"Мои профессиональные намерения для учащихся 9-х классов"
элективный курс по психологии (9 класс) на тему
Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. И здесь главное - не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный старшим подростком выбор - это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_moi_professionalnye_namereniya.docx | 29.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Тюменская область Ханты-Мансийский
автономный округ - Югры
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
город Мегион
Рабочая программа
элективного курса
«Мои профессиональные намерения для обучающихся 9-х классов»
педагог-психолог Буракова О.С.
2013 – 2014
уч.год
Пояснительная записка
Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. И здесь главное - не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный старшим подростком выбор - это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14—15 лет. Согласно ежегодно проводимым нами исследованиям лишь 10—15% обучающихся имеют твердые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе; их одолевают противоречивые чувства: «Выбор сделать надо, но не знаю, что мне надо». Это действительно серьезная проблема, которую, так или иначе, необходимо решать. Было бы неверным оценивать позицию учащихся, опираясь на критерии «хорошо - плохо». Это в корне не правильно!
Именно школа должна помочь подросткам к окончанию IX класса разобраться в собственных интересах, способностях и склонностях, дать объективное представление о мире профессий.
Курс «Мои профессиональные намерения» ориентирован именно на такую работу, а именно: на организацию помощи старшеклассникам в профессиональном самоопределении, на формирование способности к целеполаганию и развитию социальной компетентности. Курс поможет определиться учащимся, какие предметы необходимо углубленно изучать для достижения дальнейших целей, а значит, даст возможность более продуктивно использовать другие элективные курсы, предложенные школой. Одновременно с этим курс рассчитан на формирование способности работать в команде и принимать взвешенные решения, развивать в себе уверенность, эмпатию и толерантность.
Курс предназначен для учащихся IX классов. Время проведения курса зависит от условий созданных образовательным учреждением. Вариант проведения данного курса в начале учебного года рекомендован, если в дальнейшем учащимся будут предложены элективные курсы по другим предметам, так как по завершении данного курса девятиклассники смогут разобраться в своих способностях, возможностях и интересах, смогут определиться на какие элективные курсы им необходимо обратить внимание. Если же в образовательном учреждении не планируется проведение элективных курсов по другим предметам, то данный курс можно проводить в конце учебного года, в этом случае он поможет учащимся определиться с дальнейшим образовательным маршрутом, а также предоставит вспомогательный материал администрации школы при формировании десятых классов.
Программа курса «Мои профессиональные намерения» является авторской, разработанная Савченко М.Ю. Она призвана помочь старшеклассникам в нелегкий переходный период. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей специфику возраста.
Концептуальная основа программы
Концептуальной основой программы служит современный теоретический подход в обучении (формирование личностной и социальной компетентности учащихся или тренинг жизненных навыков), использование методологии обучения в группе и интерактивных методов обучения. Занятия содержат материалы, способствующие лучшему пониманию себя, развитию умений и навыков, необходимых при выборе профессии и в продвижении по профессиональному пути.
Знания и навыки, полученные на занятиях по данному курсу, помогут учащимся в любой другой жизненной ситуации. Принципы и законы выбора, которые обсуждаются на этих занятиях, едины для всех ситуаций. Поэтому на модели выбора профессии и профиля обучения подростки смогут потренироваться в совершении любого жизненного выбора, касающегося семьи, будущих детей, работы, места жительства и т. д.
Цель программы
Цель программы: помочь учащимся найти свой собственный образ «Я»; сформировать знания, умения и навыки необходимые при выборе дальнейшего образовательного маршрута с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и возможностей.
Задачи
Задачи курса:
– формировать у учащихся представления о мире профессий и рынке труда, представление о содержании профессии и о требованиях, которые они предъявляют к человеку, желающему приобрести данную специальность, о путях и условиях профессиональной подготовки и о возможностях трудоустройства;
– проведение психологической диагностики по выявлению склонностей, способностей и особенностей участников курса;
– моделирование индивидуального образовательного маршрута в рамках предпрофильной подготовки каждым участником курса.
Специфика курса
Особенностью программы «Мои профессиональные намерения» является методология проведения. В программе используются традиционные методы – тесты, лекционный материал, ситуации, а также интерактивные методы: методы моделирования, групповая дискуссия, «генерация идей» («мозговой штурм»), упражнения-энергизаторы. Введено простейшее релаксационное упражнение «Полное дыхание».
Другой особенностью программы является то, что весь изучаемый материал фиксируется учащимися в индивидуальных маршрутных листах. Они разработаны специально для этой программы и могут использоваться в дальнейшем как индивидуальные карты учащихся.
При необходимости порядок проведения некоторых занятий может варьироваться.
Заключительные занятия направлены на моделирование учащимися индивидуального маршрута и на составление резюме.
Структура программы
Программа рассчитана на 10 занятий (10 часов). Проведение занятий планируется во вторую половину дня. Курс предполагает проведение диагностической, информационно-просветительской и обучающей работы с учащимися
Этапы проведения:
I. Ознакомительно-ориентировочный (занятия с 1-го по 2-е).
II.Проективный, коррекционный (занятия с 3-го по 6-е).
III.Основной, развивающий (занятия с 7-го по 10-е).
