Инновационный проект Уровень и динамика специальной физической подготовленности групповых упражнениях мастеров спорта на этапе предсоревновательной подготовки»
проект по теме
Педагогический проект на тему «Уровень и динамика специальной физической подготовленности групповых упражнениях мастеров спорта на этапе предсоревновательной подготовки» основан на анализе и обобщении всего того огромного опыта, который накопился за многие годы развития акробатики . За мою тренерскую практику выработался чёткий механизм достижения цели при выполнении задач в специальной и физической подготовки акробатов на этапе спортивного совершенствования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diplomka_-_kopiya.doc | 241.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОВЕНЬ И ДИНАМИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЖЕНСКИХ ГРУПП МАСТЕРОВ СПОРТА НА ЭТАПЕ ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ ТРЕНИРОВКИ ЖЕНСКИХ ГРУПП МАСТЕРОВ СПОРТА
- Методика физической подготовки на предсоревновательном этапе тренировки………………………………………………………………….7
- Проявление специальных физических качеств в технике соревновательных упражнений………………………………………….14
- Педагогический контроль за уровнем специальной физической
подготовленности партнеров женских групп мастеров спорта………………20
Заключение……………………………………………………………………….38
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
- Задачи исследования……………………………………………………...32
- Методы исследования…………………………………………………….39
- Организация исследования……………………………………………….45
ГЛАВА 3. ДИНАМИКА И УРОВЕНЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЖЕНСКИХ ГРУПП МАСТЕРОВ СПОРТА НА ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ ТРЕНИРОВКИ
- Уровень специальной физической подготовленности женских групп..46
- Динамика специальной физической подготовленности женских групп в микроциклах предсоревновательного этапа подготовки………………47
- Взаимосвязь между показателями специальной физической подготовленности и спортивно-техническими результатами женских групп………………………………………………………………………56
- Обсуждение полученных научных результатов и разработка методических рекомендаций …………………………………………...63
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..66
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………..67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………69
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….75
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Непрерывный рост достижений в спорте предопределяет необходимость совершенствования различных сторон тренировочного процесса спортсменов. В сложнокоординационных видах спорта, в том числе и в спортивной акробатике, основой тренировочного процесса является техническая подготовка, которой уделяется большое внимание, однако техническая подготовленность акробатов обусловлена и, в первую очередь зависит от уровня их физического потенциала (С.К. Малиновский, 2003).
Повышение значимости физической и функциональной подготовленности занимающихся акробатикой требует поиска адекватных методов и приемов обучения.
В парно-групповой акробатике разработка методов педагогического контроля, включая составление модельных характеристик ведущих сторон подготовленности спортсменов, является приоритетным направлением всей системы подготовки спортсменов высокой квалификации (Ю.Г. Лопаткина, 2002).
Проблема рациональной организации специальной физической подготовленности акробаток старших разрядов, обусловливающая закономерный рост их технического мастерства, является важной и привлекает внимание педагогов, тренеров и ученых всего мира. Однако, в этой области еще не достаточно накоплено знаний, методических разработок и рекомендаций.
Так как в детско-юношеском спорте тренировочный процесс направлен на создание прочного фундамента общей и специальной физической подготовленности, а также нацелен на высшее спортивное мастерство, то вопросы наполнения конкретным содержанием этих разделов являются достаточно актуальными.
Объект исследования – специальная физическая подготовка в женских групповых акробатических акробатических упражнениях.
Предмет исследования – состояние специальной физической подготовленности женских групп мастеров спорта на этапе предсоревновательной подготовки.
Цель работы заключается в определение уровня и характера динамики специальной физической подготовленности женских групп мастеров спорта на этапе предсоревновательной подготовки.
Гипотеза исследования. Оценка уровня и динамики специальной физической подготовленности, ее влияние на спортивно-технические результаты позволит выявить значимые специальные физические качества, поддержание которых на определенном уровне обеспечивает спортивное мастерство женских групп на этапе предсоревновательной подготовки.
Научная новизна исследования определяется:
- установлены уровень и динамика специальной физической подготовленности женских групп мастеров спорта на этапе предсоревновательной подготовки;
- выявлена взаимосвязь между показателями специальных физических качеств и спортивно-техническими результатами.
Уровень спортивной подготовленности
( по С.М. Вайцеховскому, 1969)
Таблица 1
Виды упражнений | 3-2 разряды | 2-1 разряды | 1 разряд-МС | МС-МСМК |
Упражнения ОФП (%) | 80-90 | 60-70 | 50-60 | 40-50 |
Упражнения СФП (%) | 10-20 | 30-40 | 40-50 | 50-60 |
Вторая закономерность заключается в том, что на протяжении одного спортивного сезона соотношение средств общей и специальной физической подготовки также постепенно меняется в пользу средств СФП. Ниже показано примерное соотношение средств ОФП и СФП в годичном цикле тренировки спортсмена высшего класса.
Периодизация годичного цикла
Таблица 2
Виды упражнений | Первый полуцикл | Второй полуцикл | ||
Подготови-тельный | Соревнова-тельный | Подготови-тельный | Соревнова-тельный | |
Упражнения ОФП (%) | 50 | 20 | 45 | 15 |
Упражнения СФП (%) | 50 | 80 | 55 | 85 |
1.2.Проявление специальных физических качеств в технике соревновательных упражнений
Напряженность крупнейших международных соревнований требует от гимнасток универсального технического мастерства, достижение, которое доступно тем, кто обладает необходимым уровнем развития специальных физических качеств (Л.К. Антонов, 1973; В.С. Лукьянов, 1963; И.В. Соколова, 1975 и др.).
Гимнасты должны хорошо себе представлять, какие мышечные группы и какую работу выполняют они в данном упражнении. Это необходимо для правильного понимания техники движения, составления комплексов необходимых упражнений и соблюдения методики правильного физического развития. Многолетняя практика подготовки высококвалифицированных спортсменов подтверждает, что чем успешнее ученик выполняет силовые упражнения, тем быстрее он овладевает спортивной техникой, тем стабильнее его спортивные результаты в соревнованиях (Н.С. Гончаров, 1973).
