ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КОЛЛЕКТИВЕ ТЕАТРА "СТРАНА ЧУДЕС" ДОМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА.
статья на тему
В 2012 году автором была разработана модель воспитательной работы в детском театральном коллективе Дома детского творчества. Это - результат анализа и обощения работы, которая постоянно, естественно, органично совершается в повседневной жизни театральной студии "Страна чудес".
Настоящая статья - достаточно подробное изложение Модели воспитательной системы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_metodicheskiy_sbornik.doc | 537.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пинкина Людмила Борисовна педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории МБОУ ДОД ДДТ |
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В КОЛЛЕКТИВЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА
ДОМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА.
Музыкальный театр работает в Доме детского творчества с 2003 года. В настоящее время в нем занимается 4 группы обучающихся: старшая, средняя, младшая и разновозрастная. Контингент стабильный. Дети отличаются высоким уровнем воспитанности, толерантности, социализированности. На протяжении ряда лет в коллективе сложились свои традиции, законы, особый характер взаимоотношений. Все это позволяет говорить о сложившейся в коллективе музыкального театра воспитательной системе.
Современный уровень культуры у значительной части российской молодежи по основным показателям духовного и нравственного развития крайне низок. Молодые люди равнодушны к проблемам общества, своих близких, отчуждены и безынициативны. Снижен эстетический вкус, суррогат массовой культуры возводится в идеал. Настоящая культура, искусство, в том числе и драматическое, способны противостоять существующей грязи и пошлости. Приобщение к подлинным духовным ценностям должно осуществляться с детства. Особенно остро эта проблема стоит в маленьких городах и поселках.
Очевидны противоречия:
- Между низким уровнем духовности детей и подростков и потребностью государства в гражданах, способных нести ответственность за свою судьбу и судьбу страны;
- Между попытками школы и УДО формировать духовный мир подростков и негативным влиянием на молодежь социальных явлений современной жизни (власть денег, криминализация среды, низкопробная продукция телевидения и других СМИ);
- Между стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и отсутствием возможности для этого в повседневной жизни ребенка;
- Между повседневной жизнью школьника и его потребностью быть успешным, состояться во взрослой жизни.
В этой ситуации перед воспитателями встает серьезная проблема:
формирование системы ценностей, обеспечивающей духовное развитие личности молодого человека.
Один из путей решения: занятия в детском творческом коллективе, каковым является музыкальный театр МОУ ДОД ДДТ. Музыкальный театр – специально организованный воспитывающий социум, призванный в процессе творческой деятельности компенсировать детям недостаток культурного, гуманистического воспитания, с учетом их возможностей и индивидуальных способностей. В нашем объединении образовательные и воспитательные задачи взаимосвязаны.
Театральные дети психологически успешнее своих сверстников, меньше страдают от одиночества. Занятия в театре формируют у ребят основные морально-этические нормы.
Цель воспитательной работы - формирование личности средствами музыки и театра.
Задачи педагога:
- создание творческого коллектива. Музыкальному театру нужны все, кто умеет или хотел бы научиться петь, выразительно двигаться, красиво говорить, играть на сцене, сочинять, придумывать, фантазировать, танцевать, смешить людей, действовать не в одиночку, а вместе, сообща;
- создание педагогических условий для успешного включения детей в современное социально-культурное пространство, для раскрытия и развития творческих способностей детей; организовать такие виды деятельности, в которых мог бы проявиться творческий потенциал возможно более широкого круга детей;
- развитие коммуникативных качества детей, формирование уверенности в своих силах;
- развитие нравственных качеств личности: доброжелательного отношения к людям, уважения к мнению сверстников, терпимости, вежливости, сдержанности, ответственности;
- создание условий для воспитания общей культуры детей и подростков, формирования внутренней интеллигентности, духовности, потребности самовыражения через созидательное творчество;
- развитие творческого воображения и фантазии, способности к импровизации в пении, движении, в слове и изобразительной деятельности.
