Программа машинная вышивка (2 года обучения)
рабочая программа по технологии на тему
Программа рассчитана для обучения детей 11-14 лет. Данная программа расчитана на 2 года обучения. Содержит инновационные технологии обучения, предусматривает наличие в арсенале школы вышивальные машины с компьютерным управлением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_mashinnaya_vyshivka.docx | 90.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
«Машинная вышивка»
Автор: учитель первой категории
МОУ СОШ № 43 им. Г.К. Жукова г.Курска
Ольшанская В.Г.
Возраст детей – 11-14 лет
Срок реализации программы – 2 года
- Пояснительная записка
- Программа предназначена для школьников, обучающихся в универсальных классах, выбирающих дальнейший профиль гуманитарного, художественно-эстетического, технологического циклов и предполагает практическое освоение учащимися древнейшего из ремесел - вышивки с применением компьютерных технологий, т.е. работе на новой современной технике, что является актуальным в свете внедрения в современное обучение и производство инновационных нанотехнологий.
Социальная значимость кружка в том, что школьнику создаются условия для самовыражения, и самореализации. Таким образом, новые знания и умения, приобретенные обучающимися помогут им самоопределиться в выборе профессионального обучения. Данную программу можно считать универсальной так как она имеет обширные межпредметные связи и направления:
• Художественное направление (ИЗО).
• Гуманитарное направление (история, русский язык).
• Социально-экономическое направление (обществознание, экономика).
• Информационно-технологическое направление (информатика, математика, черчение).
Новизна программы в том, что обучение вышивке производится на современном оборудовании: машине «Memory Craft 300E» с компьютерным управлением, жидкокристаллическим дисплеем для выбора программы вышивки, рисунка, комбинирования рисунков, и других операций, предусмотренных заложенной в машину компьютерной программой.
Программа «Художественная машинная вышивка» разработана на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 г.;
- стандарта основного общего образования по технологии, 2007 г.;
- программы для общеобразовательных учебных заведений «Художественная вышивка» 8 класс, автор Н.Г.Коваленко, С.Ж. Аршакян. - М. «Просвещение», 1994г.
- программы средних общеобразовательных учреждений «Технология. 5-11 классы». /Под редакцией Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко. - М. «Просвещение», 2000 г.
- прогамма технология 5-8 класс, И.А. Сасова, А.В. Марченко. Москва. Изд.: Центр Вентана-Граф, 2006 г.
1. Освоение обучающимися курса «Машинная вышивка» повысит базовый уровень знаний по разделу технологии «Художественная обработка материалов».
2. Занятия художественной машинной вышивкой способствуют развитию у обучающихся творческих способностей, и, кроме того, позволяет им осознанно подойти к определению профиля обучения в СУЗах и ВУЗах и, следовательно, - к выбору будущей профессии.
3. Освоение машинной вышивки с применением современных компьютерных технологий поможет обучающимся применить полученные знания и умения в практической повседневной жизни, быть конкурентно способными на рынке труда.
Вид программы: авторская.
- Изучение курса «Художественная машинная вышивка» предполагает достижение следующих целей:
ОВЛАДЕНИЕ конкретными технологическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, специальными умениями и профессиональными приемами выполнения различных видов машинной вышивки, оформления вышитыми изделиями интерьера жилого дома, декорирования одежды различного назначения вышивкой, трудовыми приемами окончательной обработки вышитых швейных изделий, умением осуществлять экономические расчеты затрат на изготовление вышеуказанных изделий, умениями и навыками выполнения различных этапов творческих проектов.
РАЗВИТИЕ художественного вкуса у обучающихся, художественного мышления, эстетического вкуса, интереса к национальной культуре, способностей самостоятельно решать творческие задачи, творческого потенциала обучающихся.
ОСВОЕНИЕ технологических знаний и знаний о составляющих технологической культуры, научной организации производства и труда на основе обучения технологии машинной вышивки, а также чтения рисунков и их преобразования для дальнейшей творческой и проектной работы; знаний об использовании методов творческой деятельности для решения технологических задач.
ВОСПИТАНИЕ добросовестности и аккуратности при выполнении работ; инициативности и творческого подхода к трудовой деятельности, технологической дисциплины, ответственного отношения к труду и результатам труда, умение работать в творческом коллективе.
Изучая курс «Художественная машинная вышивка» предполагается решить следующие задачи:
- Создать условия для реализации творческого потенциала учащихся.
Образовательные:
- Развивать у обучающихся интерес к новым информационным технологиям, с помощью которых изготавливаются вышивки на современной машине с компьютерным управлением.
- Пополнить знания обучающихся в составлении эскиза будущей композиции.
- Обучить обучающихся самостоятельному выполнению вышивку и осуществлению контроля качества художественных изделий.
- Дать обучающимся необходимые теоретические сведения по технологии выполнения различных видов машинной вышивки;
- Обучить основным правилам декорирования одежды различного назначения вышивкой;
- Дать знания по правилам оформления интерьера жилого дома вышитыми изделиями;
- Обучить правилам раскроя и изготовления изделий с вышивкой для оформления интерьера жилого дома;
- Овладеть практическими умениями в выполнении различных видов машинной вышивки и выполнения влажно-тепловой обработки вышитых изделий;
- Обучить экономическому расчету затрат на изготовление вышитых изделий.
- Совершенствовать умения по планированию проектной деятельности, выработке конструкторско-технологических навыков.
Воспитательные:
- Воспитание у обучающихся ответственного отношения к работе и результатам труда.
- Воспитание инициативности и творческого подхода к трудовой деятельности, технологической дисциплины, ответственного отношения к труду и результатам труда.
- Формирование у обучающихся способностей работать в творческом коллективе.
- Приобщение к самодеятельному творчеству посредством художественной вышивки.
- Уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка
- труда.
