Программа дополнительного образования детей "Культура поведения делового человека"
рабочая программа по теме
Предполагаемый курс восполнит в определенной мере тот огромный пробел школьного и семейного воспитания, который касается речевой культуры молодого человека, подготовит его к дальнейшему деловому общению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_do_soina.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования детей
«Культура поведения делового человека»
Педагог ДО: Соина С.А., МОУ «Мамоновская ООШ»
Пронского района Рязанской области
Пояснительная записка
В поведении и общении с другими людьми неизбежно появляется внутренний мир человека. Богатому и красивому внутреннему миру, как правило, соответствует высокая культура поведения и общения.
У каждого народа существуют свои нормы и представления, как о правилах этикета, так и о правилах общения. Хороший тон нигде так наглядно проявляется, как в речи. Речь говорящего – его интеллект и культура.
Культура речи – это «живое» образное слово. В нем имеют значение три составные: кто говорит, что говорит. Доказано: никакая другая способность, которой может обладать человек, не делает ему такого авторитета и возможность с такой быстротой сделать карьеру, как умение хорошо говорить.
Однако произнести речь – искусство немалое. Оно требует от оратора мобилизации мышления, памяти, богатого словарного запаса, всей духовной сферы, психологической устойчивости.
Предполагаемый курс восполнит в определенной мере тот огромный пробел школьного и семейного воспитания, который касается речевой культуры молодого человека, подготовит его к дальнейшему деловому общению.
Цель программы: формирование представлений о том, что такое культура речи, культура поведения, культура общения, в том числе и делового.
Задачи:
- познакомить учащихся с истоками возрождения культуры в народных традициях;
- дать основные навыки правил хорошего тона;
- познакомить с такими качествами как доброта, уважение, достоинство и т.п.;
- создание условий для дальнейшего усвоения норм устной речи;
- формировать навыки и приемы обучающихся правильно говорить, общаться, слушать собеседника.
Продолжительность программы: данная программа рассчитана на 1 год обучения. Объем программы – 72 часа (один раз в неделю по два часа).
Методы, применяемы при обучении
- Объяснительно-иллюстративный.
- Репродуктивный.
- Экспериментальный.
Основные формы организации учебных занятий:
- беседы;
- лекции;
- мини-интервью;
- часы общения;
- миниатюры;
- мини-сценки;
- семинары;
- деловые игры;
- практикумы;
- тестирование.
Формы деятельности учащихся:
- фронтальные;
-индивидуальные;
-групповые.
Формы контроля достижений учащихся: выполнение и защита творческих работ: сценарии, участие в мини-сценках, миниатюрах, семинарах, деловых играх.
Виды контроля:
- вводный;
- промежуточный;
- итоговый;
- коллективный анализ творческих работ.
Возраст обучающихся – 13-16 лет.
Наполняемость групп – 4-6 человек. Она обусловлена тем, что на занятиях обучающиеся организуются в рабочие группы. Задания содержат различный по содержанию материал и требуют индивидуальных способностей учащихся в той или иной области.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | Из них: | |
типовых занятий | практических занятий | |||
| 2 | 3 | 4 | 5 |
1. История делового общения (4 часа) | ||||
1.1 | Введение. Этикет – кодекс хороших манер. Основные направления этикета | 2 | 2 | - |
1.2 | Исторические корни делового общения. Дипломатический, придворный, воинский, деловой, повседневный этикеты | 2 | 2 | - |
2. Правила общения (16 часов) | ||||
2.1 | Приветствие | 2 | 1 | 1 |
2.2 | Обращение | 2 | 1 | 1 |
2.3 | Извинение | 2 | 1 | 1 |
2.4 | Умение вести беседу | 6 | 2 | 4 |
2.5 | Разговор по телефону | 4 | 1 | 3 |
3. Деловой этикет (14 часов) | ||||
3.1 | Деловые бумаги | 3 | 1 | 2 |
3.2 | Подготовка к переговорам | 3 | 1 | 2 |
3.3 | Проведение делового совещания | 2 | 1 | 1 |
3.4 | Подготовка у выступлению | 2 | 1 | 1 |
3.5 | Этикет работы в компьютерных сетях и в дисплейном классе | 2 | 1 | 1 |
3.6 | Юмор в речевом этикете | 2 | 1 | 1 |
4. Словарный запас ( 6 часов) | ||||
4.1 | Крылатые слова | 2 | 1 | 1 |
4.2 | Пословицы и поговорки | 2 | 1 | 1 |
4.3 | Иностранные слова | 2 | 1 | 1 |
5. Нормы устной речи (12 часов) | ||||
5.1 | Построение фраз. Произношение слов | 6 | 2 | 4 |
5.2 | Повторяемость слова в фразе. Произношение Э и Е. «Оба» - «Обе». Класть – «ложить» | 2 | 1 | 1 |
5.3 | Недопустимость в официальной речи жаргонизмов, грубых просторечий. Ударение | 4 | 2 | 2 |
6. | Образ в слове | 4 часа | 1 | 3 |
7. | Эмоция в слове | 4 часа | 1 | 3 |
8. | Логика в слове | 4 часа | 1 | 3 |
9. | Русский глагол | 4 часа | 1 | 3 |
10. | Зачетное занятие | 4 | 1 | 3 |
Итого: | 72 | 29 | 43 |
Содержание программы
- История делового общения (4 часа)
Этикет- кодекс хороших манер. Поведение и общение как проявление внутреннего мира человека. Исторические корни делового общества. Дипломатический, придворной, воинский, деловой, повседневный этикеты. Основные направления этикета.
