Организация учебного занятия в системе ДОД
методическая разработка по теме
Материал для педагогов дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_po_kursam.doc | 181 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ ДПО Ростовский областной ИПКи ПРО
Творческая работа на тему
«Организация учебного занятия в системе ДОД»
Автор: Н. Г. Белёва
педагог дополнительного образования
МОУ ДОД Дом детского творчества
Ростов – на Дону
2011
2
Содержание
Введение с. 3 - 4
Основная часть:
- Теория с. 5 - 15
- Практика с. 16 - 23
Заключение с. 24
Литература с. 25
Приложение с. 26 - 27
3
Введение.
Современная система ДОД представляет собой специфическую ветвь в отечественной педагогике развития.
Эта система обладает целым рядом качеств, которые отсутствуют или слабо выражены у основного:
- личностной ориентацией образования;
- профильностью и многопрофильностью;
- практической направленностью;
- мобильностью;
- многофункциональностью;
- разноуровневостью;
- разнообразим содержания, форм и методов образования;
- индивидуализацией образовательных программ и методик образования.
Именно дополнительное образование детей представляет собой гармоничное единство познания, творчества, общения детей и взрослых. В отличие от общего образования, система ДОД не имеет государственных стандартов, за исключением минимального объема социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования.
«Дополнительное образование детей — целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства. Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение — удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные образовательные потребности детей» (См. Приложение к письму Минобразования России от 15.12.2002 г. № 30-51-914/16.)
4
Содержание образования в ОУДОД обычно определяется образовательной программой, учебным планом и образовательными программами педагогов дополнительного образования (тематической или интегрированной направленностей), разрабатываемых педагогическими работниками самостоятельно.
В ОУДОД при организации образовательного процесса педагоги дополнительного образования реализуют собственные индивидуально- авторские, модифицированные, развивающие программы, программы допрофессиональной подготовки, культурно - досуговые, физкультурно-спортивные программы, а также программы углубленные по определенным образовательным направленностям для одаренных детей и др. , используя основную форму организации образовательного процесса – занятие.
Характерным является то, что обучающиеся в ОУДОД могут заниматься
как в одновозрастных, так и разновозрастных объединениях по интересам
( учебная группа, кружок, ансамбль, мастерская, клуб, студия, секция, и др.)
Занятие в учреждении дополнительного образования детей обладает целым рядом особенностей:
• оно менее регламентированное, более гибкое, свободное по составу участников, по чередованию форм работы, насыщению различными видами деятельности;
• в отличие от школьного урока, основанного на стандартизованном программном материале, оно более динамично, носит элемент опережения; имеет другую систему оценивания.
Занятие в системе дополнительного образования детей и школьный урок находятся в разных парадигмальных подходах этих образовательных систем.
В данной работе представлена методика и технология проведения занятия художественно – эстетической направленности в системе дополнительного образования детей.
5
Основная часть.
1. Теория
Занятие - основной элемент образовательного процесса в ОУДОД, но сегодня существенно меняется его форма организации. Главное не сообщение информационных знаний, а выявление опыта обучающихся, включение их в сотрудничество, активный поиск необходимых знаний.
Учебное занятие- это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей (передача знаний, умений и навыков по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний, формирование и развитие умений и навыков».
Занятие в учреждениях дополнительного образования детей занимает детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет, развивая их творческий потенциал. И педагог дополнительного образования, ориентируясь на гуманистические общечеловеческие ценности, на занятиях осуществляет целостный образовательный процесс (развитие, воспитание, обучение детей и подростков в соответствии с их природными задатками, склонностями и интересами).
Занятие в ОУДОД - это время, которое проводит с детьми педагог дополнительного образования, организуя различную образовательную и досуговую деятельность. Оно характеризуется тем, что личностный компонент является приоритетным в содержании образовательной деятельности, и основное внимание педагог дополнительного образования уделяет развитию личностно-смысловой сферы ребенка (отношение к действительности, переживание, сопереживание, осознание ценностных ориентиров в жизнедеятельности детского коллектива и пр.).
