открытый урок
методическая разработка по теме
Развивать внимание,наблюдательность,умение детей анализировать,сопоставлять,выделять главное,расширение музыкального кругозора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
центр детского творчества
«Созвездие»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
творческого объединения «Музыкальная гостиная»
ТЕМА: «ЯЗЫК МУЗЫКИ»
Составитель:
Педагог дополнительного образования
Шевчук Наталья Ивановна
п. Власиха
2011г.
Открытый урок
«Язык музыки»
Цель урока:
Закрепление понятия «язык музыки» через темп, ритм,
регистр, лад, штрихи.
Задачи урока.
Развивающие:
Развивать внимание, наблюдательность, умение детей
анализировать, сопоставлять, выделять главное, расширение музыкального кругозора.
Воспитательные:
Воспитание чувства прекрасного, гармонии. Воспитание толерантного отношения к мнению товарищей, умение работать в команде, умение давать оценку произведениям искусства.
Вид урока:
Интегрированный: музыка, художественное творчество.
Информационно-методическое обеспечение:
Рисунки, ритмический паровозик, ложки, треугольник, макет апельсина с дольками (длительности нот).
План урока.
- Организационный момент. Погружение в атмосферу урока.
- Определение темы урока.
- Слушание и анализ музыкальных произведений.
- Игра в ритмические паровозики.
- Соревнование между командами на создание ритмических построений.
- Сочинение сказки с музыкальными иллюстрациями.
- Подведение итогов урока.
- Содержание урока:
Песня «Музыка» слова, музыка. Марши: Чайковский «Марш деревянных солдатиков», Верди Марш из оперы «Травиата», Майкопар «Вальс», Чайковский «Старинная французская песенка», песенка из мультфильма «Чебурашка», Майкопар «Вальс петушков»,
Методы и формы контроля:
Прослушивание, обсуждение, сравнение, соревнование, совместное исполнение ритмических построений.
Прогнозируемые результаты:
Эмоциональный отклик на музыку. Углубление и закрепление понятий: ритм, пульс, лад, регистр, темп. Расширение музыкального кругозора.
Сценарий урока.
Преподаватель: Здравствуйте дорогие ребята! Вижу, что у вас сегодня хорошее настроение, а значит, наш урок пройдет интересно и плодотворно. Для того, чтобы погрузить вас в атмосферу урока, Максим исполнит для вас песню. Вы внимательно послушайте не только музыку , но и слова песни и ответьте мне на вопрос, о чем мы сегодня будем разговаривать на уроке? (исполняется песня «Музыка»)
Пр.- Итак, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?
Ответы детей.
Пр.-Совершенно верно, Максим пел о том, что музыку можно не только услышать, но и увидеть, то есть понять, что такое музыка. Но для этого надо очень бережно и чутко относиться к природе, научиться слышать окружающий нас мир. Вот только тогда вы сможете ли услышать музыку природы и насладиться пением птиц, услышать, как ветер запутался в ветвях дерева, ворошит его листву и поет свою заунывную песню как журчит маленький лесной ручеек? Ответьте мне на вопрос: когда в вашей жизни музыка произвела на вас особенное впечатление? Может вам захотелось встретиться с этой музыкой еще раз, может захотелось написать свою музыку. А может у вас музыка изменила настроение, или вам захотелось как - то двигаться под нее. Поделитесь с нами своими впечатлениями.
Дети отвечают….
Пр.- Вот видите, сколько интересных историй связано у вас с музыкой. Как вам кажется, мы в нашей жизни можем обойтись без музыки?
Дети отвечают…
Пр.- Представьте себе, что вы приехали в чужую страну, где люди говорят на незнакомом языке. Сможете вы понять этих людей, общаться с ними?
Дети отвечают….
Пр.- конечно, вы правы, не зная языка этой страны, вы не сможете понять ее народ. А вот язык музыки тем и замечателен, что он понятен и доступен буквально каждому человеку. Но для того чтобы музыка открыла вам все свои тайны и богатства, надо учиться понимать язык музыки, а он один для всех: и для немцев, и для итальянцев, и для французов, и для русских. И мы с вами тоже учимся понимать этот замечательный язык. Ответьте мне пожалуйста, что мы вкладываем в понятие язык музыки?
Дети отвечают…
Пр.- Послушайте сейчас небольшой музыкальный отрывок и выполните то, что предлагает вам музыка прямо сидя на стульях. (исполняется «Марш деревянных солдатиков»
Пр. – Что вы скажете об этой музыке?
