Программа интегрированного специального курса "Русский дом".
элективный курс (5 класс) по теме
Настоящее программа является оригинальным решением важной научной проблемы педагогики и психологии – проблемы использования потенциала отечественной культурно-педагогической традиции в организации системы внеклассной работы и дополнительного образования по формированию духовно-нравственной сферы личности школьника, определяющей ее становление в условиях современной светской общеобразовательной школы на основе этических ценностей Русского Православия.
Программа адресована всем тем, кто занимается духовно-нравственным строительством и возрождением личности человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_dom.docx | 59.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа № 13»
Королева С. Е., Фирсова О.В.
РУССКИЙ ДОМ
программа
интегрированного специального курса
г. Владимир - 2009
Авторы:
Королева Светлана Евгеньевна, учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории
Фирсова Ольга Венедиктовна, учитель музыки 1 квалификационной категории
Научный редактор:
Куликов А.С., кандидат педагогических наук, доцент кафедры образовательных технологий ВИПКРО
Настоящее программа является оригинальным решением важной научной проблемы педагогики и психологии – проблемы использования потенциала отечественной культурно-педагогической традиции в организации системы внеклассной работы и дополнительного образования по формированию духовно-нравственной сферы личности школьника, определяющей ее становление в условиях современной светской общеобразовательной школы на основе этических ценностей Русского Православия.
Программа адресована всем тем, кто занимается духовно-нравственным строительством и возрождением личности человека.
Пояснительная записка
Обновление содержания системы современного духовно-нравственного воспитания на основе традиционных для русской культуры этических ценностей Русского Православия является насущной потребностью государственного образовательного учреждения.
Повышенный интерес к этическим ценностям Русского Православия позволяет создать условия для углубленного изучения отечественной культуры, воссоздающей картину целостного мира.
Обогащение учеников разносторонними и глубокими знаниями о своем народе, его прошлом, культуре особенно важно в наше время, когда утрачены многие этические ценности. И если это не сделаем мы, то кто же?
Интегрированный спецкурс «Русский дом» - один из возможных вариантов изучения отечественной культуры.
Основная цель программы заключается в переосмысление роли русской культуры в формировании национального самосознания, определяющего духовно-нравственное воспитание школьников через возрождение традиций и обрядов русского народа.
Основными задачами программы являются:
- ознакомление учащихся с семейно-бытовыми обрядами,
- формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, потребности изучать историю и культуру своего края,
- духовно-нравственное совершенствование личности ребенка,
- формирование его причастности к богатейшему наследию русской культуры и чувства ответственности за его сохранность,
- развитие творческих способностей учащихся;
- обогащение учащихся знаниями о русских народных промыслах,
- расширение знаний о разновидностях русского фольклора,
- обучение учащихся практическим приемам и навыкам работы с различными материалами по мотивам русского декоративно–прикладного искусства.
Интегрированный специальный курс «Русский дом» рассчитан на 4 года обучения (5-8 классы) и ведется по 2 часа в неделю за счет часов дополнительного образования.
Главная особенность реализации данной программы заключается в том, что над решением заявленных в ней задач работает не один учитель, а творческий коллектив учителей-предметников: русского языка и литературы, музыки, изобразительного искусства, трудового обучения.
Содержание программы:
1 год обучения. Календарь.
Данная программа построена по принципу повторения и расширения объема знаний. Учащиеся расширяют свои знания о календаре, полученные в начальной школе. Знания о годовом цикле праздников подводят детей к пониманию бесконечности жизни природы, осознанию мысли о том, что человек должен успеть в «свой круг жизни» оставить на земле лучшую память о себе.
2 год обучения. Родильные обряды. Материнская школа. Детство
Этот год обучения предполагает знакомство с обрядами народа при рождении ребенка, изучение детского фольклора. Практические занятия предусматривают изготовление игрушек из соломы, теста, тряпичной куклы, пошив детского приданного, знакомство с лоскутной техникой изготовления швейных изделий. Эта программа готовит учащихся (особенно девочек) к семейной жизни.
3 год обучения. Игрушка. Рекрутские и похоронные обряды.
В течение первого полугодия дети знакомятся с традиционными народными промыслами, занимающимися изготовлением игрушек. Сами выполняют и расписывают игрушки. Это способствует развитию творческих способностей ребят.
Во втором полугодии учащиеся знакомятся с рекрутскими и похоронными обрядами.
4 год обучения. Свадебные обряды.