Занятие в ОУДОД не возникает случайно. Каждое занятие является запланированным и проводится педагогом дополнительного образования в соответствии с учебно - тематическим планом реализуемой образовательной программы. Поэтому любое занятие представляет собой цепочку одного
6
связующего звена образовательной программы, реализуемой в конкретном детском творческом объединении. Кружок «Художественное творчество» работает по модифицированной программе «Мир глазами детей». Главной задачей этой программы является приобщение детей к эмоциональному восприятию предметно – пространственного окружения и к самостоятельной деятельности по художественной организации среды. Отличие от других подобных программ в том, что художественная организация среды в данной программе рассматривается как процесс, объединяющий в себе законы изобразительного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна, декоративно – прикладного искусства и народного творчества в преломлении через композиционное структурное преобразование внутреннего и внешнего окружения человека. Ребёнок в данном случае – центр композиции.
Каждое занятие в системе ДОД имеет четкую структуру, представляющую собой взаимосвязь ее компонентов, а также определенную логику, зависящую от поставленных целей, задач, методов, выбранной формы.
Методика подготовки учебных занятий
Подготовка занятия в учебном кабинете
Предварительная подготовка педагога к занятию включает:
1) определение темы занятия;
2) продумывание общего хода занятия;
3) продумывание и отбор содержания теоретической части занятия;
4) продумывание и выбор методов теоретической подготовки детей;
5) подбор методических материалов по теме занятия;
6) выполнение практической работы;
7) составление плана занятия (при необходимости).
При разработке занятия педагог дополнительного образования внимательно изучает учебно-тематический план реализуемой образовательной программы, согласовывает определенный раздел и тему раздела с содержанием программы. Представленное для рассмотрения занятие на тему «Изменение
7
цветового пространства в разное время суток» представлено в программе в разделе «Пейзаж».
Педагогом продумывать специфика занятия, логика построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определяется объем образовательного компонента учебного материала.
Целевые установки занятия должны быть направлены на определенные конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат.
Для системы ДОД характерным является реализация основ педагогики развития личности обучающегося, поэтому на первый план выдвигаются задачи
по развитию реальных творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия путем реализуемой образовательной области. В данном занятии на развитие творческих способностей была направлена самостоятельная индивидуальная работа обучающихся при создании пейзажа. Нравственное и эмоциональное воздействие реализовывалось в процессе просмотра и обсуждения наглядного материала по теме.
При разработке содержания конкретного занятия надо обращать внимание на:
- четкость в определении содержательных компонентов занятия в соответствии с целями и возможностями, определяемыми данной возрастной ступенью развития обучающихся;
- связь данного занятия с предыдущими и последующими занятиями
- единство воспитательной, развивающей, обучающей целей занятия;
- применение принципа ценностной ориентации;
- применение необходимых методов образования;
- сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной работы с обучающимися.
8
При организации занятия педагог дополнительного образования придерживается технологической цепочки:
- организация работы обучающихся на доступном для них уровне, на пределе их возможностей и в приемлемом для них темпе;
- чёткое, поэтапное объяснение на высоком профессиональном уровне теоретического материала по разделу или теме программы или обучение практической операции;
- установка не на механическое запоминание учебной информации, а на смысл и практическую значимость полученных знаний;
- обязательный контроль или итоговая проверка, осуществляемые в контексте объяснения новой темы, после ее изучения и как итоговая проверка;
- реализация индивидуального подхода на каждом учебном занятии
На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе - анализируются все выполненные детьми работы и отмечаются даже самые небольшие достижения детей.
К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеотека и дидактические средства: наглядные пособия, учебные задания для индивидуальной и групповой работы, дифференцированные упражнения, итоговые задания, тесты и др. Педагогу необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала. Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, определяется объем и форма самостоятельной работы с детьми.
Выбираются методы обучения.
Методы обучения - это основные виды деятельности педагога, обеспечивающие формирование знаний, умений и навыков, необходимых для
9
решения учебно-воспитательных задач. Сущность метода заключается в организуемом способе познавательной деятельности воспитанника, в его активности, развитии познавательных сил и способностей.
Методы обучения на занятии должны соответствовать:
- задачам занятия;
- характеру и содержанию учебного материала;
- уровню знаний, умений и навыков обучающихся;
- материальному обеспечению занятия;
- личным качествам педагога, его подготовленности и уровню методического мастерства;
- индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности обучающихся;
- бюджету времени.
Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения (учебно-наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др.). Отбор методов и средств обучения зависит от цели
образования, конкретных дидактических задач, содержания обучения и реальных возможностей участников педагогического процесса.
Приём – это способ действия, элемент того или другого метода. Успех деятельности зависит от арсенала приёмов педагога.
Форма – это внутренняя организация относительной самостоятельной деятельности.
В течение всего занятия педагог ДО осуществляет психолого- педагогическую поддержку обучающихся, направленную на:
- создание благоприятных перспектив учебной деятельности;
- гуманизацию обучения (оптимизация нагрузки в соответствии с индивидуально- психологическими особенностями учащихся (подбор индивидуальных заданий в процессе обучения);
10
- оптимизацию нагрузки в связи с учетом динамики работоспособности; оптимизацию нагрузки в соответствии с мотивацией к обучению.
Педагог дополнительного образования обязан выполнять все государственные санитарно- гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровья - сберегающих систем.
Технология построения занятия в соответствии с теорией педагогики сотрудничества (Л. С. Выготский, С.Т.Шацкий):
- ознакомление обучающихся с будущими результатами занятия и объяснение практического значения учебного материала;
- составление крупных блоков основного содержания учебного материала;
дифференциация учебного материала для свободного выбора обучающимися заданий (при сохранении обязательного минимума);
- исключение принуждения в обучении и воспитании, свободный выбор уровня сложности; повторение приемов и алгоритмов выполнения творческих заданий;
- выполнение практических и творческих заданий с применением игровых и групповых форм работы, с использованием активных методов обучения;
- самоанализ и самооценка детьми результатов своей деятельности на занятии; выполнение заданий по культуре поведения, по воспитанию нравственности и т.д.
Особое внимание надо обращать на реализацию педагогами принципа ценностной ориентации в работе с детьми. Наивысшими ценностями, по Н. Е. Щурковой, являются:
- человек;
- жизнь, природа, общество;
- добро, истина, красота;
- труд, познание,
- общение, игра; свобода, счастье,
11
- совесть, равенство, справедливость, братство.
Понимание и принятие обучающимися этих ценностей придает воспитательному процессу оптимальный характер, так как наивысшие ценности, в итоге, включают в себя весь окружающий мир.
Каковы же способы педагогической реализации принципа ценностной ориентации? По мнению Н.Е. Щурковой таких способов насчитывается три:
1) проявление педагогом собственного, личностного, ценностного отношения;
2) предъявление детям ценности для ее осмысления и проживания личного ценностного отношения со стороны детей;
3) демонстрация ценностного отношения, проявленного кем-то, каким-то третьим лицом.
В представленном занятии воспитанникам предъявлялись для осмысления и проживания личного ценностного отношения следующие ценности: природа, красота, труд, свобода выбора. Так же присутствовало проявление педагогом личностного, ценностного отношения - демонстрация и рассказ о своих работах по теме занятия.
Разрабатывается краткий конспект предстоящего занятия. При составлении плана- конспекта занятия педагог определяет:
- основную цель, и если нужно, дополнительные цели;
- структуру (деление его на части или этапы работы);
- содержание (теоретический и практический материал);
- методы и приемы работы педагога ДО и обучающихся, учебно- методическое оснащение, предназначенное для каждого этапа занятия;
- формы организации работы обучающихся на каждом этапе (педагог - детский коллектив, обучающиеся по группам, индивидуальная работа каждого обучающегося, обучающийся- обучающийся и др.).
12
Примерная схема плана-конспекта занятия в системе личностно – ориентированного образования.
1. Приветствие. Перед началом занятия приветствие всех участников занятия. Завершается организационная часть объявлением темы занятия и постановкой учебных задач.
2. Проверка имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к изучению новой темы.
3. Теоретическая часть занятия включает в себя следующие элементы:
• изложение исторических данных по теме занятия;
• устное описание объекта практической работы
• объяснение специальных терминов по теме занятия;
• описание и показ основных технических приемов выполнения практической работы и их последовательности (технологии выполнения);
• правила техники безопасности.
4. Практическая часть занятия. Упражнение на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу на перенос в сходную ситуацию творческого характера.
Практическая работа разделяется на определенные этапы, каждый из которых будет выполняться последовательно и представляет собой некую законченную часть работы.
