ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КОЛЛЕКТИВЕ ТЕАТРА "СТРАНА ЧУДЕС" ДОМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА.
статья на тему

Пинкина Людмила Борисовна

В 2012 году автором была разработана модель воспитательной работы в детском театральном коллективе Дома детского творчества. Это - результат анализа и обощения работы, которая постоянно, естественно, органично совершается в повседневной жизни театральной студии "Страна чудес".

Настоящая статья - достаточно подробное изложение Модели воспитательной системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_metodicheskiy_sbornik.doc537.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пинкина Людмила Борисовна

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

МБОУ ДОД ДДТ

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В КОЛЛЕКТИВЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА

ДОМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА.

Музыкальный театр работает в Доме детского творчества с 2003 года. В настоящее время в нем занимается 4 группы обучающихся: старшая, средняя, младшая и разновозрастная. Контингент стабильный. Дети отличаются высоким уровнем воспитанности, толерантности, социализированности. На протяжении ряда лет в коллективе сложились свои традиции, законы, особый характер взаимоотношений. Все это позволяет говорить о сложившейся в коллективе  музыкального театра воспитательной системе.

Современный уровень культуры у  значительной части российской молодежи  по  основным показателям духовного и нравственного развития  крайне низок. Молодые люди равнодушны к проблемам общества, своих близких, отчуждены и безынициативны. Снижен эстетический вкус,  суррогат массовой культуры возводится в идеал. Настоящая культура, искусство, в том числе и драматическое, способны противостоять существующей грязи и пошлости. Приобщение к подлинным духовным ценностям должно осуществляться с детства. Особенно остро эта проблема стоит в маленьких городах и поселках.

Очевидны противоречия:

  • Между низким уровнем духовности детей и подростков и  потребностью государства в гражданах, способных нести ответственность за свою судьбу и судьбу страны;
  • Между  попытками школы и УДО формировать духовный мир подростков и негативным влиянием на молодежь  социальных явлений современной жизни (власть денег, криминализация среды, низкопробная продукция телевидения и других СМИ);
  • Между стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и отсутствием возможности для этого в повседневной жизни ребенка;
  • Между повседневной жизнью школьника и его потребностью быть успешным, состояться во взрослой жизни.

В этой ситуации перед воспитателями встает серьезная проблема:

формирование системы ценностей, обеспечивающей духовное развитие личности молодого человека.

Один из путей решения: занятия в детском творческом коллективе, каковым является музыкальный театр МОУ ДОД ДДТ. Музыкальный театр – специально организованный воспитывающий социум, призванный в процессе творческой деятельности компенсировать детям недостаток культурного, гуманистического воспитания, с учетом их возможностей и  индивидуальных способностей. В нашем объединении образовательные и воспитательные задачи взаимосвязаны.

Театральные дети психологически успешнее своих сверстников, меньше страдают от одиночества. Занятия в театре формируют  у ребят основные морально-этические нормы.

Цель воспитательной работы - формирование личности средствами музыки и театра.

Задачи педагога:

  • создание творческого коллектива. Музыкальному театру  нужны все, кто умеет или хотел бы научиться петь, выразительно двигаться, красиво говорить, играть на сцене, сочинять, придумывать, фантазировать, танцевать, смешить людей, действовать не в одиночку, а вместе, сообща;
  • создание педагогических  условий для успешного включения детей в современное социально-культурное пространство, для раскрытия и  развития творческих способностей детей; организовать такие виды деятельности, в которых мог бы проявиться творческий потенциал возможно более широкого круга детей;
  • развитие коммуникативных качества детей, формирование уверенности в своих силах;
  • развитие нравственных качеств личности: доброжелательного отношения к людям, уважения к мнению сверстников, терпимости, вежливости, сдержанности, ответственности;
  • создание условий для воспитания общей культуры детей и подростков, формирования внутренней интеллигентности, духовности, потребности самовыражения через созидательное творчество;
  • развитие творческого  воображения и фантазии, способности к импровизации в пении, движении, в слове и изобразительной деятельности.