Принципы отношения педагога к детям:
- Уважение и терпимость - сознание и принятие самобытности, неповторимости каждого человека.
- Доброжелательность, доброта и внимание.
- Доверие – уверенность в добросовестности и искренности каждого.
- Добровольность – предоставление ребенку права выбора в любой ситуации.
- Коллегиальность – привлечение детей к коллективному решению любых вопросов, возникающих в жизни объединения.
Коллектив музыкального театра действует по незыблемым законам:
Закон Добра: все, что мы делаем в нашем театре, мы делаем во имя добра, на благо людей.
-Закон Творчества: наиболее ценно то, что ты придумал, сочинил, изобрел сам.
-Закон Толерантности: мы относимся с пониманием и терпимостью к обычаям, вере, культуре других людей.
-Закон Коллектива: приоритетными для нас являются интересы нашего творческого коллектива, Дома детского творчества.
-Закон Успешности: каждый стремится к успеху, все замечают успешность каждого, поощряются все творческие достижения.
-Закон Заботы: мы заботимся о творческом росте, морально-психологическом благополучии, социальном становлении каждого гражданина.
Возможности ребенка:
- Самоопределение и самореализация в театральной деятельности в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
- Приобретение опыта общения на основе культурных норм взаимоотношений и деятельности.
- Приобретение организаторского опыта и опыта самоорганизации.
- Расширение сферы познавательных интересов, знаний о себе и об окружающем мире.
- Приобретение новых друзей и впечатлений.
Воспитательные факторы
Что воспитывает в музыкальном театре?
- Традиции коллектива.
- Содержание литературного материала.
- Посещение спектаклей профессиональных театров.
- Общение старших и младших воспитанников.
- Взаимодействие педагога с родителями обучающихся.
Традиции коллектива.
В образовательной программе музыкального театра используется наглядно-действенная модель индивидуального развития каждого воспитанника: Творческий рост юных актеров от уровня "Скоморошков" до "Потешников", а затем и до "Мастеров" является эмоциональным стержнем программы, помогает формировать у воспитанников социально значимую мотивацию работы в музыкальном театре, наглядно представлен на стендах в комнате, где проходят занятия.
Чтобы стать… | Что нужно сделать… | Как это произойдет? |
«Скоморошком» «Потешником» «Мастером» | Прийти в музыкальный театр и хотеть быть с нами. Принять участие в теат-рализованном представле нии, фольклорном обряде, хоть однажды выступить на большой сцене ДДТ Вместе с друзьями сыграть полноценный музыкальный спектакль, проявив творческую индивидуальность, вдохновенно и красиво! | На большом празднике музыкального театра «Нашего полку прибыло!» ты будешь посвящен! Новое звание к тебе придет вместе с благодарностью зрителей, их улыбками и аплодисментами. Обряд посвящения в «Мастера» будет сердечным и торжественным, твоему успеху будут рады родные, друзья, одноклассники и весь музыкальный театр! |
Через 2 месяца после начала занятий в музыкальном театре ребята первого года обучения посвящаются в «Скоморошки». Это происходит на празднике «Ура! Нашего полку прибыло!». Разрабатывают сценарий, исполняют главные роли, проводят обряд посвящения старшие воспитанники театра, «потешники» и «мастера». Результатом участия «скоморошков» второго года обучения в музыкальном спектакле является их посвящение в «потешники» - вторая ступенька вокального и актерского «мастерства» юных артистов музыкального театра. Посвящение проходит после первого успешного выступления в музыкальном спектакле каждого «скоморошка» индивидуально: сегодня – творческий взлет у Ксюши, она играла вдохновенно, интересно, с настроением, на подъеме, ей вручается особый знак, цветы, в ее честь долго и сердечно звучат аплодисменты. В кабинете ее фотография переместится со стенда «СКОМОРОШКИ» на стенд «ПОТЕШНИКИ» в том образе, который выберет сама Ксюша. На будущих представлениях придет черед других ребят, в это верят все!
