«МОИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАМЕРЕНИЯ»
календарно-тематическое планирование (9 класс) на тему

Мелентьева Татьяна Леонидовна

 

 

  Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. И здесь главное - не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный подростком выбор  это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14—15 лет. Согласно ежегодно проводимым  исследованиям лишь 10—15% обучающихся имеют твердые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе; их одолевают противоречивые чувства: «Выбор сделать надо, но не знаю, что мне надо». Это действительно серьезная проблема, которую, так или иначе, необходимо решать. Было бы неверным оценивать позицию учащихся, опираясь на критерии «хорошо - плохо». Это в корне не правильно!

Учащийся, совершая первый профессиональный выбор, приобретает ценный личный опыт. Препятствия вынуждают молодого человека собрать все силы и волю. Формируются необходимые навыки и умения, связанные с преодолением трудностей. Это непременно отразится на благополучии и комфорте подростка, как в эмоциональном, так и в личностном планах.

Успешность человека в современном обществе определяется его достижениями в какой-либо области деятельности, признанием его заслуг в обществе, получении хороших результатов в работе. Успех осознается человеком во время приобретения социального опыта и достигается за счет приложенных стараний и усилий. Успешность оценивается как людьми, так и самим человеком. Потребность в достижении – желание преодолеть, побороть, опередить других; достичь высшего уровня в каком либо деле, быть последовательным и целеустремленным, является одной из ведущих потребностей человека.

Удачное профессиональное самоопределение учащихся является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни. Этому должны способствовать профильное образование старшеклассников и предпрофильная подготовка учащихся среднего звена.

Развитие рыночных отношений в нашей стране предполагает жесткую конкуренцию на рынке рабочей силы. Выигрывает самый знающий и способный (умеющий), одним словом, лучший! Чем быстрее молодой человек разрешит проблемную ситуацию с выбором профессии, тем больше у него будет времени и возможностей для целенаправленного саморазвития, подготовки.

Специфика сегодняшнего полного среднего образования заключается в том, что практически повсеместно в 10—11-х классах введено профильное обучение, то есть обучение старшеклассников ориентировано на конкретную профессиональную сферу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_moi_profes_namereniya.docx34.77 КБ

Предварительный просмотр:

 «МОИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАМЕРЕНИЯ»

(9 КЛАСС)

ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

  Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. И здесь главное - не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный подростком выбор  это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14—15 лет. Согласно ежегодно проводимым  исследованиям лишь 10—15% обучающихся имеют твердые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе; их одолевают противоречивые чувства: «Выбор сделать надо, но не знаю, что мне надо». Это действительно серьезная проблема, которую, так или иначе, необходимо решать. Было бы неверным оценивать позицию учащихся, опираясь на критерии «хорошо - плохо». Это в корне не правильно!

Учащийся, совершая первый профессиональный выбор, приобретает ценный личный опыт. Препятствия вынуждают молодого человека собрать все силы и волю. Формируются необходимые навыки и умения, связанные с преодолением трудностей. Это непременно отразится на благополучии и комфорте подростка, как в эмоциональном, так и в личностном планах.

Успешность человека в современном обществе определяется его достижениями в какой-либо области деятельности, признанием его заслуг в обществе, получении хороших результатов в работе. Успех осознается человеком во время приобретения социального опыта и достигается за счет приложенных стараний и усилий. Успешность оценивается как людьми, так и самим человеком. Потребность в достижении – желание преодолеть, побороть, опередить других; достичь высшего уровня в каком либо деле, быть последовательным и целеустремленным, является одной из ведущих потребностей человека.

Удачное профессиональное самоопределение учащихся является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни. Этому должны способствовать профильное образование старшеклассников и предпрофильная подготовка учащихся среднего звена.

Развитие рыночных отношений в нашей стране предполагает жесткую конкуренцию на рынке рабочей силы. Выигрывает самый знающий и способный (умеющий), одним словом, лучший! Чем быстрее молодой человек разрешит проблемную ситуацию с выбором профессии, тем больше у него будет времени и возможностей для целенаправленного саморазвития, подготовки.

Специфика сегодняшнего полного среднего образования заключается в том, что практически повсеместно в 10—11-х классах введено профильное обучение, то есть обучение старшеклассников ориентировано на конкретную профессиональную сферу.

