ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНО - АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ
материал по теме
"Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества". Ву. А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа | 144.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ " Камышовская ООШ"
ПРОГРАММА
ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ
ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНО - АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ
« Радуга»
для обучающихся 1 – 9 классов
срок реализации – 3 года.
Составитель: Орлова Ирина Анатольевна, ЗДВР МКОУ " Камышовская ООШ"
Год разработки: 2013 год.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В. А. Сухомлинский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
организация воспитательного процесса становится более значимой.
В процессе формирования личности воспитание как целенаправленное воздействие на человека играет определяющую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит в конечном счете состояние общественного сознания и общественной жизни.
Воспитательная парадигма школы требует от учителей максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ученика, способной к творческой мысли, стремящейся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.
Целью воспитания и социализации обучающихся в контексте ФГОС является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Программа воспитания и социализации обучающихся является актуальной и отвечает требованиям ФГОС второго поколения, поскольку личность выпускника трактуется во ФГОС как активная, социализированная, умеющая адаптироваться к изменяющимся общественным условиям. Задачи воспитания и социализации обучающихся рамках ФГОС классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает особенности развития личности гражданина России.
На уровне региона выбраны следующие приоритетные направления воспитания и социализации обучающихся:
- Лидерство;
- Ученическое самоуправление;
- Детские объединения;
- Волонтерство.
Каждое из этих направлений основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать их усвоение обучающимися. Программа «Радуга» имеет социально – педагогическую направленность.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы воспитания и социализации «Радуга» обучающихся являются Закон
«Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее — Стандарт), Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (далее — Концепция).
Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного процесса воспитания, социализации, духовно-нравственного развития обучающихся. Интегрировано входит в урочную, внеурочную, внешкольную деятельность обучающегося и его родителей. Программа обеспечивает духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, своей социальной группы, общечеловеческим ценностям. Она направлена на воспитание и социализацию обучающихся в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье. Проблема воспитания и социализации относится к числу наиболее актуальных проблем современного отечественного образования.
Показателем проблемной ситуации является отношение современных школьников к общественной жизни. Работая с подростками, педагоги наблюдают социальную апатию, равнодушие к общественной жизни, неумение организовать жизнь сообщества, безынициативность.
Известно, что черты гражданской личности закладываются у детей на основе опыта, приобретаемого в семье, школе, социальной среде и определяют в дальнейшем всю жизнь человека. Прежде всего, речь идёт о подготовке школьников к выполнению роли будущих граждан общества. Именно поэтому, данная программа направлена на формирование осмысленного отношения к социально – активной деятельности у обучающихся школы.
Проблема развития сельской школы в современных условиях сложна и объёмна. Социально-экономическая ситуация современного сельского социума ведёт к уменьшению числа учащихся, увеличению количества малокомплектных школ, отток молодых специалистов в другие сферы деятельности. Микросоциум (т. е. сельские жители), с одной стороны притязают на более высокий уровень образования и воспитания на селе, с другой - очень высокой пассивностью и слабой поддержкой сельской школы. Задача школы – воспитание человека – остаётся во все времена актуальной, а решение её – противоречивым, поэтому организация воспитательного процесса становится более значимой.
С 2006 года наша школа является областной пилотной площадкой, а с 2008 года ей присвоен статус областной стажерской площадки «Школа с разновозрастным обучением». Воспитательная работа осуществляется в форме воспитательных дел (ВД). В их основе два подхода – деятельностный и комплексный. Первый требует организации различных видов деятельности школьников: познавательной, трудовой, общественной, художественной, спортивной, ценностно-ориентировочной и свободного общения, второй – органичного «сращивания» всех видов деятельности в едином процессе. ВД одновременно содержит в себе влияния нравственные, эстетические, трудовые, интеллектуальные. Доминирующая воспитательная цель (нравственность) определяет задачи прочих. В каждом деле выделяется стержневая идея, которая совпадает с одним из общих направлений воспитания (умственным, физическим, трудовым и т.д.).
В школе было проведено анкетирование , где были заданы следующие вопросы:
1) Принимаете ли вы активное участие в жизни школьного самоуправления?
2) Хотели ли бы вы самостоятельно подготавливать и проводить мероприятия в школе?
3) Умеете ли вы организовать группу учеников и придумать с ними что-нибудь интересное?
4) Нравится ли вам принимать участие в социально-значимой деятельности?
5) Хотели бы вы стать членом волонтёрского отряда?
В результате анкетирования учащихся школы были выявлены проблемы:
В МКОУ "Камышовская ООШ" существует Детская Общественная Организация "Город Мастеров". Одним из основных принципов деятельности ученического коллектива является Ученическое самоуправление. В работе ученического самоуправления участвуют учащиеся 5-9 классов, начальные классы в данной работе представляют классные руководители, отсюда вытекает следующая проблема- минимальное участие учащихся младшего звена в жизни школы. В школе сложилась система социально-значимой работы, но дети не могут самостоятельно правильно находить проблемы и видеть их решение.
В школе нет постоянно действующего волонтёрского отряда, создаётся он временно, по мере необходимости.
В каждом классе есть лидеры, но они не знают как правильно показать свои умения и организовать коллектив в какую-либо деятельность.
Цель программы: формирование социально – активной личности, способной к самоутверждению, самовыражению, самореализации в условиях сельской школы.
Задачи:
1. Организовать обучающихся на социально-значимую деятельность по средствам ДОО "Город Мастеров";
2. Организовать обучение школьного актива основам управленческой деятельности;
3. Формировать лидерские качества обучающихся в условиях школы разновозрастного обучения;
4. Создать постоянно-действующий волонтёрский отряд.
Предполагаемый результат
Критерии | Показатели | Методики изучения |
Уровень организации социально-значимой деятельности | 1. Количество реализованных социально-значимых дел: 2013 г.-3; 2014 г. -5; 2015 г. -7. 2. Доля обучающихся, участвующих в организации и проведении социально-значимых дел: 2013 г.- 10 %; 2014 г. -20 %; 2014 г. -30 %. 3. Количество совместных мероприятий с социальным окружением: 2013 г. - 3; 2014 г. - 5; 2015 г. -7. | - наблюдение; -анализ учётной документации; |
Качество обучения актива основам управленческой деятельности | 1. Доля обучающихся, прошедших обучение: 2013 г. -10 %; 2014 г. -20 %; 2015г. -30%. 2. Доля обучающихся, проявляющих активность и самостоятельность: 2013 г. -10 %; 2014 г. -20 %; 2015г. -30%. 3. Доля обучающихся, у которых сформированы качества: инициативность, ответственность, коллективизм, организаторские способности. 2013 г. -10 %; 2014 г. -20 %; 2015г. -30%.
| - наблюдение; -анализ учётной документации; - тест по выявлению организаторских способностей; -методика социометрии Дж. Морено; -стадии развития коллектива по Луктошкину |
Сформированность лидерских качеств | 1. Доля обучающихся, участвующих в школьном самоуправлении: 1-4 классы: 2013 г. - 10%; 2014 г. -15 %; 2015 г. - 25%. 5-9 классы: 2013 г. -20%; 2014 г. 30 %; 2015 г. - 40 %. 2. Доля обучающихся, которые предложили и провели школьные мероприятия: 1-4 классы: 2013 г. - 10 %; 2014 г. - 15 %; 2015 г. -25 %. 5-9 классы: 2013 г. - 15 %; 2014 г. - 25%; 2015 г. - 35 %. | -наблюдение; -анализ учётной документации; -диагностика определения общественной активности; --Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе; - методика самооценки лидерских качеств; -Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур. |
Уровень организации работы волонтёрского отряда | 1. Количество участников волонтёрского отряда 2013 г. -20 %; 2014 г. -30 %; 2015 г. -50 %. 2. Количество реализованных добровольческих акций: 2013 г.- 4; 2014 г. -6; 2015 г. - 8 | -наблюдение; -анализ учётной документации;- Методики диагностики толерантности (методика диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко, |
Программа воспитания и социализации обучающихся «Радуга» состоит из следующих направлений:
1 блок – «Лидер»,
2 блок – «Ученическое самоуправление»,
3 блок – «Детские объединения»,
4 блок – «Волонтерство».