Педагог вместе с детьми подготавливает материалы и инструменты, необходимые для выполнения конкретной практической работы.
Далее обучающиеся приступают к выполнению работы, а педагог контролирует их деятельность, оказывает помощь и консультирует, подводит итоги и проверяет правильность выполнения каждого этапа работы.
При выборе содержания практической работы педагогу необходимо учитывать:
• возраст детей;
• календарный период учебного процесса;
13
• тему учебного года;
• уровень подготовки детей;
• последние актуальные тенденции в данном виде творческой деятельности.
Очень важными при выполнении практической работы являются следующие правила:
• доведение каждой начатой работы до конца;
• обязательность ее «внешней отделки» (т.е. доведение практической работы до уровня, позволяющего ее демонстрировать);
• поощрение стремления детей к показу результатов своей творческой деятельности.
5. Завершение занятия включает в себя:
• подведение итогов практической работы;
• закрепление учебного материала;
• объяснение домашнего задания;
• организацию дежурства (при необходимости).
Затем педагог прощается с детьми и напоминает о дне и времени следующей встречи.
Можно выделить следующие основные аспекты, от которых зависят успех проведения занятия детского объединения и оценка профессионализма педагога:
1) организация занятия;
2) дидактическая деятельность педагога;
3) воспитывающая деятельность педагога;
4) профессионально-личностная характеристика («портрет») педагога;
5) характеристика учебной группы (разные грани проявления детей в деятельности).
Качество организации занятия в совокупности определяют:
• состояние документации детского объединения;
14
• соответствие темы занятия образовательной программе и плану работы детского объединения на учебный год;
• соответствие организации занятия санитарно-гигиеническим требованиям;
• учет уровня работоспособности детей;
• выполнение правил техники безопасности и охраны труда;
• рациональность использования времени на занятии;
• оптимальность оборудования и оснащения кабинета и учебного занятия;
• организация ведения документации учащихся.
Качество дидактической деятельности педагога определяют:
• опора на основные принципы дидактики;
• оптимальность используемых методов обучения, их соответствие логике занятия, возрасту и развитию детей;
• эффективность контроля педагога за учебной деятельностью учащихся;
• объективность оценок их деятельности;
• степень технической оснащенности занятия;
• уровень методического обеспечения занятия;
• оптимальность использования технических средств и методических материалов;
• умелое использование смены видов деятельности;
• обеспечение обратной связи;
• достижение поставленной дидактической цели занятия.
Качество воспитывающей деятельности педагога на занятии определяют:
• воспитывающая направленность содержания занятия, наличие в нем идейной составляющей;
• опора на основные принципы воспитания;
• решение задач нравственного воспитания;
• эффективность формирования у детей трудолюбия и трудовых навыков;
15
• использование педагогом возможностей занятия в профессиональной ориентации и экономическом воспитании детей;
• формирование у детей интеллектуальной культуры, потребности в знаниях, познавательной активности;
• реализация задач физического и гигиенического воспитания учащихся;
• обеспечение связи занятия с жизнью страны и самих учащихся;
• степень эстетического воздействия содержания и организации занятия на учащихся.
Профессионально - личностную характеристику («портрет») педагога составляют:
• знание им учебного предмета, свободное владение учебным материалом;
• его речь;
• педагогическая культура и такт;
• внешний вид педагога на занятии;
• позиция педагога по отношению к учащимся;
• стиль педагогического руководства;
• степень воздействия личности педагога на учащихся.
Характеристику группы (разные грани проявления детей в деятельности) составляют:
• степень их активности и работоспособности на занятии;
• заинтересованность темой и содержанием занятия;
• сформированность у детей навыков самостоятельной работы;
• выполнение учащимися поставленных учебных задач занятия;
• коммуникативная активность детей, отношение к педагогу;
• интеллектуальное развитие обучающихся;
• сформированность навыков работы с оборудованием и инструментами, учебно-методическими пособиями.
16
3. Практика
Представленное занятие было разработано в системе личностно – ориентированного образования и направлено на инициирование субъективных свойств и потенциалов личности ребёнка, развитие её универсальных функций через самостоятельную творческую работу.
Использовались формы организации работы на занятии:
- педагог – детский коллектив
- индивидуальная работа каждого обучающегося.