Развивающие:
- Создание условия для развития у обучающихся способности мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации, т.е. компетентности;
- Развитие у обучающихся индивидуальных черт характера социально-успешной личности;
- Развитие у обучающихся интереса и уважения к национальной культуре.
- Формирование познавательного интереса к искусству вышивки.
- Развитие у обучающихся художественного, технического мышления, эстетического вкуса, интереса к национальной культуре, креативности мышления.
- Формирование способностей к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности, толерантности, эмпатии.
- Развитие у обучающихся способности анализировать трудовой процесс в ходе проектирования, изготовления и декорирования машинной вышивкой швейных изделий и изделий интерьера.
1.3. Особенности программы
Ведущие идеи программы – знакомство учащихся с инновационными технологиями на основе компьютерной программы, применяемой при выполнении машинной вышивки, выработка навыков и умений работы на вышивальной машине с компьютерным управлением, социально-педагогическая поддержка в развитии и формировании ребенка, его возможности раскрыть, реализовать свой творческий потенциал по профилю художественной машинной вышивки, развитие функционально-технологической грамотности (компетентности) обучающихся, предполагающей различные виды созидательной деятельности и ориентированной на подготовку обучающихся к осознанному выбору профессиональной карьеры в условиях рыночной экономики.
Ключевые понятия: социализация, конкурентоспособность, современные инновационные технологии, здоровый образ жизни, толерантность, эмпатия, креативность мышления.
Этапы программы:
1. Формирование интереса к выполнению художественной машинной вышивки на машине «Memory Craft 300E» с компьютерным управлением (1 год обучения).
2. Приобретение опыта коллективной трудовой деятельности, креативности
(1 год обучения).
3. Развитие творческих способностей и эстетического вкуса при оформлении швейных изделий узорами машинной вышивки (2 год обучения).
1.4. Основные возрастные особенности
Данная программа составлена для обучающихся 10-16 лет, что соответствует возрастной категории: подростки.
Особенности психического развития в подростковом возрасте во многом связаны со спецификой социальной ситуации развития. Суть ее сегодня состоит в том, что общество ставит перед подростком настоятельную, жизненно важную задачу именно в этот период: становление личности, профессиональное самоопределение, причем не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем, а в плане реального выбора.
Для подросткового периода характерным является овладение сложными интеллектуальными операциями, обогащение своего понятийного аппарата, умственная деятельность становится более устойчивой и эффективной, приближаясь в этом отношении к деятельности взрослых.
Спецификой возраста является быстрое развитие социальных способностей, нередко напрямую связанных с выбираемой профессиональной областью. Дифференциация направленности интересов делает структуру умственной деятельности возраста гораздо более сложной и индивидуальной.
В подростковом возрасте начинается процесс развития самосознания. Открытие себя как неповторимой индивидуальности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором предстоит жить.
Обращенные к себе в процессе самоанализа, рефлексии вопросы у девочек чаще носят мировоззренческий характер, становясь элементом социально-нравственного или личностного самоопределения. Исходя из вышесказанного, главным новообразованием ранней юности является формирование самосознания, стремление к личностному и жизненному самоопределению, социально-психологической адаптации в коллективе.
ВИД ДЕТСКОЙ ГРУППЫ - профильная, состав постоянный.
ОСОБЕННОСТИ НАБОРА ОБУЧАЮЩИХСЯ - свободный.
1.5. Режим организации занятий
Продолжительность занятия | Периодичность в неделю | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
3 часа | 2 раза | 6 часов | 216 часов |
1.6. Прогнозируемые результаты
1-й год обучения Обучающиеся должны знать/ понимать:
• историю народной вышивки;
• основные техники машинной вышивки;
• свойства цветовой гаммы;
• основные экономические понятия;
• основные тенденции развития моды;
• основы композиции вышивки;
• правила безопасного труда при работе на швейной машине с электроприводом, с ручными инструментами;
• правила перевода рисунков на ткань;
• основные этапы работы над творческим проектом;
• правила выполнения основных швов машинной вышивки;
• последовательность выполнения различных видов машинной вышивки;
• основные правила выполнения влажно-тепловой обработки вышитых изделий.
Уметь:
• выполнять ручные, машинные и влажно-тепловые работы при выполнении вышивки;
• выполнять подготовительные работы перед процессом вышивания;
• увеличивать и уменьшать рисунки;
• переносить рисунок на ткань;
• практически выполнять различные виды машинной вышивки: мережки, ришелье, гладь и т.д.;
• правильно выполнять влажно-тепловую обработку изделий с вышивкой;
• выполнять экономические расчеты вышитых изделии и вышивки в частности.
Обучающиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• получения функционально-технологических сведений из разных источников по декоративно-прикладному творчеству - машинная вышивка;
• организации и планирования своей работы;
• выполнения творческих проектов;
• изготовления изделий в технике художественная машинная вышивка;
• контроля качества вышитых работ,
• оценки экономических затрат при изготовлении изделий с вышивкой.
2-й год обучения Обучающиеся должны знать, уметь, применять в жизни:
• историю народной вышивки;
• тенденции развития вышивки в современном мире модной индустрии.
• основные техники машинной вышивки;
• правила техники безопасности при работе;
• свойства тканей из натуральных, искусственных и синтетических волокон;
• правила декорирования одежды различного назначения для взрослых и детей художественной машинной вышивкой;
• правила оформления интерьера жилого дома вышитыми изделиями;
• основные этапы работы над творческим проектом;
• основные компоненты проекта;
• особенности раскроя изделий с вышивкой;
• последовательность выполнения различных видов машинной вышивки на предметах интерьера и одежде;
• основные правила выполнения влажно-тепловой обработки вышитых
изделий.
