Программа дополнительного образования "АРТ-фотограф"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Дополнительная образовательная программа «Арт-фотограф» является программой социально-педагогической направленности, реализуется в учреждении дополнительного образования и является начальной ступенью овладения комплексом минимума знаний и практических навыков для последующей самостоятельной работы.
В жизни современного человека информация играет огромную роль, даже поверхностный анализ человеческой деятельности позволяет с полной уверенностью утверждать: наиболее эффективным и удобным для восприятия видом информации была, есть и в обозримом будущем будет информация графическая.
Фотография — это искусство получения фотоснимков, где основной творческий процесс заключается в поиске и выборе композиции, освещения и момента (или моментов) фотоснимка. Такой выбор определяется умением и навыком фотографа, а также его личными предпочтениями и вкусом, что также характерно для любого вида искусства.
Занятия «Фотокружка» направлены на формирование навыков и умений в использовании фотоаппарата, видеокамеры, построении композиции, изучение основ фотографии; профориентации учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Марий Эл
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей
«Юринский дом детского творчества»
Рассмотрено и одобрено на заседании педагогического совета МБУДОД «Юринский ДДТ» Протокол №__ от «__»____________20__г. | Согласовано Заместитель директора _______ А.Н. Рямзаева «__»____________20__г. | УТВЕРЖДАЮ ___________Е.Н. Костина Директор МБУДОД «Юринский ДДТ» «__»____________ 20__г. |
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа
«АРТ-фотограф»
Направленность программы: социально-педагогическая
Программа рассчитана на учащихся 9-15 лет
Срок реализации программы: 1 год
Программа модифицированная
Программа разработана и реализуется
педагогом дополнительного образования
Ивановой Натальей Степановной
п. Юркино, 2017 г.
Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа «Арт-фотограф» является программой социально-педагогической направленности, реализуется в учреждении дополнительного образования и является начальной ступенью овладения комплексом минимума знаний и практических навыков для последующей самостоятельной работы.
В жизни современного человека информация играет огромную роль, даже поверхностный анализ человеческой деятельности позволяет с полной уверенностью утверждать: наиболее эффективным и удобным для восприятия видом информации была, есть и в обозримом будущем будет информация графическая.
Фотография — это искусство получения фотоснимков, где основной творческий процесс заключается в поиске и выборе композиции, освещения и момента (или моментов) фотоснимка. Такой выбор определяется умением и навыком фотографа, а также его личными предпочтениями и вкусом, что также характерно для любого вида искусства.
Занятия «Фотокружка» направлены на формирование навыков и умений в использовании фотоаппарата, видеокамеры, построении композиции, изучение основ фотографии; профориентации учащихся.
Новизна программы заключается в том, что доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности, что поможет обучающимся при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станет основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Актуальность этой программы в том, что занятия стимулируют любознательность, готовность пробовать свои силы в фотоискусстве, желание общаться и проявлять свою индивидуальность.
Цифровая графика (фотография, видеосъемка) очень актуальна в настоящий момент и пользуется большой популярностью у детей разного возраста. Умение работать с различными графическими редакторами является важной частью информационной компетентности ребенка. Занятия активизируют процессы формирования самостоятельности обучающихся, поскольку цифровая графика связана с обучением творческой информационной технологии. Через занятия по программе у детей развиваются такие черты характера, как усидчивость, собранность, целеустремленность, коммуникабельность. Развитие этих качеств с детского возраста станет тем фундаментом, который обеспечит успешность жизни ребёнка в будущем. Творчество – это сознательная целенаправленная деятельность человека в области познания и преобразования действительности, это вдохновение, замысел, чувство. Способности к творчеству (креативность) следует рассматривать как особое качество личности, характеризующейся способностью к саморазвитию. Данная тема позволяет наиболее полно раскрыться учащимся, проявить себя в различных видах деятельности (проектировочной, конструктивной, оценочной, творческой, связанной с самовыражением).
Цель образовательной программы (ОП): создать условия для развития интереса к цифровой графике, развития личности ребёнка, способного к творческому самовыражению, через освоение цифровой техники и овладение навыками фотографирования.
Задачи:
Обучающие:
- формировать положительное отношение к профессиям, которые связаны с фотографией;
- дать представление об истории фотографии;
- научить пользоваться фотоаппаратом;
- научить пользоваться видеокамерой;
- дать представление о выразительных средствах и режимах фотосъемки;
- сформировать представление о компьютерной графике;
- формировать умения и навыки работы в графическом редакторе;
- подготовить обучающихся к выставкам и конкурсам.
Развивающие:
- развивать познавательные интересы;
- развивать интеллектуальные и творческие способности;
- развивать глазомер;
- развивать координацию движений;
- развивать усидчивость;
- развивать умение самореализовываться;
- развивать чувство долга, и выполнения возложенных обязательств.