Содержание программы
Содержание программы воспитания и социализации по развитию социально – активной личности определяются требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике школы.
Портрет выпускника школы:
Выпускник 1 ступени образования — это человек:
- любознательный, активно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться;
- любящий родной край и свою страну;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Выпускник 2 ступени образования — это человек:
- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
-семьи, гражданского общества, человечества;
- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
- уважающий других людей;
- умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
- осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;
- понимающий значение профессиональной деятельности для человека.
№ п/п | Блоки программы | СОДЕРЖАНИЕ | Формы работы |
1. | «Лидер» | 1 ступень обучения. Понятие лидерства. Типы лидерства. Различные классификации лидеров. Причины выдвижения лидера.Взаимоотношения лидера с другими людьми. Как развивать в себе лидерские качества. Организация и проведение КТД. 2 ступень обучения. Понятие лидерства и теории лидерства. Типы лидерства. Различные классификации лидеров. Причины выдвижения лидера. Лидерство в молодежной неформальной группе. Взаимоотношения лидера с другими членами молодежной неформальной группы. Организация и проведение КТД. | Объединение в рамках внеурочной деятельности «Развиваем лидерские качества» для 1-4 классов. Разработка и проведение КТД. Рефлексия мероприятия. Объединение в рамках внеурочной деятельности «Развиваем лидерские качества» для 5-7 классов. Элективный курс «Лидер» для обучающихся 7-9 классов. Разработка и проведение мероприятия. Рефлексия мероприятия, работа над ошибками. |
2. | Ученическое самоуправление | 1 ступень обучения. Понятие самоуправления. Структура классного ученического самоуправления. Органы классного ученического самоуправления. Направления деятельности органов ученического самоуправления. Организация и проведение КТД. 2 ступень обучения. Понятие самоуправления. Самоуправление как представительство интересов учеников. Структура школьного ученического самоуправления, классного ученического самоуправления. Органы школьного самоуправления. Направления деятельности органов ученического самоуправления. Организация и проведение КТД. | Создание, внедрение, функционирование модели классного ученического самоуправления. Разработка и проведение КТД. Рефлексия мероприятия. Создание, внедрение, функционирование модели классного ученического самоуправления, школьного ученического самоуправления. Элективный курс «Ученическое самоуправления». Разработка и проведение КТД. Рефлексия мероприятия, работа над ошибками. |
3. | Детские объединения | 1 ступень обучения. Виды общественных объединений. Современные детско-молодежные общественные объединения и их классификация. Права и обязанности участников общественных объединений. Направления деятельности общественных объединений. 2 ступень обучения. Понятие, функции и задачи общественных объединений. Современные детско-молодежные общественные объединения и их классификация. Права и обязанности участников общественных объединений. Воспитательные возможности общественных объединений. Направления деятельности общественных объединений. Социальная активность как показатель успешной социализации личности. Организация и проведение КТД. | Создание и функционирование детских объединений. Участие обучающихся в социально – значимых делах Создание и функционирование детских объединений. Вовлечение обучающихся в районные и региональные и детско – молодежные объединения. Участие обучающихся в социально – значимых делах |
4. | Волонтерство | 1 ступень обучения. Развитие качеств личности таких, как «милосердие», «доброта», «терпимость», «взаимопомощь», «любовь к ближнему». Организация отрядов взаимопомощи. Организация и проведение акций помощи животным, пожилым людям. 2 ступень обучения. Понятие волонтерства (добровольчества). История волонтерского движения в европейских странах и России. Современное волонтерское движение в России. Волонтерская деятельность. Виды и направления волонтерской деятельности. | Создание и функционирование отряда«Волонтеры», Участие в общешкольных, городских, региональных акциях. Создание и функционирование отряда«Волонтеры», Участие в общешкольных, городских, региональных, всероссийских акциях. Самостоятельная организация социально – значимых дел. |
Механизм реализации программы воспитания и социализации «Радуга»
1. Сроки реализации: программа воспитания и социализации обучающихся предполагает реализацию в течение 3 –х лет для обучающихся 1-9 классов.
1.Создание основ воспитательной системы (Май 2013-август 2013 года).
2. Развитие воспитательной системы школы за счет внутренних резервов (сентябрь 2013 – август 2014 года).
3. Заключительный (сентябрь 2014 – август 2015 года)
2. Совершенствование нормативно – правовой базы:
- Разработать Положение о деятельности ученического самоуправления;
- Разработать Положение о волонтёрской деятельности.
3. Взаимодействие с локальным социумом и родительской общественностью:
- Презентовать программу на Педагогическом Совете, Совете школы;
- Разработать план взаимодействия семьи и школы;
- Определить формы взаимодействия с локальным социумом.
4. Управленческий аспект программы:
Организационные вопросы программы решает заместитель директора по ВР;
Основными исполнителями программы являются: обучающиеся с 1 по 9 класс, классные руководители, руководитель волонтёрского отряда, молодёжной и детской общественной организации, куратор ученического самоуправления, родители, социальные партнёры.
Руководство и контроль над процессом по реализации Программы возлагается на Администрацию школы.
Программа элективного курса «ЛИДЕР»
Пояснительная записка.
Главными и наиболее важными качествами человека в современном динамичном мире становятся мобильность, конкурентноспособность. Особенно сложно самоопределиться подростку, для которого именно это время является определяющим в его становлении и развитии. Очень важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нем. Для собственной успешности в социуме необходимы определенные знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать ее в рамках определенной деятельности. Чтобы войти в мировое экономическое пространство, равноправно участвовать во всемирной экономической конкуренции, нужны люди особой энергетики, особого понимания проблемы, со своеобразным набором свойств и качеств. Таких людей принято называть лидерами, способными взять на себя инициативу и ответственность за принимаемые решения. Как правило, это любознательная, деятельная, реалистичная, честная, целеустремленная, ответственная, смелая, оптимистическая, творческая личность, умело преодолевающая преграды и достигающая успеха.
Человек приобретает первые лидерские качества в школе и, несомненно, школьному самоуправлению отводится первое место по подготовке лидеров. Проблема организации ученического самоуправления относится к числу наиболее актуальных проблем современного отечественного образования.
Показателем проблемной ситуации является отношение современных школьников к общественной жизни. Работая с подростками, педагоги наблюдают социальную апатию, равнодушие к общественной жизни, неумение организовать жизнь сообщества, безынициативность.
Известно, что черты гражданской личности закладываются в подростковом возрасте на основе опыта, приобретаемого в семье, школе, социальной среде и определяют в дальнейшем всю жизнь человека. Прежде всего, речь идёт о подготовке подростков к выполнению роли будущих граждан общества. Именно поэтому, данная программа направлена на формирование осмысленного отношения к социально – активной деятельности у обучающихся школы.
