Адаптированная (модифицированная) программа по предмету «Музыкальная литература» для учащихся 4-7 классов ДМШ
рабочая программа (5 класс) по теме
Среди педагогов крепнет убеждение, что музыкальная литература должна иметь не столько информативный характер (содержать рассказы о композиторах и произведениях), сколько учить детей общению с музыкой, учить анализировать, запоминать музыкальные произведения, где бы учащиеся с ними не встречались - на уроках по инструменту, в концертном зале, во всей своей ученической и взрослой жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_muzykalnoy_lit-re_-_kopiya.doc | 301.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская музыкальная школа пос. Северного» г. Воркута
Адаптированная (модифицированная) программа
по предмету «Музыкальная литература»
для учащихся 4-7 классов ДМШ
Направленность:
художественно - эстетическая
Возраст учащихся: 10 – 15 лет
Срок реализации: 4 года
Составитель:
преподаватель теоретических
дисциплин
Морозова Елена Николаевна
г. Воркута
2013 г.
Пояснительная записка
Музыкальные школы и музыкальные отделения школ искусств занимаются изучением музыкальной литературы. Преодолевая технические трудности, связанные с освоением музыкального инструмента, работая над музыкальным произведением, выучивая его и доводя до концертного исполнения, зачета, экзамена, получая эмоциональное наслаждение от исполнения, педагог и ученик общаются с музыкальным произведением, осваивают произведение музыкальной литературы. Пение по нотам, слуховой анализ, музыкальный диктант на уроках сольфеджио тоже не самоцель, а необходимые условия для развития профессионального музыкального слуха и грамотного исполнения музыкального произведения. И хор, и оркестр, и всевозможные ансамбли - все они исполняют произведения музыкальной литературы. Становится все более очевидным, что предмет «Музыкальная литература», в условиях, когда вся школа изучает его, оказывается основным предметом детской музыкальной школы.
В последнее десятилетие взгляд на музыкальную литературу как предмет исключительно общеобразовательный, ориентированный на усвоение суммы знаний, меняется. Среди педагогов крепнет убеждение, что музыкальная литература должна иметь не столько информативный характер (содержать рассказы о композиторах и произведениях), сколько учить детей общению с музыкой, учить анализировать, запоминать музыкальные произведения, где бы учащиеся с ними не встречались - на уроках по инструменту, в концертном зале, во всей своей ученической и взрослой жизни.
Не все взрослые и дети способны при встрече с музыкой испытывать сильное эмоциональное переживание - это удел музыкально одаренных людей, но понимать музыкальное произведение, внимательно слушать и запоминать его можно научить всех. Поэтому курс музыкальной литературы ставит свей практической целью развитие у учащихся разносторонних музыкальных навыков и прежде всего умения сознательно слушать музыку (слуховой анализ музыкального произведения лежит в основе курса).
В процессе изучения музыкальных произведений перед учащимися ставятся следующие задачи:
- учащиеся должны научится слышать и понимать выразительность отдельных элементов музыкальной речи;
- ориентироваться в нотном тексте сочинений;
- запоминать и узнавать на слух основные темы прослушанной музыки;
- грамотно излагать впечатления и мысли о музыке;
- рассказывать о пройденных произведениях, их содержании, композиции и выразительных средствах, свободно пользуясь при этом необходимой музыкальной терминологией.
Проверку успеваемости следует рассматривать как одно из средств управления учебной деятельностью школьников. Основная форма контроля на уроках музыкальной литературы - устная выборочная проверка. При индивидуальном опросе преподаватель имеет возможность обстоятельно проверить усвоение отдельными учащимися биографического и музыкального материала посредством его пересказа, ответов на вопросы, узнавания музыки на слух. Фронтальный опрос, сопровождаемый обычно более высокой активностью учащихся, позволяет в ограниченное время осуществить проверку знаний большинства учеников постановкой вопросов перед всей группой с целью воспроизведения фактов, объяснения понятий, терминов, названий, характеристики содержания и выразительных средств музыки, сравнения ее отдельных фрагментов и т. п. Текущий контроль успеваемости, осуществляемый на каждом уроке посредством наблюдения за учебной работой учащихся и опросов по пройденному материалу, должен сочетаться с организацией периодической обобщающей проверки знаний по определенным разделам программы. Обычно она проводится по одному разу в каждой учебной четверти в виде контрольных уроков. На таких уроках проверку знаний можно осуществлять как в форме индивидуального, так и фронтального опроса, а также предложить учащимся письменную форму в виде тестирования.
Итоговыми отметками по музыкальной литературе являются годовые, которые определяются на основании четвертных и с учетом тенденции роста учащихся.
Курс музыкальной литературы изучается в детских музыкальных школах в течение 4-х лет: в 4 – 7 классах по специальностям с семилетним обучением и во 2 – 5 классах по всем остальным специальностям с пятилетним сроком обучения. Занятия проводятся один раз в неделю. Экзамены по предмету «Музыкальная литература» в школе не проводятся.
Данная программа адаптирована к условиям ДМШ пос. Северного г. Воркуты и основана на:
- «Примерной программе по дисциплине «Музыкальная литература» для ДМШ и музыкальных отделений Школ Искусств» (автор Б.Р.Иофис). – МК РФ, М., 2004.
- Примерной программе и методическим рекомендациям по учебной дисциплине «Музыкальная литература» для ДМШ и музыкальных отделений Школ Искусств (автор А.И.Лагутин). – МК РФ, М., 2002.
Материально-техническое обеспечение дисциплины.
- Наличие учебного материала;
- Портреты композиторов;
- Наличие учебно-дидактического иллюстративного материала (авторские разработки);
- Наличие фоно- и аудиотеки (авторские разработки);
- Наличие видео – и медиатеки (авторские разработки);
- Наличие аудио-теле-видео - CD, DVD - аппаратуры, компьютера, ноутбука.
Дополнительный методический ресурс.
Для более полного освоения тематических разделов и более качественного изучения представленного теоретического материала автор использует в учебной работе свои методические разработки, что является необходимым дополнением к перечню рекомендованной и использованной литературы в курсе изучения всей тематики представленной образовательной программы. Предлагаемый перечень музыкального, дидактического иллюстративного материала способствует расширению музыкального кругозора и развитию познавательного интереса учащихся. Это:
«Фонохрестоматия к курсу «Музыкальная литература» для учащихся музыкальных отделений ДМШ и ДШИ», включающая в себя образцы произведений (их фрагментов) по изучаемому курсу на 20 аудиокассетах и 20CD дисках. Аудио материал собран в виде Фонохрестоматии к учебной программе, с составленными автором музыкальными викторинами по пройденным темам, а также общие музыкальные угадайки отдельно по каждому курсу данной дисциплины.
«Иллюстративный дидактический материал к курсу «Музыкальная литература» для учащихся музыкальных отделений ДМШ и ДШИ», включающий в себя методические пособия с портретами композиторов, полиграфический материал о композиторах, исполнителях, репродукции художников различных эпох и стилей, которые можно использовать как дополнительный материал. Это альбомы: «Исполнители», «Опера. Балет», «Дирижеры», «Оркестры», «Музыкальные инструменты».
«Медиахрестоматия к курсу «Музыкальная литература» для учащихся музыкальных отделений ДМШ и ДШИ», включает в себя различные виды презентаций, видеороликов, слайдшоу, викторин, познавательных игр. Данное пособие является ярким иллюстративным и дидактическим материалом в процессе освоения учащимися новых знаний.
«Видеохрестоматия к курсу «Музыкальная литература» для учащихся музыкальных отделений ДМШ и ДШИ», включает в себя образцы произведений (их фрагментов) по изучаемому курсу на видеокассетах и DVD дисках). Видео материал помогает получить целостное представление о творчестве композиторов и времени, в котором они жили. Задача такого материала – показать связь выразительности исполнения певцов и инструменталистов с содержанием и настроением исполняемого произведения. Художественные и документальные фильмы позволяют рассматривать творчество выдающихся личностей в контексте эпохи, таким образом, расширяя кругозор и пробуждая интерес к искусству.
