Дополнительная общеразвивающая программа курса « Машинной вышивки»
рабочая программа (9 класс)

Анна Анатольевна Закирова

Актуальность праграммы заключается в ознакомлении обучающихся с особенностью профессии "Вышивальщица машинной вышивки" Предполагается практическое освоение обучающимися вышивки с использованием иновационной технологии на основе компьютерной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_mashinnaya_vyshivka.doc268.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ленинградской области

«Назийский центр социально - трудовой адаптации и профориентации»

                                                  02 - 13

                                                                             

Принято на заседании педагогического совета Протокол № 1 от   28 августа 2020 года                                              

Утверждено приказом директора по школе Приказ № 24-ОД от 28.08.2020   2019 года              

Дополнительная общеразвивающая программа

курса « Машинной вышивки»                                                                           Возраст обучающихся: 15-17 лет

Срок реализации курса: 2 года

Составитель

,                                                                                                                    Закирова Анна Анатольевна

инструктор по трудовой подготовке

пгт  Назия

2020

Оглавление

1.Пояснительная записка………………………………………………………….....3

  1. Направленность программы…………………………………………………….3
  2. Актуальность  программы………………………………………………………4
  3. Цель и задачи программы…………………………………………..…….……..5
  4. Отличительные особенности программы………………………………….......6
  5. Возраст и особенности детей, участвующих в реализации программы ….....6
  6.  Сроки реализации программы……………………………………………….....8
  7.  Формы и режим занятий……………………………………………………..….8
  8.  Ожидаемые результаты и способы определения результативности   …..…..9
  9.  Формы подведения итогов реализации программы…………………………14
  1. Учебно-тематический план…………………………………………………..….15
  2. Содержание изучаемого курса…………………………………………………..17
  1. 3.1.Содержание дополнительной общеразвивающей программы первого года
  2.  обучения…………………………………………………………………………..….18
  3. 3.2.Содержание дополнительной общеразвивающей программы второго года
  4. обучения……………………………………………………………………………....23
  1.    Оценочные материалы……………………………………………………..…..29

4.1.  Этапы и методы педагогического контроля по усвоению программы…..... 29

4.2.  Этапы выполнения творческого проекта……………………………………. 31

4.3. Образцы оценочных материалов……………………………………...….….…32

  1. Календарный учебный график на 2020– 2021 учебный год……………....…..  33
  2. Методическое обеспечение программы ……………………………..….….……34
  3. Материально техническое обеспечение программы …………………….….….34

8.Список литературы  …………………………………………………......…...…....35

9. Информационные ресурсы………………………………………………......……37

  1. Пояснительная записка      

Социально-экономические преобразования в современной жизни диктуют необходимость формирования творчески активной личности, способной эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы. В связи с этим одной из важных задач системы образования становится развитие творческого потенциала подрастающего поколения. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий творчеством для умственного и эстетического развития детей, особенно детей с задержкой психического развития. Так как творчество в широком смысле — это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата.

Такая возможность предоставляется педагогам, как на уроках, так и во внеурочной деятельности – при реализации дополнительных общеразвивающих программ различной направленности, в том числе в рамках сетевого взаимодействия образовательной организации и организации дополнительного образования детей.

  1. Направленность программы

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности разработана на основе:

- Федерального закона от 29 декабря 2012 года (ред. от 07.05.2013) № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

- Концепции развития дополнительного образования детей до 2020 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р),

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

- Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761  «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»

- Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря  2014 года № 808 «Об утверждении основ государственной культурной политики»

- Приложением к письму комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 28 апреля 2015 года № 19-2972/15 «Методические рекомендации по проектированию общеразвивающих программ художественной направленности в организациях дополнительного образования».

- Приложением к письму общего и профессионального образования Ленинградской области от 01 апреля 2015 №           /15-0-0 «Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ различной направленности».

- Письмом  Министерства культуры Российской Федерации от 19 ноября 2013 года № 191-01-39/06-ГИ с рекомендациями по  организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств

- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (в период разработки новых федеральных требований)

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден Приказом   Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями от 30.08.2010 г. № 889, 26.11.2010 г. № 1241, 22.09.11 № 2357)

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования»

- Федеральная целевая программа “Одаренные дети”, в рамках президентской программы “Дети России”, утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.

- Письмо Министерства образования и науки РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 года «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».

  1. Актуальность   программы

Актуальность программы заключается в ознакомлении обучающихся с особенностью профессии «вышивальщица». Предполагается практическое освоение учащимися вышивки с применением инновационной технологии на основе компьютерной программы. Обучение производится на современном оборудовании: вышивальных машинах Bernette Chigago 7, Janome MemoryCraft 500E, Brother VR,  BrotherPR-670E.

Машины с компьютерным управлением, жидкокристаллическим дисплеем для выбора дизайнов,  комбинирования рисунков и других операций, предусмотренных программами. В процессе обучения происходит формирование профессиональной ориентации, стимулирование самопознания и профессионального самоопределения, приобщение к творчеству, которое рассматривается как непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее наиболее эффективно проявлять себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях.

  1. Цель и задачи программы

Цель программы – овладение технологическими знаниями и применение их  в практической деятельности по профессии вышивальщица.

Задачи программы:

Обучающие задачи:

           1. Способствовать формированию интереса к машинной вышивке;

       2.Формирование профессиональных умений  и навыков при выполнении образцов и  дальнейшее их закрепление в процессе изготовления изделий.

      3.Освоение приемов работы на вышивальных машинах.

      4.Освоение разнообразных видов вышивки, применяя различные виды  ткани, стабилизаторы и нитки, технологическую последовательность выполнения вышивки на изделиях, требования, предъявляемые к  качеству готовой продукции.  

      5.Ознакомление с техникой безопасности при работе на швейно-вышивальном оборудовании, с инструментами и материалами.

      6.Обучение планировать свою работу.

Развивающие задачи:

  1. Развитие эстетического вкуса и творческих способностей;
  2. Развитие активности, настойчивости в достижении результата;
  3. Развитие самостоятельности при выполнении практических заданий;
  4. Привитие обучающимся интереса по выполнению изделий своими руками, для украшения одежды, домашнего интерьера и создания сувениров.    

Воспитательные:

    1. Воспитание усидчивости, старательности, внимания, трудолюбия, умения терпеливо и вдумчиво заниматься индивидуально;

        2. Формировать навыки организации своего рабочего места;

3. Воспитание бережного отношения к оборудованию и экономному использованию материалов.

Принципы реализации программы

1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

        3.  Самоопределение девушек в выборе содержания  деятельности в рамках занятий.

4. Доступность программы.

5. Наглядность работы, демонстрация процесса обучения.

1.4.    Отличительные особенности программы  

Отличительной особенностью данной программы является ее содержание: овладеть знаниями и умениями выполнять различные виды машинной вышивки  на современных вышивальных машинах. Акцент делается не на сложность техники, а на возможность ребенка самостоятельно выполнять изделия.

В процессе обучения происходит подготовка детей к осознанному выбору профессии, воспитание активной жизненной позиции путем реализации творческих способностей.