Стиль в общении - демократический.
Форма самостоятельной работы - изображение на плоскости по впечатлению или воображению.
Методы работы: словесный, наглядный, практический, частично – поисковый.
Обоснованность выбора именно этих методов - они наилучшим образом способствовали достижению поставленной цели, обеспечивали развитие познавательной деятельности. Их эффективность – усвоение нового материала стало более доходчивым и понятным. При выборе этих методов учитывались возможности учащихся:
- возраст 8 – 9 лет (дети наблюдательны, творчески активны, эмоционально отзывчивы)
Проводилась работа по развитию межпредметных связей ИЗО, музыки и поэзии.
На занятии была организована целенаправленная работа. Главный акцент на занятии – связь с личным жизненным опытом ребёнка, эмоциональное воздействие природы на него, красота природы родного края.
В качестве педагогического контроля творческого развития детей использовалось наблюдение за проявлением знаний, умений и навыков в процессе работы. Важнейшая функция оценки на занятии – этическая (поддержать, стимулировать творческую активность, в тактичной форме указать на недостатки работы).
17
Структура занятия
Педагог дополнительного образования свободен в выборе структуры занятия при условии, если данное занятие обеспечит высокую результативность образовательного процесса. Занятие подразделяется на ряд этапов, которые логически взаимосвязаны:
- организационный;
- проверочный;
- подготовительный;
- основной;
- контрольный;
- рефлексивный;
- итоговый;
Каждый последующий этап отличается от другого этапа сменой видов деятельности, содержанием, конкретными задачами. На данном занятии присутствовали следующие этапы:
1-ый этап - организационный.
Задачей этого этапа является организация педагогом дополнительного образования начала занятия (организационного момента), включающего постановку целей (обучающих, развивающих, воспитательных), сообщение темы и плана занятия, а также первоначальную проверку имеющихся у обучающихся знаний и умений по данной теме. Обязательным компонентом этого этапа занятия является создание педагогом мажорного психологического
настроя обучающихся на познавательную деятельность, применение им приемов активизации внимания обучающихся к готовности восприятия информационного материала по новой теме.
В представленном занятии психологический настрой создавался приветствием в стихотворной форме (см. Прил. 3)
Содержание этапа: подготовка обучающихся к работе на занятии.
2- ой этап - проверочный.
18
Задачей этого этапа является установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания, если такое задание выполнялось, выявление пробелов в знаниях детей, их коррекция.
Содержание этапа: проверка педагогом домашнего задания (практического, творческого и др.), а также проверка усвоения знаний предыдущего этапа.
На занятии повторялись изученные термины по теме «Пейзаж».
3-ий этап – подготовительный( подготовка к новому содержанию).
Задачей этого этапа является обеспечение мотивации и принятие обучающимися целей учебно - познавательной деятельности.
Содержание этапа: сообщение педагогом темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности (познавательная беседа, проблемное задание, учебный кроссворд и др.) На занятии мотивации учебной деятельности способствовала познавательная беседа.
4-ый этап- основной
Основные задачи этого этапа:
усвоение новых знаний и способов действия, первичная проверка понимания, закрепление знаний и способов действий, обобщение и систематизация знаний. На данном занятии новым знанием была цветовая гамма разного времени суток в пейзажах, разбел и затемнение цвета; были закреплены знания о тёплых и холодных цветах, контрасте. После беседы и просмотра наглядного и видео - материала были сделаны выводы и обобщение, выработан алгоритм выполнения практической работы.
5 этап - итоговый.
Задачей данного этапа является: анализ и оценка успешности достижения цели и выработка стратегических ориентиров дальнейшей работы.
Содержанием этапа является: педагог анализирует образовательную деятельность обучающихся, поощряя их за определенные выполненные задания
и т. д. На занятии в качестве поощрения лучшие работы размещались на текущей выставке.
19
6 этап- рефлексивный.
Задачей данного этапа является: мобилизация детей на самооценку их деятельности. Педагог оценивает работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность работы.
На занятии в форме диалога проходил самоанализ детских работ. А так же самоанализ педагогической деятельности.
