Рабочая программа по машинной вышивке
рабочая программа (6 класс) по теме

Пелипенко Зоя Андреевна

 

                                    Пояснительная записка.

     Вышивка – один из самых древних распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Занятие вышивкой вызывает у обучающихся большой интерес. Это особый прекрасный мир, оно является одним из действующих факторов для творческого развития личности.

     Творчество раскрывает духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному, предусматривает ознакомление с историей и художественными традициями народов, с вышивкой родного края.

      Дополнительная образовательная программа относится к социально-педагогической направленности.

      Занятия в объединении позволяют отвлечь детей и подростков от улицы, занять их свободное время интересным, увлекательным делом, способствует формированию у них познавательного отношения к творчеству, особенного отношении к истории многовекового таланта.

     Программа ориентирована на активное приобщение подрастающего поколения к творчеству, носит образовательный характер.

 

                                              Цель:

Формирование духовно-нравственной личности посредством занятий декоративно-прикладным творчеством, привитие любви к искусству,  подготовка к выбору профессии.

 

                                             Задачи:

В обучении:

- обучать навыкам работы со швейными машинами: настроить швейную машину на вышивку;

- обнаруживать неполадки при работе на швейных машинах и устранять причины;

- дать необходимый минимум знаний в декоративно-прикладном творчестве, обучать основным приемам машинной вышивки, технике вышивки простых и сложных машинных швов;

- способствовать овладению и совершенствованию у воспитанников двигательных умений и навыков в работе с пяльцами

- познакомить с особенностями народной вышивки, с Кубанским орнаментом;

 

В развитии:

- развивать и совершенствовать мастерство;                                                                - развивать внимание, интерес к вышивке, воображение, память.

- развивать  художественный  и эстетический вкус, фантазию, творческие возможности и способности.

- развивать способности воспитанников на создание рисунков и тематических композиций в соответствии с характером и особенностями орнамента вышивки своего края.

 

В воспитании:

- воспитать у обучающихся любовь к машинной вышивке, к окружающему миру;

- формировать волевые и моральные качества (уважительного отношения друг к другу, к старшим, взаимопомощи, взаимовыручки, взаимопонимания, коллективизма, коммуникативности);

- воспитать осознанное отношение к народным традициям, к традициям Кубани;

- выработать стабильную потребность к занятиям;

- воспитать качества необходимые для данного вида творчества: усидчивость, аккуратность.

     Программа модифицированная. За основу взята программа Министерства просвещения СССР -1986 года, дополнением являются собственные разработки.

     При составлении дополнительной образовательной программе  использованы принципы обучения по методике профессора Шалмы Александровича Амонашвили  « Личностно-гуманная основа педагогического процесса» и ведущие теоретические идеи доктора психологических наук, профессора Ирины Сергеевны Якиманской «Личностно-ориентированное обучение».

     Отличительной особенностью программы от других уже существующих программ социальной педагогической направленности является изучение разнообразных видов швов. Система учебно-воспитательного процесса заключатся в применении машинных швов в быту, для украшения интерьера

дома.

     При приеме в объединение машинной вышивки обязательны: заявления от детей или родителей, медицинские обследования детей, допуск к занятиям врача-педиатра, так как имеет место повышенная физическая нагрузка на позвоночник, напряжение зрения, так же проводится первичная диагностика, где выявляется общая физическая  подготовка ребенка.

     Состав группы постоянный и составляет:

- для первого и второго года обучения 10-12 человек.

     Психофизиологическими особенностями данного возраста являются:

-  первый год (12-14 лет) обучающихся данного возраста отличает интерес к познавательной активности, эмоциональность, большое желание шить;           - второй год (15-17 лет) хорошо развита механическая память, внимание, наглядно-образное мышление. У обучающихся данного возраста развиваются познавательные, коммуникативные умения и навыки.

     Программа рассчитана на 2 года обучения, составлена из расчета 216 часов на учебный год.

     Обучение детей рассчитано на два взаимосвязанных этапа. На каждом этапе решаются свои специфические задачи.

     Первый этап (1-й год обучения) – информационно-познавательный. В этот период воспитанники овладевают первоначальными знаниями, умениями.

     Второй этап (2-й год обучения) операционно-деятельный. На этом этапе происходит процесс формирования знаний, умений, навыков, в соответствии с содержанием программы.

     Итоговый. На этом этапе совершенствуются технические навыки, повышается мастерство, допрофессиональные навыки.

     Учебная нагрузка составляет 6 часов в неделю, занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа.

 

     В работе с воспитанниками применяются следующие формы организации обучения:

- групповая форма: всем составом коллектива – изучение нового материала, выполнение пробных тренировочных упражнений;

- индивидуальная форма: работа по отработке навыков работы на швейных машинах.

     К концу первого года обучения обучающиеся овладевают следующими знаниями:

- основы рисования узоров;

- техникой безопасности при работе на швейных машинах, с колющими и режущими инструментами;

- историей машинной вышивки;

- творческой терминологией в области машинной вышивки;

- правилами личной гигиены;

- видами машинных швов;

- ознакомление с различными приемами вышивки, с техникой движения пялец руками.

