Программа дополнительного образования детей "ИКТ и фотография"
рабочая программа по теме
Программа "ИКТ и фотография" предусматривает знакомство обучающихся с фототехникой, работой с ней, с правилами обработки фотоизображений в компьютерном режиме, а также знакомство с профессиями, связанными с фотоделом, с основными принципами создания мини-фотолабораторий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_do_ikt_i_fotografiya.doc | 208.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования детей
«ИКТ и фотография»
Кудинова Л.Г., учитель математики и информатики
МОУ «Мамоновская ООШ»
Пронского района Рязанской области
- Пояснительная записка
- Обоснование.
Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,
пройти по всей земле горящими ступнями.
Всё воспринять – и снова воплотить.
Максимилиан Волошин
Желание сохранить красоту быстротечной жизни создало удивительный вид искусства – фотографию. Её историю многие сравнивают с увлекательным романом, действие которого разворачивается в декорациях различных исторических эпох и национальных культур. В стремлении к созданию точных изображений всего, того, что нас окружает, человечество прошло долгий путь от примитивных наскальных рисунков до современной цифровой фотографии.
История русской фотографии насчитывает более 160 лет. Русские фотографы, ученые – изобретатели своими открытиями внесли неоценимый вклад в развитие как отечественной так и мировой фотоиндустрии.
Фотография – одно из самых массовых увлечений. Соответственно и бизнес, связанный с обслуживанием фотолюбителей хорошо развит. Бурное развитие цифровой фотографии вносит в жизнь фотодела большие коррективы. Создание минилабораторий, позволяющих при изготовлении отпечатков с цифровых носителей применять традиционную фотобумагу, а при печати фотографий с традиционной фотопленки использовать все современные возможности цифровой обработки изображения, стало настоящей революцией в фотоделе.
Особенностью проведения занятий является объединение теоретической и практической частей.
Теоретическая часть – это знакомство с историей фотодела, с этапами развития отечественного фотоаппаратостроения, с современной фототехникой, с правилами работы в графическом пакете Photoshop, с характеристикой фотобумаги, качеством изображения и т.д.
Практическая часть – это работа с композицией, освещением, тональностью, колоритом, планом, ракурсом, а также с точкой и моментом съемки. Большую часть занятий отведено на работу с компьютером по обработке изображений.
Выделяются также обобщающие практические работы с последующим обсуждением и анализом.
Программа предусматривает не только знакомство с фототехникой, работой с ней и обработке фотоизображений в компьютерном режиме, но и знакомство с профессиями, связанными с фотоделом, с основными принципами создания мини-фотолабораторий.
- Цель:
Цель программы:
- Дать целостное представление о развитии фотографии.
- Формировать индивидуальные способности видеть прекрасное, отображать его в фотографиях.
- Развивать умения использовать все современные возможности обработки фотоизображений.
- Расширять кругозор воспитанников по истории развития фототехники, по спектру профессий, связанных с фотоделом.
- Научить пользоваться современной фототехникой, компьютером.
- Научить работать с графическими пакетами.
- Развивать мышление, воображение, творческие данные в благоприятном психологическом климате детского коллектива.
1.3. Задачи кружка:
Задачи программы:
- сформировать умения у школьников видеть красоту окружающего мира;
- познакомить школьников с историей фотографии, с этапами развития отечественной фототехники;
- сформировать умения работать с современной фототехникой;
- познакомить с видами и типами фотобумаги, правилами ее выбора;
- сформировать навыки работы в графическом пакете Photoshop;
- сформировать навыков творческой, поисковой, проектной деятельности;
- развивать умения по организации фотовыставок и создания фотоальбомов.
1.4. Методы реализации программы
В процессе реализации программы, используются следующие методы и формы:
- поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа детей по сбору необходимой информации, с дальнейшим созданием эскизов газетных жанров);
- метод наблюдений, активизирующий активный познавательный процесс (информирование учащихся о свойствах и отношениях реально существующих явлениях, процессов, что предполагает объективность в выводах и обобщениях);
- моделирование (создание фотозаготовок в графическом пакете Photoshop);
- метод эксперимента (вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение их определенных сторон в специальных условиях с целью их изучения);
- метод контроля (самоконтроль, взаимоконтроль, контроль успеваемости и качества усвоения программного материала, диагностика результатов обучения).
