Дополнительная образовательная программа "Ритмопластика"
рабочая программа по теме

Крючков Александр Васильевич

Программа предназначена детям младшего и среднего школьного возраста с целью развития и укрепления здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma_ritmoplastika.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             

 

Дополнительная

образовательная программа

«Ритмопластика»

Возраст 7-12 лет

Срок реализации программы – 2 года

Концертмейстер: Крючков

Александр Васильевич.

г. Узловая - 2010г.

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «Ритмопластика»  для детей в возрасте 7-12 лет.

 Бесспорно, что проблема сохранения здоровья подрастающего поколения является актуальной задачей современного общества.

Программа имеет две направленности – художественно-эстетическую и физкультурно-спортивную.

В основе программы лежит идея поэтапного, ступенчатого освоения мира,  окружающего ребёнка. Главным инструментом в этом увлекательном процессе познания выступает движение, танец.

Известно, что каждый человек несет в себе музыку, которую не всегда слышит. Музыка  это ритм. Каждый человек имеет определённый индивидуальный ритм. Движение пришло от музыки (внутреннего ритма). Примитивные народы имели своё средство выражения  тело, которое «примиряло» ритмы природы и космоса.

 Мы все «танцуем» с грудного возраста  до старости. В процессе своего развития ребёнок начинает понимать, что тело, которое ползает, прыгает, бегает, смеётся или плачет,  принадлежит ему. У него начинают вырисовываться шаткие, неопределённые картины (образы) тела, и педагогу необходимо дать возможность детям пережить всю палитру этого развития. Подтверждая эту мысль, В.А. Сухомлинский писал, что ребёнок «… много познаёт и много знает, но он не познаёт и не знает самого себя. Ведь нравственные истины становятся достоянием, богатством души лишь в том случае, если они добыты, приобретены, пережиты, если они самостоятельно превращены  в личные убеждения».

Отсюда и вытекает первоочередная задача педагога  раскрытие собственного индивидуального потенциала каждого ребёнка. Прежде чем начать изучение конкретных танцевальных форм, очень важно «увидеть тот мир», с которым ребёнок пришёл в коллектив. Раскрыть его с помощью богатства образов, выраженных в детском рисунке, импровизации под любимую музыку, воплощения фантазий в конкретных движениях, и, наконец, первых шагов к самостоятельному творчеству.

Главным в работе кружка является приобщение ребёнка к миру танца, знакомство с различными направлениями, историей и «географией» танца. Ритмичная танцевальная музыка прививает умение через танец выражать различные состояния, мысли, чувства человека, его взаимоотношение с окружающим миром, решая при этом задачу художественно-эстетического и культурного развития.

Ребёнку прививаются необходимые двигательные навыки, умение чувствовать и ощущать музыкальный ритм. Способность согласовывать движения своего тела с музыкой вызывает комфортное состояние, и танцующий испытывает радость и удовольствие, осваивая те или иные задачи, которые ставит перед ним педагог. При этом происходит общее укрепление организма и физическое развитие ребёнка.

С первых занятий дети вовлекаются в мир творчества с помощью развивающих игр. Например, знакомство проходит в танце-представлении своего имени. Каждый участник демонстрирует в движении образ своего «Я», воплощённый в собственном имени. Эта игра показывает степень раскрепощённости ребёнка, богатство его фантазии, умение выразить себя на языке танца. Так дети познают непосредственную связь Слова и Жеста, Звука и Движения, а, значит, Музыки и Танца. Раскованные, готовые к восприятию чётких танцевальных форм, они легко и с интересом усваивают понятия танцевальной азбуки: ритм, размер, темп, характер музыкального произведения.

Живо воспринимающие, свободно общающиеся и тонко чувствующие танцоры способны легко и быстро усваивать консервативный материал обязательной программы спортивных танцев, впитывая, как губки, культурный, социальный и этнический характер европейских и латиноамериканских танцев. В этом уникальном сочетании заключается новизна программы. Здесь заложена основа методики систематической подготовки начинающих танцоров, которая отражает педагогическую целесообразность  её реализации.