На рынке труда появляется все больше новых профессий со своей системой требований к личности кандидата. Информацию об этих профессиях учащиеся либо не имеют вообще, либо имеют в ограниченном, чаще искаженном виде.

Данные занятия, безусловно, являются частью той большой работы, которая организуется и проводится в школе в целях профориентации.

Данный курс предназначен преимущественно для учеников девятых классов и рассчитан на 9 занятий по 1 уроку.

Курс предполагает проведение диагностической, информационно-просветительской и обучающей работы с детьми. В качестве форм организации учебных занятий предлагается использовать: ролевые игры, диспуты и дискуссии, учебно-тренинговые занятия с последующим рефлексивным анализом, тестовые методики профнаправленности.

Цели:

-   оказать эффективную психолого-педагогическую поддержку учащимся 9-х классов;

-   оказание помощи учащимся в формировании профессиональных намерений и

   успешном профессиональном самоопределении;

-   открыть перед юношами и девушками перспективу в дальнейшем личностном развитии;

-   помочь молодым  людям определить свои жизненные планы и в соответствии с ними

   выстроить алгоритм действий.

Задачи:

-  формирование актуального для подростков «информационного поля»;

-  оформление углубленного представления школьников о мире профессий;

-  диагностика собственных ресурсов и интересов учащихся;

-  формирование профессиональных намерений учеников с учетом имеющихся

  у них интересов и способностей;

-  овладение способами самосовершенствования личности с целью успешной

  профессиональной самореализации в будущем;

-  обеспечение подростков средствами самопознания, развитие навыков и умений

  по целеполаганию и планированию;

-  формирование мотивов саморазвития, личностного роста.

Программа по профориентации «Мои профессиональные намерения» призвана помочь школьникам в нелегкий переходный период. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей специфику возраста.

Программа рассчитана на 17 занятий по 1 часу или 34 получасовых занятия.

Форма проведения – групповая и индивидуальная работа.

Этапы проведения:

  1. Ознакомительно-ориентировочный
  2. Проективный, коррекционный
  3. Основной, развивающий

Работа осуществляется с помощью игровых методов, методов моделирования; использования диагностических методик, методов групповой работы, таких как дискуссия и «генерация идей» («мозговой штурм»). Введено простейшее релаксационное упражнение «Полное дыхание».

Данные занятия, безусловно, являются частью той большой работы, которая организуется и проводится в школе в целях профориентации. Это и трудовое обучение, и организация экскурсий на предприятия, организация встреч с представителями различных профессий.

Тематическое планирование курса «Профориентация»

п/п

Сроки

Тема занятий

Кол-во

часов

Формы и методы

работы

1

Ориентировочное

1

Тест

2

Классификация профессий

2

Упражнение, работа в парах, тест

3

Выбор и моделирование

2

Практическая работа, тест

4

Темперамент и выбор профессии

1

Ассоциативная игра, тест

5

Интересы и выбор профессии

2

Имитационная игра

6

Склонности и профессиональная направленность

2

7

Профессиональный тип личности

3

8

Деловая игра «Кадровый вопрос»

1

9

Как достичь успеха в профессии

2

Анкета мотивации

10

Поддержка друзей

1

Упражнение, информационная таблица

Литература:

1.  Г.В. Резапкина. Секреты выбора профессии. М.:Генезис, 2003.-80с.: ил.

2.  М.Ю. Савченко. Профориентация. Личностное развитие: Практическое руководство для классных руководителей/под науч. ред.Л.А.Обуховой.- М.:ВАКО,2005,240с.

3.  И.В. Гладкая. Диагностические методики предпрофильной подготовки, Санкт-Петербург.: КАРО,2006,276с.

4.  Н.В. Тутубалина. Твоя будущая профессия, Р/на-Дону.:Феникс, 2006,280с.

5.  Н.С. Пряжников. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники.- М.:ВАКО,-2005.-288с.

6.  О.В. Еремкина. Познаю себя и других. М.:Центр «Педагогический поиск», 2002.-160с.

7.  Т.В.Черникова. Профориентация школьников: сб. учеб. - метод. материалов.- Волгоград: Учитель, 2007.-120с.

8.  В.Д.Симоненко. Технология, М.: Вентана-Граф,2006.-314с.