Традиционными стали в музыкальном театре внутригрупповые конкурсы декламаторов и вокалистов. При подготовке к конкурсам педагог индивидуально консультирует каждого их участника, назначает им дополнительные репетиции. Конкурсы приурочиваются к праздничным датам. Например, к 23 февраля – конкурс стихов на военно-патриотическую тематику, к 8 Марта – конкурс вокалистов «Вот и весна! Значит, нам не до сна!», к 1 апреля – конкурс «Баснословцы» на лучшее прочтение басни.. В жюри приглашаются педагоги, методисты ДДТ, родители, старшие ребята –воспитанники театральной студии. Победители получают призы, все участники – дружеские аплодисменты.
Еще традиции:
- Поздравляя с днем рождения нашего друга, каждый из нас непременно должен произнести поздравление, стараясь не повторять слов предыдущих ораторов.
- Мы всегда награждаем аплодисментами любого из нас, кто был в центре внимания: выполнял этюд, предлагал свое видение мизансцены, играл, читал, нашел интересное решение задания и т.д.
- Старшие заботятся о младших, помогают педагогу в проведении игровых и обучающих занятий в младших группах.
- Мы в конце года подводим итоги работы на игровых занятиях или устраиваем общий турпоход.
- Мы посещаем все театральные спектакли профессионалов, гастролирующих в нашем городе.
- Первыми нашими зрителями являются наши родные и близкие друзья, а также одноклассники.
Содержание литературного материала.
Задача педагога – очень требовательно и взыскательно подходить к отбору литературного материала для постановок в музыкальном театре. Если при этом необходимо еще учесть возраст и состав группы детей, их творческие возможности, а также возможность наполнения пьесы музыкальным содержанием и то, чтобы содержание материала понравилось юным исполнителям, заинтересовало их, то станет очевидно, что выбор пьесы для постановки - задача не из легких.
При этом педагог руководствуется следующими принципами:
- Литературный материал должен носить выраженный духовно-нравственный характер.
- Приоритет отдается высокохудожественным произведениям авторов-классиков, а также наших талантливых современников: К. Чуковского, Н.Носова, С. Михалкова, Л. Жуховицкого, И. Антоновой, К. Драгунской, Л. Олифировой, О. Зверлиной и др.
- Вульгарность, пошлость, кич, двусмысленные фразы – исключены.
Работа над сценами из спектаклей, над ролью дает пищу для размышлений о поступках, действиях, мыслях героев с точки зрения нравственности. В творческом процессе объединяются усилия всех участников. Дети проникаются заботой друг о друге, переживают за партнеров, как за самих себя, и радость от успеха здесь особая, общая, одна на всех. Дети испытывают чувство единения друг с другом, со зрителями, ощущение сопричастности к великому искусству театра.
Понимание мотивов тех или иных поступков героев театрального спектакля помогает лучше понимать и принимать не только самого себя, но и окружающих – сверстников и взрослых. Дети учатся быть терпимее.
Посещение спектаклей профессиональных театров.
Это – одна из традиций музыкального театра.
Путей – два. Можно заработать средства, распространив билеты среди школьников и дошкольников, попросить помощи у родителей и съездить в театр юного зрителя или в драматический театр им. Горького в Ростов –на-Дону, в театр им. А. Чехова в г. Таганрог, в Шахтинский драматический театр. А еще можно всем вместе посетить выступление заезжей театральной труппы.
Посещение спектаклей с участием профессиональных актеров расширяет круг интересов ребят, обогащает их эмоциональный мир. Увиденные спектакли обсуждаются, ребята обмениваются мнениями, дискутируют: повышается самостоятельность и обоснованность суждений, формируется культура речи, возникает желание поделиться своими мыслями и переживаниями с товарищами и педагогом.
Взаимодействие педагога с родителями обучающихся.