Уметь:
• производить анализ потребностей в вышитых изделиях при работе над творческим проектом;
• планировать проектную деятельность;
• выполнять ручные, машинные и влажно-тепловые работы при изготовлении изделий с вышивкой;
• выполнять подготовительные работы перед процессом вышивания на изделиях;
• правильно выполнять подбор тканей для изготовления изделий с вышивкой;
• переносить рисунок на ткань с учетом ее фактуры и свойств;
• практически выполнять декоративную отделку одежды различного назначения для взрослых и детей художественной машинной вышивкой;
• практически выполнять различные виды машинной вышивки на изделиях, используемых для оформления интерьера жилого дома;
• правильно выполнять влажно-тепловую обработку изделий с вышивкой;
• выполнять экономические расчеты вышитых изделий.
Обучающиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• самостоятельного формирования рационального гардероба;
• организации и планирования работы над творческим проектом;
• изготовления одежды с использованием различных техник художественной машинной вышивки;
• оформления интерьера жилого дома вышитыми изделиями;
• контроля качества вышитых изделий;
• оценки экономических затрат при изготовлении изделий с вышивкой.
В процессе реализации программы у обучающихся могут развиваться следующие качества личности:
Доброта - добросердечность, гуманность, сердечность, человечность, отзывчивость, доброжелательность.
Общительность — жизнерадостность и коммуникабельность.
Честность - правдивость, чистосердечность, благородство, справедливость, искренность, верность.
Активность — энергичность, инициативность, новаторство, целеустремленность.
Эмоциональность — живость и импульсивность.
Решительность — упорство, настойчивость, работоспособность.
Организованность - ответственность, последовательность, дисциплинированность, усидчивость, работоспособность.
Трудолюбие — обязательность, собранность, пунктуальность.
Гибкость - находчивость, сообразительность, изобретательность.
Характеристика системы отслеживания и оценивания результатов обучения.
Знания и умения контролируются по темам изучаемого материала. В конце каждого раздела проводится творческая работа в форме разработки творческих проектов, с последующей их защитой.
В качестве процедур оценивания могут использоваться: тестирование, выставки, соревнования, конкурсы, учебно-исследовательские конференции. Основным инструментом оценки личностных качеств обучающихся могут быть анкеты, диагностические методики, тестирования.
Подготовка обучающихся к данным видам контроля позволяет им усвоить последовательность технологических операций и закрепить знания и умения по изученным темам, а педагогу определить степень овладения пройденного материала.
Кроме того, в конце каждого полугодия используются диагностические методики уровня усвоения материала - контрольные срезы.
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ творческих проектов обучающихся.
При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.
Принять у частив в массовых мероприятиях, проводимых в «Доме пионеров и школьников Сеймского административного округа», предусмотренных учебным планом:
- дни открытых дверей «Дома пионеров»;
- новогодних праздников;
-декаде отдела «Конструирование, моделирование одежды и мягкой игрушки»;
- фестивале детского творчества.
Провести воспитательные мероприятия, предусмотренные программой:
1. Экскурсии
- в краеведческий музей;
- на швейное предприятие;
- на окружную, городскую, областную выставки детского декоративно-прикладного творчества;
-на международный фестиваль молодых модельеров «Русский силуэт»;
- на городской и областной фестивали школьных и внешкольных образовательных учреждений «Мода-2006», «Приметы моды-2006».
2. Беседы:
- об истории возникновения вышивки;
- о тенденциях развития вышивки в современном мире модной индустрии;
- о наиболее актуальных тенденциях в дизайне одежды и интерьера жилого дома с использованием вышитых изделий;
- Учебно-тематический план изучения курса,
«Машинная вышивка» (первый год обучения)
№
| Наименование тем и разделов
| Общее количество часов | В том числе | |||||||
теоретических | практических | |||||||||
1. 1.1. | Вводное занятие. История вышивки Изучение основ машиноведения и материаловедения. | 3 3 | 1,5 1,5 | 1,5 1,5 | ||||||
2. | Работа на машине Memory Craft 300Е с программным управлением | 72 | 14 | 58 | ||||||
2.1. | Знакомство с правилами безопасного труда при работе на машине Memory Craft 300Е | 9 | 3 | 6 | ||||||
2.2. | Установка вышивальных пялец | 9 | 2 | 7 | ||||||
2.3. | Изучение операционных клавиш | 6 | 2 | 4 | ||||||
2.4. | Изучение режима установок | 9 | 3 | 6 | ||||||
2.5. | Клавиши - помощники | 6 | 2 | 4 | ||||||
2.6. | Выбор образцов рисунков | 9 | 2 | 6 | ||||||
2.7. | Выполнение вышивки | 24 | 0 | 24 | ||||||
3. | Подготовка к работе на машине с электроприводом. Правила безопасного труда. | 36 | 16 | 20 | ||||||
3.1. | Цвет в художественном проектировании костюма | 6 | 4 | 2 | ||||||
3.2. | Основы композиции костюма | 6 | 3 | 3 | ||||||
3.3. | Понятие «композиция». Основной закон и свойства композиции | 6 | 3 | 3 | ||||||
3.4. | Выразительные средства композиции | 6 | 3 | 3 | ||||||
3.5. | Зрительные иллюзии | 6 | 3 | 3 | ||||||
3.6. | Экскурсия на предприятие | 6 | — | 6 | ||||||
4. | Работа на машине с электроприводом | 27 | 11 | 16 | ||||||
4.1. | Трудовые приемы на приобретение начальных навыков работы на машине с электроприводом | 6 | 1 | 5 | ||||||
4.2. | Уменьшение и увеличение рисунка | 6 | 3 | 3 | ||||||
4.3. | Перевод рисунка на ткань | 3 | 1 | 2 | ||||||