В репертуар студии входят популярные танцевальные композиции многих стилей и направлений, что позволяет не только удовлетворить естественную физическую потребность ребёнка в разнообразных формах движения, но и максимально расширить его художественный кругозор, стремление к прекрасному, познаваемому им через разные формы танцевального искусства. В этом состоит отличительная особенность данной программы от существующих, как правило, узконаправленных программ по отдельным  танцевальным направлениям.  

Музыка, как дополнительный методический прием в обучении упражнений и ее эмоциональное воздействие на окружающих. Аэробика и ее значение в оздоровлении занимающихся. Художественная гимнастика, как средство развития координационных способностей занимающихся. Место элементов ритмики, аэробной гимнастики и художественной гимнастики в школьной программе по физическому воспитанию.

Средствами МРВ являются специальные упражнения на согласование движений с музыкой, танцевальные шаги и комбинации шагов, музыкальные игры, упражнения художественной гимнастики и сама музыка.

Словесное объяснение используется на занятиях и включает в себя основные рабочие и профессиональные термины, точные определения.

Показ движений применяется педагогом для передачи ученикам характера движений. Показ помогает ученикам выразительнее, эмоциональнее и технически правильно исполнить любое движение, упражнение, танцевальные комбинации.

Задачи программы:

Овладение определенным запасом знаний, умений и навыков джазового танца.

Познакомить с танцевальной техникой Модерн-джаз и афро-джаз танцев.

Соблюдать системность в процессе обучения (от простого к сложному).

Учитывать возрастные особенности учащихся.

Развивать общий эмоциональный фон учащихся, свободное общение, уверенность, силу духа.

Формы работы: Основными формами работы являются: групповые и индивидуальные занятия. Занятия строятся с учетом целей и задач данного курса и с учетом возрастных особенностей детей каждого класса.

Формы контроля: зачетные уроки (теория и практика), академические концерты, концерты для родителей, театрализованные представления.

Наряду с практическими знаниями с первого курса даются и теоретические знания.

При организации образовательного процесса используются методы: наблюдение, убеждения, стимулирования, создание ситуации успеха для каждого ребенка.

Основой для совершенствования движений и воспитанию у детей необходимых двигательных навыков является воздействие музыки. Подбор музыкального материала для ведения танцевальных занятий играет большую роль.

Словесное объяснение используется на занятиях и включает в себя основные рабочие и профессиональные термины, точные определения.

Показ движений применяется педагогом для передачи ученикам характера движений. Показ помогает ученикам выразительнее, эмоциональнее и технически правильно исполнить любое движение, упражнение, танцевальные комбинации.

Ожидаемый результат определяется в зависимости от возрастной группы и этапа освоения программы.

Основной показатель работы - выполнение программных требований по уровню подготовленности учащихся каждого класса:

физическое развитие;

техническое развитие (технически правильно выполнять движения, танцы);

теоретическое развитие (знание теории);

музыкальное развитие;

эстетическое развитие.

Танец «Полька» позволяет развить мышечную систему, лёгкость и выносливость для исполнения более сложных элементов. Стиль исполнения «Диско» развивает координацию и стимулирует поиск новых оригинальных движений. «Медленный вальс» имеет наиболее сложный ритмический рисунок и способствует развитию музыкального слуха.

Так, на каждой ступени обучения через танцевальные движения, ребята не только научаются элементам самих танцев, но и постигают «связь времён», знакомятся с культурой разных народов.

