« Как замотивировать детей группы риска»
методическая разработка по теме

Пестерникова Елена Владимировна

Распространение педагогического опыта по работе с детьми группы риска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 12.docx17.57 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА»

Авторская разработка

Тема: « Как замотивировать детей группы риска»

на базе объединения «ПРИГЛАШЕНИЕ К ТВОРЧЕСТВУ»

(распространение педагогического опыта)

Выполнила: Пестерникова Елена Владимировна;

педагог дополнительного образования

ХАБАРОВСК

2014

Доброта-это стремление человека сделать счастливыми других людей.

Творческое объединение «Приглашение к творчеству» посещают дети группы риска, родители которых, находятся в социально опасном положении. В таких семьях, как правило, грубо нарушается распределение власти: дети или не имеют права голоса и подвергаются насилию, или напротив, играют роль взрослых при имеющихся родителях. Для подобной семьи характерен организационный хаос-отсутствие проговоренных и принятых всеми правил и норм, регулирующих поведение всех членов. Работа по перестройке дисфункциональной жизни неблагополучной семьи требует установления доверительного контакта как с детьми, так и с родителями, отрабатывания новых форм взаимодействия, воспитания и организации.

Начиная работать с детьми определенной категории(я их называю дети особой заботы)был принят лозунг трёх П-принять-понять-помочь, главной целью объединения стало создание безопасного пространства для ребенка. Были поставлены задачи:

- обучать навыкам безконфликтного отношения с ровестниками, взрослыми, педагогами;

-развивать у детей инициативу, уверенность в своих силах;

-добиваться снижение уровня тревоги, агрессии посредством применения в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий;

-повышать самооценку детей через игровую деятельность;

-обучать коммуникативным навыкам через изодеятельность

Были трудности в создании образовательной программы: какое направление выбрать? как и чем заинтересовать? как дети будут реагировать на проведение занятий? как расположить к себе?

Дело в том, что эти дети часто вынуждены бороться с комплексом неполноценности по отношению к более успешным и  благополучным сверстникам, и этот стереотип «отверженных» продолжает развиваться на протяжении всех лет обучения. Долг любого педагога –помочь каждому ребенку пережить его проблемы, давая надежду на просветление, оказывая моральную поддержку, при этом вселяя веру в его лучшие качества и свойства личности.

Свою творческую образовательную программу я назвала «Приглашение к творчеству», выбрав два основных направления:

-изобразительное искусство (рисование, живопись ,графика)

-художественный труд (аппликация, бумагопластика ,коллаж, тестопластика, флористика, лепка из пластилина)

Рисование-это доступная, весьма интересная и полезная методика; в ней удовлетворяется потребность в творческом самовыражении-проявляется желание и стремление ребенка выразить собственные эмоции, мысли и фантазии, страхи, конфликты символическим образом. Детям, которым трудно разобраться в собственных чувствах и мыслях, рисунок может помочь невербально выразить их, разрядить внутреннюю напряженность и дать материал для коррекционной работы. Кроме того , рисунок-диагностический «инструмент», так как в нем раскрывается видение ребенка, его мир, прочитываются его отношения, мысли, желания и проблемы. Еще одно достоинство рисования состоит в стимулировании и поощрении творческих импульсов ребенка, повышении самооценки в результате полученного удовлетворения и признания  сверстников. Рисование  и художественный труд вносят в личность определенную организованность и порядок.

Занимаясь со своими детьми на первом этапе ,все занятия проводила, применяя игровые технологии и методики, поощряя при этом всех детей, награждая небольшими бонусами (наклейки, звездочки, календарики).В начале каждого занятия стала проводить «урок общения» втечение 10-15 минут, который поможет детям снять напряжение, дать импульс, настрой на творческую деятельность. Так же для эффективного проведения занятия необходимы перерывы с переключением на другой вид деятельности (динамическая и релакспауза, физкультминутка, игра,чаепитие).

Творческие занятия и различные формы их проведения помогли детям выразить личностное «я», обострили внимание к эмоциям и переживаниям, помогли в личностной интеграции и росте, сформировали сплоченность и позитивный настрой.

Но я понимала, что на этом этапе моя работа была незакончена. Была поставлена следующая задача :установить доверительные отношения с родителями , необходимо при этом выразить позицию защиты детей в семье и твердо ее отстаивать. Придерживалась следующих принципов взаимодействия:

- позитивный подход в работе с кризисной семьей;

- опора на сильные стороны семьи;

- неиспользование нотаций, поучений;

- учитывание  интересов детей

От меня потребовались значительные усилия для того, чтобы семья включилась в сотрудничество. Провожая детей домой после занятий, заходила в их семьи, дети рассказывали чем занимались в объединении, показывали свои творческие работы. Знакомилась с бытом, проблемами, помогала в разрешении конфликтов, справедливо оценивала ту или иную ситуацию. Установлению контакта способствовала организация совместного досуга детей и родителей (проведение праздничных мероприятий, выездов на природу, экскурсий), психологическое консультирование (работа психолога центра), групповые занятия по типу группы взаимоподдержки, проведение тренингов. Цель тренинга-познакомить родителей с практическими навыками воспитания детей, активизировать их возможности в воспитании, научить тому, как поощрять правильное и предотвращать неправильное поведение, находить адекватные способы в сложных жизненных ситуациях. В процессе тренинга  используются различные методы: ознакомительные лекции, групповые дискуссии, на которых родители имеют возможность высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме, а также ролевые игры, анализ практических ситуаций, домашние задания.

В заключение хотелось бы сказать, что несмотря на возросший уровень цивилизованности, общество не преодолело тенденции к дивиации. И по всей видимости, только на основе хорошо продуманной концепции  и системы, поддержанной не только нашим объединением, но и на государственном уровне,  возможно рассчитывать на успешное функционирование центра и решение задач для семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методический материал по социальной поддержке детей "группы риска" в помощь преподавателям "Трудный" ребёнок на уроке"

данный методичекий материал содержит рекомендации педагогам по организации учебного процесса с детьми девиантного поведения....

Дети " группы риска " на уроке физики.

Методы работы с учениками  "группы риска"...

Психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска. Из опыта работы

Формы работы. Просвещение школьников. Индивидуальные формы работы. Консультирование учащихся. Просвещение родителей. Консультирование родителей. Просвещение педагогов....

«Психологический практикум «Социализация детей «группы риска»

В статье представлено описание проекта, целью которого является  формирование у подростков «группы риска» адекватной самооценки, снижение потребности в самоутверждении посредством демонстративног...

Опыт ресоциализации детей "группы риска"

В статье представлен опыт работы "ЦДТ"  по работе с детьми «группы риска». Содержание и многообразие форм, применяемых в учебно-воспитательном процессе, дает возможность учреждению дополнительног...

Дети группы риска ( 2007г.)

категории беспризорников, причины возникновения "уличных детей, их жизнь...

Аналитическая справка о дополнительной дифференцированной работе с разными категориями обучающихся (слабоуспевающие дети, дети «группы риска», пропустившие занятия по болезни)

Среди учащихся в процессе обучения английскому языку процент слабоуспевающих составляет около 20%. Это дети с низко сформированными навыками чтения как по русскому языку, так и по английскому, со слаб...