Контрольные вопросы

1. Цель профориентации это

а) знакомство школьников с профессиональными учебными заведениями и предприятиями города для последующего выбора карьеры;

б) изучение профконсультантом индивидуально-психологических особенностей учащихся для подбора подходящей профессии каждому из них;

в) обучение школьников самостоятельному, осознанному выбору профессии;

г) формирование у учащихся представлений об особенностях различных профессий.

2. Должность это

а) профессия; б) специальность;

в) призвание;

г) служебная обязанность.

3. Учитель начальных классов это

а) профессия; б) специальность;

в) должность;

г) призвание.

4. Безработными признаются

а) лица, не достигшие 16 лет;

б) инвалиды 1 и 2 группы;

в) лица, отказавшиеся в Центре занятости населения от 2-х вариантов подходящей работы в течение 10 дней;

г) трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в Центре занятости населения как ищущие работу.

5. Для учащегося, предпочитающего профессию типа «человек техника», наиболее пригодна работа

а) кассира; б) оператора персонального компьютера;

в) механика;

г) секретаря-машинистки.

6. Профессия бухгалтер относится к типу

а) «человек — человек»; б) «человек — техника»;

в) «человек — художественный образ»;

г) «человек — знаковая система».

7. К типу «человек художественный образ» относится профессия

а) экскурсовода; б) цветовода;

в) медсестры;

г) дизайнера.

8. Специального профессионального отбора требует профессия:

а) геолога;

б) летчика; в) следователя;

г) журналиста.


Контрольные вопросы к модулю II

1. Учащийся, который любит заниматься конкретными вещами, требующими ручных умений, ловкости, настойчивости относится к

а) интеллектуальному типу;

б) практическому типу;

в) социальному типу;

г) предприимчивому типу.

2. Ученику с интеллектуальным типом личности больше подходит профессия

а) программиста; б) бухгалтера;

в) коммерсанта;

г) брокера.

3. Для усидчивого, исполнительного, дисциплинированного человека, отдающего предпочтение четко сформулированным действиям, наиболее подходящей будет профессия

а) художника; б) журналиста;

в) парикмахера;

г) корректора (специалиста, исправляющего ошибки в текстах).

4. Человеку, относящемуся к социальному типу личности, лучше заниматься

а) научной деятельностью;

б) конкретным практическим трудом;

в) воспитательной работой;

г) работой, связанной с обработкой знаковой информации.

5. Для успешной деятельности у юриста более всего должны быть выражены

а) словесные способности;

б) организаторские способности;

в) счетные способности;

г) способности к пространственному мышлению.

6. Пространственное мышление наиболее необходимо в профессии

а) экскурсовода; б) музыканта;

в) врача;

г) конструктора.

7. Руководить людьми легче человеку, имеющему темперамент

а) сангвиника; б) холерика;

в) флегматика;

г) меланхолика.

8. Работу, требующую высокой чувствительности, легче выполнять

а) холерику; б) флегматику;

в) сангвинику;

г) меланхолику.

9. Работа, требующая подвижности, частой смены обстановки, меньше всего подходит

а) холерику; б) флегматику;

в) сангвинику;

г) меланхолику.

10. Для меланхоликов в профессии врача будет неудачной специализация

а) терапевта;

б) хирурга;

в) окулиста;

г) фтизиатра.

11. Для успешного выбора профессии необходимо

а) принять решение по совету родственников;

б) получить ту же профессию, что и лучший друг;

в) принять решение, зная требования профессии и учитывая свои возможности и особенности;

г) ориентироваться на популярность профессии в обществе.

12. Для успеха в трудовой деятельности наиболее существенной причиной выбора профессии является

а) романтичность;

б) хорошие условия труда;

в) высокая зарплата;

г) заинтересованность в деле.

Диагностическая методика «Профессиональное самоопределение»

Инструкция. «Вам предлагается ряд утверждений об особенностях ваших представлений о мире профессий. Если вы согласны с тем, что написано в утверждениях, то в бланке листа ответов поставьте знак «+», если не согласны — знак «-». Постарайтесь не думать долго над ответом, нас интересует ваша первая реакция. Ответить необходимо на все вопросы. Надеемся на вашу искренность. Заранее благодарим».

Вопросы

1. Я отношусь к тем людям, которые выбирают не конкретную профессию, а уровень образования.

2. Я не принимаю серьезных решений мгновенно.

3. Когда мне нужно решиться на какое-то важное дело, я самым серьезным образом оцениваю свои способности.