Другой, не менее важной частью педагогического процесса является личностное развитие воспитанников посредством ориентации детей на творчество, на привитие им навыков общения в танцевальном коллективе и культуры общения в паре. Решить эти трудные задачи помогает, прежде всего, собственный пример педагога. Тон голоса педагога, его внешний вид, выражение лица – в общем, «и лицо, и одежда, и душа, и мысли», а также, пожалуй, и настроение, как педагога, так и группы в целом, подбор музыки,  всё должно находиться в гармоническом соответствии поставленных задач и используемых средств обучения. Вечное стремление к идеалу, самосовершенствование, использование новых техник и стратегий позволяет самому педагогу подниматься на более высокую ступень мастерства, а значит, и коллектив, как светящийся хвост кометы, будет следовать за своим центром.

Когда ребята начинают танцевать, свободно двигаться, танец становится путеводной нитью в область нереализованных ценностей, желаний, чувств, тропой к раскрытию творческого потенциала человека.

Осознание ребятами своих способностей, достигнутых успехов, пусть даже незначительных, повышает их волевую активность, укрепляет веру в свои силы.

Большое внимание на занятиях мной уделяется правилам подачи учебного материала и построения урока. При изучении нового и повторении пройденного материала я как можно чаще меняю построение детей в зале, меняю в последовательном порядке линии, по которым выстроены дети. Например, через каждые 3-4 движения ученики, стоящие в первой линии, переходят в последнюю (“едут на Камчатку”), соответственно вторая линия становиться первой. В противном случае дети, постоянно находящиеся в последних линиях, привыкнув смотреть на ноги впереди стоящих, никогда не научатся мыслить и работать самостоятельно. Кроме того, при перестроении создаётся оживлённая, игровая атмосфера, происходит своеобразная разрядка.

Следует помнить, что существует прямая связь между двигательными (пластическими) и волевыми качествами человека. Без целеустремлённости, выдержки, настойчивости невозможно добиться нужной силы, быстроты, выносливости. Сила – это способность преодолевать сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечного напряжения. Выносливость – это способность к длительному сохранению работоспособности, т.е. умение противостоять утомлению. Специальная выносливость в хореографии сочетает в себе все эти качества.

Приёмы отработки любого специального вида выносливости увеличивают число повторений движений; повышают интенсивность работы над движением; чередуют оба эти приёма; дают предельные нагрузки, правильное, глубокое дыхание благотворно влияет на головной мозг.

Целью программы является обучение детей основам танцевального искусства, развитие способности к самовыражению языком танца.

Задачи.

1. Художественно-эстетическое воспитание и культурное развитие детей посредством:

– знакомства с различными стилями, историей и географией танцевального искусства;

– обучения умению чувствовать музыкальный ритм и стиль;

– формирования художественного вкуса, развития способности к творческой импровизации в области спортивного танца.

2. Развитие физических возможностей детей с помощью:

– укрепления общего физического состояния организма;

– освоения необходимых двигательных навыков;

– развития умения согласовывать движения тела с музыкой.

3. Воспитание и развитие у детей таких личностных качеств, как:

– волевая активность;

– вера в свои силы;

– дисциплинированность, ответственность;

– навыки культурного общения друг с другом, в коллективе.

4. Формирование творческого коллектива детей и родителей.

Программа «Ритмопластика» рассчитана на год обучения (72 часа) и предназначена  для  начинающих танцоров в возрасте от 7 до 14 лет.

В учебных группах занимаются по 20-30 обучающихся в возрасте:

7-9 лет, 10-14 лет – первый год обучения.

Занятия  проводятся два раза в неделю, каждое по часу, по ступеням.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

По окончании первого года обучения дети будут знать:

– начальные понятия танцевальной музыкальной азбуки (музыкальный размер, ритм, музыкальная фраза);

– танцевальную терминологию (названия танцевальных фигур);

– историю и географию танцев народов мира;

– этикет общения с педагогом и в детском коллективе.

Они будут уметь:

– исполнять танцевальную программу первых трёх (четырёх) ступеней мастерства;

– самостоятельно составлять танцевальные композиции;

– «слушать музыку».

Дети овладеют навыками:

– психологической концентрации;

– мышечного напряжения и расслабления;

– танцевальной координации;

– общения в паре и в детском коллективе.

