дыхание «Поклонение солнцу», «Игра со свечой», «Мяч и насос» и др.
  • Артикуляционная гимнастика: для губ, языка, челюсти.
  • Дикционные упражнения.
  • Речевая гимнастика (Тон, тембр, высота звучания, интонация, диапазон)

При работе над литературным текстом проводятся групповые и индивидуальные занятия. На занятиях используются произведения фольклора, стихотворения, прозаические отрывки, произведения русских и зарубежных авторов, аудиозаписи мастеров художественного чтения.

Форма контроля – конкурсы чтецов, творческие показы.

 

        Раздел «Ритмопластика» направлен на обучение навыкам освобождения мышц, снятия зажимов,  развития пластичности.

Ритмопластика

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

Пластический тренинг

Пластический тренинг

Пластический тренинг

Пластический образ персонажа

Пластический образ персонажа

Пластический образ персонажа.

Элементы танцевальных движений

Элементы танцевальных движений

Сценическое движение.

        Тема «Пластический тренинг»: упражнения «Я – мир», «Замороженный», «Звезда», «Мокрые котята», «Деревянные куклы», «Зеркало»,  «Кактус и Ива», «Релаксация» и другие.

Упражнения тренинга направлены на максимальное развитие возможностей человеческого тела, учат саморегуляции, концентрации и расслаблению. Обучающиеся должны уметь передать пластическую форму живой природы и неживого мира, коллективно и индивидуально передавать заданный ритм. Упражнения тренинга построены по индивидуально-групповому методу обучения.

        

Тема «Пластический образ персонажа» включает пластические импровизации и этюды, помогающие передать характерный образ того или иного сказочного героя. На занятиях используются музыкальные произведения, репродукции, просмотр видеофильмов, которые помогают погрузиться в собственный мир воображения, освободить свое тело от зажимов и перейти к рождению движения.

        

На 2 год обучения вводится тема «Элементы танцевальных движений.  Народный танец. Современный эстрадный танец». Дети знакомятся с основными танцевальными движениями, характерными для русского народного танца, эстрадного танца. Полученные навыки помогают детям в работе над характером персонажа, выразительностью образа в спектакле.

        

На 3 год к упражнениям по ритмопластике добавляются упражнения по  Сценическому движению, приемам Сценического падения. Полученные навыки в работе над освобождением мышц и пластической выразительностью тела применяются детьми  в работе над созданием образа персонажа. А также в гармонизации взаимодействия своего тела, рационального и эмоционального аппарата.

Занятие по ритмопластике состоит из следующих блоков:

  • Психофизическая разминка (тренинг)
  • Содержательная часть, включающая в себя созерцание, импровизацию, пластические этюды.
  • Подведение итогов.

Форма контроля знаний – контрольные упражнения, творческие показы.

        Раздел «Актерское мастерство» направлен на развитие психофизических свойств личности (внимание, воображение, память) и освоение навыков актерского мастерства.

                                            Актерское мастерство

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

Организация внимания, воображения, памяти.

Организация внимания, воображения, памяти.

Организация внимания, воображения, памяти.

Сценическое действие.

Сценическое действие.

Сценическое действие.

Творческая мастерская:

новогоднее театрализованное представление.

Творческая мастерская:

Конкурсно-игровая программа.

Самостоятельная творческая работа.

Последовательность распределения материала заключается в том, чтобы в течение первого года обучения помочь детям направить свое внимание в творческое русло, снять зажимы и комплексы, подготовить детей для работы в творческом коллективе. Открыть для детей и подростков поведение (действие) как основной материал актерского поведения. В течение второго года – выразительность и яркость поведения как основу выступления актера перед зрителями, а на третьем году познакомить с технологией создания характера на сцене.

        

В процессе всего обучения используются Общеразвивающие игры,  Специальные театральные игры и упражнения, направленные на развитие внимания, воображения, памяти, логики действия и поведения актера. Большинство упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Упражнения от занятия к занятию варьируются, вводятся новые.

        

Упражнения и игры, применяемые на занятиях: «Знакомство – дразнилка», «На слуховое восприятие», «Снежный ком», «Поймай хлопок», «Невидимая нить», «Большое зеркало», «Суета», «Зернышко», « Чудо – юдо из яйца»,  «Поводырь», «Диспетчер», «Тень», «Профессионалы», «Картина», «Скульптура», «Стеклянный шар», «Рецепты», «На действия с воображаемыми предметами», «Оправдай позу» и др.