Принципы отношения педагога к детям:

  • Уважение и терпимость -  сознание и принятие самобытности, неповторимости каждого человека.
  • Доброжелательность, доброта и внимание.
  • Доверие – уверенность в добросовестности и искренности каждого.
  • Добровольность – предоставление ребенку права выбора в любой ситуации.
  • Коллегиальность – привлечение детей к коллективному решению любых вопросов, возникающих в жизни объединения.

Коллектив музыкального театра действует по незыблемым законам:

Закон Добра: все, что мы делаем в нашем театре, мы делаем во имя добра, на благо людей.  

-Закон Творчества: наиболее ценно то, что ты придумал, сочинил, изобрел сам.

-Закон Толерантности: мы относимся с пониманием и терпимостью к обычаям, вере, культуре других людей.

-Закон Коллектива: приоритетными для нас являются интересы  нашего творческого коллектива, Дома детского творчества.

-Закон Успешности: каждый стремится к успеху, все замечают успешность каждого, поощряются все творческие достижения.

-Закон Заботы: мы заботимся  о творческом росте, морально-психологическом благополучии, социальном становлении каждого гражданина.

Возможности ребенка:

  • Самоопределение и самореализация в театральной деятельности в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
  • Приобретение опыта общения на основе культурных норм взаимоотношений и деятельности.
  • Приобретение организаторского опыта и опыта самоорганизации.
  • Расширение сферы познавательных интересов, знаний о себе и об окружающем мире.
  • Приобретение новых друзей и впечатлений.

Воспитательные факторы

Что воспитывает в музыкальном театре?

  • Традиции коллектива.
  • Содержание литературного материала.
  • Посещение спектаклей профессиональных театров.
  • Общение старших и младших воспитанников.
  • Взаимодействие педагога с родителями обучающихся.

Традиции коллектива.

В  образовательной программе  музыкального театра используется наглядно-действенная модель индивидуального развития каждого воспитанника: Творческий рост юных актеров от уровня "Скоморошков" до "Потешников", а затем и до "Мастеров" является эмоциональным стержнем программы, помогает формировать у воспитанников социально значимую мотивацию  работы в музыкальном театре,  наглядно представлен на стендах в комнате, где проходят занятия.

Чтобы стать…

Что нужно сделать…

Как это произойдет?

«Скоморошком»

«Потешником»

«Мастером»

Прийти в музыкальный театр и хотеть быть с нами.

Принять участие в теат-рализованном представле нии, фольклорном обряде,

хоть однажды выступить

на большой сцене ДДТ

Вместе с друзьями сыграть полноценный

музыкальный спектакль, проявив творческую

индивидуальность, вдохновенно и красиво!

На  большом  празднике музыкального театра «Нашего полку прибыло!» ты будешь посвящен!

Новое звание к тебе придет

вместе с благодарностью

зрителей, их улыбками и аплодисментами.

Обряд посвящения в «Мастера» будет сердечным и торжественным, твоему успеху будут рады родные, друзья, одноклассники и весь музыкальный театр!

Через 2 месяца после начала занятий в музыкальном театре ребята первого года обучения посвящаются в «Скоморошки». Это происходит на празднике «Ура! Нашего полку прибыло!». Разрабатывают сценарий, исполняют главные роли, проводят обряд посвящения старшие воспитанники театра, «потешники» и «мастера». Результатом участия  «скоморошков» второго года обучения в музыкальном спектакле является их посвящение в «потешники» - вторая ступенька вокального и актерского «мастерства» юных артистов музыкального театра. Посвящение проходит  после первого успешного выступления в музыкальном спектакле каждого «скоморошка» индивидуально: сегодня – творческий взлет у Ксюши, она играла вдохновенно, интересно, с настроением, на подъеме, ей вручается особый знак, цветы, в ее честь долго и сердечно звучат аплодисменты. В кабинете ее фотография переместится со стенда «СКОМОРОШКИ» на стенд «ПОТЕШНИКИ» в том образе, который выберет сама Ксюша. На будущих представлениях придет черед других ребят, в это верят все!