1.5. Формы реализации программы
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Программа включает в себя составные части:
1. Теоретическую часть;
2. Практическую часть;
Теоретические занятия:
- Беседы
- Сообщения
- Встречи с интересными людьми
- Семинары
- Часы общения
- Экскурсии
Практические занятия:
- Конкурсы творческих работ
- Выставки
- Практикум
Программа рассчитана на два года обучения. Общее количество часов – 144. Первый год обучения - 72 часов (2 часа в неделю), второй год обучения – 72 часов (2 часа в неделю).
Учебные группы смешанные разновозрастные (ребята группируются по талантам, творческим способностям).
1.6. Знания и умения.
По завершению курса обучения учащиеся должны знать:
- историю и этапы развития фотодела;
- принципы и особенности работы с фототехникой;
- правила работы в графическом пакете Photoshop;
- основные принципы фотографирования пейзажа, композиции, натюрморта, портрета и т.п.
По завершению курса обучения учащиеся должны уметь:
- работать с фотосюжетом, объектами, композициями;
- применять специальные средства: освещение, тональность, колорит, ракурс и т.п.;
- работать с компьютерной техникой: принтером, сканером, портами и т.д.;
- обрабатывать фотоизображения в графическом пакете Photoshop;
- оформлять фотоальбомы и фотовыставки.
1.7. Необходимые материальные ресурсы
В процессе реализации данной программы необходимы следующие материальные ресурсы:
- компьютер
- цифровой фотоаппарат
- пленочный фотоаппарат
- мобильный телефон
- принтер
- сканер
- фотобумага
- Учебно - тематический план и содержание программы
- Учебно-тематический план /1 год обучения/.
№ п/п | Тематика занятий | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие. Распределение обязанностей. Цели и задачи работы кружка. Создание рабочих групп. | 1 | 1 | - |
2. | История фотоаппарата. | 1 | 1 | - |
3. | Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения и фотодела. | 1 | 1 | - |
4. | История фотографии. Даты и события. | 1 | 1 | - |
5. | Искусство фотографии. Заочные экскурсии. | 3 | 1 | 2 |
6. | Фотографы-изобретатели. | 1 | 1 | - |
7. | Современная фототехника. | 5 | 2 | 3 |
8. | Фотоаппарат. Принципы работы. | 8 | 2 | 6 |
9. | Первые шаги фотографирования. | 8 | 2 | 6 |
10. | Художественная фотография /мини-выставка/ | 5 | 1 | 4 |
11. | Композиция. | 10 | 2 | 8 |
12. | Объект. | 8 | 2 | 6 |
13. | Сюжет. | 6 | 2 | 4 |
14. | Фотопортрет. | 4 | 1 | 3 |
15. | Фотопейзаж. | 6 | 1 | 5 |
16. | Итоговые занятия: - подведение итогов занятий; -диагностика уровня знаний и умений учащихся; - подготовка и оформление фотовыставки; - презентации по результатам работы. | 4 | 1 | 3 |
Итого: | 72 | 22 | 50 |
- Содержание программы /1 год обучения/.