Тематическое планирование

1 год обучения

72 часа в год

   № п/п

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Музыкально-ритмическое развитие

8

2

6

3

Двигательные навыки и упражнения

26

4

22

4

Массовые танцы

16

2

14

5

Музыкально-ритмические игры

20

4

16

Итого:

72

13

59

Содержание программы

1 год обучения (72 часа)

Тема 1. Водное занятие. 2(1/1)

Теория

Правила поведения на занятиях,    рекомендуемая форма для занятий  правила личной гигиены и техники безопасности.

Практика. Разучивание танцевального приветствия (поклон), игра «Знакомство».

Тема 2. Музыкально-ритмическое развитие. 8 часов (2/6)

Теория. 1. Изучение темпов:

- ярко-контрастный

- умеренный

- умеренно- быстрый, умеренно медленный

2. Динамика: громко, тихо

Практика. Прослушивание музыкальных фрагментов и воспроизведение ритмических рисунков хлопками в ладоши, кивками и др.

Знакомство с характером музыки различных стилей: народные плясовые мелодии, классическая, марши, вальсы, современная, детские песни, диско-музыка.  Музыкальные размеры в движении (2/4, 4/4)

Тема 3. Двигательные навыки  и упражнения. 26 часов (4/22)

Теория. 1. Основные движения (выполнение основных видов движений в медленном, умеренном темпах. Четкая координация движений с музыкой)

2. Общеразвивающие, разнонаправленные асимметричные упражнения для различных групп мышц с увеличением динамических, статических нагрузок, объемов и переключаемости движений;

3.Формирование основных навыков  движения: ходьба, бег, прыжковые движения в различных  темпах.

4. Движения в пространстве.

5. Упражнения на дыхание.

Практика. Упражнения аэробной гимнастики:

Базовые упражнения;

Упражнения на координацию;

Танцевальные упражнения;

Упражнения в партере;

Упражнения на растягивание (стретчинг)

Упражнения художественной гимнастики:

Ходьба бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим шагом, топающим шагом, «с каблучка», вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), «шагом, с ускорением и замедлением»

Прыжки:

а) прыжки со сменой ног впереди (прямыми и согнутыми); по сторонам;

          б) разнообразные сочетания прыжков на одной и на двух ногах на месте, с продвижением вперед, различные виды галопа, подскоков,  маховые элементы и др.;

Волнообразные движения;

Равновесие

Повороты с переступанием, прыжком, скрестный поворот

Простейшие упражнения на дыхание: Комплекс йоги и практики Баланс 4-х стихий.

    Тема 4. Массовые танцы. 16 часов (2/14)

Теория. Стили и направления танцев. Из истории танцев. Динамичные характеристики игрового образа, использование пластических средств (поза, мимика, пантомима)

Практика. - Танцы с повторяющимся ритмическим рисунком («Летка Енка», «Московская кадриль», «Сиртаки»)

- Танцы-приговорки (например «Раз, два, три на носочки», «Лавата», «Гопак», «Буги-Вуги», «У дяди Абрама» и т.д.)

- Детские бальные танцы («Берлинская полька» по кругу, «Вару-вару», «Рилио», «Гавана».)

 - Диско-танцы: («Макарэна», «Стирка», «Las Ketshyp Sohn», «Автостоп», «Травольта»)

Тема 5. Музыкально-ритмические игры. 20часов (4/16)

Теория

Объяснение инструкций к играм. Правила игры. Разновидности игр.

Практика

- Игры по перемещению в пространстве («Движение в пространстве», «Спонтанное движение», «Палитра», «Молекула », «Температура», «Хвост дракона», «Машинисты»,)

- Игры-эстафеты:

а) для развития скоростно-силовых качеств: «пятнашки», «салки в два круга», «ловушка», «успей занять свое место», «пингвины» и т.д.;

б) для развития гибкости, координации движений и чувство ритма («Гусеница», «Змейка» «Тихо-громко»)

 

- Танцевальные игры с актерской задачей (выразить радость, грусть)

- Музыкально-танцевальные импровизации («Зеркало», «Пойми меня», «Образ «Я» через движение»)

Итоговое занятие.