- Правила общения (16 часов)
- Приветствие.
Приветствие как обычай. Варианты приветствия. Правила приветствия. Национальная особенность приветствия.
2.2. Обращение.
Виды обращения. Особенности обращения в русском речевом этикете.
2.3. Извинение.
Извинение как проявление вежливости, искренности. «Извините» - «извиняюсь». Извинение – не оправдание. Афронт.
- Умение вести беседу.
Беседа как обмен мыслями. Постановка голоса – решение речевых проблем. Пауза речи. Акцент. Комплимент. Выразительность речи. Умение вести дискуссию.
- Разговор по телефону.
Правила разговора по телефону. Особенности передачи информации в использовании других средств связи (пейджер, мобильная связь).
3. Деловой этикет (14 часов)
3.1. Деловые бумаги.
Бланк. Визитная карточка. Личное письмо. Благодарственное письмо.
Поздравительное письмо. Письмо с выражением соболезнования. Открытка.
Телеграмма. Факс и электронная почта.
3.2. Подготовка к переговорам.
Этапы изложения позиции. Стратегия ведения переговоров. Тактические приемы.
3.3. Проведение делового совещания.
Стиль проведения деловых встреч. Правила проведения делового совещания. Повестка
Дня. Письменный протокол.
3.4. Подготовка к выступлению.
Тема выступления. Главные мысли речи. Логика и последовательность изложения.
Аргументы. Запись собственного ведения проблемы. План речи.
3.5. Этикет работы в компьютерных сетях и дисплейном классе.
Автономный компьютер в учебном классе или лаборатории. Компьютер в локальной сети. Компьютер в сети Интернет. ВВВ (WWW- world wide web) – всемирная паутина. Правила использования электронной почты.
3.6. Юмор в речевой этике.
Сила юмора. Юмор как компромисс. Чувство юмора как проявление таланта.
4. Словарный запас (6 часов)
4.1. Крылатые слова.
«Строительный материал» речи. Толкование крылатых слов и выражений.
4.2. Пословицы и поговорки.
Сердцевина пословиц и поговорок. Поговорка как оборот речи. Пословица как завершенная мысль с поучительным смыслом.
4.3. Иностранные слова.
Слово чужое и слово чуждое. Если бы русское слово не сменилось иностранным. Необходимость заимствования. Опасность или небрежность.
5. Нормы устной речи (12 часов)
5.1. Построение фраз. Произношение слов.
5.2. Повторяемость слова в фразе. Произнесение Э и Е. класть вместо «ложить». Речевые ошибки при склонении числительных «оба» и «обе».
5.3. Недопустимость в официальной речи жаргонизмов, грубых просторечий.
6. Образ в слове ( 4 часа)
Жалованье и зарплата. Служба, должность, работа. Заштатный и захолустный. Делец и делаш. Беседовать, говорить, общаться. Эмоция и образ в действии. Речь молодежи. «Мурло мещанина» и русская речь.
7. Эмоция в слове (4 часа)
Вопить и кушать. «Ужас страшно!» волнительно и волнующе. Шикарное и пикантное. Чепуха и вздор. Бесподобно! Немыслимо! Небывало!
8. Логика в слове (4 часа)
Логика термина. Довольно, вполне, достаточно. Конструктивный, позитивный, негативный. Недочеты, проблемы, недостатки.
9. Русский глагол (4 часа)
Глагол и речь. Стать и встать. Одеть и надеть. Занимать и одолжить. Сказать и подсказать. Протестовать против. «Оплачивайте проезд!», «Гасите свет!».
10. Зачетный урок (4 часа).