Вводное занятие. Распределение обязанностей. Цели и задачи работы кружка. Знакомство с целями и задачами кружка. Выбор старосты. Распределение обязанностей между членами кружка. Создание рабочих групп. |
История фотоаппарата. История фотоаппарата. Первые фотографические камеры в России. |
Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения и фотодела. Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения и фотодела достижения мировой и отечественной фотоиндустрии. |
История фотографии. Даты и события. История фотографии в России. Даты и события. Фотоизобретения. Производство фотографии. |
Искусство фотографии. Заочные экскурсии. Искусство фотографии. Заочные экскурсии на фотовыставки /Интернет, литература/. |
Фотографы-изобретатели. Фотографы –изобретатели: А. Бестужев-Рюмин, А.Греков, С.А. Левицкий, Ф. Араго, И.И. Карпов и др. |
Современная фототехника. Современная фототехника: пленочные фотоаппараты, цифровые фотоаппараты, фотокамеры, мобильные телефоны. |
Фотоаппарат. Принципы работы. Фотоаппарат. Принципы работы с фотоаппаратами. |
Первые шаги фотографирования. Первые шаги в фотографировании. Снимок на свободную тему. |
Художественная фотография /мини-выставка/. Художественная фотография. Организация фотовыставки. |
Композиция. Композиция. Создание композиций. Авторская мысль. Средства композиции: освещение, тональность, колорит, точка и момент съемки, план, ракурс, акцент, контраст. |
Объект. Объект. Выделение объекта. Обрамление объекта. |
Сюжет. Сюжет. Выбор сюжета. Фотопробы. |
Фотопортрет. Фотопортрет. Искусство фотопортрета. Сложный мир человеческого характера. Фотопробы. |
Фотопейзаж. Фотопейзаж. Красота природы. Состояние природы. Природа и поэзия. Фотомиг. Фотопробы. |
2.3. Ожидаемые результаты /1 год обучения/.
В результате реализации программы 1 года обучения обучающиеся должны:
знать:
- историю и этапы развития фотодела;
- жизнь и творчество известных фотографов-изобретателей;
- принципы и особенности работы с современной фототехникой, компьютерной техникой;
- основные принципы фотографирования пейзажа, композиции, натюрморта, портрета.
уметь:
- работать с компьютерной техникой: сканером, принтером;
- работать с плёночным и цифровым фотоаппаратом;
- работать с объектами, композициями;
- проводить фотосессию портретов, сюжетов, пейзажей;
- подготовить и оформить фотовыставку.
2.4. Перечень учебно-методической литературы /1 год обучения/
Для педагога:
- Практическая информатика. С. Симонович – М.: Просвещение, 2005.
- Специальная информатика. С. Симонович – М: Просвещение, 2000.
- Какого цвета радуга – М: Детская литература, 1975.
- Интернет-сайты.
- Журнал «ФотоМАСТЕРСКАЯ», Москва «Пресса России», 2010.
- Фотография Э. Митчелл – М.: «Мир», 1988.
- Фотография. Техника и искусство Э Хокинс, Д.Эйвон – М.: «Мир», 1986.
- Экспозиция в фотографии Л. Гонт – М.: «Мир», 1988.
- Свет и освещение Д. Килпатрик – М.: «Мир», 1988.
- Светофильтры Р. Хейман – М.: «Мир», 1988.
Для обучающегося:
- Какого цвета радуга – М: Детская литература, 2000.
- Интернет-сайты.
- Журнал «ФотоМАСТЕРСКАЯ», Москва «Пресса России», 2010-2012.
2.5.Учебно-тематический план /2-ой год обучения/
№ п/п | Тема учебного материала | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Основы композиции в фотографии | ||||
1. | Основные композиции в фотографии: правила, законы, приемы. | 1 | 1 | - |
2. | Композиция. | 3 | 1 | 2 |
3. | Пересекающиеся (диагональные) линии. | 3 | 1 | 2 |
4. | Правило одной трети. | 3 | 1 | 2 |
5. | Выделение объекта. | 2 | 1 | 1 |
6. | Выделение контрастом. | 2 | 1 | 1 |
7. | Светотень. | 2 | 1 | 1 |
8. | Ракурс. | 2 | 1 | 1 |
9. | Обрамление объекта. | 2 | 1 | 1 |
10. | Выделение светом. | 2 | 1 | 1 |
11. | Использование линий. | 2 | 1 | 1 |
12. | Тональность фотографии. | 2 | 1 | 1 |
Уроки Photoshop | ||||
13. | Правила работы с графическим пакетом Photoshop. | 6 | 2 | 4 |
14. | Коррекция фотоизображения. | 8 | 2 | 6 |
15. | Работа с корректирующими слоями. | 8 | 2 | 6 |
16. | Фильтры. | 4 | 1 | 3 |
17. | Уровни. | 4 | 1 | 3 |
18. | Физический размер. Снимка. | 2 | 1 | 1 |
19. | Принтеры, сканеры, их характеристики. | 1 | 1 | - |
20. | Фотобумага. | 1 | 1 | - |
21. | Печать фотографий на принтере. | 6 | 1 | 5 |
22. | Коллекция фотографий. | 3 | - | 3 |
23. | Итоговые занятия: - подведение итогов занятий; -диагностика уровня знаний и умений учащихся; - подготовка и оформление фотовыставки; - презентации по результатам работы. | 3 | 1 | 2 |
Итого: | 72 | 25 | 47 |
- Содержание программы /2 год обучения/.
