Динамика прироста показателей физической подготовленности баскетболисток 12-13 лет в процессе тренировки
методическая разработка по физкультуре (6 класс) по теме

Джамалова Эсмира Джейхун гызы

 

Данная тема является актуальной т. к. спортивные игры широко применяются в тренировке спортсменов практически всех видов спорта. Применяются как эффективное средство общей физической подготовки, развития физических качеств и обогащения двигательного опыта спортсменов, особенно юных. В игровых видах спорта «другие» (по отношению к избранной игре) спортивные игры также включаются в число средств общей и специальной физической подготовки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dzhamalova.doc250.5 КБ

Предварительный просмотр:

Динамика прироста показателей физической подготовленности баскетболисток 12-13 лет в процессе тренировки

Выполнила Учитель физической культуры МБУ школы № 21 г. о. Тольятти Джамалова Эсмира Джейхун гызы.

Тольятти 2013 г.

Содержание

Введение

3

Глава 1  Научно-теоретический анализ динамики прироста показателей физической подготовленности баскетболисток 12-13 лет в процессе тренировки

5

1.1 Характеристика физических способностей баскетболистов

5

1.2 Возрастные особенности учащихся 12-13 лет

8

1.3 Особенности тренировки и методики обучения спортсменов-баскетболистов

11

Глава 2 Экспериментальное изучение динамики прироста показателей физической подготовленности баскетболисток 12-13 лет

27

2.1 Определение уровня развития показателей физической подготовленности баскетболисток

27

2.2. Внедрение специальных упражнений баскетболистов в учебно-тренировочный процесс

28

2.3. Изучение динамики прироста показателей физической подготовленности баскетболисток 12-13 лет

30

Заключение

34

Литература

36

Приложение 1

38

Приложение 2

40

Приложение 3

41


Введение

Актуальность.

Спортивные игры можно с уверенностью назвать универсальным средством физического воспитания. С их помощью достигается основная цель- формирование основ физической и духовной культуры личности, повышение ресурсов здоровья как системы ценностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом стиле жизни. Велика роль спортивных игр в решении задач физического воспитания в широком возрастном диапазоне, таких, как формирование осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта.

Эффективность спортивных игр в содействии гармоничному развитию личности объясняется, во-первых, их спецификой; во-вторых, глубоким разносторонним воздействием на организм занимающихся, развитием физических качеств и освоением жизненно важных двигательных навыков; в-третьих, доступностью для людей различного возраста и подготовленности (уровень физической нагрузки регулируется в широком диапазоне - от незначительной в занятиях с оздоровительной направленностью до предельного физического и психического напряжения на уровне спорта высших достижений); в-четвертых, эмоциональным зарядом, здесь по этому признаку все равны - « и стар и млад»; в-пятых, спортивные игры увлекательное зрелище, по этому признаку с ними не могут сравниться другие виды спорта.[4]

Данная тема является актуальной т. к. спортивные игры широко применяются в тренировке спортсменов практически всех видов спорта. Применяются как эффективное средство общей физической подготовки, развития физических качеств и обогащения двигательного опыта спортсменов, особенно юных. В игровых видах спорта «другие» (по отношению к избранной игре) спортивные игры также включаются в число средств общей и специальной физической подготовки.[10]

Объект исследования: уровень физической подготовленности баскетболисток 12-13 лет.

Предмет исследования: процесс роста физической подготовленности баскетболисток.

Гипотеза:

Предполагается, что внедрение специальных упражнений позволит повысить прирост физической подготовленности баскетболисток.

Цель работы: изучить особенности тренировки и выявить изменение показателей физической подготовки баскетболисток.

Задачи работы:

  1. Изучить научно-методическую литературу по выбранной теме.
  2. Ознакомиться с особенностями методики тренировки.
  3. Подобрать и внедрить средства для развития физической подготовленности в учебно – тренировочный процесс.
  4. Сделать анализ проделанной работы.

Методы исследования:

1.  Теоретический анализ и обобщение литературных источников.

2.  Изучение документов и материалов.

3.  Тестирование.

4.  Педагогический эксперимент.

5.  Математико-статистические методы

Глава 1 Научно-теоретический анализ динамики  прироста показателей физической подготовленности баскетболисток 12-13 лет в процессе тренировки

1.1. Характеристика физических способностей баскетболистов

Все дети школьного возраста делятся на 3 возрастные группы: младшие школьники (7—11 лет), подростки (11 — 15 лет), старшие школьники (15—17 лет). Такая возрастная периодизация широко используется в педагогике и возрастной психологии. Однако особенности биологического развития детей школьного возраста лучше учитываются в физиологической периодизации: 7 лет — конец периода первого детства; 8—11 лет (девочки) и 8—12 лет (мальчики) — период второго детства. Подростковый возраст по этой периодизации наступает с 12 лет у девочек и с 13 лет у мальчиков. С 16 лет у девочек и с 17 лет у мальчиков начинается юношеский возраст. Каждой возрастной группе детей свойственны особенности строения и функций систем организма и психологические особенности, учет которых необходим для рационального физического воспитания.

Весь школьный период развития ребенка должен находиться под постоянным педагогическим и врачебно-физиологическим контролем.

На общеобразовательных уроках необходимо постоянно наблюдать за сохранением правильной осанки. Для этого рекомендуется выполнять разгрузочные упражнения для позвоночного столба, а также комплексы упражнений, используемые для активного отдыха.

На уроках физической культуры следует применять специальные комплексы упражнений для формирования «мышечного корсета», поддерживающего нормальную осанку. Следует избегать упражнений с резкими односторонними толчками, асимметричным подниманием тяжестей, чрезмерной и длительной нагрузки на опорную поверхность стоп.

С возрастом изменяется абсолютная величина мышечной массы, ее относительный вес, а также морфологическая структура мышц. К 7—8 годам удельный вес мышечной массы увеличивается до 28% (у новорожденного она составляет 23—24% веса тела). Существенные изменения претерпевает микроструктура мышц: увеличивается число миофибрилл — сократительных элементов мышечных клеток, повышаются их энергетические запасы, снижается количество воды. У детей младшего школьного возраста наблюдается интенсивное развитие мелких мышц кисти. Этому способствуют и новые формы движений.

В темпах увеличения роста и веса тела, а также силы отдельных мышечных групп у мальчиков и девочек школьного возраста имеются существенные различия, которые необходимо учитывать при занятиях физическими упражнениями. До 10.лет существенных различий в темпах изменения роста и веса между девочками и мальчиками не наблюдается. С 10 лет длина тела у девочек резко увеличивается, а с 11 лет они заметно обгоняют мальчиков и в весе тела. Резкое увеличение длины тела у мальчиков начинается с 12, а веса — с 13 лет. К 15 годам мальчики становятся выше девочек, имеют больший объем и размах грудной клетки, выраженные преимущества в развитии мышечной силы и быстроте движений.