Воспитательные:
- формировать знания о правовых и этических нормах работы с информацией;
- формировать установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимости действий нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;
- воспитывать стремление к самоутверждению через освоение цифровой техники;
- воспитывать личную ответственность за результаты своей работы;
- воспитывать потребность и умение работать в коллективе при решении сложных задач;
- воспитывать скромность, заботу о пользователе продуктов своего труда.
- укрепление дружбы между учащимися.
Отличительная особенность программы
- Главной отличительной особенностью данной дополнительной общеразвивающей программы является ее многофункциональность. Она может быть полностью реализована на базе определенного образовательного учреждения или частично, когда различные образовательные учреждения используют только интересующие их отдельные разделы и темы программы. Тематика программы также функциональна, она может, изменятся и дополнятся с учетом пожеланий заказчика в рамках определенных программных разделов. Возможна разработка и внедрение новых, актуальных тем краеведческого характера.
- Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости: вовлечение детей в мир фотоискусства, а так же реализация индивидуального подхода;
Программа рассчитана на учащихся 9-15 лет.
Численный состав группы 15 человек.
Общее количество часов, необходимых для освоения программы – 62 часа в год .
Срок освоения программы
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Режим занятий
один раз в неделю по 2 часа.
Формы занятий:
- практическое;
- теоретическое (лекция, беседа);
- выставка;
- конкурс;
Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
- групповая;
- индивидуально-групповая;
- трудовая;
- беседы.
Методы обучения:
- вербальные (беседы, работа по устным рекомендациям, рассказ, анализ проделанной работы, информирование, инструктаж);
- наглядные (демонстрация иллюстративного материала, показ приемов работы, работа по заданиям, живые объекты, предметы);
- практические (наблюдения, самостоятельная работа, инициатива ребенка, творческая работа);
- творческие методы: путем мышления и фантазии;
- Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) (аудио-, видео-, компьютерные презентации).
Ожидаемые результаты и способы их проверки
К концу обучения учащиеся:
- сформируют положительное отношение к профессиям, которые связаны с фотографией;
- приобретут знания из истории фотографии;
- имеют представления о компьютерной графике;
- приобретут понимание основ фото и видео съемки;
- будут знать, какие режимы фотосъемки существуют, какой они дают эффект;
- будут знать, как сделать отличную фотографию;
- разовьют глазомер;
- разовьют координацию движений;
- разовьют образное мышление;
- могут подготовить и представить обработанные фотографии на конкурсе, выставке;
- будут знать о правовых и этических нормах работы с информацией,
- приобретут опыт проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных цифровых средств;
- приобретут опыт эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
Аттестация на проверку знаний, умений и навыков по данной дополнительной общеразвивающей программе «Арт-фотограф» проходит по окончании изучения курса названной программы, т.е в конце учебного года в виде выставки.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела (темы) | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2. | История фотографии. | 6 | 4 | 2 |
3. | Работа с фотоаппаратом. | 12 | 2 | 10 |
4. | Выразительные средства. | 10 | 1 | 9 |
5. | Фотожанры. | 10 | 1 | 9 |
6. | Работа с программами по обработке фотографий | 10 | 1 | 9 |
7. | Программы для создания видеоклипов (применительно к фотографиям) | 10 | 1 | 9 |
8. | Итоговое занятие | 2 | - | 2 |
9. | Воспитательная работа | 8 | - | 8 |
ИТОГО | 62 | 11 | 51 |
Содержание (формы организации занятии по темам)
- Вводное занятие
Теория. Знакомство с коллективом. Введение в программу. Тематический план занятий. Знакомство с материалами. Техника безопасности на занятиях. Правила поведения в кабинете.
Практика. Ознакомление с помещением. Тест «Правила техники безопасности». Определение уровня развития умений, на основе пробной работы на свободную тему.
- История фотографии
Теория. Сведения из истории. Стремление людей получать изображения. Важные вклады и открытие химиков. Изображение в темной комнате. Камера обскура, принцип работы, её свойства. Понятие «художественная фотография».
- Работа с фотоаппаратом
Теория. Устройство фотоаппарата. Виды. Свойства и отличия. Отличие пленочных фотоаппаратов от цифровых; зеркальных от не зеркальных. Основные части и принцип работы. Свойства света. Сила света. Яркость. Оценка искусственного освещения. Точечный источник света, светотеневое освещение; характеристики освещения; светофильтры. Получение композиций на фотобумаге. Пейзажная съемка. Значение света в пейзажной и портретной съёмке в разное время суток и время года. Анималистический жанр. Значение света в фотосъемке животных. Основные приемы фотосъемки животных. Этапы работы при создании камеры обскуры из спичечного коробка, необходимые материалы.