Традиционными стали в музыкальном театре внутригрупповые конкурсы  декламаторов и вокалистов. При подготовке к конкурсам педагог индивидуально консультирует каждого их участника, назначает им дополнительные репетиции.  Конкурсы приурочиваются к праздничным датам. Например, к 23 февраля – конкурс стихов на военно-патриотическую тематику,  к 8 Марта – конкурс вокалистов  «Вот и весна! Значит, нам не до сна!», к 1 апреля – конкурс «Баснословцы» на лучшее прочтение басни.. В жюри приглашаются педагоги, методисты ДДТ, родители, старшие ребята –воспитанники театральной студии. Победители получают призы, все участники – дружеские аплодисменты.

Еще традиции:

  • Поздравляя с днем рождения нашего друга, каждый из нас  непременно должен произнести поздравление, стараясь не повторять слов предыдущих ораторов.
  • Мы всегда награждаем аплодисментами любого из нас, кто  был в центре внимания: выполнял этюд, предлагал свое видение мизансцены, играл, читал, нашел интересное решение задания и т.д.
  • Старшие заботятся о младших, помогают педагогу в проведении игровых  и обучающих занятий в младших группах.
  • Мы в конце года подводим итоги работы на игровых занятиях или  устраиваем общий турпоход.
  • Мы посещаем  все театральные спектакли профессионалов, гастролирующих в нашем городе.
  • Первыми нашими зрителями являются наши родные и близкие друзья, а также одноклассники.

Содержание литературного материала.

Задача педагога – очень требовательно и  взыскательно подходить к отбору литературного материала для постановок в музыкальном театре. Если при этом необходимо еще учесть возраст и  состав группы детей,  их  творческие возможности,   а также возможность наполнения пьесы музыкальным содержанием и то, чтобы содержание материала понравилось юным исполнителям, заинтересовало их, то станет очевидно, что   выбор пьесы для постановки - задача не из легких.

При этом педагог руководствуется следующими принципами:

  • Литературный материал  должен   носить выраженный духовно-нравственный характер.
  • Приоритет   отдается  высокохудожественным произведениям  авторов-классиков, а также  наших талантливых современников: К. Чуковского, Н.Носова, С. Михалкова, Л. Жуховицкого, И. Антоновой, К. Драгунской,  Л. Олифировой, О. Зверлиной и др.
  • Вульгарность, пошлость, кич, двусмысленные фразы – исключены.

Работа над сценами из спектаклей, над ролью дает пищу для размышлений о поступках, действиях, мыслях героев с точки зрения нравственности. В творческом процессе объединяются усилия всех участников. Дети проникаются заботой друг о друге, переживают за партнеров, как за самих себя, и радость от успеха здесь особая, общая, одна на всех. Дети испытывают чувство единения друг с другом, со зрителями, ощущение сопричастности к великому искусству театра.

Понимание мотивов тех или иных поступков героев театрального спектакля помогает лучше понимать и принимать  не только самого себя, но и окружающих – сверстников и взрослых. Дети  учатся быть терпимее.

Посещение спектаклей профессиональных театров.

Это – одна из традиций музыкального театра.

Путей – два. Можно заработать  средства, распространив билеты среди школьников и дошкольников, попросить помощи у родителей и съездить в театр юного зрителя или в драматический театр им. Горького в Ростов –на-Дону, в  театр им. А. Чехова в г. Таганрог, в Шахтинский драматический театр. А еще можно всем вместе посетить выступление заезжей театральной труппы.

Посещение спектаклей с участием профессиональных актеров расширяет круг интересов ребят, обогащает их эмоциональный мир. Увиденные спектакли обсуждаются, ребята обмениваются мнениями, дискутируют: повышается самостоятельность и обоснованность суждений, формируется культура речи, возникает желание поделиться своими мыслями и переживаниями  с товарищами и педагогом.

Взаимодействие педагога с родителями обучающихся.

(примерная циклограмма)

№ п/п

Направления и формы работы с родителями

Сроки

Планирование работы с родителями на учебный год.

