«МОИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАМЕРЕНИЯ»
календарно-тематическое планирование (9 класс) на тему
Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. И здесь главное - не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный подростком выбор это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14—15 лет. Согласно ежегодно проводимым исследованиям лишь 10—15% обучающихся имеют твердые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе; их одолевают противоречивые чувства: «Выбор сделать надо, но не знаю, что мне надо». Это действительно серьезная проблема, которую, так или иначе, необходимо решать. Было бы неверным оценивать позицию учащихся, опираясь на критерии «хорошо - плохо». Это в корне не правильно!
Учащийся, совершая первый профессиональный выбор, приобретает ценный личный опыт. Препятствия вынуждают молодого человека собрать все силы и волю. Формируются необходимые навыки и умения, связанные с преодолением трудностей. Это непременно отразится на благополучии и комфорте подростка, как в эмоциональном, так и в личностном планах.
Успешность человека в современном обществе определяется его достижениями в какой-либо области деятельности, признанием его заслуг в обществе, получении хороших результатов в работе. Успех осознается человеком во время приобретения социального опыта и достигается за счет приложенных стараний и усилий. Успешность оценивается как людьми, так и самим человеком. Потребность в достижении – желание преодолеть, побороть, опередить других; достичь высшего уровня в каком либо деле, быть последовательным и целеустремленным, является одной из ведущих потребностей человека.
Удачное профессиональное самоопределение учащихся является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни. Этому должны способствовать профильное образование старшеклассников и предпрофильная подготовка учащихся среднего звена.
Развитие рыночных отношений в нашей стране предполагает жесткую конкуренцию на рынке рабочей силы. Выигрывает самый знающий и способный (умеющий), одним словом, лучший! Чем быстрее молодой человек разрешит проблемную ситуацию с выбором профессии, тем больше у него будет времени и возможностей для целенаправленного саморазвития, подготовки.
Специфика сегодняшнего полного среднего образования заключается в том, что практически повсеместно в 10—11-х классах введено профильное обучение, то есть обучение старшеклассников ориентировано на конкретную профессиональную сферу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_moi_profes_namereniya.docx | 34.77 КБ |
Предварительный просмотр:
«МОИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАМЕРЕНИЯ»
(9 КЛАСС)
ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. И здесь главное - не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный подростком выбор это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14—15 лет. Согласно ежегодно проводимым исследованиям лишь 10—15% обучающихся имеют твердые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе; их одолевают противоречивые чувства: «Выбор сделать надо, но не знаю, что мне надо». Это действительно серьезная проблема, которую, так или иначе, необходимо решать. Было бы неверным оценивать позицию учащихся, опираясь на критерии «хорошо - плохо». Это в корне не правильно!
Учащийся, совершая первый профессиональный выбор, приобретает ценный личный опыт. Препятствия вынуждают молодого человека собрать все силы и волю. Формируются необходимые навыки и умения, связанные с преодолением трудностей. Это непременно отразится на благополучии и комфорте подростка, как в эмоциональном, так и в личностном планах.
Успешность человека в современном обществе определяется его достижениями в какой-либо области деятельности, признанием его заслуг в обществе, получении хороших результатов в работе. Успех осознается человеком во время приобретения социального опыта и достигается за счет приложенных стараний и усилий. Успешность оценивается как людьми, так и самим человеком. Потребность в достижении – желание преодолеть, побороть, опередить других; достичь высшего уровня в каком либо деле, быть последовательным и целеустремленным, является одной из ведущих потребностей человека.
Удачное профессиональное самоопределение учащихся является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни. Этому должны способствовать профильное образование старшеклассников и предпрофильная подготовка учащихся среднего звена.
Развитие рыночных отношений в нашей стране предполагает жесткую конкуренцию на рынке рабочей силы. Выигрывает самый знающий и способный (умеющий), одним словом, лучший! Чем быстрее молодой человек разрешит проблемную ситуацию с выбором профессии, тем больше у него будет времени и возможностей для целенаправленного саморазвития, подготовки.
Специфика сегодняшнего полного среднего образования заключается в том, что практически повсеместно в 10—11-х классах введено профильное обучение, то есть обучение старшеклассников ориентировано на конкретную профессиональную сферу.