Дети – ответы.
Пр. – А сейчас послушайте еще один отрывок и скажите мне, что общего у него с первым эпизодом, а в чем разница?(звучит марш из оперы Д.Верди«Аида»)
Дети – ответы.
Пр.- А по каким признакам вы поняли, что это взрослый марш? (низкий регистр, аккорды, темп спокойнее).
Пр. – Итак мы с вами пришли к выводу, что в создании музыкального образа большое значение играет регистр, темп, штрихи. А попробуйте сейчас ногами поймать темп марша. (Исполняется Марш Прокофьева).
Пр.- А сейчас музыкальную загадку вами загадает Дашенька (исполняет «Старинную французскую песенку»)
Пр. – что вы можете рассказать об этой музыке?
Дети – ( печальная интонация, медленный темп, минорный лад, легатная мелодия).
(Если позволяет время, разбираются Вальс и Полька П.И.Чайковского)
Пр. – А сейчас посмотрите на эти картинки (педагог показывает картинки времен года) Скажите, что объединяет эти картинки?
Дети отвечают…
Пр. – Сейчас я исполню для вас музыкальный отрывок, а вы попробуйте угадать, какой картинкой можно проиллюстрировать эту музыку (звучит «Осенняя песнь»П.И.Чайковского)
Пр. – Итак, ваше мнение. Какое время года вы услышали в музыке. Обоснуйте свой ответ.
Дети отвечают…
Пр. - Мы немножко засиделись. Давайте разомнемся. (Упражнения на расслабление, на концентрацию внимания – «Сова», «Ленивая восьмерка», «Шарик»).
Пр.- Послушайте пожалуйста такую мелодию. ( Играю мелодию с искаженным ритмом). Кто –нибудь узнал эту мелодию?
Дети - …
Пр. – А если я сыграю ее вот так? (Играю правильно)
Дети - …
Пр. – Что я сделала, чтобы вы узнали песенку?
Дети - .. (изменила ритм)
Пр. – Давайте вместе прохлопаем ритм этой песенки. Значит, очень важное составляющая каждой мелодии – это ритм. Кто мне скажет определение ритма?
Дети – (сочетание длинных и коротких звуков)
Пр. – Давайте вспомним самую большую длительность и т.д. ( дети называют разные длительности).
Пр. – Ну если вы так хорошо усвоили различные длительности нот, то сейчас я предлагаю маленькое соревнование. За пять минут каждая команда должна собрать разные ритмические сочетания. Победят те, кто соберет больше ритмических групп. Итак, начали. (Педагог подсчитывает колличество вариантов). Похлопаем победителям. А теперь обратимся к нашим ритмическим паровозикам. Одна команда будет стучать пульс, а другая команда стучит ритм, затем меняются местами. А сейчас мы поиграем в ритмическую игру «Чья песенка доедет до последней станции». Все вы являетесь пассажирами нашего паровозика. На вступлении к песне вы должны поймать пульс (простучать его ложками), как только начнется запев песни, вы начинаете стучать ритм вагончиков. Если кто-то ошибся и не смог перескочить в другой вагончик, он остается на станции. Тот, кто довезет свою песенку до конца, тот и победил.( все стучат ритм под музыку песенки «Голубой вагон»).
(После определения победителя вручаются призы)
Пр.- (выставляю детские рисунки) Узнаете свои рисунки с музыкальными героями? В завершении урока мы проведем интересный эксперимент. Каждый из вас сочинял свои музыкальные истории и рисовали свои картинки. Сейчас я предлагаю вам сочинить общую музыкальную историю, в которой, каждый, кто будет рассказывать обязательно подкрепит свой рассказ музыкальным номером. Ну как, вы готовы? Итак, во время летних каникул, мы приехали в деревню к бабушке….( дети продолжают сочинение и сопровождают свои рассказы музыкальными номерами).
Пр. – Я благодарю вас за такую интересную работу на уроке. А вам понравилось сегодняшнее занятие? Что понравилось тебе, Максим? - ответ…А что ты хотела еще повторить, Даша? – ответ…
Пр. – Ну, что ж, думаю, что настроение после урока у вас хорошее и мы можем все вместе исполнить нашу любимую песенку «До – наш дом…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
Эксперный лист первого урока...
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого у...