Август

Сбор заявлений родителей о зачислении  ребенка в состав коллектива

Август-сентябрь

Первое родительское собрание: знакомство, информирование родителей о творческих планах коллектива на учебный год; выборы родительского актива.

Октябрь.

Открытое занятие для родителей.

Ноябрь

Участие родителей воспитанников в общем  родительском собрании  Дома детского творчества.

Ноябрь

Приглашение родителей на новогодний утренник для кружковцев.

Декабрь (январь)

Второе родительское собрание: информация об индивидуальных  успехах детей,  показательные выступления детей. Обсуждение возможной помощи родителей при подготовке к отчетному концерту, к премьере спектакля  и областному фестивалю творчества.

Февраль.

Участие родителей воспитанников в общем  родительском собрании  Дома детского творчества.

Март.

Приглашение родителей на бенефис, творческий отчет коллектива, отчетный концерт ДДТ.

Апрель-май.

Участие родителей в загородной прогулке, выезде коллектива детей на природу.

Май

Помощь родителей педагогу в организации  концертных выступлений детей.

В течение  года.

В соответствии с задачами, принципами, традициями и законами, действующими в музыкальном театре, ежегодно разрабатывается план воспитательной работы в коллективе. В него включаются как традиционные для коллектива мероприятия (общие праздники, внутригрупповые конкурсы, посещение спектаклей профессиональных театров, взаимопосещение спектаклей и др.),  так и иные, разнообразные формы воспитательной работы (вечера сердечного общения, игровые программы разной направленности, круглые столы, литературно-музыкальные гостиные и др.).

В результате образовательно-воспитательной работы в музыкальном театре ребенок приобретает ряд социально значимых морально-волевых качеств. В его характере, поведении, структуре личности происходят качественные изменения.  Это позволяет сформулировать модель личности выпускника театра.

Модель личности выпускника музыкального театра.

(прогнозируемый результат)

Критерии

Диагностический инструментарий

Сроки проведения диагностики

к

а

ч

е

с

т

в

а

л

и

ч

н

о

с

т

и

с

о

ц

и

а

л

ь

н

ы

е

доброжелательность, гордость причастностью к коллективу музыкального театра, стремление продолжать занятия в нем, взаимопомощь внутри коллектива, честь и достоинство, вежливость

Анкетирование

 родителей

начало 2 года

начало 3 года

конец 3 года

к

о

м

м

у

н

и

к

а

т

и

в

н

ы

е

общительность,

эмпатия,

изначально положительное отношение к людям, толерантность,

уважение к мнению другого человека, способность к сопереживанию

многофакторный личностный опросник Р.Б.Кеттела и  Р.В.Коана

начало 1 года

начало 2 года

начало 3 года

конец 3 года

в

о

л

е

в

ы

е

смелость публичного  выступления, сдержанность, ответственность, настойчивость в достижении цели.

многофакторный

личностный опросник

Р.Б.Кеттела и

Р.В.Коана

начало 1 года

начало 2 года

начало 3 года

конец 3 года

с

п

о

с

о

б

н

о

с

т

и

в

о

к

а

л

ь

н

ы

е

интонационно чистое пение, музыкальный слух (мелодический, динамиче-ский, тембровый), чувство темпоритма,  чувство музыкального стиля

методика   Н.В. Корчаловской

внутригрупповой конкурс вокала

начало 1 года

середина 2 и 3 года

с

ц

е

н

и

ч

е

с

к

и

е

фонетически и грамматиче-ски чистая, интонационно выразительная речь, согласованность действий с партнерами, навыки сознательного управления   речеголосовым аппаратом, мимикой и жестами, эмоциональное внимание к происходящему на сцене.

диагностическое занятие "Что нужно уметь, чтобы играть в музыкальном театре?"

внутригрупповой конкурс чтецов

выступления на сцене

начало 1 года

конец 1 года

середина 2 года

не менее 3 раз в год

т

в

о

р

ч

е

с

к

и

е

потребность в самовыражении через музыкально-сценическое искусство, способность к импровизации в пении и движении, осознанный выбор роли, средств сценической выразительности.