Список видеоматериалов
по предмету «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА»
Первый год обучения
«Симфонические тайны» - док. сериал (10 фильмов)
«Путеводитель по оркестру». Бриттен (19 мин.)
«Музыкальные инструменты». Дискавери.
«Петя и волк» - фильм-сказка с элементами балета, музыка С.С.Прокофьева (29 мин.)
«Петя и волк» - мультфильм, музыка С.С.Прокофьева (10 мин.)
«Детский альбом» - мультфильм, музыка П.И.Чайковского (18 мин.)
«Картинки с выставки» - мультфильм, музыка М.П.Мусоргского.
«Щелкунчик» - балет, музыка П.И.Чайковского. Постановка Мариинского театра.
«Щелкунчик» - фильм-балет (93 мин.)
«Щелкунчик» - мультфильм (26 мин.)
Второй год обучения
«И.С.Бах» - док. фильм (45 мин.)
«И.С.Бах» - док. фильм (7 мин.)
«Бах и Букстехуде» - док. фильм (23 мин.)
«Знаменитые композиторы. И.С.Бах» - док. Фильм (30 мин.)
«Гайдн» - док. фильм (7 мин.)
«Партитуры не горят. Михаэль Гайдн» (26 мин.)
«Партитуры не горят. Гайдн» (2 части по 26 мин.)
«Амадей» - худ. фильм. 2 серии (155 мин.)
«Моцарт» - худ. фильм (101 мин.)
«Моцарт» - док. фильм. 2 серии (80 мин.)
«Загадка Моцарта» - док. фильм (68 мин.)
«В поисках Моцарта» - док. фильм (50 мин.)
«Наннерль. Сестра Моцарта» - худ. фильм (115 мин.)
«Партитуры не горят. Моцарт – гений» (25 мин.)
«Свадьба Фигаро» - телеспектакль, музыка из произведений Моцарта
«Женитьба Фигаро» - фильм-опера (181 мин.)
«Волшебная флейта» - фильм-опера (136 мин.)
«Жизнь Бетховена» - телефильм. 2 серии (140 мин.)
«Переписывая Бетховена» - худ. фильм (104 мин.)
«Навеки возлюбленная» - худ. фильм о жизни Бетховена (120 мин.)
«Бетховен» - док. фильм (7 мин.)
«Бетховен» - док. фильм (15 мин.)
«Лекция №21» - фильм о создании 9 симфонии Бетховена (93 мин.)
«Бетховен» - мультфильм (28 мин.)
«Франц Шуберт» - док. фильм (7 мин.)
«Партитуры не горят. Шуберт» (26 мин.)
«Фридерик Шопен» - док. фильм (7 мин.)
«Ж.Санд и Ф.Шопен» - док. фильм (26 мин.)
«Шопен. Мастерская композитора» - док. фильм (14 мин.)
«По следам Шопена» - док. фильм (49 мин.)
«Прощальное послание» - худ. фильм (125 мин.)
«Желание любви» - худ. фильм (115 мин.)
«Николо Паганини» - худ. фильм. 4 серии (256 мин.)
«Паганини. Мастерская композитора» - док. фильм (14 мин.)
«Травиата» - фильм-опера, музыка Д.Верди (105 мин.)
«По следам Верди» - док. фильм (53 мин.)
«По следам Вивальди» - док. фильм (52 мин.)
«Жизель» - балет, музыка А.Адана
«Ференц Лист» - худ. фильм (156 мин.)
«Великий Карузо» - худ. фильм (96 мин.)
«Сильва» - оперетта, музыка И.Кальмана (140 мин.)
«Принцесса цирка» - оперетта, музыка И.Кальмана (147 мин.)
«Летучая мышь» - оперетта, музыка И.Штрауса (134 мин.)
«Милан. Театр Ла Скала» - док. Фильм
«Париж. Гранд Опера» - док. Фильм
Третий год обучения
«А.Алябьев» - док.фильм (26 мин.)
«Партитуры не горят. Милий Балакирев» - док.фильм (26 мин.)
«М.Глинка» - док.фильм (7 мин.)
«Глинка» - док.фильм (26 мин.)
«Глинка» - худ.фильм (106 мин.)
«Жизнь за царя» - опера, постановка Большого театра, музыка М.Глинки (175 мин.)
«Иван Сусанин. Поиски героя» - док.фильм (26 мин.)
«Русалка» - фильм-опера, муз.Даргомыжского (86 мин.)
«Русская пятерка. Стасов, Балакирев и другие…» - док.фильм (38 мин.)
«Мусоргский» - худ.фильм (122 мин.)
«Модест из рода Мусоргских» - док.фильм (68 мин.)
«Борис Годунов» - фильм-опера
«Борис Годунов» - опера, постановка Большого театра, музыка М.Мусоргского (165 мин.)
«Князь Игорь» - фильм-опера, музыка А.Бородина (105 мин.)
«А. Бородин» из цикла «Русская пятерка» - док.фильм (39 мин.)
«Римский- Корсаков» - худ.фильм (114 мин.)
«Римский-Корсаков» - док.фильм (40 мин.)
«Партитуры не горят. Римский-Корсаков. Садко» - док.фильм (26 мин.)
«Снегурочка» - мультфильм (65 мин.)
«Шахеразада» - док.фильм (26 мин.)
«Н. Римский - Корсаков» из цикла «Русская пятерка» - док.фильм (40 мин.)
Четвертый год обучения
«Чайковский» - худ.фильм, 2 серии (148 мин.)
«Гении и злодеи. Чайковский» - док.фильм (26 мин.)
«Кто убил Чайковского?» - док.фильм (48 мин.)
«Жизнь и смерть Чайеовского» - док.фильм (52 мин.)
«Партитуры не горят. 1-й концерт Чайковского» (26 мин.)
«Евгений Онегин» - док.фильм (52 мин.)
«Евгений Онегин» - фильм-опера, музыка Чайковского (108 мин.)
«Пиковая дама» - фильм-опера (100 мин.)
«Лебединое озеро» - фильм-балет (83 мин.)
«Спящая красавица» - фильм-балет (100 мин.)
«Щелкунчик» - балет, постановка Мариинского театра
«Щелкунчик» - фильм-балет (93 мин.)
«Детский альбом» - мультфильм, музыка Чайковского (18 мин.)
«Рахманинов» - док.фильм (35 мин.)
«Рахманинов» - док.фильм (30 мин.)
«Две жизни» - док.фильм о жизни и творчестве Рахманинова (85 мин.)
«Партитуры не горят. 2-й концерт Рахманинова» - док.фильм (20 мин.)
«Ветка сирени» - худ.фильм о жизни и творчестве Рахманинова (97 мин.)
«Прокофьев» - док.фильм А. Кончаловского - док.фильм (52 мин.)
«Композитор Прокофьев» - док.фильм (27 мин.)
«Золушка» - фильм-балет, музыка Прокофьева (80 мин.)
«Ромео и Джульетта» - фильм-балет, музыка Прокофьева (88 мин.)
«Иван Грозный» - фильм-балет, музыка Прокофьева (86 мин.)
«Дмитрий Шостакович. Избранники России. Век XX» - док.фильм (9мин.)
«Мой Шостакович» - док.фильм (49мин.)
«Шостакович» - док.фильм (55мин.)
«Катерина Измайлова» - фильм-опера с участием Г.Вишневской, музыка Шостаковича (121 мин.)
«Арам Хачатурян» - лекция-беседа (СD) (20 мин.)