Формирование двигательной функции у детей школьного возраста определяется не только и не столько созреванием опорно-двигательного аппарата, сколько степенью зрелости высших центров регуляции движений.

Максимальный рост силы на 1 кг собственного веса наблюдается до 14 лет. После этого темпы роста относительной силы снижаются. Показатели относительной силы у девочек значительно уступают соответствующим показателям у мальчиков. Поэтому в занятиях с девочками старше 13—14 лет следует особенно строго дозировать упражнения, выполняемые с большими напряжениями, лазание по канату, переноску груза.[3]

Показатели функциональной зрелости нервно-мышечного аппарата — возбудимость и лабильность — уже к 8—10 годам приближаются к уровню взрослых людей. Время возбуждения отдельных мышечных групп у детей 8—10 лет может быть даже меньше, чем у взрослых.

В возрасте от 7 до 12 лет наблюдается интенсивный рост темпа движений. У мальчиков от 7 до 9 лет темп движений резко увеличивается в отличие от девочек. К 10—12 годам темпы движений у девочек и у мальчиков выравниваются. Быстрота и частота движений, а также способность поддерживать их максимальный темп к 14— 15 годам достигают близких к предельным значений.[6]

Развитие пространственной ориентировки связано в первую очередь с повышением мышечной чувствительности. Она достигает уже в младшем школьном возрасте такого уровня развития, при котором можно разучивать технически сложные движения. Дети хорошо дифференцируют мышечные ощущения, а отдельные упражнения для них оказываются более доступными, чем для взрослых - в 14—15 лет способность к овладению сложной координацией движений становится хуже, чем у подростков 12— 13 лет.

Важным показателем двигательных способностей детей школьного возраста является моторная адаптация, т. е. умение приспосабливать структуру освоенных двигательных действий к различным условиям. Такие показатели моторной адаптации, как прыжковый и беговой тесты, с возрастом улучшаются.

Отношение времени пробегания скоростного отрезка 30 м к суммарному времени «челночного» бега на эту дистанцию (беговой тест) с возрастом уменьшается. Это вызвано повышением уровня скоростно-силовых качеств. Показатели прыжкового теста с возрастом улучшаются. Специальные занятия физическими упражнениями приводят к уменьшению различий между субъективной оценкой пространственных параметров движений с их истинными значениями. Однако тенденция к их субъективной переоценке сохраняется и у тренированных школьников.[15]

1.2 Возрастные особенности учащихся 12-13 лет

У детей среднего школьного возраста начинается период предполового и полового созревания (переходный). Он продолжается 2-3 года (у мальчиков- с 13-14 до 16-18лет, у девочек с 12-13 до 16 лет)

Во внешнем облике и поведении детей, подростков происходят значительные изменения вследствие влияния гормонов половых желез, щитовидной железы, передней доли придатка мозга.

При врачебном обследовании подростков обращают внимание на развитие вторичных половых признаков: волосяной покров на лобке, в подмышечных впадинах, а девочек - и на развитие грудных желез, появление менструаций.

Высшая нервная деятельность изменяется в этот период значительно. Продолжающимся преобладанием процессов возбуждения над тормозными объясняется порывистость, чрезмерная двигательная активность подростков.

Начинается более четкое формирование типологических особенностей высшей нервной деятельности. Быстро образуются двигательные навыки, повышается работоспособность. К 13-14 годам развитие двигательных способностей может достигать уже высокого уровня.

В 12-14 лет происходит усиленное развитие сердечно-сосудистой системы. К 15 годам сердце по сравнению с сердцем новорожденного увеличивается в 15 раз. У некоторых подростков и юношей наблюдается отставание размеров сердца от общего роста туловища. Это может быть причиной недостаточной функциональной способности.

Систематичность спортивные занятия приводят к умеренной гипертрофии мышцы сердца, а также к расширению его полостей. У подростков, не занимающихся физической культурой и спортом, частота ударов пульса колеблется в пределах 80-85 в 1 минуту. В 2-3% случаев отмечается аритмия, чаще экстрасистолия временного характера,. артериальное давление повышается. В 12 лет при пульсе 90 ударов в 1 минуту. максимальное артериальное давление равно 100-105 мм рт.ст., минимальное – 60-65 мм, а в 15 лет – соответственно 74, 105-110 и 65-70мм.

При врачебном обследовании подростков применяют функциональную пробу сердечно сосудистой системы с 2- минутным бегом в темпе 180 шагов в 1 минуту. Реакция на нее характеризуется значительным учащением пульса и сравнительно небольшим повышением максимального артериального давления и замедленным периодом восстановления. При переутомлении, вызванном нарушениями режима учебно-тренировочных занятий, могут быть атипические реакции на функциональную пробу.

Из-за продолжающегося преобладания симпатических влияний отмечается легкая возбудимость сердца. В отдельных случаях возможны: сердцебиения, аритмия, систолические шумы и другие симптомы нарушения сердечной деятельности. В случаях появления у подростков на занятиях бледности или резкого покраснения, синюшности и т.д. преподаватель, тренер должны направлять их к врачу.

С возрастом улучшаются дыхательные функции. Например, число дыханий у подростков урежается ( в среднем 18-20 разв 1 мин.), минутный объем дыхания увеличивается (до 3-4 л),ЖЕЛ с 1900 мл в 12 лет повышается до 2700 мл в 15 лет.

Наибольшие изменения в период предполового и полового созревания наблюдаются в физическом развитии. Для подростков характерны длинные конечности при относительно коротком туловище. Отмечается отставание нарастания веса от увеличения роста. Окончательно формируются кривизны позвоночника.

Вес мышц составляет в 16 лет 32,6% к весу тела, тогда как в 8 лет- 27,2%.

В 12- 14 лет годичные приросты признаков физического развития небольшие: в 14-15 лет начинается более усиленный рост в длину- в среднем около 8 см в год, а в отдельных случаях- 12-15 и даже 20 см. Подростки прибавляют в весе в среднем 8 кг за год. Увеличивается объём грудной клетки. Повышается сила кисти и становая сила: первая в 15 лет равна в среднем 36 кг у мальчиков и 27 кг у девочек, которая – соответственно 92 и 57 кг. В 12-14 лет девочки в физическом развитии превосходят мальчиков. В 15-16 лет мальчики догоняют и перегоняют девочек.

Систематические занятия спортом положительно влияют на физическое развитие детей. Годичные приросты антропометрических признаков у них выше, чем у школьников, занимающихся только на уроках физического воспитания.

Подростки показывают хорошие результаты в скоростных упражнениях, но плохо переносят нагрузки на выносливость, на силу. В этом периоде особенно полезна разносторонняя тренировка.

Силовые упражнения в большом объёме могут привести к задержке роста костей в длину, изменениям форм позвоночника, спины, ног, в частности стоп.