     Умениями и навыками:

- подготовить узор для изделия, выполнить эскиз различных видов орнамента; составить узор из готовых элементов и выполнить самостоятельную работу над орнаментом;

- качественно выполнять технические элементы перевода рисунков на ткань;

- выполнять разборку, чистку и смазку челночного устройства, устранять неполадки машины при работе;

- выполнять все машинные швы, предусмотренные для изучения программой  1-го года обучения (шов-строчка, бисерный, насыть, вилюшки, вливание 2-х, 3-х тонов  ниток, валик, мережки и другие);

- участвовать в показательных выставках и конкурсах.

 

     К концу второго года обучения обучающиеся овладевают следующими знаниями:

- о технике заключительного оформления  выставочных и конкурсных работ;

- о мерах безопасности на занятиях при подготовке и работе со швейными машинами, с иглой;

- изучение орнаментов, элементов усложненной вышивки;

- поведения на различных выставках и конкурсах, общения со зрителями;

- навыков экскурсовода;

- техники безопасности при выполнении многослойной аппликации;

- санитарных норм и правил при работе в кабинете занятий вышивкой;

- личную гигиену;

    Умениями и навыками:

- сформированы профессиональные навыки: уверенно владеть швейными машинами; выполнения упражнений на швейной машине, настройке швейной машины на вышивку;

- использования умений и навыков по устранению неполадок при работе;

- выполнения сложных узоров глади и ажурной вышивки;

- вышивке настенных панно, постельных принадлежностей и других изделий для украшения одежды и интерьера дома;

- достигнуты до ожидаемого уровня показатели творческого мастерства, координационные способности;

- профессионально участвовать в выставках и конкурсах (от станичного до Всероссийского значения).

- выполнения  упражнений (для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата; упражнения улучшающие остроту зрения);

- развиты у воспитанников до ожидаемого уровня нравственные и волевые качества;

- сформировано у воспитанников осознанное отношение к здоровому образу и стилю жизни, негативное отношение к вредным привычкам;

- снизился уровень агрессивности через трансформацию ее в творчестве;

     

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_mashinnoy_vyshivke.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Пояснительная записка.

     Вышивка – один из самых древних распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Занятие вышивкой вызывает у обучающихся большой интерес. Это особый прекрасный мир, оно является одним из действующих факторов для творческого развития личности.

     Творчество раскрывает духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному, предусматривает ознакомление с историей и художественными традициями народов, с вышивкой родного края.

      Дополнительная образовательная программа относится к социально-педагогической направленности.

      Занятия в объединении позволяют отвлечь детей и подростков от улицы, занять их свободное время интересным, увлекательным делом, способствует формированию у них познавательного отношения к творчеству, особенного отношении к истории многовекового таланта.

     Программа ориентирована на активное приобщение подрастающего поколения к творчеству, носит образовательный характер.

                                              Цель:

Формирование духовно-нравственной личности посредством занятий декоративно-прикладным творчеством, привитие любви к искусству,  подготовка к выбору профессии.

                                             Задачи:

В обучении:

- обучать навыкам работы со швейными машинами: настроить швейную машину на вышивку;

- обнаруживать неполадки при работе на швейных машинах и устранять причины;

- дать необходимый минимум знаний в декоративно-прикладном творчестве, обучать основным приемам машинной вышивки, технике вышивки простых и сложных машинных швов;

- способствовать овладению и совершенствованию у воспитанников двигательных умений и навыков в работе с пяльцами

- познакомить с особенностями народной вышивки, с Кубанским орнаментом;

В развитии:

- развивать и совершенствовать мастерство;                                                                - развивать внимание, интерес к вышивке, воображение, память.

- развивать  художественный  и эстетический вкус, фантазию, творческие возможности и способности.

- развивать способности воспитанников на создание рисунков и тематических композиций в соответствии с характером и особенностями орнамента вышивки своего края.

В воспитании:

- воспитать у обучающихся любовь к машинной вышивке, к окружающему миру;

- формировать волевые и моральные качества (уважительного отношения друг к другу, к старшим, взаимопомощи, взаимовыручки, взаимопонимания, коллективизма, коммуникативности);

- воспитать осознанное отношение к народным традициям, к традициям Кубани;

- выработать стабильную потребность к занятиям;

- воспитать качества необходимые для данного вида творчества: усидчивость, аккуратность.

     Программа модифицированная. За основу взята программа Министерства просвещения СССР -1986 года, дополнением являются собственные разработки.

     При составлении дополнительной образовательной программе  использованы принципы обучения по методике профессора Шалмы Александровича Амонашвили  « Личностно-гуманная основа педагогического процесса» и ведущие теоретические идеи доктора психологических наук, профессора Ирины Сергеевны Якиманской «Личностно-ориентированное обучение».

     Отличительной особенностью программы от других уже существующих программ социальной педагогической направленности является изучение разнообразных видов швов. Система учебно-воспитательного процесса заключатся в применении машинных швов в быту, для украшения интерьера

дома.