Сальто и пируэты, стойки, различные равновесия – все это является результатом проявления двигательных качеств исполнителя. Поэтому без определенной физической подготовленности овладеть техническим спортивным движением в акробатике очень сложно (Ю.Ф. Мотренко, 1987).
Воспитание физических качеств должно предшествовать обучению технике спортивных движений. Данное положение является основой в осуществлении взаимосвязи физической и технической подготовки.
Для рационализации учебно-тренировочного процесса необходимо знать уровень физической подготовленности спортсменов, так как он влияет на выбор техники.
Каждому спортивному достижению, каждому конкретному элементу должен соответствовать определенный уровень развития двигательных качеств. Тренеру же необходима информация о физической подготовленности спортсмена к планируемому результату. При этом следует ориентироваться на оптимальное соотношение специальной физической и технической подготовленности (Н.С. Безродная, Н.Н. Пилюк, 2002).
Повышение объема выполняемых соревновательных упражнений рассматривается многими тренерами как главное средство достижения акробатами необходимого уровня СФП. Однако известно и то, что повышение объема тренировочных нагрузок не беспредельно. Это также не согласуется с постоянно растущим уровнем технических притязаний спортсменов и тренеров. Практика акробатики сама подсказала решение этого противоречия. Оно заключается в использовании в тренировке соревновательного упражнения, выполняемого с максимально возможной интенсивностью усилий и высокой скоростью двигательных действий. Применительно к акробатике выделяют 2 группы упражнений, которые могут быть отнесены к специализированным средствам. Первую группу составляют упражнения, с помощью которых реализуется принцип опережающей сложности. Этот принцип заключается в подборе и выполнении в облегченных условиях так называемых упражнений опережающей сложности родственной, а иногда и других структурных групп относительно целевого разучиваемого элемента. Вторую группу составляют упражнения, с помощью которых реализуется принцип усложнения условий выполнения учебных заданий, который заключается в выполнении профилирующих, а также изучаемых элементов в условиях, затрудняющих их высококачественное выполнение, но не вызывающих негативных изменений в технике этих упражнений.
Реализация принципов опережающей сложности и усложненных условий выполнения учебных заданий при обучении конкретному элементу в совокупности с неспецифическими средствами СФП представляет собой триаду методического воздействия, которая при верной технологии воздействия, как правило, приводит спортсмена к поставленной цели (Спортивная акробатика: Учебник для институтов физической культуры / Под ред. В.П. Коркина. – М.: Физкультура и спорт, 1981.-238 с.).
В целом физическая подготовка должна быть подчинена задачам технического совершенствования и достижения высокого мастерства (Ю.В. Менхин, 1985).
Решение проблемы воспитания спортсменов высокого класса, по мнению ученых и ведущих специалистов-практиков, во многом зависит от того, насколько полноценно будут использоваться резервные возможности в процессе физической подготовки, направленной на развитие необходимых двигательных качеств (Н.Г. Озолин, В.М, Дьячков, В.В. Кузнецов и др.).
Как известно, рост достижений во многих видах связан с повышением мощности усилий и их концентрации во времени. Повышение технического мастерства так же обусловлено проявлением в соревновательном движении в определенный момент высоких показателей скоростно-силовых качеств.
Как считает Л.Р. Айуну (1975), в связи с этим возникает необходимость более пристального внимания к процессу развития названных качеств, как в типично скоростно-силовых видах спорта, так и в видах, связанных с искусством движения, где прогресс в технике так же во многом обусловлен уровнем физической подготовленности спортсменов.
Физическая подготовка гимнастов складывается из общей и специальной. Причем общая физическая подготовка является как бы основой для специальной подготовки, которая позволяет решать задачи технической подготовки. По качеству последней определяются спортивные достижения гимнастов.
Средства ОФП призваны развивать силу, гибкость, выносливость, быстроту и ловкость безотносительно к технике гимнастических упражнений. Средства же СФП помогают ускорить овладение техникой.
В то же время средства ОФП должны быть связаны с особенностями тренировки гимнастов, должны быть сходны с гимнастическими упражнениями по нервно-мышечным усилиям, а средства СФП – по структуре движений (Спортивная гимнастика: Учебник для тренеров / Под ред. М.Л. Украна, Н.К. Попова. – М.: Физкультура и спорт, 1962).
В процессе четырехнедельной предсоревновательной подготовки из показателей, характеризующих физическую готовность к соревнованиям, ведущими являются:
- у акробатов «верхних»: динамическая сила – в первом, динамическая сила и координационная подготовка – во втором, координационная подготовка и прыгучесть – в третьем, координационная подготовка – в четвертом микроциклах;
- у акробатов «нижних»: динамическая сила – в первом, динамическая сила и координационная подготовка – во втором, координационная подготовка – в третьем, координационная подготовка и прыгучесть – в четвертом микроциклах (Н.С. Бензродная, Н.Н. Пилюк, 2002).
Исследования свидетельствуют о том, что на этапе высшего спортивного мастерства повышение уровня СФП осуществляется с учетом наиболее трудно тренируемых качеств, их взаимозаменяемости и гармоничности всей подготовленности. Только при этом условии возможно успешное выступление спортсменов и увеличение трудности упражнений (В.В. Соловьев, В.С. Чебураев, 1977).
В связи с необходимостью исполнения разноструктурных элементов, требующих повышенного уровня развития статического и динамического равновесия И.А. Винер (2003) в содержании СФП сделала акцент на совершенствование вестибулярной подготовки и функции равновесия. Выявлено, что именно эти качества в наибольшей степени способствуют качественному выполнению соревновательных программ.
Физическая подготовка должна быть сопряжена с подготовкой технической.
В 1959 году профессор В.М. Дьячков (1972) обосновал и ввел в теорию спорта принцип сопряженного воздействия, на основании которого затем разработал одноименный метод специальной подготовки спортсмена. Согласно этому принципу, наибольший эффект дает такое специальное подготовительное упражнение, которое по координационным механизмам достаточно близко к основному, т. е. Соревновательному. Это значит, что в основе своей – и по внешней форме и по характеру – подготовительное упражнение должно нести черты изучаемого движения.
