Аппликация из бересты
план-конспект занятия по теме
Данным занятием я знакомлю обучащихся с художественной обработкой бересты, прививаю любовь к Отчизне, родной природе, народным традициям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie-_applikatsiya_iz_beresty.docx | 27.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта занятия
Тема: | Аппликация из бересты |
Год обучения | 2 |
Время | 3 час.20 мин. |
Вид занятия | интегрированный |
Форма занятия | словесный, наглядно- иллюстративный |
Методы | фронтальная, групповая, индивидуальная |
Цель занятия | Научить изготавливать аппликацию из бересты |
Задачи: | Дидактические:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Межпредметные связи | история – сведения о культуре и традициях наших предков, изо – цветовое решение изделия. |
Оборудование занятия и материалы | Компьютер. Проектор. Образцы изделий из бересты: туесок, лапти, картины (рисунок на бересте), аппликация из бересты, бархатная бумага, клей ПВА, ножницы, карандаш. |
Музыкальный ряд | Русские народные мелодии. |
Первое занятие:
План занятия.
I. Организационный момент.
1.Техника безопасности.
II. Основная часть.
1. Теоретический материал (“Мастер-класс педагога”).
2. Физминутка.
III. Практическая часть.
1.Самостоятельная работа.
IV. Заключительная часть.
1. Беседа, анализ занятия.
2. Уборка рабочего места.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Педагог проверяют готовность к занятию. Наличие необходимых материалов и инструментов. Техника безопасности (ножницы на столе располагают справа, с сомкнутыми лезвиями. Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди.)
II. Основная часть.
Теория.
Ребята, мы живем в эпоху технического прогресса. Наша жизнь уже не мыслима без огромного числа механизмов, машин, технических устройств, компьютерной техники. Все это было создано и создается самим же человеком для облегчения труда и благоустройства быта. Современная техника может многое, но не все. Посмотрите на это изделие (показ картин) Оно вам нравится?
Бесспорно, его можно назвать произведением искусства. И это - дело рук человеческих. Ни одна машина на это не способна.
Как вы думаете, из какого материала оно выполнено?
Материалом для его изготовления послужила кора всем вам знакомой березы - береста. Берестяной промысел известен на Руси издревле. Именно о нем сегодня пойдет речь у нас на занятии.
Белая береза... Пожалуй, это самое любимое дерево в России. В березовой роще всегда, даже в пасмурную погоду, светло и радостно.
О белоствольной красавице сложено много песен, легенд, чудесных сказок, с ней связаны и старинные обряды. В первый летний месяц наши предки справляли «зеленые святки » или древнюю «русалью неделю», - березка была именинница! Избы украшали березовыми ветками с пахучей молодой листвой, а на лесной опушке девушки «завивали» березку: связывали ветки в венок, украшали разноцветными лентами. Вы знаете, сколько важных дел у березы?
Первое дело - мир освещать,
Второе дело - скрип утишать,
Третье дело - больных исцелять,
Четвертое дело - чистоту соблюдать.
Береста (наружная часть коры березы) как легкодоступный и простой материал издавна использовалась для изготовления различных бытовых и художественных изделий Берестяные изделия украшались росписью, резьбой, тиснением. Берестяные промыслы были широко распространены на всей территории нашей страны.
В старину главным источником света в доме служили березовые лучины. Дегтем из березовой коры смазывали оси колес у телеги, чтобы не скрипели. Березовыми почками лечили разные хвори. А как приятно попариться в баньке с березовым веником, а потом утолить жажду березовым соком! Но дел у березы гораздо больше, чем в стихотворении. Вместо бумаги в древности писали на бересте — березовой коре. До наших дней дошли берестяные грамоты ( показ), найденные при раскопках в Великом Новгороде и других городах России. Но было у березы еще одно очень важное дело — дарить людям красоту. Издавна на Руси из бересты делали нужные для хозяйства и удобные вещи — плели корзины и короба (показ). А в берестяных туесах хранили мед и ягоду, сметану и масло... В такой «упаковке» все долго оставалось свежим. А еще из бересты делали шкатулки и ларцы, всевозможные коробочки, посуду и даже лапти. Издавна на Руси писали картины на этом природном материале. (показ) На изготовление аппликации идет тонкая береста. Обычно используют бересту разного цвета и оттенков.