  1. Возраст и особенности детей, участвующих в реализации программы

Дети с задержкой психического развития 15-17 лет.

Задержка психического развития (ЗПР)- это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.

ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребёнка его возрасту. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению. У них не сформированы умения, навыки, не достает знаний программного материала.  Они не в состоянии без специальной помощи овладеть счетом, письмом, чтением. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности. Эти трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Ребёнок  часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, затрудняется в организации собственной целенаправленной  деятельности, но в то же время очень хорошо чувствует себя в игре.

Характерные особенности детей с ЗПР

  • Снижение работоспособности;
  • Повышенная истощаемость;
  • Неустойчивое внимание;
  • Недостаточность произвольной памяти;
  • Отставание в развитии мышления;
  • Своеобразное поведение;
  • Бедный словарный запас слов;
  • Низкий навык самоконтроля;
  • Незрелость эмоционально-волевой сферы;
  • Ограниченный запас общих сведений и представлений.

Тенденции развития ребенка с ЗПР те же, что и нормально развивающегося. Некоторые нарушения – отставание в овладении предметными действиями, отставание и отклонение в развитии речи и познавательных процессов – в значительной мере носят вторичный характер. При своевременной и правильной организации воспитания, возможно более раннем начале коррекционно-педагогического воздействия многие отклонения развития у детей могут быть с корригированы и даже предупреждены.

Несмотря на трудности формирования представлений и усвоения знаний и навыков, задержку в развитии разных видов деятельности, дети с ЗПР все же имеют возможности для развития. У них в основном сохранно конкретное мышление, они способны ориентироваться в практических ситуациях, ориентированы на взрослого, у большинства из них эмоционально-волевая сфера более сохранна, чем познавательная, они охотно включаются в трудовую деятельность.

Для осуществления продуктивного воспитания и обучения необходимо строить взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопонимания.

           

16. Сроки реализации программы

Сроки реализации программы – 2 года.

  1 год обучения

   6 часов в неделю

202 часа

        2 год обучения

   6 часов в неделю

195 часов

Всего:

 12 часов в неделю

397 часов

1.7. Формы и режим занятий

Формы и режим занятий: занятия проводятся аудиторно.    

Наполняемость группы: 5 человека.

Форма организации деятельности: групповая.

Занятия по типу: комбинированные, практические, теоретические.

Условия приёма – девушки с 15 лет.

Педагогические методы и технологии:

Словесные методы (объяснения, пояснения)

Методы по уровню включения в продуктивную (творческую) деятельность:

- объяснительно-иллюстрированный метод;

- репродуктивный метод;      

- частично-поисковый (эвристический) метод.    

Методы стимулирования активности детей:

- поощрение и похвала;

  • чередование видов деятельности.

Метода воспитания:

  • воспитание словом; воспитание делом;
  • воспитание общением;
  • воспитание отношениями.

Методы воспитания и развития:

  • самостоятельная работа;

Методы контроля и самоконтроля:

  • самооценка.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые.

1.8. Ожидаемые результаты и способы определения результативности

Время

проведения контроля

Какие знания, умения и навыки контролирует

Формы подведения итогов

1 год обучения

Октябрь

Знать: о значении вышивки в русском народном творчестве, о профессии «Вышивальщица машинной вышивки», правила подготовки швейно-вышивальной машины Bernette Chigago 7 к вышивке, присоединение вышивального модуля к машине, установка вышивальной лапки,  подготовка материалов и инструментов к вышивке, закрепление материала в пяльцах, знать   технику безопасности при работе на вышивальной машине, правила организации рабочего места. Понимать символы на дисплее и функции.            

Уметь: подготовить машину к работе, фиксировать бумажный, клеевой, отрывной стабилизатор на ткани, закреплять материал в пяльцах, заправлять вышивальные нитки в машину, выбирать категорию встроенных образцов и алфавит для вышивки.

Выполнять образцы вышивки с облегченным дизайном, заглавные и строчные буквы, специальные знаки, цифры и символы.

Метапредметные: развитие речи, формирование умений анализировать и сравнивать.

Личностные: воспитание чувства само и взаимоуважения

Тестирование с элементами практической работы.

Декабрь

Знать: правила обработки вышитых изделий, возможности машины редактировать образцы вышивки (базовые настройки, позиционирование в вышивальных пяльцах, зеркальное отображение образца, поворот образца), приемы загрузки дизайна после искусственного прерывания вышивания. Знать технологию изготовления сувениров с использованием водорастворимого стабилизатора Solvy 80.

Уметь: выполнять образцы вышивки с применением возможности машины редактировать дизайн(смещать рисунок в пяльцах относительно центра, разворачивать рисунок зеркально и под углом 90 и 180 ), пользоваться USB накопителем для выбора дизайна в формате .exp, уметь продолжить процесс вышивки после искусственного прерывания работы, совмещая окончание и начало работы.

Выполнять вышивку сувениров на водорастворимом стабилизаторе Solvy 80 (ангелы, новогодние шары)

Метапредметные: обобщать факты и понятия

Личностные: воспитание трудовой культуры

Тестирование с элементами практической работы.

Май

Знать: основные понятия композиции,  причины возникновения, способы предупреждения и устранения дефектов машинных стежков, когда качество вышивки не удовлетворяет, устранение неполадок при работе на вышивальной машине (швейный модуль не перемещается, машина заблокирована), знать технологию вышивки на деликатных тканях (органза, шифон, капрон, шелк), знать технологию вышивания металлизированной нитью.

Уметь: устранять неполадки при работе на вышивальной машине (распознавать символы на дисплее, своевременно и грамотно выполнять команды машины), вышивать на деликатных тканях и металлизированными нитками с использованием специальной иглы. Выполнять проектную работу, применяя полученные навыки вышивания.

Метапредметные: развитие внимательности при поиске ошибок.  

Личностные: воспитание трудовой культуры.

Выставки, конкурсы.

Творческий проект.

                                     

2 год обучения

октябрь

Знать: правила эксплуатации вышивальной машины Janome MemoryCraft 500E , технику безопасности при работе на вышивальной машине, правила организации рабочего места. Понимать значение кнопок управления машиной, символы и функции на дисплее. Знать технологию выполнения Мережки с использованием специальной иглы №110-120.  Знать технологию вышивки на трикотаже с применением стабилизатора  Filmoplast и Solvy Film.

Уметь: подготовить машину к работе, фиксировать  стабилизаторы на ткани, закреплять материал в пяльцах, заправлять вышивальные нитки в машину, выбирать категорию дизайнов, выбирать дизайн по размеру пялец. Вышивать монограммы, используя функциональные клавиши. Уметь считывать информацию о дизайне. Выполнять вышивку на трикотаже с применением стабилизатора  Filmoplast и Solvy Film. Выполнять образец в технике Мережка (вышивка враскол)

Метапредметные: развитие речи, формирование умений сравнивать.

Личностные: воспитание чувства само и взаимоуважения                                                                                      

Тестирование с элементами практической работы.

Декабрь

Знать: основы цветоведения, светотень, приемы работы в режиме редактирования (добавлять, создавать свои собственные дизайны), знать технологию выполнения аппликации с применением стабилизатора Heat Stick.