Требования к уровню подготовки воспитанников
По окончании курса учащиеся должны знать:
- исторические корни делового общения;
- правила общения;
- деловой этикет, его виды;
- этикет общения в компьютерных сетях и в дисплейном классе;
- нормы устной речи;
- основные виды эмоционального воздействия на слушателя.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
- правильно приветствовать собеседника и обращаться к нему;
- вести беседу, говорить по телефону;
- подготовиться к переговорам, к выступлению, проведению делового совещания;
- работать в компьютерных сетях и дисплейном классе;
- правильно произносить слова, ставить ударение, не допускать в своей речи грубых просторечий, диалектных слов, жаргонизмов;
- использовать основные виды эмоционального воздействия на слушателя.
Учебно-методическое обеспечение и техническое оснащение
Оборудование: столы, стулья, доска настенная, шкафы.
Инструменты: карандаши, ручки.
Материалы: тетради, чертежная бумага, раздаточный материал.
Наглядные пособия: таблицы, тексты.
Техническое оснащение: компьютер, CD – диски, телефон.
Литература для обучающихся
- Барашков, В.Ф. А как у вас говорят? – М.,1986.
- Гольдин, В.Е. Речь и этикет.- М., 1983.
- Коровина В.Я. На доступах к риторике /пособие для учащихся 8-11 классов общеобразовательных учебных заведений/. – М.: Мнемозина, 1996.
- Розенталь, Д.Э., Голуб, И.Б. Секрет стилистики: правила хорошей речи.- М.: Рольф, 1996.
Литература для педагога
- Акишина, А.А. и др. Жесты и мимика в русской речи.- М.,1991.
- Богданов, В.В. Речевое общение.- Л.,1990.
- Введенская, Л.А., Павлова, Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика.- Ростов/ НД, 1998.
- Головин, Б.Н. Основы культуры речи.- М., 1988.
- Головин, Б.Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи.- М., 1988.
- Канн-Калик, В.А. Грамматика общения. – М., 1995.
- Колесов, В.В. Культура речи. - Л.: Ленинград, 1988.
- Леонтьев, Ю. А. Психология общения.- М.: 1997.
- Максименко, О.И. Энциклопедия этикета. – М.: Астрель, 2003.
- Макаренков, С.М. Энциклопедия этикета. – М.: «Рипол классик», 2003.
- Гольдин, В.Е. Речь и этикет.- М., 1983.
- Оганесян, С.С. Культура речевого общения// Русский язык в школе. -1998. -№5.
- Скворцов, Л.И. Язык, общения, Культура// Русский язык в школе.- 1994.- №1.
- Формановская, Н.И. Культура речи и речевой этикет// Русский язык в школе.- 1993.-№5.
- Чиненный, А.И. Этикет на все случаи жизни.- М.: Акалис, 1996.
- Соколова, В.В. Культура речи и культура общения.- М.: Просвещение, 1995.
- Москвин, В.П. Стилистика русского языка: Приемы и средства выразительной и образной речи (общая классификация). – Волгоград: Учитель, 2000.
- Камышева, С.Ю. Культура речи педагога в заданиях и упражнениях. -Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2003.
- Культура русской речи и эффективность общения.- М., 1996.
- Культура устной и письменной речи делового человека. – М., 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по немецкому языку "Деловой немецкий"
Данная программа разработана для старшего звена (10-11 классы). Представляется возможным введение этого элективного курса в качестве дополнения к школьному курсу, т.к. уровень знаний, полученных ранее...
Программа Дополнительного Образования по Курсу «ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА» для 9-х классов
Программа курса построена с учетом положения экологии человека как интегрированной области знания. Экология человека на основе познания многообразных факторов взаимодействия человека с окружающей сред...
Рабочая программа дополнительного образования "Экология человека"
Данная программа рассчитана на учащихся 8 класса и углубляет содержание школьного курса биологии 8 класса «Человек и его здоровье». Курс формирует у старшеклассников оптимальные для здоров...
Программа дополнительного образования. Эколого-биологическое направление. "Экология человека и окружающей его среды"
Оригинальность данной работы заключается в том ,что она позволяет изучить экологию человека, его значение и место в окружающей среде.Знание основ микробиологии, паразитологии , экологии человека и ибщ...
Программа дополнительного образования "Человек и общество"
Данная программа рассчитана для подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ по обществознанию. Материал содержит основные вопросы, встречаемые на экзамене....
Для учителей литературы. Программы для дополнительного образования в ЧОУ "Деловая Волна"
Изучение зарубежной литературы расширяет кругозор учащихся и позволяет расматривать произведения русских писателей в сравнении с мностранными авторами. Ребята могут писать сочинения,...
Рабочая программа дополнительного образования «Экологические аспекты здоровья человека » для обучающихся 14-15 лет, 2019 г.
Направленность данной программы – естественно-научная.Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время на современном этапе развития общества очевидна необходимость всесторонне...