Технология выполнения аппликации: выбор эскиза; изготовление деталей; составление композиции на фоне; закрепление композиции с помощью клея ПВА на фоне; сушка под прессом.
Физминутка.
Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуть, разогнуться,
Три — в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть —
на место тихо сесть.
-Молодцы! Вы полны сил, энергии! За работу!
III. Практическая часть.
Рассматривание бересты и вступительная беседа о материале, с которым предстоит работать. Рассказ сопровождается показом данного материала: обучающимся можно потрогать, ощутить поверхность бересты, обратить внимание на цвет, оттенки.
Постановка и решение проблемы: вместо чего можно использовать этот материал и что из него можно изготовить?
Самостоятельная работа обучающихся. Текущий инструктаж. Индивидуальная работа.
Обдумывание композиций своей работы, приготовление заготовок из бумаги.
Подбор бересты по тону, перенесение выкройки на материал и вырезывании.
IV. Заключительная часть.
1. Беседа с обучающимися.
2. Уборка рабочего места.
Второе занятие:
I. Организационный момент.
1.Техника безопасности.
II. Основная часть.
1. Теоретический материал (“Мастер-класс педагога”).
2. Физминутка.
III. Практическая часть.
1.Самостоятельная работа.
IV. Заключительная часть.
1. Беседа, анализ занятия.
2. Рефлексия.
Ход занятия:
Педагог проверяет готовность к уроку. Наличие необходимых материалов и инструментов.
II. Теоретический материал.
На втором занятии мы закончим вырезывание деталей из бересты. Выбираем фон бархатной бумаги. Согласно вашего эскиза, составим задуманную вами композицию. Приклем детали с помощью клея ПВА и разместим её под пресс.
Физминутка.
Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуть, разогнуться,
Три — в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть —
на место тихо сесть
-Молодцы! Вы полны сил, энергии! За работу!
Ребята работают самостоятельно.
III. Практическая часть.
Самостоятельная работа обучающихся. Текущий инструктаж. Индивидуальная работа.
IV. Заключительная часть.
- Подведение итогов занятия. Обсуждение готовых работ, в процессе которого обучающиеся оценивают результаты своих работ и работы других.
- Рефлексия.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску, здесь вы видите несколько незаконченных предложений, продолжите одно любое из них по своему усмотрению!
Предложения:
Сегодня на занятии я узнал (ла)…
Оказывается береста…
Я научился (лась)…
Дарить подарки…
Мне особенно понравилось…
3. Дети убирают со стола рабочие материалы, инструменты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роспись по бересте
Презентация предазначена для кружковой работы. Дети с удовольствием занимаются росписью побересте. Самое главное сказать о том, что кора березы берется с поваленных деревьев....
Этапы выполнения росписи по бересте.
В этой презентации можно посмотреть этапы работы. Можно использовать любые краски. Но если в акварель добавить клей ПВА, то краска держится очень хорошо. И работу можно протирать....
Роспись по бересте
Презентация Мастер-класс о росписе по бересте...
Технологическая карта урока. 5 класс.Тема:Практическая работа по изготовлению предметной аппликации, состоящей из геометрических фигур. Аппликация “Волшебный цветок”
Поделки из геометрических форм представляют собой доступный и интересный материал для развития вкуса, фантазии, творческого и логического мышления обучающихся. А декорирование предметов узорами и орна...
Конспект урока технологии.Аппликация. Изготовление деталей аппликации.
Конспект урока по теме:аппликация...
Аппликации из листьев - Коллективная работа по аппликации из природного материала с элементами рисования «Осеннее дерево». Фотоотчет.
Коллективная работа по аппликации «Осеннее дерево». Фотоотчет....