«Спартак» - фильм-балет с участием В.Васильева, М.Лиепы, Н.Бессмертновой и др., постановка Ю.Григоровича, музыка А.Хачатуряна (89 мин.)
«Д.Кабалевский» - цикл бесед о музыке (СD)
«Неизвестный Свиридов» - док.фильм (37мин.)
«Метель» - худ.фильм, музыка Г.Свиридова
«Анюта» - фильм-балет, муз. Гаврилина (66 мин.)
«Анна Каренина» - фильм-балет с участием М.Плисецкой, музыка Р.Щедрина (76 мин.)
«Майя Плисецкая в Кармен» - «Кармен – сюита», муз. Бизе – Щедрина;
«Лебедь», муз. К.Сен-Санса;
«Раймонда» (фрагменты), муз. А.Глазунова;
«Прелюдия», муз. И.С.Баха (73 мин.)
«М.Плисецкая» - док.фильм (70 мин.)
«Альфред Шнитке» - док.фильм (52 мин.)
«Альфред Шнитке. Портрет с друзьями» - док.фильм (48 мин.)
«Гениальный отшельник. Вечная музыка Шварца» - док.фильм (44 мин.)
«Ф.Шаляпин» - док.фильм (40 мин.)
«Утесов» - док.фильм (60 мин.)
«Рихтер – непокоренный» - док.фильм (120 мин.)
«Г.Уланова» - док.фильм (60 мин.)
«М.Лиепа» - док.фильм (50 мин.)
«Большой театр. 200-й сезон» - док.фильм (95 мин.)
«Юнона и Авось» - рок-опера, музыка А.Рыбникова
«Иисус Христос – суперзвезда» - рок-опера, музыка Т.Райса и Э.Уэббера
«Рок» - док.фильм (85 мин.)
«Джаз» - лекция-концерт (60 мин.)
«Два часа с бардами» - док.фильм (114 мин.)
Содержание курса
1-й год обучения
I. Выразительные средства музыки.
Основные понятия:
Музыка как искусство звуков.
Четыре свойства музыкального звука: высота, длительность, громкость, тембр.
Мелодия (вокальная и инструментальная группировка; типы мелодий: кантилена и речитатив).
Аккомпанемент.
Лад.
Гармония.
Метр.
Ритм.
Темп (деление на три группы: быстрые, умеренные, медленные темпы; итальянские обозначения).
Динамика (итальянская терминология).
Фактура (одноголосная, аккордовая, гомофонно-гармоническая, полифоническая).
Регистр.
Диапазон.
Тембр (певческие голоса: мужские, женские и детские).
II. Музыкальные инструменты.
Деление на: струнные смычковые, струнные щипковые, духовые, ударные, клавишные.
История развития клавишных инструментов (устройство инструмента, сравнительная характеристика тембров).
Орган.
Клавир.
Клавесин.
Клавикорд.
Фортепиано.
Оркестр (деление на виды: симфонический, духовой, оркестр народных инструментов, эстрадный, джазовый).
Инструменты симфонического оркестра.
И. Гайдн как основоположник современного симфонического оркестра.
Партитура симфонического оркестра.
Деление инструментов оркестра на группы.
Устройство инструментов и характеристика тембров.
Духовой оркестр.
Русские народные инструменты.
В. Андреев и его роль в возрождении народных инструментов.
Обработка народных песен.
Оркестр народных инструментов.
III. Музыкальный образ. Музыкальная тема.
Музыкальный образ как условный персонаж музыкального произведения (образ-портрет, образ-сцена, образ-пейзаж, образ-построение).
Музыкальная тема как построение, которое выражает законченную музыкальную мысль и служит основой развития произведения или его части.
Музыкальный язык.
Характер музыкальной темы как один из элементов музыкального содержания.
Зависимость характера музыкальной темы от элементов музыкального языка.
Изменение характера музыкальной темы в зависимости от изменения лада, метра, ритма, темпа и т.д.
Контраст тем.
Контраст элементов музыкальной речи. Наличие общих элементов в контрастных темах.
Образное значение тем и особенности музыкального языка.
Роль мелодии и сопровождения в создании характера тем.
Развитие темы. Повторность.
Секвентность.
Создание образа при помощи секвентного развития темы.
Вариантность.
Создание образа при помощи вариантного изменения темы.
IV. Музыкальная форма.
Музыкальная форма как порядок расположения частей и разделов в музыкальном произведении.
Музыкальные построения.
Мотив.
Фраза.
Предложение (каденция).
Период (строение периода; однотональный и модулирующий периоды; периоды повторного и неповторного строения).
Одночастная форма.
2-х частная форма (с репризой и без репризы).
3-х частная форма (простая и сложная).
Вариации.
Разновидности вариационной формы: старинные или бассо остинато, «глинкинские» или сопрано остинато, строгие или классические, свободные или романтические, двойные и тройные вариации.
Рондо.
Использование формы рондо в вокальной и инструментальной музыке.
Циклические формы.
Деление на вокальные и инструментальные формы.
Два вида инструментальных циклов: сюитный и сонатно-симфонический.
Сюита.
Старинная сюита.
Классическая сюита (характеристика танцев).
Сонатно-симфонический цикл.
Й. Гайдн как создатель классической сонаты и симфонии.
Соната (строение сонатной формы).
Симфония.
Классическая симфония в творчестве Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л.Бетховена.
V. Музыкальные жанры.
Деление жанров музыкального искусства на 4 группы:
- вокальная (песня, романс, ария);
- инструментальная (соната, симфония, квартет...);
- вокально-инструментальная (кантата, оратория, месса);
- театральная (балет, опера, оперетта).
Песня как древнейший жанр вокальной музыки.
Куплетная форма.
Народная и профессиональная песня.
Народная песня в творчестве русских композиторов.
Марш.
Характерные черты маршевой музыки.
Военные, походные, праздничные, спортивные, траурные, сказочно-фантастические марши.
Танец.
Деление танцевальной музыки на прикладную и концертную, народную и профессиональную, культовую, сценическую и бытовую.
Народные танцы (трудовые, воинственные, обрядовые).
Трепак.
Гопак.
Крыжачок.
Лезгинка.
Бальные танцы.
Менуэт.
Гавот.
Полька.
Вальс.
Мазурка.
Полонез.
VI. Программно-изобразительная музыка.
Подробная программа.
Обобщенная программа (выраженная в виде названия, подзаголовка, эпиграфа).
Изобразительная музыка (прием звукоподражания).
VII. Музыка в театре.
Музыка в драматическом театре.
Общее представление о театре и основных музыкально-сценических жанрах: опере, балете и музыке к драматическому спектаклю.
Новые понятия: театральное представление (спектакль), сценическое действие, драматург, драма, комедия, пьеса, музыкальный театр, статист, артист, гусляр.
Э. Григ. Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».
Самостоятельное художественное значение музыки Грига к спектаклю. Яркое и самобытное отражение в ней основных образов драмы. Природа и народная фантастика в музыке Грига. Сюита «Пер Гюнт» как образец программной симфонической музыки. Богатство и национальное своеобразие выразительных средств, используемых композитором.
Музыка в кино.
Значение музыки в кинофильмах.
Музыка для театра и кино в творчестве композиторов: И. Дунаевского, С.Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Петрова, М. Таривердиева, Г. Гладкова.
VIII. Опера.
Возникновение оперы.
Разновидности оперы: опера-сериа, опера-буффа.
Зарождение оперы в России.
Первые русские оперы, их отличительные черты.
Е.И. Фомин как один из создателей русской оперы.
Расцвет оперного жанра в творчестве М.И. Глинки.
Строение оперы:
- либретто;
- основные разделы оперного спектакля (действия, картины, сцены, номера);
- пролог;
- эпилог.