        

Тема «Сценическое действие». От упражнений на развитие внимания, воображения обучающиеся переходят к освоению законов сценического действия. Сначала это упражнения на память физических действий, затем - этюды. Этюд считается азбукой искусства. Начинается обучение с этюдов «Я в предлагаемых обстоятельствах». На этюдах и в специальных упражнениях отрабатываются логика словесных и бессловесных действий, логика общения и взаимодействия. Все упражнения направлены на освоение главного языка сцены - языка действия. Теоретические знания усваиваются через практические задачи. Задача педагога сделать эти упражнения приемлемыми для данного возраста детей и вложить в эти этюды мысль о необходимости самостоятельного детского анализа. Тогда этюд принимает еще и статус социальной игры. Эта игра имеет огромное значение в социальном созревании детей, так как она является главным источником социального опыта. В эту игру вступают те или иные социальные отношения, действуют различные социальные чувства – и это расширяет и обогащает внутренний мир ребенка. Все обучающиеся проходят путь от упражнения, этюда – к участию в творческой постановке.

Занятие по актерскому мастерству состоит из следующих блоков:

  • Тренинг (упражнения на внимание, воображение, память).
  • Содержательная часть, включающая в себя  специальные упражнения, этюды по освоению темы занятия.    
  • Подведение итогов.

        

В программе отдельно выделена тема «Творческая мастерская», где обучающиеся имеют возможность для творческого поиска и работы над самостоятельной творческой темой. Дети и подростки получают теоретические знания и практические навыки в работе над театрализованными представлениями (1 год обучения), конкурсно - игровыми программами (2 год обучения), что позволяет расширить диапазон творческой деятельности детей и подростков. Итог данной деятельности представлен в конкретном выходе на детскую аудиторию в образовательном учреждении (конкурсно - игровые программы на школьных каникулах, новогодние театрализованные представления и игровые программы у елки, Дни Театра). Во внеучебное время — участие в социально-творческих проектах театрального объединения (благотворительных концертах и спектаклях).

        

Тема « Самостоятельная творческая работа» вводится в программу на 3 год  обучения. В рамках этой темы дети имеют возможность для самовыражения  при выборе драматургического материала, работе в группе или самостоятельно. Именно в самостоятельной творческой работе применяются полученные на занятиях  знания и навыки для создания сценического образа и  поиска и выбора того или иного средства выразительности, для выражения своего  творческого «Я». Дети учатся анализировать свою работу и работу своих товарищей. Не боятся  логичного и доказательного изложения своей точки зрения. Итог данной деятельности: творческие показы, проекты.

     

Изучение раздела «Актерское мастерство» взаимосвязано с изучением других разделов программы. Усваивая материал на практике, получая теоретические сведения по мере возникновения в них необходимости, участники театрального коллектива учатся действию и взаимодействию в сценических условиях.

Формы контроля: творческие показы, конкурсы, открытые занятия, участие в спектаклях.

        Раздел «Работа над пьесой и спектаклем» является своеобразным итогом в применении полученных умений и навыков в работе над спектаклем.

        Основной источник для постановок – произведения художественной литературы отечественных и зарубежных авторов, пьесы для детей и подростков. Для выбора постановочного материала важно привить детям хороший художественный вкус.

        

Постановка спектакля является итогом творческой работы коллектива. От текста – к действию на сценической площадке, от действия к последующему, более глубокому анализу пьесы, к наблюдениям, анализу аналогичных жизненных явлений и возвращение к творческим пробам – путь работы над сценическим воплощением пьесы. Основная форма работы  - репетиционная. Главная цель этого раздела – ввести детей в атмосферу пьесы, пробуждая фантазию и воображение, научить определять событийный ряд и выстраивать логику поведения персонажа.

        

Работая над спектаклем, дети пробуют себя в самых различных видах деятельности: изготавливают декорации, костюмы, учатся работать с музыкальной аппаратурой. Участие детей в показах спектакля, театральных фестивалях позволяет показать не только результат работы коллектива, но и познакомиться с работой и творчеством других творческих коллективов.

  1. Планируемые результаты обучения.

К концу первого года обучения учащиеся должны знать:

  • Правила техники безопасности на занятиях.
  • Историю возникновения театрального искусства.
  • Театральные термины: «Афиша», «Антракт», «Премьера», «Сцена», «Актер», «Режиссер», «Бутафор», «Гример».
  • Профессиональную терминологию: «действие», «предлагаемые обстоятельства», «событие», «этюд», «вес», «оценка», «пристройка».
  • Правила зрительского этикета.
  • Наизусть пять скороговорок.
  • Наизусть 3-5 произведений русского фольклора, 2-3 стихотворения.