(примерная циклограмма)
№ п/п | Направления и формы работы с родителями | Сроки |
Планирование работы с родителями на учебный год. | Август | |
Сбор заявлений родителей о зачислении ребенка в состав коллектива | Август-сентябрь | |
Первое родительское собрание: знакомство, информирование родителей о творческих планах коллектива на учебный год; выборы родительского актива. | Октябрь. | |
Открытое занятие для родителей. | Ноябрь | |
Участие родителей воспитанников в общем родительском собрании Дома детского творчества. | Ноябрь | |
Приглашение родителей на новогодний утренник для кружковцев. | Декабрь (январь) | |
Второе родительское собрание: информация об индивидуальных успехах детей, показательные выступления детей. Обсуждение возможной помощи родителей при подготовке к отчетному концерту, к премьере спектакля и областному фестивалю творчества. | Февраль. | |
Участие родителей воспитанников в общем родительском собрании Дома детского творчества. | Март. | |
Приглашение родителей на бенефис, творческий отчет коллектива, отчетный концерт ДДТ. | Апрель-май. | |
Участие родителей в загородной прогулке, выезде коллектива детей на природу. | Май | |
Помощь родителей педагогу в организации концертных выступлений детей. | В течение года. |
В соответствии с задачами, принципами, традициями и законами, действующими в музыкальном театре, ежегодно разрабатывается план воспитательной работы в коллективе. В него включаются как традиционные для коллектива мероприятия (общие праздники, внутригрупповые конкурсы, посещение спектаклей профессиональных театров, взаимопосещение спектаклей и др.), так и иные, разнообразные формы воспитательной работы (вечера сердечного общения, игровые программы разной направленности, круглые столы, литературно-музыкальные гостиные и др.).
В результате образовательно-воспитательной работы в музыкальном театре ребенок приобретает ряд социально значимых морально-волевых качеств. В его характере, поведении, структуре личности происходят качественные изменения. Это позволяет сформулировать модель личности выпускника театра.
Модель личности выпускника музыкального театра.
(прогнозируемый результат)
Критерии | Диагностический инструментарий | Сроки проведения диагностики | ||
к а ч е с т в а л и ч н о с т и | с о ц и а л ь н ы е | доброжелательность, гордость причастностью к коллективу музыкального театра, стремление продолжать занятия в нем, взаимопомощь внутри коллектива, честь и достоинство, вежливость | Анкетирование родителей | начало 2 года начало 3 года конец 3 года |
к о м м у н и к а т и в н ы е | общительность, эмпатия, изначально положительное отношение к людям, толерантность, уважение к мнению другого человека, способность к сопереживанию | многофакторный личностный опросник Р.Б.Кеттела и Р.В.Коана | начало 1 года начало 2 года начало 3 года конец 3 года | |
в о л е в ы е | смелость публичного выступления, сдержанность, ответственность, настойчивость в достижении цели. | многофакторный личностный опросник Р.Б.Кеттела и Р.В.Коана | начало 1 года начало 2 года начало 3 года конец 3 года | |
с п о с о б н о с т и | в о к а л ь н ы е | интонационно чистое пение, музыкальный слух (мелодический, динамиче-ский, тембровый), чувство темпоритма, чувство музыкального стиля | методика Н.В. Корчаловской внутригрупповой конкурс вокала | начало 1 года середина 2 и 3 года |
с ц е н и ч е с к и е | фонетически и грамматиче-ски чистая, интонационно выразительная речь, согласованность действий с партнерами, навыки сознательного управления речеголосовым аппаратом, мимикой и жестами, эмоциональное внимание к происходящему на сцене. | диагностическое занятие "Что нужно уметь, чтобы играть в музыкальном театре?" внутригрупповой конкурс чтецов выступления на сцене | начало 1 года конец 1 года середина 2 года не менее 3 раз в год | |
т в о р ч е с к и е | потребность в самовыражении через музыкально-сценическое искусство, способность к импровизации в пении и движении, осознанный выбор роли, средств сценической выразительности. | тест П.Торренса | начало 1 года конец 1 года конец 2 года конец 3 года конец 4 года конец 5 года |
Освоив пятилетнюю образовательную программу, дети в большинстве своем не прекращают занятия в музыкальном театре, становятся воспитанниками театральной студии, составляют разновозрастные группы, в это время являются основными хранителями традиций коллектива, помощниками педагога, активными участниками общественной жизни Дома детского творчества.