Вокальные номера:
- сольные (ария, ариозо, ариетта, каватина, монолог, песня и романс);
- ансамблевые (дуэт, терцет, квартет, квинтет, секстет, септет, октет);
- хоровые (составы хоров: мужской, женский, смешанный, детский, хор мальчиков).
Оркестровые номера:
- увертюра;
- музыкальный антракт;
- балетные сцены;
- музыкальные картины.
Опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила».
Синтетичность оперного жанра. Ведущее значение музыки. Единство вокального и инструментального начала. Различные типы опер. Обращение к опере великих композиторов прошлого. Опера в наши дни.
Глинка и Пушкин. Сюжет и композиция «Руслана и Людмилы»; сказочно-эпические черты оперы. Яркое воплощение в музыке образов поэмы Пушкина. Светлый, жизнеутверждающий характер произведения. Характерные черты отдельных эпизодов музыки.
IX. Балет.
История жанра.
Создатели балета.
Виды хореографии.
Деление танцев на классические и характерные.
Два вида классического танца: Аллегро и Адажио.
Пантомима.
Музыка в балете.
Строение балета.
Либретто.
Увертюра.
Музыкальные антракты.
Пролог.
Эпилог.
Апофеоз.
Действия, картины, сцены, номера.
Сольные номера: вариация, па-де-де, па-де-труа, па-де-катр.
Ансамблевые номера.
Массовые номера (кардебалет).
Дивертисмент.
Балет П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Основные черты балета как музыкально-сценического жанра; объединение в нем музыки, танца и сценического действия. Танцевальная основа музыки.
П.И. Чайковский как создатель русского классического балета.
2-й год обучения
I. Музыка от древних времен до И.С. Баха.
Сведения о музыке Древнего мира..
Создание удобной нотации.
Развитие многоголосия.
Рождение оперы.
Создатели первой итальянской оперы «Дафнис» (1607г.) Якопо Пери и О.Ринуччини.
Клаудио Монтеверди. Опера «Орфей».
Жан-Батист Люлли как основоположник национальной французской оперы ХVII века.
Генрих Шютц как создатель первой немецкой оперы «Дафна» (1627г.).
Генри Перселл как создатель первой английской оперы «Дидона и Эней» (1689г.).
Оратория и кантата.
Общие черты и различия, строение оратории и кантаты.
Инструментальная музыка XVII века (ее жанры и формы).
Развитие скрипичной музыки в творчестве А. Корелли и А. Вивальди (создание жанров трио-сонаты, кончерто гроссо).
Расцвет органного искусства в Германии.
Основные типы органной музыки в творчестве Д. Букстехуде (прелюдии, фантазии, токкаты, фуги, органные обработки протестанского хорала).
Клавирная музыка.
Первые сведения о струнно-клавишных инструментах (XIV-XV вв.).
Клавесин как самый распространенный инструмент XVII века.
Сюита как один из главных жанров старинной клавесинной музыки (танцы, составляющие основу старинной сюиты: аллеманда, куранта, сарабанда, жига).
Расцвет французского клавесинного стиля в творчестве Ф. Куперена
Музыкальная культура Германии и Италии XVII-XVIII веков.
Барокко.
Черты стиля в архитектуре, скульптуре, музыке.
Взаимодействие традиционного и новаторского начала в музыке барокко.
Расцвет полифонии.
Утверждение гомофонии (мажоро-минорной системы).
Окончательное формирование жанров оратории, кантаты, сюиты, сонаты, концерта.
Внутренняя свобода в толковании жанров, граничащая с импровизационностью как одной из отличительных черт музыки барокко.
Рождение оперы как важнейшего завоевания эпохи барокко.
II. И.С. Бах.
Биография и краткий обзор творческого наследия..
Произведения для органа..
Сведения об устройстве органа.
Назначение органной музыки.
Художественное своеобразие органных произведений: тембровое богатство, широта звукового диапазона, контрастность образов.
Импровизационные и полифонические произведения.
Выявление особенностей органной музыки на примере Токкаты ре минор и хоральной прелюдии фа минор.
Сюиты.
Сведения о строении сюиты как циклического произведения.
Принцип контраста частей.
Сюита до минор. Связь пьес в сюите. Характеристика и показ отдельных частей сюиты (аллеманда, куранта, сарабанда, жига).
Полифонические произведения.
Сведения об отличительных чертах гомофонно-гармонического и полифонического складов.
Имитация как один из основных приемов полифонического письма.
Инвенция как пример простейшего полифонического произведения, основанного на принципе имитации. Сборник двух- и трехголосных инвенций. Характеристика и разбор инвенций Фа мажор, До мажор, си минор.
Сборник «Маленькие прелюдии и фуги», его учебное назначение. Отличия и особенности прелюдий и фуг, показ на примерах по выбору преподавателя.
«Хорошо темперированный клавир» - история создания, особенность строения цикла. Связь прелюдии и фуги. Строение фуги (в общих чертах). Прелюдия и фуга до-минор из 1-го тома.
III. Формирование классического стиля в музыке.
Музыкальный театр.
Два типа итальянской оперы: опера-сериа и опера-буффа.
Отличительные черты классического стиля: активная действенность развития, простота и ясность выразительных средств, композиционная стройность, общий благородный и возвышенный характер музыки.
Инструментальная музыка.
Становление сонатно-симфонического цикла.
Соната, концерт, симфония.
IV. Й. Гайдн.
Биография и краткий обзор творческого наследия.
Сонатно-симфонический цикл..
Строение цикла, чередование частей по принципу контраста.
Симфония Ми-бемоль мажор. Общая характеристика музыки каждой части и показ основных тем.
Сонатная форма.
Соната Ре мажор. Характеристика сонаты в целом; построение цикла.
Разбор I части: основные разделы сонатного аллегро; главная, побочная и заключительная темы - их образный смысл, приемы выразительности. Закономерности тонального плана.
Общая характеристика музыки II части. Выявление выразительности лада, регистра, фактуры.
Основные темы III части; закономерности их чередования, образующие форму рондо.
V. В.А. Моцарт.
Биография и краткий обзор творческого наследия.
Соната для фортепиано Ля мажор.
Разбор сонаты с целью закрепления знания сонатного цикла, сонатной формы и выявления характерных черт фортепианной музыки Моцарта.
Симфония № 40 соль минор.
Общая характеристика цикла. Лирико - драматическое содержание музыки. Разбор I части: основные темы, выявление их контраста - образного, ладового, регистрового, фактурного. Основные черты разработки. Переход к репризе. Изменение побочной и заключительной тем в репризе.
II часть. Образное содержание музыки, ее светлый лирический характер; выражение покоя, умиротворенности (показ основной темы, прослушивание экспозиции).
III часть. Насыщение традиционной танцевальной формы менуэта драматическим звучанием. Выявление контраста основной темы и трио.
IV часть. Определенная близость финала образам первой части, подчеркивающая единство всего цикла. Характеристика основной темы, выявление ее внутреннего контраста, сочетание драматических и лирических образов.
Закрепление и обогащение представлений учащихся о симфоническом цикле и сонатной форме в процессе изучения симфонии Моцарта.
Опера «Свадьба Фигаро».
Отношение Моцарта к оперному жанру и его место в творчестве композитора. Общее представление о сюжете, его комедийный характер. Противопоставление персонажей из разных сословий. Основные действующие лица и их музыкальная характеристика в сольных номерах.
Роль ансамблей в показе комедийных ситуаций и взаимоотношений действующих лиц.
Отражение оптимизма и жизнерадостного характера оперы в увертюре.
«Реквием».
Общее содержание и история создания.
Глубина выражения человеческих чувств и элементы музыкальной речи, создающие образ произведения.
VI. Л. Бетховен.
Биография и краткий обзор творческого наследия.
Соната № 8 до минор для фортепиано «Патетическая».
Отражение в музыке идеи борьбы и воли к победе. Строение цикла.
