Программа "Авторская песня": принципы обучения и воспитания
учебно-методический материал по теме
В статье раскрываются принципы обучения и воспитания по программе обучения игре на гитаре "Авторская песня"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bondar_printsipy.docx | 19.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Детский морской центр «Нептун»
Программа «Авторская песня»: принципы обучения и воспитания
Разработал: педагог дополнительного
образования О.И.Бондарь
Материал подготовлен для раздела
«Методическое обеспечение» программы
«Авторская песня», 2012г.
2014г.
Программа «Авторская песня»: принципы обучения и воспитания
Организация учебно-воспитательного процесса в рамках программы обучения игре на гитаре «Авторская песня» опирается на следующие принципы:
1. Принцип увлеченности.
Данный принцип предполагает формирование устойчивого интереса к музыкальному инструменту. Для этого педагог раскрывает возможности музыкального инструмента. Для воплощения этого принципа мы организуем прослушивания учеников друг другом, которые являются стимулом и вызывают желание музицировать на гитаре. Принцип увлеченности поддерживается не только интересом к инструменту, но и к предмету. Для этого на занятиях мы используем разнообразные формы работы: игры, творческие задания, слушание музыки.
2. Принцип систематичности.
Данный принцип предполагает непрерывность и регулярность учебного и воспитательного процесса и изучения учебного материала от простого к сложному. Для воплощения этого принципа в нашей программе предусмотрены сквозные темы (повторяющиеся в разных классах), которые углубляются и расширяются, а так же определена система предполагаемых результатов на каждый год обучения.
3.Принцип сознательного усвоения знаний.
Данный принцип требует от ученика сознательных действий, слухового контроля, самокритичности в исполнении. Для этого учащийся должен самостоятельно применять знания по анализу музыкального произведения (штрихи, аппликатура, форма, знаки альтерации, темп, фактура), исполнительские действия ученика становятся осознанными и выразительными, подчиняются содержанию произведения. При воплощении этого принципа у учащихся постепенно формируется собственный подход к изучению и интерпретации произведения. Используем в практике самостоятельный разбор музыкальных произведений и самостоятельное разучивание пьес, при этом ребёнок должен акцентировать внимание на:
- Верное прочтение нот, с учетом знаков альтерации.
- Точный ритм: исполнять все длительности и паузы, ровный ритм.
- Правильная аппликатура.
- Точные штрихи.
- Отрабатывается каждая фраза: добиться исполнения без ошибок и остановок, закрепить сделанное, т.е. исполнить несколько раз, переходить к следующей фразе.
- Главное условие: играть по нотам внимательно, думая вперед, мысленно готовиться к исполнению музыкальной фразы.
4. Принцип наглядности.
Данный принцип служит внешней опорой внутренних действий, совершаемых ребенком под руководством педагога в процессе овладения знаниями. В нашей практике мы используем два вида наглядности: иллюстрация и объяснение.
Показ (иллюстрацию) мы широко используем на начальном этапе обучения. Цель – создание представления о художественном образе. Метод показа наиболее традиционный и служит предпосылкой к объяснению и своеобразным «багажом» знаний.
5. Принцип индивидуального подхода.
Данный принцип обусловлен спецификой воспитания и обучения музыканта-гитариста, в которых необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Он связан с задачей максимального развития присущих каждому ребенку черт, свойств и особенностей задатков, составляющих творческую, музыкальную индивидуальность. Поскольку занятия по специальности проходят в индивидуальной форме, это дает возможность наиболее эффективно воздействовать на музыкальное развитие каждого ученика. Психологическая сущность индивидуального подхода заключается в способности и умении понять образ мышления ученика, его склонности, увлечения, желания. Важной стороной является понимание того, в какой форме нужно оказать помощь ученику, какой темп обучения должен быть выбран для данного ученика и дифференцированный подход к содержанию обучения. Для воплощения этого принципа содержание программы рассчитано на учащегося со средним уровнем способностей, но в процессе работы педагог, опираясь на собственный опыт и учитывая одаренность и техническую подготовку ученика, может отступить от некоторых пунктов требований, выполняя лишь то, что целесообразно в данный момент обучения. При этом содержание программы не исключает более глубокого изучения предмета и профессиональной ориентации отдельных учащихся.
6. Принцип активности.