Формирование лидеров в обществе не может быть стихийным процессом. Этот процесс необходимо организовывать. Опыт работы показывает, что ЛИДЕРА необходимо выявить и растить с младшего школьного возраста, учитывая его возрастные особенности.
Цель: Создание условий для реализации лидерского потенциала обучающихся через активное включение в социально - значимую деятельность.
Задачи:
- Создать условия для формирования организаторских навыков.
- Обучить приемам и методам организации и планирования деятельности.
- Обучить навыкам социальной активности.
- Создать условия для развития инициативности, целеустремленности, ответственности за себя и окружающих.
- Формировать навыки коммуникативного взаимодействия в социуме.
Срок реализации – 3 года, объем часов: 1 ступень обучения - 51 час, 2 ступень обучения - 102 часа.
Формы контроля: наблюдение, тестирование, анкетирование, собеседование, конкурсы.
Формы подведения итогов: конкурсы «Ученик года», «Лидер года», участие в конкурсах различного уровня.
Ожидаемые результаты:
Этапы реализации программы | 1 ступень обучения | 2 ступень обучения |
1 год | Обучающийся должен знать: | |
-основные качества лидера; -права и обязанности обучающихся школы; -структуру и содержание портфолио школьника. | -права и обязанности обучающихся школы; -основные качества лидера, типологию лидера; - структура органов классного самоуправления; -стадии развития коллектива; -формы КТД. | |
2 год | -командные роли и основы формирования команды; - структура органов классного самоуправления; -основы толерантных отношений; -этапы социального проектирования; -права и обязанности обучающихся школы; -формы КТД. | -командные роли и основы формирования команды; - структура органов школьного самоуправления; -основы толерантных отношений; -этапы социального проектирования. -этапы организации КТД. |
3 год | -основные качества лидера, типологию лидера; -стадии развития коллектива; - этапы организации КТД. | - различные классификации лидеров; -причины выдвижения лидера. -этапы развития коллектива; - лидерство в молодежной неформальной группе; -взаимоотношения лидера с другими членами молодежной неформальной группы; -методика организации и проведения КТД. |
Обучающиеся должны уметь | ||
1 год | -владеть навыками публичного выступления; - владеть навыками работы в команде; -нести ответственность за свои поступки; - ставить и достигать цели; - свободно участвовать в играх, тренингах; - владеть навыками формирования портфолио. | -свободно общаться, не испытывая стеснения; -свободно участвовать в играх, тренингах, проводить их самостоятельно; -высказывать свое мнение; -организовывать простейшие КТД; -грамотно руководить органами классного самоуправления; |
2 год | -грамотно и объективно оценивать и позиционировать себя в определенном социуме; -ставить и достигать цели; -грамотно руководить органами классного самоуправления; -работать в команде; -разрабатывать и реализовывать социальный проект; -избегать конфликтов или разрешать их. | -грамотно и объективно оценивать и позиционировать себя в определенном социуме; -ставить и достигать цели; -грамотно руководить органами школьного самоуправления; - владеть навыками выхода из конфликтных ситуаций, умениями их избегать; -сплотить вокруг себя единомышленников. |
3 год | -высказывать свое мнение; -организовывать и проводить КТД; -организовывать и проводить классное массовое мероприятие; -сплотить вокруг себя единомышленников; -ставить и достигать цели; -активно участвовать в дискуссиях, отстаивать свое мнение. | -высказывать свое мнение; -организовывать и проводить КТД; -организовывать и проводить общешкольные массовые мероприятия; -сплотить вокруг себя единомышленников; -ставить и достигать цели; - организовывать социально – значимые акции; -активно участвовать в дискуссиях, отстаивать свое мнение. |
Учебно-тематический план
1 ступень обучения
№ | Тема | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 год обучения | ||||
1 | Вводное занятие | 0,5 | 0,5 | 1 |
2 | Основные качества лидер. Портрет лидера класса. | 1 | 2 | 3 |
3 | Права и обязанности обучающихся школы | 1 | 1 | 2 |
4 | Коммуникативные навыки и умения. Общение | 1 | 2 | 3 |
5 | Структуру и содержание портфолио школьника. | 1 | 1 | 2 |
6 | Портфолио лидера | 1 | 1 | 2 |
7 | Коллективная творческая деятельность | 1 | 3 | 4 |
Итого часов: | 6,5 | 10,5 | 17 | |
2 год обучения | ||||
8 | Вводное занятие. Права и обязанности обучающихся школы | 0,5 | 0,5 | 1 |
9 | Командные роли и основы формирования команды | 1 | 1 | 2 |
10 | Взаимодействие. Работа в команде | 0,5 | 1 | 1,5 |
11 | Формирование толерантных отношений. Разрешение конфликтов | 1 | 2 | 3 |
12 | Здоровый образ жизни как ресурс лидера | 1 | 1 | 2 |
13 | Структура органов классного самоуправления | 1 | 2 | 3 |
14 | Этапы социального проектирования | 1 | 1,5 | 2,5 |
15 | Формы культурно - массовых мероприятий в школе | 1 | 1 | 2 |
Итого часов: | 7 | 10 | 17 | |
3 год обучения | ||||
16 | Вводное занятие | 0,5 | 0,5 | 1 |
17 | Лидер во всех аспектах | 1 | 1 | 2 |
18 | Основные качества лидера, типология лидера | 1 | 2 | 3 |
19 | Стадии развития коллектива | 1 | 1 | 2 |
20 | Этапы организации КТД | 2 | 4 | 6 |
21 | Участие в конкурсах различного уровня | 1 | 2 | 3 |
Итого часов: | 6,5 | 10,5 | 17 | |
ВСЕГО ЧАСОВ: | 20 | 31 | 51 |
2 ступень обучения
№ | Тема | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 годобучения | ||||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 2 |
2 | Основные качества лидер. Портрет лидера школы. | 1 | 2 | 3 |
3 | Права и обязанности обучающихся школы | 1 | 1 | 2 |
4 | Понятие лидерства и теории лидерства. | 2 | 2 | 4 |
5 | Типы лидерства. | 2 | 2 | 4 |
6 | Различные классификации лидеров. | 2 | 2 | 4 |
7 | Коллективная творческая деятельность | 1 | 3 | 4 |
8 | Формы культурно - массовых мероприятий в школе | 2 | 2 | 4 |
9 | Этапы организации КТД | 2 | 5 | 7 |
Итого часов: | 14 | 20 | 34 | |
2годобучения | ||||
10 | Вводное занятие. Права и обязанности обучающихся школы | 1 | 1 | 2 |
11 | Понятие лидерства и теории лидерства. | 1 | 3 | 4 |
12 | Формирование толерантных отношений. Разрешение конфликтов | 1 | 3 | 4 |
13 | Здоровый образ жизни как ресурс лидера | 1 | 3 | 4 |
14 | Причины выдвижения лидера. | 2 | 3 | 5 |
15 | Лидерство в молодежной неформальной группе. | 2 | 4 | 6 |
16 | Этапы организации КТД | 2 | 4 | 6 |
17 | Участие в конкурсах различного уровня | 1 | 2 | 3 |
Итого часов: | 11 | 23 | 34 | |
3годобучения | ||||
18 | Вводное занятие. Права и обязанности обучающихся школы | 1 | 1 | 2 |
19 | Причины выдвижения лидера. Лидерство в молодежной неформальной группе. | 1 | 3 | 4 |
20 | Психологическая характеристика неформальных лидеров в молодежной среде. | 1 | 3 | 4 |
21 | Взаимоотношения лидера с другими членами молодежной неформальной группы. | 2 | 2 | 4 |
22 | Формирование толерантных отношений. Разрешение конфликтов | 2 | 3 | 5 |
23 | Здоровый образ жизни как ресурс лидера | 1 | 3 | 4 |
24 | Организация и проведение КТД. | 2 | 4 | 6 |
25 | Участие в конкурсах различного уровня | 2 | 3 | 5 |
Итого часов: | 12 | 22 | 34 |
Содержание программы
1 ступень обучения
Тема занятия | Теория | Практика |
1 год обучения | ||
Вводное занятие | Правила техники безопасности. Знакомство. Беседа о целях и задачах занятий. | Игры на знакомство, ознакомление с программой, темами, расписанием, техникой безопасности |