На рынке труда появляется все больше новых профессий со своей системой требований к личности кандидата. Информацию об этих профессиях учащиеся либо не имеют вообще, либо имеют в ограниченном, чаще искаженном виде.
Данные занятия, безусловно, являются частью той большой работы, которая организуется и проводится в школе в целях профориентации.
Данный курс предназначен преимущественно для учеников девятых классов и рассчитан на 9 занятий по 1 уроку.
Курс предполагает проведение диагностической, информационно-просветительской и обучающей работы с детьми. В качестве форм организации учебных занятий предлагается использовать: ролевые игры, диспуты и дискуссии, учебно-тренинговые занятия с последующим рефлексивным анализом, тестовые методики профнаправленности.
Цели:
- оказать эффективную психолого-педагогическую поддержку учащимся 9-х классов;
- оказание помощи учащимся в формировании профессиональных намерений и
успешном профессиональном самоопределении;
- открыть перед юношами и девушками перспективу в дальнейшем личностном развитии;
- помочь молодым людям определить свои жизненные планы и в соответствии с ними
выстроить алгоритм действий.
Задачи:
- формирование актуального для подростков «информационного поля»;
- оформление углубленного представления школьников о мире профессий;
- диагностика собственных ресурсов и интересов учащихся;
- формирование профессиональных намерений учеников с учетом имеющихся
у них интересов и способностей;
- овладение способами самосовершенствования личности с целью успешной
профессиональной самореализации в будущем;
- обеспечение подростков средствами самопознания, развитие навыков и умений
по целеполаганию и планированию;
- формирование мотивов саморазвития, личностного роста.
Программа по профориентации «Мои профессиональные намерения» призвана помочь школьникам в нелегкий переходный период. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей специфику возраста.
Программа рассчитана на 17 занятий по 1 часу или 34 получасовых занятия.
Форма проведения – групповая и индивидуальная работа.
Этапы проведения:
- Ознакомительно-ориентировочный
- Проективный, коррекционный
- Основной, развивающий
Работа осуществляется с помощью игровых методов, методов моделирования; использования диагностических методик, методов групповой работы, таких как дискуссия и «генерация идей» («мозговой штурм»). Введено простейшее релаксационное упражнение «Полное дыхание».
Данные занятия, безусловно, являются частью той большой работы, которая организуется и проводится в школе в целях профориентации. Это и трудовое обучение, и организация экскурсий на предприятия, организация встреч с представителями различных профессий.
Тематическое планирование курса «Профориентация»
№ п/п | Сроки | Тема занятий | Кол-во часов | Формы и методы работы |
1 | Ориентировочное | 1 | Тест | |
2 | Классификация профессий | 2 | Упражнение, работа в парах, тест | |
3 | Выбор и моделирование | 2 | Практическая работа, тест | |
4 | Темперамент и выбор профессии | 1 | Ассоциативная игра, тест | |
5 | Интересы и выбор профессии | 2 | Имитационная игра | |
6 | Склонности и профессиональная направленность | 2 | ||
7 | Профессиональный тип личности | 3 | ||
8 | Деловая игра «Кадровый вопрос» | 1 | ||
9 | Как достичь успеха в профессии | 2 | Анкета мотивации | |
10 | Поддержка друзей | 1 | Упражнение, информационная таблица |
Литература:
1. Г.В. Резапкина. Секреты выбора профессии. М.:Генезис, 2003.-80с.: ил.
2. М.Ю. Савченко. Профориентация. Личностное развитие: Практическое руководство для классных руководителей/под науч. ред.Л.А.Обуховой.- М.:ВАКО,2005,240с.
3. И.В. Гладкая. Диагностические методики предпрофильной подготовки, Санкт-Петербург.: КАРО,2006,276с.
4. Н.В. Тутубалина. Твоя будущая профессия, Р/на-Дону.:Феникс, 2006,280с.
5. Н.С. Пряжников. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники.- М.:ВАКО,-2005.-288с.
6. О.В. Еремкина. Познаю себя и других. М.:Центр «Педагогический поиск», 2002.-160с.
7. Т.В.Черникова. Профориентация школьников: сб. учеб. - метод. материалов.- Волгоград: Учитель, 2007.-120с.
8. В.Д.Симоненко. Технология, М.: Вентана-Граф,2006.-314с.