Учащиеся должны уметь:

  • Владеть навыками работы над голосом (речевой тренинг).
  •  Сосредотачиваться на выполнении индивидуального задания, исключая из поля внимания помехи внешнего мира.
  • Выполнять простейшие физические действия.
  • Действовать по принципу «Я в предлагаемых обстоятельствах».
  • Видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах.
  • Видеть в особенностях бессловесных элементов действий проявления определенной индивидуальности человека.
  • Определять замысел, сценическую задачу этюда.
  • Показать индивидуальный этюд на предложенную тему.
  • Анализировать свою работу на сценической площадке и работу своих товарищей.
  • Коллективно выполнять задания.

К концу второго года обучения учащиеся должны знать:

  • Виды театрального искусства , устройство театра.                                                                                        
  • Театральную терминологию «действие», «предлагаемые обстоятельства», «событие», «конфликт», «мизансцена», «образ», «темпоритм», «простые словесные действия», «задача персонажа», «замысел отрывка, роли», «образ как логика действий».
  • Наизусть 7-10 скороговорок.
  • Наизусть 3-4 стихотворения отечественных и зарубежных авторов.

   Учащиеся должны уметь:                                                        

  • Поддерживать свое дыхание и голос в рабочей форме самостоятельно.
  • Выполнять словесное действие, заданное педагогом на знакомом литературном материале.
  • Выполнять индивидуальные задания, не реагируя на сигналы из внешнего мира.
  • Выполнять упражнения по памяти физических действий  по выбору учащихся.
  • Передать пластическую форму живой природы, предмета через пластику собственного тела.
  • Использовать необходимые актерские навыки: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредотачивать внимание, «включать» эмоциональную память.
  • Оправдывать установленные мизансцены.
  • Точно соблюдать авторский текст.
  • Анализировать работу свою и товарищей с точки зрения реализации замысла

К концу третьего года обучения учащиеся должны знать:

  • Историю развития театрального искусства.
  • Специфику театральных жанров.
  • Театральную терминологию: «амплуа», «образ спектакля», «сверхзадача», «идея спектакля», «сквозное действие», «характер»,  «характерность».
  • Законы логического построения речи.
  • Правила орфоэпии, применять их в работе с текстом.
  • Наизусть 10-15 скороговорок, 2-3 стихотворения, отрывок из драматического произведения, прозы.

Учащиеся должны уметь:

  • Самостоятельно работать над голосовым аппаратом.
  • Производить анализ и воплощение поэтического, прозаического и драматического текста.
  • Владеть пластическим тренингом.
  • Настраивать на работу весь психофизический аппарат.
  • Действовать в «предлагаемых обстоятельствах».
  • Различать компоненты актерской выразительности.
  • Раскладывать сквозное действие на простые физические действия.
  • Определять событийный ряд, выстраивать линию поведения персонажа и реально осуществлять ее на сцене.
  • Выстраивать мизансцены.
  • Применять полученные навыки в работе над образом.
  • Свободно общаться с партнером на сцене и зрителем в зале.

Формы контроля обученности по программе.

        В процессе реализации программы «Основы театрального искусства» на каждом этапе обучения проводится мониторинг знаний, умений и навыков.

        Вводный – проводится в начале учебного года в виде собеседования, творческого задания, викторины.

1 год обучения – собеседование (уровень и объем знаний о театре), творческое задание (на фантазию и творческое мышление).

2 год обучения – викторина, тест на знание основ театральной культуры, творческое задание (этюд на предложенную тему), чтение наизусть стихотворения.

3 год обучения – тест на знание основ театральной культуры, творческое задание (этюд на предложенную тему), чтение наизусть стихотворения.

        Промежуточный – по итогам первого полугодия (усвоение программы, выполнение контрольных упражнений, этюдов, участие в новогоднем театрализованном представлении, творческих показах на мероприятиях общеобразовательного учреждения).

        Итоговый – в конце учебного года (активность участия в творческих показах, участие в учебном спектакле  и уровень освоения программ).

1 год обучения – викторина (уровень и объем знаний о театре), тест на знание специальной  терминологии, чтение наизусть стихотворения, показ этюда «Я в предлагаемых обстоятельствах», участие в коллективной творческой работе (миниатюра, спектакль).

