Доклад на тему: "Проект как мотивация к познанию"
учебно-методический материал по теме

Гайнуллина Руфия Мансуровна

Доклад об этапах создания проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kak_motivatsiya_k_poznaniyu.docx47.98 КБ

Предварительный просмотр:

          С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце, дождь, страх, радость…

         Познавательная активность детей дошкольного возраста очень высока. Каждый ответ взрослого на детский вопрос рождает новые вопросы. Но самостоятельно ребенок еще не может найти ответы на интересующие его вопросы, ему помогают взрослые.

         В последнее время в работе с детьми используются методы проблемного обучения такие как:

  • вопросы, развивающие логическое мышление;
  • моделирование проблемных ситуаций;
  • экспериментирование;
  • опытническо-исследовательская деятельность;
  • решение кроссвордов, головоломок и т.д.

         Для закрепления полученных знаний, умений и навыков широко используются комплексные тематические занятия, где в результате эмоционального воздействия на ребенка осуществляется взаимосвязь одной образовательной области с другими в сочетании разнообразных видов детской деятельности. Взаимопроникновение этих областей друг в друга (интеграция) помогает развитию личности ребенка, его познавательных и творческих способностей, коммуникативных навыков.

            Особый интерес представляет интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определенная проблема.

             Проект  это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них. Это детская самодеятельность. Это конкретное творческое дело, поэтапное движение к цели. Это звено в системе воспитания.

            Метод проектов – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников между собой, с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению намеченной цели. 

            Американский педагог Уильям Херд Килпатрик стал основоположником метода проектов. По его мнению, весь учебный процесс представляет собой ряд опытов – по цепочке.

            Метод проектов также нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 20-х годов: Б.В.Игнатьева, Н.К.Крупской, В.Н.Шульгина, М.В.Крупениной и других в 30-х годах данный метод в России был запрещен, т.к. в его использовании были допущены перегибы (не выполнялась программа обучения).

             В настоящее время методом проектов занимаются современные ученые-педагоги: Фельдштейн, Киселев, Ладога, Данилина и другие.

             В настоящее время принята следующая классификация проектов:

  1. По составу участников:
  • групповые;
  • межгрупповые;
  • между несколькими детскими садами;
  • межсемейные;
  • в социуме микрорайона;
  • личностные;
  • индивидуальные.
  1. По срокам реализации:
  • краткосрочные (1 или несколько занятий);
  • средней продолжительности (до одного месяца);
  • долгосрочные (до одного года).

3. По цели:

  • исследовательско-творческие;
  • ролево-игровые;
  • информационно-практико-ориентированные;
  • творческие.

                                               Исследовательские

       Эти   проекты  полностью   подчинены   логике   исследования   и   имеют  структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием: обоснования актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта. Обозначение задач исследования в последовательности принятой логики. Определение методов исследования, источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.

                                               Творческие

        Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. При выполнении творческого проекта следует сразу договориться о планируемых результатах, формах их представления (совместная газета, сочинение, видеофильмы, драматизации, спортивные игры, праздники, экспедиции и т.п.) Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника плана сочинения.

                                            Ролевые, игровые

        В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, в различных смоделированных ситуациях. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является сюжетно-ролевая игра.

            Информационные       проекты      (ознакомительно-ориентировочные)

        Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и    исследовательские,     требуют    хорошо     продуманной     структуры,     возможности систематической коррекции по ходу работы. Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность — источники информации (литературные, средства СМИ и пр.) и обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) — результат (статья, реферат, доклад, видео и пр.) — презентация публикаций, в том числе в сети, обсуждение в телеконференции и т.п.). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты.

                    Практико-ориентирдванные (прикладные)

        Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован  на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, т.е. оформления результатов проектной деятельности, и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной, работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.

4. По тематике (разнообразные).

    Метод проектов в своем развитии проходит три этапа:

I этап: младший дошкольный возраст. Проектная деятельность в этот период развития  

            находится на подражательно-исполнительском уровне, проблема заказана детьми, взрослый играет главную роль.

ІІ этап: средний дошкольный возраст. У детей с помощью взрослого формируются

             предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, роль

             взрослого дифференцирована.

III этап: старший дошкольный возраст. Взрослый выступает как партнер, дети ищут пути

              решения проблемы самостоятельно, советуются, договариваются, спорят,  

              помогают друг другу.

        В основе каждого проекта, который существовал или существует лежит какая-либо проблема. Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь темы проектов рождаются именно из интересов детей.

         Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, но требует следования логике и принципам проектной деятельности.

         Работу над проектом можно разбить на 5 этапов.