На основании специальных исследований определен высокоэффективный метод СФП гимнастов, который заключается в использовании в качестве упражнений решающих двигательных действий (РДД) (Ю.В. Менхин, 1985).
В технике упражнений можно выделить несколько РДД. Кроме движений руками, это могут быть сгибательно-разгибательные движения в тазобедренных суставах или удержание прямого положения и т. п. Значит и эти двигательные действия можно использовать в плане СФП к определенным типам движений. Но главное, объединив в одном подготовительном упражнении движения руками и ногами, удается в большей степени связать физическую подготовку с техникой изучаемых элементов, да при этом еще и формировать двигательные представления об этой технике.
Важнейшая задача физической подготовки, как гимнаста, так и акробата – обеспечение его готовности к выполнению комбинаций.
Как правило, переход от работы по элементам к тренировке по комбинациям довольно труден. Это связано в первую очередь с недостаточным уровнем развития специальной выносливости, на которую обычно не обращают внимания, пока идет работа над элементами и соединениями.
Нужно повышение уровня развития самого двигательного качества, реализованного при выполнении гимнастического или в нашем случае акробатического элемента, - только тогда, на фоне более высокого уровня требующегося качества, может быть улучшено качество выполнения отдельного упражнения или его соединения с другими элементами.
Средствами специальной физической подготовки являются упражнения, прямо направленные на развитие определенных мышечных групп и тех качеств, которые необходимы для избранной спортивной деятельности. К ним относятся:
- Упражнения, имеющие сходство с основными спортивными упражнениями не только по характеру нервно-мышечных усилий и режиму работы организма, но и по структуре;
- Упражнения, направленные на развитие отдельных мышечных групп, несущих основную нагрузку при выполнении спортивного упражнения в соответствии с динамикой развиваемых усилий по фазам движений.
Такой подбор специальных упражнений должен обеспечить строго направленное развитие определенных качеств и одновременно способствовать совершенствованию техники (А.М. Шлемин, 1977).
Наиболее эффективным вариантом проведения СФП высококвалифицированных гимнасток является использование специальных физических упражнений, сходных по динамической и кинематической структуре с основными техническими действиями и упражнений, направленных на развитие скоростно – силовых и силовых качеств в интенсивном режиме работы. Использование средств СФП в ходе всего тренировочного занятия позволяет не только повысить уровень СФП, но и повысить уровень спортивно – технического мастерства гимнасток (Л.И. Просоедова,1993).
Считается, что наиболее эффективными средствами СФП являются те физические упражнения, которые сопряжены с элементами движений и целыми движениями из избранного вида спорта (В.М. Дьячков,1967; В.М. Зациорский,1970).
Для совершенствования СФП акробаток – прыгуний высокой квалификации целесообразнее всего применять интегральный подход к развитию специальных физических качеств. При этом основными средствами будут являться упражнения на гимнастических снарядах: брусьях разной высоты – подъемы, обороты, отмахи, стойки, соскоки; бревне – равновесия, перевороты, повороты, сальто; брусьях – висы, упоры, соскоки; в вольных упражнениях – стойки, повороты, перевороты, сальто. Для совершенствования СФП желательно отводить два специальных тренировочных занятия в неделю (Л.В. Кобзарь,1996).
К сожалению, теоретические основы применения в спортивной тренировке средств общей и специальной физической подготовки разработаны еще недостаточно, особенно в отношении спортсменов высшего класса. Поэтому при планировании и подборе средств и методов физической подготовки тренерам и спортсменам приходится в основном ориентироваться не на научные и экспериментально обоснованные рекомендации, а на опыт (Физическая подготовка спортсменов высшего класса: Сб. статей / Под ред. С.М. Вайцеховского. – М.: Физкультура и спорт, 1969).
Уровень физической подготовленности девушек 16 – 17 лет.
(по В.И. Ляху, 1998)
Таблица 3
№ | Физические способности | Контрольное упражнение (тест) | Уровень | ||
Низкий | средний | высокий | |||
1 | Скоростно – силовые | Прыжок в длину с места, см | 160 | 170 – 190 | 210 |
2 | Гибкость | Наклон вперед из положения стоя, см | 7 и ниже | 12 – 14 | 20 и выше |
3 | Силовые | Подтягивание на перекладине из виса, колич. Раз | 6 | 13 – 15 | 18 |
Нами было рассмотрено большое количество тестов, определяющих уровень развития специальных физических качеств гимнастов и акробатов, а также модельные характеристики этих качеств у спортсменов высокого класса.
Любые тесты, прежде всего, должны отвечать трем основным требованиям – надежности, валидности, объективности (Е.Ю. Розин, 1973).
Надежность – это постоянство или устойчивость оценок, получаемых при повторяющихся испытаниях.
Термином валидность обозначают соответствие теста своему назначению.
Наряду с валидностью важным условием целесообразности использования теста является его объективность. Чем объективнее тест, тем меньше результаты тестирования зависят от тренера.
Задачи тестирования:
- научить занимающихся определять уровень своей физической подготовленности и планировать необходимые для себя комплексы физических упражнений;
- знать не столько исходный уровень развития двигательной способности, сколько его изменение за определенное время (В.И. Лях, 1998).