Основные качества лидер. Портрет лидера класса. | Понятие лидера. Типология лидерства. Формальный и неформальный лидер. Лидерские качества, наиболее часто встречающиеся у успешных лидеров. Рейтинг лидерских качеств. | Тест «Я - лидер». Составление рейтинга качеств лидера. Рисование портрета лидера класса. Шифровка «ЛИДЕР». Составление портрета лидера |
Права и обязанности обучающихся школы | Закон об образовании Российской Федерации. Устав школы. Права и обязанности обучающихся школы. Модель школьного самоуправления. Обязанности членов органа самоуправления. | Игры на взаимодействие. Разработка проекта «Кодекс школьника» Разработка своей модели школьного самоуправления. |
Коммуникативные навыки и умения. Общение. | Как говорить. Как слушать. Как понять товарища. Виды общения. Бытовое общение. Деловой разговор. Невербальные средства общения. Культура речи. | Игры на взаимодействие и сплочение. Упражнения «Какой слушатель мешает». Индивидуальная работа «Что внутри меня мешает и помогает общению. Что снаружи меня мешает и помогает общению». |
Структуру и содержание портфолио школьника. | Понятие термина «портфолио». Цель составление портфолио. Этапы составления портфолио. Содержание, структура документа. Разновидности. | Игры на взаимодействие и сплочение. Подготовка своего портфолио. |
Портфолио лидера | Папка достижений. Требования к портфолио, предъявляемого на конкурс. | Подготовка своего портфолио. |
Коллективная творческая деятельность | Основное средство сплочения коллектива. Стадии КТД. Предварительная работа. Планирование. Подготовка. Проведение. Подведение итогов. Последействие. Виды КТД | Игры на взаимодействие и сплочение. Разработка собственного КТД. |
2 год обучения | ||
Вводное занятие. Права и обязанности обучающихся школы | Правила техники безопасности. Знакомство. Беседа о целях и задачах занятий. | Игры на знакомство, ознакомление с программой, темами, расписанием, техникой безопасности |
Командные роли и основы формирования команды | Организаторы, генераторы, инициаторы, эрудиты, умельцы. Абсолютные лидеры. Лидерство в семье. | Игры и упражнения на командообразование, взаимодействие и доверие. Определение командных ролей на примере. |
Взаимодействие. Работа в команде | Умение работать в команде. Конструктивные командные роли. Деструктивные командные роли. | Игры и упражнения на командообразование, взаимодействие и доверие. Определение командных ролей на примере. |
Формирование толерантных отношений. Разрешение конфликтов | Понятие толерантности. Составляющие толерантного поведения. Милосердие. Принятие. Терпимость и др. разрешение конфликтов. Правила поведения в соре. Избегание конфликтных ситуаций. | Упражнения. Игры «Пойми меня», «Шляпа» и др. тренинг «Мы вместе». Проигрывание конфликтных ситуаций. |
Здоровый образ жизни как ресурс лидера | Составляющие ЗОЖ. Понятие «Здоровый человек». Психическое, социальное, физическое здоровье. Формула здоровья. Режим дня. Вредные привычки. Питание. | Игры и упражнения на взаимодействие. Составление «рейтинга» своих вредных привычек. Подвижные игры. |
Структура органов классного самоуправления | Структура. Модель классного самоуправления. Функции и полномочия. Определение уровня развития классного самоуправления. Обязанности членов органа классного самоуправления. Поручения. | Игры на взаимодействие. Игра «Дом самоуправления». Разработать свою модель классного самоуправления. |
Этапы социального проектирования | Технология проектной деятельности, особенности социального проектирования , разработка и реализация социально значимых проектов | |
Формы культурно - массовых мероприятий в школе | Формы массовых мероприятий. Конкурсы, интеллектуальные турниры, выставки, эстафеты, лектории, диспуты, экскурсии, походы, ток-шоу и др. этапы организации массовых мероприятий. Конструирование. Подготовка. Проведение. Анализ. | Игры и упражнения на взаимодействие. Работа в группах. Разработка собственных вариантов проведения мероприятия.рекомендации |
3год обучения | ||
Вводное занятие | Правила техники безопасности. Знакомство. Беседа о целях и задачах занятий. | Игры на знакомство, ознакомление с программой, темами, расписанием, техникой безопасности |
Лидер во всех аспектах | Особенности лидерства. Великий и достойный лидер. Проявление лидерства. Лидеры-созидатели. Лидеры –разрушители. Организаторы, генераторы, инициаторы, эрудиты, умельцы. Абсолютные лидеры. Лидерство в семье. | Игры и упражнения на выявление лидерских качеств. Определение типа лидерства на примерах. Тестирование на выявление лидерских навыков. Игра «»Чемодан лидера» |
Основные качества лидера, типология лидера | Понятие лидера. Типология лидерства. Формальный и неформальный лидер. Лидерские качества, наиболее часто встречающиеся у успешный лидеров. Рейтинг качеств. | Тест «Я-лидер». Составление рейтинга качеств лидера. Рисование портрета лидера. Шифровка «ЛИДЕР». Составление портрета лидера |
Стадии развития коллектива | Образное описание стадий развития коллектива по Лутошкину (песчаная россыпь, мягкая глина, мерцающий маяк, алый парус, горящий факел) | Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе (см. Приложение ) Методика социометрии Дж.Морено (см. Приложение ). |
Этапы организации КТД | Основное средство сплочения коллектива. Стадии КТД. Предварительная работа. Планирование. Подготовка. Проведение. Подведение итогов. Последействие. Виды КТД | Игры на взаимодействие и сплочение. Разработка собственного КТД по стадиям |
Участие в конкурсах различного уровня | Конкурсы различного уровня. | Подготовка и участие |
2 ступень обучения
Тема занятия | Теория | Практика |
1 год обучения | ||
Вводное занятие | ||
Основные качества лидер. Портрет лидера школы. | ||
Права и обязанности обучающихся школы | ||
Понятие лидерства и теории лидерства. | ||
Типы лидерства. | ||
Различные классификации лидеров. | ||
Коллективная творческая деятельность | ||
Формы культурно - массовых мероприятий в школе | ||
Этапы организации КТД | ||
2 год обучения | ||
Вводное занятие. Права и обязанности обучающихся школы | ||
Понятие лидерства и теории лидерства. | ||
Формирование толерантных отношений. Разрешение конфликтов | ||
Здоровый образ жизни как ресурс лидера | ||
Причины выдвижения лидера. | ||
Лидерство в молодежной неформальной группе. | ||
Этапы организации КТД | ||
Участие в конкурсах различного уровня | ||
3год обучения | ||
Вводное занятие. Права и обязанности обучающихся школы | ||
Причины выдвижения лидера. Лидерство в молодежной неформальной группе. | ||
Психологическая характеристика неформальных лидеров в молодежной среде. | ||
Взаимоотношения лидера с другими членами молодежной неформальной группы. | ||
Формирование толерантных отношений. Разрешение конфликтов | ||
Здоровый образ жизни как ресурс лидера | ||
Организация и проведение КТД. | ||
Участие в конкурсах различного уровня |
Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом РФ «Об образовании», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной Программой воспитания и социализации обучающихся, Конвенцией о правах ребёнка, Концепцией развития волонтерского движения (добровольчества) в Курганской области в 2011-2021 гг., Целевой программой Курганской области «Развитие образования и реализации государственной молодежной политики в Курганской области на 2011-2015 гг.», Федеральным Законом «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных организаций».