тест П.Торренса

начало 1 года

конец 1 года

конец 2 года

конец 3 года

конец 4 года

конец 5 года

Освоив пятилетнюю образовательную программу, дети в большинстве своем не прекращают занятия в музыкальном театре, становятся воспитанниками театральной студии, составляют разновозрастные группы, в это время являются основными хранителями традиций коллектива, помощниками педагога, активными участниками общественной жизни Дома детского творчества.

Воспитательная система музыкального театра находится в постоянном развитии, в состоянии рефлексивного осмысления педагогом. Нам представляется, что вне зависимости от  контингента воспитанников, следует продолжать работать над развитием  данной модели воспитательной системы в следующих направлениях:

  • Более активное включение обучающихся в  социальную жизнь  Дома детского творчества, совместные с воспитанниками других объединений мероприятия.
  • Развитие и обогащение традиций коллектива.
  • Использование в воспитательных целях выездных концертов, спектаклей обучающихся.
  • Апробация возможностей разновозрастных групп детей в плане создания интересных спектаклей и более активной  организации взаимодействия старших  воспитанников с младшими.

Литература

  1. Андрачников, С. Г. Теория и практика сценической школы: Учебное пособие. - М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006. - 64 с.
  2. Генералова, И. А. Мастерская чувств (Предмет «Театр» в начальной школе): Методическое пособие. - М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006. – 64 с.
  3. Колтакова, Е. Б. Интегративное воздействие искусств на эмоционально-творческое развитие личности. - Азов, 1997. - 170 с.
  4. Мотков, О. И. Развитие творчества у детей // Детское творчество. – 2004. №6.
  5. Назарова, Л. Д. Фольклорная арттерапия – СПб.: Речь, 2002. - 240 с.
  6. Нахимовский, А. М. Театральное действо от А до Я: Пособие для классных руководителей.- М.: АРКТИ, 2002. - 115 с.
  7. Театральная педагогика. Сборник Научно-методического центра развития дополнительного образования и воспитательных систем Ростовской области.- Ростов-на-Дону, 2002. - 196 с.
  8. Шихматов, Л. М. Сценические этюды. - 3-е изд., испр., доп. - М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2006. - 240 с.
  9. Энциклопедия праздника в школе и дома / Автор-сост. Л. Б. Белянская. - Д.: Сталкер, 1999. - 448 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План учебно-воспитательной работы МБОУ ДОД Дома детского творчества

в материале представлен один из вариантов плана работы на учебный год учреждения дополнительного образования детей...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ДОМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА Г. ТАРКО-САЛЕ)

В статье рассмотрен процесс управления в дополнительном образовании на примере ДДТ г.Тарко-Сале....

Проект воспитательной системы детско-юношеского движения «Ребячья республика» Дома детского творчества п.г.т. Уренгой

 Проект воспитательной системы детского объединения в условиях учреждения дополнительного образования детей, на примере детско-юношеского движения «Ребячья республика» п. Уренгой....

Панагушина Е.А. "Организация экологической и природоохранной работы Оричевским Домом детского творчества "

В МОКУ ДОД Оричевском Доме детского творчества имеется методический кабинет по экологическому образованию. В районе имеются: РМО учителей естествнно-научного цикла(биологии, химии, экологии). РМО стра...

Аттестационная работа курсов повышения квалификации «Управленческие аспекты заведующего структурным подразделением». Тема: «Организация социального партнерства Дома детского творчества «Союз» с коррекционными учреждениями»

Данная работа освещает вопросы социального взаимодействия с коррекциоными учреждениями и включает в себя рассмотрение понятия -  социальное партнерство, особенности взаимодействия с корреционными...

Организация взаимодействия дома детского творчества с воскресной школой Богоявленского собора города Малмыжа в рамках реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы по работе с природным материалом «Кладовые природы»

Деятельность современного образовательного учреждения направлена на предоставление доступного качественного образования, максимально полное удовлетворение запросов местного сообщества. В этих условиях...

"Организация и планирование воспитательной работы в специальной школе-интернате, детском доме"

     Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей.      ...