Воспитательная система музыкального театра находится в постоянном развитии, в состоянии рефлексивного осмысления педагогом. Нам представляется, что вне зависимости от контингента воспитанников, следует продолжать работать над развитием данной модели воспитательной системы в следующих направлениях:
- Более активное включение обучающихся в социальную жизнь Дома детского творчества, совместные с воспитанниками других объединений мероприятия.
- Развитие и обогащение традиций коллектива.
- Использование в воспитательных целях выездных концертов, спектаклей обучающихся.
- Апробация возможностей разновозрастных групп детей в плане создания интересных спектаклей и более активной организации взаимодействия старших воспитанников с младшими.
Литература
- Андрачников, С. Г. Теория и практика сценической школы: Учебное пособие. - М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006. - 64 с.
- Генералова, И. А. Мастерская чувств (Предмет «Театр» в начальной школе): Методическое пособие. - М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006. – 64 с.
- Колтакова, Е. Б. Интегративное воздействие искусств на эмоционально-творческое развитие личности. - Азов, 1997. - 170 с.
- Мотков, О. И. Развитие творчества у детей // Детское творчество. – 2004. №6.
- Назарова, Л. Д. Фольклорная арттерапия – СПб.: Речь, 2002. - 240 с.
- Нахимовский, А. М. Театральное действо от А до Я: Пособие для классных руководителей.- М.: АРКТИ, 2002. - 115 с.
- Театральная педагогика. Сборник Научно-методического центра развития дополнительного образования и воспитательных систем Ростовской области.- Ростов-на-Дону, 2002. - 196 с.
- Шихматов, Л. М. Сценические этюды. - 3-е изд., испр., доп. - М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2006. - 240 с.
- Энциклопедия праздника в школе и дома / Автор-сост. Л. Б. Белянская. - Д.: Сталкер, 1999. - 448 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План учебно-воспитательной работы МБОУ ДОД Дома детского творчества
в материале представлен один из вариантов плана работы на учебный год учреждения дополнительного образования детей...
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ДОМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА Г. ТАРКО-САЛЕ)
В статье рассмотрен процесс управления в дополнительном образовании на примере ДДТ г.Тарко-Сале....
Проект воспитательной системы детско-юношеского движения «Ребячья республика» Дома детского творчества п.г.т. Уренгой
Проект воспитательной системы детского объединения в условиях учреждения дополнительного образования детей, на примере детско-юношеского движения «Ребячья республика» п. Уренгой....
Панагушина Е.А. "Организация экологической и природоохранной работы Оричевским Домом детского творчества "
В МОКУ ДОД Оричевском Доме детского творчества имеется методический кабинет по экологическому образованию. В районе имеются: РМО учителей естествнно-научного цикла(биологии, химии, экологии). РМО стра...
Аттестационная работа курсов повышения квалификации «Управленческие аспекты заведующего структурным подразделением». Тема: «Организация социального партнерства Дома детского творчества «Союз» с коррекционными учреждениями»
Данная работа освещает вопросы социального взаимодействия с коррекциоными учреждениями и включает в себя рассмотрение понятия - социальное партнерство, особенности взаимодействия с корреционными...
Организация взаимодействия дома детского творчества с воскресной школой Богоявленского собора города Малмыжа в рамках реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы по работе с природным материалом «Кладовые природы»
Деятельность современного образовательного учреждения направлена на предоставление доступного качественного образования, максимально полное удовлетворение запросов местного сообщества. В этих условиях...
"Организация и планирование воспитательной работы в специальной школе-интернате, детском доме"
Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. ...