     При приеме в объединение машинной вышивки обязательны: заявления от детей или родителей, медицинские обследования детей, допуск к занятиям врача-педиатра, так как имеет место повышенная физическая нагрузка на позвоночник, напряжение зрения, так же проводится первичная диагностика, где выявляется общая физическая  подготовка ребенка.

     Состав группы постоянный и составляет:

- для первого и второго года обучения 10-12 человек.

     Психофизиологическими особенностями данного возраста являются:

-  первый год (12-14 лет) обучающихся данного возраста отличает интерес к познавательной активности, эмоциональность, большое желание шить;           - второй год (15-17 лет) хорошо развита механическая память, внимание, наглядно-образное мышление. У обучающихся данного возраста развиваются познавательные, коммуникативные умения и навыки.

     Программа рассчитана на 2 года обучения, составлена из расчета 216 часов на учебный год.

     Обучение детей рассчитано на два взаимосвязанных этапа. На каждом этапе решаются свои специфические задачи.

     Первый этап (1-й год обучения) – информационно-познавательный. В этот период воспитанники овладевают первоначальными знаниями, умениями.

     Второй этап (2-й год обучения) операционно-деятельный. На этом этапе происходит процесс формирования знаний, умений, навыков, в соответствии с содержанием программы.

     Итоговый. На этом этапе совершенствуются технические навыки, повышается мастерство, допрофессиональные навыки.

     Учебная нагрузка составляет 6 часов в неделю, занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа.

     В работе с воспитанниками применяются следующие формы организации обучения:

- групповая форма: всем составом коллектива – изучение нового материала, выполнение пробных тренировочных упражнений;

- индивидуальная форма: работа по отработке навыков работы на швейных машинах.

     К концу первого года обучения обучающиеся овладевают следующими знаниями:

- основы рисования узоров;

- техникой безопасности при работе на швейных машинах, с колющими и режущими инструментами;

- историей машинной вышивки;

- творческой терминологией в области машинной вышивки;

- правилами личной гигиены;

- видами машинных швов;

- ознакомление с различными приемами вышивки, с техникой движения пялец руками.

     Умениями и навыками:

- подготовить узор для изделия, выполнить эскиз различных видов орнамента; составить узор из готовых элементов и выполнить самостоятельную работу над орнаментом;

- качественно выполнять технические элементы перевода рисунков на ткань;

- выполнять разборку, чистку и смазку челночного устройства, устранять неполадки машины при работе;

- выполнять все машинные швы, предусмотренные для изучения программой  1-го года обучения (шов-строчка, бисерный, насыть, вилюшки, вливание 2-х, 3-х тонов  ниток, валик, мережки и другие);

- участвовать в показательных выставках и конкурсах.

     К концу второго года обучения обучающиеся овладевают следующими знаниями:

- о технике заключительного оформления  выставочных и конкурсных работ;

- о мерах безопасности на занятиях при подготовке и работе со швейными машинами, с иглой;

- изучение орнаментов, элементов усложненной вышивки;

- поведения на различных выставках и конкурсах, общения со зрителями;

- навыков экскурсовода;

- техники безопасности при выполнении многослойной аппликации;

- санитарных норм и правил при работе в кабинете занятий вышивкой;

- личную гигиену;

    Умениями и навыками:

- сформированы профессиональные навыки: уверенно владеть швейными машинами; выполнения упражнений на швейной машине, настройке швейной машины на вышивку;

- использования умений и навыков по устранению неполадок при работе;

- выполнения сложных узоров глади и ажурной вышивки;

- вышивке настенных панно, постельных принадлежностей и других изделий для украшения одежды и интерьера дома;

- достигнуты до ожидаемого уровня показатели творческого мастерства, координационные способности;

- профессионально участвовать в выставках и конкурсах (от станичного до Всероссийского значения).

- выполнения  упражнений (для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата; упражнения улучшающие остроту зрения);

- развиты у воспитанников до ожидаемого уровня нравственные и волевые качества;

- сформировано у воспитанников осознанное отношение к здоровому образу и стилю жизни, негативное отношение к вредным привычкам;

- снизился уровень агрессивности через трансформацию ее в творчестве.

                          Учебно-тематический план 1 года обучения.

п/п

Наименование учебных дисциплин, курсов, разделов и тем.

Всего часов

   Количество часов.

теорети

ческие

практи

ческие

выезд

ные

1.

Введение.

3

3

-

-

2.

Подготовка к вышивке

12

4

8

-

   3.

Простейшие швы.

63

19

44

4.

Сквозные счетные вышивки

36

9

27

-

   5.

Аппликация

39

17

22

  6.

Декоративное оформление одежды

30

14

16

7.

Соединительное накладное шитье

33

11

22

Итого:

216

77

139

                                Учебно-тематический план 2 года обучения.

п/п

Наименование учебных дисциплин, курсов, разделов и тем.

Всего часов

   Количество часов.

теорети

ческие

практи

ческие

выезд

ные

1.