Иногда, стремясь достичь в короткий срок успехов в силе, подростки, юноши переоценивают свои возможности, нарушают основные правила тренировки- последовательность, постепенность и т.д., применяют максимальные напряжения, часто вопреки чувству самосохранения. Преподаватель, тренер обязаны направить в нужное русло энергию подростков и юношей, добиваясь их разностороннего, гармонического физического и духовного развития.

Наибольшее внимание надо уделять наблюдению за юными спортсменами в период полового созревания. Приспособляемость к физическим нагрузкам в этот период ухудшается. Некоторые подростки, ранее показывавшие хорошие спортивные результаты, могут резко снизить их в период полового созревания. Нельзя в это время увеличивать нагрузку, так как в большинстве случаев это приводит к ухудшению здоровья, ещё большему снижению спортивных результатов. В этом случае спортсмен нуждается в тщательном врачебном обследовании. Врач преподаватель, тренер совместно определяют для него индивидуальный режим тренировки и жизни. Иногда лучшим способом нормализации функций, в том числе двигательных, является временное (на2-5 месяцев) прекращение специальных тренировок, активный отдых.

Начиная с 14-летнего возраста, занятия спортом мальчиков и девочек следует проводить раздельно.

Подросткам разрешаются занятия почти по всем видам спорта и участие во внутришкольных, районных и других соревнованиях.

Различные годы полового созревания в ряде случаев стирают грани между средним и старшим школьными  возрастами. У отдельных школьников старшего возраста отмечаются такие особенности, которые характерны для детей среднего школьного возраста, и наоборот. [1]    

1.3 Особенности тренировки и методики обучения спортсменов баскетболисток.

Спортивные игры характеризуются разнообразной двигательной деятельностью. Они включают бег, ходьбу, прыжки, ловлю и броски. Эти упражнения выполняются в условиях взаимодействия с игроками своей команды и командами соперников. Эффективность действий спортсмена в игре обусловлена быстротой оценки игровых положений и действиями игроков, совершенствованием технических приемов, уровнем физического развития.[18]

Двигательная деятельность спортсмена во время игры разнообразна: одни технические приемы сменяются другими в постоянно изменяющихся ситуациях. Действия игроков, как правило, носят ациклический характер. Основные технические приемы игры, доведенные до степени автоматизированных двигательных навыков, облегчают действия спортсмена во время игры. Новые формы движений, возникающие обычно внезапно, являются результатом синтеза автоматизированных технических элементов, осуществляемых под контролем сознания.[19]

Интенсивность мышечной деятельности в спортивных играх может изменяться в значительных пределах в зависимости от продолжительности и напряженности игры, количества игроков, размеров площадки.

С ростом спортивного мастерства сокращается время, необходимое для оценки сложной игровой ситуации и принятия соответствующего решения. Так, у баскетболисток I спортивного разряда скорость переработки информации в большей степени отличается от скорости переработки информации у спортсменов низших разрядов. У спортсменов-игровиков отмечается улучшение глубинного зрения, т. е. способность различать расстояние до предметов, находящихся на разном удалении от глаз. Пороги глубинного зрения у них тем меньше, чем меньше расстояния, подвергающиеся оценке. Наименьшие пороги глубинного зрения отмечаются у теннисистов и волейболистов.[5]

Систематические целенаправленные занятия баскетболом, рекомендуется начинать в возрасте 10—11 лет. Участие в соревнованиях разрешается, как правило, через- 1—1,5 года систематических занятий.

С детьми 10—13 лет следует проводить трехразовые тренировки в неделю продолжительностью 90 мин. В 13—14-летнем возрасте продолжительность занятий увеличивают до 2—2,5 часа.

Физическая подготовка юных спортсменов на этом этапе должна строиться с учетом направленного воздействия на воспитание специфических для данного вида игровой деятельности качеств, на основе всестороннего развития спортсмена.[14]

Средства общей и специальной физической подготовки юных спортсменов должны быть направлены на развитие скоростно-силовых качеств, ловкости, выносливости. Для совершенствования этих качеств используются как общие, так и специфические игровые средства. С целью воспитания быстроты применяется бег с максимальной скоростью на коротких отрезках, различные скоростно-силовые упражнения. Кроме того, выполняются определенные игровые действия по внезапному сигналу с максимальной скоростью передвижения по площадке, различные повороты, уходы от противника и т. д.

Для воспитания силы применяются упражнения с небольшими отягощениями, выполняемыми с максимальной  скоростью, прыжки и специальные технические силовые приемы. Повышение общей выносливости достигается посредством применения малоинтенсивного кроссового бега различной продолжительности и разнообразных средств физической подготовки. Специальная выносливость совершенствуется при увеличении продолжительности игры, участия в соревнованиях.[8]

В характере воздействий тренировочных и соревновательных нагрузок на организм детей и подростков 11—12 и 14—16 лет имеются существенные отличия. У детей 11 —12 лет степень выраженности функциональных сдвигов после тренировочных или соревновательных игр практически не отличается. В возрасте 14—16 лет функциональные сдвиги после соревновательных игр выражены в большей степени, чем после тренировки. Заметные изменения показателей деятельности сердечно-сосудистой системы у подростков после соревновательных игр можно объяснить тем, что в этих условиях подростки выполняют большую, чем 11—12-летние школьники, работу.

Объемы тренировочной нагрузки, выполняемые баскетболистками, в последние годы резко увеличились. Это обусловлено высоким уровнем подготовленности сильнейших команд мира в игровых видах спорта.[7]

Современный баскетбол - это атлетическая игра, характеризующаяся высокой двигательной активностью, большой напряженностью игровых действий, требующая от игрока предельной мобилизации функциональных возможностей и скоростно-силовых качеств.

Задачи физической подготовки - разностороннее развитие и укрепление здоровья, повышение функциональных возможностей и двигательных качеств баскетболисток.[2]

Задачи физической подготовки :

1.Повышение уровня развития и расширение функциональных возможностей организма (функциональная подготовка).

2. Воспитание физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости), а также развитие связанных с ними комплексов физических способностей, обеспечивающих эффективность игровой деятельности (прыгучесть, скоростные способности, мощность метательных движений, игровая ловкость и выносливость - атлетическая подготовка).

Решение этих задач осуществляется в процессе общей и специальной физической подготовки.[9]

Общая физическая подготовка обеспечивает всестороннее развитие баскетболиста и создает предпосылки для наиболее эффективного проявления специальных физических качеств в избранном виде спорта. Она должна иметь специфическую направленность, а именно: укреплять органы и системы организма спортсмена применительно к требованиям баскетбола, способствовать переносу тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на основные действия.

Специальная физическая подготовка играет ведущую роль в формировании двигательных способностей баскетболиста и находится в прямой зависимости от особенностей техники, тактики игры, показателей соревновательной нагрузки и психической напряженности. Осуществляется она в тесной связи с овладением и совершенствованием навыков и умений в баскетболе с учетом условий и характера использования игроком этих навыков в соревновательной обстановке. .[13]

Невысокий уровень физической подготовленности баскетболиста лимитирует его способности при овладении технико-тактическим арсеналом и совершенствовании его. Например, баскетболист, у которого недостаточно развита прыгучесть, не может овладеть современной техникой броска в прыжке и участвовать в борьбе за мяч у щита. Команда, игроки которой медлительны, не может эффективно применять быстрый прорыв, прессинг и т. д.

Общая и специальная физическая подготовка взаимосвязаны, дополняют друг друга. С одной стороны, эти виды подготовки зависят от особенностей игры, с другой - определяют реальные возможности действий баскетболиста в соревнованиях. Необходимо также отметить, что достаточно высокий уровень физической подготовленности игрока является важным фактором психологического плана, а именно: придает уверенность в борьбе, способствует проявлению более высоких волевых качеств в экстремальных условиях. .[10]

Функциональные возможности баскетболиста составляют основу его физической подготовленности. Уровень их развития конкретно проявляется в спортивной работоспособности - способности игрока совершать специфическую для него работу в течение длительного времени, достаточного для получения устойчивых сдвигов.

Работоспособность проявляется, прежде всего, в виде двух отличных по своей биохимической природе интегративных свойств организма - аэробной и анаэробной производительности (т. е. в условиях полного и недостаточного кислородного обеспечения мышц). При построении тренировки на отдельных этапах необходимо учитывать степень воздействия физических упражнений на функциональные сдвиги организма спортсмена.

Воспитание силы. Современный атлетический баскетбол предъявляет высокие требования к силовым способностям игрока, в значительной мере определяющим высоту прыжков, быстроту выполнения различных приемов, скорость перемещения и имеющим большое значение для проявления ловкости и выносливости. В игровой деятельности это физическое качество проявляется в сочетании с быстротой движения в рамках определенного двигательного навыка, соответствующего правильной технике игры в баскетбол. .[17]

По характеру и условиям проявления мышечной силы принято различать собственно силовые (в статических режимах и медленных движениях) способности. Ведущую роль в баскетболе играют скоростно-силовые способности. По данным науки, в баскетболе более 70% движений носят скоростно-силовой характер. Однако при перемещениях в защитной стойке, вырываниях мяча и других жестких, так сказать, действиях требуются значительные статические усилия. Поэтому силовая подготовка игрока должна быть разносторонней и развивать силу мышц в различных режимах.

Важной, разновидностью мышечной силы является взрывная сила, отражающая способность проявлять, возможно, большую силу в.- минимально короткое время, регламентируемое условиями спортивного упражнения или игрового действия. Этот вид силы баскетболисты реализуют в прыжках, быстрых прорывах, мощных длинных передачах. .[5]

Для развития взрывной силы в практике тренировки все шире используют следующие упражнения в динамических скоростных режимах: толкания, броски ногами тяжелых набивных мячей на дальность; перетягивание, вытеснение или выталкивание партнеров из обозначенного на площадке пространства; вырывание мячей из рук соперников; элементы вольной борьбы и самбо.

Одной из важнейших комплексных скоростно-силовых способностей баскетболистов является прыгучесть - способность максимально высоко выпрыгивать при выполнении бросков в прыжке, подборе мяча у щита, при спорных бросках и т. п. .[6]

Специфическими способностями проявления прыгучести являются:

-быстрота и своевременность прыжка;

-выполнение прыжка с места или короткого разбега, преимущественно в вертикальном направлении;

-выполнение прыжка с высоко поднятыми руками;

-неоднократное  повторение прыжков в условиях силовой борьбы (серийная прыгучесть);

-управление своим телом в безопорном положении;

-точность приземления и готовность к немедленным последующим действиям.

Основными средствами развития прыгучести у баскетболистов считают разнообразные прыжки вверх и в длину с места и с короткого разбега, серийные прыжки, прыжки через гимнастические снаряды, а также различные упражнения с отягощениями. .[8]

При индивидуальном планировании силовой тренировки следует учитывать, что характер двигательной деятельности у игроков разного амплуа определяет и уровень развития силовых способностей. При передвижениях, например, у защитников наибольшее значение имеет сила мышц подошвенных сгибателей стопы, у нападающих - относительная сила мышц-разгибателей ноги, у центровых - взрывная динамическая сила. Это является основанием для дифференцированного подхода при совершенствовании силовых способностей баскетболистов разных игровых амплуа. У квалифицированных баскетболистов силу нужно развивать на основе комплекса силовых упражнений с акцентом на быстроту и ловкость. Силовые упражнения должны сочетаться с упражнениями, направленными на увеличение подвижности в суставах и расслабление. Основные методы воспитания и совершенствования силы: повторное поднимание непредельного веса «до отказа», с максимальным усилением, метод круговой тренировки,- метод сопряженных воздействий, интервальный, соревновательный. .[11]

Воспитание быстроты (скоростных способностей).

Под быстротой как физическим качеством понимают способность баскетболиста выполнять движения в минимальный промежуток времени. Принято выделять элементарные и комплексные формы проявления быстроты. К элементарным формам относятся: время простой и сложной реакции, время одиночного движения и частота движений:

Простая реакция спортсмена - это ответ определенным движением на заранее известный, хотя и внезапно проявляющийся сигнал (например, старт в беге, выпрыгивание при розыгрыше спорного мяча). Для баскетбола характерны проявления сложных реакций, таких, как реакция на движущийся объект (мяч, партнер) и реакция выбора, когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, наиболее адекватное данной ситуации. Квалифицированные игроки достигают высокого уровня развития быстроты, как простой, так и сложной реакции благодаря развитию умения предвидеть ситуации и реагировать не на само движение, а на подготовительные действия к нему.

В игре обычно требуется комплексное проявление всех форм быстроты, так как они являются составными большинства двигательных действий баскетболистов и проявляются в быстроте передвижений при выполнении отдельных технических приемов с мячом и без мяча и их комплексов, в быстроте смены одних приемов другими. Отличительной особенностью развития быстроты в баскетболе является необходимость проявления ее в непрерывно меняющихся ситуациях, при наличии сбивающих факторов (сопротивление противника, психологическая напряженность, утомление). И все же при всей важности быстрой реакции окончательный результат зависит от способности быстро наращивать скорость (стартовое ускорение) и достигать максимальной скорости, а также от способности удерживать эту скорость и противостоять утомлению (дистанционная скорость). .[18]

Скоростные способности являются фоном, на котором проявляются такие ее стороны, как быстрота выполнения бросков, передач, ведения, скорость решения тактических задач.

Для воспитания сложных реакций можно использовать упражнения, в которых необходимо реагировать на

движущийся предмет (мяч, партнер), появляющийся внезапно, меняющий скорость движения, и разнообразные изменения игровых ситуаций. Например, сигналом для начала движения в быстрый прорыв может являться мяч, отскочивший от щита.

Высокой частотой движений овладевают при выполнении кратковременных упражнений (10—20 с) в максимальном темпе с таким расчетом, чтобы к концу выполнения, с появлением утомления, скорость не снижалась. .[19]

Быстрота стартового ускорения и дистанционная скорость являются фундаментом быстроты в баскетболе, так как на их фоне проявляются другие стороны этого физического качества, например, быстрота передач, ведения и обводки, выполнение элементов быстрого прорыва и прессинга. Добиваться увеличения скорости передвижения можно не только воздействуя на скоростные способности игрока, но и воспитывая силовые способности, совершенствуя технику движений.

Основными средствами воспитания быстроты в баскетболе являются скоростные упражнения, выполняемые с предельной или околопредельной скоростью. Приведем ряд методических приемов, которые способствуют развитию этого качества:

-выполнение упражнений в облегченных условиях (бег по наклонной дорожке, использование силы тяги подвесок);

-чередование упражнений в затрудненных и обычных условиях, варьирование отягощений;

-бег за лидером (партнером), бег с разгона;

-введение ограничения времени выполнения упражнения, пространственных условий его выполнения.

Воспитание выносливости. Для современного баскетбола характерны очень высокие соревновательные и тренировочные нагрузки, темп игры, выполнение технических приемов на большой скорости с сопротивлением противника, применение активных систем защиты и нападения, быстрого прорыва и прессинга. Длительный соревновательный период, высокая напряженность турниров и отдельных матчей требуют высокого уровня развития выносливости, т. е. способности противостоять появляющемуся в результате соревновательных нагрузок утомлению. Именно поэтому необходимо развивать выносливость баскетболистов. Баскетболист, обладающий достаточной выносливостью, более длительное время сохраняет высокую спортивную форму, проявляет высокую двигательную активность как в одном матче, так и на протяжении турнира, демонстрирует более стабильную и эффективную технику, отличается быстрым тактическим мышлением, более результативен. .[16]

Для баскетболиста важна как общая, так и специальная выносливость. Развивать их целесообразно последовательно, в соответствии с этапами круглогодичной тренировки. На этапе общей подготовки подготовительного периода годичного цикла следует преимущественно заниматься вопросами общей выносливости, что предполагает развитие всех физических качеств и создание необходимой базы аэробных возможностей. Особенно ценными средствами совершенствования аэробных возможностей являются кроссы, плавание, гребля, ходьба на лыжах и другие упражнения циклического характера, выполняемые с малой, средней и переменной интенсивностью, с постепенным увеличением объема.

  1. Однако длительная равномерная работа монотонна и баскетболисты не всегда охотно ее выполняют. Предпочтительной формой тренировки является фартлек - бег с разной скоростью в большом объеме в лесу или на пересеченной местности. Совершенствование общей выносливости проводится с использованием равномерного, непрерывного, повторного и переменного методов.

Особенностью проявления функциональных способностей баскетболистов в игре является чередование аэробных и анаэробных процессов. В момент высокой двигательной активности активизируются анаэробные процессы, накапливается кислородный долг. Мощность аэробных процессов определяет быстроту восстановления и ликвидации кислородного долга. Поэтому высокий уровень общей выносливости служит прочной основой специальной выносливости. На этапах специальной подготовки и предсоревновательном соотношение средств и методов развития выносливости меняется - увеличивается доля специальных. .[7]

Для определения интенсивности упражнения используют показатель частоты сердечных сокращений. Если ЧСС при выполнении упражнений в пределах 150 уд/мин, значит, они соответствуют развитию аэробных способностей, в пределах 165 уд/мин - оказывают аэробно-анаэробное воздействие, если ЧСС выше 180 уд/мин - упражнения воздействуют на аэробные способности. Остальные компоненты нагрузки варьируют в зависимости от метода тренировки. Специальными методами развития выносливости баскетболистов являются интервальный, повторно-переменный, сопряженный, соревновательный, круговая форма тренировки.

Включая в тренировки упражнения для развития выносливости, необходимо предусматривать, чтобы тренировочные и соревновательные воздействия соответствовали функциональным возможностям и уровню подготовленности игрока. Интенсификация нагрузок возможна лишь при широком использовании средств, стимулирующих восстановительные процессы в организме спортсмена. .[8]

Это, прежде всего рациональное построение занятий. Здесь большое значение имеют:

-правильное сочетание нагрузок и отдыха;

-вариативность средств и методов тренировки;

-проведение активного отдыха в день, следующий после дня занятий с максимальной нагрузкой;

-выполнение  упражнений в паузах между основными упражнениями для активного отдыха и расслабления;

-пассивный отдых в состоянии полного расслабления (желательно в воде);

-использование музыки и ритмолидера;

-проведение тренировок в разнообразных условиях (на стадионе, в лесу, в парке, на берегу реки и т. д.);

-обеспечение хороших бытовых условий и устранение отрицательных факторов;

-обеспечение рационального питания и витаминизации, массаж, гидропроцедуры, физиотерапия.

Воспитание ловкости. Под ловкостью принято понимать способность овладевать сложнокоординированными движениями, а также быстро и точно решать сложные двигательные задачи и перестраивать двигательную деятельность в соответствии с изменяющейся обстановкой.

Ловкость - комплексное качество, в котором органически сочетаются проявление высокого уровня силы и быстроты с координированностью движений и их точностью. Различают три степени ловкости. Первая степень - это пространственная точность и координированность движений вообще, вторая - пространственная точность и координированность движений, выполняемых в сжатые сроки, третья - пространственная точность и координированность движений, осуществляемых в сжатые сроки в изменяющихся условиях. Для баскетбола характерны проявления всех степеней, но особо важна третья - она помогает игроку осваивать технику движений, быстро и точно использовать двигательные навыки и умения во внезапно меняющейся игровой обстановке, рационально перестраивать свои действия. Важнейшая роль принадлежит ловкости при изучении и совершенствовании спортивной техники. Способность быстро и точно овладевать новыми движениями зависит от накопленного баскетболистом запаса двигательных навыков и функциональных возможностей. .[17]

В процессе овладения новыми приемами техники запас элементов движений способствует их объединению в более сложные двигательные навыки. Поэтому одним из главных средств развития ловкости являются упражнения с элементами новизны, связанные с преодолением координационных трудностей. Наиболее распространенными средствами воспитания ловкости являются элементы акробатики и гимнастики, спортивные игры, позволяющие расширять диапазон вариативности двигательных навыков.

Однако, учитывая специфику проявления ловкости в баскетболе, целесообразно подбирать такие упражнения, которые по своему содержанию и характеру приближались бы к специфике игры. Так, для развития ловкости в передвижениях широко используют специализированные упражнения и игры с характерными для баскетбола сочетаниями: быстрота реакции - стартовое ускорение - дистанционная скорость - одновременное выполнение приемов с мячом и решение тактических задач. При выполнении упражнений широко используют различные методические приемы - изменение условий старта, пространственных границ, способов выполнения упражнений, усложнение их дополнительными движениями, сопротивление противника, введение фактора неожиданности, что стимулирует проявление координации движений. .[15]

Для развития ловкости в быстро меняющихся игровых ситуациях рекомендуются упражнения типа преодоления полосы препятствий, выполняемые в быстром темпе одно за другим, например:

-акробатический прыжок - кувырок через препятствие, после короткого разбега прыжок «в окно», далее, отталкиваясь от пружинного мостика, вспрыгнуть  на канат, влезть по нему до определенной отметки и соскочить на точность приземления;  упражнение  заканчивается рывком к финишной черте;

-старт лежа на спине с набивным мячом в руках - пробежать 4—5 м, перепрыгнуть через барьер, затем перелезть через гимнастическое бревно, выполнить рывок на 6—8 м и с ходу вспрыгнуть на гимнастическую стенку, влезть по ней, коснуться рукой стены над верхним брусом; упражнение заканчивается спрыгиванием и заключительным рывком к финишной черте.

Подобные упражнения проводят в виде состязаний двух команд, фиксируя время, затраченное командами на преодоление препятствий. Необходимо учитывать, что они требуют не только физических усилий, но и значительных нервных напряжений. Поэтому нецелесообразно в одно занятие включать много таких упражнений. Вводить их в тренировочное занятие следует в начале основной части. .[19]

Основные методы использования этих упражнений - повторно-переменный, игровой и соревновательный.

Воспитание гибкости и умения расслабляться. Понятие «гибкость» отражает морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Способность баскетболиста выполнять движения с большой амплитудой в некоторой степени определяет легкость и свободу выполнения технических приемов, их быстроту и точность. Мерилом степени развития гибкости является максимальная амплитуда движений. Амплитуда движений зависит от подвижности в суставах, эластичности мышц, связок и сухожилий, силы мышц, а также состояния центральной нервной системы.

Основная задача развития гибкости баскетболиста - совершенствование этого качества применительно к требованиям баскетбола. В первую очередь следует уделять внимание увеличению подвижности в голеностопных и лучезапястных суставах. .[17]

Ведущий метод при использовании упражнений на гибкость - повторный. Способность к расслаблению у баскетболистов должна развиваться применительно к бросковым и метательным движениям. Напряженность мышц плечевого пояса, кисти, спины затрудняет освоение техники движений, ограничивает ее вариативность и эффективность. Мягкость, раскрепощенность, маневренность необходимы баскетболистам в передвижениях и прыжках, особенно при приземлении, в момент, когда игрок готовится к активным повторным действиям. Баскетболисты высокого класса, как правило, владеют искусством расслабления, выполняют приемы легко и свободно, включая в активную работу только необходимые для обеспечения рациональных движений мышцы, оптимально расслабляя остальные. .[12]

Для овладения умением расслабляться используют упражнения, при выполнении которых используется вес отдельных частей тела, находящихся в более высоком положении по отношению к площадке, более сложные упражнения, выполнение которых связано с перемещением центра тяжести тела.

Умение расслаблять основные группы мышц, обеспечивающие игровые действия, формируется у баскетболистов с помощью следующих упражнений:

-встряхивание кистей при различных исходных положениях рук;

-размахивание свободно опущенными руками с поворотами туловища направо и налево;

-прыжки на месте или расслабленный семенящий бег со свободно опущенными руками;

-перенесение тяжести тела поочередно с одной ноги на другую, быстро сгибая колено свободной ноги, неотрывая носка от пола;

-поднимание и опускание бедра двумя руками (голень и стопа расслаблены);

-прыжки на месте на одной ноге со свободным покачиванием расслабленной ногой;

-расслабленное покачивание туловищем в наклоне вперед, руки свободно опущены.

Для совершенствования умения расслабляться с успехом применяется психорегулирующая тренировка.[6]


Глава 2 Экспериментальное изучение динамики прироста показателей физической подготовленности баскетболисток 12-13 лет

2.1 Определение уровня развития показателей физической подготовленности баскетболисток

Исследовательская работа проводилась на базе МБУ школы № 21  в период преддипломной практики с 25 апреля по 23 мая 2013г. В эксперименте приняли участие учащиеся 7-8х классов, которые занимаются в секции баскетбола. Предварительно нами проводилось педагогическое наблюдение, чтобы правильно сформировать контрольную и экспериментальную группу, опираясь на одинаковый  уровень физической подготовленности.  Группы  были подобраны одного возраста с приблизительно одинаковым уровнем физической подготовленности.

Для проведения констатирующего и контрольного эксперимента были подобраны следующие тесты:

1 Подтягивание на низкой перекладине

Оборудование: турник.

Процедура тестирования: испытуемый выполняет подтягивание в полную силу, максимальное количество раз.

2 Прыжок в высоту с места

Оборудование: прибор В.М. Абанакова, для измерения высоты выпрыгивания.

Процедура испытания: испытуемый выполняет прыжок вверх с места, держа руки за спиной (3 попытки).

3. Штрафной бросок

Оборудование: мяч.

Процедура испытания: испытуемый выполняет 10 бросков, зачет идет по количеству попаданий.

4. Челночный бег.

Оборудование: секундомер.

 Процедура испытания:  испытуемый выполняет 3 отрезка по

10 метров.

Все результаты были занесены в таблицу 1

Таблица 1

Результаты констатирующего эксперимента


п/п

Группа

Подтягивание на низкой перекладине

Прыжок

в высоту

с места

Штрафной

бросок

Челночный

 бег

1

Контрольная группа

8

29

4

9,1

2

Экспериментальная группа

9

28

4

9,2

Если посмотреть таблицу 1, можно увидеть, что результаты констатирующего эксперимента баскетболисток приблизительно одинаковые по уровню физической подготовленности.

2.2 Внедрение специальных упражнений баскетболисток в учебно-тренировочный процесс

На этапе  формирующего эксперимента осуществлялась работа с экспериментальной группой по повышению показателей подготовленности баскетболисток 12-13 лет в процессе тренировки.

Эта программа содержала комплекс упражнений, которые проводились в основной части тренировки в период всего эксперимента.

Упражнения специальной физической подготовки благодаря сопряженному воздействию способствуют развитию координации, быстроты, скоростно-силовых качеств, ловкости и ориентировки создавая тем самым предпосылки усвоения и совершенствования техники и тактики игры.

Программа работы в экспериментальной группе

Комплекс специальных упражнений баскетболистов для овладения техникой:

1 Стойка баскетболиста- это исходное положение для выполнения любого приема. Ноги расставлены на ширину плеч одна впереди другой слегка согнутых в коленях.