Контрольные вопросы
1. Цель профориентации — это
а) знакомство школьников с профессиональными учебными заведениями и предприятиями города для последующего выбора карьеры;
б) изучение профконсультантом индивидуально-психологических особенностей учащихся для подбора подходящей профессии каждому из них;
в) обучение школьников самостоятельному, осознанному выбору профессии;
г) формирование у учащихся представлений об особенностях различных профессий.
2. Должность — это
а) профессия; б) специальность;
в) призвание;
г) служебная обязанность.
3. Учитель начальных классов — это
а) профессия; б) специальность;
в) должность;
г) призвание.
4. Безработными признаются
а) лица, не достигшие 16 лет;
б) инвалиды 1 и 2 группы;
в) лица, отказавшиеся в Центре занятости населения от 2-х вариантов подходящей работы в течение 10 дней;
г) трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в Центре занятости населения как ищущие работу.
5. Для учащегося, предпочитающего профессию типа «человек — техника», наиболее пригодна работа
а) кассира; б) оператора персонального компьютера;
в) механика;
г) секретаря-машинистки.
6. Профессия бухгалтер относится к типу
а) «человек — человек»; б) «человек — техника»;
в) «человек — художественный образ»;
г) «человек — знаковая система».
7. К типу «человек — художественный образ» относится профессия
а) экскурсовода; б) цветовода;
в) медсестры;
г) дизайнера.
8. Специального профессионального отбора требует профессия:
а) геолога;
б) летчика; в) следователя;
г) журналиста.
Контрольные вопросы к модулю II
1. Учащийся, который любит заниматься конкретными вещами, требующими ручных умений, ловкости, настойчивости относится к
а) интеллектуальному типу;
б) практическому типу;
в) социальному типу;
г) предприимчивому типу.
2. Ученику с интеллектуальным типом личности больше подходит профессия
а) программиста; б) бухгалтера;
в) коммерсанта;
г) брокера.
3. Для усидчивого, исполнительного, дисциплинированного человека, отдающего предпочтение четко сформулированным действиям, наиболее подходящей будет профессия
а) художника; б) журналиста;
в) парикмахера;
г) корректора (специалиста, исправляющего ошибки в текстах).
4. Человеку, относящемуся к социальному типу личности, лучше заниматься
а) научной деятельностью;
б) конкретным практическим трудом;
в) воспитательной работой;
г) работой, связанной с обработкой знаковой информации.
5. Для успешной деятельности у юриста более всего должны быть выражены
а) словесные способности;
б) организаторские способности;
в) счетные способности;
г) способности к пространственному мышлению.
6. Пространственное мышление наиболее необходимо в профессии
а) экскурсовода; б) музыканта;
в) врача;
г) конструктора.
7. Руководить людьми легче человеку, имеющему темперамент
а) сангвиника; б) холерика;
в) флегматика;
г) меланхолика.
8. Работу, требующую высокой чувствительности, легче выполнять
а) холерику; б) флегматику;
в) сангвинику;
г) меланхолику.
9. Работа, требующая подвижности, частой смены обстановки, меньше всего подходит
а) холерику; б) флегматику;
в) сангвинику;
г) меланхолику.
10. Для меланхоликов в профессии врача будет неудачной специализация
а) терапевта;
б) хирурга;
в) окулиста;
г) фтизиатра.
11. Для успешного выбора профессии необходимо
а) принять решение по совету родственников;
б) получить ту же профессию, что и лучший друг;
в) принять решение, зная требования профессии и учитывая свои возможности и особенности;
г) ориентироваться на популярность профессии в обществе.
12. Для успеха в трудовой деятельности наиболее существенной причиной выбора профессии является
а) романтичность;
б) хорошие условия труда;
в) высокая зарплата;
г) заинтересованность в деле.
Диагностическая методика «Профессиональное самоопределение»
Инструкция. «Вам предлагается ряд утверждений об особенностях ваших представлений о мире профессий. Если вы согласны с тем, что написано в утверждениях, то в бланке листа ответов поставьте знак «+», если не согласны — знак «-». Постарайтесь не думать долго над ответом, нас интересует ваша первая реакция. Ответить необходимо на все вопросы. Надеемся на вашу искренность. Заранее благодарим».