2 год обучения – тест на знание основ театральной культуры, творческое задание (этюд на взаимодействие, общение), чтение наизусть стихотворения, тест на знание специальной  терминологии, участие в коллективной творческой работе (миниатюра, спектакль, театрализованное представление).

3 год обучения – проектная работа по основам театральной культуры (история театра), творческое задание (самостоятельная творческая работа), чтение наизусть стихотворения и прозаического отрывка, тест на знание специальной  терминологии, участие в коллективной творческой работе (миниатюра, спектакль, театрализованное представление).

        

Так же в течение учебного процесса проводится текущий контроль по освоению конкретной темы, упражнения, задания.

        Применяются следующие формы проверки усвоения знаний:

  • Участие в дискуссии.
  • Выполнение контрольных упражнений, этюдов.
  • Показ самостоятельных работ.
  • Участие в играх, викторинах, конкурсах, фестивалях.
  • Работа над созданием спектакля.

Критерии усвоения образовательной программы:

  • Владение теоретическими знаниями и специальной терминологией.
  • Владение основами актерского мастерства (творческое воображение, логика действий, органичность и выразительность, способность к импровизации, эмоциональная возбудимость, выразительность речи).
  • Умение самостоятельно проводить различные тренинги (речевой, пластический, актерский).
  • Активность участия в творческих проектах и разработках.
  • Креативность в выполнении творческих заданий.
  • Умение взаимодействовать с товарищами и педагогом.
  • Умение организовать свое время и деятельность.

VI. Условия реализации программы.

Кадровое обеспечение:                                                                                                                          руководитель объединения - педагог  дополнительного образования, имеющий специализацию режиссера (руководителя) театрального коллектива.

Материальное обеспечение:

  • Помещение  для занятий– просторный, хорошо проветриваемый класс со свободной серединой и минимальным количеством мебели, пригодной для использования в качестве выгородки, в соответствии с нормами СанПиН.
  • Элементы театральной декорации (ширмы, кубы, скамейки), костюмы.
  • Компьютер, проектор, экран.
  • Звуковая аппаратура: динамики, микрофоны.

Методическое обеспечение:

  • Наглядные пособия (иллюстрации, таблицы, видеоматериал, презентации, фонограммы, карточки для заданий).
  • Музыкальная фонотека: классическая и современная музыка, театральные шумы и звуки, звуки природы, аудиотеатр.
  • Видеотека: записи спектаклей.
  • Методическая копилка (разработки занятий, сценарии и т.д.)

Средства общения:

  • Участие в детских театральных фестивалях, мероприятиях школы.
  • Посещение профессиональных и самодеятельных театров, встречи с членами других детских театральных коллективов.
  • Взаимное общение детей из различных творческих объединений.

  1. VII. Список литературы.

Список литературы для педагогов:

