Мастер-класс
план-конспект занятия (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Моя семья – обычная семья,
И, как у всех, то дождь, то светит солнце.
Но в ней, как в капельке, Россия вся видна,
Что кротко смотрит с каждого оконца!
Тема: Генеалогическое древо моей семьи
Цель: Развивать потребность узнавать историю своей семьи.
Задачи:
- Развитие чувства гражданственности и патриотизма через уважение к прошлому своей семьи, страны.
- Воспитание уважения к родным, чувства ответственности за свою семью.
- Помощь детям в социализации, в осознании себя частью русской истории и культуры.
- Развитие творческих, исследовательских способностей обучающихся.
- Развитие пассивного словаря через введение новых слов.
Оборудование:
Лист белой бумаги, карандаши или краски, картон, клей, ножницы, фотографии: своя, мамы, папы, дедушек и бабушек, принтер.
Ход занятия:
Все мы живём в семьях, любим и гордимся своими близкими. Нет человека, который бы появился на свете сам по себе, у каждого есть родители. У них, в свою очередь, тоже есть родители. Но мы забываем, что наши родственники это не только мамы и папы, бабушки и дедушки, дяди и тёти. Это так же наши близкие и далёкие предки, люди, которые жили много лет назад и, без которых не было бы нас с вами. Часто мы не знаем своих предков дальше бабушек и дедушек, однако все мы являемся плодами нашего родословия, и поэтому было бы интересно, а может быть, и важно понять наши корни.
Откуда вы появились? Кто те люди, которые составляли вашу семью на протяжении последних ста лет? Где они жили и что делали? Какие у них были семьи – большие или маленькие? Как они выглядели? Похожи ли вы на них? Говорили ли они на том же языке, что и вы?
Особое, подчас необъяснимое чувство вызывают у нас люди, передавшие нам свои черты, достоинства и слабости. А что мы знаем о них? По существу, во многих семьях познания о собственном происхождении обрываются уже на третьем колене. Это наша беда. Забылась мудрость пушкинских слов: « уваженье к прошлому – вот черта, отличавшая образованность от дикости». Фамильная гордость, интерес к своему происхождению (родословной) – всё это ветви одного дерева. Нельзя жить Иванами, не помнящими родства.
И сегодня мы познакомимся с наукой ГЕНЕАЛОГИЯ. Генеалогия – (с греч. Genealogia - родословная)
История происхождения одного рода, родословная.
Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая происхождение, родственные связи исторических лиц, родов, фамилий.
Из истории генеалогии
- Генеалогия как знание родства появилась вместе с человеческим обществом.
- Расцвет генеалогии в Европе совпадает с периодом развития феодализма.
- В России родословные росписи появляются в конце XV века.
- В XVI веке появляются первые родословные книги.
- При Петре I была создана Герольдмейстерская контора.
- В XVIII – XX веках вышли труды по генеалогии Феофана Прокоповича, М.М. Щербакова,
А.Т. Князева, М.Г. Спиридова, П.В. Долгорукова,
Ю. Воейкова, Л.М. Савелова и др.
- Так , что же изучает наука ГЕНЕОЛОГИЯ?
Генеалогия, занимается изучением родословной (рода)
- А, что такое род?
Род – ряд поколений, происходящих от одного предка
Родство бывает:
- кровное – по общему предку;
- свойственное (сватовство) – по брачным союзам;
- духовное (крестные, кумовья) – по восприятию от купели
А так же родство бывает:
- по мужскому колену
- по женскому колену
- Как вы понимаете эти выражения? Что это значит?
- Родословные бывают нескольких видов:
- родословное древо;
- родословная роспись;
- родословная книга;
- родословная таблица
Советы начинающему
- Начните с себя (имя и что оно означает, фамилия и что она означает, дата и место рождения, гороскоп и т.п.)