Этот год обучения предполагает знакомство учащихся со свадебными обрядами – самыми значительными во всей народной обрядности.
Такой подход к культурному наследию русского народа позволит им осознать свою причастность к тысячелетней богатейшей истории нашей Родины, поможет впитать в себя высокие этические и эстетические нормы, лежащие в основе народной культуры, научить любить и ценить духовное богатство, ум и мудрость народную, его талант.
Через призму отечественной истории жизни и быта наших предков ребята смогут познать себя, осмыслить нашу современную действительность, сформировать в себе высокоразвитый вкус, потребность художественных впечатлений, пробудить в себе свободное и счастливое чувство восхищения перед явлениями прекрасного.
Знакомство с русскими национальными промыслами привьёт детям интерес к труду, к творчеству, к внутренней и внешней культуре.
Организация и участие в проведении народных праздников, знакомство с народным календарём, с музыкально-литературным фольклором, народной одеждой, обрядовой едой составит у ребят целостное представление о русской культуре. Её традиции, богатство, красота и сила духа русского человека наполнят их гордостью за великую страну Россию, научат использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни, что послужит неразрывности и преемственности традиций нашего народа, основанных на глубокой духовной связи прошлого и настоящего.
В результате учащийся должен:
1. иметь знания об отражении синкретичного (первобытного) сознания человека в русском фольклоре, об отражении христианских истоков мировосприятия русской литературой и искусством и уметь видеть самобытность русской литературы и искусства;
2. иметь эстетически развитый вкус и уметь самовыражаться, оценивая явления литературы и искусства через критическое к ним отношение посредством анализа и синтеза.
3. иметь представление о русской культуре как части вселенской христианской традиции и уметь преумножать ее материальные и духовные ценности.
Тематическое планирование.
1-ый год обучения
Интегрированный курс «Русский дом»
Авторы программы:
▪ Королева С.Е. – учитель литературы
▪ Фирсова О.В. – учитель музыки
КАЛЕНДАРЬ
Кол-во часов | Литература | Музыка | Изобразительное искусство | Трудовое обучение |
1 | Общие сведения о календаре. Календарь – способ счисления дней в году. Тесная связь трудовой деятельности народа с природой | Старинные обряды и праздники. Музыкальный фольклор. | Оформление обложки календаря-раскладушки. | Конструирование из бумаги календаря-раскладушки. |
1 | Праздники языческие и христианские. | Хороводные песни. | Эскизы на тему: «Символика праздников». | Вышивка на тему: «Символика праздников». |
1 | Летние обряды. Три спаса. | «Горох» (исполнение) «Тяни холсты» (разучивание). | Оформление листа календаря. | Рецепты блюд из яблок. |
1 | Осенины. Жниво. «Бабье лето» | «Тяни холсты» (исполнение). «Как в болоте» (разучивание). «Нива, нива, подай мою силу» (разучивание). | Оформление листа календаря. | Коллаж из осенних листьев, веток на холсте. |
1 | Рождество Пресвятой Богородицы. Воздвижение. День заклинания плодородия и земледелия. Разговор рябины от болезней и глаза навесь год. | «Уж ты сад» (разучивание). «Тонкая рябина» (разучивание). «Как в болоте» (исполнение). «Пора, пора домой идти» (исполнение). | Аппликация по мотивам библейских сюжетов. | Оформление зимнего букета с использованием веток рябины. |
1 | Покров. Начало посиделок. | «Прялица» (разучивание). «Тонкая рябина» (разучивание). «Вейся, капустка» (исполнение). | Коллаж по мотивам библейских сюжетов. | Коллаж из цветной бумаги, кусочков ткани, пластилина. |
1 | Введение в храм Пресвятой Богородицы. | «Ой, ты зимушка» (разучивание). «Летел кочеток» (исполнение). «Сею, вею» (разучивание). «Ох, овсень» (исполнение). | ||
1 | Обереги дома, матери, себя. Праздник Николы зимнего. | «Ой, ты зимушка» (исполнение). «Летел кочеток» (исполнение). «Сею, вею» (исполнение). | Эскизы оберегов. | Изготовление оберегов из кожи, ниток, бусин. |
1 | Святки. Рождество Христово. | Разучивание и исполнение колядок. | Роспись на ткани. | |