Распределение времени на занятии:
1 этап – 2 минуты
2 этап – 2 минуты
3 этап- 15 минут
4 этап - 20 минут
5 этап - 2 минуты
6 этап- 2 минуты
7 этап – 2 минуты
Всего занятие -45 минут
ПЛАН - КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Тема: «Изменения цветовой гаммы пространства в течение суток»
Возрастная категория обучающихся 8 -9 лет.
Вид занятия: учебное занятие – рисование по впечатлению (воображению).
Цели занятия:
- развивающая цель- развивать воображение, творческую фантазию;
- воспитательная - воспитывать эстетическое отношение к природе;
- обучающая - учить подбирать цветовую гамму для изображения разного времени суток в пейзаже, закрепить знание о контрастных цветах, об этапах создания пейзажа.
Методы проведения занятия:
словесный: рассуждение, беседа
наглядный: демонстрация репродукций картин, презентации
20
практический: практическая работа красками
частично – поисковый: самостоятельная работа по подбору цвета
Материально- техническое оснащение:
- презентация «Природа родного края», подготовленная педагогом
- работы педагога по данной теме
- пособия: «Затемнение и разбел цвета», «Цветовой круг».
- гуашь, акварель (по выбору),
- кисти, палитра,
- ватман размера А 4.
Зрительный ряд: И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре»,
А. Ромадин «Последний луч», К. Моне «Дама в саду»,
К. Фридрих «Утро в горах».
Музыкальный ряд: К. Дебюсси «Вечер в Гренаде», Л. Бетховен «Лунная соната», Гершвин «Летний день».
Литературный ряд: стихотворения А. Кондратьева, Ф. Тютчева
Ход занятия.
- Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности обучающихся к занятию.
Создание морально-психологического климата на занятии в детском творческом объединении (прил.3) Завершается организационная часть объявлением темы занятия и постановкой целей.
- Беседа об изменении цветового пространства в течение суток.
2.1 Повторение пройденного материала по теме «Пейзаж»:
что такое «пейзаж», «линия горизонта», «воздушная перспектива»?
2.2 Вводное слово учителя. Возбудить интерес можно через аналогии, способствующие концентрации внимания и сохранению интереса.
-Свет и цвет – неотъемлемые элементы пейзажа. Пленяющие нас картины природы подчёркиваются особой атмосферой, создаваемой ими: рассвет, различные оттенки летних цветов, тенистые долины, вершины гор, освещённые заходящим солнцем, туман в лесу, неподвижная поверхность воды в озере ранним утром. Сегодня мы узнаем, как передать всю эту красоту красками.
- 21
- 2.3 Диалог – обсуждение цветовой гаммы, звуков, запахов утра, дня, вечера, ночи.
Звучит стихотворение А. Кондратьева (прил.2). Дети рассказывают о своих ощущениях от каждого времени суток.
-Выбирая определённое время для написания пейзажа, художник стремиться изобразить на картине игру света и цвета. Эта игра определяет связь между человеком и природой, пробуждая эмоции, которые художник пытается передать на картине.
Рассматриваем картины художников.
Примерные вопросы к картинам:
- По каким признакам мы узнаём то или иное время суток?
- Какие цвета для неба использовали художники на каждой картине?
- Как изменяется цвета листвы, травы в течение суток?
- Какое настроение вызывает каждая картина? При помощи чего это выразил художник?
- Какое время суток вам больше нравиться? Почему?
Слушаем музыкальные произведения и сопоставляем с картинами: какое музыкальное произведение вызывает настроение, соответствующее настроению одной из картин? Читая стихотворения Ф. Тютчева и
И. Никитина (прил.1), воздействуем на фантазию и воображение детей. Просмотр работ педагога, его рассказ о замысле и подборе цвета для изображения определённого времени суток.
Находим общие черты в описании разного времени суток в стихотворениях и картинах.
- 2.4 Просмотр презентации о природе родного края.
- После просмотра обсуждение с детьми природы родного края в разное время суток.
- Примерные вопросы:
- Видели ли вы подобные пейзажи?
- В чем их красота?
- Кому какое время суток больше нравиться? Почему?
- Как надо относиться к родной природе?
- Изображая природу, можем ли мы способствовать её сохранению? Каким образом?
2.5 Игровой момент «Представь себе». Предлагаем детям закрыть глаза, представить каждому свой пейзаж- утренний (вечерний, ночной, дневной), используя полученные впечатления, и рассказать о нём. Словесные образы настроят на изобразительное повествование, подскажут цветовое решение.