Основы композиции в фотографии |
Основные композиции в фотографии: правила, законы, приемы. Основные композиции в фотографии: правила, законы, приемы. |
Композиция. Выразительные средства композиции: освещение, тональность, колорит, точка и момент съемки, план, ракурс, изобразительный акцент, контрасты. Элемент. Объединение элементов. Произведение – как художественное целое |
Пересекающиеся (диагональные) линии. Пересекающиеся (диагональные) линии. Правило «Золотого сечения». Стартовая точка. |
Правило одной трети. Правило одной трети. Разбиение кадра на части. Расположение объектов в кадре. |
Выделение объекта. Выделение объекта. Главные и второстепенные объекты в кадре. |
Выделение контрастом. Выделение контрастом. Цветовой контраст. Контрастные места. |
Светотень. Светотень. Оттенки светотени: свет, блик, тень, полутень, рефлекс. Композиция и выразительность снимка. |
Ракурс. Ракурс. Изменение объекта. Усиление впечатления движения, силы, мощи, выразительности. |
Обрамление объекта. Обрамление объекта. Съемка с эффектами: через арку, из пещеры и т.д. |
Выделение светом. Выделение светом. Выделение желаемого объекта на фоне остальных менее освещенных. |
Использование линий. Использование линий. Изогнутые линии. Ломаные линии. Вертикальные линии. Горизонтальные линии. Диагональные линии. Прямые линии. Вводящие линии. |
Тональность фотографии. Тональность фотографии. Темные тональности. Светлые тональности. |
Уроки Photoshop |
Правила работы с графическим пакетом Photoshop. Правила работы с графическим пакетом Photoshop. Панель инструментов редактора. Инструментальные палитры: Палитра Кисти, Палитра Параметры, палитра Инфо, Палитра Контуры, Палитра Слои. |
Коррекция фотоизображения. Коррекция фотоизображения. Работа с палитрами. Динамический диапазон. Гамма-коррекция. Местная коррекция и ретушь изображения. |
Работа с корректирующими слоями. Работа с корректирующими слоями. Коррекция изображения: яркость, контраст, насыщенность и т.п. |
Фильтры. Фильтры. Имитация. Размытие. Штрихи- Акцент. Зигзаг Круги. Шум-Ретушь. Освещение - Эффекты. Резкость. Эскиз- Мел и уголь. Барельеф. Текстура. |
Уровни. Уровни. Работа с изображением. |
Физический размер. Снимка. Физический размер снимка. Установка размера. Сохранение пропорций. |
Принтеры, сканеры, их характеристики. Принтеры, сканеры, их характеристики. |
Фотобумага. Фотобумага. Типы и качество фотобумаги. |
Печать фотографий на принтере. Печать фотографий на принтере. Основные правила. |
Коллекция фотографий. Коллекция фотографий. Создание коллекций: компьютерная, альбомная. |
Оформление фотовыставки. Фотовыставка. Выбор темы фотовыставки. Подбор сюжетов. Коллекции фотографий. Отбор фотографий. Оформление тематической фотовыставки. |
2.7. Ожидаемые результаты /2 год обучения/.
В результате реализации программы 2 года обучения обучающиеся должны:
Знать:
- основные принципы, правила, законы и приемы работы с фотографией;
- основные композиции в фотографии;
- принципы и особенности работы с современной фототехникой, компьютерной техникой;
- правила работы с графическим пакетом Photoshop;
- характеристики компьютерной техники: принтеров, сканеров;
- правила работы с компьютерной сетью Интернет;
- типы и качество фотобумаги;
Уметь:
- работать с современной компьютерной техникой: сканером, принтером;
- работать с плёночным и цифровым фотоаппаратом;
- обрабатывать фотографии при помощи графического пакета Photoshop;
- печатать фотографии на принтере;
- работать со сканером;
- подготовить и оформить фотовыставку.