Введение.

3

3

-

-

2.

Гладьевые швы

63

16

47

-

   3.

Изучение ажурной вышивки «Ришелье»

54

20

34

4.

Применение разнообразных швов в оформлении интерьера дома

96

24

72

-

Итого:

216

63

153

                             Содержание курса 1-го года обучения.                                            1. Введение (3 часа).

Теория: (3часа).  

     Ознакомление с содержанием работы. История машинной вышивки. Ознакомление с терминологией машинных швов. Техника безопасности при работе.

     Характеристика машинной вышивки, применение вышивки в качестве дополнения к одежде, для украшения интерьера дома. Цели и задачи объединения. Ознакомление с образцами, выполненными учащимися.

      Проверка  знаний полученных в школе по устройству швейных машин. Работа со швейными машинами.                                                                                                                                        

2.Подготовка к вышивке (12 часов).

Теория: (4 часа).                                                                                                    Ознакомление   со   способами   перевода   рисунков   на   ткань   и закреплением знаний полученных в школе по устройству швейных машин. Организация  рабочего  места вышивальщицы.  Инструменты,  материалы  и приспособления необходимые для вышивки. Техника безопасности при работе со швейными машинами.                                                                                                    

Практика: (8 часов).

Подготовка и утюжка ткани, нанесение рисунка. Работа в тетрадях по увеличению и уменьшению рисунков по клеточкам на бумаге. Перевод рисунков на ткань. Настройка швейной машины на вышивку. Практическая работа по вышивке. Пробные работы.

3.Простейшие швы (63 часа).

Теория (19 часов).

Беседа о структуре ткани необходимой для вышивки. Правила закрепления

ткани в пяльцы. Классификация вышивки:

-по положению рабочей нити и структуре ткани;

-по характеру рисунка;

-по виду технологии;

-по географии народного художественного промысла.

Правила подбора ниток и игл; особенности выполнения влажно-тепловой обработки; неполадки швейных машин и способы их устранения.  

     

 Практика: (44 часа).

Подготовка ткани к вышивке; закрепление в пяльцы; без узловые способы закрепления рабочей нити на ткани в начале и по окончании вышивки; вышивка образцов; окончательная обработка вышитого изделия (стирка,  подкрахмаливание, утюжка); устранение неполадок в швейной машине при вышивке.

Планируемые готовые работы. Вышивка салфеток швом «вливание тонов».

4.  Сквозные счетные вышивки (36 часов).

Теория: (9 часов).

Организация рабочего места и трудового процесса вышивальщицы. Классификация ткани. Способы разметки и подготовки сетки под строченую вышивку. Правила закрепления ткани в пяльцы и расчет столбиков, способы обработки вышитого изделия.

Ознакомление со способами влажно-тепловой обработки.

Причины неполадок в швейной машине и способы их устранения.

Практика: (27 часов).

Подготовка сетки для мережек, закрепление ткани  в пяльцы, выполнение

столбиков;     отделка  края  вышитого  изделия;  вышивка мережек;

окончательная влажно-тепловая обработка вышитого изделия.

Планируемые готовые работы. Салфетки, вышитые мережки.

5. Аппликация (39 часов).

Теория: (17часов).                                                                                         Классификация аппликации: рельефная, накладная. Понятие «Эскиз». «Рисунок», «Композиция», «Орнамент», «Ритм». Законы построения композиции, цветового круга. Основные и составные цвета. Контраст. Цветовая сочетаемость. Цветовое решение. Форма и пропорции. Применение аппликации в оформлении интерьера, для отделки современных швейных изделий. Методика крепления фрагментов аппликации на ткани. Способы обработки.                                                                                                                  

Практика: (22 часа).

Подбор ткани, перевод рисунка на ткань. Подготовка элементов аппликации крепление отрезков ткани на основе.  Крепление тканей вручную и машинными  швами.  Набивка   ватой   рельефной    аппликации. Окончательная чистка выполненного изделия.  Влажно-тепловая обработка.

Планируемые готовые работы. Применение аппликаций на детских вещах, постельных принадлежностях.

6. Декоративное оформление одежды (30 часов).

Теория: (14 часов).                                                                                                История Кубанской вышивки. Общие сведения о вышивальных традициях  Кубани, о народных мастерах. Отличительные особенности городской и крестьянской вышивки. Дизайн, его роль в создании товаров и услуг.

Основы рисования различных элементов вышивки. Подбор ниток и игл. Отделка швейных изделий вышивкой (белье, платья, блузки). Способы влажно-тепловой обработки.

Практика: (16 часов).

Подбор рисунков. Перевод на ткань. Крепление тканей. Выполнение швов для отделки готовой одежды. Расположение вышивки на шитом    готовом   изделии.   Вышивка  люрексовой  нитью. Технология выполнения влажно-тепловой обработки.

Планируемые готовые работы.

Декоративное оформление детской одежды.

3. Соединительное накладное шитье (33 часа).

Теория: (11 часов).

