Рабочая программа "Тропою предков"
рабочая программа на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tropoyu_predkov-_programma.doc | 186 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования
Администрация Воскресенского района Нижегородской области
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования Детей
Воздвиженский детский центр
Принята Утверждаю:
на педагогическом совете Директор МКОУ ДОД
протокол № Воздвиженский детский центр
Р.Н.Большакова
«___» ________ ___г. «___» ______ ___г.
Дополнительная образовательная программа кружка
«Тропою предков»
Программа ориентирована на детей с 9 лет
Срок реализации: 3 года
Авторы:
Щербинина Татьяна Николаевна,
педагог дополнительного образования
Большакова Римма Николаевна,
директор центра
с. Воздвиженское
2012 год
Содержание
- Пояснительная записка……………………………….3
- Программа 1-го года обучения………………………7
- Учебно-тематический план……………………9
- Содержание программы……………………….11
3.Программа 2-го года обучения……………………….15
- Учебно-тематический план……………………16
- Содержание программы……………………….16
4.Программа 3-го года обучения………………………..19
- Учебно-тематический план……………………20
- Содержание программы……………………….20
5.Методическое обеспечение программы………………22
6. Литература…………………………………………… 24-25
Пояснительная записка
“Любовь к родному краю,
знания его истории – основа, на которой
только и может осуществляться рост
духовной культуры всего общества».
Д.С.Лихачёв
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Сегодня этот вопрос приобрёл особую актуальность в сфере воспитания подрастающего поколения на базе национальных традиций. К сожалению, со временем мы утратили черты характера, отличающие исконно русского человека: доброту, сострадание, милосердие, трудолюбие и многое другое. Длительный кризис экономики, правовая и социальная незащищённость граждан вызвали у школьников и молодёжи искажение нравственных идеалов, ценностей. Настало время, когда об утраченном нужно вспомнить, иначе будет слишком поздно. На краеведческом кружке есть возможность показать детям, что добро и справедливость, честь и благородство почитались издавна на Руси. Данная программа является актуальной именно сейчас, так как идет формирование нового поколения российских граждан и проблема патриотического воспитания обретает новые характеристики, а соответственно, и новые подходы к патриотическому воспитанию личности как к части процесса ее жизненного самоопределения и становления.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что краеведение является основополагающим в формировании гражданственности как интерактивного качества личности. Знание истории родного края, его культуры, героического прошлого помогает детям воспитывать внутреннюю свободу, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, гармоничное проявление патриотических чувств.
Изучение истории села (своей малой Родины) является важным для учащихся, проживающих в сельской местности, так как на селе существуют более тесные социокультурные связи. Программа сочетает в себе социокультурный и личностно-ориентированный подходы. Очень важно, что через изучение топонимики, родословной ученик постигает мир и народную мудрость. Программа носит комплексный характер. Работая по ней, изучая окрестности села, учащиеся получают необходимые сведения и знания в области географии, топонимики, истории и традиций народной деревянной архитектуры, а так же практические умения и навыки. Программа поможет осуществлять межпредметные связи, использовать наиболее активные формы самостоятельной работы учащихся.
Новизна программы заключается в том, что краеведческий материал выступает средством патриотического воспитания, ориентированного на воспитание гордости за сопричастность к деяниям предков и их традициям.
Наша задача возродить исконно русские традиции и обычаи. Мы должны воспитать людей высоконравственных, образованных, духовно богатых, обладающих чувством гражданского долга и любовью к Родине. Прежде всего, нашим детям нужно «образование» сердца, оно должно предшествовать умственному познанию.
Мы должны воспитывать наших детей на русских национальных традициях, на истории родного края, судьбах земляков, прошлом, настоящем и будущем родной земли. Нельзя сказать, что этот аспект мало интересует детей. Вовсе, нет. Они с удовольствием узнают об истории своего села, о людях, которые живут рядом с ними, о языке. Жива в их душах та незримая нить, что связывает поколения дедов и внуков. Важно, чтобы эта нить не оборвалась совсем, иначе это будет невосполнимая утрата для всего народа.
Пришла пора не на словах, а на деле позаботиться о том, чтобы русский человек глубоко знал культуру, язык, традиции, обычаи не какой-либо страны, а своей, где жили его деды и отцы, где живет он сам и будут жить его внуки.
Программа объединения призвана хотя бы частично решить эту задачу. Дети, занимающиеся в кружке, должны больше узнать об истории родного края, культуре своих предков, о традициях и особенностях языка. Основным принципом в работе кружка является нравственное воспитание молодёжи и школьников через музейные экспонаты. Есть у музейной “памятной книги” ценное качество: одна и та же страница прошлого может быть прочитана и первоклассником и старшеклассником, но по-разному. Программа рассчитана на учащихся с 9 лет, так как это самый пытливый, самый активный школьный народ. Поэтому специфика работы кружка в разнообразии деятельности. Основными методами является словесные (рассказ, беседа), наглядные (демонстрация, иллюстрация, видеометод), практические (познавательные игры, инсценировки, погружение в прошлое) и исследовательский метод, который даёт детям первые элементарные сведения о приёмах и способах научного поиска, предусматривает творческое усвоение знаний. Все занятия, модифицируя, можно “приспособить” для детей любого возраста.