4. Я знаю, в каких условиях буду работать.

5. Я анализирую свое прошлое.

6. Я тяжело переношу неудачи в жизни.

7. Я знаю обязанности, которые буду выполнять на работе.

8. Меня обязательно будут уважать за мои знания и опыт.

9. Я ищу в прошлом истоки того, что со мной происходит в настоящем.

10. Мне не нравится, что поиск дела по душе требует больших усилий.

11. Все мои действия подчинены определенным целям.

12. У меня вошло в привычку думать о том, что со мной происходило раньше.

13. По моему мнению, знание будущей работы до мельчайших подробностей не гарантирует от разочарований.

14. Я приложу все усилия, чтобы иметь высокие знания и навыки хотя бы в одной области (практической или теоретической).

15. У меня стало привычкой анализировать важные события моей жизни.

16. Я ничего не делаю без причины.

17. Меня вполне устраивает моя пассивность.

18. Я задумываюсь о том, что меня ждет в будущем.

19. Я предпочитаю спокойную, малоответственную работу.

20. Я отношусь к тем людям, которые поступают необдуманно.

21. Я буду менять места работы до тех пор, пока не найду то, что мне нужно.

22. Первая же крупная неудача может «выбить меня из седла».

23. Я не задумываюсь о своем будущем.

24. Я не выберу работу, требующую большой отдачи.

25. Я знаю самого себя.

26. Я буду добиваться своего, даже если это вызовет неудовольствие родных и близких.

27. Чем больше профессий я узнаю, тем легче мне будет выбрать.

28. Мне не нравится быть самостоятельным.

29. Я не собираюсь заранее планировать уровень образования, который я хотел бы получить.

30. Меня страшит ситуация, в которой я должен сам принимать решение.

31. Я не жалею времени на обдумывание вариантов сложных математических задач.

32. Когда меня постигают неудачи, я начинаю думать, что ни на что не способен.

33. Я не представляю себя работником, решающим производственные и личные проблемы, связанные с производством.

34. Я вряд ли смог бы выполнить производственные задания без помощи руководителя.

35. Мне трудно узнать о перспективах, которые дает та или иная профессия.

36. Я считаю, что интуиция основана на знании.

37. Чтение справочников о профессиях ничего мне не дает.

38. У меня нет устойчивых взглядов на мое профессиональное будущее.

39. В моей жизни мало успехов.

40. Я стремлюсь целенаправленно узнавать о профессиях, учебных заведениях и местах работы.

41. Я очень беспокоюсь, смогу ли я справиться с трудностями, а может, и неудачами в своей профессиональной жизни.

42. Я признаю только обдуманный риск.

43. Многие мои планы срываются из-за моей неуверенности в себе.

44. Я отношусь к тем людям, которые живут настоящим.

45. Я с детства привык доводить начатое дело до конца.

46. Я боюсь делать важные шаги в своей жизни.

47. Я знаю, что мне интересно.

48. Было время, когда я строил образ «идеальной профессии» без конкретного названия.

49. Когда я иду на компромисс, у меня портится настроение.

50. Я готов приложить много усилий, чтобы добиться того, что мне нужно.

51. Я знаю, чего я добьюсь в жизни.

52. Я могу назвать профессии, которые интересовали меня в детстве.

53. Я мало задумываюсь о своей жизни.

54. Я не могу определить своего отношения к тому, что мне необходимо принимать решения.

55. В оценке профессии эмоции у меня играют большую роль.

56. Если я чего-то очень захочу, я преодолею любые препятствия.

57. У меня нет определенных требований к будущему.

58. При принятии решений я полагаюсь на интуицию.

59. Мне не нравится, когда от меня требуют инициативы и активности.

60. Я знаю, что у меня есть такие черты характера, которые совершенно необходимы для моей профессии.

61. Я соломинка, влекомая течением жизни.

62. Когда я думаю о том, что мне нужно выбирать профессию и место учебы (работы), у меня портится настроение.

63. При выборе из двух или нескольких возможностей я полагаюсь на ту, которая внешне более привлекательна.

64. Своим поведением в настоящем я строю фундамент для будущего.

65. Если что-то помешает мне получить выбранную профессию, я легко поменяю ее на другую.

66. Я никогда не задумывался, по каким законам устроен мир профессий.

67. Я считаю, что люди, которые многого достигли в жизни, знали, почему они поступают так, а не иначе.