Применение вышивки в быту. Оформление интерьера, отделка современных швейных изделий. Выбор изделий для выполнения учебного проекта. Подбор ткани и ниток. Применение шва соединительного накладного шитья и других ранее изученных швов. Правила соединения двух отрезков ткани стебельчатым или тамбурным швами. Требования предъявляемые к выполнению данного вида шва. Методика по оформлению готового изделия.

Практика: (22 часа).

Подбор двух отрезков ткани; соединение; выполнение вышивки, обрезка Рисунка от излишней ткани; влажно-тепловая обработка.          

Планируемые готовые работы.

Оформление низа платья и рукавов соединительным накладным шитьем.

                        Содержание курса 2-го года обучения.

1.Введение: (3 часа).

Теория: (3 часа).

Ознакомление с целями и задачами на учебный год. Характеристика сложных машинных швов. Отличие сложных машинных швов от простых. Общие сведения о вышивке. Характеристика сложных машинных швов. История машинной вышивки. Терминология швов.

 Правила техники безопасности при работе. Правила личной гигиены.

2.Гладьевые швы (63 часа). Теория: (16 часов).

Понятие: гладьевые швы. Назначение.  Классификация   гладьевых  швов,  применение  в  быту,  для  дополнения  к одежде. Материалы  и   инструменты   необходимые  для выполнения данных видов швов. Техника безопасности при работе на швейной машине. Назначение гладьевых швов и применение на практике. Способы устранения неполадок в швейной машине при работе. Рекомендации по вышивке. Влажно-тепловая обработка.

Практика: (47 часов).

Подготовка   швейных   машин   к      вышивке,   устранение   неполадок. Выполнение смазки машинным маслом отдельных деталей машин. Подбор   ткани   и   ниток;   составление   монограмм. Работа   с

Литературой.  Способы перевода рисунков на ткань;  вышивка    образцов.

Влажно-тепловая обработка. Окончательное оформление готовых изделий.

Планируемые готовые работы.

Воротники, салфетки,   носовые платки, мешочек для новогоднего подарка.

3. Изучение ажурной вышивки «Ришелье»: (54 часа).

Теория: (20 часов).

История происхождения ажурной вышивки; классификация ажурной вышивки с бридами, без брид, цветочной композиции; применение «Ришелье» для оформления национального костюма, для украшения жилища; нитки и ткань; особенности выполнения. Принцип влажно-тепловой обработки; принцип оформления готовых изделий выполненных ажурной вышивкой.

Практика: (34 часа).

Подбор ниток, ткани и рисунка; перевод рисунка на ткань; закрепление ткани в пяльцы; выполнение вырезного ажура, цветочной композиции в квадрате; ажурной вышивки с бридами, без брид. Выполнение выреза ажура. Обработка выреза швом «валик». Влажно-тепловая обработка изделий выполненных ажурной вышивкой; окончательное оформление вышитых изделий, обрезка краев от излишней ткани.

Планируемые готовые работы. Ажурная скатерть, салфетки.

4. Применение разнообразных швов в оформлении интерьера дома: (96 часов).

Теория: (24 часа).

Рекомендации по применению разнообразных машинных швов для украшения одежды и интерьера дома. Принцип подбора ткани. Расчет ткани. Ознакомление с правилами подбора рисунка и разметки на ткани для постельных принадлежностей, настенных панно и др.

Рекомендуемые ткани. Особенности      выполнения     ажура     для     оформления      края     изделия; последовательность влажно-тепловой обработки, окончательное оформление.

Практика: (72 часа).

Работа с литературой; подбор рисунков для вышивки изделий, для дизайна

дома; перевод на ткань; вышивка изделий с применением неровной глади,

«Ришелье»,   краевой   глади   и   прочих   швов;   влажно-тепловая   обработка

вышитых изделий; окончательное оформление.

          Формы подведения итогов реализации дополнительной  

                     образовательной программы 1 года обучения.

Вид

контроля.

     Тема.

Какие знания, умения и навыки контролируются.

    Сроки.

  Форма.

Первичный.

Введение.

Знание: техники безопасности; правил личной гигиены;

историю машинной вышивки;

терминологию.

Умения: работать на швейных машинах (заправка нитей, настройка на вышивку).

Сентябрь.

Собеседование.

Самостоятельная практическая работа.

Текущий.

Подготовка к вышивке.

Знание: способов перевода рисунков на ткань;

Эволюции инструментов, материалов, приспособлений для вышивки.

Умение: организовать рабочее место вышивальщицы; переводить рисунок на ткань; применять инструменты, материалы и приспособления.

Сентябрь.

Работа по карточкам,

Самостоятель-

ная  работа со швейными машинами.

Текущий.

Простейшие швы.

Знание: правил запяливания ткани в пяльцы; классификацию ткани; подбор ниток и игл; способов влажно-тепловой обработки; неполадки в швейной машине и  их устранение.

Умение: подготовить ткань к вышивке; запялить в пяльцы ткань; вышить образцы; выполнить влажно-тепловую обработку вышитого изделия; устранить неполадки швейной машины во время работы.