Уметь: работать в режиме редактирования, использовать панель редактирования при выборе, перемещении, копировании, удалении, изменении размера, повороте дизайна, уметь создавать монограммы по дуге, группировать и настраивать цвета изображения.  уметь выполнять аппликацию, используя кухонный встроенный дизайн. Уметь работать над творческим проектом.

Метапредметные: развитие внимательности при поиске ошибок.

Личностные: воспитание трудовой культуры.

Тестирование с элементами практической работы.

Май

Знать: правила эксплуатации вышивальной машины Brother VR,  BrotherPR-670E, меры предосторожности при работе, компоненты и функции машины (возможность вышивания на объемных материалах), узлы и детали машины и их функции, знать основные процедуры (включение машины, установка шпульки, выбор рисунка, редактирование рисунка вышивки, задание настроек процедуры вышивания, предварительный просмотр изображения, закрепление ткани в пяльцах, установка пялец, на машину, проверка области вышивания, заправка верхних нитей, разблокировка машины и начало вышивания, проверка натяжения нитей, снятие пялец и извлечение ткани из пялец, выключение машины).

Уметь: пользоваться Руководством пользователя, находя необходимую информацию, распознавать принадлежности в комплекте, выполнять основные процедуры при вышивке на вышивальной машине Brother VR,  BrotherPR-670E. (включать машину, устанавливать шпульки, выбирать рисунки, редактировать рисунки вышивки, задавать настройки процедуры вышивания, уметь предварительно просматривать изображения, закреплять ткань в пяльцах, устанавливать пяльцы, на машину, проверять область вышивания, заправлять верхнюю нить, разблокировать машину и начать вышивание, проверить натяжение нитей, снять пяльцы и извлечь ткань из пялец, выключить машину).

Выставки, конкурсы.

Защита проекта.

Диагностика на усвоение содержания программы:

В процессе обучения по всему курсу образовательной программы проводится систематическая диагностика. Диагностика направлена на выявление затруднений обучающихся, как в освоении программы, так и в личностном плане, с целью оказания помощи в преодолении выявленных затруднений.

Диагностика  позволяет систематизировать и наглядно оформить наши представления о детях,  которые у нас занимаются, организовать деятельность с использованием методов, максимально раскрывающих потенциал каждого ребенка. Анализ результатов диагностики позволяет подобрать эффективные способы организации детского коллектива, определить перспективу развития образовательного процесса.

Диагностика решает следующие задачи

- анализирует процесс и результаты развития обучающихся 

- анализирует процесс и результаты обучения (объем и глубину обученности, умение использовать накопленные знания, навыки, уровень сформированности основных приемов мышления, владение способами творческой деятельности 

- анализирует процесс и достигнутые результаты воспитания (уровень воспитанности, глубину и силу нравственных убеждений, сформированность поведения)

С помощью диагностики педагог выясняет особенности формирования личности детей: их характеры, нравственные чувства, интересы, способности, отношения и др.

В процессе обучения по программе девушки приобретают необходимые знания, умения и навыки, которые усложняются последовательно, изучая различные виды вышивки,  от занятия к занятию.

Виды контроля

Проводится:

- начальный контроль (октябрь);

- промежуточный контроль (декабрь);

- итоговый контроль (май)

Начальный контроль  - уровень знаний и умений на начало обучения по общеразвивающей программе, проводится на вводном занятии. Выявляются стартовые условия (исходный уровень развития), определяются достижения обучающихся к этому времени. Учитывается возраст и индивидуальные возможности (способности) ребенка.

Промежуточный  -  проводится в середине учебного года, девушки  делают задание на определенную тему. Целью проведения промежуточной педагогической диагностики является оценка правильности выбранной в отношении ребёнка стратегии образования, выявление динамики развития. По результатам данного вида диагностики педагог при необходимости может внести коррективы в педагогический процесс.

Итоговый  - осуществляется  в конце учебного года.  Девушки делают задание  на определенную тему. По результатам данной диагностики оценивается степень решения педагогом поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учётом новых задач.

Данная система оценки может применяться и при текущем контроле с учетом следующих критериев:

а) насколько успешно решена поставленная задача;

б) каков уровень решения задач, с которыми обучающиеся знакомились раньше;

в) каков уровень творческой активности.

Каждая самостоятельная работа обучающихся оценивается по 4-м уровням со следующими характеристиками:

отлично   - работает самостоятельно, проявляя творческую активность, отлично справляется с заданием, работу выполняет добросовестно, аккуратно.

хорошо   - работает самостоятельно, проявляя творческую активность, изредка обращается к помощи педагога, выполняет задания с небольшими ошибками, недостаточно аккуратно.

удовлетворительно - выполняет задания с небольшими ошибками, проявляя элементы творчества, обращается к помощи педагога, недостаточно внимательна.

слабо справляется с заданием, невнимательна, часто обращается к помощи педагога.                  

Результаты контроля могут быть основанием для корректировки программы.

1.9. Формы подведения итогов реализации программы

  • контрольное занятие;
  • презентация выполненных работ;
  • защита творческих проектов;
  • участие в конкурсах, смотрах, выставках, различного уровня и т.д.

Документальные формы подведения итогов реализации программы: дневник педагогических наблюдений, порфолио обучающихся, проектные работы.

2. Учебно - тематический план

1 год обучения

Тема

Количество часов всего

Теория

Практика

1

Введение в программу

2

1

1

2

Изучение вышивальной машины  Bernette Chigago 7,

Подготовка материалов и инструментов

18

5

13

3

Вышивка встроенных дизайнов

10

2

8

4

Вышивка редактированных дизайнов

10

1

9

5

Вышивка от USB

20

2

18

6

Обработка готовых вышитых изделий

26

4

22

7

Виды дефектов машинных строчек и швов, причины и способы их устранения

6

3

3

8

Практическое повторение

14

1

13

9

Обработка края изделия

6

1

5

10

Уход за вышивальной машиной

2

1

1

11

Творческие работы

86

11

70

12

Резерв времени

8

-

8

Всего

202

32

170

2 год обучения

Тема

Количество часов всего

Теория

Практика

1

Введение в программу

2

1

1

2

Изучение машины Janome MemoryCraft 500E,

 Подготовка к вышивке материалов и инструментов.

10

4

6

3

Вышивка встроенных дизайнов

10

1

9

4

Вышивка редактированных дизайнов

20

4

16

5

Вышивка от USB

24

3

21

6

Обработка готовых вышитых изделий

19

2

17

7

Виды дефектов машинных строчек и швов, причины и способы их устранения

4

2

2

Изучение вышивальных машин

Brother VR,  BrotherPR-670E.

44

10

34

Уход за вышивальной машиной

4

2

2

Творческие работы

58

9

49

Всего

195

38

157

3. Содержание изучаемого курса

На первых занятиях руководитель знакомит детей с традициями народного декоративно – прикладного творчества, историей появления материалов и инструментов, с правилами охраны труда и безопасности.