Методическое обеспечение программы

Технические средства: музыкальный центр, фонограммы  на дисках. Для занятий  необходимо просторное помещение, желательно оборудованное зеркалами. Для партерной гимнастики необходимы коврики.

Также материально-техническая, методическая, кадровая база.

Список литературы

  1. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий: Учебно-методическое пособие. М. «Терра – спорт» Крючик Е.С.
  2. Барышникова Т. Азбука хореографии. - СПб, 1996.
  3. Богомолова Л. Танец: ритм и пластика. – М., 1997.
  4. Гимнастика – учебник для техникумов физической культуры М. «Физическая культура и спорт» 1985г. Брыкин А.Т.
  5. Гимнастика: Учеб. для  студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Л. Журавина,               О.В. Загрядская, Н.В. Казакевич и др.; Под ред. М.Л. Меньшикова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002г.
  6.  Коренева Т.Ф. "Музыкальный ритм движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста", М.: 2001, "Владос"
  7. Морозова Ю.В. Радуга здоровья.  – Челябинск 2006.
  8. Мур А. Пересмотренная техника в стандартных танцах. – СПб., 1996.
  9. Нетрадиционные виды гимнастики М. «Просвещение» 1992г. Смольский В.М.
  10. Общеразвивающие и специальные физические упражнения для развития двигательных способностей «Министерство Российской Федерации Красноярский гос. Педагогический университет» 2004г. Савчук А.Н.
  11. Оздоровительная гимнастика: теория и методика «феникс» 2002 Менхин Ю.В., Менхин А.В.
  12. Поляков В.А. Практика баланс 4-х стихий. – Одесса,2006.
  13. Сюжетно-ролевые игры: приложение к методике игрового стрейтчинга. – СПб., 1996.
  14. Тобиас М., Стюарт М. Растягивайся и расслабляйся. – М., 1994.
  15. Шапцева Н.Н. Наш выбор – здоровье. – Волгоград: Учитель, 2009.

Приложение №1

Календарно-тематический план занятий

1 год обучения

(1 раз в неделю по 2 часа – 72 часа в год)

№ п/п

Название темы

Количество часов

Кол-во часов

Дата

1.Вводное занятие

 2 (1/1)

сентябрь

1/1

Правила поведения на занятиях,    рекомендуемая форма для занятий  правила личной гигиены и техники безопасности.

Разучивание танцевального приветствия (поклон), игра «Знакомство».

2

1 неделя

2.Музыкально-ритмическое развитие

8 (2/6)

2/1

Изучение темпов:

- ярко-контрастный

- умеренный

- умеренно- быстрый, умеренно медленный

2

2 неделя

3/2

Динамика: громко, тихо

Прослушивание музыкальных фрагментов и воспроизведение ритмических рисунков хлопками в ладоши, кивками и др.

2

3 неделя

4/3

Знакомство с характером музыки различных стилей: народные плясовые мелодии, классическая, марши, вальсы, современная, детские песни, диско-музыка.

2

4 неделя

5/4

Музыкальные размеры в движении (2/4, 4/4)

2

октябрь

1неделя

3.Двигательные навыки и упражнения

26(4/22)

6/1

Основные движения (выполнение основных видов движений в медленном, умеренном темпах. Четкая координация движений с музыкой)

Общеразвивающие, разнонаправленные асимметричные упражнения для различных групп мышц с увеличением динамических, статических нагрузок, объемов и переключаемости движений.

2

2 неделя

7/2

Формирование основных навыков  движения: ходьба, бег, прыжковые движения в различных  темпах.

Движения в пространстве.

Упражнения на дыхание.