ЛИТЕРАТУРА
- Антонов В.В. Изучаем права человека. - М.: Вита-Пресс, 1996.
- Бабушкин А.В. Как подростку защитить свои права? - М.: Сам себе адвокат, 2000.
- Заика З.В., Сукова Е.Н., Пащенко С.В. Программа деятельности школьного клуба старшеклассников«Лидерство» г. Шебекино Средняя общеобразовательная школа № 2. – 2004.
- Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989.
- Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2003.
- Конвенция о правах ребенка. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе: В 2 ч. – М., 2002.
- Михайлова Н.И., Юсфин С.М. Педагогика поддержки.- М., 2002.
- Ораторское искусство и деловое общение: учебное пособие. 2-е изд., исправл. – М.: Новое знание, 2001.
- Прутченков А.С. Школа жизни. – М., 2000.
- Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М., 2005.
- Селевко Г.К., Закатова И.Н., Левина О.Г. Познай себя. – М.: Народное образование, 2000.
- Селевко Г.К., Назарова И.Г., Левина О.Г. Утверждай себя. – М.: Народное образование, 2001.
- Селевко Г.К., Селевка А.Г., Левина О.Г. Реализуй себя. – М.: Народное образование, 2001.
- Смекалова Е.М. Школа лидерства. Методические рекомендации. - М., 2006.
- Фопель К. Создание команды. Психологические игры и тренинги/перевод с нем. – М.: Генезис, 2003.
- Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг. – М.: Класс, 1999.
- Щуркова Н.Е. Классное руководство. – М., 1999.
Приложение
В школе было проведено анкетирование , где были заданы следующие вопросы:
1) Принимаете ли вы активное участие в жизни школьного самоуправления?
2) Хотели ли бы вы самостоятельно подготавливать и проводить мероприятия в школе?
3) Умеете ли вы организовать группу учеников и придумать с ними что-нибудь интересное?
4) Нравится ли вам принимать участие в социально-значимой деятельности?
5) Хотели бы вы стать членом волонтёрского отряда?
Мониторинг системы воспитательной работы
- Диагностика нравственной самооценки.
Инструкция: Педагог обращается к воспитанникам со следующими словами: «Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны – оцените ответ в 3 балла; если вы немножко согласны – оцените ответ в 2 балла; если вы совсем не согласны – оцените ответ в 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное мною высказывание».
Текст вопросов:
1 | Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду. | 4 | 3 | 2 | 1 |
3 | Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми. | 4 | 3 | 2 | 1 |
4 | Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку. | 4 | 3 | 2 | 1 |
5 | Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей. | 4 | 3 | 2 | 1 |
6 | Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес. | 4 | 3 | 2 | 1 |
7 | Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню. | 4 | 3 | 2 | 1 |
8 | Мне приятно делать людям радость. | 4 | 3 | 2 | 1 |
9 | Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки. | 4 | 3 | 2 | 1 |
10 | Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы. | 4 | 3 | 2 | 1 |
Обработка результатов:
Номера 3,4,6,7 ( отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла – 2 единицы, в 2 балла – 3 единицы, в 1 балл – 4 единицы. В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла – это 4 единицы, 3 балла – 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки,
От 24 до 33 единиц – средний уровень нравственной самооценки,
От 16 до 23 единиц – нравственная оценка находится на уровне ниже среднего,
От 10 до 15 единиц – низкий уровень нравственной самооценки.
- Диагностика этики поведения.
Инструкция: Педагог объявляет детям: «Я прочитаю вам 5 незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо».
Текст вопросов:
- Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я …
- Если кто-то надо мной смеётся, то я …
- Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, в обсуждение проблемы, то я …
- Когда меня постоянно перебивают, то я …
- Когда мне хочется общаться с одноклассниками, я …
Интерпретация результатов:
- Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
- Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического давления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
- Отрицательный результат: давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
- Отрицательный результат: отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
- Отрицательный результат: грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
- Диагностика отношения к жизненным ценностям
Инструкция: «Представьте, что у вас волшебная палочка и список из 10 желаний, выбрать из которых можно только 5». Список педагог заранее пишет на доске.
Список желаний:
№ | Желание | №… выбранных ответов |
1 | Быть человеком, которого любят | |
2 | Иметь много денег | |
3 | Иметь самый современный компьютер | |
4 | Иметь верного друга | |
5 | Мне важно здоровье родителей | |
6 | Иметь возможность многими командовать | |
7 | Иметь много слуг и ими распоряжаться | |
8 | Иметь доброе сердце | |
9 | Уметь сочувствовать и помогать другим людям | |
10 | Иметь то, чего у других никогда не будет |
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов – высокий уровень
4,3 – средний уровень,
2 – ниже среднего уровня,
0-1 – низкий уровень.
- Диагностика нравственной мотивации
Инструкция: Я прочитаю вам 4 вопроса. Вам нужно выбрать один из данных на них ответов.
Вопросы:
- Если кто-то плачет, то я:
а) пытаюсь ему помочь,
б) думаю о том, что могло произойти,
в) не обращаю внимания.
- Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик 6-7 лет, и говорит, что у него нет такой игры:
а) я скажу ему, чтобы не приставал,
б) отвечу, что не могу ему помочь,
в) скажу, чтобы он попросил родителей купить ему такую игру,
г) пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.
- Если кто-то в компании расстроился из-за того, что он проиграл в игру:
а) я не обращу внимания,
б) скажу, что он размазня,
в) объясню, что нет ничего страшного,
г) скажу, что надо лучше научиться в этой игре.
- Если одноклассник на меня обиделся, то я:
а) подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации,
б) обижусь в ответ,
в) докажу ему что он не прав.
Обработка результатов:
Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее педагог подсчитывает сумму положительных ответов, данных воспитанником.
4 бала – высокий уровень,
2,3 балла – средний уровень,
0,1 бал – низкий уровень.
- Диагностика определения общественной активности.
Инструкция: оцените выраженность данных качеств у воспитанника (по пятибалльной системе):
5 баллов – такое качество сильно выражено у воспитанника,
4 балла – выражено выше среднего,
3 балла – выражено средне,
2 балла – слабо выражено,
1 балл – совсем не выражено.
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | ||
Высокая общественная активность | Низкая активность | |||||
Хороший организатор | Слабые организаторские способности | |||||
Высокая инициативность | Низкая инициативность | |||||
Занимает ведущие позиции (лидер) | Обычно выступает в роли «ведомого» | |||||
Высокий авторитет, уважение товарищей | Низкий авторитет | |||||
Охотно выполняет поручения | Отлынивает от поручений |
- Анкета «Ценностные приоритеты»
Инструкция: Определите своё отношение к данным ценностям по следующей шкале: Очень значимы – 4, значимы – 3, не очень значимы – 2, неприемлемы – 1, непонятны – 0.