68. Практическая работа (в кружках, на УПК, практике) очень помогла мне в понимании мира профессий.

69. Я с трудом уживаюсь с другими людьми.

70. Я сознательно стремлюсь к достижению намеченных целей.

71. Любой совет, данный мне со стороны, может поколебать мой выбор профессии.

72. Я знаю, что для меня в жизни важно.

73. Я не доверяю тому, что написано в книгах о профессиях.

74. Я планирую свою жизнь хотя бы на неделю вперед.

75. Я не знаю, почему я выбрал именно эту профессию.

76. Лучший способ познакомиться с миром профессий — поговорить с тем, кто по ней работает.

77. Мне не нравится, когда много думают о будущем.

78. В учебном заведении я получу все необходимые знания и больше никогда учиться не буду.

79. Я знаю область, в которой я добьюсь больших успехов, чем в других.

80. Заранее известных способов изучения мира профессий не существует.

81. Мне не нравится, когда много рассуждают о том, кем быть.

82. Мне трудно спланировать свою жизнь даже на неделю вперед.

83. Я считаю, что в обществе все равны по своему положению.

84. Большинство сведений о профессиях я воспринимаю как ненужные.

85. Фактически я выбрал (выбираю) учебное заведение, не думая, где я буду работать после его окончания.

86. Мне все равно, будут ли уважать меня на работе как профессионала.

87. В своих поступках я всегда опираюсь на проверенные сведения.

88. Все, что со мной происходит, — дело случая.

89. Мне не хочется брать на себя ответственность за выбор профессии.

90. В важных решениях я не иду на компромиссы.

91. Я не доверяю рекламе профессий.

92. Я не понимаю причин многих моих поступков.

93. Мои самооценки совпадают с тем, как оценивают меня друзья.

94. Я не понимаю самого себя.

95. Я начинаю нервничать, когда задумываюсь о том, что меня ожидает.

96. Мой опыт показывает, что от анализа своих мыслей и переживаний пользы мало.

97. Я не знаю, как осуществить свой профессиональный выбор.

98. Я могу отказаться от многого, сейчас ценного для меня, ради перспективных профессиональных целей.

99. Я представляю, каким я буду через 10 лет.

Ключ

 Шкала Автономности (А)

Номер

8 14 19  24 30 34 45 50 53 57 61 65 71 75 78 83 86 92 94 96

Знак

+  +   -    -    -    -   +   +   -    -   -    -    -    -    -   -    -   -   -    -

Шкала информированности (И)

Номер

1   4   7  13  21  27  35  37  40  48  66 68  73  76  80  84 91

Знак

  +   +   +   -    +    +     -    -    +   +    -    +    -    -     -    -    -  

Шкала принятия решения (Р)

Номер

2  3 11 16 20 25 31 36 42 47 51 56 58 63 67 72 79 87 90 93

Знак

+  +  +  +   -   +   +   +   +  +   +   +   -    -   +   +   +   +   +  +

Шкала планирования (П)

Номер

5 9 12 15 18 23 29 38 44 52 60 64 70 74 82 85 88 97 98 99

Знак

+ + +   +   +   -    -    -    -  +    +  +   +   +   -    -    -   -   +   +

Шкала эмоционального отношения (Э)

Номер

6 10 17 22 26 28 32 33 39 41 43 46 49 54 55 59 62 69 77 81 89 95

Знак

-    -    -    -     +     -    -     -     -    -     -     -     -    -     -     -    -     -     -     -     -    -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование профессиональных намерений обучающихся, воспитанников с целью адекватного выбора жизненного пути.

На примере работы проекта "Время выбирать профессию" поднята проблема проориентации подростков с ОВЗ....

Презентация к элективному курсу "Мои профессиональные намерения" 8-9 классы.

Презентацию можно использовать как в начале элективного курса, так и на занятиях по отдельным темам, к примеру по теме "Темперамент и выбор профессии". так же презентация может быть иллюстративным мат...

Программа курса по выбору "Мои профессиональные намерения"

Курс по выбору для учащихся 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки...

"Мои профессиональные намерения для учащихся 9-х классов"

Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются стар­шеклассники, - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. И здесь главное - не растеряться, ...

Программа кружковой деятельности «Мои профессиональные намерения»

Программа кружковой деятельности «Мои профессиональные намерения»...