I часть. Расширение сонатной формы, вызванное необычным замыслом композитора. Музыкальное содержание вступления, его драматическая насыщенность, внутренние контрасты. Дальнейшее развитие тематического материала вступления и его роль в построении I части. Характеристика основных тем сонатного аллегро: образность, выразительные средства, тональный план. Принципы развития и сопоставление тем в разработке. Тематическое содержание коды в раскрытии идейного замысла и ее значение.
II часть. Образное содержание музыки, выражение в ней глубокого раздумья. Показ и разбор основных тем. Трехчастное построение; изменение основной темы в репризе.
III часть. Общий характер, некоторая близость образам и настроению первой части. Характеристика основной темы и ее роль в построении финала.
Соната № 14 «Лунная».
Особенность строения сонаты.
Единство настроения тем главной, побочной и заключительной партий финала сонаты. Значение этого единства в содержании финала и общем замысле сонаты.
Сравнение финалов сонат № 8 и № 14.
Симфония № 5 до минор.
Идейное содержание. Линия драматического развития музыки «от мрака к свету». Значение мотива «судьба». Строение цикла.
I часть. Героический характер музыки. Единство и целеустремленность развития. Лаконичность высказывания. Главная тема - основной образ первой части; выявление ее волевого начала, значение ритма. Лирические черты побочной темы, ее связь с главной. Светлое, торжественное звучание заключительной темы. Напряженный характер разработки; драматическое завершение развития в коде.
II часть. Сопоставление двух образов: мужественно-лирического и героического. Вариационное строение части.
III часть. Новый подход Бетховена к трактовке третьей части в симфоническом цикле. Преобразование мотива судьбы. Просветление колорита в среднем разделе; изменения в репризе; непосредственный переход к финалу.
IV часть. Торжество светлого начала как результат драматического развития всего цикла. Интонационные истоки основной темы.
Увертюра «Эгмонт».
Идейное содержание трагедии Гете и его воплощение в музыке Бетховена. Увертюра «Эгмонт» как образец программной музыки, ее героико-драматический характер.
Сонатное строение увертюры.
Сопоставление основных образов во вступлении, выявление их контрастной выразительной природы.
Характеристика основных тем аллегро; показ фрагмента разработки и кульминационного эпизода перед кодой.
Победное звучание коды, ее близость симфоническому финалу; музыкальные особенности тем.
Обобщающее занятие по изучению сонатно-симфонического цикла.
Закрепление и углубление пройденного, проверка усвоения новых музыкальных понятий и терминов, а также умения применять полученные знания и навыки.
VII. Музыкальная культура Европы XIX века.
Романтизм.
Характерные черты стиля в литературе, живописи, музыке.
Резкое противопоставление обыденности и мечты, повседневного существования и высшего идеального мира, создаваемого творческим воображением художника как ведущий принцип реализма.
Стремление романтиков к большей конкретности музыкальных идей, более тесной связи с образами литературы и других видов искусства.
Тонкое и глубокое выражение внутреннего мира человека, его душевных переживаний как главное завоевание романтической музыки.
Совмещение противоположных начал: героики и лирики, реального мира и мира чудес, монументальности и камерности в творчестве романтиков.
Народные песенные и танцевальные интонации и ритмы.
Связь с тематикой легенд, сказаний.
Циклические формы произведений.
Программная симфония.
Развитие оперного жанра.
Краткая характеристика музыкальной культуры Австрии (Ф. Шуберт), Германии (Р. Шуман, Ф. Мендельсон, Р. Вагнер, И. Брамс), Италии (Д. Россини, Д. Верди), Франции (Г. Берлиоз, Ж. Бизе), Польши (Ф. Шопен), Норвегии (Э. Григ).
VIII. Ф. Шуберт.
Биография и краткий обзор творческого наследия.
Песни.
Ведущая роль песенного жанра в творчестве Шуберта и его глубокая связь с народной песней и бытовой музыкой Вены. Основное содержание и круг образов вокальной лирики. Единство музыки и текста. Многообразие песенных жанров. Значение мелодии как ведущего начала в песнях. Роль фортепианной партии.
Песни: «Маргарита за прялкой», «Форель», «Серенада».
Циклы песен «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь».
Баллада. Характерные черты жанра. Баллада в поэзии. Характеристика баллады «Лесной царь». Выявление особенностей музыкальной речи, выразительной роли сопровождения, ритма, темпа.
Фортепианные произведения.
Их тесная связь с бытовым музицированием. Отражение в музыке многообразного мира чувств и переживаний человека.
Вальс си минор.
Музыкальный момент фа минор.
Экспромт Ми-бемоль мажор.
Симфония № 8 («Неоконченная»).
Необычность строения цикла. Круг художественных образов. Лирико-драматический характер музыки. Песенность основных тем.
I часть. Сумрачное звучание вступления; его значение в дальнейшем развитии музыки. Характеристика главной и побочной тем, их песенный склад; черты танцевальности в побочной теме, близость к ней заключительной темы. Выразительная роль регистров в основных темах экспозиции. Напряженно-драматическое звучание разработки, преобразование в ней темы вступления. Возвращение в репризе лирических образов и настроения экспозиции, а в коде - образов вступления.
IX. Ф. Шопен.
Биография и краткий обзор творческого наследия.
Мазурки. Полонезы.
Претворение народных элементов в мазурках. Взаимодействие в них танцевального и песенного начала. Расширение выразительных возможностей народного танца.
Разнообразие мазурок Шопена - лирические поэмы и картинки народной жизни.
Мазурка до мажор (ор. 56 №2 ).
Мазурка ля минор (ор. 68 №2 ).
Характерные черты полонеза, его отличия от мазурки.
Торжественно-героический характер Полонеза Ля мажор; аккордовый склад основной темы и фанфарная мелодия средней части. Черты оркестровой звучности.
Прелюдии. Этюды.
Прелюдия как вид инструментальной музыки. Возрождение Шопеном жанра прелюдии и его преобразование. Создание цикла пьес во всех тональностях, его строение. Выражение в прелюдиях многообразного мира чувств и настроений. Лаконизм формы.
Скорбно-лирический характер Прелюдии ми минор, своеобразие ее выразительной природы.
Изящество и грациозность Прелюдии Ля мажор, ее танцевальная основа.
Суровый, мужественный колорит Прелюдии до минор; аккордовый склад, черты траурного шествия.
Этюды. Новая трактовка этюда в творчестве Шопена как виртуозного художественного произведения, насыщенного глубоким содержанием.
Этюд до минор, его образное содержание, выражение в музыке неукротимого порыва, решимости, призыва. Виртуозная природа пианизма.
Ноктюрны. Вальсы.
Шопен как один из создателей романтического жанра ноктюрна. Характерные черты жанра: спокойный темп, напевность мелодии, инструментальный склад, теплота, искренность, эмоциональная сдержанность; образы природы, раскрытие глубоких чувств человека.
Ноктюрн фа минор. Спокойный, лирический характер основной темы, равномерность движения, приемы мелодического варьирования. Контрастный образ первой части, черты разработочного развития. Возвращение к основной теме в репризе.
Вальс до-диез минор. Художественные задачи композитора. Характеристика тем. Тонкая поэзия скорбно-меланхолических образов Шопена.
X. Заключение.
Дальнейшее развитие музыкальной культуры в странах Европы в XIX и XX веках. Значение классического наследия европейских композиторов.
Ж. Бизе. Лирическая драма «Кармен».
Содержание оперы.
Мериме и Бизе - развитие сюжета, характеристика главной героини, поэтизация и углубление образа в опере Бизе.
Определение формы увертюры, музыкальные образы увертюры.
Музыкальные характеристики Кармен: «Хабанера», «Сегидилья», «Цыганская песня», сцена гадания. Энергичные народно-танцевальные интонации в создании образа Кармен. Новаторство музыкального языка, вызвавшего двойственную оценку оперы современниками композитора.