  1. ПОИСКОВЫЙ ЭТАП
  • Моделирование идеальной ( желаемой ) ситуации
  • Анализ реальной ситуации
  • Определение и анализ проблемы
  • Анализ имеющийся информации
  • Определение потребности в информации
  • Сбор и изучение информации

ПОИСКОВЫЙ ЭТАП

        В процессе определения рамок проектного замысла подросток не всегда осознанно останавливается на той или иной проблематике или ситуации, в рамках которой он испытывает неудовлетворенность. Необходимо актуализировать осознание этого противоречия, сформулировать его, определив тем самым проблему.

2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП

  • Постановка цели проекта
  • Определение задач проекта
  • Определение способа решение проблемы
  • Анализ рисков
  • Пошаговое планирование работ
  • Планирование продукта
  • Определение потребности в информации
  • Сбор и изучение информации

          АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП

        На этом этапе проектной деятельности воспитанник определяет цель и задачи проекта, результат и планируемый продукт своей деятельности, ищет способ достижения поставленной цели, планирует порядок своих действий и необходимые ресурсы. Так же, как на поисковом этапе, здесь осуществляется работа воспитанника с информацией. По окончании этапа воспитанник должен четко представлять себе, что именно и как именно он будет делать для достижения цели.

     3. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

  • Выполнение плана работ
  • Текущий контроль

   ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

        На этом этапе воспитанники реализуют запланированные шаги (действия), выполняют текущий контроль. При работе над проектом воспитанники осваивают и различные конкретные технологии, необходимые для выполнения запланированных шагов, приобретают умения, не являющиеся обязательным содержанием образования. На этом этапе наиболее высока степень самостоятельности воспитанников. Следует помнить, что результат проекта и качество полученного в итоге продукта - личное дело и зона ответственности самого воспитанника. Зона ответственности воспитателя - формирование ключевых компетенций.

4. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ

  • Предварительная оценка продукта
  • Планирование презентации и подготовка презентационных материалов
  • Презентация продукта

         ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ ЭТАП

       Каждый проект предполагает получение какого-либо продукта. Это может быть: видеофильм, альбом, сайт, костюм, сбор лекарственных трав и т.д. Этот список можно было бы продолжить.

       Презентация в логике проектной деятельности предназначена для представления полученного продукта.

       Презентацию проектов надо организовывать специальным образом. Это может быть: выставка, аукцион, спектакль, концерт, видеожурнал, демонстрация видеофильма и т.д. Педагог несет ответственность за создание условий для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации (предоставление свободного доступа к стендовому пространству и т.п.). Необходимо стимулировать воспитанников-участников презентации для того, чтобы они задавали вопросы. Педагоги, участвующие в презентации в качестве зрителей, могут быть привлечены к оценке умения воспитанника работать с вопросами. В отличие от воспитанников, чьи вопросы спровоцированы содержанием, они должны задавать вопросы разных типов с тем, чтобы у руководителя проекта была возможность оценить уровень сформированности коммуникативной компетенции воспитанника по соответствующей линии критериев.

     

      5. КОНТРОЛЬНЫЙ

  • Анализ результатов выполнения проекта
  • Оценка продукта
  • Оценка возможности продолжения проекта

      КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАП

 Содержанием контрольного этапа является осмысление воспитанником  хода и результатов проектной деятельности и оценочная деятельность. Поэтому при руководстве проектами педагог должен постепенно отказаться от выполнения функции контроля и организовывать ситуации, вынуждающие воспитанников проводить самоконтроль.

Объектами оценки являются:

  • результативность проектной деятельности,
  • продукт проектной деятельности,
  • продвижение воспитанника (личностные приращения: узнал,
    научился, смог, понял, преодолел...),
  • уровень сформированности ключевых компетенций (педагог)
    воспитанников.

Вывод: Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, а  также, способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела, общаться со сверстниками и взрослыми, что  позволит ему в дальнейшем адаптироваться к школьному обучению.

                                                       Используемая литература

  1. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 3. - С. 20
  2. Проект как мотивация к познанию / Е. Евдокимова // Дошкольное воспитание: ежемесячный

научно-методический журнал : основан в 1928 году / Ред. В.М. Кузина, Е.Ю. Агарева. – 2003.

№3 2003 . – с. 20-26 .

  1. Образовательные проекты // Ребенок в детском саду. – 2001. - № 5.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: "Формирование учебной мотивации учащихся на уроках математики"

Доклад на городсекое МО по теме: "Формирование учебной мотивации учащихся на уроках математики"...

ДОКЛАД ПО ТЕМЕ"СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"

ДОКЛАД О ПОВЫШЕНИИ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ...

Тема проекта: «Мотивация учебной деятельности учащихся на уроке математики»

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановк...

«Коуинговый подход как средство повышения профессиоанльной компетентности педагогов и мотивации к познанию обучающихся»

Цель проекта: создание инновационной системы работы по использованию коуингового подхода как средства повышения профессиоанльной компетентности педагогов и мотивации к познанию обучающихся, а значит п...