4.4. | Подготовка швейной машины к работе | 6 | 3 | 3 | ||||||
4.5. | Запяливание ткани | 6 | 3 | 3 | ||||||
5. | Основные швы машинной вышивки и способы их выполнения | 57 | 13 | 44 | ||||||
5.1. | Простейшие швы | 6 | 3 | 3 | ||||||
5.2. | Стебельчатый шов | 6 | 1 | 5 | ||||||
5.3. | Фестонный шов | 3 | 1 | 2 | ||||||
5.4. | Ажурная вышивка ришелье | 18 | 5 | 13 | ||||||
5.5. | Белая гладь | 6 | 1 | 5 | ||||||
5.6. | Прорезная гладь | 6 | 1 | 5 | ||||||
5.7. | Выпуклая гладь | 6 | 1 | 5 | ||||||
6. | Соединительное накладное шитье-аппликация | 12 | 2 | 10 | ||||||
6.1. | Накладное шитье - аппликация | 6 | 1 | 5 | ||||||
6.2. | Объемная аппликация | 6 | 1 | 5 | ||||||
7. | Основы проектирования | 6 | 3 | 3 | ||||||
8. | Итоговое занятие | 6 | 3 | 3 | ||||||
Итого | 216 | 61 | 155 |
Учебно-тематический план изучения курса
«Машинная вышивка» (второй год обучения)
№ п/п | Наименование тем и разделов | Общее количество часов | В том числе | |
теоретических | практических | |||
1. | Вводное занятие. История возникновения традиционных видов костюмного декора. Народная вышивка России. Тенденции развития вышивки в современном мире модной индустрии. | 3 | 2 | 1 |
2. | Стиль костюма и его декоративное оформление. | 3 | 2 | 1 |
3. | Декорирование одежды различного назначения. | 15 | 5 | 10 |
3.1. | Повседневная одежда | 3 | 1 | 2 |
3.2. | Нарядная одежда для особых случаев | 3 | 1 | 2 |
3.3. | Одежда для дома и отдыха | 3 | 1 | 2 |
3.4. | Белье и корсетные изделия | 3 | 1 | 2 |
3.5. | Особенности оформления демисезонной и зимней одежды | 3 | 1 | 2 |
4. | Художественное оформление детской одежды. | 3 | 1 | 2 |
5. | Колористическое решение вышивки. | 6 | 4 | 2 |
5.1. | Цвет. Гармонические цветовые сочетания. | 3 | 2 | 1 |
5.2. | Психологические особенности восприятия цветов. | 3 | 2 | 1 |
6. | Элементы материаловедения. | 9 | 3 | 6 |
6.1. | Свойства тканей из натуральных волокон | 3 | 1 | 2 |
6.2. | Свойства тканей из искусственных волокон | 3 | 1 | 2 |
6.3. | Свойства тканей из синтетических волокон | 3 | 1 | 2 |
7. | Экскурсия на предприятие. | 3 | 3 | — |
8. | Основы проектирования. | 6 | 2 | 4 |
8.1. | Проект. Потребности. Задачи (организационно-подготовительный этап) | 3 | 1 | 2 |
8.2. | Технологический проект (технологический и заключительный этапы) | 3 | 1 | 2 |
9. | Экономическое обоснование выполняемых работ. | 2 | 1 | 1 |
10. | Основные правила техники безопасности при работе в мастерской. | 1 | 1 | — |
11. | Изготовление изделий для оформлении интерьера жилого дома. Выполнение творческих проектов. | 54 | 4 | 50 |
11.1. | Выбор изделия | 2 | 1 | 1 |
11.2. | Разработка эскизов изделия и рисунка вышивки | 7 | 1 | 6 |
11.3. | Определение технологической последовательности выполнения изделия. | 6 | 1 | 5 |
11.4. | Изготовление изделий для оформления интерьера жилого дома | 39 | 1 | 38 |
12. | Изготовление швейных изделий различного назначения и декорирование их машинной вышивкой. Выполнение творческих проектов. | 108 _ | 16 | 92 |
12.1. | Выбор изделия | 3 | 1 | 2 |
12.2. | Разработка эскизов швейных изделий и рисунков вышивки | 6 | 2 | 4 |
12.3. | Конструирование и моделирование изделия | 12 | 3 | 9 |
12.4. | Раскрой швейного изделия | 3 | 1 | 2 |
12.5. | Изготовление швейного изделия | 42 | 6 | 36 |
12.6. | Декорирование швейного изделия машинной вышивкой | 42 | 3 | 39 |
13. | Итоговое занятие. Защита творческих проектов | 3 | — | 3 |
Итого | 216 | 44 | 169 |
3. Содержание программы
1-й год обучения
№ н/н | Наименование тем и разделов | Общее количество часов | Содержание разделов и тем | Практические занятия |
1 | Вводное занятие. История вышивки. | 3 | Знакомство с программой, сообщение исторических сведений о развитии вышивки. | Знакомство с литературой по истории вышивки, различными журналами с рисунками вышивки . |
2 | Цвет в художественном проектировании костюма | 6 | Понятие «цвет». Характеристики цвета. Понятие о колорите. Гармоническое сочетание цветов. Психологические особенности восприятия цвета. Цветовые иллюзии. | Построение гармонических, сочетаний цветов. |
3 | Основы композиции костюма | 12 | ||
3.1. | Понятие «композиция». Основной чакон и свойства композиции | 4 | Понятие «композиция». Основной закон композиции. Выразительность, целостность, законченность, уравновешенность композиции. Центр композиции. | Составление композиционных рисунков. |
3.2. | Выразительные средства композиции | 4 | Пропорции. масштабность. Контраст и нюанс, тождество, симметрия и асимметрия, диссимметрия. ритм и метр, динамика и статика. | Составление композиционных рисунков. |
3.3. | Зрительные иллюзии | 4 | Оптические иллюзии. Оптические коррективы. | Составление композиционных рисунков. |
4. | Экономическое обоснование выполняемых работ | 4 | Основные правила выполнения экономических расчетов изделий с вышивкой. | Выполнение экономических расчетов. |
5. | Экскурсия на предприятие | 2 | Проведение экскурсии в ателье. | Изучение па практике рабочего места вышивальщицы, необходимых инструментов и приспособлений, выполнения правил техники безопасности. |
6. | Подготовка к машинной вышивке. Правила и техники безопасности | 14 | ||
6.1. | Уменьшение и увеличение рисунка | 3 | Основные правила уменьшения и увеличения рисунков вышивки | Практическое уменьшение и увеличение рисунков вышивки |
6.2. | Перевод рисунка на ткань | 3 | Способы и правила перевода рисунков вышивки на ткань | Выполнение перевода рисунков на ткань |
6.3. | Подготовка швейной машины к работе | 3 | Подготовка швейной машины к работе. Заправка верхней и нижней нитей. | Выполнение упражнений на швейной машине. |