Понимание условных обозначений в прилагаемых инструкциях, поможет детям самостоятельно устранять неполадки и дефекты, программировать дизайны при изготовления изделий. Руководителю следует систематически, особенно на первых занятиях, обращать внимание обучающихся на правильное положение рук, на четкое выполнение инструкциий. В процессе работы знакомится с основами цветоведения, что положительно влияет на воспитание хорошего вкуса.

В целях воспитания общественной активности им предлагается изготовление сувениров. Заканчиваются занятия подведением итогов работы.

В основу работы по обучению искусству машинной вышивки положено последовательное овладение приемами изготовления изделий с постепенным усложнением заданий по годам обучения.

В нее входит:

  • Изучение приемов работы на швейно-вышивальном оборудовании.
  • Ознакомление с назначением инструментов и материалов для вышивальной машины.
  • Работа по подбору материала, стабилизаторов, ниток по цвету, размеру, качеству.
  • Оформление образцов различных видов вышивки.
  • Зарисовка схем алгоритмов выполнения различных видов вышивки.
  • Изготовление изделий по этим алгоритмам.
  • Посещение выставок по декоративно-прикладному искусству
  • Изучение журналов по рукоделью.
  • Участие в выставках декоративно-прикладного искусства различного уровня.

Занятия проводятся в специально отведенной мастерской, оснащенной необходимыми материалами, оборудованием, литературой.

Обучающимся даются подробные инструкции по подбору инструментов и материалов. На каждом занятии проводится гимнастика для глаз, которая способствует предупреждению зрительного (зрительно-психогенного и зрительно-вегетативного) утомления обучающихся.

Большое значение на занятии имеет индивидуальный подход. Подбирается такое задание для ребенка, чтобы каждый с ним справился. Так подчеркивается личная значимость ребенка, повышается его самооценка.

 Поскольку формирование личности осуществляется в постоянно творческой активности, то развитие творческих потребностей и способностей в сочетании тренировкой психики в динамике общения помогает воспитанию личностных качеств у детей.

Спокойная, интересная, сосредоточенная работа имеет большое значение в лечебнотерапевтических целях.   Работа на вышивальной машине у детей с задержкой  психического развития способствует разрядке психической напряженности, предупреждает формирование неврастенических и психопатических проявлений, способствует повышению самооценки и уверенности в своих силах. В процессе обучения происходит активное развитие психофизических, интеллектуальных и нравственных сил помогает ученикам дисциплинировать свою волю, контролировать поведение, структурировать свободное время. Выполнение различных видов вышивки развивает у учениц способности ставить перед собой цель и находить адекватные пути достижения этой цели, у них появляется уверенность в будущем.                

 

3.1.    Содержание дополнительной общеразвивающей программы  

          первого года обучения

                                                   

  1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. (1 час)

   Беседа о назначении вышивки в русском народном творчестве, о профессии «Вышивальщица машинной вышивки» и о швейно-вышивальных машинах с программным обеспечением. Демонстрация изделий учащихся старших классов и выпускников школы.

   Мастерская, ее назначение и оборудование. Ознакомление с правилами работы и поведение в мастерской. Материалы и оборудование, применяемые при вышивании.

   Санитарно–гигиенические требования к рабочим местам. Обязанности дежурных по мастерской.

 

  1. ИЗУЧЕНИЕ ШВЕЙНО-ВЫШИВАЛЬНОЙ МАШИНЫ bernette Chicago 7. ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛОВ И ИНСТРУМЕНТОВ (18 часов)

   ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ:

Правила подготовки швейно-вышивальной машины Bernette Chigago 7 к вышивке, узлы и детали машины, присоединение вышивального модуля, установка вышивальной лапки. Принадлежности в комплекте поставки.  Символы на дисплее и  их функции.     Техника безопасности при работе на вышивальной машине, правила организации рабочего места. Название тканей, используемых для вышивания на машине. Ткани однородные и неоднородные. Ткани с простым /гладким/ переплетением: полотняное, саржевое, атласное и сатиновое. Ткани с комбинированным переплетением: орнаментные, креповые, рельефные и другие переплетения. Деликатные ткани (органза, сетка, шёлк). Нитки, используемые для вышивки: Полиэстер Fufus №40, FUFU's МАТОВЫЕ Полиэстер, полиэстер №40 GUNOLD, Полиэстер Madeira Frosted Matt №40, Металлик GUNOLD, ХЛОПОК сotty №30, Полиэстер MADEIRA Poly №40, Вискоза ROYAL Sulky №40 и другие. Шпульная нить белого и черного цвета. Стабилизатор материалов для вышивки ( Stiffi 1640, клеевой, отрывной, бумажный, Stiffi 1620 , клеевой, отрывной, бумажный, Sjlvy    водорастворимая пленка,  Sjlvy 80    водорастворимая пленка), обзор вышивальных пялец, закрепление материала в пяльцах, заправка верхней и нижней нити.

 

 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:  Правильная посадка во время работы на машине. Подготовка машины к работе, наружный осмотр, знакомство с инструкцией эксплуатации. Присоединение и снятие вышивального модуля.  Приутюживание стабилизатора на ткань, закрепление материала в пяльцах, использование вышивального шаблона. Работа с цветовыми картами. Заправка верхней и нижней нити, намотка шпульной нити.

   

  1. ВЫШИВКА ВСТРОЕННЫХ ДИЗАЙНОВ (10 часов)  

    ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ:

Дисплей режима вышивания. Выбор категорий (встроенные дизайны образцов и алфавитов). Начало вышивания, контроль процесса вышивания, окончание вышивания.   

  ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Подготовка машины к вышиванию (выбор ниток, заправка верхней и нижней нитки, приутюживание стабилизатора на ткань, закрепление ткани в пяльцах, установка пялец на машине). Выбор встроенного дизайна. Вышивка образца № 1, образцы для лоскутного шитья.

  1. ВЫШИВКА РЕДАКТИРОВАННЫХ ДИЗАЙНОВ (10 часов)

   ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ:

Редактирование образцов вышивки. Базовые настройки. Зеркальное отображение рисунка, изменение размера рисунка (увеличение и уменьшение на 20%), поворот рисунка, одноцветные и многоцветные рисунки (смена ниток).

  ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Вышивка образцов № 2 - № 5 , образцы для лоскутного шитья. 

 

  1. ВЫШИВКА ОТ USB (20 часов)

  ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ:

Установка и снятие флешки USB.

Перенос вышивальных мотивов через флешку USB на машину, вызов мотива с флешки USB. Формат для считывания .exp.

  ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Вышивка образцов № 7 - № 9, образцы для лоскутного шитья.

  1. ОБРАБОТКА ГОТОВЫХ ВЫШИТЫХ ИЗДЕЛИЙ (26 часов)

  ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ:

Область применения машинной вышивки: неограниченные возможности вышивального оборудования обеспечиает широкую сферу применения. Вышивка, выполненная на машинах последнего поколения, достойно украшает:

интерьеры домов, отелей, салонов автомобилей;

модную стильную одежду, аксессуары и обувь;

форму сотрудников солидных компаний;

ценные подарки и сувениры для промо акций и др.