1 | Страшные вечера. Гадание. Крещение Господне. | Подблюдные песни: «Золото хоронили» (исполнение) «Сидит волчище» (разучивание). | Беседа по работам художника А.Иванова. | |
1 | Встреча зимы и весны. Сретенье Господне – Встретение. | «Ой, зимушка-сударушка» (исполнение). «Как на тоненький ледок» (разучивание). | Эскизы по мотивам праздника Сретенье Господне. | Вышивка по мотивам праздника Сретенье господне. |
1 | Проводы зимы. Масленица. | «Пришла масляна неделя» (разучивание). «Блины» (исполнение). «как встала я ранёшенько» (исполнение). | Рисование куклы-чучела. | Обрядовая еда. |
1 | Великий пост - очищение души и тела. | Рецепты и приготовление постных блюд. | ||
1 | Три встречи весны. Алексей – с гор потоки. Праздник отпущения птиц на волю. | Веснянки. Заклички. Жавороночки. | Эскизы птиц из теста. | Жавороночки из теста – символ прилетающих птиц. |
1 | Пасха. Красная горка. Крашение яиц. Выпечка куличей. Игры, развлечения. | Пасхальные звоны: Астафьев «Христос Воскрес». «Колокольцы-бубенцы». | Раскрашивание пасхальных яиц. | Ритуальная еда. |
1 | Егорьев день. Великомученик Григорий Победоносец. | Пастушьи сигналы и наигрыши: «Окликания Егория» (слушание). «Горох» (исполнение). «Тяни холсты» (исполнение). «Коровушка» (разучивание). | Оформление календаря-раскралушки | Оформление выставки работ |
1 | Летние обряды и праздники. | Обряд завивания березки | ||
1 | Экскурсия в детский музейный центр. Посещение экспозиции «Русский дом». |
2-ой год обучения
Интегрированный курс «Русский дом»
Авторы программы:
▪ Королева С.Е. – учитель литературы
▪ Фирсова О.В. – учитель музыки
РОДИТЕЛЬСКИЕ ОБРЯДЫ.
МАТЕРИНСКАЯ ШКОЛА.
Кол-во часов | Литература | Музыка | Изобразительное искусство | Трудовое обучение |
1 | Древнее происхождение. Обрядовые действия, которые производились в первые дни и месяцы новорожденного. | «Величальная матери» «Величальная девочке» «Величальная мальчику» | Рисование эскиза лоскутного одеяла | Раскрой и сборка верха лоскутного одеяла в натуральную величину. Пошив одеяла. |
1 | Заговоры. Художественное своеобразие. | «Водичка, водичка» «С утицы водица» «Чешу, чешу волосыньки» и т.д. | Составление эскиза лоскутного одеяла из кусочков ткани. | |
1 | День крещения – день духовного рождения человека. | Величальные матери, девочке, мальчику. «Приговор младенцу» Заговоры. | Рисование эскиза уголка для новорожденного. | |
1 | Крестинные обычаи. «Бабина каша». Символический смысл. Заклинания. | Разучивание колыбельных песен: «А, баю, баю, баю» «Люли-люли» «Уж ты, котичка, коток». «Ляг, дитя мое, усни». | Рисование эскиза распашонки, чепчика для новорожденного. | |
1 | Выбор имени. Именины. | Колыбельные песни. «Каравай» | Рисование эскиза детской кроватки (люльки). | Раскрой и пошив распашонки, чепчика для новорожденного. Украшение изделий вышивкой. |
1 | Колыбельные песни. Сочинение колыбельных песен. | Исполнение колыбельных песен, сочиненных учащимися. | Склеивание из бумаги люльки. | |
1 | Пестушки. | Разучивание и исполнение пестушек: «Тушки-тутушки» «Ладушки» «Сорока» «Петушок» | Роспись люльки, изготовленной из бумаги. | |
1 | Прибаутки. | Разучивание прибауток: «Ходит зайка по саду». «Тень-тень, потетень». «Уж как шла лиса по тропинке». | Монтирование коллективного панно «Приданое для новорожденного». | Изготовление уголка из ткани и украшение его игольным кружевом. |
1 | Небылицы. | «Фома и Ерема (разучивание и инсценирование) | Монтирование коллективного панно «Колыбельная» | |
2 | Подготовка к празднику «Без чего человеку не прожить». | |||
1 | Праздник «Без чего человеку не прожить». | Использование музыкального материала. | Оформление декораций. | Выставка изделий. |
ДЕТСТВО
Кол-во часов | Литература | Музыка | Изобразительное искусство | Трудовое обучение |
2 | Детство неразрывно связано с игрушкой. Роль игрушки в жизни ребенка. Кукла – прообраз человека | Образ куклы в музыкальном фольклоре. | Эскиз тряпичной куклы. | Изготовление тряпичной куклы «скатка». |
1 | Символика и значение игрушки в обрядах и в быту | Образ птицы в народном творчестве. | Роспись игрушки из теста | Изготовление игрушки из теста |