6.4. | Запяливание ткани | 3 | Основные правила запяливания ткани. | Выполнение запяливания ткани. |
6.5. | Основные правила техники безопасности | 2 | Правила техники безопасности при выполнении ручных, машинных, утюжильных работ. | |
7. | Основы проектирования | 4 | ||
7.1. | Проект. Потребности. Задачи (организационно-подготовительный этап) | 2 | Учебный проект. Основные компоненты проекта. Определение потребностей в изделиях. Анализ потребностей и их технологическое решение. Краткая формулировка задачи. Опенка возможностей для выполнения проекта. Критерии для опенки соответствия изделия потребностям пользователя . Выработка идей и выбор лучшей. | Выполнение заданий. Мозговой штурм. |
7.2. | Технологический проект (технологический и заключительный этапы) | 2 | Планирование работы. Разработка технологических карт. Изготовление изделия. Испытание и опенка готового изделия. Способы изготовления. Потребительские качества (физиологические, безопасность, эстетические, экономические). Дизайн. | Выполнение заданий. Мозговой штурм. |
8. | Основные швы машинной вышивки и способы их выполнения | 28 | ||
8.1. | Простейшие швы | 5 | Простейшие швы: строчка, вилюшка, спиральная строчка или бисерный шов, насыпь, восьмерка, чешуйки. Технология выполнения. | Выполнение простейших швов: строчки, вилюшки, спиральной строчки или бисерного шва, насыпи, восьмерки, чешуек. |
8.2. | Шов кардане | 8 | Шов кардане. Технология выполнения. | Отработка трудовых приемов выполнения шва кардане |
8.3. | Стебельчатый шов | 6 | Стебельчатый шов. Технология выполнения. | Отработка трудовых приемов выполнения стебельчатого шва. |
8.4. | Фестонный шов | 9 | Фестонный шов. Технология выполнения. | Отработка трудовых приемов выполнения фестонов. |
9. | Мережки, выполняемые на швейной машине | 30 | ||
9.1. | Мережки «кисточка», «столбик», «враскол» | 6 | Техника выполнения мережек «кисточка», «столбик», «враскол» | Отработка технологической последовательности выполнения мережек «кисточка», «столбик», «враскол» |
9.2. | Мережки «снопик», «козлик» | 6 | Техника выполнения мережек «снопик», «козлик» | Отработка технологической последовательности выполнения мережек «снопик», «козлик» |
9.3. | Мережка «панка» | 6 | Техника выполнения мережки «панка» | Отработка технологической последовательности выполнения мережки «панка» |
9.4. | «Бахрома» | 6 | Техника выполнения «бахромы» | Отработка технологической последовательности выполнения «бахромы» |
9.5 | Обработка углов салфетки | 6 | Последовательность обработки углов салфетки | Отработка технологической последовательности выполнения обработки углов салфетки |
10. | Вырезной ажур | 24 | ||
10.1. | Простая сетка | 6 | Техника выполнения простой сетки | Отработка трудовых приемов выполнения простой сетки |
10.2. | Мелкая сетка | б | Техника выполнения мелкой сетки | Отработка трудовых приемов выполнения мелкой сетки |
10.3. | Сетка с паучками, расположенными в шахматном порядке | 6 | Техника выполнения сечки с паучками, расположенными в шахматном порядке | Отработка трудовых приемок выполнения сечки с паучками расположенными в шахматном порядке. |
10.4. | Сетка с паучками на стыках основной сетки и воздушных строчек но диагонали | 6 | Техника выполнения сетки с паучками на стыках основной сетки и воздушных строчек но диагонали | Отработка трудовых приемов выполнения сетки с паучками на стыка> основной сетки и воздушных строчек ш диагонали |
11. | Ажурная вышивка ришелье | 40 | ||
11.1 | Ажурная вышивка без брид | 11 | Техника выполнения ажурной вышивки без брид | Отработка технологии выполнение ажурной вышивки без брид |
11.2. | Ажурная вышивка с бридами и паучками | 11 | Техника выполнения ажурной вышивки с бридами и паучками | Отработка технологии выполнение ажурной вышивки с бридами и паучками |
11.3. | Ажурная вышивка на мозаичной сетке | 12 | Техника выполнения ажурной вышивки на мозаичной сетке | Отработка технологии выполнение ажурной вышивки на мозаичной сетке |
11.4. | Кирпичики | 6 | Техника выполнения «кирпичиков» | Отработка технологии выполнение «кирпичиков» |
12. | Белая гладь | 6 | Понятие «гладь». Техника выполнения. | Отработка технологии выполнения белой глади |
13. | Прорезная гладь | 6 | Понятие «прорезная гладь». Техника выполнения. | Отработка технологии выполнение прорезной глади |
14. | Выпуклая гладь | 6 | Понятие «выпуклая гладь». Техника выполнения. | Отработка технологии выполнение выпуклой глади |
15. | Соединительное накладное шитье - аппликация | 20 | ||
15.1. | Накладное шитье - аппликация | 5 | Техника выполнения простой аппликации. | Отработка трудовых приемов выполнения простой аппликации. |
15.2. | Аппликация по тюлю | 5 | Техника выполнения аппликации но тюлю | Отработка трудовых приемов выполнения аппликации по тюлю |
15.3. | Изнаночная аппликация | 5 | Техника выполнения изнаночной аппликации | Отработка технологии выполнения изнаночной аппликации |
15.4. | Объемная аппликация | 5 | Техника выполнения объемной аппликации | Отработка технологии выполнения объемной аппликации |
16. | Сеточка - стяги | 4 | Понятие «стяги». Техника выполнения. | Отработка технологии выполнения стягов. |
17. | Строчевая гладь | 6 | Техника выполнения строчевой глади. | Отработка техники выполнения строчевой глади. |
18. | Итоговое занятие | 1 | Подведение итогов за год обучения. |
2-ой год обучения
№ н/н | Наименование тем и разделен | Общее количество часов | Содержание разделов и тем | Практические занятия |