Принцип получения изображения в темной комнате. От пленки к "цифре". Условная классификация цифровых фотоаппаратов Фотография в науке, технике, общественной жизни. Фотография как искусство. Цифровая фотография. Фотография сегодня. Сенсоры цифровых фотоаппаратов. Устройство цифрового фотоаппарата. Жидкокристаллические дисплеи и система управления фотоаппарата. Память цифрового фотоаппарата. Фотоэкспонометр. Таблицы, символы. Определение экспозиции. Электропитание цифрового фотоаппарата.
Практика. фотографировать пейзаж с учетом свойств света; фотографировать портрет с учетом свойств света; установить цвет и свет; использовать приемы управления фотоаппаратом; последовательно выполнять съемку; отработка последовательности операций; выбрать, называть фотографии, оформлять, презентовать. Выставка фотографий.
- Выразительные средства
Теория. Обсуждение темы, выбор изображения. Композиция. Перспектива. Ракурс. Светотень. Смысловой центр. Колорит. Контрасты. Точка и момент съемки. Освещение.
Практика. Выполнение работ по использованию выразительных средств при съемке.
- Фотожанры
Теория. Обсуждение, просмотр снимков, выявление характерных черт жанра. Пейзаж. Зимняя фотография. Архитектура. Репортаж. Портрет. Спортивный. Фотонатюрморт. Фотоэтюд. Специальные виды съемки. Современные направления в фотографии. Стили фотографии. Ломография. Фризлайт.
Практика. Использование выразительных средств при съемке. Выбрать, назвать фотографии, оформить, презентовать. Работать в коллективе. Выставка фотографий.
- Работа с программами по обработке фотографий
Теория. Основы компьютерной графики. Обзор других программ по обработке фотографий. Программа Adobe Photoshop, Windows Movie Maker.
Практика. Создание коллажей. Выполнение упражнений в программе Adobe Photoshop, Windows Movie Maker, Pinnacle Studio. Подготовка к выставке работ. Выставка обработанных в фотошопе фотографий.
- Программы для создания видеоклипов (применительно к фотографиям)
Теория. Основы цифрового видео. Программа Windows Movie Maker. Программа Pinnacle Studio.
Практика. Создание роликов. Выполнение упражнений и ознакомление в программе Windows Movie Maker, в программе Pinnacle Studio. Презентация видеоклипов. Отбор работ после компьютерной обработки для выставки. Итоговая выставка.
- Итоговое занятие.
Теория. Подведение итогов за год. Обсуждение результатов.
Практика. Выставка творческих работ.
Методическое обеспечение программы.
- мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран);
- классное помещение;
- цифровая фото и видео техника;
- штатив;
- стулья и парты по числу учащихся;
- доска или стенд для крепления наглядного материала;
Литература.
- Буляница Т. Дизайн на компьютере. Самоучитель. – СПб: Питер, 2013.
- Коцюбинский А.О., Грошев С.В. Самоучитель работы с фото, аудио, видео, СD, DVD на домашнем компьютере. – М.: Технолоджи-3000, 2013.
- Практический курс. AdobePhotoshop 4.0. – Пер. с англ. – М.: КУбК-а, 2011..
- Розов Г. Как снимать: искусство фотографии. – М.: АСТ. Астрель. Транзиткнига, 2013.
- Роберт Томсон. Макросъемка. Практическое руководство для фотографов. – М.: Арт-родник, 2013
- Синтия Л. Барон, Дэниел Пек. Цифровая фотография для начинающих. Пер. с англ. – М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2013.
- Фрост Л. Современная фотография. - М.: АРТ-РОДНИК, 2013.
- Ядловский А.Н. Цифровое фото. Полный курс. — М.: ACT: Мн.: Харвест, 2015.
Интернет-ресурсы
1. Овчаров А.В. «Информатизация образования как закономерный процесс в развитии педагогических технологий». http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2000/ovcharov2.html
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Юринский дом детского творчества»
«Утверждаю»
И.о. директора МБОУ ДОД
«Юринский дом детского творчества»
__________ Костина Е.Н.
«__»_____________ 2017 г.
К а л е н д а р н ы й п л а н
Педагог ДО Иванова Наталья Степановна
На _________2017-2018__________ учебный год
Кружок ___________АРТ-фотограф
Год занятий ____________первый_____________
Программой, утвержденной__________________2017 г.
Педагог ДО ______________________
/Иванова Н.С./
«29» сентября 2017 г.
Календарно-тематическое планирование кружка «АРТ-фотограф» МБОУ ДОД «Юринский дом творчества» для учащихся 5-9 классов на 2017-2018 учебный год.
Руководитель: Иванова Наталья Степановна.