Удаление обрывков и длинных протяжек нитей, очистка меловых линий, пятен масла на ткани и т. д. Стирка вышитых изделий. Влажно- тепловая обработка вышитых изделий. Хранение изделий с вышивкой.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Изготовление изделий и сувениров с вышивкой

Обработка вышитого изделия. Влажно-тепловая обработка изделия.

  1. ВИДЫ ДЕФЕКТОВ МАШИННЫХ СТРОЧЕК И СТЕЖКОВ, ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ ИХ УДАЛЕНИЯ (6 часов)

  ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ:

Качество вышивки не удовлетворяет. Изучение таблицы устранения неполадок в инструкции. Выяснение дефектов машинных строчек и стежков, обрыв верхней и нижней нитей, загрузка дизайна после прерывания,  поломка иглы, морщится ткань при вышивке, петляет нижняя нить, машина работает тяжело или шумно. Причины их возникновения, способы предупреждения и устранения.

  ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Работа с информационной таблицей неисправностей. Наматывание нитки на шпульку. Заправка и регулировка натяжения верхней и нижней нитей. Установка иглы в игловодитель. Закрепление иглы винтом. Подбор игл в зависимости от ткани и ниток. Разборка и сборка челночного комплекта, загрузка дизайна после прерывания. Образец № 6.

  1. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ (14 часов)

   ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ:

Классический перечень столового белья включает: скатерть, салфетки, ручники, полотенца, наперон, мулетон, фуршетные юбки, столовые дорожки.

  ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Самостоятельная вышивка дизайнов  для изготовления салфеток и столового белья.

  1. ОБРАБОТКА КРАЯ ИЗДЕЛИЯ (6 часов)

  ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ:

Двойная подгибка надежно прячет края ткани, позволяет сделать красивую и аккуратную окантовку изделия.

Существует несколько способов обработки края скатерти или салфетки, причем выбор зависит от толщины и качества ткани. Чем плотнее ткань, тем больше должен быть припуск на подгибку.

Скатерти из очень тонких воздушных тканей проще всего подшивать специальной подрубочной лапкой для швейной машинки, которая есть в комплекте практически ко всем современным швейным машинкам.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Обработка края изделия швом вподгибку с закрытым срезом и аккуратное оформление углов.

  1. УХОД ЗА ВЫШИВАЛЬНОЙ МАШИНОЙ (2 часа)

  ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ:

Уход и техническое обслуживание вышивальной машины.

  ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Изучение инструкции пользователя в разделе «Уход и техническое обслуживание вышивальной машины». Чистка челночного устройства, нитеводителя, смазка машины, устранения неисправностей.

  1. ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ  (68 часов)

  ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ:

Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 8 классе. Этапы выполнения проекта. Поисковый (подготовительный) этап: выбор темы проекта, обоснование необходимости изготовления изделия, формулирование требований к проектируемому изделию.

  ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Поиск и обоснование проблемы. Выбор темы. Определение цели проекта.

Составление плана реализации проекта. Выполнение проекта.

 К концу обучения вышиванию на машине в первый год обучения учащиеся

должны знать:

значение вышивки в русском народном творчестве, о профессии «Вышивальщица машинной вышивки», правила подготовки швейно-вышивальной машины Bernette Chigago 7 к вышивке, присоединение вышивального модуля к машине, установка вышивальной лапки,  подготовка материалов и инструментов к вышивке, закрепление материала в пяльцах, знать   технику безопасности при работе на вышивальной машине, правила организации рабочего места. Понимать символы на дисплее и функции. Знать правила обработки вышитых изделий, возможности машины редактировать образцы вышивки (базовые настройки, позиционирование в вышивальных пяльцах, зеркальное отображение образца, поворот образца), приемы загрузки дизайна после искусственного прерывания вышивания. Знать технологию изготовления сувениров с использованием водорастворимого стабилизатора Solvy 80.

Знать основные понятия композиции,  причины возникновения, способы предупреждения и устранения дефектов машинных стежков, когда качество вышивки не удовлетворяет, устранение неполадок при работе на вышивальной машине (швейный модуль не перемещается, машина заблокирована), знать технологию вышивки на деликатных тканях (органза, шифон, капрон, шелк), знать технологию вышивания металлизированной нитью.

уметь:

подготовить машину к работе, фиксировать бумажный, клеевой, отрывной стабилизатор на ткани, закреплять материал в пяльцах, заправлять вышивальные нитки в машину, выбирать категорию встроенных образцов и алфавит для вышивки.

Выполнять образцы вышивки с облегченным дизайном, заглавные и строчные буквы, специальные знаки, цифры и символы. Выполнять образцы вышивки с применением возможности машины редактировать дизайн(смещать рисунок в пяльцах относительно центра, разворачивать рисунок зеркально и под углом 90 и 180 ), пользоваться USB накопителем для выбора дизайна в формате .exp, уметь продолжить процесс вышивки после искусственного прерывания работы, совмещая окончание и начало работы.

Выполнять вышивку сувениров на водорастворимом стабилизаторе Solvy 80 (ангелы, новогодние шары). Устранять неполадки при работе на вышивальной машине (распознавать символы на дисплее, своевременно и грамотно выполнять команды машины), вышивать на деликатных тканях и металлизированными нитками с использованием специальной иглы. Выполнять проектную работу, применяя полученные навыки вышивания.

3.2.Содержание дополнительной общеразвивающей программы                            второго года обучения  

  1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (2 часа)

   Мастерская, ее назначение и оборудование. Повторение правил работы и поведения в мастерской. Материалы и оборудование, применяемые при вышивании.

   Санитарно–гигиенические требования к рабочим местам. Обязанности дежурных по мастерской.  

  1. ИЗУЧЕНИЕ ШВЕЙНО-ВЫШИВАЛЬНОЙ МАШИНЫ 

Janome MemoryCraft 500E

 ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛОВ И ИНСТРУМЕНТОВ (10 часов)

   

ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ:

Правила эксплуатации вышивальной машины Janome MemoryCraft 500E , технику безопасности при работе на вышивальной машине, правила организации рабочего места. Принадлежности в комплекте поставки Работа с таблицей совместимости тканей и стабилизирующих материалов. Понимать значение кнопок управления машиной, символы и функции на дисплее. Знать технологию выполнения аппликаций с применением    стабилизаторов.

   ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:  Правильная организация рабочего места. Подготовка машины к работе, наружный осмотр, знакомство с инструкцией эксплуатации. Работа с таблицей совместимости тканей и стабилизирующих материалов. Фиксация  стабилизаторов на ткань, закрепление материала в пяльцах, заправка вышивальных ниток в машину, выбор категории дизайнов, выбор дизайна по размеру пялец. Вышивка монограммы, с использованием функциональных клавиш. Уметь считывать информацию о дизайне. Выполнять процедуру пришивания аппликаций.

   

  1. ВЫШИВКА ВСТРОЕННЫХ ДИЗАЙНОВ (10 часов)  

 

  ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ:

Дисплей режима вышивания. Выбор категорий (встроенные дизайны образцов и алфавитов). Начало вышивания, контроль процесса вышивания, окончание вышивания.    Знать технологию вышивки на трикотаже с применением стабилизатора  Filmoplast и Solvy Film.