1. | Вводное занятие. История возникновения традиционных видов костюмного декора. Народная вышивка России. Тенденции развития вышивки в современном мире модной индустрии. | 3 | Сообщение сведений о возникновении традиционных видов костюмного декора, о народной вышивке России, о тенденциях развития вышивки в современном мире модной индустрии. | Знакомство с литературой по истории вышивки, различными журналами с рисунками вышивки, журналами мод. |
2. | Стиль костюма и его декоративное оформление. | 3 | Понятие «стиль». Стили одежды: классический, романтический, спортивный, фольклорный, эклектический. Основные правила декорирования одежды по стилям. | Работа с журналами мод, рисунками вышивки. Разработка эскизов одежды и рисунков вышивки. |
3. | Декорирование одежды различного назначения | 15 | ||
3.1. | Повседневная одежда | 3 | Характеристика повседневной одежды. Основные правила декорирования одежды вышивкой. | Работа с журналами мод. рисунками вышивки. Разработка эскизов одежды и рисунков вышивки. |
3.2. | Нарядная одежда для особых случаев | 3 | Характеристика нарядной одежды. Основные правила декорирования одежды вышивкой. | Работа с журналами мод, рисунками вышивки. Разработка эскизов одежды и рисунков вышивки. |
3.3. | Одежда для дома и отдыха | 3 | Характеристика одежды для дома и отдыха. Основные правила декорирования одежды вышивкой. | Работа с журналами мод. рисунками вышивки. Разработка эскизов одежды и рисунков вышивки. |
3.4. | Белье и корсетные изделия | 3 | Характеристика группы одежды: белье и корсетные изделия. Основные правила декорирования одежды вышивкой. | Работа с журналами мод, рисунками вышивки. Разработка эскизов одежды и рисунков вышивки. |
3.5. | Особенности оформления демисезонной и зимней одежды | 3 | Характеристика демисезонной и зимней одежды. Основные правила декорирования одежды вышивкой. | Раоота с журналами мод. рисунками вышивки. Разработка эскизов одежды и рисунков вышивки. |
4. | Художественное оформление детской одежды | 3 | Художественное оформление вышивкой одежды для детей ясельного, дошкольного, младшего и среднего возраста, одежды для подростков. | Работа с журналами мод, рисунками вышивки. Разработка эскизов одежды и рисунков вышивки. |
5. | Колористическое решение вышивки. | 6 | Цвет. Гармонические цветовые сочетания. Понятие «колорит». Однотоновые гармонические сочетания цветов. Гармонические сочетания родственных цветов. Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов, гармонические сочетания контрастных цветов. | Работа с журналами мод. Разработка рисунков вышивки. |
5.1. | Белье и корсетные изделия | 3 | Характеристика группы одежды: белье и косретные изделия. Основные правила декорирования одежды вышивкой. | Работа с журналами мод, рисунками вышивки. Разработка эскизов одежды и рисунков вышивки. |
5.2. | Психологические особенности восприятия цветов. | 3 | Влияние цвета психику и физиологию человека. Цветовые физиологические и эмоциональные ассоциации. | Работа с журналами рисунков вышивки. мод. Разработка |
6. | Элементы материаловедения | 9 | ||
6.1. | Свойства тканей из натуральных волокон | 3 | Классификация натуральных волокон. Натуральные волокна растительного и живо гною происхождения. Свойства тканей из натуральных волокон: прочность. сминаемость. гигроскопичность, осыпаемость, усадка, износостойкость и т.д. Ассортимент тканей из натуральных волокон. | Определение свойств нитей основы и утка. Определение свойств тканей из натуральных волокон. |
6.2. | Свойства тканей из искусственных волокон | 3 | Классификация искусственных волокон. Свойства тканей из искусственных волокон: прочность, сминаемость. гигроскопичность, осыпаемость, усадка, износостойкость и т.д. Ассортимент тканей из искусственных волокон. | Определение свойств искусственных волокон. тканей |
6.3. | Свойства тканей из синтетических волокон | 3 | Классификация синтетических волокон. Свойства тканей из синтетических волокон: прочность. сминаемость. гигроскопичность, осыпаемость, усадка, износостойкость и т.д. Ассортимент тканей из синтетических волокон. | Определение свойств тканей из синтетических волокон. |
7. | Экскурсия на предприятие. Проведение экскурсии в ателье. | 3 | Изучение на [фактике рабочего места вышивальщицы. необходимых инструментов и приспособлений, выполнения правил техники безопасности. | Знакомство с работой художника-модельера. |
8. | Основы проектирования | 6 | ||
8.1. | Проект. Потребности. Задачи (организационно-подготовительный этап) | 3 | Учебный проект. Основные компоненты проекта. Определение потребностей в изделиях. Анализ потребностей и их технологическое решение. Краткая формулировка задачи. Оценка возможностей для выполнения проекта. Критерии для оценки соответствия изделия потребностям пользователя. Выработка идей и выбор лучшей. | Выполнение заданий. Мозговой штурм. |
8.2. | Технологический проект (технологический и заключительный этапы) | 3 | Технологический проект (технологический и заключительный этапы) Планирование работы. Разработка технологических карт. Изготовление изделия. Испытание и оценка готового изделия. Способы изготовления. Потребительские качества (физиологические, безопасность, эстетические, экономические). Дизайн. | Выполнение заданий. Мозговой штурм. |
9. | Экономическое обоснование выполняемых работ | 2 | Основные правила выполнения экономических расчетов изделий с вышивкой. | Выполнение экономических расчетов. |
10. | Основные правила техники безопасности при работе в мастерской | 1 | Правила техники безопасности при выполнении ручных, машинных, утюжильных работ. | |
11. | Изготовление изделий для оформления интерьера жилого дома. Выполнение творческих проектов. | 57 | ||