№ п/п | Месяц | Наименование тем | Кол-во часов | Содержание |
1 | октябрь | Вводное занятие | 2 | Знакомство с целями и задачами кружка. Техника безопасности |
История фотографии | ||||
2 | октябрь | Свойства света. | 1 | Получение композиций на фотобумаге. |
3 | октябрь | Камера – обскура. | 1 | Изображение в темной комнате. Изготовление ее из бумаги. |
4 | октябрь | История открытия фотографии. | 1 | О Дагере и Ньепсе. Их снимки. “Чудеса” той дагеротипии. |
5 | октябрь | Фотография сегодня. | 1 | Фотография в науке, технике, общественной жизни. Фотография как искусство. |
6 | ноябрь | Цифровая фотография | 2 | От пленки к "цифре". Условная классификация цифровых фотоаппаратов. |
Работа с фотоаппаратом | ||||
7 | Ноябрь | Основные части фотоаппарата. Сенсоры цифровых фотоаппаратов Устройство цифрового фотоаппарат. Жидкокристаллические дисплеи и система управления фотоаппарата | 2 | Как работает, что зачем нужно. Чем отличаются фотоаппараты. |
8 | Ноябрь | Фотооптика Экспозиционная автоматика Фотовспышки Установка цвета и света | 2 | Как работает, что зачем нужно. Чем отличаются фотоаппараты. |
9 | Ноябрь | Память цифрового фотоаппарата Электропитание цифрового фотоаппарата Определение экспозиции. | 2 | Фотоэкспонометр, таблицы, символы. |
10 | декабрь | Первая съемка. | 2 2 2 | Снимаем на улице. Отработка последовательности операций. |
Выразительные средства. | ||||
11 | декабрь | Композиция. | 2 | Показ фотографий. |
12 | декабрь | Перспектива. | 1 | |
13 | декабрь | Ракурс. | 1 | |
14 | Январь | Светотень. | 1 | |
15 | Январь | Смысловой центр. | 1 | |
16 | Январь | Колорит. | 1 | |
17 | Январь | Контрасты. | 1 | |
18 | Февраль | Точка и момент съемки. | 1 | |
19 | февраль | Освещение. | 1 | |
Фотожанры. | ||||
20 | февраль | Пейзаж и архитектура. | 1 | Обсуждение, просмотр снимков, выявление характерных черт жанра. |
21 | февраль | Репортаж. | 2 | |
22 | Март | Портрет. | 1 | |
23 | Март | Спортивный. | 1 | |
24 | Март | Фотонатюрморт. | 1 | |
25 | Март | Фотоэтюд. | 2 | |
26 | апрель | Специальные виды съемки. | 2 | |
Работа с программами по обработке фотографий | ||||
27 | Апрель | Основы компьютерной графики | 4 | Изучение программ |
28 | Апрель | Обзор других программ по обработке фотографий | 3 | Изучение программ |
29 | Апрель | Программа Adobe Photoshop | 3 | Изучение программы, создание коллажей |
30 | Обсуждение, просмотр снимков | Каждое занятие | Конкурс снимков, отбор работ после компьютерной обработки для выставки. Совместно с родителями. | |
Программы для создания видеоклипов (применительно к фотографиям) | ||||
31 | май | Основы цифрового видео | 4 | Изучение программы, создание роликов |
32 | май | Программа Windows Movie Maker | 3 | |
33 | май | Программа Pinnacle Studio | 3 | |
34 | Итоговое занятие | 2 | Создание фотоальбомов | |
Расширение и применение знаний и умений. | ||||
35 | Посещение виртуальных фотовыставок. | 2 раза в год | Эту работу трудно спланировать. К данным мероприятиям привлекаются родители. | |
36 | Подготовка работ к выставке. | Раз в месяц | ||
37 | Работа для школы, класса и других организаций. | Min раз в месяц | ||
Итого | 62 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фотография как средство общения. Евгений Александрович Быканов. ГБОУ Центр образования № 2051 – преподаватель визуального искусства.
Юным фотографам посвящается....
Программа дополнительного образования детей "ИКТ и фотография"
Программа "ИКТ и фотография" предусматривает знакомство обучающихся с фототехникой, работой с ней, с правилами обработки фотоизображений в компьютерном режиме, а также знако...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы фотографии»
Образовательная программа «Основы фотографии» реализует дополнительное образование детей, связанное с визуальными технологиями. Визуальные технологии заняли прочное место в жизн...
Фотография и ребёнок. Печатайте фотографии своих детей.
Рекомендации для родителей. Беседа....
"Фотография искусство светописи. Натюрморт жанровая тема фотографии." 8 класс
Конспект и презентация к уроку изобразительного искусства в 9 классе "Фотография искусство светописи. Натюрморт жанровая тема фотографии" по программе Б. М. Неменского. Сегодняшняя доступнос...
История развития фотографий. Фотографии - вид искусства.
Изучить историю возникновения фотографий. Рассмотреть фотографии как вид искусства....
Урок "Фотография искусство светописи. Натюрморт жанровая тема фотографии"
План урока ИЗО в 9 классе...