2 Повороты- применяются для сохранения контроля над мячом при противодействии, если игрок стоит на месте.

3 Бросок одной рукой от плеча- наиболее часто применяется в баскетболе (штрафной бросок).

Комплекс специальных упражнений баскетболистов для развития физических качеств:

1 Прыжок в высоту – применяется очень часто в баскетболе для отскока мяча.

2 Челночный бег - применяется в баскетболе для того чтобы делать рывки, ускорения с резкими остановками.

3 Прыжок в длину - применяется в баскетболе при остановке прыжком, при броске в движении.

4 Бег средней интенсивности – применяется для развития  выносливости у баскетболистов.

5 Ускорение – применяется для развития взрывной силы у баскетболистов.

6 Упражнения в парах для развития основных групп мышц, общей силы.[2]

 2.3 Изучение динамики  прироста показателей физической подготовленности баскетболисток 12-13 лет

Третьим этапом эксперимента стало итоговое тестирование двух групп по ранее предложенным тестам. Результаты этого тестирования отражены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты контрольного эксперимента.


п/п

Группа

Подтягивание на низкой перекладине

Прыжок в высоту с места

Штрафной бросок

Челночный бег

1

Контрольная группа

9

29

4

8,9

2

Экспериментальная группа

12

32

6

8,5

При повторном тестировании в двух группах было выявлено, что экспериментальная группа показала результаты выше по сравнению с контрольной группой. В контрольной группе результаты изменились не значительно, почти такие же как при первом тестировании.

Диаграмма 1

Уровень физической подготовленности на этапе констатирующего эксперимента

По диаграмме 1, видно что результаты на этапе констатирующего эксперимента приблизительно одинаковые.

Диаграмма 2

Уровень физической подготовленности на этапе контрольного эксперимента

При повторном тестировании в двух группах мы выявили что экспериментальная группа показала результаты выше, если сравнивать с результатами первоначального тестирования. В контрольной группе результаты остались почти такими же как при первом тестировании, что наглядно видно на диаграмме 2.

На основании полученных результатов была составлена диаграмма 3, на которой видно что результаты экспериментальной группы во все тестах выше чем результаты в контрольной группе. Таким образом, комплекс специальных упражнений баскетболистов, который учащиеся выполняли на протяжении 4 недель дал положительный результат. Можно сделать вывод, что если использовать этот комплекс на протяжении более длительного времени, то произойдет значительный прирост показателей физической подготовленности.

Для более точного представления о результатах проведенного эксперимента была подготовлена сводная таблица 3 с результатами полученными в ходе работы.

Таблица 3

Сводная таблица результатов.

№ п/п

Группа

Подтягивание на низкой перекладине

Прыжок в высоту с места

Штрафной бросок

Челночный бег

1

Контрольная группа

1

0

0

0,2

2

Экспериментальная группа

3

5

2

0,7

Диаграмма 3

Диаграмма прироста показателей физической подготовленности баскетболисток 12-13 лет.

Диаграмма 3, составленная по окончательным результатом, более наглядно демонстрирует выполненную работу. В экспериментальной группе в тестах: подтягивание на низкой перекладине показатель увеличился на 3 раза, при выполнении прыжка в высоту с места результат увеличился на 5 см, показатель в штрафном броске увеличился на 2, а в челночном беге 0,7 секунд. В контрольной группе произошли незначительные изменения в подтягивание на низкой перекладине на 1 раз и в челночном беге на 0,2 секунды.

Заключение

И изучение литературных источников показало, что специальные упражнения баскетболистов влияют на прирост показателей физической подготовленности баскетболисток 12-13 лет процессе тренировки

Спортивные игры оказывают разностороннее влияние на организм занимающихся. Степень влияния зависит от продолжительности, задач игры, и уровня команды. баскетболистка, не обладающая элементарными навыками владения мячом, автоматически выключается из игры. Следовательно, игру следует рассматривать как средство комплексного совершенствования двигательных навыков и развития физических качеств. Эффективность спортивных игр в содействии гармоничному развитию личности объясняется, во-первых, их спецификой; во-вторых, глубоким разносторонним воздействием на организм занимающихся развитием физических качеств и освоением жизненно важных двигательных навыков; в-третьих, доступностью для людей различного возраста и подготовленности (уровень физической нагрузки регулируется в широком диапазоне от незначительной в занятиях с оздоровительной направленностью до предельного физического и психического напряжения на уровне спорта высших достижений); в-четвертых, эмоциональным зарядом, здесь по этому признаку все равны - « и стар и млад»; в-пятых, спортивные игры увлекательное зрелище, по этому признаку с ними не могут сравниться другие виды спорта. .[15]

Повышение общей выносливости достигается посредством применения малоинтенсивного кроссового бега различной продолжительности и разнообразных средств физической подготовки. Специальная выносливость совершенствуется при увеличении продолжительности игры, участия в соревнованиях. .[17]

Результаты, полученные в ходе исследований и теоретический материал, который лег в основу эксперимента, дали возможность сделать следующие выводы:

1. Если на тренировочных занятиях уделять более длительное время для развития физических качеств то можно значительно увеличить показатели физической подготовленности.

2. В результате применения в учебно-тренировочном процессе экспериментально - разработанной программы повысился уровень физической подготовленности спортсменов. Это отражено в диаграммах 1-3.

3. По итоговым результатам проведенных игр также наблюдается повышение уровня физической подготовленности баскетболистов.

4. Гипотеза выпускной квалификационной работы доказана, внедрение специальных упражнений позволило повысить прирост физической подготовленности баскетболисток.

Обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что баскетбол как спортивная игра является эффективным средством общей физической подготовки, способствует развитию физических качеств и обогащению двигательного опыта спортсменок.


Литература

1. Васильева В.Е., Дешин Д.Ф., Врачебный контроль, лечебная физкультура и массаж, М.. «Физкультура и спорт». 1968 г.,.254 с

2. Гомельский А.Я., Баскетбол, М. «Просвещение», 1991 г.,189 с

3. Кераминас С.А., Методическое пособие по баскетболу, М. «Просвещение». 1987 г.,210 с.

4.Костикова Л.В., Организация и методика научно-исследовательской работы, М. «Просвещение» 1983 г., 178 с.

5. Клусов Н.П., Баскетбол, М., «Просвещение» 1977 г., 98 с.

6. Семашко Н.В., Баскетбол, М. «Физкультура и спорт», 1967 г., 148 с.

7. Зельдович Т.А. Подготовка юных баскетболистов, М. «Физкультура и спорт». 1964 г.230 с.

8. Преображенский И.Н., Баскетбол в школе, М. «Физкультура и спорт», 1969г., 58 с.

9. Чумаков П.А., Спортивные игры, М. «Физкультура и спорт», 1970 год, с.8.