11.1. | Выбор изделия | 2 | Утверждение задания и его разработка. определение основною назначения, характеристики, показателей качества, технико-экономических требования к разрабатываемому изделию, стадии работы над проектом. Сбор и анализ всей информации относящейся к разрабатываемому типу изделия. | Выбор изделий для оформления интерьера жилого дома: скатертей, салфеток, диванных подушек, занавесок, панно и т.д. |
11.2. | Разработка зскизов изделия и рисунка вышивки | 7 | Выработка и воплощение первоначальных творческих идей в эскизной (графической) форме. Окончательное творческое предложение дизайна изделия, полно определяющие все его характеристики. | Разработка эскизов изделий, разработка и подбор рисунков. Работа с журналами мод. |
11.3. | Определение технологической последовательности выполнения изделия. | 6 | Разработка технологической последовательности изготовления изделия. | Подготовка технологических и инструкционных карт на выполнение изделия. |
11.4. | Изготовление изделий для оформления интерьера жилого дома | 42 | Технологическая последовательность изготовления изделий для оформления интерьера жилою дома с использованием различных техник машинной вышивки. | Изготовление скатертей, салфеток, диванных подушек, занавесок, панно и т.д. с использованием различных техник машинной вышивки. |
12. | Изготовление швейных изделий различного назначения и декорирование их машинной вышивкой. Выполнение творческих проектов. | 108 | ||
12.1. | Выбор изделия | 3 | Утверждение задания и его разработка, определение основного назначения, характеристики, показателей качества, технико-экономических требования к разрабатываемому изделию, стадии работы над проектом. Сбор и анализ всей информации относящейся к разрабатываемому типу изделия. | Работа с журналами мод. Выбор швейного изделия. Определение требований к разрабатываемому изделию. |
12.2. | Разработка эскизов швейных изделий и рисунков вышивки | 6 | Выработка и воплощение первоначальных творческих идей в эскизной (графической) форме. Окончательное творческое предложение дизайна изделия, полно определяющие все его характеристики. | Разработка эскизов швейных изделий: юбки, брюк, платья, жакета, жилета и т.д. (по выбору обучающегося) |
12.3. | Конструирование и моделирование изделия | 12 | Снятие размерных признаков с конкретной фигуры. Построение чертежей основы выбранного изделия. Моделирование основы согласно эскизным разработкам. | Построение и моделирование чертежей конструкций швейных изделий (по выбору обучающегося). |
12.4. | Раскрой швейного изделия | 3 | Основные правила раскладки лекал на ткани. Определение припусков на обработку. Раскрой изделия. | Раскрой швейного изделия (по выбору обучающегося). |
12.5. | Изготовление швейного изделия | 42 | Разработка последовательности технологической | Изготовление швейного изделия: юбки. брюк, платья, жакета, жилета и т.д. (по выбору обучающегося) | Изготовления изделия. Технологическая последовательность изготовления швейного изделия. |
12.6. | Декорирование швейного изделия машинной вышивкой | 42 | Основные правила декорирования швейного изделия машинной вышивкой. | Нанесение рисунка вышивки на изделие или отдельные детали и его выполнение. |
13. | Итоговое занятие. Защита творческих проектов. | 3 | Подведение итогов. | Представление и защита обучающимися выполненных творческих проектов. Подведение итогов. |
4. Методическое обеспечение программы
4.1. Гигиенические критерии рациональной организации урока с позиции здоровьесберегающих технологий
№ | Факторы урока | Уровни гигиенической рациональности урока | ||
рациональный | недостаточно рациональный | нерациональный | ||
1. | Плотность урока | не менее 60% и не более 75-80% | 85-90% | более 90% |
2. | Количество видов учебной деятельности | 4-7 | 2-3 | 1-2 |
3. | Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности | не более 10мин. | 11-15 мин. | более 15 мин. |
4. | Частота чередования различных видов учебной деятельности | смена не позже чем через 7-10 мин. | смена через 11-15 мин. | смена через 15-20 мин. |
5. | Количество видов преподавания | не менее 3-х | 2 | 1 |
6. | Чередования видов преподавания | не позже чем через 10-15 мин. | через 15-20 мин. | не чередуется |
7. | Наличие эмоциональных разрядок (кол-во) | 2-3 | 1 | нет |
8. | Чередование позы | поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся | имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся | частые несоответствия позы виду работы. Познание не контролируется учителем |
9. | Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток | на 20 и 35 мин. урока по 1 мин. из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого | 1 физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью | отсутствуют |
10. | Психологический климат | преобладают положительные эмоции | имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный | преобладают отрицательные эмоции |
11. | Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности | не ранее 40 мин. | не менее 35-37 мин. | до 30 мин. |
4.2. Особенности учебной методики работы с детьми:
1. Разработка занятий на основе педагогических технологий активизации и интенсификации деятельности учащихся:
- проблемные системы;
- знаковые системы;
- учебно-технологические игры;
- ролевые игры.
2. Использование определенных технологий:
- разноуровневого обучения;
- развивающего обучения.
3. Использование коллективных и групповых способов обучения.
4. Создание в коллективе подгрупп на время обработки аналогических элементов:
- выравнивания;
- поддержки;
- развития.
4.3. Основной формой обучения по программе является учебно-практическая деятельность обучающихся, которая содержит теории — 30%; практики —70%.