2.8. Перечень учебно-методической литературы /2 год обучения/
Для педагога:
- Практическая информатика. С. Симонович – М.: Просвещение, 2005.
- Специальная информатика. С. Симонович – М: Просвещение, 2000.
- Какого цвета радуга – М: Детская литература, 1975.
- Интернет-сайты.
- Журнал «ФотоМАСТЕРСКАЯ», Москва «Пресса России», 2009.
- Фотография Э. Митчелл – М.: «Мир», 1988.
- Фотография. Техника и искусство Э Хокинс, Д.Эйвон – М.: «Мир», 1986.
- Экспозиция в фотографии Л. Гонт – М.: «Мир», 1988.
- Свет и освещение Д. Килпатрик – М.: «Мир», 1988.
- Светофильтры Р. Хейман – М.: «Мир», 1988.
Для обучающегося:
- Какого цвета радуга – М: Детская литература, 1975.
- Интернет-сайты.
- Журнал «ФотоМАСТЕРСКАЯ», Москва «Пресса России», 2009.
- Фотография Э. Митчелл – М.: «Мир», 1988.
- Фотография. Техника и искусство Э Хокинс, Д.Эйвон – М.: «Мир», 1986.
- Экспозиция в фотографии Л. Гонт – М.: «Мир», 1988.
- Свет и освещение Д. Килпатрик – М.: «Мир», 1988.
- Светофильтры Р. Хейман – М.: «Мир», 1988.
3. Методическое обеспечение образовательной программы
№ п/п | Тема из плана | Форма занятия | Методы проведения занятия | Дидактические материалы | Техническое оснащение | Форма подведения итогов |
1. | Фотографы-изобретатели. | Коллективная | Рассказ, беседа, демонстрация | Справочники, энциклопедические данные | ||
2. | Фотоаппарат. Принципы работы | Групповая | Мини-беседа, мини-диалог, самостоятельная работа | Фотоаппарат. | Анализ работы учащихся, подведение итогов. Оценка педагога. | |
3. | Композиция. | Коллективная | Лекция | Демонстрация фотографий | ||
4. | Фотопейзаж. | Групповая | Беседа, практическая работа в группах | Темы фотографий | Фототехника | Анализ работы групп. Оценка педагога. |
5. | Светотень | Коллективная | Лекция, демонстрация | Демонстрация фотографий | ||
6. | Использование линий. | Групповая | Беседа, практическая работа | Демонстрация фотографий | Фототехника | Подведение итогов. Оценка педагога |
7. | Правила работы с графическим пакетом Photoshop. | Коллективная | Беседа, демонстрация | Компьютерная техника | Оценка педагога | |
8. | Уровни. | Групповая, индивидуальная | Практическая работа | Компьютерная техника. | Анализ работ. Оценка педагога | |
9. | Принтеры, сканеры | Коллективная | Беседа, демонстрация, | Компьютерная техника | ||
10. | Оформление фотовыставки. | Групповая | Практическая работа | Темы фотовыставок. | Витражи, слайдшоу | Анализ работ. Оценка педагога. |
4. Досуговые мероприятия
Первый год обучения.
- Семинар «Фотографы – изобретатели».
- Конкурс творческих работ на темы: «Моё любимое животное», «Осень», «Зима», «Весна».
- Беседа «История российской фотографии».
- Тематические мини-фотовыставки /в течение года/.
Второй год обучения.
- Тематические мини-фотовыставки.
- Экскурсии на природу. Фотопробы.
- Работа в мини-лаборатории. Композиция. Фотопортрет.
- Часы общения «Профессия – фотограф», «Фоторепортер».
- Публикация фоторабот в школьной газете «Школьная планета».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Социально – педагогической направленности...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы фотографии»
Образовательная программа «Основы фотографии» реализует дополнительное образование детей, связанное с визуальными технологиями. Визуальные технологии заняли прочное место в жизн...
Программа дополнительного образования "АРТ-фотограф"
Дополнительная образовательная программа «Арт-фотограф» является программой социально-педагогической направленности, реализуется в учреждении дополнительного образования и является начальн...