  1.  Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми в 2010г.).
  2.  «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 N 19993).
  3. Конвенция о правах ребенка: Принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенный Наций, 20 ноября 1989 г. – ЮНИСЕФ, 1999.
  4. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития в Российской Федерации (Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.), 2009.
  5. Алянский Ю.Л., Азбука театра, Л., Дет. лит. Ленинград, 1986г.
  6. Бруссер А. «Сценическая речь», М. серия «Я вхожу в  мир искусств» №8, 2008.
  7. Букатов В. М. «Педагогические таинства дидактических игр» из серии Библиотека педагога-практика, Москва, "Флинта", 1997.
  8. Владимирова М.Л. Игры-упражнения для эмоционального раскрепощения. – Киров: Кировский областной Дом народного творчества, 2009. – 56 с.
  9. Выготский Л.С. Психология. М.: Издательство ЭКСМО – Пресс, 2000. – 1008с.
  10. Ганелин Е. Р. Методическое пособие «Школьный театр» Санкт – Петербург, СПГАТИ, кафедра основ актерского мастерства, 2002.-31с.
  11. Гиппиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. - СПб: Прайм-Еврознак, 2008.-377 с.
  12. Джанни Родари. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. -М.: Прогресс, 1978.
  13. Ершова А.П. Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами театрального искусства. - М: АПН СССР, 1984. - 91 с.
  14. Ершова А.П,Букатов В.М. «Актерская грамота -подросткам» -М.:Просвещение, 1994.
  15. 5. С.Ю. Кидин  Театр-студия в современной школе: программы, конспекты занятий, сценарии. Волгоград: Учитель, 2009.-153с.
  16. Корогодский З.Я. Первый год. Начало. М.:Советская Россия, 1975.-112с.
  17. Корогодский З.Я. Первый год. Продолжение. М.: Советская Россия, 1977.-120с.
  18. Кох И.Э.Основы сценического движения. М.: Просвещение, 1979.-222с.
  19. Никитина А.А. «Театр, где играют дети» (под ред. А. А. Никитиной) М., «Владос», 2001. – 288 с.: ил..
  20.  Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / Под ред. Н.Ю.Шведовой. – 22-е изд., стер. – М.: Рус.яз., 1990. – 921с.
  21.  Петрова А. Н. «Сценическая речь. Техника сценической речи» М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусства»), 2010.-144с., ил.
  22.  Петров В.А.Нулевой класс актера.М.: Советская Россия, 1985.-80с.
  23.  Развивающие театральные игры по методике З.Я. Корогодского //Я вхожу в мир искусств, 2008.-№1
  24.  Рубина Ю. И.,. Завадская Т.Ф  «Театральная самодеятельность школьников» М., Просвещение 1983.
  25.  Савостьянов А.И. Воспитание речевого голоса. Дикция и орфоэпия.-М.:ВЦХТ(«Я вхожу в мир искусств»), 2007.-160с.
  26.  Серия репертуарно-методической библиотечки «Я вхожу в мир искусств», М., ВЦХТ
  27.  Станиславский К. С.  Собрание сочинений в 8т-т.2, т.3 «Работа актера над собой» М., Искусство,1985.
  28.  Театр – студия «Дали». Программы. Уроки. Репертуар ч. 1 – 2  М., ВЦХТ, 2001.
  29.  Чурилова Э.Г.  Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников.  М., «Владос», 2003.
  30. Театральная энциклопедия (CD диск), изд. Cordis media, М., 2002.

     

Список литературы для детей и родителей:

  1. Ю.Л.Алянский Азбука театра.СПб, 1990.
  2. Дюпре В.  Как стать актером/ Дюпре В. – Ростов н/ Д: Феникс, 2007.
  3. Мифы Древней Греции. - М: Белый город, 2008. – 143 с.
  4. П.Пави.Словарь театра. М. 1991.
  5. Энциклопедия для детей. Том 7,Искусство/Под ред. Володина В.А.  - М: Аванта+ , 2001. – с.222-413.

Информационное обеспечение программы (Интернет-ресурсы):

http://www.art-education.ru

http://www.vcht.ru

http://www.forum.numi.ru

http://www.tvkultura.ru

http://www.openlesson.ru

http://www.telespektakli.ru

http://www.900igr.net


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная образовательная программа дополнительного образования для работы с одаренными детьми в области театрального искусства "Художественное чтение"

Индивидуальный образовательный маршрут по актерской речи «Художественное чтение» разрабатывается дополнительно для индивидуальной работы с детьми со 2-го года обучения по основной образовательной прог...

ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СПОСОБ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Особое место в данном виде деятельности занимает работа с художественным текстом, посредством чего ребенок приобщается к основам мировой художественной литературы. Это приобретает еще большую актуальн...

Дополнительная образовательная программа "Основы театрального искусства"

В предлагаемой программе отражено своеобразие начального периода специальной подготовки в области театрального творчества детей среднего школьного возраста и подростков.Программа рассчитана на послед...

Открытый урок по предмету "Театральные игры"1 класс дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области театрального искусства «ИСКУССТВО ТЕАТРА»

Методика и проведение урока по предмету "Театральные игры" в 1 классе  дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области театрального искусства «ИСКУССТВО ТЕАТРА»...

Организация образовательного процесса с использованием возможностей театрального искусства. Организация театрализованной деятельности в школе.

Школьная театральная педагогика – междисциплинарное направление. Театральная деятельность в школе многогранна, она позволяет достичь высоких предметных, метапредметных и личностных результатов, ...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области театрального искусства «Театральное творчество»

                                    Учебный планпо дополнительной общеразвивающей  общеобразовател...

Работа ОДОД ГБОУ № 527 Расписание занятий внеурочной деятельности С применением дистанционных образовательных технологий Программа «Культура театрального искусства» 01.10.21 – 08.10.21.

Педагог дополнительного образования Клюкина Галина ИвановнаПредметдатаКоличество часовУчительВиды обратной связиФорма/раздел/Форма проведенияЗадания с указанием образовательного ресурсаФорма пре...