Приоритетными методами организации практического обучения
служат упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические, творческие или проектные работы. Все виды практической деятельности в программе направлены но освоение различных технологий выполнения машинной вышивки, преобразования информации, объектов природы социальной среды. Лабораторно-практические задания выполняются по темам, связанным с изучением материалов. На каждом этапе обучения курса выбирается такой объект или тема работы для обучающихся, который позволяет обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом учитывается посильность выполнения видов вышивки для обучающихся соответствующего возраста, его общественная и личная ценность, возможность выполнения работы при имеющейся материально-технической базе обучения.
Большое внимание обращается на обеспечение безопасности труда обучающихся при выполнении технологических операций и, особенно, на соблюдение правил электробезопасности.
Личностно-ориентированный характер обеспечивается посредством предоставления обучающимся в процессе освоения программы возможностей выбора личностно- или общественно-значимых объектов труда. При этом обучение осуществляется на объектах различной сложности и трудоемкости, согласуя их с возрастными возможностями обучающихся и уровнем их общего и технологического образования, возможностями выполнения правил безопасности труда и требований охраны здоровья детей.
В программе предусмотрено выполнение обучающимися творческих проектных работ, при организации которых акцентируется их внимание на потребительском назначении того вышитого изделия, которое они выдвигают в качестве идеи. Главной целью выполнения работ является:
1. Формирование отношения к вышивке как к одному из видов декоративно-прикладного творчества;
2. Развитие стремления к самовыражению, обретению уверенности в себе.
Особенностью данной методики является формирование у воспитанников понятия «индивидуальный стиль». Стремление по-новому обрести свою индивидуальность.
4.4. Формы работы. Программа предусматривает использование следующих способов учебной работы обучающихся:
- фронтальной;
- индивидуальной;
- групповой.
Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учеников.
Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу обучающихся. Она предполагает оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ученика, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.
В ходе групповой работы обучающимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости. Ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Все это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими материальными и временными затратами, так как каждый обучающийся может научиться конкретному приему на отдельном образце, который является частью изделия. Особым приемом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых «творческих пар» или подгрупп с учетом их возраста и опыта работы.
В процессе обучения предусматриваются следующие виды учебных занятий:
- типовые занятия (сочетающие в себе объяснение и практические упражнения);
- собеседование, консультация;
- экскурсия;
-практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных умений;
- самостоятельное выполнение любого вида вышивки;
- учебная игра.
5. Условия реализации программы
Для реализации данной программы необходима следующая материальная база:
Кабинет для занятий должен быть удобным для занятий, хорошо освещенным, иметь примерочную с большим зеркалом, желательно кран с холодной водой.
Оборудование кабинета:
- столы ученические;
- стулья для 10-12 обучающихся;
- доска настенная;
- доска гладильная;
- бытовые швейные машины;
- оверлок;
- шкафы;
- манекен;
- зеркала;
- стенды.
Инструменты и приспособления:
- нитки;
- ткань;
- пяльцы;
- наперсток;
- сантиметровая лента;
- нитковдеватель;
- миллиметровка;
- калька;
- копировальная бумага;
- переводные карандаши,
- тетради для записи;
- ручки.
Дидактические материалы
- альбом с образцами различных видов машинной вышивки;
- инструкционные и технологические карты выполнения отдельных видов машинной вышивки;
- альбомы с рисунками машинной вышивки;
- журналы мод.
ЛИТЕРАТУРА:
Рекомендуемая педагогам:
- Журналы по ДПИ;
- Полная энциклопедия женских рукоделий. - М.: «Возрождение». - 1992г.-608с.
-Рукоделие. Популярная энциклопедия. Науч. Изд. Б. Р. Э.-М.: 1993г.
- Рукоделие. Техники и приемы работы. Альбом №22, Изд. «Кунст», Таллин - 1987г. - 142с.
- В. П. Гирич, Ю. В. Гирич «Ажурная вышивка». - М.: Легпромиздат. - 1995г. 120с.
-И. П. Смирнов. 100 рисунков для машинной вышивки. - ТОО «Мария».
Рекомендуемая детям и родителям:
- Журналы «Лена», «Идеи Сюзанны», «Валентина», «Светлана»
-Журналы «Вигёа», «Журнал мод», «Шик», «Ателье»
- «Вышивка в умелых руках».- М.: ООО Издательство «АСТ». - 2003г. - 208с.
-Л. Н. Сорокина. Учитесь вышивать. Альбом. 5-е изд. - К.: Рад. Школа. -1989г.-79с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое обеспечение программы "Психология" (1-4 года обучения)
Методическое обеспечение программы "Психология" (1-4 года обучения)...
Рабочая программа группы 2-го года обучения
Рабочая программа группы 2-го года обучения к образовательной программе "Инструментальный ансамбль "АккСи+"...
Программа ЮИД по 1 году обучения
Программа разработана на основе программы «Юный инспектор дорожного движения» Л.А. Кравченко, педагога дополнительного образования Дома детского творчества Ипатовского района.Цель пр...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Географы-краеведы» ( 2 года обучения, возраст детей 10 – 13 лет)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Географы-краеведы» ( 2 года обучения, возраст детей 10 – 13 лет). Основной целью программы является: приобщение детей к туризму, освоение разносторонних...
Тематическое планирование к программе "Макраме" на три года обучения (третий учебный год)
Подробное тематическое планирование (третий год обучения) по программе "Макраме", рассчитанной на три года обучения....
Календарный учебный график Дополнительная общеразвивающая программа «Пилигрим» (базовый уровень) года обучения 1 группа: 1
Дополнительная общеразвивающая программа «Пилигрим» (базовый уровень) года обучения 1 группа: 1,2...
ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ МОДЕЛЬ- ПОЛУКОПИЯ В ПРОГРАММЕ РАКЕТОМОДЕЛЬНОЙ СЕКЦИИ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
Наиболее интересный этап технического творчества для учащегося технической секции – это изготовление моделей повышенной сложности, а также моделей – копий. Здесь в полной мере можно прояви...