Вопросы
1. Я отношусь к тем людям, которые выбирают не конкретную профессию, а уровень образования.
2. Я не принимаю серьезных решений мгновенно.
3. Когда мне нужно решиться на какое-то важное дело, я самым серьезным образом оцениваю свои способности.
4. Я знаю, в каких условиях буду работать.
5. Я анализирую свое прошлое.
6. Я тяжело переношу неудачи в жизни.
7. Я знаю обязанности, которые буду выполнять на работе.
8. Меня обязательно будут уважать за мои знания и опыт.
9. Я ищу в прошлом истоки того, что со мной происходит в настоящем.
10. Мне не нравится, что поиск дела по душе требует больших усилий.
11. Все мои действия подчинены определенным целям.
12. У меня вошло в привычку думать о том, что со мной происходило раньше.
13. По моему мнению, знание будущей работы до мельчайших подробностей не гарантирует от разочарований.
14. Я приложу все усилия, чтобы иметь высокие знания и навыки хотя бы в одной области (практической или теоретической).
15. У меня стало привычкой анализировать важные события моей жизни.
16. Я ничего не делаю без причины.
17. Меня вполне устраивает моя пассивность.
18. Я задумываюсь о том, что меня ждет в будущем.
19. Я предпочитаю спокойную, малоответственную работу.
20. Я отношусь к тем людям, которые поступают необдуманно.
21. Я буду менять места работы до тех пор, пока не найду то, что мне нужно.
22. Первая же крупная неудача может «выбить меня из седла».
23. Я не задумываюсь о своем будущем.
24. Я не выберу работу, требующую большой отдачи.
25. Я знаю самого себя.
26. Я буду добиваться своего, даже если это вызовет неудовольствие родных и близких.
27. Чем больше профессий я узнаю, тем легче мне будет выбрать.
28. Мне не нравится быть самостоятельным.
29. Я не собираюсь заранее планировать уровень образования, который я хотел бы получить.
30. Меня страшит ситуация, в которой я должен сам принимать решение.
31. Я не жалею времени на обдумывание вариантов сложных математических задач.
32. Когда меня постигают неудачи, я начинаю думать, что ни на что не способен.
33. Я не представляю себя работником, решающим производственные и личные проблемы, связанные с производством.
34. Я вряд ли смог бы выполнить производственные задания без помощи руководителя.
35. Мне трудно узнать о перспективах, которые дает та или иная профессия.
36. Я считаю, что интуиция основана на знании.
37. Чтение справочников о профессиях ничего мне не дает.
38. У меня нет устойчивых взглядов на мое профессиональное будущее.
39. В моей жизни мало успехов.
40. Я стремлюсь целенаправленно узнавать о профессиях, учебных заведениях и местах работы.
41. Я очень беспокоюсь, смогу ли я справиться с трудностями, а может, и неудачами в своей профессиональной жизни.
42. Я признаю только обдуманный риск.
43. Многие мои планы срываются из-за моей неуверенности в себе.
44. Я отношусь к тем людям, которые живут настоящим.
45. Я с детства привык доводить начатое дело до конца.
46. Я боюсь делать важные шаги в своей жизни.
47. Я знаю, что мне интересно.
48. Было время, когда я строил образ «идеальной профессии» без конкретного названия.
49. Когда я иду на компромисс, у меня портится настроение.
50. Я готов приложить много усилий, чтобы добиться того, что мне нужно.
51. Я знаю, чего я добьюсь в жизни.
52. Я могу назвать профессии, которые интересовали меня в детстве.
53. Я мало задумываюсь о своей жизни.
54. Я не могу определить своего отношения к тому, что мне необходимо принимать решения.
55. В оценке профессии эмоции у меня играют большую роль.
56. Если я чего-то очень захочу, я преодолею любые препятствия.
57. У меня нет определенных требований к будущему.
58. При принятии решений я полагаюсь на интуицию.
59. Мне не нравится, когда от меня требуют инициативы и активности.
60. Я знаю, что у меня есть такие черты характера, которые совершенно необходимы для моей профессии.
61. Я соломинка, влекомая течением жизни.
62. Когда я думаю о том, что мне нужно выбирать профессию и место учебы (работы), у меня портится настроение.