Должен быть направлен на поддержание высокого эмоционального тонуса в работе, побуждение к активной умственной и практической деятельности. Его задача – добиться максимального результата музыкального развития. Он предполагает преодоление задания высокого уровня трудности, как в отношении репертуара, так и в отношении выполнения художественных и технических требований педагога. В репертуаре каждого ученика присутствует пьеса с элементом усложнения, либо ученику в работу предлагается одно из произведений высокого уровня трудности. Так, уже с четвертого года обучения ученики пытаются самостоятельно определить аппликатуру, применять штрихи, исходя из особенностей текста произведения: темпа, жанровых особенностей, характера содержания. Так, работая над произведением композитора Т.Хренникова «Колыбельная Светланы», ученик учитывает - кантилена предполагает применение штриха легато. Аппликатура аккордов предполагает растяжку пальцев левой руки, скольжение на полутоновых расстояниях. Исполнять мелодию следует, не нарушая тембровую красочность исполнения, т.к. это песня, то следует четко соблюдать фразировку – « дыхание» во фразах. Максимальную активность учащихся обеспечивает проблемно-поисковый характер деятельности.
7. Отслеживание результата развития учащегося.
Организация наблюдения и фиксирования изменений в развитии детей является неотъемлемым компонентом в образовательном процессе. Она осуществляется при помощи диагностических карт методом наблюдения и экспертной оценки. В качестве инструмента для получения конкретных срезов движения ребенка мы разработали совместно с психологом центра, карту личностного роста обучающихся. Она включает диагностику развития уровня креативности по П.Торенсу. Введение этих карт в процесс работы преследует цель – систематизировать представление о развитии учеников, а так же научно организовать деятельность педагога и психолога. Данные карты являются психологическим сопровождением нашего педагогического процесса. Регулярное заполнение карт позволяет нам решить следующие задачи: выявить индивидуальные особенности детей; определить оптимальные способы воздействия на каждого ребенка; отследить результат развития наблюдаемых качеств и корректировать методы работы с каждым учащимся. Решая учебно-воспитательные задачи, которые помогли бы нам найти подход к каждому ребенку с учетом его психологических особенностей, мы ведем тесный контакт с психологом центра. Он помогает нам выявить мотивационную направленность детей младших классов, т.е. где любят проводить время, кто оказал помощь в выборе занятия, что полезного он видит в посещении центра, какие эмоции взывает занятия у ребенка, а так же с помощью тренинговых занятий мы помогаем раскрыться ребенку творчески и увидеть в нем проявление индивидуальных качеств. Чтобы глубже понять детей подросткового возраста, мы с психологом выявляем эмоциональный настрой учащихся, заинтересованность в занятиях, а так же помогаем выявить профориентационную направленность, нацеливая тем самым на дальнейшее профессиональное обучение. Эти действия отражаются на эмоциональном настрое учащегося при посещении занятий. Результаты психологического исследования показали, что детям нравится посещать занятия, где они могут творчески себя проявить, получить знания, пообщаться с педагогом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические принципы обучения как основа музыкального воспитания.
В данной методической работе теоретически формулируются некоторые принципы и общепедагогические методы музыкального обучения, необходимые для реализации комплекса задач, стоящих перед педагогом в обуч...
«Основные принципы и требования при разработке рабочей программы по обучению и воспитанию одаренных детей в дополнительном образовании».
Об основных принципах и требованиях при разработке рабочей программы по дополнительному образованию...
"Принципы обучения и воспитания, их реализация в специальной (коррекционной) школе VIII вида"
Выступление на методическом объединении воспитателей...
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА КОММУНИКАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ КАК ОСНОВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ
Проблемы в общении обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи, трудности выпускников в выборе профессии, в самореализации. Создание условий учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) ш...
реализация принципа дифференцированного обучения и воспитания в работе с ОВЗ
реализация принципа дифференцированного обучения и воспитания в работе с ОВЗ...
Принципы работы МБОУ «Разъезженская СОШ» в контексте современного подхода к обучению и воспитанию, направленного на гуманизацию образования
Дети - источник вдохновения, и мой долг как педагога дать им детство, сохранить его, быть им другом....
Наглядность как принцип в обучении и воспитании детей в истории педагогики
Принцип наглядности является одним из наиболее популярным и интуитивно понятным. Этот принцип используется еще с древних времен. Россия и ее школы на протяжении трех столетий проявляли и проявляют жив...