Для достижения высокого спортивного мастерства акробаткам «верхним» необходим высокий уровень развития показателей силовой и балансовой подготовленности. В тоже время в тестах, определяющих прыжковую подготовленность, специальную выносливость, навыки бросков и ловли, сило-балансовые способности, и в показателях равновесия они должны иметь уровни развития выше среднего. Акробатки «нижние», показывающие высокие спортивные результаты, имеют высокий уровень развития показателей общей выносливости и балансовой подготовленности, выше среднего и высокий уровень развития специальной выносливости, а в показателях прыжковой подготовленности, навыков бросков и ловли, сило-балансовой подготовленности уровень развития выше среднего. При этом спортсменок МСМК характеризует преимущественно высокий уровень развития всех показателей у спортсменок и «верхних», и «нижних». Таким
Таблица 9
Подтягивание, к-во раз | Отжимание, к-во раз | Поднимание ног, к-во раз | Сгиб./ разгиб. Туловища, к-во раз | Приседание на одной ноге, к-во раз | Отжимание за 10с., к-во раз | Наклон вперд со скам., см | «мост», балл | Шпагаты, балл | Прыжок в длину с места, см |
Верхние | |||||||||
6 | 24 | 10 | 32 | 23 | 10 | 15 | 5 | 5 | 148 |
Средние | |||||||||
6 | 29 | 10 | 32 | 26 | 11 | 17 | 4,5 | 5 | 170 |
Нижние | |||||||||
6 | 28 | 13 | 30 | 25 | 11 | 20 | 4,8 | 5 | 175 |
В ходе исследования, проводимого С. К. Малиновским (2003) показатели физической подготовленности в экспериментальных и контрольных группах, отнесенных к амплуа «нижние», характеризовались положительной динамикой. Однако при этом наблюдалось не равномерность темпов их роста в исследуемых группах. Применение в подготовительном периоде специальных комплексов упражнений для развития силовых способностей спортсменов способствовало достоверному увеличению суммарных силовых результатов, в сравнении с исходным уровнем. Это свидетельствует о том, что применение тренировочных комплексов силовых упражнений, схожих по характеристикам с основными соревновательными двигательными действиями, в большей степени увеличивает уровень двигательных способностей акробатов группы «нижние».
Динамика прироста суммарной гибкости (подвижности плечевых, тазобедренных суставах и позвоночного столба) за подготовительный период в обеих группах увеличилась примерно на одинаковую величину. В тренировочных занятиях использовались повторный и повторно – серийный методы для развития пассивной и активной гибкости. При применении упражнений для развития пассивной гибкости широко использовался способ длительного удержания мышц в растянутом состоянии (до 30 сек.). Главное отличие в содержании комплексов состояло в том, что в экспериментальных группах на обшеподготовительном этапе предпочтение отдавалось упражнениям для развития пассивной гибкости, на специально – подготовительном этапе, в равной степени – упражнениям для развития пассивной и активной гибкости, и в соревновательном периоде большее внимание уделялось упражнениям активной подвижности в суставах. Такой подход дал возможность увеличить согласованность тренировочных и соревновательных упражнений и в итоге повысить уровень данной способности.
Заключение
В настоящее время напряженность крупнейших международных соревнований требует от спортсменок универсального технического мастерства, достижение которого доступно тем, кто обладает необходимым уровнем развития специальных физических качеств (И.В. Соколова, 1975; Л.Я. Черешнева, 1971).
Научные работы, посвященные совершенствованию методики подготовки высококвалифицированных спортсменок, немногочисленны. Исследования пока не дают полного представления о методике контроля и совершенствования СФП акробаток, что существенно тормозит рост их спортивно-технического мастерства.
Для эффективного управления тренировочным процессом тренеру необходимо иметь надежные данные об уровне СФП спортсменок и динамике развития требуемых качеств. Это побуждает глубже изучить проблему тестирования специальных физических качеств акробаток высших разрядов и на основе объективных данных определить методику СФП женских групп на предсоревновательном этапе подготовки.
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В процессе спортивной тренировки при совершенствовании двигательной функции одной из основных задач является воспитание физических качеств (Е.П. Соков,1975; Б.А. Бураков, 1980). Особенно большое значение физическая подготовка приобретает на этапе высшего спортивного мастерства, который характеризуется органическим слиянием совершенствования двигательных навыков с процессом воспитания физических качеств (В.Д. Мазниченко, 1967).
Однако вопрос о состоянии СФП акробатов остается малоизученным.
2.1.Задачи исследования
В результате анализа литературы и в соответствии с поставленной целью предполагалось решить следующие задачи:
1.Опредилить уровень специальной физической подготовленности женских групп мастеров спорта на предсоревновательном этапе подготовки.
2.Опредилить динамику специальных физических качеств на предсоревновательном этапе подготовки.
3.Определить взаимосвязь между показателями специальной физической подготовленности и спортивно- техническими результатами женских групп мастеров спорта.
2.2.Методы исследования
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
1.Анализ научной и методической литературы.
2.Педагогические контрольные испытания.
3.Педагогические наблюдения на этапе предсоревновательной подготовки.
4.Методы математической статистики.
Анализ литературных источников проводился на основе изучения сборников статей, журналов, учебных и методических пособий, авторефератов и т.п. Он позволил изучить необходимые специальные физические качества в тренировке акробатов, в частности женских групп высокой квалификации.
Изучалась структура тренировочного процесса, соотношение объема общей и специальной физической подготовки в различных предсоревновательных периодах. Была выявлена непосредственная связь между проявлением специальных физических качеств и техникой соревновательных упражнений. При анализе литературных источников посвященных не только акробатике, но и спортивной гимнастике нами были выбраны тесты для определения уровня СФП женских групп мастеров спорта на предсоревновательном этапе тренировки.
Всего было изучено 53 литературных источников.
Педагогические контрольные испытания. С помощью выбранных тестов на выявление уровня специальных физических качеств: статической силы, динамической силы, взрывной силы, выносливости и гибкости были проведены испытания на трех женских группах высокой квалификации.
Для определения уровня СФП использовались следующие тесты: Статическая сила. Главным показателем силовой выносливости в данных тестах служит время удержания статической позы:
1.Удержание угла для «средних» и «нижних» и удержание высокого угла для «верхних» (Ю.К. Гавердовский, Т.С. Лисицкая, 2005).
Оборудование: акробатический ковер, секундомер.
Процедура тестирования. Испытуемый принимает исходное положение – высокий угол, прямые ноги расположены в плотную к туловищу. Допускается отклонение ног от вертикали не более, чем на 10 градусов. Спортсмен стремиться удержать это положение как можно дольше. После того, как ноги испытуемого опустятся ниже допустимого отклонения, секундомер останавливается. Тест выполняется один раз. Процедура тестирования для «средних» и «нижних» идентичная, только ноги испытуемых не должны опускаться ниже 90 градусов.