2 | Роль куколки-помощницы в сказках («Василиса Прекрасная», «Аннушка») | Связь музыкального фольклора с устным народным творчеством | Эскизы игрушек из соломы | Изготовление игрушек из соломы |
1 | Экскурсия «Сказка в лаковой миниатюре». |
3-ий год обучения
Интегрированный курс «Русский дом»
Авторы программы:
▪ Королева С.Е. – учитель литературы
▪ Фирсова О.В. – учитель музыки
ИГРУШКА
Кол-во часов | Литература | Музыка | Изобразительное искусство | Трудовое обучение |
1 | Игрушка. История. Традиция. Школы. | Плясовые песни: «Возле речки, возле мосту» «Где был, Иванушка?» | Знакомство с элементами росписи | Лепка дымковской игрушки. |
1 | Дымковская глиняная игрушка. История промысла. | Роспись вылепленной игрушки. | ||
1 | Русская матрешка | Русские народные танцы: «Коробейники» «Приглашение» | Эскиз русской матрешки. | Изготовление блюдца из папье-маше. |
1 | «Синяя птица» Гжели. | Роспись блюдца. | ||
1 | Хохлома. История промысла | Игровые хороводные и плясовые песни | Составление хохломского узора. | Составление панно «Хохломская посуда». |
1 | Городецкая игрушка. Символика образов на примере Городецкой росписи. | Русский народный оркестр: «Светит месяц» «Коробейники» | Знакомство с Городецкой росписью. | Роспись на деревянной доске |
1 | Богородская деревянная игрушка. | Частушки о народных промыслах | Эскиз богородской игрушки | |
2 | Подготовка к празднику «В гостях у мастеров народных промыслов». | Повторение музыкального материала к празднику. | Монтирование коллективного панно «Игрушка». | |
1 | Проведение праздника «В гостях у мастеров народных промыслов». |
РЕКРУТСКИЕ ОБРЯДЫ
Кол-во часов | Литература | Музыка | Изобразительное искусство | Трудовое обучение |
1 | Историческая справка о рекрутской службе в России после петровского времени, о военных поселениях, о сроке службы, о правилах набора в рекруты. | «Солдатушки, бравы ребятушки» (разучивание). «На заре-то было, братцы на зорюшке» (слушание). | Рисование на тему: «Костюм солдата 1812 года». | Вышивка носового платка с инициалами. |
1 | Причитания – основной жанр рекрутских обрядов. Назначение, содержание, отличие от похоронных причитаний. | «Плач по сыну» (слушание). «Ой, да ты голубочек ты сизенький» (слушание). «Солдатушки» (исполнение). «Из-за леса, из-за гор» (разучивание). | Рисование кисета в цвете | Раскрой кисета. |
1 | Знакомство с солдатскими песнями и их особенностями. | «Солдатушки». «Из-за леса» «Девица, девица, любушка краса» (шуточная солдатская песня). | Монтирование панно «Солдаты на привале». | Пошив и украшение кисета. |
ПОХОРОННЫЕ ОБРЯДЫ
Кол-во часов | Литература | Музыка | Изобразительное искусство | Трудовое обучение |
1 | Похоронные обряды. Большое количество в ритуале магических обрядовых действий, связанных с представлениями о загробной жизни. | «Ой, ты родимая матушка» (разучивание) «Вдовий плач» (разучивание). | Эскизы образов для умершего. | Раскрой и пошив наволочки и полотенца. |
1 | Оплакивание умерших. Плачи и причитания. Их особенности. | «Укатилось красное солнышко» (слушание). «Вдовий плач» | Рисование фигуры человека в траурном платье. | Поминальная еда. |
1 | Поминовение усопших. Поминальные плачи. | «Отлетела моя матушка» (слушание). «Вдовий плач» | Монтирование панно «Плачи и причитания в доме усопшего» | |
1 | Экскурсия в музей |
4-ый год обучения
Интегрированный курс «Русский дом»
Авторы программы:
▪ Королева С.Е. – учитель литературы
▪ Фирсова О.В. – учитель музыки
СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ
Кол-во часов | Литература | Музыка | Изобразительное искусство | Трудовое обучение |
1 | Свадебные обряды – самые значительные во всей народной обрядности. Досвадебный период. Сватовство. | Разучивание: «У нас ныне вечерок». «Как на речке, речке». «Ходит царь». | Рисование на тему: «Сватовство невесты». | Русский костюм, его составные части. |
1 | Досвадебный период. Смотрины. Рукобитье. | «Кто у нас хороший?». «Ходит царь». «Как на речке». | Рисование эскиза костюма жениха | Конструирование основы рубашки. |