63. При выборе из двух или нескольких возможностей я полагаюсь на ту, которая внешне более привлекательна.
64. Своим поведением в настоящем я строю фундамент для будущего.
65. Если что-то помешает мне получить выбранную профессию, я легко поменяю ее на другую.
66. Я никогда не задумывался, по каким законам устроен мир профессий.
67. Я считаю, что люди, которые многого достигли в жизни, знали, почему они поступают так, а не иначе.
68. Практическая работа (в кружках, на УПК, практике) очень помогла мне в понимании мира профессий.
69. Я с трудом уживаюсь с другими людьми.
70. Я сознательно стремлюсь к достижению намеченных целей.
71. Любой совет, данный мне со стороны, может поколебать мой выбор профессии.
72. Я знаю, что для меня в жизни важно.
73. Я не доверяю тому, что написано в книгах о профессиях.
74. Я планирую свою жизнь хотя бы на неделю вперед.
75. Я не знаю, почему я выбрал именно эту профессию.
76. Лучший способ познакомиться с миром профессий — поговорить с тем, кто по ней работает.
77. Мне не нравится, когда много думают о будущем.
78. В учебном заведении я получу все необходимые знания и больше никогда учиться не буду.
79. Я знаю область, в которой я добьюсь больших успехов, чем в других.
80. Заранее известных способов изучения мира профессий не существует.
81. Мне не нравится, когда много рассуждают о том, кем быть.
82. Мне трудно спланировать свою жизнь даже на неделю вперед.
83. Я считаю, что в обществе все равны по своему положению.
84. Большинство сведений о профессиях я воспринимаю как ненужные.
85. Фактически я выбрал (выбираю) учебное заведение, не думая, где я буду работать после его окончания.
86. Мне все равно, будут ли уважать меня на работе как профессионала.
87. В своих поступках я всегда опираюсь на проверенные сведения.
88. Все, что со мной происходит, — дело случая.
89. Мне не хочется брать на себя ответственность за выбор профессии.
90. В важных решениях я не иду на компромиссы.
91. Я не доверяю рекламе профессий.
92. Я не понимаю причин многих моих поступков.
93. Мои самооценки совпадают с тем, как оценивают меня друзья.
94. Я не понимаю самого себя.
95. Я начинаю нервничать, когда задумываюсь о том, что меня ожидает.
96. Мой опыт показывает, что от анализа своих мыслей и переживаний пользы мало.
97. Я не знаю, как осуществить свой профессиональный выбор.
98. Я могу отказаться от многого, сейчас ценного для меня, ради перспективных профессиональных целей.
99. Я представляю, каким я буду через 10 лет.
Ключ
Шкала Автономности (А)
Номер | 8 14 19 24 30 34 45 50 53 57 61 65 71 75 78 83 86 92 94 96 |
Знак | + + - - - - + + - - - - - - - - - - - - |
Шкала информированности (И)
Номер |
| |
Знак | + + + - + + - - + + - + - - - - - |
Шкала принятия решения (Р)
Номер |
| |
Знак |
|
Шкала планирования (П)
Номер |
| |
Знак |
|
Шкала эмоционального отношения (Э)
Номер |
| |
Знак |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование профессиональных намерений обучающихся, воспитанников с целью адекватного выбора жизненного пути.
На примере работы проекта "Время выбирать профессию" поднята проблема проориентации подростков с ОВЗ....
Учебный проект "Профессиональный намерения учащихся 9-11 классов МБОУ "Верхопенская СОШ им. М.Р. Абросимова".
Презентация работы о профессиональном выборе учащихся школы....
Презентация к элективному курсу "Мои профессиональные намерения" 8-9 классы.
Презентацию можно использовать как в начале элективного курса, так и на занятиях по отдельным темам, к примеру по теме "Темперамент и выбор профессии". так же презентация может быть иллюстративным мат...
Программа курса по выбору "Мои профессиональные намерения"
Курс по выбору для учащихся 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки...
"Мои профессиональные намерения для учащихся 9-х классов"
Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. И здесь главное - не растеряться, ...
Рабочая программа по профориентации школьников"Твои профессиональные намерения" для 9 класса
Программа по профориентации школьников...
Программа кружковой деятельности «Мои профессиональные намерения»
Программа кружковой деятельности «Мои профессиональные намерения»...