Ценности | Балл | Ценности | Балл |
1. Верность поставленной цели | 17. Великодушие | ||
2. Способность к состраданию | 18. Готовность прийти на помощь | ||
3. Участливость | 19. Святость | ||
4. Чувство надёжности, безопасности | 20. Честность | ||
5. Убеждённость | 21. Смирение | ||
6. Стремление сотрудничать с другими | 22. Инициативность и находчивость | ||
7. Мужество | 23. Оптимизм | ||
8. Упорство в достижении цели | 24. Доброта | ||
9. Энтузиазм, активное отношение к жизни | 25. Любовь | ||
10. Справедливость | 26. Послушание | ||
11. Вера | 27. Преданность дружбе | ||
12. Верность | 28. Терпение | ||
13. Чувство товарищества | 29. Миролюбие | ||
14. Способность прощать | 30. Настойчивость | ||
15. Дружелюбие | 31. Радостное восприятие жизни | ||
16 Вежливость | 32. Готовность уповать на Бога |
Подсчёт результатов: результаты подсчитываются по значимости оценок в процентах: очень значимы – «4», значимы - «3», не очень значимы «2», неприемлемы – «1», непонятны – «0».
Образное описание стадий развития коллектива по Лутошкину
1 ступень. «Песчаная россыпь». Не так уж редко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь – сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Подует ветерок – отнесет часть песка, что лежит с краю подальше, дунет ветер посильней – разнесет песок в стороны, пока кто-нибудь не сгребет его в кучу. Бывает так и в человеческих группах, специально организованных или возникших по воле обстоятельств. Вроде все вместе, а в тоже время каждый человек сам по себе. Нет «сцепления» между людьми. В одном случае они не стремятся пойти друг другу навстречу, в другом – не желают находить общих интересов, общего языка. Нет здесь того стержня, авторитетного центра, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение людей, где бы каждый чувствовал, что он нужен другому и сам нуждается во внимании других. А пока «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет.
2 ступень. «Мягкая глина». Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера (а таким может быть в группе и формальный лидер детского объединения, и просто авторитетный школьник, и классный руководитель или руководитель кружка) этот материал превращается в красивый сосуд, в прекрасное изделие. Но если к нему не приложить усилий, то он может оставаться и простым куском глины. На этой ступени более заметны усилия по сплочению коллектива, хотя это могут быть только первые шаги. Не все получается, нет достаточного опыта взаимодействия, взаимопомощи, достижение какой-либо цели происходит с трудом. Скрепляющим звеном зачастую являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения в основном доброжелательные, хотя не скажешь, что ребята всегда бывают внимательны друг к другу, предупредительны, готовы прийти друг другу на помощь. Если это и происходит, то изредка. Здесь существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются между собой. Настоящего, хорошего организатора пока нет, или он не может себя проявить, или просто ему трудно, так как некому поддержать его.
3 ступень. «Мерцающий маяк». В штормящем море мерцающий маяк и начинающему и опытному мореходу приносит уверенность, что курс выбран правильно. Важно только быть внимательным, не потерять световые всплески из виду. Заметьте, маяк не горит постоянным светом, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».
Формирующийся в группе коллектив тоже подает каждому сигналы «так держать» и каждому готов прийти на помощь. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, дружить. Но желание – это еще не все. Дружба, взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже очень частных вспышек. В то же время в группе уже есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители маяка» – актив. Можно обратить внимание и на то, что группа выделяется среди других групп своей «непохожестью», индивидуальностью.
Однако встречающиеся трудности часто прекращают деятельность группы. Недостаточно проявляется инициатива, редко вносятся предложения по улучшению дел не только у себя в группе, но и во всей школе. Видим проявления активности всплесками, да и то не у всех.
4 ступень. «Алый парус». Алый парус – символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, долга. Здесь живут и действуют по принципу «один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы и авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за коллектив, все переживают, когда кого-то постигнет неудача. Группа живо интересуется тем, как обстоят дела в соседних классах, отрядах, и иногда ее члены приходят на помощь, когда их просят об этом.
Хотя группа сплочена, однако она не всегда готова идти наперекор «бурям», не всегда хватает мужества признать ошибки сразу, но это положение может быть исправлено.
5 ступень. «Горящий факел». Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за других. Здесь ярко проявляются все качества коллектива, которые характерны для «Алого паруса». Но не только это. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, поднимаясь на вершины, спускаясь в ущелья, пробивая первые тропы. Настоящим коллективом можно назвать лишь такую группу, которая не замыкается в узких рамках пусть и дружного, сплоченного объединения. Настоящий коллектив – тот, где люди сами видят, когда они нужны, и сами идут на помощь; тот, где не остаются равнодушными, если другим группам плохо; тот, который ведет за собой, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего пылающего сердца дорогу другим.
Обработка полученных данных
На основании ответов школьников педагог может определить по пятибалльной шкале (соответствующей пяти ступеням развития коллектива) степень их удовлетворенности своим классным коллективом, узнать, как оценивают школьники его спаянность, единство в достижении общественно значимых целей. Вместе с тем удается определить тех ребят, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистических отношений, довольных и недовольных этими отношениями.
Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе
( подготовлена профессором М.И.Рожковым)
Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.
Ход проведения. Каждый учащийся заполняет бланк со следующими цифровыми кодами и предупреждениями:
43210 1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего
класса работал лучше.
43210 2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса.
43210 3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.
43210 4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении бли-
жайших задач.
43210 5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным
действиям.
43210 6. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются
между учащимися.
43210 7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди
всех членов коллектива.
43210 8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно
справляется со своими обязанностями.
43210 9. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к
выполнению своих общественных обязанностей.
43210 10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием
или активом класса.
43210 11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные
перед коллективом, были выполнены.
43210 12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты
работы своих товарищей.
43210 13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед
коллективом школы.
43210 14. Учащиеся моего класса постоянно участвуют в организации
разнообразных мероприятий всего коллектива школы.
43210 15. Мы стремимся помочь представителям коллектива класса в органах
самоуправления всего коллектива в решении задач, стоящих
перед ними.
43210 16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем,
стоящих перед коллективом школы.
43210 17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач,
стоящих перед всем коллективом, с другими классами и
объединениями.
43210 18. Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам
43210 19. Мы стремимся помочь другим(младшим) коллективам в
разрешении трудностей, возникающих перед ними.
43210 20. Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления
школы, пользуются заслуженным авторитетом.
43210 21. Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению
поручений органов ученического самоуправления всего
коллектива.
43210 22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более
высоких результатов.
43210 23. Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других
коллективах и общественных организациях.
43210 24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего
школьного коллектива.
На доске дано смысловое значение цифровых кодов: 4 – «Да», 3 – «Скорее да, чем нет», 2 – «Трудно сказать», 1 – «Скорее нет, чем да», 0 – «Нет».
Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на шесть групп(блоков). Данная систематизация обусловлена навыявлением различных аспектах самоуправления:
1) включенность учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1,2,3,4);
2) организованность классного коллектива (предложений 5,6,7,8);
3) ответственность членов первичного коллектива за его дела (предложения 9,10,11,12);
4) включенность класса в дела общешкольного коллектива (предложения 13,14,15,16);
5) отношения класса с другими ученическими общностями (предложения 17,18,19,20);
6) ответственность учащихся класса за дела общешкольного коллектива (предложения 21,22,23,24).
