Программа Дополнительного Образования по Курсу «ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА» для 9-х классов
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_9_klasspdo_po_bio.docx | 24.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа Дополнительного Образования
по Курсу
«ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»
для 9-х классов
автор: учитель биологии высшей категории
МАОУ Лицей № 21
Ананьина Олеся Викторовна
Пояснительная записка.
Курс «Экология человека» для 9 класса рассчитан на 17 часов.
Программа курса построена с учетом положения экологии человека как интегрированной области знания. Экология человека на основе познания многообразных факторов взаимодействия человека с окружающей средой определяет оптимальные условия его жизнедеятельности, развития, расцвета физических сил. В наследственности по принципу эволюционной эстафеты передаются и аккумулируются воздействия всех факторов здоровья. Ключевым в содержании курса является фундаментальное понятие экологии человека – понятие здоровья.
Вторым центральным понятием является понятие факторов здоровья. Оно включает сведения о наследственности, образе жизни, окружающей среде и здравоохранении.
Данный курс по выбору углубляет содержание раздела курса «Человек и его здоровье», использует межпредметные связи с основными курсами биологии, географии и химии.
Курс «Экология человека» имеет профориентационную направленность в области медицины и охраны природы.
Лучшему усвоению курса способствует сочетание теоретического материала и практических работ. Программа предусматривает чтение лекций, проведение экскурсий, практических занятий, семинаров, диспутов и конференции.
Курс завершается итоговой конференцией.
Контроль достижений учащихся осуществляется через наблюдение активности на занятиях, анализ результатов выполнения заданий, беседы с учащимися, участие в конференциях, тестирование.
Цель курса:
развитие умений и навыков ,связанных с овладением простейшими приемами исследования здоровья, окружающей среды, самонаблюдением, пропагандой экологических и гигиенических знаний.
Задачи курса:
по окончанию курса учащиеся должны знать:
-место человека в системе живой природы;
-факторы здоровья, что такое здоровье;
-эндемические и природноочаговые заболевания;
-биологические ритмы;
-приспособительную изменчивость человеческих популяций;
-причины изменения природной среды;
учащиеся должны уметь:
-составлять родословную;
-прослеживать наследование признаков здоровья и нездоровья;
-определять причины изменения природной среды;
-оценивать санитарно-гигиеническое состояние помещения;
-давать эстетическую оценку помещения;
-давать оценку качества окружающей среды своей местности.
Тематическое планирование.
1. Что такое здоровье? Социальная обусловленность здоровья.
2. Место человека в системе живой природы
3. Наследственность – важный фактор здоровья
4. Семейное наследование признаков здоровья и нездоровья. Составление родословной.
5. Эндемические и природноочаговые заболевания
6. Космические факторы здоровья. Биологические ритмы, их устойчивость
7. Приспособительная изменчивость человеческих популяций, обитающих в различных географических зонах.
8. Изменение природной среды под влиянием деятельности человека
9. «Свалка по имени - Земля»
10. Экологический кризис. Экологическая катастрофа.
11. Современный экологический кризис во взаимоотношениях природы и общества.
12. Глобальные экологические проблемы. Пути их решения.
13. Загрязнение окружающей среды. Основные виды загрязнителей и их влияние на окружающую среду и здоровье человека.
14. Загрязнение окружающей среды. Основные виды загрязнителей и их влияние на окружающую среду и здоровье человека.
15. Загрязнение окружающей среды. Основные виды загрязнителей и их влияние на окружающую среду и здоровье человека.
17. От экологических кризисов и катастроф к устойчивому развитию.
18. Экология и здоровье человека.
19. Воздействие шума на организм
20. Музыка и смех в жизни человека
21. Компьютеры, сотовая связь и здоровье человека
22. Ионизирующие и электромагнитные излучения
23. Рост численности человечества. Особенности демографии человека. Демографические перспективы.
24. Современные проблемы охраны природы. Охрана природы как глобальная экологическая проблема.
25. Мониторинг состояния окружающей среды. Современные концепции мониторинга. Виды мониторинга. Задачи местного, регионального и глобального мониторинга.
26. Биосферные заповедники. Международное сотрудничество в области глобального мониторинга.
27. Методы мониторинга. Виды мониторинга: генетический, онкологический, санитарно-эпидемиологический, мониторинг нарушения развития, мониторинг радиоактивности.
28. Теоретические основы биотестирования. Главные направления биотестирования.
29. Биоиндикация..
Теоретические основы биоиндикации. Виды биоиндикации: альгоиндикация, ихтиоиндикация, лихеноиндикация...
30. Мониторинг окружающей среды и здоровье людей.
31. Современные технические средства мониторинга.
32. Обобщающий урок
Список использованной литературы.
1.Кузьмин А.М. «Природный радиоактивный фон и его значение для биосферы земли» М., Наука 1991.
2.Чумаков Б.Н. Валеология. –М.,1997.
3.Државецкая И.А. основы физиологии обмена веществ и эндокринной системы. –М.: Высшая школа, 1994.
4.Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. –Минск, 1998.
5.Рохлов В.С. Школьный практикум. Биология. Человек. 9 класс. –М: Дрофа, 1998.
6.Здоровью надо учить! (Валеология через школьные предметы) Н.П. Абаскалова, Новосибирск, 2000.
7.Заяц Р.Г., Рачковская И.В. Основы общей и медицинской генетики. – Минск, 1998.
8.Монин А.С., Шишков Ю.А. Глобальные экологические проблемы. М.: Знание, 1991.
9.Экокультура: в поисках выхода из экологического кризиса. Хрестоматия по курсу окружающей среды/ Сост. Н.Н. Марфенин. М.,1998.
Список литературы, рекомендуемой для учащихся.
1.Энциклопедия для детей: Биология, география. –М.: Аванта1994.
2.Чумаков Б.Н. Валеология. –М.,1997.
3. Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. –Минск, 1998.
4. Рохлов В.С. Школьный практикум. Биология. Человек. 9 класс. –М: Дрофа, 1998.
5. Монин А.С., Шишков Ю.А. Глобальные экологические проблемы. М.: Знание, 1991.
6.Алексеев С.В. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса. СПб.: СМИО, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа по курсу "Экология человека"
Экология человека – комплексная дисциплина, которая изучает общие законы взаимоотношения биосферы и человечества, его групп, влияние природной среды на ...
Программа элективного курса "Экология человека"
Программа элективного курса "Экология человека" для 9 класса. Включает пояснтительную записку и КТП....
Сборник "Экология человека" к авторскому элективному курсу "Экология человека"
Программы к элективным курсам не редкость, а вот материалы у уроку - большая проблема. Даже если нравится программа, то сколько труда необходимо для того, чтобы подготовиться к уроку по замыслу ...
Программа элективного курса "Экология человека"
Программа призвана дополнить и углубить знания учащихся по биологии в области анатомии, физиологии и гигиены человека. Обучение школьников опирается на полученные ими ранее знания в курсах биоло...
Программа дополнительного платного курса по информатике «Практическая информатика» 11 класс
Данная программа ориентирована на учащихся 11 класса и направлена на развитие творческих способностей учащихся, привития интереса к информатике, развитие компьютерной грамотности, расширения кругозора...
Программа элективного курса по биологии "Экология человека" для учащихся 9 класса
P { margin-bottom: 0.21cm; } Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса, подготавливающая к изучению биологии на профильном уровне. В зависимости от учебной нагрузки элективн...
Программа элективного курса «Экология человека»
Пояснительная записка. Программа «Экология человека» конкретизирует основные экологические понятия, рассматривающие в предыдущих учебных курсах «Экология растений» ...