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | Виды деятельности |
1 | Ориентировочное. | 1 | Интерактивная лекция, энергизатор, , рефлексия. |
2 | Классификация профессий. | 1 | Интерактивная лекция, работа в группах, упражнение-энергизатор, работа в группах. |
3. | Выбор и моделирование. | 1 | Интерактивная лекция, Индивидуальная работа в тетрадях, рефлексия. |
4. | Темперамент и выбор профессии. | 1 | Интерактивная лекция, тестирование,рефлексия. |
5. | Интересы и выбор профессии. | 1 | Интерактивная лекция, тестирование,рефлексия. |
6. | Склонности и профессиональная направленность. | 1 | Упражнение-энергизатор, тестирование,рефлексия. |
7. | Профессиональный тип личности. | 1 | Интерактивная лекция, тестирование, упражнение-энергизатор ,рефлексия |
8. | Деловая игра «Кадровый вопрос». | 1 | Работа в группах. |
9. | Как достичь успеха в профессии. | 1 | Психологические упражнения, работа в группах, рефлексия. |
10. | Поддержка друзей. Резюме. | 1 | Психологические упражнения, индивидуальная работа, подведение итогов, рефлексия. |
Итого | 10 часов |
Cодержание программы
Занятие1.Ориентировочное.
Вводное слово ведущего. Знакомство с курсом. Знакомство с учащимися (упражнение «Оригинальное знакомство»). Получение ведущим необходимой информации о профессиональных намерениях учащихся (упражнение «Представление»).
Занятие 2. Классификация профессий.
Выполнение упражнения «Сантики-фантики» (эмоциональный разогрев). Формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий. Классификация профессий:по предмету труда (типы) , по целям труда (классы), по орудиям труда (отделы), по условиям труда (группы). Игра «Молекулы». Закрепление теоретического материала (работа по карточкам)- составление формул профессий.
Занятие 3. Выбор и моделирование.
Вводное слово ведущего. Формирование установки на необходимость профессионального самоопределения. Моделирование своего будущего в заданной ситуации (упражнение «Выбор»). Обсуждение.
Занятие 4. Темперамент и выбор профессии.
Вводное слово ведущего. Классификация способностей. Знакомство с понятием темперамент. Выполнение опросника Айзенка. Обработка данных. Слово ведущего «О типах темперамента и профессиях». Обсуждение результатов.
Занятие 5. Интересы и выбор профессии.
Вводное слово ведущего. Знакомство с понятием интерес. Составление схемы ассоциаций к понятию интерес. Выполнение теста «Карта интересов». Игра «Летает, не летает». Обработка полученных данных по тесту и обсуждение результатов.
Занятие 6. Склонности и профессиональная направленность.
Игра «Круг». Игра «Имитация». Изучение участниками собственных склонностей. Выполнение опросника Е.А.Климова. Обработка полученных данных по опроснику и обсуждение результатов.
Занятие 7. Профессиональный тип личности.
Вводное слово ведущего. Беседа с учащимися «Ошибки в выборе профессии». Выполнение теста «Профессиональный тип личности». Обработка полученных данных по тесту. Составление графика профессиональных типов. Игра «Телеграф». Обсуждение результатов.
Занятие 8. Деловая игра «Кадровый вопрос».
Вводное слово ведущего. Проведение деловой игры «Кадровый вопрос». Обсуждение игры. Рефлексия.
Занятие 9. Как достичь успеха в профессии.
Упражнение «Паутина». Упражнение «Деловые качества» (групповая работа, связанная с биографией знаменитых деловых людей). Упражнение «Веер». Рефлексия.
Занятие 10. Поддержка друзей. Резюме.
Вводное слово ведущего. Упражнение «Лучшее качество соседа слева». Упражнение «Поддержка». Знакомство с понятием резюме. Как составить резюме. Составление резюме учащимися (заполнение предложенного бланка). Прощание с курсом.
Предполагаемые результаты программы
По завершении курса у учащихся должны быть сформированы:
знания и представления:
- о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека, о рынке профессионального труда и образовательных услуг;
- о возможностях получения образования по избранному профилю и о перспективе, о психологических основах принятия решения в целом и выборе профиля обучения в частности;
умения:
- находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля обучения и пути продолжения образования;
- объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
- ставить цели и планировать действия для их достижения;
-выполнять пробы выбора профиля обучения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт.
На занятиях курса обучающиеся также получат необходимую информационную нагрузку. В результате занятий подросток сможет лучше узнать себя, для него актуализируется процесс профессионального и личностного самоопределения, повышается самооценка, происходит коррекция эмоционального состояния, совершенствуются навыки самопрезентации.
ЛИТЕРАТУРА
М.Ю.Савченко. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. – М., 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный проект "Профессиональный намерения учащихся 9-11 классов МБОУ "Верхопенская СОШ им. М.Р. Абросимова".
Презентация работы о профессиональном выборе учащихся школы....
Профориентация школьников. ПРОГРАММА по профессиональной ориентации для учащихся 9 – 11 классов ТРИ ШАГА К УСПЕХУ (основы профессиональной грамотности)
В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей. Поэтому нео...
Программа формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению для учащихся 8 - 11 классов.
Подростковый возраст— это возраст поиска и обретения себя. Вопросы, на которые предстоит ответить подростку, непростые: «Кто я?», «Откуда пришел?» и «Куда я иду?»[Целостное представление о своём ...
Рабочая программа элективного курса «Английский язык в профессиональной сфере» для учащихся 9-х классов
Рабочая программа элективного курса«Английский язык в профессиональной сфере»для учащихся 9-х классов17 часов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТВОЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА » ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ
Рабочая программа разработана на основе программы «Твоя профессиональная карьера. 8-9 классы / под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2006», рассчитана на использование у...
Работа педагога-психолога по профессионально-личностному самоопределению учащихся 7-х классов
Внеурочная деятельность "Професстонально-личностное самоопределение учащихся 7-х классов, описание работы, занятия....
Программа профессиональной пробы для учащихся 9-х классов Изготовление рамки для фотографий.
Программа профессиональной пробы знакомит учащихся 9-х классов с видом профессиональной деятельности-выполнение работ по обработке древесины. Изготовление простых столярных изделий из различных пород ...