- 22
- 2.6 Подводим итог беседы.
- Обобщение. Детям предлагается самим дать оценку информации. Подвести итог общему рассуждению. Выделить основную главную мысль, заложенную в материале, информации.
- Вывод: Утро, вечер, день, ночь имеют разную цветовую гамму.
- Так, ночь – это не черное, бесцветное пространство, это переплетение всех красок с чёрной или серой краской. Оживляется ночной пейзаж за счёт лунного света (если ночь лунная) или электрического освещения (в городском пейзаже).
- Утро – время первого солнечно луча, пробуждение природы. Все цвета нежные, туман как бы окутывает дымкой все краски (пособие «Разбел цвета»)
- День характеризуется насыщенными цветами. В солнечный день на освещённых местах цвета немного «выбеливаются», а тени – резкие, контрастные (что такое контрастные цвета повторяем по пособию «Цветовой круг»). Небо в такой день пронзительно ярко.
- Вечер же богат тёплыми, земляными цветами, на небе оттенки от светло – жёлтого до бордового. Чем ближе к эпицентру заката, тем лучше освещены предметы, и чем дальше, тем они больше погружаются в темноту (пособие «Затемнение цвета»)
- 2.7 Обобщение. Итог общему рассуждению. Советы и рекомендации по практическому применению полученной информации
- Физкультминутка (прил.4)
4. Практическая работа.
Самостоятельная работа обучающихся. Изображение пейзажа утреннего (вечернего, дневного, ночного) по воображению или впечатлению.
Этапы работы:
1. Начинаем работу с выбора сюжета (что конкретно будет изображено в пейзаже). Делаем установку на творчество, индивидуальность.
2. Карандашом делаем разметку композиции: изображаем линию горизонта и обозначаем основные элементы пейзажа (подразумевается, что обучающиеся имеют первоначальные навыки построения пейзажа).
3. Составляем на палитре оттенки неба, травы, листвы, водной поверхности и других объектов, соответствующие выбранному времени суток. Вспоминаем, что теплые цвета «приближаются», холодные – «отдаляются».
4. Работа красками над фоном неба и водной поверхностью (если она присутствует в пейзаже). Учитываем, что вода сама по себе прозрачна и приобретает цвет отражающихся в ней предметов, неба или элементов ландшафта.
5. Изображение других элементов пейзажа с учётом воздушной перспективы. Вспоминаем, что по законам воздушной перспективы при удалении к линии горизонта все предметы уменьшаются в размерах, а цвета бледнеют и становятся более холодными, тени удалённых предметов – синеют.
23
5. Подведение итогов занятия. Выставка работ. Положительная оценка работы каждого обучающегося; самоанализ и самооценка детьми результатов своей деятельности на занятии; анализ характерных ошибок.
Выбираем наиболее удачные работы. В качестве стимулирования они будут размещены на выставке кружка.
В заключение занятия поблагодарим детей за творчество, хорошее настроение и увлечённость живописью.
6. Анализ эффективности занятия. Используется методы: самоконтроля, устный контроль(вопросы), письменный контроль( опросный лист). Самоконтроль проводится с целью выявить те стороны методики и организации своей работы на занятии, которые привели обучающихся к успеху или, наоборот, к неудаче, с тем, чтобы на следующих занятиях повторять и развивать удачно найденные приёмы и методы, а неудачные – изменить.
Вопросы для детей:
- Что узнали нового на занятии?
- Что понравилось, что нет?
- Что хотелось бы сделать по – другому?
- Был ли воспитательный эффект на занятии?
Обучающие заполняют «Опросный лист», в котором оценивается деятельность педагога (прил. 5)
Критерии оценки детских работ:
- детский рисунок должен заключать в себе эстетическое отношение к миру, его личный выбор;
- детский рисунок должен отражать индивидуальные особенности творческого развития автора определённого возраста в конкретно – историческом времени.
- в детском рисунке должна чувствоваться родственная причастность к природе.
24
Заключение.