Декабрь.

Фронтальный опрос.

Мини-выставка.

Текущий.

Сквозные счетные вышивки.

Знание: принцип подготовки сетки для мережек; расчет столбиков; способов обработки вышитого изделия.

Умение: подготовить сетку для мережек; запялить ткань в пяльцы; выполнить столбики и вышить рисунки; влажно-тепл.обработка.

Январь.

Закрепление знаний в устной форме.

Самостоятельная работа по технологическим картам.

Текущий.

Аппликация.

Знание: видов аппликаций; иметь представления о понятиях: эскиз, композиция, орнамент, контраст, мотив. Применение аппликации в быту и для оформления одежды; методику крепления фрагментов аппликации;  способов обработки.

Умение: подобрать рисунок; перевести на ткань; выполнить крепление тканей вручную и машинным швами; выполнить окончательную чистку готового изделия; влажно-тепловую обработку.

Март.

Коллективный анализ и оценка, выявление лучших работ.

Выставка.

Текущий.

Декоративное оформление одежды на Кубани.

Знание: истории Кубанской вышивки; орнамента; основы рисования различных элементов вышивки; подбор ниток и игл; способов влажно-тепловой обработки;

Умение: нарисовать узор; качественно перевести на ткань;  подготовить  к вышивке; запялить в пяльцы; вышить образцы; выполнить влажно-тепловую обработку вышитого изделия; устранить неполадки швейной машины во время работы.

Апрель.

Применение сигнальных карточек для устного опроса.

Тематическая выставка.

Итоговый.

Соединительное накладное шитье.

Знание: применения данного вида шва и других ранее изученных швов; принцип  выполнения.

Умение: выполнить последовательность этапов работы; применить другие виды швов, применяемых для данной вышивки; выполнить чистку изделия.

Май.

Защита собственного проекта.

Итоговая выставка.

Выбор последующего этапа обучения.

Май.

Собеседование.

          Формы подведения итогов реализации дополнительной  

                     образовательной программы 2 года обучения.

Вид

контроля.

     Тема.

Какие знания, умения и навыки контролируются.

    Сроки.

  Форма.

Первичный.

Введение.

Знание:

целей и задач на учебный год;

характеристика сложных машинных швов, отличительные особенности от простых;

техники безопасности; правил личной гигиены;

историю машинной вышивки;

терминологию.

Умения: работать на швейных машинах (заправка нитей, настройка на вышивку, устранение неполадок при работе).

Сентябрь.

Собеседование.

Самостоятельная практическая работа со швейными машинами.

Текущий.

Гладьевые швы.

Знание: назначения гладьевых швов, применения их на практике, классификации, характеристику; применение вышивки в быту; принцип окончательной обработки: стирки, подкрахмаливание, утюжки.

Умение: настроить швейную машину на вышивку; устранить неполадки в работе, смазать машину. Выполнить этапы гладьевой вышивки; выполнить окончательную обработку вышитого изделия; обрезать ножницами от излишней ткани.

Ноябрь.

Фронтальный опрос.

Тематическая выставка.

Текущий.

Изучение ажурной вышивки

«Ришелье».

Знание: истории происхождения ажурной вышивки «Ришелье»; особенности ее выполнения; применения в быту; технику выполнения цветочной композиции в квадрате.

Умение: технически правильно выполнить элементы ажурной вышивки; вырезать ткань для ажура; аккуратно выполнить «валик».

Январь.

Самостоятельная работа по технологическим картам.

Выставка готовых

работ.

Итоговый.

Применение разнообразных швов в оформлении интерьера дома.

Знание: рекомендаций по применению разнообразных швов для украшения одежды и интерьера дома; принципа подбора ткани; технологии вышивки постельных принадлежностей, настенных панно и пр.

Умения: подобрать ткань, нитки; выполнить разметку на ткани для постельных принадлежностей; перевести рисунок на ткань; последовательно вышить; украсить лентами подушку; выполнить вышивку и оформление настенных панно.

Подготовить готовые изделия для выставочного фонда.

Май

Самостоятель-ная оценка учащимися своих работ(самоанализ).

Тематическая выставка.

Учебно - методические средства реализации дополнительной образовательной программы.

п/п

            Наименование темы

Перечень дидактического

материала.

1.

Введение.

Альбом с образцами.

2.

Подготовка к вышивке.

Выставочные стенды.

Эскизы.

3.

Простейшие швы.

Альбом с образцами.

Инструкционная карта.

Технологические карты.

4.

Сквозные счетные вышивки.

Образцы готовых работ.

Технологические карты (схема расположения столбцов для мережек).

5.

Аппликация.

Альбом с образцами.

Инструкционная карта.

Технологические карты (Дидактический материал для разноуровневого обучения).

6.

Декоративное оформление одежды.

Готовая одежда-образцы с выполненной аппликацией.

Инструкционная карта последовательности выполнения аппликации.

7.

Соединительное накладное шитье.

Альбом с образцами.

Таблица.

8.

Гладьевые швы.

Образцы готовых изделий.

Альбом.