По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на шестнадцать(16 – максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива класса, объединения определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше0,5, то уровень самоуправления в классе низкий, если больше 0,5 и меньше 0,8 – средний, если больше 0,8 – высокий.
Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трех блоков. Если каждый из них не превышает 0,55, то уровень самоуправления в коллективе низкий, если выше этого уровня, то ниже 0,85 – уровень развития самоуправления средний; если больше0,85 – высокий.
Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе
Методика социометрии (ее основоположником считается Дж.Морено) направлена на изучение межличностных отношений в группе. Она позволяет определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних симпатий и антипатий, выявить лидеров и «отверженных» членов группы. Социометрия позволяет понять, насколько окружающий ребенка коллектив благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива расположены к ребенку, насколько сам ребенок расположен к членам этого коллектива.
Опросный лист
Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллективе, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы: их всего три.
1.Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие. Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы?_________________________________________________________________
2.Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам, кого бы ты хотел видеть капитаном этой команды?________________________________________________________________
3.Кого из класса ты бы пригласил к себе на вечеринку, день рождения или просто в гости?_________________________________________________________________
После каждого вопроса напиши по три фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору. Обязательно подпиши свою анкету. Спасибо!
Обработка полученных результатов
Результаты опроса заносятся в специальную социометрическую таблицу. В ней по вертикали в алфавитном порядке расположены имена тех школьников, которые совершают выбор; а по горизонтали в таком же алфавитном порядке – имена тех школьников, кого выбирают. Просматривая по очереди все ответы школьников, вы заносите их в эту таблицу. Например, школьник А (пусть это будет Алексеев Алеша) при ответе на первый вопрос выбрал Б (Борисова Борю), Г (Гришину Галю) и Е (Егорова Егора); при ответе на второй вопрос – Б, Ж и З; при ответе на третий – Б, Г и Е. Все эти выборы Алексеева Алеши вы и должны отметить в таблице. И так по анкетам всех школьников. Например:
Пример социометрической таблицы
Затем вы подсчитываете общее количество выборов, полученных каждым их школьников и заносите получившееся у вас число в последнюю строку – под каждой фамилией. В нашем случае самого Алексеева Алешу его одноклассники выбрали 11 раз. Эта цифра будет считаться его рейтингом.
Интерпретация полученных результатов
Полученные рейтинги покажут вам в наиболее общем виде картину межличностных отношений в коллективе. Анализируя их можно сделать вывод о наличии в нем:
лидеров – авторитетных школьников, имеющих заметно более высокие рейтинги (в нашем случае это школьники Б и Г);
рядовых членов коллектива, которые поддерживают в целом неплохие отношения с большинством членов коллектива – они имеют средние рейтинги (в нашем случае это школьники А, Е и Ж);
одиночек, то есть тех, кто поддерживает хорошие отношения с очень узким кругом своих одноклассников или только друг с другом – они имеют невысокие рейтинги (в нашем случае это школьники В, Д и З);
отверженных, то есть тех, кто не принят в коллективе – они, как правило, имеют нулевой рейтинг или рейтинг в 1-2 балла (как видно из нашей социометрической таблицы, это школьник И).
Если проанализировать взаимные выборы членов коллектива и выявить совпадения выборов друг друга теми или иными школьниками, то можно получить представление о дружеских отношениях и личных взаимных симпатиях в коллективе. Например, в нашем случае такой вывод можно сделать о школьниках А и Б, Б и Г, В и Д – они всегда называли фамилии друг друга в ответах на все предложенные им вопросы.
Рекомендации к проведению анализа деятельности детских объединений и органов ученического самоуправления школы
Детские объединения
Жизнедеятельность современной школы характеризуется значительным разнообразием детских объединений, функционирующих на ее основе. И эксперту, изучающему эффективность процесса воспитания в школе, с самого начала очень важно определить, с каким типом детского объединения он имеет дело.
Тип детского объединения, по мнению А.Г.Кирпичника, это обобщенный образ детского объединения, выделенный из совокупности других объединений на основании какого-либо существенного признака или свойства. Одним из продуктивных оснований для выделения типов детских объединений могут быть особенности участия взрослых в их деятельности. На этом основании А.Г.Кирпичник выделяет объединения классно-урочные, факультативно-кружковые, клубные, общественно-организационные.
Классно-урочный тип объединения управляется учителем, который одновременно является и технологом учебно-познавательной, обязательной деятельности. Учитель ставит задачу, требует исполнения, оценивает выполненную индивидуально и коллективно работу. Подростки могут участвовать в управлении учебно-познавательной деятельностью в той мере, в которой позволит учитель.
Факультативно-кружковой тип объединения отличается от вышеназванного тем, что дети имеют право выбора факультатива, кружка, секции и, соответственно, возглавляющего их взрослого. Однако, как и в предыдущем случае, они не могут ставить задачи, требовать исполнения, оценивать выполненную индивидуально или коллективно работу.
Клубный тип объединения предоставляет подросткам большую вариативность выбора. Здесь нет строго заданной программы, пропуск части которой, как правило, влечет за собой невозможность продолжения участия в объединении. Взрослый «приохочивает» подростков к деятельности. В клубе возможно действительное самоуправление или соуправление. При этом организаторская активность остается на стороне взрослого.
Общественно-организационный тип объединения отличает самоорганизация и самодеятельность детей. Способ обеспечения функционирования – самоуправление. Содержательный источник самодеятельности и реализации детской активности – социальная реальность. Такому объединению противопоказана «повелительная» позиция взрослого.
Далее мы остановимся на анализе деятельности только трех типов объединений - факультативно-кружковых, клубных и общественно-организационных, - потому что именно они составляют вместе внеурочную сферу жизнедеятельности школы.
Факультативы, кружки, секции решают, в первую очередь, учебные задачи. Воспитательный потенциал объединений факультативно-кружкового типа складывается, на наш взгляд, из следующих составляющих:
Лидер ли ты? (Методика самооценки лидерских качеств)
Инструкция: если ты полностью согласен с приведенным утверждением, то рядом с номером вопроса поставь цифру «4»; если скорее согласен, чем не согласен - «3»; если трудно сказать - «2»; скорее не согласен, чем согласен - «1»; полностью не согласен - «О».
1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.
2. Мои действия направлены на достижение понятной мне цели.
3. Я знаю, как преодолевать трудности.
4. Люблю искать и пробовать.
5. Я легко могу убедить в чем-либо моих товарищей.
6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.
7. Мне не трудно добиться того, чтобы все хорошо работали.
8. Все знакомые относятся ко мне хорошо.
9. Я умею распределять свои силы в учебе и труде.
10. Я могу четко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.
11. Я хорошо планирую свое время и работу.
12. Я легко увлекаюсь новым делом.
13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.
14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.
15. Ни один человек не является для меня загадкой.
16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.
17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.
18. Для меня важно достижение цели.
19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.
20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.
21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.
22. У меня всегда все получается.
23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей.
24. Я умею поднимать настроение в группе своих товарищей.
25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.
26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.
27. Не существует проблемы, которую я не могу решить.
28. Принимая решения, перебираю различные варианты.
29. Я умею заставить любого человека делать то, что я считаю нужным.
30. Умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.
31. В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания.
32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.
33. Если в моей работе встречаются трудности, то я не опускаю руки.
34. Я никогда не испытываю чувства неуверенности в себе.
35. Я стремлюсь решать все проблемы поэтапно, не сразу.
36. Я никогда не поступал так, как другие.
37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.