 

 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Подготовка машины к вышиванию (выбор ниток, заправка верхней и нижней нитки, приутюживание стабилизатора на ткань, закрепление ткани в пяльцах, установка пялец на машине). Выбор встроенного дизайна. Вышивка образца № j-1, образцы для лоскутного шитья. Выполнять вышивку на трикотаже с применением стабилизатора  Filmoplast и Solvy Film.

ВЫШИВКА РЕДАКТИРОВАННЫХ ДИЗАЙНОВ (20 часов)

   ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ:

Редактирование образцов вышивки на дисплее машины. Базовые настройки. Зеркальное отображение рисунка, изменение размера рисунка (увеличение и уменьшение на 20%), поворот рисунка, одноцветные и многоцветные рисунки (смена ниток). Знать технологию выполнения Мережки с использованием специальной иглы №110-120  ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Вышивка образцов № j-2 в технике Мережка (вышивка враскол). Выполнять образцы для лоскутного шитья.

 

  1. ВЫШИВКА ОТ USB (24 часа)

  ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ:

Установка и снятие флешки USB.

Перенос вышивальных мотивов через флешку USB на машину, вызов мотива с флешки USB. Формат для считывания .jef  

Редактирование встроенных дизайнов на ПК с помощью программы Embroidery Editor для MC500E. Передача информации на вышивальную машину.

  ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Вышивка образцов № j-3- № j-4  , образцы для лоскутного шитья.

Редактирование встроенных дизайнов на ПК с помощью программы Embroidery Editor для MC500E. Создание собственных композиций из предложенных элементов. Сохранение файлов. Передача информации на вышивальную машину. Вышивка оригинального дизайна.

  1. ОБРАБОТКА ГОТОВЫХ ВЫШИТЫХ ИЗДЕЛИЙ (16 часов)

  ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ:

Технология изготовления изделий и сувениров с вышивкой. Изучение журналов для рукоделия и информации с интернет сайтов.

 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Изготовление изделий и сувениров с вышивкой. Обработка вышитого изделия. Влажно-тепловая обработка изделия.

  1. ВИДЫ ДЕФЕКТОВ МАШИННЫХ СТРОЧЕК И СТЕЖКОВ, ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ ИХ УДАЛЕНИЯ (4 часа)

  ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ:

Качество вышивки не удовлетворяет. Изучение таблицы устранения неполадок в инструкции. Выяснение дефектов машинных строчек и стежков, обрыв верхней и нижней нитей, загрузка дизайна после прерывания,  поломка иглы, морщится ткань при вышивке, петляет нижняя нить, машина работает тяжело или шумно. Причины их возникновения, способы предупреждения и устранения.

  ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Работа с информационной таблицей неисправностей. Наматывание нитки на шпульку. Заправка и регулировка натяжения верхней и нижней нитей. Установка иглы в игловодитель. Закрепление иглы винтом. Подбор игл в зависимости от ткани и ниток. Разборка и сборка челночного комплекта, загрузка дизайна после прерывания. Образец № j-5.

  1. ИЗУЧЕНИЕ ВЫШИВАЛЬНЫХ МАШИН    

Brother VR,  BrotherPR-670E   (44 часа)

   ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ:

Правила эксплуатации вышивальной машины, меры предосторожности  при работе на вышивальной машине Brother VR,  BrotherPR-670E, предупредительные метки на корпусе машины. Правила организации рабочего места. Основные процедуры. Компоненты и функции машины. Принадлежности в комплекте поставки. Значение кнопок управления машиной, символы и функции на дисплее. Работа с таблицей совместимости тканей и стабилизирующих материалов.

  ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Правильная организация рабочего места. Изучение структуры руководства (раздел перед началом работы, поиск необходимой информации) Подготовка машины к работе, наружный осмотр, знакомство с инструкцией эксплуатации.

Включение машины, обзор экранов, установка шпульки и шпульного колпачка. Намотка шпульки. Выбор рисунка вышивания, редактирование рисунка вышивания, значение настроек процедуры вышивания. Работа с таблицей совместимости тканей и стабилизирующих материалов. Фиксация  стабилизаторов на ткань, закрепление материала в пяльцах, заправка вышивальных ниток в машину, выбор категории дизайнов, выбор дизайна по размеру пялец. Установка пялец на машину. Заправка верхней нити, заправка нити в иглу. Начало вышивания. проверка натяжения нити. Снятие пялец и ткани. Выключение машины.

  1. УХОД ЗА ВЫШИВАЛЬНОЙ МАШИНОЙ (4 часа)

  ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ:

Уход и техническое обслуживание вышивальных машин. Очистка ЖК- дисплея. Наружная очистка машины. Очистка челночного устройства. Очистка поверхности вокруг игольной пластины. Очистка шпульного колпачка. Очистка пути заправки верхней нити. Разборка и очистка регулятора натяжения. Смазка машины. Смазка игловодителя.

 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Изучение инструкции пользователя в разделе «Уход и техническое обслуживание вышивальной машины». Все сервисные работы производить при участии и под контролем преподавателя: Очистка ЖК- дисплея. Наружная очистка машины. Очистка челночного устройства. Очистка поверхности вокруг игольной пластины. Очистка шпульного колпачка. Очистка пути заправки верхней нити. Разборка и очистка регулятора натяжения. Смазка машины. Смазка игловодителя.

  1. ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ  (60 часов)

  ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ:

Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 8 классе. Этапы выполнения проекта. Поисковый (подготовительный) этап: выбор темы проекта, обоснование необходимости изготовления изделия, формулирование требований к проектируемому изделию.

  ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Поиск и обоснование проблемы. Выбор темы. Определение цели проекта.

Составление плана реализации проекта. Выполнение проекта.

К концу обучения вышиванию на машине за второй год обучения учащиеся

должны знать: правила эксплуатации вышивальной машины Janome MemoryCraft 500E , технику безопасности при работе на вышивальной машине, правила организации рабочего места. Понимать значение кнопок управления машиной, символы и функции на дисплее. Знать технологию выполнения Мережки с использованием специальной иглы №110-120.  Знать технологию вышивки на трикотаже с применением стабилизатора  Filmoplast и Solvy Film. Основы цветоведения, светотень, приемы работы в режиме редактирования (добавлять, создавать свои собственные дизайны), знать технологию выполнения аппликации с применением стабилизатора Heat Stick.  Правила эксплуатации вышивальной машины Brother VR,  BrotherPR-670E, меры предосторожности при работе, компоненты и функции машины (возможность вышивания на объемных материалах), узлы и детали машины и их функции, знать основные процедуры (включение машины, установка шпульки, выбор рисунка, редактирование рисунка вышивки, задание настроек процедуры вышивания, предварительный просмотр изображения, закрепление ткани в пяльцах, установка пялец, на машину, проверка области вышивания, заправка верхних нитей, разблокировка машины и начало вышивания, проверка натяжения нитей, снятие пялец и извлечение ткани из пялец, выключение машины).