Технологические карты.

9.

Изучение ажурной вышивки «Ришелье»

Стенды с образцами готовых изделий.

Инструкционная карта.

Технологические карты.

Альбом с образцами.

10.

Применение разнообразных швов в оформлении интерьера  дома.

Журналы.

Образцы готовых изделий.

Технологические карты.

                                 Методические рекомендации.

      Программа рассчитана на 2 года обучения и предполагает усвоение обучающимися определенного минимума знаний, умений и навыков в области машинной вышивки.

     В основу реализации программы положена дифференциация, личностно-ориентированный подход, при которых образование направлено на развитие способностей и возможностей обучающихся, учитывает склонности и интересы каждого ребенка. Основным принципом обучения является расширение нравственных, физических, эстетических возможностей. Процесс обучения носит творческий характер.

     Основной формой образовательного процесса, является занятие, которое способствует сохранению интереса, внимания и способности.

     Программа разделена на отдельные тематические части, но в связи со спецификой занятий в объединении, границы их несколько сглаживаются. В основном работа строится так, чтобы не нарушать целостный педагогический процесс, учитывая цели и задачи обучения, воспитания, развития и конкретные перспективы коллектива.

      В работе с обучающимися применяются различные формы обучения:

- теоретические занятия;

- практическая деятельность;

- индивидуальная работа;

- групповая работа;

- совместные занятия с воспитанниками других групп;

- с выпускниками объединения машинной вышивки;

- с родителями.

      Теоретические знания даются в определенном порядке в соответствии с программой. Практические умения и навыки отрабатываются в ходе проведения практических занятий.

     В реализации программы применяются следующие методы обучения:

- словесный;

- практический;

- наглядный;

- репродуктивный;

- проблемно-поисковый;

- метод контроля.

     Учебный материал программы рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков.

     Выборов методов и форм обучения для реализации программы определяется принципом обучения:

- от простого к сложному;

- от практической деятельности – к развитию психофизиологических качеств личности;

- индивидуального подхода.

     Основой освоения обучения является изучение техники выполнения разнообразных элементов машинных швов, освоение и совершенствование двигательных умений и навыков с пяльцами, повышение уровня физических качеств (способность, аккуратность, усидчивость), укрепление и сохранение здоровья, формирование правильной осанки на рабочем месте.

     Основой подготовки обучения является подготовка воспитанников для участия в станичных, районных, зональных, краевых и всероссийских выставках и конкурсах. Дозировка и темп  зависит от возраста обучающихся с учетом их психофизиологических качеств и подготовленности.

     Значительное место в обучении отводится заданиям, развивающим художественно-творческие способности обучающихся; воображение,  инициативу, самостоятельность, которые достигаются в процессе практической деятельности.

     Работа со швейными машинами требует чрезмерного напряжения мышц спины, рук, напряжение глаз. Для снятия физического напряжения и утомляемости для обучающихся проводятся физ.минутки (разработан комплекс упражнений). Для профилактики близорукости и замедления ее прогрессирования  подросткам рекомендовано использовать специальную гимнастику для глаз – офтальмотренажер, то есть схему зрительно-двигательных проекций, которая предусматривает движение глазного яблока по всем направлениям.

     На первом году обучения воспитанники изучают основу машинных швов. В конце первого года обучения проводится собеседование по выбору творческого репертуара для следующего года обучения и корректировка календарно-тематического плана. На втором году обучения увеличивается объем,  и  сложность содержательной части разделов, практических умений и навыков учебного курса.

     Индивидуальные занятия проводятся с одним или несколькими обучающимися по разным видам машинной вышивки для достижения более высоких результатов творческого мастерства.

     С целью подготовки  к ответственным мероприятиям: выставкам, конкурсам, при работе, над какими-либо творческим проектом, подготовке к различным выставкам и конкурсам, допускаются занятия по группам, звеньям, индивидуальные занятия.

     Эффективным методом для осуществления контроля знаний является самостоятельная работа, открытое занятие, отчетные мероприятия, различные тематические выставки. Результаты контроля фиксируются в диагностической карте.

     Важная роль на занятиях отводится технике безопасности. Вводный инструктаж по технике безопасности проводится в начале учебного года по разработанным инструкциям и текущий, в зависимости от различных видов творческой деятельности. Короткие беседы по технике безопасности предусмотрено проводить постоянно,  непосредственно во  время проведения занятий.

     Важнейшей задачей в работе с обучающимися, наряду с обучением машинной вышивке, является воспитательная работа. Главное звено в этой работе – создание и укрепление детского коллектива. Этому способствуют общие занятия в объединении, подготовка и проведение различных массовых мероприятий: проведение праздников, игр, экскурсий и викторин; проведение каникул, совместных мероприятий с родителями, выставок и конкурсов. С обучающимися проводятся профилактические беседы по темам: «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних в Краснодарском крае; по наркомании, курению, алкоголе, по профилактике террористических актов.