Сцена гибели Кармен.
Жанр оперетты в творчестве И. Штрауса («Летучая мышь») и И.Кальмана («Сильва», «Принцесса цирка»).
Музыкальная культура Франции и Америки конца XIX - нач. XX вв.
Импрессионизм как художественное направление в живописи и музыке.
Общие черты стиля - стремление запечатлеть ускользающие, вечно изменяющиеся явления.
Краткая характеристика творчества К. Дебюсси, М. Равеля.
Музыкальная культура Америки.
Краткая характеристика творчества Д. Гершвина.
3-й год обучения
I. Введение.
Музыкальная культура России в конце XVIII и начале XIX вв.
Народная песня и ее значение в формировании русской национальной музыкальной школы. Выдающиеся русские композиторы конца XVIII в. - Е. Фомин, И. Хандошкин, Д. Бортнянский. Создание первых русских опер, камерных, вокальных и инструментальных произведений.
А. Алябьев, А. Варламов, А. Гурилев как авторы популярных романсов первой половины XIX в. тесная связь их творчества с городской песней и бытовым музицированием. А. Верстовский как крупный оперный композитор, предшественник и старший современник М. Глинки.
Расцвет музыкальной культуры в России в XIX в. Формирование русской классической музыкальной школы.
II. М. И. Глинка.
Биография и краткий обзор творческого наследия.
Опера «Иван Сусанин».
История создания оперы. Ее героико-патриотическая идея. Сюжет и композиция. Понятие об эпилоге. Чередование законченных музыкальных номеров: сольных, ансамблевых, хоровых и оркестровых. Национальный характер музыки. Глубина и правдивость в передаче жизни народа и в характеристике действующих лиц. Сопоставление русской и польской музыки. Значение «Ивана Сусанина» в дальнейшем развитии русского музыкального искусства.
Произведения для оркестра.
Краткая общая характеристика оркестровой музыки Глинки.
Концертные увертюры и фантазии; отражение в содержании музыки идеи народности; обращение к музыкальному фольклору.
Вальс-фантазия как пример симфонизации танца. Лирическое содержание музыки, ее образное и мелодическое богатство. Сопоставление и чередование танцевальных тем. Роль струнной группы. Прозрачность фактуры и оркестровки.
Фантазия «Камаринская» как образец воплощения народной песенности в симфонической музыке. Характеристика народных мелодий и приемов их варьирования. Построение произведения.
Увертюра к опере «Руслан и Людмила» как одна из вершин симфонизма Глинки. Отражение в ней радостного, оптимистического характера оперы. Особенности сонатной формы в увертюре; краткая характеристика ее основных тем.
Романсы и песни..
Широкое распространение жанра романса в первой половине XIX в., его связь с бытом и характерные черты. Место вокальной лирики в творческом наследии композитора. Отражение в ней широкого круга жизненных явлений. Поэтический текст и его органичное слияние с музыкой. Классическая ясность и стройность формы.
Вокальная партия и фортепианное сопровождение. Жанровое разнообразие романсов. Цикл «Прощание с Петербургом». Глинка как создатель русской классической школы пения. Значение романсов в дальнейшем развитии этого жанра.
III. А.С. Даргомыжский.
Биография и краткий обзор творческого наследия.
Опера «Русалка».
Центральное положение оперы в творчестве композитора. Своеобразие произведения как социальной бытовой драмы. Музыкальные характеристики героев. Особенности строения оперы. Широкое использование в опере мелодических элементов бытового лирического романса и городской песни.
Достижения композитора в области правдивой передачи разнообразных интонаций человеческой речи.
Романсы и песни..
Новизна и своеобразие романсов и песен Даргомыжского, развитие в них традиций Глинки.
Даргомыжский как педагог-вокалист. Тематика и жанры вокального творчества. Песни сатирического и социально-обличительного характера. Новый подход к тексту. Передача в музыке интонаций живой разговорной речи. Романсы на стихи Пушкина, Лермонтова, Беранже.
«Ночной зефир»: сопоставление контрастных тем - форма рондо.
«Мне грустно» как образец лирического монолога.
«Старый капрал» как драматическая песня социального содержания, правдивость в выражении чувств и состояний; обогащение куплетной формы, роль маршевого ритма, речитативный склад вокальной партии.
«Шестнадцать лет» как своеобразный музыкальный портрет.
IV. Русская музыкальная культура второй половины XIX в.
Расцвет русской музыкальной культуры во второй половине XIX в. Ее великие представители: М. Балакирев, А. Бородин, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский. Развитие традиций Глинки и Даргомыжского: правдивый показ жизни народа, опора на народную песню, разносторонние связи с передовой русской культурой.
Характеристика общественно-политической жизни 60-х годов XIX в. Расцвет демократической литературы и искусства. Особенности музыкальной жизни и значение создания Русского музыкального общества (1859), Петербургской консерватории (1862) А. Рубинштейном и Московской консерватории (1866) Н. Рубинштейном. Бесплатная музыкальная школа и значение ее музыкально-просветительской деятельности. Выдающиеся музыкальные критики А. Серов и В. Стасов.
Композиторы «Могучей кучки». Передовые идейно-творческие установки и личная дружба композиторов. Краткая характеристика деятельности М. Балакирева, его роль в развитии русской музыкальной культуры.
V. М. П. Мусоргский.
Биография и краткий обзор творческого наследия.
Опера «Борис Годунов».
История создания оперы. Развитие Мусоргским идеи Пушкина в новых исторических условиях. Смелость и новаторство композитора в выявлении конфликта между народом и самодержавием, в обновлении средств музыкальной и сценической выразительности. Композиция оперы. Понятие о сквозном развитии действия. Песенное и речитативно-декламационное начало вокального стиля. Народные сцены оперы и музыкальные характеристики действующих лиц.
Вокальная музыка.
Новизна тематики и выразительных средств камерной вокальной музыки; обращение к поэзии Н. Некрасова и Т. Шевченко. Вокальные циклы.
Цикл пьес «Картинки с выставки».
Программный замысел и его реалистическое воплощение в фортепианном цикле «Картинки с выставки».
Краткая характеристика цикла.
VI. А. П. Бородин.
Биография и краткий обзор творческого наследия.
Опера «Князь Игорь».
История создания произведения. «Слово о полку Игореве», патриотическая идея оперы. Сюжет и композиция. Противопоставление интонаций русских и половцев. Многогранная характеристика народа в хоровых сценах. Портретные музыкальные характеристики основных действующих лиц. Близость традициям опер Глинки.
Симфония № 2 си минор («Богатырская»).
Программный замысел Бородина. Эпический характер музыки, ее близость опере «Князь Игорь». Общая краткая характеристика цикла. Выявление в процессе разбора выразительной природы основных тем экспозиции, особенностей их развития в разработке. Ведущее значение главной партии в образном содержании музыки 1-й части.
VII. Н. А. Римский-Корсаков.
Биография и краткий обзор творческого наследия.
Беседа об оркестре.
Виды оркестров, различных по инструментальному составу и назначению. Современный симфонический оркестр; оркестровые группы и их состав. Расположение оркестровых групп на сцене. Функции дирижера. Понятие о партитуре.
Симфоническая сюита «Шехеразада».
Арабские сказки «Тысяча и одна ночь» как источник содержания музыки сюиты; программность произведения. Сказочный, восточный характер музыки. Картинность и красочность музыкальных образов; выразительная роль оркестровых тембров.
Строение цикла. Характеристика основных тем вступления и их ведущая роль в произведении. Разбор сонатного построения 1-й части, ее основные темы. Сопоставление контрастных образов во 2-й части. Вариационное развитие основной темы. Песенные и танцевальные черты в темах 3-й части; ее лирический склад. Обобщающий характер финала. Чередование тем из всех предшествующих частей. Программное и тематическое содержание коды финала.