- Проведите линии от себя к родителям
(отец: ФИО, дата и место рождения, образование, профессия, место работы; мать: ФИО (в том числе и девичья), дата и место рождения, образование, профессия, место работы
- Далее – к бабушкам и дедушкам и т.д.
- Заведите тетрадь или карточку на каждого члена семьи
Родословное древо бывает двух видов:
- нисходящее
(от предков к потомкам);
- восходящее
(от сына к отцу, деду
и т.д.)
Методы работы
- Опрос близких, переписка
(имена, место рождения, даты жизни, занятия, внешний вид, сословие, образование, семейное положение, имеет ли детей, участвовал ли в войнах, имеет ли награды, какие, служба, работа, отношение к жизни, интересные случаи, семейные легенды и т.п.)
- Работа с архивами
(семейные, частные, государственные)
- Работа в библиотеке
(историческая, краеведческая литература, периодика)
Практическая часть:
Попробуем сделать своё ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО?
- Что нам для этого потребуется:
- Лист белой бумаги
- Карандаши или краски
- Картон, клей, ножницы
- Фотографии: своя, мамы, папы, дедушек и бабушек
- Принтер
- Распечатываем на цветном принтере заготовку, если нет цветного принтера – не беда - печатаем черно-белую заготовку и раскрашиваем! (ВНИМАНИЕ: Заготовки в отдельной папке). Приклеиваем полученную картинку на картон.
- 2. Берем свою фотографию, аккуратно вырезаем в форме овала и приклеиваем в самую нижнюю часть дерева.
- 3. Фото мамы и папы также вырезаем и приклеиваем в овалы в середине дерева.
- 4. Слева от мамы приклеиваем фото бабушки и дедушки по маминой линии (мамины родители).
- 5. Справа от папы приклеиваем фото бабушки и дедушки по папиной линии (папины родители).
- Всё! Наше маленькое генеалогическое деревце готово! В большом генеалогическом древе надо учитывать всех братьев-сестер, дядей и тёть, прабабушек и прадедушек, прапрабабушек и прапрадедушек и т.д.
Готовая работа (формат А4) прекрасно помещается в фоторамку форматом 20х30 и, если выполнена аккуратно, наверняка займет почет-ное место на стене.
А теперь проверим, как вы разбираетесь в родственных связях.
ВИКТОРИНА
- Что такое родословная? (История рода).
- Как называется наука, изучающая родословную? (Генеалогия).
- Что такое генеалогическое древо? (История твоего происхождения)
- Антоним слова «предки»? (Потомки).
- Кого мы называем «кузеном», «кузиной»?
- Кем приходится мужу мать и отец его жены? (Тёща, тесть).
- Кем приходится жене мать и отец её мужа? (Свекровь, свёкор).
- Я тебе не отец, но ты мне – сын. Кто я? (Мать).
- Что означает слово «пасынок»? (Неродной сын).
Многие ваши интересы, навыки и таланты перешли к вам по наследству от членов вашей семьи, даже тех, которых вы никогда не видели. Когда-нибудь и вы станете родителями, бабушками, дедушками, и ваши потомки будут оглядываться на вашу жизнь, стремясь узнать, какими вы были. Мы гордимся членами наших семей, которые при жизни делали добро другим людям. Своей жизнью вы обязаны многим поколениям своей семьи. Я вам желаю прожить так, чтобы потомки гордились вами.
Обобщение: «Я ТАКОЙ ЖЕ, КАК ЛЮДИ, ЖИВШИЕ ДО МЕНЯ, И В ТОЖЕ ВРЕМЯ,
Я – ЭТО Я И НИКТО ДРУГОЙ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе» Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»....
Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"
quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически »Цель: Дать учащимся возможность...
мастер-класс.Согласие участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителей родного языка и литературы "Туган тел"на обработку персональных данных.
Яруллина Гульшат Минасхатовна...
Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "
Яруллина Гульшат Минасхатовна имеет высшее образование, закончила Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...
Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»
Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...