     Предусмотрен цикл бесед, докладов расширяющих круг знаний подростков: «Чистота – залог здоровья», «Стань самим собой», «Имидж делового человека», «Мода и здоровье», «Роль питания в жизни ЗОЖ» и др.

     На основе разностороннего взаимодействия у обучающихся воспитываются такие качества, как: патриотизм, интернационализм, коллективизм, товарищество, любовь к труду, дисциплинированность, чувство долга, честность, скромность. Педагог воспитывает у детей осмысленное отношение к регулярному посещению занятий.

     Для успешной организации учебно-воспитательного процесса необходима педагогическая диагностика – изучение личности воспитанников, результативности учебно-воспитательного процесса. Для этого применяются различные виды диагностики.

     Результаты диагностики фиксируются в диагностических картах.

     Анализ результатов диагностики позволяет педагогу подобрать эффективные способы обучения, определить перспективу развития образовательного процесса.

     Результаты различных методов тестирования позволяют своевременно вносить коррективы в содержание и организацию учебного процесса, служат основанием для поощрения обучающихся, дифференцированно подходить к развитию творческих способностей, их самостоятельности и инициативы.

     Педагогическая диагностика в объединении состоит из следующих этапов:

- первичная (проводится при комплектовании объединения);

- текущая диагностика проводится в течение года;

- итоговая проводится в конце учебного года.

     Для проведения диагностики применяются разнообразные способы:

- анкетирование;

- тестирование;

- опросники;

- наблюдение;

- игры;

- защита творческого проекта;

- собеседование;

- коллективный анализ и оценка выполненных работ.

     Для определения психофизиологических качеств применяются различные тесты:                                                                                                                                                   - «недописанный тезис»;

- «о воспитании»;

-«если вы хотите проверить ваши способности»»;

- «свободное время: умеете ли вы его проводить» и др.

     

        Список рекомендуемой литературы для детей и родителей.

  Журналы Бурда «моден» г.Москва, в/о Союзплашпорт, 1996г,1998г, 2001,2002, 2005, 2007г, 2008г.

  Журналы «Крестьянка» за 2005г.

  Э.А.Плисс «Машинная вышивка» г.Ставрополь 1993г.

           

Список литературы используемой педагогом.

 

    Якиманская И.С. Развивающее обучение. - :  Педагогика, 1979. – 144с. – (Воспитание и обучение. Б – кА учителя).

    Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе /М. : Сентябрь, 1996 96с.

   Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск, 1990.

    Борисова Е. «Аксессуары для дома», Внешсигма 1999г

    Остроухова Е.Н. «Машинная вышивка» «шарм» Ташкент 1992г.

    Э.А. Плисс «Машинная вышивка» г.Ставрополь 1993г.

     

                      Предполагаемый перечень  готовых работ

                                   выставочного уровня.

1. Салфетки вышитые простыми машинными швами.

2. Оформление изделий аппликацией.

3. Настенные панно.

4. Воротники, салфетки вышитые  в технике «Ришелье»

                      Предполагаемый перечень готовых работ

                                    конкурсного уровня.

1. Скатерть.

2. Вышитая блуза, брюки.

3. Шторы /выполненные гладью, в технике «Ришелье».

4. Уголок для новорожденного.

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Флизелин - нетканый материал. Презентация к урокам по машинной вышивке.

Презентацию "Флезелин - нетканный материал" я использовала на занятиях по машинной вышивке в 8 классе по теме "Накладное шитье на трикотаже"....

Программа машинная вышивка (2 года обучения)

Программа рассчитана для обучения детей 11-14 лет. Данная программа расчитана на 2 года обучения. Содержит инновационные технологии обучения, предусматривает наличие в арсенале школы вышивальные машин...

Рабочая программа кружка " Чувашская вышивка"

Содержание программы направлено на развитие художественно-творческих и практических способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к чувашской национальной вышивке. Приобщение подрастающе...

рабочая программа по машинной вышивки для обучающихся 10-11 класса

Рабочая программа предназначена для учителей технологии. Программа рассчитана на  2 года обучения в 10-11 классах начальному профессиональному обучению....

Дополнительная общеразвивающая программа курса « Машинной вышивки»

Актуальность праграммы заключается в ознакомлении обучающихся с особенностью профессии "Вышивальщица машинной вышивки" Предполагается практическое освоение обучающимися вышивки с использован...

Дополнительная общеразвивающая программа «Художественная машинная вышивка» художественной направленности для обучающихся 5-9 классов срок реализации 3 года

В школьном пространстве появились вышивальные машинки, которые расширили обучение детей в сфере новых технологий. Вышивка на любых предметах вызывает восторг у обучающихся. Блузочки с вышивкой, платоч...

Технологическая карта поэтапного раскроя и пошива женского костюма с выполнением художественной машинной вышивки на жилете с использованием швейно-вышивальной машины JANOME SKYLINE S7 и вышивальной машины brother innov,is F-440E

Из костюмной ткани выполнен женский комплект из жилета и прямой юбки с подкладом. В работе были задействованы новыешвейно-вышивальные машины с ЧПУ. Многие операции выполняют машины высокопрофессиональ...