38. При организации дел я учитываю мнение товарищей.
39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.
40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу
41. Никто и никогда не испортит мне настроения.
42. Я представляю, как завоевывать авторитет среди людей.
43. Решая проблемы, использую опыт других.
44. Мне не интересно заниматься однообразным, рутинным делом.
45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.
46. Я умею контролировать работу моих товарищей.
47. Я умею находить общий язык с людьми.
48. Мне легко удается сплотить моих товарищей вокруг какого-нибудь дела.
Ключ
Сосчитай сумму баллов по каждой строке:
1) Умение управлять собой (№ вопроса, 1,9, 17, 25, 33).
2) Осознание цели (знаю что хочу) (№ 2, 10, 18, 26, 42).
3) Умение решать проблемы (№ 3, 11, 19, 35, 43).
4) Наличие творческого подхода (№ 4, 12, 20, 28, 44).
5) Влияние на окружающих (№ 5, 13, 21, 37, 45).
6) Знание правил организаторской работы (№ 6, 14, 30, 38, 46).
7) Организаторские способности (№ 7, 23, 31, 39, 47).
8) Умение работать с группой (№; 16, 24, 32, 40, 48).
9) Шкала искренности (№ 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41).
Интерпретация: если сумма в каждой строке 1-9, меньше 10 – качество развито слабо, его нужно совершенствовать; если больше 10 - качество развито средне; от 15 и более - развито сильно. По шкале искренности: если сумма больше 10 - тест недействителен.
Тест по выявлению организаторских способностей
Инструкция: определите свои организаторские способности, т.е. умение активно влиять на людей. Для этого ответь быстро, не задумываясь, на нижеприведенные вопросы. Ответы должны быть только утвердительными (да) или отрицательными (нет). Отвечая, постарайся воспроизводить свое реальное поведение в конкретной ситуации.
- Часто ли тебе удается склонить большинство своих товарищей на свою сторону?
- Хорошо ли ты ориентируешься в критической ситуации?
- Нравится ли тебе заниматься общественной работой?
- Легко ли ты отступаешь от своих намерений, если возникают некоторые помехи в осуществлении их?
- Любишь ли ты придумывать или организовывать различные игры, развлечения?
- Часто ли ты откладываешь на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
- Стремишься ли ты к тому, чтобы твои товарищи действовали в соответствии с твоим мнением?
- Верно ли, что у тебя не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
- Часто ли в решении важных дел ты проявляешь инициативу?
- Правда ли, что ты обычно плохо ориентируешься в незнакомой обстановке?
- Возникает ли у тебя раздражение, если не удается закончить начатое дело?
- Правда ли, что ты утомляешься от частого общения с товарищами?
- Часто ли проявляешь инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы твоих товарищей?
- Верно ли, что ты редко стремишься к доказательству своей правоты?
- Принимаешь ли ты участие в общественной работе в школе (классе)?
- Верно ли, что ты не стремишься отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято твоими товарищами?
- Охотно ли ты приступаешь к организации различных мероприятий для своих товарищей?
- Часто ли ты опаздываешь на деловые встречи, свидания?
- Часто ли ты оказываешься в центре внимания?
- Правда ли, что ты не очень уверенно чувствуешь себя в обществе большой группы своих товарищей?
Ключ:
После того, как ты ответил на предложенные вопросы, посчитай сумму набранных баллов. При этом учти, что каждый утвердительный ответ на нечетные вопросы и отрицательный на четные оценивается в 1 балл.
Интерпретация:результат 15 баллов и более свидетельствует о высоком уровне организаторских способностей; 13-14 баллов - о среднем; ниже 13 баллов -о низком уровне развития организаторских способностей. Если у тебя оказался низкий уровень, не отчаивайся, при желании ты можешь развить свои организаторские способности.
Тест “Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур”
Инструкция: “Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна десяти. Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишние, если же вами использовано фигур меньше, чем десять, необходимо дорисовать недостающее”.
Материал: испытуемым предлагается три листа бумаги размером 10х10 см, каждый лист нумеруется и подписывается. На листе №1 выполняется первый пробный рисунок, далее, соответственно, на листе №2 – второй, на листе №3 – третий. После выполнения трех рисунков данные обрабатываются. При нарушении инструкции материал не обрабатывается.
Обработка данных: подсчитывается количество затраченных в изображении человечка треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно), и результат записывается в виде трехзначных чисел, где сотни обозначают количество треугольников, десятки – количество кругов, единицы – количество квадратов. Эти трехзначные цифры составляют так называемую “формулу рисунка”, по которой происходит отнесение рисующих к соответствующим типам.
1 тип – “руководитель”. Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности. Ориентированы на социально-значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающемся на высоком уровне речевого развития.Обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах.
Формулы рисунков: 901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631, 640.
Наиболее жестко доминирование над другими выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820, ситуативно – у 703, 712, 721, 730, при воздействии речью на людей – вербальный руководитель или “преподавательский подтип” 604, 613, 622, 631, 640.
2 тип – “ответственный исполнитель” – обладает многими чертами типа “руководитель”, однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания. Данный тип ориентирован на “умение делать дело”, высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенапряжение.
Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550.
3 тип – “тревожно-мнительный”. Лидерских качеств не имеет.
4 тип – “ученый”. Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают “концептуальным умом”, отличаются способностью разрабатывать “на все” свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.
Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370.
5 тип – “интуитивный”. Лидерских качеств не имеет.
6 тип – “изобретатель, конструктор, художник”. Лидерских качеств не имеет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа воспитательной работы по развитию и социализации личности учащихся«Мир наших «Я» 5-9 класс на 2010 - 2015
Программа «Мир наших «Я» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной образовательной прог...
Программа по развитию социальных навыков «Социально важные навыки, или как стать самостоятельным». Разработана педагогами-психологами Каширской специальной общеобразовательной школы: Анищенко Н.П., Поляковой Д.Ф.
Предлагаемые материалы адресованы, прежде всего, практическим психологам, преподавателям, педагогам, всем, кто занимается адаптацией учащихся и молодежи к современным изменяющимся социальным условиям....
Методическая разработка к разделу программы: «Ознакомление с окружающим» «Развитие социальной уверенности у детей с отклонениями в развитии на занятиях с использованием дидактических игр»
Методическая разработка к разделу программы:«Ознакомление с окружающим»«Развитие социальной уверенности у детей с отклонениями в развитии на занятиях с использованием дидактических игр»в этом сборнике...
«Программа тренинговых занятий по развитию социальной одаренности Школа «Лидер» в рамках психологического сопровождения ученического самоуправления»
Актуальность проблемы воспитания лидера обусловлена тем, что в подростковом возрасте создаются оптимальные условия для формирования организаторских способностей, предприимчивости, многих других личнос...
Дополнительная общеразвивающая программа по социализации социально-педагогической направленности "Сокоммуникации"
Программа «СоКоммуникации» определяется необходимостью выполнения задач укрепления здоровья обучающихся; развития положительных личностных качеств и социальных навыков у младших школьников. Данная пр...
Рабочая программа по социализации и развитию коммуникативных навыков
Рабочую программу по социализации и развитию коммуникативных навыков могут использовать в своей работе воспитатели. работающие с детьми школ-интернатов, и воспитанников коррекционных школ 8 вида....
Доклад: «Влияние социальных сетей на социализацию детей. Влияние социальных сетей на виртуальное общение детей».
Выявить и изучить особенности влияния социальных сетей на формирование личности и интернет-зависимости у подростков...