Опера «Снегурочка».
Выражение в опере светлых, поэтических сторон народной жизни, единения человека с природой. Сочетание сказочного и реального. Картины древнего народного быта и образы природы. Опора на народную песню. Особенности построения отдельных сцен и эпизодов. Музыкальная характеристика Снегурочки и других действующих лиц.
VIII. История Большого театра.
Легендарные постановки. Звезды балета и выдающиеся вокалисты прошлого и современности. Развитие отечественного искусства в театре.
Творческие портреты : М. Плисецкой, Г. Улановой, М. Лиепы,
Ф. Шаляпина, Л. Утесова.
4-й год обучения
I. П. И. Чайковский.
Биография и краткий обзор творческого наследия.
Симфония № 1 соль минор «Зимние грезы».
Симфонии Чайковского - одна из вершин в развитии европейской симфонической музыки. «Зимние грезы» - первое крупное произведение композитора. Программность симфонии, ее лирико-драматическое содержание, отражение в музыке образов русской природы. Национальный характер и песенный склад основных тем.
Характеристика тем главной партии 1-й части, их преобразование в ходе дальнейшего развития. Народно-песенный склад побочной партии и аккордовое изложение заключительной. Изменение главной темы в репризе. Возвращение в коде первоначального музыкального образа.
Характеристика вступительной и основной тем 2-й части, ее драматическая кульминация.
Сопоставление темы скерцо и вальса в 3-й части.
Преобразование народно-песенной мелодии в финале.
Опера «Евгений Онегин».
«Евгений Онегин» как одна из вершин творчества Чайковского. Первое обращение композитора к Пушкину. История создания и первой постановки оперы. Особенность драматургии, «лирические сцены». Глубокое отражение душевной драмы героев; картины русского быта. Композиция оперы.
Балеты «Лебединое озеро» и «Спящая красавица».
Реформаторские стремления Чайковского в области балетного искусства.
Идейный замысел, содержание балетов.
Музыкальные характеристики главных героев.
II. Русская музыкальная культура конца XIX - начала XX века.
Обзор творчества А. Глазунова, С. Танеева, А. Лядова, В. Калинникова.
Творчество С. Рахманинова, С. Скрябина, И. Стравинского: хоровые, балетные, симфонические произведения. Реалистические традиции национального искусства, их развитие в условиях напряженной общественной жизни.
III. Русская музыкальная культура первой половины XX века.
Общественно-политическая жизнь России перед революцией 1917 года. Новые музыкальные интонации, новые темы, рожденные революцией. Революционные песни. Обзор музыкальной жизни России 20-х годов: крупнейшие достижения русских композиторов в разных жанрах: оперном, балетном, симфоническом, вокально-хоровом, инструментальном.
Судьба С. Рахманинова, С. Прокофьева, А. Глазунова и других композиторов. Музыкальные организации и союзы - Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАМП), Ассоциация современной музыки (АСМ).
IV. С. С. Прокофьев.
Биография и краткий обзор творческого наследия.
Произведения для фортепиано.
Прокофьев - пианист. Формирование самобытного фортепианного стиля композитора. Разнообразие жанров фортепианной музыки: пьесы, фортепианные циклы, сонаты, концерты.
Пьесы из соч.12.
Кантата «Александр Невский».
Обращение Прокофьева к героическим страницам отечественной истории. Патриотическая идея сочинения. Выражение героизма русского народа. Героико-эпический характер музыки. Опора на классические традиции. Контрастность музыкальных образов. Художественные особенности отдельных частей.
Балет «Золушка».
Сказочная тема в творчестве Прокофьева. Развитие традиций русского классического балета. Народные истоки сюжета «Золушки». Утверждение добра, красоты и благородства человеческих чувств, их противопоставление миру зла, зависти, эгоизма. Музыкальные портреты - характеристики основных персонажей балета; своеобразие выразительных средств в каждом из них.
Балет «Ромео и Джульетта».
Воплощение образов трагедии Шекспира. Традиции и новаторство балетного театра Прокофьева. Драматургическое единство спектакля. Образы добра и зла. Воспевание красоты и нравственного величия любви. Яркость музыкальных характеристик. Постановка балета на сценах музыкальных театров мира. Г. Уланова - первая исполнительница партии Джульетты.
Симфония № 7.
Общая характеристика цикла и разбор 1-й части. Светлый, лирический характер музыки, проявление в ней национальных черт. Песенный, полифонический склад главной темы, ее развитие. Мелодическое своеобразие побочной темы, выразительная роль в ней регистра, фактуры. Черты сказочности в заключительной теме. Развитие тем в разработке и повторение в репризе. Своеобразие коды.
V. Д. Д. Шостакович.
Биография и краткий обзор творческого наследия.
Симфония № 7.
История создания симфонии, значение тем 1-й части. Особенность строения эпизода (вместо разработки) 1-й части. Изменение тем экспозиции в репризе. Значение финала симфонии в понимании всего цикла. Сравнение финалов симфоний № 7 Шостаковича и № 5 Бетховена.
Опера «Катерина Измайлова».
Повесть Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».
Содержание оперы.
Подзаголовок оперы «трагедия-сатира».
Музыкальные характеристики главных героев оперы.
Собирательный образ народа как выразителя положительного нравственного начала.
VI. А. И. Хачатурян.
Биография и краткий обзор творческого наследия.
Концерт для скрипки с оркестром.
Яркий национальный колорит музыки. Эмоциональная насыщенность, красочность, виртуозный характер солирующей партии. Строение цикла, основные темы. Посвящение Д. Ойстраху - первому исполнителю концерта.
Балет «Спартак».
Раскрытие темы борьбы за свободу, созвучной стремлению многих народов мира к независимости на примере античной истории. Героический образ главного героя. Яркость, красочность музыки, ее романтическая приподнятость. Сопоставление контрастных образов; чередование жанровых сцен, характерных танцев. Драматургическое единство балета. Успех «Спартака» на театральных сценах мира.
VII. Д. Б. Кабалевский.
Биография и краткий обзор творческого наследия.
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром.
Светлый, жизнерадостный характер музыки. Строение цикла, его единство. Основные темы, их песенная основа. Тональный план.
Опера «Семья Тараса». Повесть Б. Горбатова. Посвящение Великой Отечественной войне. Отражение в музыке патриотизма и героического характера русского народа. Характеристика основных действующих лиц. Образы комсомольцев.
VIII. Русская музыкальная культура второй половины XX века.
Обновление композиторской техники, влияние зарубежного авангарда, полистилистика, свобода самовыражения. Развитие и обновление жанров симфонии и оперы, хорового концерта.
Г. В. Свиридов.
Обзор жизни и творчества. Вокально-хоровые жанры в творчестве композитора, связь с русской музыкой XIX века. Поэзия в творчестве Г. В. Свиридова.
Фрагменты из хорового концерта «Пушкинский венок»;
Музыка к «Метели» Пушкина;
«Курские песни»;
«Памяти Есенина»;
«Патетическая оратория».
IX. Р. К. Щедрин.
Факты из биографии. Жанровое разнообразие сочинений.
Развитие балетного жанра в произведениях «Кармен-сюита», «Анна Каренина».
Особенность симфонического письма.
Концерт для оркестра «Озорные частушки». Традиции кончерто гроссо.
X. А. Г. Шнитке.
Проблема человека и общества, добра и зла, жизни и смерти в произведениях А. Г. Шнитке.
Жанровые особенности, полистилистика произведений.
Симфонические произведения. Фрагменты симфоний № 2 и №3. Особенность строения и тематизма симфонии № 2.
XI. Популярные музыкальные жанры.
Джаз.
Истоки и развитие джаза. Спиричуэлс. Регтайм. Блюз. Возникновение разных стилей джазовой импровизации.