В связи с расширением кругозора учащихся вводятся следующие термины: информант, топонимика, деревянная архитектура, зодчество, резьба, интерьер, утварь, экспозиция, архив, родословие, родословное древо и др.
Принципы построения программы:
- Принцип возрастания сложности (от простого к сложному);
- Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций);
- Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого- либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно);
- Принцип интеграции и дифференциации обучения;
- Принцип краеведческий.
Основная цель программы: создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств школьника и воспитания активной жизненной позиции средствами краеведческой деятельности.
Тип программы: модифицированная, по уровню усвоения- общеразвивающая.
Направленность: туристско-краеведческая.
Условия реализации программы.
Сроки реализации образовательной программы: 3 года, по 2 часа в неделю, по 72 часа в год.
Формы и режим занятий: содержание программы ориентировано как на одновозрастные группы детей, так и на разновозрастные. Число обучающихся не менее 10-12 человек, так как это самая оптимальная группа. Можно разбиться на микрогруппы.
1 год обучения наполняемость групп не менее 10-12 человек.
2 год обучения наполняемость не менее 8 человек.
3 год обучения наполняемость не менее 8 человек.
В целом состав групп остается постоянным. Однако состав группы может изменяться по следующим причинам:
- учащиеся могут быть отчислены при условии систематического непосещения учебных занятий;
- смена места жительства, противопоказания по здоровью и в других случаях.
Ведущей формой организации обучения является групповая. Туристско-краеведческая работа достаточно специфическая и сложная, требующая много времени и большой отдачи, поэтому, естественно, необходима индивидуальная работа с кружковцами, особенно, при выполнении практических творческих работ, а также для детей, испытывающих затруднения или имеющих ограниченные возможности здоровья. Ведущими методами в организации деятельности являются: проблемный, исследовательский, частично-поисковый, метод решения жизненных ситуаций.
Первый год обучения по программе «Тропою предков».
Цель программы: воспитание на краеведческом материале думающей, творческой, свободной личности, связывающей опыт прошлого, настоящего и будущего.
Задачи программы на 1 год обучения:
1.Обучающие
- дать представление об историческом прошлом своего края;
- познакомить с традициями своего народа;
- формировать умение находить прекрасное в народном творчестве;
- познакомить с особенностями «живых» фольклорных жанров.
2.Развивающие:
- развивать познавательный интерес к прошлому и настоящему;
- развивать в детях творческую инициативу;
- развивать умения и навыки исследовательской деятельности ( умение собирать и обрабатывать материал, умение оформлять статью, презентацию, реферат);
- развивать устную коммуникативную способность учащихся.
3.Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к родной земле, к своим корням, истории;
- воспитывать наблюдательность, логическое мышление;
- воспитывать культуру общения с информантами, друзьями и педагогом;
- воспитывать уважение к истории села.
Ожидаемые результаты:
В результате освоения программы дети должны
Знать:
- особенности нижегородской деревни и избы;
- о культовых и общественных постройках нижегородской деревни;
- происхождение имен на карте (топонимика);
- о традиционных занятиях наших предков;
- особенности народного костюма;
- о сельских праздниках, народном календаре;
- о видах фольклора;
- историю своего села.
Иметь навыки:
- полевой и исследовательской работы;
- составления своей родословной.
Воспитывать в себе:
- стремление к саморазвитию и самосовершенствованию;
- интерес к семейным традициям;
- умение видеть прекрасное в народном творчестве.