10 Озолин Н.Г., Путь к успеху, М., «Физкультура и спорт», 1985г., 193 с.

11. Гомельский А.Я., управление системой подготовки, М «Физкультура и спорт», 1991 г., 154 с.

12. Линденберг Ф.А., Баскетбол, М. «Физкультура и спорт». 1971 г., 112 с.

13 Преображенский И.Н. стратегия игры в баскетбол, М., «Физкультура и спорт»,1983 г., 134 с.

14. Яхонтова Е.Р., Юный баскетболист, М. «Физкультура и спорт» 1987г.,

125 с.

15. Портнова Ю.М, Баскетбол, М. «Физкультура и спорт» 1988 год5. Железняк Ю.Д., Спортивные игры, «Физкультура и спорт». 2001 г., 140 с.

16. Гужаловского А.А., Основы теории и методики физической культуры, М. «Физкультура и спорт». 1986 г., 227 с.

17. Ашмарина Б.А. Теория и методики физического воспитания М.,«Физкультура и спорт». 1990 г., 232 с.

18 Шияна Б.М. Теория и методика физического воспитания, М. «Физкультура и спорт», 1988 г., 186 с.

19. Воробьева Н.П., Спортивные игры, М. «Просвещение», 1975 г., 160 с.


Приложение 1.

Индивидуальные упражнения баскетболистов в жонглировании мячом.

1.Перебрасывание мяча кончиками пальцев.

Перебрасывать мяч с руки на руку, контролируя его кончиками пальцев. Начинать упражнение на уровне головы, затем постепенно поднимать руки вверх и опускать до уровня коленей.

2.Вращение мяча вокруг шеи.

Вращать мяч вокруг шеи, передавая его с руки на руку в одну и в другую сторону.

3.Вращение мяча вокруг туловища.

Вращать мяч вокруг туловища, передавая его с руки на руку в одну и затем в другую сторону.

4.«Восьмёрка».

В параллельной стойке вращать мяч вокруг ног по восьмёрке сначала в одну, а затем в другую сторону.

5.Хлопок-мяч над головой.

Стоя прямо, удерживать мяч двумя руками за головой. Отпустить мяч, хлопнуть в ладоши перед собой и поймать мяч за спиной на уровне пояса, прежде чем он упадёт на пол.

6.«Люлька».

Стоя в параллельной стойке, удерживать мяч двумя руками между ногами, правой -спереди, левой сзади. Поменять положение рук не давая мячу упасть на пол.

7. Укрощение мяча.

Сильно посылать мяч в пол, ловя его последовательно в позициях на уровне коленей, пояса и груди.

8 .«Арка»

Мяч удерживается двумя руками за спиной на уровне пояса. Подбросить мяч движением кистей, так чтобы он перелетел через голову и поймать перед собой.

9. «Туннель»

Стоя в параллельной стойке, наклониться вперёд, удерживая мяч в опущенных вниз выпрямленных руках. Движением кистей послать мяч между ногами назад и поймать его двумя руками сзади, за ногами. Затем мяч послать между ногами вперёд и вновь поймать его спереди.

10. «Рикошет»

Стоя в широкой стойке ноги врозь, удерживать мяч в вытянутых руках на уровне груди. Послать мяч в пол между ногами так, чтобы он отскочил назад и поймать его двумя руками сзади. Обратным движением вернуть в исходное положение.

Приложение 2.

Индивидуальные упражнения баскетболистов в жонглировании двумя мячами.

1.Мяч на мяче.

Балансируя, стараться удержать мяч на мяче. При этом оставаться в стойке баскетболиста.

2.Ловля пирамиды.

Подбросить два мяча до уровня головы и поймать пирамиду за нижний мяч, но давая упасть верхнему.

3.Перебрасывание мячей.

Стоя в параллельной стойке, удерживать мяч на ладонях вытянутых рук вперёд. Одновременно перебросить мячи с рука на руку.

4.Перевод мяча перед собой.

В момент когда нога, одноимённая со стороною ведения, ставится на пол, выполняется сильный толчок в сторону другой ноги. Рука, ведущая мяч, слегка опускается, захватывает мяч снаружи и посылает его поперёк туловища в сторону другой ноги.

5.По линиям.

Вести мяч вдоль линии разметки баскетбольной площадки. На месте пересечения линии выполнять переводы мяча и повороты.

6.«Насос».

Стоя на месте, вести одновременно два мяча правой и левой рукой на уровне груди, поочерёдно ударяя их в пол.

7.Поворот.

Выполняется взрывной обратный шаг ногой, одноимённой со стороной ведения, затем поворот на другой ноге и перевод мяча, позволяющий быстро изменить направление.

Приложение 3.

Специальные  упражнения баскетболистов в парах.

Баскетболисты встают на расстоянии 5-7 метров друг от друга.

1.Приседая, бросить мяч двумя руками от груди.

2.Стоя спиной, бросить мяч двумя руками сбоку.

3.Стоя спиной в стойке ноги врозь. Передача мяча между ног с наклоном.

4.Стоя лицом к партнёру, мяч за спиной. Наклоняясь вперёд бросить мяч.

5.Зажав мяч стопами ног, бросить его ногами в прыжке партнёру.

6.Сидя лицом друг другу, упереться ступнями ног. Мяч держать двумя руками на уровне груди. По команде каждый старается, отклоняясь назад вырвать мяч.

Рис.1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный мониторинг показателей физического развития и физической подготовленности в начале и в конце года, учеников 5 и 8 классов МОУ Саввинской средней общеобразовательной школы.

Тестирование проводилось в 5 и 8 классах. Первый этап тестирование в сентябре-октябре 2008 года , второй в апрель-май 2009. Всего в тестирование приняло участие 40 человек, что составило 98 % учеников...

Изучение динамики основных показателей физического развития детей и подростков, юношей и девушек. Индивидуализирующим методом.

За последние годы вопросы физического воспитания все больше привлекают внимание педагогической медицинской и родительской общественности. Установлено, какое большое значение...

ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ КОМПЛЕКС ГТО-2014: ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Актуальность. В настоящее время тема возрождения комплекса «ГТО» является актуальной, так как содержит нормативную основу физического воспитания и является критерием определения уровня физич...

Конспект урока "Самостоятельные измерения показателей физической подготовленности по нормам ГТО"

Тема раздела: Способы физкультурной деятельностиТема урока: Самостоятельные измерения показателей физической подготовленности по нормам ГТОЦель: Выполнение тестовых процедур для оценки готовности к сд...

Мониторинг. Показатели физической подготовленности обучающихся

Показатели физической подготовленности обучающихся  (6 "В" класс, 2018-2019 учебный год)...

Индивидуальная карта показателей физической подготовленности

Индувидуальная карта позволяет осуществлять проверку физической подготовленности не только с учетом возрастных особенностей развития учащихся, но и в соответствии с принципом единства...