Уметь:  подготовить машину к работе, фиксировать  стабилизаторы на ткани, закреплять материал в пяльцах, заправлять вышивальные нитки в машину, выбирать категорию дизайнов, выбирать дизайн по размеру пялец. Вышивать монограммы, используя функциональные клавиши. Уметь считывать информацию о дизайне. Выполнять вышивку на трикотаже с применением стабилизатора  Filmoplast и Solvy Film. Выполнять образец в технике Мережка (вышивка враскол). Уметь работать в режиме редактирования, использовать панель редактирования при выборе, перемещении, копировании, удалении, изменении размера, повороте дизайна, уметь создавать монограммы по дуге, группировать и настраивать цвета изображения.  уметь выполнять аппликацию, используя кухонный встроенный дизайн. Уметь работать над творческим проектом. Уметь пользоваться Руководством пользователя, находя необходимую информацию, распознавать принадлежности в комплекте, выполнять основные процедуры при вышивке на вышивальной машине Brother VR,  BrotherPR-670E. (включать машину, устанавливать шпульки, выбирать рисунки, редактировать рисунки вышивки, задавать настройки процедуры вышивания, уметь предварительно просматривать изображения, закреплять ткань в пяльцах, устанавливать пяльцы, на машину, проверять область вышивания, заправлять верхнюю нить, разблокировать машину и начать вышивание, проверить натяжение нитей, снять пяльцы и извлечь ткань из пялец, выключить машину).

4. Оценочные материалы

Для оценки эффективности реализации программы необходима система отслеживания и фиксации результатов работы учащихся.

Цель диагностики - проследить динамику развития и рост мастерства обучающихся.

  1. Этапы и методы педагогического контроля по усвоению программы

 Вид контроля

 Цель контроля

 Форма контроля

Предварительный

Выявление первоначальных навыков работы на швейной машине

Собеседование. Практическое задание

Текущий

Определение знаний, умений, навыков (ЗУНов) обучающихся по итогам занятий, обследование результатов деятельности в течение учебного года

Опрос. Практические задания. Работы с достижениями учащихся.

Промежуточный

Определение уровня знаний и умений обучающихся по итогам 1 полугодия

Зачеты. Тесты. Практические работы.

 Тематический

 Определение ЗУНов обучающихся по усвоению темы

Зачетные. Самостоятельные практические работы. Мини-выставки.

 Итоговый

 Определение уровня знаний и умений обучающихся по итогам учебного года

Практические и теоретические работы. Итоговая выставка. Проектная работа.

Самоконтроль

Оценка эффективности собственной и коллективной деятельности

 Самоанализ. Устная уценка работы. Рекомендации педагога.

При оценке результатов работы обучающихся, выделяются такие аспекты, как: критерии и форма оценки результата подготовки каждого обучающегося и оценка общего уровня подготовки всех обучающихся творческого объединения. Очень важно продумать и форму оценки результата обучающихся. Она должна быть конкретна, понятна, отражать реальный уровень их подготовки.

Основной задачей начального цикла занятий по машинной вышивке является стимулирование познавательного интереса девушек к выполнению вышитых работ на вышивальной машине. Первые месяцы работы по программе показывают, что все обучающиеся осваивают программу. Одни – легко, у других возникают    определѐнные затруднения. Важно знать, что именно трудно даѐтся той или иной обучающейся, поэтому необходимо обязательно анализировать деятельность каждого, а анализ затруднений приводит к дифференцированному подходу к каждому при выборе заданий и предметной деятельности, что и характеризует уровень подхода к обучению в творческом объединении.

Содержание диагностических тем:

  • История машинной вышивки
  • Материалы и инструменты
  • Знание правил техники безопасности
  • Приемы выполнения различных видов вышивки  
  • Выполнение практической работы на заданную тему
  • Выполнение практической работы самостоятельного выбора
  • Выполнение творческого проекта: выполнение авторской работы. Девушки сами выбирают изделие, разрабатывают эскиз, работают с литературой.  Представление результатов. Анализ характерных ошибок. Объективная оценка знаний.

4.2.Этапы выполнения творческого проекта

№ занятия

Название по разделам

 Теоретические сведения

Содержание

Объект

1

Начало работы над проектом

Выбор проекта. Составление «Звездочки обдумывания»

Выполнение эскиза

Эскиз

2

Подготовительные работы для выполнения проекта

Составление плана подготовительных работ:выбор и редактирование дизайна, подбор материала, стабилизаторов,  подбор ниток.

Выполнение подготовительной работы

Творческий проект

3

Выполнение проекта в выбранной технике

Технология выполнения проекта в разной технике

Выполнение проекта, техника – по выбору учащихся

Творческий проект

4

Оформление творческого проекта

Варианты оформления проекта. Материалы. Эстетические требования к оформленной работе

Оформление проекта

Творческий прект

5

Защита творческого проекта

Порядок защиты проекта. Подведение итогов

Защита творческих проектов. Их анализ

Творческий проект

4.2. Образцы оценочных материалов

1. Промежуточная диагностика  уровня знаний теоретического материала 

Тест « Нитки для вышивки» 

Фамилия, имя обучающегося …………………………………………………….

Задание:  Прочитайте и выберите правильный ответ!

      Нитки для вышивки подбирают в соответствии:

                1. с рисунком вышивки, плотностью ткани;      

                2. с видом вышивки, цветом ткани;

                3. с толщиной ткани, характером рисунка, техникой выполнения,

                4. с техникой выполнения, назначением вышивки;

              5. с  рисунком вышивки, толщиной иглы;

              6. с  видом вышивки, техникой выполнения;

Критерии оценки

Максимальное количество баллов по вопросам – 5 баллов

За каждый правильный пункт обучающийся может набрать по 1 баллу

 Правильный результат: 3 – 5 баллов; 2- 3 балла; 1- 2 балла

2. Промежуточная диагностика  уровня знаний по технике безопасности

Тест «Проверь себя»

Фамилия, имя обучающегося …………………………………………………….

Задание: Прочитай и найди неверное утверждение!

1. При работе за машиной можно отвлекаться на посторонние дела;

2. При работе за машиной голову наклонять как можно ближе к движущимся частям машины;

3.Изучить инструкцию эксплуатации швейно-вышивальной машины ;

4. Допускается работать на машине на свежем воздухе (на улице);

5. В конце работы нужно убрать свое рабочее место;

6. На машине могут находиться посторонние предметы;

7. Необходимо внимательно следить за правильным положением рук, не приближать пальцы к игле.

Критерии оценки

Максимальное количество баллов по вопросам – 6 баллов

За каждый правильный  пункт обучающийся может набрать по 1 баллу

 Правильный результат: 4 - 6 балов; 3 – 5 баллов; 2- 3 балла; 1- 2 балла

3. Промежуточная диагностика  уровня знаний по видам и применению стабилизаторов

Раздаточный материал. Карточки с названиями стабилизаторов и образцы стабилизаторов.

Задание: соотнести название стабилизатора и образца.

              5. Календарный учебный график на 2020 – 2021 учебный год

Занятия проводятся 18 часов в неделю.

Учебных недель – 34.

1 ЧЕТВЕРТЬ

Начало: 1 сентября 2020 г.  

Диагностика исходных данных – до 10 сентября.

Текущий (промежуточный, тематический) контроль – в течение четверти, по окончании ведущих тем.