Проанализировав занятие, можно сделать вывод, что цели занятия и запланированный объём занятия в целом были выполнены. Дети были активны, показали хорошую работоспособность на занятии, заинтересованность темой, коммуникативность, сформированность навыков живописной работы и навыков изображения пейзажа. Научились наблюдать в природе и подбирать цветовые оттенки для передачи разного времени суток в пейзаже, эстетически откликаться на красоту окружающего мира. Пример этому – интересные творческие пейзажи. Характер общения обучающихся и педагога был положительно – эмоциональным. На занятии поддерживался благоприятный для обучения климат. Распределение времени на отдельных этапах было оптимальным.
Занятия художественно – эстетической направленности в ДО позволяют воспитывать ребёнка не только в сфере искусства, но и в широчайшем спектре жизнедеятельности человека, помогают формировать человека с яркой индивидуальностью. Творчество детей и творчество учителя – это путешествие во времени в мир изобразительных, реальных и представляемых образов, это гармоничная, духовная связь и деятельность поколений.
Представленное в данной работе занятие - один из пунктов этого увлекательного путешествия.
25
Литература:
1. Иванченко В.Н., Занятие в системе дополнительного образования
детей. – Ростов- н-/Д, изд- во « Учитель».
2. Ермолинская Е.К., Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей. – М., Просвещение, 2004г.
3. Лободина Н.В., Изобразительное искусство. – Саратов, Саратовский полиграфический комбинат, 2006г.
4. Материалы 5 областного конкурса авторских программ дополнительного образования детей. – Ростов- н-/Д, КМЦ «КОПИЦЕНТР», 2002г.
27
Приложение 2. Стихотворение А. Кондратьева
Весенний лес хранит в секрете
Что он увидел на рассвете,
КАК ЛАНДЫШ ДЕРЖИТ НА ВЕСУ
В СТЕКЛЯННЫХ ЧАШЕЧКАХ РОСУ.
День работал целый день –
Переделал много дел:
И жалел под вечер,
Что заняться нечем.
Постукивает поезд вдалеке,
Плеснула рыба в розовой реке,
Присело солнце за притихший лес…
День погрустил немного и исчез.
Звезд полно на небе – и в небе, и в воде
На земле – ни огонька нигде.
Звери и букашки спать легли.
Тишина от неба до земли.
Приложение 3 .
Приветствие.
Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Всё ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Приложение 4 . Физкультминутка.
Я вышел в сад, осенний сад (ходьба на места),
На ветках яблоки висят (круг руками),
Качает ветер ветки (взмах руками).
Я в руки яблоко беру – (потянутся вверх на носочках)
Весёлые, как лето….
Закаты на одном боку (наклон туловища влево),
А на другом - рассветы(наклон туловища вправо)
Приложение 5.
Опросный лист.
1. Насколько прошедшее занятие было тебе интересно?
Баллы- 0 1 2 3 4 5
2. Насколько тебе понравилась организация проведения занятия?
Баллы- 0 1 2 3 4 5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация учебных занятий в творческих объединениях УДОД
Сборник методических материалов составлен с целью оказания методической помощи педагогам дополнительного образования в организации учебных занятий в творческих объединениях учреждений допо...
Рекомендации педагогу по организации учебного занятия(материал курсов повышения квалификации педагогических работников)
Рекомендации педагогу дополнительного образования по организации занятия ( материал курсов повышения квалификации педагогических работников)...
Проблемы организации учебных занятий в рамках реализации компетентностного подхода
Презентация содержит информацию об основных формах организации учебных занятий при реализации ОПОП....
Занятие как форма организации учебной деятельности в системе дополнительного образования
В статье описаны некоторые специфические особенности занятия как формы организации учебной деятельности в системе дополнительного образования детей, его отличия от школьного урока. Даны рекомендации п...
Элективные курсы как форма организации учебной деятельности в системе основного и дополнительного образования
Теоретические основы построения программы элективного курса...
Выступление на Окружном семинаре "Инновационные подходы к организации учебного занятия в системе дополнительного образования"
В выступлении внимание уделяется ведущей тенденциии становления педагога дополнительного образования - включение педагога в инновационную деятельность. Инновационная деятельность педагога дополнительн...
Информационная карта занятия внеурочной деятельности + План – конспект учебного занятия в системе внеурочной деятельности "Лаборатория анатомии растений
laquo;Лаборатория анатомии растений» - аудиторное занятие, которое создает для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует...