Программа дополнительного образования детей "ИКТ и фотография"
рабочая программа по теме
Программа "ИКТ и фотография" предусматривает знакомство обучающихся с фототехникой, работой с ней, с правилами обработки фотоизображений в компьютерном режиме, а также знакомство с профессиями, связанными с фотоделом, с основными принципами создания мини-фотолабораторий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 208.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования детей
«ИКТ и фотография»
Кудинова Л.Г., учитель математики и информатики
МОУ «Мамоновская ООШ»
Пронского района Рязанской области
- Пояснительная записка
- Обоснование.
Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,
пройти по всей земле горящими ступнями.
Всё воспринять – и снова воплотить.
Максимилиан Волошин
Желание сохранить красоту быстротечной жизни создало удивительный вид искусства – фотографию. Её историю многие сравнивают с увлекательным романом, действие которого разворачивается в декорациях различных исторических эпох и национальных культур. В стремлении к созданию точных изображений всего, того, что нас окружает, человечество прошло долгий путь от примитивных наскальных рисунков до современной цифровой фотографии.
История русской фотографии насчитывает более 160 лет. Русские фотографы, ученые – изобретатели своими открытиями внесли неоценимый вклад в развитие как отечественной так и мировой фотоиндустрии.
Фотография – одно из самых массовых увлечений. Соответственно и бизнес, связанный с обслуживанием фотолюбителей хорошо развит. Бурное развитие цифровой фотографии вносит в жизнь фотодела большие коррективы. Создание минилабораторий, позволяющих при изготовлении отпечатков с цифровых носителей применять традиционную фотобумагу, а при печати фотографий с традиционной фотопленки использовать все современные возможности цифровой обработки изображения, стало настоящей революцией в фотоделе.
Особенностью проведения занятий является объединение теоретической и практической частей.
Теоретическая часть – это знакомство с историей фотодела, с этапами развития отечественного фотоаппаратостроения, с современной фототехникой, с правилами работы в графическом пакете Photoshop, с характеристикой фотобумаги, качеством изображения и т.д.
Практическая часть – это работа с композицией, освещением, тональностью, колоритом, планом, ракурсом, а также с точкой и моментом съемки. Большую часть занятий отведено на работу с компьютером по обработке изображений.
Выделяются также обобщающие практические работы с последующим обсуждением и анализом.
Программа предусматривает не только знакомство с фототехникой, работой с ней и обработке фотоизображений в компьютерном режиме, но и знакомство с профессиями, связанными с фотоделом, с основными принципами создания мини-фотолабораторий.
- Цель:
Цель программы:
- Дать целостное представление о развитии фотографии.
- Формировать индивидуальные способности видеть прекрасное, отображать его в фотографиях.
- Развивать умения использовать все современные возможности обработки фотоизображений.
- Расширять кругозор воспитанников по истории развития фототехники, по спектру профессий, связанных с фотоделом.
- Научить пользоваться современной фототехникой, компьютером.
- Научить работать с графическими пакетами.
- Развивать мышление, воображение, творческие данные в благоприятном психологическом климате детского коллектива.
1.3. Задачи кружка:
Задачи программы:
- сформировать умения у школьников видеть красоту окружающего мира;
- познакомить школьников с историей фотографии, с этапами развития отечественной фототехники;
- сформировать умения работать с современной фототехникой;
- познакомить с видами и типами фотобумаги, правилами ее выбора;
- сформировать навыки работы в графическом пакете Photoshop;
- сформировать навыков творческой, поисковой, проектной деятельности;
- развивать умения по организации фотовыставок и создания фотоальбомов.
1.4. Методы реализации программы
В процессе реализации программы, используются следующие методы и формы:
- поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа детей по сбору необходимой информации, с дальнейшим созданием эскизов газетных жанров);
- метод наблюдений, активизирующий активный познавательный процесс (информирование учащихся о свойствах и отношениях реально существующих явлениях, процессов, что предполагает объективность в выводах и обобщениях);
- моделирование (создание фотозаготовок в графическом пакете Photoshop);
- метод эксперимента (вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение их определенных сторон в специальных условиях с целью их изучения);
- метод контроля (самоконтроль, взаимоконтроль, контроль успеваемости и качества усвоения программного материала, диагностика результатов обучения).
1.5. Формы реализации программы
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Программа включает в себя составные части:
1. Теоретическую часть;
2. Практическую часть;
Теоретические занятия:
- Беседы
- Сообщения
- Встречи с интересными людьми
- Семинары
- Часы общения
- Экскурсии
Практические занятия:
- Конкурсы творческих работ
- Выставки
- Практикум
Программа рассчитана на два года обучения. Общее количество часов – 144. Первый год обучения - 72 часов (2 часа в неделю), второй год обучения – 72 часов (2 часа в неделю).
Учебные группы смешанные разновозрастные (ребята группируются по талантам, творческим способностям).
1.6. Знания и умения.
По завершению курса обучения учащиеся должны знать:
- историю и этапы развития фотодела;
- принципы и особенности работы с фототехникой;
- правила работы в графическом пакете Photoshop;
- основные принципы фотографирования пейзажа, композиции, натюрморта, портрета и т.п.
По завершению курса обучения учащиеся должны уметь:
- работать с фотосюжетом, объектами, композициями;
- применять специальные средства: освещение, тональность, колорит, ракурс и т.п.;
- работать с компьютерной техникой: принтером, сканером, портами и т.д.;
- обрабатывать фотоизображения в графическом пакете Photoshop;
- оформлять фотоальбомы и фотовыставки.
1.7. Необходимые материальные ресурсы
В процессе реализации данной программы необходимы следующие материальные ресурсы:
- компьютер
- цифровой фотоаппарат
- пленочный фотоаппарат
- мобильный телефон
- принтер
- сканер
- фотобумага
- Учебно - тематический план и содержание программы
- Учебно-тематический план /1 год обучения/.
№ п/п | Тематика занятий | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие. Распределение обязанностей. Цели и задачи работы кружка. Создание рабочих групп. | 1 | 1 | - |
2. | История фотоаппарата. | 1 | 1 | - |
3. | Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения и фотодела. | 1 | 1 | - |
4. | История фотографии. Даты и события. | 1 | 1 | - |
5. | Искусство фотографии. Заочные экскурсии. | 3 | 1 | 2 |
6. | Фотографы-изобретатели. | 1 | 1 | - |
7. | Современная фототехника. | 5 | 2 | 3 |
8. | Фотоаппарат. Принципы работы. | 8 | 2 | 6 |
9. | Первые шаги фотографирования. | 8 | 2 | 6 |
10. | Художественная фотография /мини-выставка/ | 5 | 1 | 4 |
11. | Композиция. | 10 | 2 | 8 |
12. | Объект. | 8 | 2 | 6 |
13. | Сюжет. | 6 | 2 | 4 |
14. | Фотопортрет. | 4 | 1 | 3 |
15. | Фотопейзаж. | 6 | 1 | 5 |
16. | Итоговые занятия: - подведение итогов занятий; -диагностика уровня знаний и умений учащихся; - подготовка и оформление фотовыставки; - презентации по результатам работы. | 4 | 1 | 3 |
Итого: | 72 | 22 | 50 |
- Содержание программы /1 год обучения/.
Вводное занятие. Распределение обязанностей. Цели и задачи работы кружка. Знакомство с целями и задачами кружка. Выбор старосты. Распределение обязанностей между членами кружка. Создание рабочих групп. |
История фотоаппарата. История фотоаппарата. Первые фотографические камеры в России. |
Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения и фотодела. Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения и фотодела достижения мировой и отечественной фотоиндустрии. |
История фотографии. Даты и события. История фотографии в России. Даты и события. Фотоизобретения. Производство фотографии. |
Искусство фотографии. Заочные экскурсии. Искусство фотографии. Заочные экскурсии на фотовыставки /Интернет, литература/. |
Фотографы-изобретатели. Фотографы –изобретатели: А. Бестужев-Рюмин, А.Греков, С.А. Левицкий, Ф. Араго, И.И. Карпов и др. |
Современная фототехника. Современная фототехника: пленочные фотоаппараты, цифровые фотоаппараты, фотокамеры, мобильные телефоны. |
Фотоаппарат. Принципы работы. Фотоаппарат. Принципы работы с фотоаппаратами. |
Первые шаги фотографирования. Первые шаги в фотографировании. Снимок на свободную тему. |
Художественная фотография /мини-выставка/. Художественная фотография. Организация фотовыставки. |
Композиция. Композиция. Создание композиций. Авторская мысль. Средства композиции: освещение, тональность, колорит, точка и момент съемки, план, ракурс, акцент, контраст. |
Объект. Объект. Выделение объекта. Обрамление объекта. |
Сюжет. Сюжет. Выбор сюжета. Фотопробы. |
Фотопортрет. Фотопортрет. Искусство фотопортрета. Сложный мир человеческого характера. Фотопробы. |
Фотопейзаж. Фотопейзаж. Красота природы. Состояние природы. Природа и поэзия. Фотомиг. Фотопробы. |
2.3. Ожидаемые результаты /1 год обучения/.
В результате реализации программы 1 года обучения обучающиеся должны:
знать:
- историю и этапы развития фотодела;
- жизнь и творчество известных фотографов-изобретателей;
- принципы и особенности работы с современной фототехникой, компьютерной техникой;
- основные принципы фотографирования пейзажа, композиции, натюрморта, портрета.
уметь:
- работать с компьютерной техникой: сканером, принтером;
- работать с плёночным и цифровым фотоаппаратом;
- работать с объектами, композициями;
- проводить фотосессию портретов, сюжетов, пейзажей;
- подготовить и оформить фотовыставку.
2.4. Перечень учебно-методической литературы /1 год обучения/
Для педагога:
- Практическая информатика. С. Симонович – М.: Просвещение, 2005.
- Специальная информатика. С. Симонович – М: Просвещение, 2000.
- Какого цвета радуга – М: Детская литература, 1975.
- Интернет-сайты.
- Журнал «ФотоМАСТЕРСКАЯ», Москва «Пресса России», 2010.
- Фотография Э. Митчелл – М.: «Мир», 1988.
- Фотография. Техника и искусство Э Хокинс, Д.Эйвон – М.: «Мир», 1986.
- Экспозиция в фотографии Л. Гонт – М.: «Мир», 1988.
- Свет и освещение Д. Килпатрик – М.: «Мир», 1988.
- Светофильтры Р. Хейман – М.: «Мир», 1988.
Для обучающегося:
- Какого цвета радуга – М: Детская литература, 2000.
- Интернет-сайты.
- Журнал «ФотоМАСТЕРСКАЯ», Москва «Пресса России», 2010-2012.
2.5.Учебно-тематический план /2-ой год обучения/
№ п/п | Тема учебного материала | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Основы композиции в фотографии | ||||
1. | Основные композиции в фотографии: правила, законы, приемы. | 1 | 1 | - |
2. | Композиция. | 3 | 1 | 2 |
3. | Пересекающиеся (диагональные) линии. | 3 | 1 | 2 |
4. | Правило одной трети. | 3 | 1 | 2 |
5. | Выделение объекта. | 2 | 1 | 1 |
6. | Выделение контрастом. | 2 | 1 | 1 |
7. | Светотень. | 2 | 1 | 1 |
8. | Ракурс. | 2 | 1 | 1 |
9. | Обрамление объекта. | 2 | 1 | 1 |
10. | Выделение светом. | 2 | 1 | 1 |
11. | Использование линий. | 2 | 1 | 1 |
12. | Тональность фотографии. | 2 | 1 | 1 |
Уроки Photoshop | ||||
13. | Правила работы с графическим пакетом Photoshop. | 6 | 2 | 4 |
14. | Коррекция фотоизображения. | 8 | 2 | 6 |
15. | Работа с корректирующими слоями. | 8 | 2 | 6 |
16. | Фильтры. | 4 | 1 | 3 |
17. | Уровни. | 4 | 1 | 3 |
18. | Физический размер. Снимка. | 2 | 1 | 1 |
19. | Принтеры, сканеры, их характеристики. | 1 | 1 | - |
20. | Фотобумага. | 1 | 1 | - |
21. | Печать фотографий на принтере. | 6 | 1 | 5 |
22. | Коллекция фотографий. | 3 | - | 3 |
23. | Итоговые занятия: - подведение итогов занятий; -диагностика уровня знаний и умений учащихся; - подготовка и оформление фотовыставки; - презентации по результатам работы. | 3 | 1 | 2 |
Итого: | 72 | 25 | 47 |
- Содержание программы /2 год обучения/.
Основы композиции в фотографии |
Основные композиции в фотографии: правила, законы, приемы. Основные композиции в фотографии: правила, законы, приемы. |
Композиция. Выразительные средства композиции: освещение, тональность, колорит, точка и момент съемки, план, ракурс, изобразительный акцент, контрасты. Элемент. Объединение элементов. Произведение – как художественное целое |
Пересекающиеся (диагональные) линии. Пересекающиеся (диагональные) линии. Правило «Золотого сечения». Стартовая точка. |
Правило одной трети. Правило одной трети. Разбиение кадра на части. Расположение объектов в кадре. |
Выделение объекта. Выделение объекта. Главные и второстепенные объекты в кадре. |
Выделение контрастом. Выделение контрастом. Цветовой контраст. Контрастные места. |
Светотень. Светотень. Оттенки светотени: свет, блик, тень, полутень, рефлекс. Композиция и выразительность снимка. |
Ракурс. Ракурс. Изменение объекта. Усиление впечатления движения, силы, мощи, выразительности. |
Обрамление объекта. Обрамление объекта. Съемка с эффектами: через арку, из пещеры и т.д. |
Выделение светом. Выделение светом. Выделение желаемого объекта на фоне остальных менее освещенных. |
Использование линий. Использование линий. Изогнутые линии. Ломаные линии. Вертикальные линии. Горизонтальные линии. Диагональные линии. Прямые линии. Вводящие линии. |
Тональность фотографии. Тональность фотографии. Темные тональности. Светлые тональности. |
Уроки Photoshop |
Правила работы с графическим пакетом Photoshop. Правила работы с графическим пакетом Photoshop. Панель инструментов редактора. Инструментальные палитры: Палитра Кисти, Палитра Параметры, палитра Инфо, Палитра Контуры, Палитра Слои. |
Коррекция фотоизображения. Коррекция фотоизображения. Работа с палитрами. Динамический диапазон. Гамма-коррекция. Местная коррекция и ретушь изображения. |
Работа с корректирующими слоями. Работа с корректирующими слоями. Коррекция изображения: яркость, контраст, насыщенность и т.п. |
Фильтры. Фильтры. Имитация. Размытие. Штрихи- Акцент. Зигзаг Круги. Шум-Ретушь. Освещение - Эффекты. Резкость. Эскиз- Мел и уголь. Барельеф. Текстура. |
Уровни. Уровни. Работа с изображением. |
Физический размер. Снимка. Физический размер снимка. Установка размера. Сохранение пропорций. |
Принтеры, сканеры, их характеристики. Принтеры, сканеры, их характеристики. |
Фотобумага. Фотобумага. Типы и качество фотобумаги. |
Печать фотографий на принтере. Печать фотографий на принтере. Основные правила. |
Коллекция фотографий. Коллекция фотографий. Создание коллекций: компьютерная, альбомная. |
Оформление фотовыставки. Фотовыставка. Выбор темы фотовыставки. Подбор сюжетов. Коллекции фотографий. Отбор фотографий. Оформление тематической фотовыставки. |
2.7. Ожидаемые результаты /2 год обучения/.
В результате реализации программы 2 года обучения обучающиеся должны:
Знать:
- основные принципы, правила, законы и приемы работы с фотографией;
- основные композиции в фотографии;
- принципы и особенности работы с современной фототехникой, компьютерной техникой;
- правила работы с графическим пакетом Photoshop;
- характеристики компьютерной техники: принтеров, сканеров;
- правила работы с компьютерной сетью Интернет;
- типы и качество фотобумаги;
Уметь:
- работать с современной компьютерной техникой: сканером, принтером;
- работать с плёночным и цифровым фотоаппаратом;
- обрабатывать фотографии при помощи графического пакета Photoshop;
- печатать фотографии на принтере;
- работать со сканером;
- подготовить и оформить фотовыставку.
2.8. Перечень учебно-методической литературы /2 год обучения/
Для педагога:
- Практическая информатика. С. Симонович – М.: Просвещение, 2005.
- Специальная информатика. С. Симонович – М: Просвещение, 2000.
- Какого цвета радуга – М: Детская литература, 1975.
- Интернет-сайты.
- Журнал «ФотоМАСТЕРСКАЯ», Москва «Пресса России», 2009.
- Фотография Э. Митчелл – М.: «Мир», 1988.
- Фотография. Техника и искусство Э Хокинс, Д.Эйвон – М.: «Мир», 1986.
- Экспозиция в фотографии Л. Гонт – М.: «Мир», 1988.
- Свет и освещение Д. Килпатрик – М.: «Мир», 1988.
- Светофильтры Р. Хейман – М.: «Мир», 1988.
Для обучающегося:
- Какого цвета радуга – М: Детская литература, 1975.
- Интернет-сайты.
- Журнал «ФотоМАСТЕРСКАЯ», Москва «Пресса России», 2009.
- Фотография Э. Митчелл – М.: «Мир», 1988.
- Фотография. Техника и искусство Э Хокинс, Д.Эйвон – М.: «Мир», 1986.
- Экспозиция в фотографии Л. Гонт – М.: «Мир», 1988.
- Свет и освещение Д. Килпатрик – М.: «Мир», 1988.
- Светофильтры Р. Хейман – М.: «Мир», 1988.
3. Методическое обеспечение образовательной программы
№ п/п | Тема из плана | Форма занятия | Методы проведения занятия | Дидактические материалы | Техническое оснащение | Форма подведения итогов |
1. | Фотографы-изобретатели. | Коллективная | Рассказ, беседа, демонстрация | Справочники, энциклопедические данные | ||
2. | Фотоаппарат. Принципы работы | Групповая | Мини-беседа, мини-диалог, самостоятельная работа | Фотоаппарат. | Анализ работы учащихся, подведение итогов. Оценка педагога. | |
3. | Композиция. | Коллективная | Лекция | Демонстрация фотографий | ||
4. | Фотопейзаж. | Групповая | Беседа, практическая работа в группах | Темы фотографий | Фототехника | Анализ работы групп. Оценка педагога. |
5. | Светотень | Коллективная | Лекция, демонстрация | Демонстрация фотографий | ||
6. | Использование линий. | Групповая | Беседа, практическая работа | Демонстрация фотографий | Фототехника | Подведение итогов. Оценка педагога |
7. | Правила работы с графическим пакетом Photoshop. | Коллективная | Беседа, демонстрация | Компьютерная техника | Оценка педагога | |
8. | Уровни. | Групповая, индивидуальная | Практическая работа | Компьютерная техника. | Анализ работ. Оценка педагога | |
9. | Принтеры, сканеры | Коллективная | Беседа, демонстрация, | Компьютерная техника | ||
10. | Оформление фотовыставки. | Групповая | Практическая работа | Темы фотовыставок. | Витражи, слайдшоу | Анализ работ. Оценка педагога. |
4. Досуговые мероприятия
Первый год обучения.
- Семинар «Фотографы – изобретатели».
- Конкурс творческих работ на темы: «Моё любимое животное», «Осень», «Зима», «Весна».
- Беседа «История российской фотографии».
- Тематические мини-фотовыставки /в течение года/.
Второй год обучения.
- Тематические мини-фотовыставки.
- Экскурсии на природу. Фотопробы.
- Работа в мини-лаборатории. Композиция. Фотопортрет.
- Часы общения «Профессия – фотограф», «Фоторепортер».
- Публикация фоторабот в школьной газете «Школьная планета».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Социально – педагогической направленности...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/25/picture-145304-1361820588.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/18/picture-202291-1408362213.jpg)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/21/picture-570131-1421871155.jpg)
Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы фотографии»
Образовательная программа «Основы фотографии» реализует дополнительное образование детей, связанное с визуальными технологиями. Визуальные технологии заняли прочное место в жизн...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/12/picture-95789-1549997342.jpg)
Программа дополнительного образования "АРТ-фотограф"
Дополнительная образовательная программа «Арт-фотограф» является программой социально-педагогической направленности, реализуется в учреждении дополнительного образования и является начальн...