Творчество Луи Армстронга, Дюка Эллингтона как важнейшие вехи развития творчества и исполнительства в джазе.
Вокальный и инструментальный джаз. Особенности метроритма, мелодики. Разнообразие инструментальных ансамблей.
Импровизация как основа джазового произведения.
Джаз в России.
Мюзикл.
История жанра.
Творчество Эндрю Ллойда Уэббера.
Рок-опера Т. Райса и Э. Уэббера «Иисус Христос - суперзвезда».
Рок-опера А. Рыбникова «Юнона и Авось».
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
Роль элементов музыкальной речи и музыкальной формы в создании музыкального образа произведения.
№ тем | Названия тем | Кол-во часов |
Выразительные средства музыки.
| 4 ч. | |
Музыкальные инструменты.
| 4 ч. | |
Музыкальный образ. Музыкальная тема.
| 2 ч. | |
Музыкальная форма.
| 5 ч. | |
Музыкальные жанры.
- трепак - гопак - крыжачок - лезгинка
- менуэт - гавот - полька - вальс - мазурка - полонез | 4 ч. | |
Программно-изобразительная музыка.
| 3 ч. | |
7. | Музыка в театре.
| 2 ч. |
8. | Опера.
| 5 ч. |
9. | Балет.
| 5 ч. |
Всего | 34 ч. |
Второй год обучения
Творчество классиков европейской музыки.
№ тем | Названия тем | Кол-во часов |
1. | Введение. Музыка от древних времен до И.С. Баха.
| 2 ч. |
2. | И.С. Бах
| 5 ч. |
3. | Формирование классического стиля в музыке. | 1ч. |
4. | Й. Гайдн. Биография и краткий обзор творческого наследия.
| 3 ч. |
5. | В.А. Моцарт.
| 6 ч. |
6. | Л. Бетховен.
| 7 ч. |
7. | Музыкальная культура Европы XIX века. Романтизм. | 1ч. |
8. | Ф. Шуберт.
| 3 ч. |
9. | Ф. Шопен.
| 4 ч. |
10. | Заключение.
| 2 ч. |
Всего | 34 ч. |
Третий год обучения
Творчество русских композиторов-классиков.
№ тем | Названия тем | Кол-во часов |
1. | Введение. Русская музыка XVIII и первой половины XIX века. | 2 ч. |
2. | М.И. Глинка.
| 9 ч. |
3. | А.С. Даргомыжский.
| 3 ч. |
4. | Русская музыкальная культура второй половины XIX века. | 1 ч. |
5. | М.П. Мусоргский.
| 6 ч. |
6. | А.П. Бородин.
| 5 ч. |
7. | Н.А. Римский-Корсаков.
| 7 ч. |
8. | История Большого театра. | 1ч. |
| Всего | 34 ч. |
Четвертый год обучения
№ тем | Названия тем | Кол-во часов |
1. | П.И. Чайковский.
| 8 ч. |
2. | Русская музыкальная культура конца XIX - начала XX века. | 2 ч. |
3. | Русская музыкальная культура первой половины XX века. | 1 ч. |
4. | С.С. Прокофьев.
| 6 ч. |
5. | Д.Д. Шостакович.
| 4 ч. |
6. | А.И. Хачатурян.
| 3 ч. |
7. | Д.Б. Кабалевский.
| 2 ч. |
8. | Г.В. Свиридов.
| 2 ч. |
9. | Р.К. Щедрин.
| 2 ч. |
10. | А.Г. Шнитке.
| 2 ч. |
11. | Популярные музыкальные жанры.
| 2 ч. |
Всего | 34 ч. |
Рекомендуемая литература
1. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.,1965.
2. Белоусова С.С. Романтизм. М., 2002.
3. Березовский Б. В классе музыкальной литературы // Музыка – детям. Вып. 3 М., 1976. С. 71-86.
4. Брянцева В. Музыкальная литература зарубежных стран: Учебник для ДМШ: Второй год обучения предмету. М., 2000.
5. Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся. Л., 1977.
6. Васина – Гроссман В. Первая книжка о музыке. М., 1976.
7. Васина-Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах. М., 1999.
8. Енукидзе Н.И. Русская музыка конца XIX - XX века. М., 2002.
9. Енукидзе Н.И Популярные музыкальные жанры. М., 2004.
10. Кадцын Л. Музыкальное искусство и творчество слушателя. М., 1990.
11. Калинина Г. Пособие по музыкальной литературе. Вып. I-III. М., 1998.
12. Калинина Г., Егорова Л. Пособие по музыкальной литературе. Вып IV. Тесты по отечественной музыке XX века. М., 1998.
13. Калинина Е. Мировая художественная культура. Тесты по культуре зарубежных стран. М., 2000.
Кирнарская Д.К. Классицизм. М., 2002.
14. Лисянская Е. Примерный тематический план по предмету музыкальной литературы для ДМШ и музыкальных отделений школ искусств. М.,1988.
15. Максимова Л. Сейчас нельзя учить детей по старинке // Сов. Музыка, 1979, № 11. С.49-51.
16. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М., 1984.
17. Осовицкая З., Казаринова А. В мире музыки: учеб. пособие по музыкальной литературе для преподавателей ДМШ. М., 1999.
18. Тихонова А.И. Возрождение и барокко. М., 2003.
19. Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками и фантазиями. Санкт-Петербург, 1997.
20. Фрумкис Т. Новое в музыкальном материале для начального курса музыкальной литературы. М., 1978.
21. Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра. М., 1983.
22. Шевчук Л. Исторические путешествия в мир искусства // Музыка в школе, 1990, №3. С.57-58.
23. Шорникова М. Музыкальная литература. Музыка, ее формы и жанры. 1 год обучения. Ростов-на-Дону, 2007.
24. Шорникова М. Музыкальная литература. Развитие западно – европейской музыки. 2 год обучения. Ростов-на-Дону, 2007.
25. Шорникова М. Музыкальная литература. Русская музыкальная классика. 3 год обучения. Ростов-на-Дону, 2007.
26. Шорникова М. Музыкальная литература. Русская музыка XX века. 4 год обучения. Ростов-на-Дону, 2007.
27. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно- прикладное искусство XVII-XX вв. М., 1999.
28. Энциклопедия для детей. том 7. искусство. Ч.3. Музыка. Театр. Кино. М., 2000.
Содержание
- Пояснительная записка. 1
- Материально-техническое обеспечение дисциплины. 3
- Дополнительный методический ресурс. 3
- Список видеоматериалов по предмету. 4
- Содержание курса. 8
- Тематический план. 27
- Рекомендуемая литература. 34
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная образовательная программа по предмету "Музыкальная литература"
Адаптированная образовательная программа по предмету "Музыкальная литература" для учащихся 5-8 классов музыкального отделения гимназии. Программа составлена на основе программы по музыкальной литерату...
Адаптированная образовательная программа по предмету "Музыкальная литература" для учащихся 5-8 классов музыкального отделения гимназии
Данная авторская адаптированная программа предназначена для использования в курсе восьмилетнего начального музыкального образования: в музыкальных школах, музыкальных отделениях гимназий. 1 год обучен...
Адаптированная (модифицированная) программа по предмету «Специальный инструмент» (скрипка)
программа...
Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» для учащихся 5 класса, вариант 3,3
Данная рабочая программа ориентирована на учебник ФГОС ОВЗ «Русский язык. 5 класс», для детей с ОВЗ и реализует требования АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями...
Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» для учащихся 5 класса, вариант 4,2
Данная рабочая программа ориентирована на учебник: ФГОС, авторы: М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык: учебник для 5 кл. М., ПРОСВЕЩЕНИЕ,...
Рабочая программа учебного предмета «Музыкальная литература» по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Фортепиано», «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструмент
Программа по предмету "Музыкальная литература"...