2.Удержание виса на согнутых руках (В.И. Лях, 1998). Используется для оценки показателя силовой выносливости рук.
Оборудование: перекладина, секундомер.
Процедура тестирования. Испытуемый с помощью партнера или стула принимает исходное положение – вис на согнутых руках, подбородок расположен над перекладиной. По сигналу он стремится удержать это положение как можно дольше. После того как подбородок испытуемого опустится ниже жерди, секундомер останавливается. Тест выполняется один раз.
Специальная выносливость:
Все тесты заносились в таблицу по схеме приведенной в Приложении1.
Педагогические наблюдения. В результате педагогических наблюдений нами была определена динамика специальных физических качеств изучаемых женских групп на предсоревновательном этапе подготовки.
Методы математической статистики позволяют обработать полученные данные и выразить их основное содержание посредствам некоторых показателей, математически грамотно описать полученные цифры. Статистический анализ проводился с помощью методов, описанных в специальной литературе (Б.А. Ашмарин, 1978; В.Н. Попков, 2005). Расчеты выполнялись на ПВМ с использованием программы статистики для Windows XP (В.Я. Гельман, 2003) и методом ранговой корреляции. В нашем исследовании для обработки цифровых данных была использована корреляционная зависимость между показателями специальной физической подготовленности и спортивно-техническими результатами женских групп.
ГЛАВА 3. УРОВЕНЬ И ДИНАМИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЖЕНСКИХ ГРУПП МАСТЕРОВ СПОРТА НА ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ
3.1.Уровень специальной физической подготовленности женских групп
Рассмотрим среднегрупповые показатели женских групп за второй микроцикл на этапе предсоревновательной подготовки. Уровень показателей специальной физической подготовленности «нижних» принят за 100 %, а «средних» и «верхних» - рассматривается по отношению к ним в %, табл.10.
Уровни специальной физической подготовленности женских групп мастеров спорта представлены в ПРИЛОЖЕНИИ 2.
Таблица 10
Уровень специальной физической подготовленности женских групп во втором микроцикле
Тесты | Стат.сила (с) мышц | Вынос-ть (кол-во раз) | Динам.сила (кол-во раз) мышц | Взрывная сила мышц | Гибкость (см) | ||||||||
(к-во/с) | (см) | ||||||||||||
Живота | рук | рук | ног | рук | жи вота | спины | живот | спины | ног | ног | тела | плеч. суст. | |
«верхние» | |||||||||||||
X | 5,2 ± 0,4 | 15,8 ± 1,3 | 22,2 ± 1,9 | 34,8 ± 0,8 | 13,2 ± 1,3 | 14,6 ± 3,1 | 21 ± 1,4 | 10,4 ± 0,5 | 13 ± 0,7 | 175,4 ± 10,4 | 84,4 ± 7,7 | 4,8 ± 2,7 | 23,4 ± 1,1 |
% | 63 | 79 | 84 | 72 | 91 | 52 | 85 | 79 | 82 | 71 | 155 | 144 | |
«средние» | |||||||||||||
X | 21,2 ± 5,2 | 26 ± 2 | 27 ± 2,5 | 40,8 ± 2,3 | 15,8 ± 3,2 | 16,4 ± 3,7 | 38,4 ± 1,5 | 11,8 ± 1 | 16,6 ± 0,5 | 214,6 ± 1,9 | 128,2 ± 2,4 | 5,2 ± 3,1 | 28,2 ± 2,6 |
% | 123 | 103 | 96 | 99 | 86 | 102 | 96 | 97 | 101 | 100 | 108 | 151 | 133 |
«нижние» | |||||||||||||
X | 17,2 ± 6,4 | 25,2 ± 3 | 28 ± 4,1 | 41,2 ± 2,7 | 18,4 ± 5 | 16 ± 3,8 | 40 ± 3 | 12,2 ± 0,83 | 16.4 ± 0,54 | 214,2 ± 10,2 | 118,8 ± 10,9 | 10,6 ± 5,3 | 41,8 ± 3,1 |
% | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
По показателям первого теста «средние» имеют по сравнению с «нижними» более высокие (на 23 %) показатели статической силы мышц живота cм. табл. 10.
Из приведенных данных видно, что некоторые показатели «средних» превосходят по значениям показатели «нижних» (такие как: статическая сила мышц живота, взрывная сила мышц ног, гибкость тела и подвижность в плечевых суставах), а остальные – приближены к ним (отставание в развитии специальных физических качеств составляет лишь около 5 %). «Средние» принципиально не отличаются от «нижних» по показателям СФП, за исключением более высокой гибкости (из стойки на руках мост) и подвижности плечевого пояса, а также статической силы мышц живота на 51 – 23 %, см.табл.10.
«Верхние» по показателям гибкости и подвижности в плечевых суставах имеют преимущества по сравнению со «средними» и превосходят «нижних», а по показателям динамической силы мышц спины, статической – мышц рук, взрывной – мышц ног и динамической силы мышц рук значительно уступают «нижним» (на 48 – 28 %) и «средним» ( на 44 – 34 %), см.табл.10. Во всех остальных показателях «верхние» одинаково отстают (на 22 – 9 %) от уровня СФП «нижних» и «средних», см.табл.10.
Таким образом, показатели СФП «верхних» значительно отличаются от показателей «средних» и «нижних» в направлении более низких показателей, за исключением гибкости и подвижности в плечевых суставах. А «средние» превышают показатели «нижних» в статической силе мышц живота, взрывной силе мышц ног, гибкости и подвижности в плечевых суставах, имея сходные с ним остальные показатели, см.табл.10.
3.2.Динамика специальной физической подготовленности женских групп в микроциклах предсоревновательного этапа подготовки
Сравнивались среднегрупповые показатели «верхних» первого и второго МКЦ. Показатели первого МКЦ были приняты за 100 %. Во всех случаях, за исключением одного, показатели второго МКЦ чаще всего превышали первый или соответствовали ему.
Таблица 11
Различие специальной физической подготовленности «верхних» на этапе предсоревновательной подготовки
Женские группы № п/п | Стат.сила (с) мышц | Вынос-ть (кол-во раз) | Динам.сила (кол-во раз) мышц | Взрывная сила мышц | Гибкость (см) | ||||||||
(к-во/с) | (см) | ||||||||||||
Живота | рук | рук | ног | рук | жи вота | спины | живот | спины | ног | ног | тела | плеч. суст. | |
1)1 МКЦ (Х) 100 % | 3 | 13 | 19 | 31 | 12 | 12 | 18,6 | 9.5 | 11 | 166,7 | 77,7 | 6,5 | 23 |
2 МКЦ (Х) | 4,2 | 13,5 | 20 | 34 | 12 | 12 | 20 | 10 | 12,3 | 169,3 | 79 | 6 | 23 |
% | 140 | 104 | 105 | 110 | 100 | 100 | 107 | 105 | 112 | 101 | 102 | 108 | 100 |
2) 1 МКЦ(Х) | 3 | 12,6 | 19,3 | 27,3 | 11,6 | 10 | 19,3 | 9,5 | 10,7 | 170 | 80,2 | 6,2 | 23,5 |
2 МКЦ(Х) | 4 | 14,2 | 20,5 | 32,2 | 13 | 12,2 | 20 | 10 | 12,3 | 170,3 | 81 | 6 | 23 |
% | 133 | 113 | 106 | 118 | 112 | 122 | 104 | 105 | 115 | 100 | 101 | 103 | 102 |
3) 1 МКЦ(Х) | 3 | 17 | 24,3 | 31 | 14,6 | 19,3 | 20 | 11,5 | 13 | 193,7 | 97,5 | 9,5 | 27,5 |
2 МКЦ(Х) | 4,2 | 17 | 25 | 35,5 | 15 | 20 | 22,5 | 11 | 13,3 | 193.6 | 97,3 | 7,3 | 25,6 |
% | 140 | 100 | 103 | 113 | 103 | 104 | 112 | 96 | 102 | 100 | 100 | 123 | 107 |
4) 1 МКЦ(Х) | 3 | 13,3 | 20 | 30,3 | 11 | 11,3 | 18,3 | 9,2 | 10,2 | 166,5 | 78,2 | 2 | 22,5 |
2 МКЦ(Х) | 4,2 | 15 | 20,7 | 32,5 | 11,7 | 12,7 | 19,5 | 10 | 11,6 | 169 | 79,6 | 0,6 | 22 |
% | 140 | 113 | 103 | 107 | 106 | 112 | 106 | 109 | 114 | 101 | 102 | 170 | 102 |
5) 1 МКЦ(Х) | 3,3 | 14,3 | 21,3 | 32,3 | 12.3 | 12,3 | 20 | 9,5 | 11,2 | 170,2 | 81,5 | 6,5 | 24,7 |
2 МКЦ(Х) | 5 | 16,2 | 22,5 | 33,7 | 13,5 | 13,2 | 21,5 | 10,6 | 12,6 | 171,6 | 82,3 | 5 | 24,3 |
% | 151 | 113 | 106 | 104 | 110 | 107 | 107 | 111 | 112 | 101 | 101 | 123 | 102 |
Наибольший прирост показателей СФП у «верхних» после второго недельного МКЦ по сравнению с первым недельным МКЦ составляют показатели статической силы мышц живота (33 – 51 %). Также значительно увеличивались показатели гибкости тела (3 – 23 и 70 % ). Несколько меньший прирост наблюдается у показателей динамической силы мышц живота (0 и 4 – 22 %); прыжковой выносливости мышц ног (4 – 7 и 10 – 18 %); статической силы мышц рук, динамической – мышц рук и спины, взрывной силы мышц живота и спины, в которых у одних акробаток изменения проходили в пределах от -4 и 0 -7 %, а у других – 9 -18 %. Незначительно увеличились показатели прыжковой выносливости мышц рук, взрывной силы мышц ног и подвижности в плечевых суставах (0 – 3 и 5 – 7 %).
Таким образом, наибольшее различие показателей СФП «верхних» во втором МКЦ по сравнению с первым имели место в статической силе мышц живота, гибкости тела, динамической силе мышц живота и прыжковой выносливости мышц ног с большим отличием у отдельных «верхних» (см.табл. 11, ранги 1 – 4, табл. 12). В пяти других физических качествах одни «верхние» сохраняли или несколько превышали показатели первого МКЦ, а другие «верхние» имели более высокие показатели на 9 – 13 % (ранг 7). В четырех остальных показателях изменения были минимальными у всех «верхних» (ранг 11. 5, см. табл. 12). Изменения специальных физических «верхних» носят индивидуальный характер.
Таблица 12
Размах показателей СФП «нижних» на этапе предсоревновательной подготовки
Показатели | Стат.сила (с) мышц | Вынос-ть (кол-во раз) | Динам.сила (кол-во раз) мышц | Взрывная сила мышц | Гибкость (см) | ||||||||
(к-во/с) | (см) | ||||||||||||
Живота | рук | рук | ног | рук | жи вота | спины | живот | спины | ног | ног | тела | плеч. суст. | |
Размах, % | 11-21 38-67 | 0-3 9-15 | 6 и 8-12 | 5 и 9-13 | 0-9 13-25 | 12-6 И 32 | -6 и 7-8 | 3-9 | 2 и 6-10 | 0-2 | 1-4 | 5-8 10-17 | 2-7 |
Ранг | 1 | 5,5 | 5,5 | 5,5 | 2,5 | 2,5 | 9 | 9 | 9 | 12,5 | 12,5 | 5,5 | 11 |
В ходе проведения научно- исследовательской работы наблюдалась следующая динамика показателей специальной физической подготовленности женских групп мастеров спорта (Прил.2): статическая сила, прыжковая выносливость рук и ног, а также динамическая сила постепенно повышались на протяжении двух недельных микроциклов. Скоростная сила мышц живота и спины в первом микроцикле повышалась, а во втором стабилизировалась, показатели взрывной силы мышц ног стабилизировались на исходном уровне. Показатели гибкости и подвижности в плечевых суставах постепенно улучшались к концу второго недельного микроцикла предсоревновательного этапа подготовки.
Ранжирование динамики специальных физических качеств женских групп подтверждает динамику показателей СФП в течение двух недельных МКЦ, табл. 17.
Таблица 17
Ранжирование динамики СФП женских групп
Показатели | Стат.сила (с) мышц | Вынос-ть (кол-во раз) | Динам.сила (кол-во раз) мышц | Взрывная сила мышц | Гибкость (см) | ||||||||
(к-во/с) | (см) | ||||||||||||
Живота | рук | рук | ног | рук | жи вота | спины | живот | спины | ног | ног | тела | плеч. суст. | |
∑ рангов Партнеров | 3,5 | 18 | 22,5 | 15 | 14,5 | 7 | 21.5 | 26 | 26 | 36,5 | 36,5 | 13 | 32,5 |
Ранг женской группы | 1 | 6 | 8 | 5 | 4 | 2 | 7 | 9.5 | 9,5 | 12,5 | 12,5 | 3 | 11 |
Примечание: см. табл. 12,14,16.
ВЫВОДЫ
1. Уровень СФП партнеров женской группы МС на этапе предсоревновательной подготовки ниже у «верхних», за исключением гибкости, по сравнению с «нижними» и «средними». «Средние» не отличаются от уровня СФП «нижних» за исключением более высоких показателей статической силы мышц живота, взрывной силы мышц ног и гибкости.
2. Динамика специальных физических качеств на этапе предсоревновательной подготовки женских групп МС характеризуется: стабилизацией на исходном уровне показателей взрывной силы мышц ног, постепенным улучшением гибкости в течении обоих МКЦ, повышением скоростной силы мышц живота и спины в первом МКЦ и их стабилизацией во втором, а также значительным повышением статической силы, прыжковой выносливости и динамической силы в каждом МКЦ.
3. Показатели специальных физических качеств имеют достоверную (Р ≤ 0,05) высокую внутригрупповую и межгрупповую связь (r = 0,6 – 0,98). Техника комбинированного упражнения взаимосвязана с уровнем скоростной силы, статической силы мышц рук, скоростно-силовой и прыжковой выносливостью, взрывной силой разгибателей спины и гибкостью тела; артистизм балансового упражнения – с тремя последними, а трудность и сумма баллов темпового упражнения – с третьим и четвертым специальными физическими качествами.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
- На этапе предсоревновательной подготовки партнеры женских групп МС должны обладать определенным уровнем СФП, сходным у «средних» и «нижних», за исключением статической силы, взрывной силы мышц ног и гибкости, более высокими у «средних». «Верхние» уступают своим партнерам по всем показателям за исключением гибкости.
- Следует учесть индивидуальные приросты специальных физических качеств за два микроцикла этапа предсоревновательной подготовки у каждого партнера, которые отличаются по своей величине (минимальные, незначительные и значительные) по сравнению с показателями специальных физических качеств «нижних», принятыми за 100%.
- Установление уровня СФП партнеров в женской группе позволит дифференцировать физическую нагрузку при их совместных действиях.
- Динамика СФП в течение двух микроциклов этапа предсоревновательной подготовки отличается сохранением исходного уровня показателей взрывной силы мышц ног; постепенным увеличением уровня гибкости; увеличением уровня скоростной силы мышц живота и спины в первом микроцикле и его стабилизацией во втором; значительным увеличением статической силы, прыжковой выносливости и динамической силы в каждом микроцикле.
- От характера динамики СФП зависит планирование модельных соревновательных нагрузок женских групп МС.
- Для оценки уровня специальных физических качеств следует использовать следующие тесты:
- статическая сила - высокий угол и вис на согнутых руках, с.;
- выносливость – хлопки руками в упоре лежа, кол-во раз;
- динамическая сила – разгибание туловища с отягощением, кол-во раз;
- взрывная сила – сед согнувшись, кол-во раз за 10 с. и прыжок в длину с места, см;
- гибкость – выкрут в плечевых суставах с гимнастической палкой, см.
7. Для прогнозирования качества спортивно-технических результатов следует учитывать уровень следующих специальных физических качеств: техика комбинированного упражнения – статическая сила мышц рук, скоростно-силовая и прыжковая выносливость, взрывная сила мышц разгибателей спины, скоростная сила и гибкость тела; артистизм балансового упражнения - три последних качества; трудность и сумма баллов темпового упражнения – третье и четвертое качество.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Аверина, Т.Е. Оптимизация тренировок пред соревнованиями / Т.Е. Аверина // Гимнастика: Сб. статей. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – Вып.2-й. – С. 12-14.
- Айуну, Л.Р. Исследование оптимальных сочетаний режимов работы мышц в связи с совершенствованием скоростно-силовой подготовки гимнасток высших разрядов: Автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. пед. наук / Л.Р. Айуну. – Ленинград, 1975. – 23 с.
- Алябышев, А.П. Стандартная программа определения способностей детей к сложнокоординационным движениям на этапе начальной спортивной подготовки: Автореф. дис…. канд. пед. наук / А.П. Алябышев. – Омск, 1986. – 19 с.
- Аркаев, Л.Я. Как готовить чемпионов: Теория и технология подготовки гимнастов высшей квалификации / Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 325 с.
- Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: пособие для студентов, аспирантов и преподавателей ин-тов физ. культуры / Б.А. Ашмарин. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 223 с.
- Безродная, Н.С. Уровни развития и модельные характеристики готовности к соревновательной деятельности акробатов – верхних высокой квалификации / Н.С. Безродная, Н.Н. Пилюк // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: труды науч. исслед. ин-та проблем физ. культуры и спорта КубанГАФК / КубанГАФК. – Краснодар, 2001. – Т. 4. – С. 7-11.
- Безродная, Н.С. Формирование готовности акробатов высокой квалификации к соревновательной деятельности: Метод. реком. / Н.С. Безродная, Н.Н. Пилюк. – Краснодар: [б.и.], 2002. – 52 с.
- робатических упражнениях / Ю.Г. Лопаткина, Н.Н. Пилюк // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: тр. науч.-исслед. ин-та проблем физ. культ. и спорта КубанГАФК / КубенГАФК. – Краснодар, 2002. – Т.5. – С. 78-82.
- Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя / В.И. Лях. – М.:АСТ, 1998. – 271 с.
- Плоткин, А.Б. Упражнения с отягощениями в специальной физической подготовке гимнастов высокой квалификации / А.Б. Плоткин, В.С. Рубин, Л.Я. Аркаев // Гимнастика: Сб. статей. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – Вып.1-й. – С. 21-23.
- Попков, В.Н. Советы аспиранту: Издание 2-е, переработанное и дополненное / В.Н. Попков. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2005. – 250 с.
- Попов, Г.П. Циклизация движений в обучении / Г.П. Попов, Е.И. Володин // Гимнастика: Сб. статей. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – Вып.2-й. – С. 20-22.
- Просоедова, Л.И. Сравнительная эффективность средств специальной физической подготовленности в тренировке высококвалифицированных гимнасток: Автореф. дис. . канд. пед. наук / Л.И. Просоедова. – М., 1993. –23 с.
- Розин, Е.Ю. Методология диагностики специальной физической подготовленности в гимнастике и проблемы ее практической реализации / Е.Ю. Розин // Теория и практика физической культуры. – 2004. - №7. – С. 30-34.
- Смолевский, В.М. Спортивная гимнастика: Учеб. / В.М. Смолевский, Ю.К. Гавердовский. – Киев: Олимпийская литература, 1999. – 462 с.
- Соков, Е.П. Экспериментальное исследование метода вариативного воздействия при развитии специальных скоростно-силовых качеств: Автореф. дис…. канд. пед. наук / Е.П. Соков. – М., 1975. – 16 с.
- Соколов, Г.Я. Развитие некоторых физических качеств акробатов высокой технической подготовленности / Г.Я. Соколов, В.Н. Низовских // Пути управления технической подготовкой спортсменов: сб. науч. тр. / Ом. ин-т физ. культ. – Омск, 1980. – С. 61-65.
- Система подготовки юных гимнасток: Метод. пособие / Сост.: А.М. Шлемин, П.К. Петров. – М.: [б.и.], 1977. – 39 с.: ил.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Внутригрупповые корреляционные связи
Взаимосвязь между показателями статической силы
Таблица 1
Тесты | 1 | 2 |
1 | 0,92 | |
2 |
Взаимосвязь между показателями выносливости
Таблица 2
Тесты | 3 | 4 |
3 | 0,93 | |
4 |
Взаимосвязь между показателями динамической силы
Таблица 3
Тесты | 5 | 6 | 7 |
5 | 0,66 | 0,63 | |
6 | 0,24 | ||
7 |
Взаимосвязь между показателями взрывной силы
Таблица 4
Тесты | 8 | 9 | 10 | 11 |
8 | 0,88 | 0,88 | 0,81 | |
9 | 0,94 | 0,92 | ||
10 | 0,94 | |||
11 |
Таблица 5
Взаимосвязь между показателями гибкости
Тесты | 12 | 13 |
12 | 0,5 | |
13 |
Примечание: при r 0,8 – связь высокая; при r 0,6 – связь средняя, при P 0,05.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Межгрупповые связи между показателями
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |
1 | 0,83 | 0,77 | 0,72 | 0,6 | 0,81 | 0,9 | 0,83 | 0,81 | 0,83 | ||||
2 | 0,87 | 0,86 | 0,66 | 0,94 | 0,88 | 0,94 | 0,95 | 0,92 | |||||
3 | 0,87 | 0,6 | 0,87 | 0,95 | 0,87 | 0,93 | 0,84 | 0,73 | |||||
4 | 0,77 | 0,94 | 0,93 | 0,92 | 0,9 | 0,8 | 0,83 | ||||||
5 | 0,84 | 0,6 | 0,68 | 0,66 | |||||||||
6 | 0,66 | ||||||||||||
7 | 0,86 | 0,98 | 0,95 | 0,9 | 0,74 | ||||||||
8 | 0,64 | ||||||||||||
9 | 0,69 | ||||||||||||
10 | 0,68 | ||||||||||||
11 | |||||||||||||
12 | |||||||||||||
13 |
В таблице представлены высокие и средние взаимосвязи между тестами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние морфологических показателей на общую и специальную физическую подготовленность акробатов-прыгунов на этапе начальной подготовки.
В работе доказывается, что с помощью математических моделей, учитывающих морфобиомеханические признаки. можно повысить надежность и объективность первичного отбора и начальной спортивной ориентации юн...
Динамика прироста показателей физической подготовленности баскетболисток 12-13 лет в процессе тренировки
Данная тема является актуальной т. к. спортивные игры широко применяются в тренировке спортсменов практически всех видов спорта. Применяются как эффективное средство общей физической подготовки,...
Возрастные нормы для начала занятий спортом и этапов спортивной подготовки
Из приведенной таблицы не следует, что ребёнку нельзя заниматься спортом в более позднем возрасте....
К вопросу о совершенствовании гибкости как важнейшего фактора повышения уровня физической подготовленности баскетболистов на этапе начальной подготовки
Повышение зрелищности баскетбольных матчей, связанное с увеличением скорости и мастерства спортсменов, уменьшением ограничений в игровой деятельности способствовало увеличению числа официальных игр, в...
Мониторинг усвоения контрольных нормативов для оценки общей и специальной физической подготовленности группы начальной подготовки второго года обучения по спортивной гимнастике (юноши)
Работа предназначена тренерам - преподавателям, инструкторам по физической культуре и спорту. Рассчитана для детей 6 - 8 лет. Д...
Презентация "Динамика физической подготовленности спортсменов в течение многолетней подготовки"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ В ТЕЧЕНИЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ"...
Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени
Контрольно-переводные нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...