1 | Поэзия досвадебного периода, ее особенности. | «Как на речке». «Кто у нас хороший?». | ||
2 | Великая неделя. Её назначение, основные события. Поэзия. | «Куковала кукушечка». «Кто у нас хороший?». «У нас ныне вечерок» (исполнение). | Рисование фигуры жениха в свадебном костюме | Раскрой основы рубашки |
2 | Плачи и причитания невесты. Содержание, композиционаая форма, художественное своеобразие, система образова, особенности исполнения. | Плач невесты: «Подойди-ка, ты матушка» (разучивание) «Земляниченька» | Выполнение эскизов на тему: «Приданное невесты», | Пошив рубашки |
2 | Канун свадьбы – девичник. Инсценирование девичника. | Разучивание и исполнение песен: «Земляниченька». «Виноград расцветает». «Как на речке, речке». «Да у нас ныне белый день». | Рисование эскиза костюма невесты. | Элементы вышивки рубашки |
2 | Утро свадебного дня. Приготовление невесты и жениха к венцу. 2Основные моменты донного ритуала, их корни и обрядовое значение. Поэзия. | «Вечер мою косыньку». «Плач невесты». «Да у нас ныне белый день». «Виноград расцветает». | Рисование плакательной рубахи. | Подбор и перевод рисунка на крой. |
2 | Обряды дня свадьбы. «Свадебный поезд». Приезд жениха, стол в доме невесты. Венчание (после принятия христианстава). | Околичные величания: «Береза, береза». «Корилка и хвалебная жениху». «Корилка невесте». «Земляниченька». «У голубя золотая голова» (слушание). | Рисование и монтирование панно «Приготовление невесты к венцу». | Вышивка рукавов рубашки. |
1 | Свадебный пир- это сложное, состоящее из нескольких частей драматическое действо. «Действующие лица», их назначение. | Величальные застольные песни жениху: «Вы послушайте, стары старики». Величальные застольные песни невесте: «Ой куры, куры». «Виноград расцветает». «Земляниченька». | Выполнение коллективного панно «Свадьба». | Изготовление девичьей повязки. |
1 | Свадебные песни. Содержание, поэтика, назначение. | |||
Вышивка девичьей повязки. | ||||
1 | Знакомство с послесвадебными обрядами. Их магическое происхождение. Превращение обрядов в ХIХ – ХХ веках в игровые действия. | «Свадебная игра» (исполняет ансамбль «Русь») – слушание. | ||
1 | Творческая работа. | Повторение и обобщение изученного. | Выставка работ. | Выставка костюмов. |
1 | Экскурсия в музей. |
Resource id #4630
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории Отечества составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В., автор О.И.Бородина, В.М. Мозговой, 2010 г.
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение определёнными знаниями, умениями, навы...
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 05 ГИГИЕНА И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА «Профессиональный цикл» основной профессиональной образовательной программы для специальностей 33.02.01 «Фармация» базовый уровень подготовки среднего профессионального образования
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 «Фармация», утвержденной приказом Министерства образова...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ. 04 Физическая культура основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 270813 «Водоснабжение и водоотведение» (базовая подготовка)
Методическое обеспечение по предмету "Физическая культура" для СПО...
Программа по специальности 44.02.02. ПМ 01. Преподавание по программам начального общего образования МДК 01.08. Методика музыкального воспитания с практикумом
Программа по специальности 44.02.02. ПМ 01. Преподавание по программам начального общего образования МДК 01.08. Методика музыкального воспитания с практикумом...
Рабочая программа по учебному предмету « ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ» по программе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 6 класс. 2017-2018 уч.год.
Адаптированная образовательная программа по письму и развитию речи в 6 классе....
Рабочая программа по учебному предмету « ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ» по программе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 6 класс. 2017-2018 уч.год.
Планирование учебного материала на год , по 2 часа в неделю (68 ч.)....