 Окончание четверти: 23 октября  2020г.

       

ОСЕННИЕ КАНИКУЛЫ: с 26 октября по 01 ноября 2020 г. (7 календарных дней)

2 ЧЕТВЕРТЬ

Начало: 02 ноября 2020 г.

Текущий (промежуточный, тематический) контроль – в течение четверти, по окончании ведущих тем.

Окончание четверти: 25 декабря 2020 г.

ЗИМНИЕ КАНИКУЛЫ: с 28 декабря 2020года  по 10 января 2020года (14 календарных дней)

3 ЧЕТВЕРТЬ

Начало: 11 января 2021 г.

Текущий (промежуточный, тематический) контроль – в течение четверти, по окончании ведущих тем.

Окончание четверти:  19 марта 2021г

ВЕСЕННИЕ КАНИКУЛЫ: с 22 марта по 30 марта2021 года (9 календарных дней)

.

4 ЧЕТВЕРТЬ

Начало: 31 марта 2021г.

Текущий (промежуточный, тематический) контроль – в течение четверти, по окончании ведущих тем.

Итоговый контроль ( защита проектов): 19, 20,  мая 2021 г.

Окончание четверти  (8 класс): 31 мая 2021 года , (9 класс): 21 мая 2021 года

ЛЕТНИЕ КАНИКУЛЫ: 1 июня – 31 августа 2021 года

                   6. Методическое обеспечение   программы

Программа  обеспечена:

  • Разработанными планами учебных занятий.
  • Дидактическим материалом.
  • Наглядный раздаточный материал по темам учебного курса (индивидуальный для каждого учащегося).
  • Электронные презентации по основным разделам программы (в формате Microsoft Power Point)
  • Лекционным материалом.

                  7. Материально-техническое обеспечение программы

  • В процессе реализации программы овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками обучающимся помогают средства обучения.
  • Для непрерывного и успешного учебного процесса кабинет машинной вышивки оснащен специальным оборудованием и материалами:
  • помещение (кабинет);
  • качественное электроосвещение;
  • моноблок;
  • интерактивная панель;
  • швейно-вышивальные машины bernette Chicago 7;
  • вышивальной машины Janome MemoryCraft 500E;
  • вышивальная машина Brother VR;
  • вышивальная машина BrotherPR-670E;  
  • швейные столы;
  • столы-трансформеры;
  • регулируемые по высоте стулья;
  • пароотпариватель;
  • гладильная доска:
  • гладильный пресс;
  • утюг;
  • лампы-лупы;
  • шкафы, стенды для образцов и наглядных пособий;
  • манекены;
  • маркерная доска?
  • канцелярские принадлежности.

                      8. Список литературы

Педагогам

  • Андреева Г.М. «Социальная педагогика» М. 1989г.
  • Бодалев А.А. «Личность в общении» 1983г.
  • Богуславская И.Я. Русская народная вышивка»  М.1972 г.
  • Гранька Н.М. «Ручная и машинная вышивка»     Т. 1994г.
  • Глинская Е. «Азбука вышивания»            М. 1980 г.
  • Еременко Е.И. «Рукоделие»             М. 1990г.
  • «Машинная вышивка» изд. «Учитель» Волгоград    2000г.
  • Королева В.Д. «Живописная вышивка гладью» С-П2007г.
  • Остроухова Е.Н. « Машинная вышивка» Ташкент     1993г.
  • Под ред. Андреевой И.А. «Ркоделие» (Популярная энциклопедия) .1992г.
  • Под ред. Фурлетовой О.И. Машинная вышивка» (Энциклопедия)  М.1998г.
  • Иванова А.А. «Искусство вышивки»         .2007г.
  • Выгонов В.В. «Вышивка»   М.2006г.
  • Кочанова Н.П. «Фантазия и ваших рук творение»П.1997г.
  • Ерзенкова Н.В. «Украшения и дополнение к одежде» Минск  2001г.
  • Шрейдер В. «Декоративная отделка одежды» М.2008г.
  • Иванова А. «Вышитые цветы»    М.2007г.
  • Программа по обучению профессии «Вышивальщица Машинной вышивки» в профтехучилищах     М.1972г.
  • «Программы госкомитета СССР по народному образованию»,
  • Сборник 2, «Трудовое и профессиональное обучение» 1989г.
  • Сборник программ педагогов дополнительного образования. Выпуск второй. – Владивосток, 2001
  • Трудовое обучение (девочек) в 5-9 классе с углубленным изучением основ русской культуры С-Петербург 1997г.

Для обучающихся, родителей

 Журнал «Коллекция идей» все номера до последнего 2019 года

Журнал «Я – дизайнер» все номера до последнего 2019 года

Журнал «Ручная работа»   все номера до последнего 2019 года

Зарецкий А. и др. Энцеклопедия профессора Фортрана. Просвещение 91 .

И.Н. Котова «Секреты мастерства» СПБ Издательский дом «МиМ» 1999г.

И.Н. Котова. «Гармония цветов». СПБ «МиМ»

Шрейдер В. «Декоративная отделка одежды» М.2008г.

Кочанова Н.П. «Фантазия и ваших рук творение»П.1997г.

Иванова А.А. «Искусство вышивки» М. 2007г.            

Глинская Е. «Азбука вышивания» М. 1980 г.

Ерзенкова Н.В. «Украшения и дополнение к одежде» Минск 2001г.

                          9. Информационные ресурсы

JanomeRussia                  https://www.youtube.com/channel/UCh_nH2x5Pq_1HgqmHkhzk0g/videos

https://brother-friends.ru/?page_id=89

https://broidery.ru/?p=33823

https://royal-present.ru/tag

Машинная вышивка Форум New embroidery «Библиотека », Электронные книги, журналы и выкройки,  Книги по вышивке

https://new-embroidery.com/forum/index.php?topic=832.0

Женские увлечения.

https://zhenskie-uvlecheniya.ru/mashinnaya-vyshivka-novyj-vzglyad-na-drevnee-rukodelie.html

Машинная вышивка.

https://embroedery.ru/forum/index.php

Шью сама.

https://шью-сама.рф/stolovoe.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта

Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...

Рабочая программа курса «Волейбол: техника, тактика, игра» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Волейбол и мы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа имени ученого-слависта,академика А.М. Селищева с. ВоловоВоловского муниципального района Липецкой области...

рабочая программа по машинной вышивки для обучающихся 10-11 класса

Рабочая программа предназначена для учителей технологии. Программа рассчитана на  2 года обучения в 10-11 классах начальному профессиональному обучению....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА Программа ускоренного курса обучения на аккордеоне для детей и взрослых в период летней творческой школы МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (аккордеон)

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что бы за короткий промежуток времени, заинтересовать обучающего и мотивировать его на дальнейшее обучение и формирование устойчивого ...

Дополнительная общеразвивающая программа «Художественная машинная вышивка» художественной направленности для обучающихся 5-9 классов срок реализации 3 года

В школьном пространстве появились вышивальные машинки, которые расширили обучение детей в сфере новых технологий. Вышивка на любых предметах вызывает восторг у обучающихся. Блузочки с вышивкой, платоч...