2

3 неделя

8/3

Упражнения аэробной гимнастики. Базовые упражнения.

2

4 неделя

9/4

Упражнения аэробной гимнастики. Упражнения на координацию.

2

Ноябрь

1 неделя

10/5

Упражнения аэробной гимнастики. Танцевальные упражнения.

2

2 неделя

11/6

Упражнения аэробной гимнастики. Упражнения на растягивание (стретчинг).

2

 3 неделя

12/7

Упражнения аэробной гимнастики. Упражнения в партере.

2

4 неделя

13/8

Упражнения художественной гимнастики. Ходьба бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим шагом, топающим шагом, «с каблучка», вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), «шагом, с ускорением и замедлением»

2

декабрь

1неделя

14/9

Упражнения художественной гимнастики. Прыжки:

а) прыжки со сменой ног впереди (прямыми и согнутыми); по сторонам;

б) разнообразные сочетания прыжков на одной и на двух ногах на месте, с продвижением вперед, различные виды галопа, подскоков,  маховые элементы и др.

2

2 неделя

15/10

Упражнения художественной гимнастики. - Волнообразные движения

- Равновесие

- Повороты с переступанием, прыжком, скрестный поворот.

2

3 неделя

16/11

Простейшие упражнения на дыхание: Комплекс йоги.

2

4 неделя

17/12

Простейшие упражнения на дыхание: Комплекс Баланс 4-х стихий.

2

Январь

1 неделя

4.Массовые танцы

16 (2/14)

18/1

Стили и направления танцев. Из истории танцев. Динамичные характеристики игрового образа, использование пластических средств (поза, мимика, пантомима)

2

2 неделя

19/2

Танцы с повторяющимся ритмическим рисунком («Летка Енка», «Московская кадриль», «Сиртаки»)

2

3 неделя

20/3-21/4

Танцы-приговорки (например «Раз, два, три на носочки», «Лавата», «Гопак», «Буги-Вуги», «У дяди Абрама» и т.д.)

4

4 неделя

Февраль

1 неделя

22/5-23/6

Детские бальные танцы («Берлинская полька» по кругу, «Вару-вару», «Рилио», «Гавана»).

4

2, 3 недели

24/7-25/8

Диско-танцы: («Макарэна», «Стирка», «Las Ketshyp Sohn», «Автостоп», «Травольта»).

4

4 неделя

Март

1 неделя

5.Музыкально-ритмические игры

20 (4/16)

26/1-27/2

Объяснение инструкций к играм. Правила игры. Разновидности игр.

4

2, 3 недели

28/3-29/4

Игры по перемещению в пространстве («Движение в пространстве», «Спонтанное движение», «Палитра», «Молекула », «Температура», «Хвост дракона», «Машинисты».

4

4 неделя

Апрель

1 неделя

30/5

Игры-эстафеты для развития скоростно-силовых качеств: «пятнашки», «салки в два круга», «ловушка», «успей занять свое место», «пингвины» и т.д.

2

2 неделя

31/6

Игры-эстафеты для развития гибкости, координации движений и чувство ритма («Гусеница», «Змейка» «Тихо-громко»).

2

3 неделя

32/7-33/8

Танцевальные игры с актерской задачей (выразить радость, грусть).

4

4 неделя

Май

1 неделя

34/9-35/10

Музыкально-танцевальные импровизации («Зеркало», «Пойми меня», «Образ «Я» через движение»).

4

2, 3 недели

36/11

Итоговое занятие.

2

4 неделя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей  «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...

Требования к дополнительной образовательной программе для педагога ДО МБОУ ДОД "Центр дополнительного образования" г. Закаменск

Данные требования  разработаны на основании  «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и со...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Духовно-нравственное воспитание через дополнительное образование. Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению.

Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению расширяет, обобщает и систематизирует знания по краеведению, раскрывает новые содержательные аспекты предмета, опираясь на интеллект...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...