Учебно-тематический план (первый год обучения)
№ п/п | Название темы | Часы |
1 2 3 4 | Вводное занятие Нижегородская деревня (34ч) Сельская изба (8ч.) а) признаки сельской избы б) строительные обряды в) внутреннее убранство избы г) специфика названия предметов обихода д) творческий отчет е) зарисовка русской избы, утвари, предметов обихода Загадки Нижегородской топонимики (5ч.) а) топонимика - наука о названиях б) легенды о названии села, улиц, прудов в) творческая работа Народный календарь (6ч.) а) что такое народный календарь б) осенние праздники в) зимние праздники г) весенние праздники д) летние праздники е) тематический рисунок «Народный праздник» Из глубины веков (8ч) а) история заселения села Воздвиженское б) встреча со старожилами села в) сочинения разных жанров об истории села г) выставка работ и обсуждение сочинений д) экскурсия в школьный краеведческий музей Традиционные занятия наших предков (7ч) а) беседа о традиционных занятиях предков б) устные рассказы о занятиях наших бабушек и дедушек. Беседа со старожилами сел в)народные промыслы родного края д)творческие проекты о народных промыслах родного края Русская культура (36ч) Деревянное зодчество на Руси (7ч.) а) истоки деревянного зодчества б) украшения домов в) деревянные церкви на Руси г) творческая работа (рисунки, сочинения, презентация) Особенности национальной кухни (6ч) а) русская национальная кухня б) традиционные блюда в) блины г) запись старинных рецептов Традиционный костюм наших бабушек и дедушек (5ч) а) традиционный русский костюм б) головной убор и его разновидности в) творческая работа. Изготовление народного костюма на примере куклы. Семейные традиции и обычаи (8ч.) а) семья, её состав, особенности взаимоотношений б) беседа «Моя семья. Традиции и обычаи» в) составление своей родословной г) встреча с жителями села д) творческая работа (сочинения, обработка интервью, представление родословной.) Фольклор (9ч.) а) что такое фольклор б) фольклорные жанры в) песня и её истоки г) сбор фольклорного материала по теме «Песня» д) сказка, её виды, сказочные персонажи е) сбор фольклорного материала по теме «Сказка» и его обработка Итоговое повторение. (2ч) Итого | 1 2 1 2 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 3 2 1 1 1 2 2 2 1 2 2 2 1 2 2 1 1 2 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 1 2 2 2 72 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (первый год обучения)
I II III | 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. 6. | Т. Т. П. Т. П.К. Т. Т. К. Т. К. П. Т. П. Т. К. П. Т Т Т Т. Т. К. Т П К. П. Т. К. П. Т. Т П. Т. К. Т. П. Т. П.К. Т. П. Т. П. Т. П. Т. П К. Т. П. Т. П. П. Т. П. К. П. К. Т.П Т. П. Т. П. Т. П. П. П. К. | Вводное занятие Знакомство с понятием «краеведение». Цели и назначение курса. Принцип работы. Нижегородская деревня Сельская изба (8ч.) Признаки сельской избы. Познакомиться с признаками избы, различия в типах домов. Зарисовка изб. Контрольные вопросы по теме. Строительные обряды Материал для строительства дома, условия выбора места, обязательные строительные ритуалы, время постройки, участники строительства. Внутреннее убранство избы. Ознакомить учащихся с символами внутреннего пространства избы: красный угол, бабий кут, двери (граница двух миров), окно (под окном стоит ангел), стол (алтарь, престол), печь. Обработка собранного материала. Тест. Специфика названий предметов обихода. Познакомить с этимологией слов, обозначающих названия предметов обихода: рукомойник, утирка, кошелка и др. Творческий отчет по теме. Оформление записей беседы, интервью. Создание рисунков на понравившуюся тему. Мини-словарик из слов, обозначающих предметы крестьянского быта. Зарисовка русской избы, утвари, предметов обихода. Загадки Нижегородской топонимики (5ч.) Топонимика - наука о названиях.. Определение слова «топонимика» по словарю иностранных слов. Значение топонимики как науки сегодня. Беседа с жителями села о происхождении названия села. Легенды о названии села, улиц, прудов. Сбор материала о происхождении названий улиц, прудов. Фотографии. Контрольные вопросы. Творческая работа по теме. Оформление записей, рисунки, сочинения «Из истории одного названия». Народный календарь (6ч.) Что такое народный календарь Понятие «народный календарь», деление на праздники по времени года. История появления первых календарей на Руси. Запись народных названий месяцев календаря. Осенние праздники Праздник последнего снопа, «завивание бороды». Зимние праздники. Знакомство с традиционно зимними праздниками: Колядки, Масленица и др. Весенние праздники. Знакомство с весенними праздниками: Жаворонки, Вербное воскресенье, Троица. Летние праздники. Символика летних праздников и обрядов. Древний языческий праздник «Иван Купала». Роль воды в ритуальном действии. Тематический рисунок «Народный праздник. Из глубины веков (8ч.) История заселения села Воздвиженского. Встреча со старожилами села. Интервью с жителями села. Сочинения разных жанров об истории села Воздвиженское. Творческий отчет. Выставка сочинений, рисунков, книг по изученной теме. Экскурсия в школьный краеведческий музей «История села Воздвиженское» Традиционные занятия наших предков (7ч.) Традиционные занятия наших предков. Беседа о традиционных женских и мужских занятиях. Девичьи посиделки в зимнее время. Контрольные вопросы по теме. О занятиях наших бабушек и дедушек Беседа с жителями села о традиционных занятиях в деревне. Обработка информации. Народные промыслы Воскресенского района (плетение лаптей, гончарное дело, бондарное дело, плетение из лозы,вышивка). Русская культура Деревянное зодчество на Руси (7ч.) Истоки деревянного зодчества. Рассказ учителя о деревянном зодчестве. Работа с репродукциями, иллюстрациями, открытками. Обмен впечатлениями. Контрольные вопросы по теме. Украшения домов. Как украшались дома на Руси. Символика, детали (наличники, конёк, ставни, ворота и т.д.). Зарисовка элементов украшений домов. Деревянные церкви на Руси. Рассказ учителя о строительстве деревянных церквей на Руси. Православные святыни Воскресенского района. Творческий отчет по теме «Деревянное зодчество». Оформление записей, сочинения, фотографии и надписи к ним, презентация Особенности национальной кухни (6 ч.). Русская национальная кухня. Истоки национальной русской кухни. Деление блюд на исконно русские и заимствованные. Особенности приготовления пищи. Работа со словарём Шанского Н.М. Определение исконно русских блюд ( блины, пышки, квас, кисель, каша и т.д.). Традиционные блюда. Понятие о традиционных блюдах. Работа с поваренными книгами. Запись рецептов исконно русских блюд. Блины. История появления блинов на Руси. Использование как в повседневной, так и в ритуальной еде. Блин - символ солнца. Различные способы приготовления блинов на Руси (красные блины, блины с припеком, постные, на дрожжах и т.д.). В гостях у местных жителей. Беседа о старинных рецептах приготовления блинов (блины на каше). Чаепитие с блинами. Традиционный русский костюм наших бабушек и дедушек (5ч.). Особенности традиционного русского костюма. Слово учителя о многообразии вариантов русского костюма. Работа с дополнительной литературой по теме. Экскурсия в краеведческий школьный музей. Контрольные вопросы по теме. Головной убор и его разновидности. Виды головных уборов. Многообразие женских головных уборов (кичка, сорока, платок, шаль и т.д.). Выполнение творческих работ по выбору учащихся (зарисовка женских головных уборов, лепка, презентация, пошив костюма для своей куклы и т.д.). Семейные традиции и обычаи (8ч.). Семья, её состав, особенности взаимоотношений. Понятие о семье. Семья как символ мира. Традиционно большие семьи на Руси - в чем их преимущество? Состав семьи, распределение обязанностей внутри семьи. Чтение отрывков из Домостроя. Рассказ детей «Моя семья. Традиции и обычаи». Работа с семейными фотографиями, альбомами. Моя родословная. Слово учителя о слове «родословная». Обращение к словарю Даля. Интерес известных людей к своим корням. Составление своей родословной или сочинение о своей семье. Выставка творческих работ. Встреча со старожилами села Воздвиженское. Беседа с жителями села о семье, корнях и семейных традициях. Оформление выставки (рисунки, фотографии, семейные реликвии, сочинения). Фольклор (9ч.). Что такое фольклор. Понятие фольклора. Чтение вслух /прослушивание в звукозаписи/ русских народных сказок, песен. Жанры фольклора. Слово учителя о жанрах фольклора (песня, сказка, частушка, прибаутка, потешка т.д.). Чтение книг, относящихся к разным жанрам. Песня и её истоки. Определение «народная песня». Отличительные признаки народной песни. Виды песен (исторические, лирические, обрядовые и т.д.). Сбор фольклорного материала по теме «Песня» Посещение домов местных жителей. Запись народных песен Сказка, её виды, сказочные персонажи Определение «сказки», ее отличительные признаки, роль в жизни людей. Виды сказок (про животных, волшебные, бытовые). Чтение вслух русских народных сказок. Сбор фольклорного материала по теме «Сказка» Запись народных сказок на местном материале. Итоговое повторение. Диагностика полученных знаний. Подведение итогов работы кружка за первый год обучения. Выставка творческих работ. |
Примечание: Т - теоретические занятия
П - практические занятия
К – контролирующие занятия.
Второй год обучения по программе «Тропою предков».
Цель: формирование чувства национального достоинства, развитие культурно-исторической памяти, представления о самобытной культуре своего народа.
Задачи программы на 2 год обучения:
1.Обучающие
- дать углубленное представление об истории своего края, периодах становления и развития Нижегородской области;
3.Развивающие
- развивать сознание того, что самобытная традиционная культура русского народа - общее достояние нашего Отечества, наследие, достойное уважения и сохранения в веках.
2.Воспитательные
- воспитывать в детях любовь и интерес к истории родного края;
- способствовать сближению поколений;
- воспитывать самосознание, предназначение в жизни, самоуважение, а также адекватную самооценку.
В результате второго года обучения по программе дети должны
Знать :
- историю своего села; периоды становления и развития родного края,
- традиции и обычаи своего края.
Уметь:
- организовать народный праздник по заданной теме.
Иметь навыки:
- составления плана беседы;
- записи интервью;
- обрабатывать информацию;
- умения фотографировать.
Воспитывать в себе:
- яркую личность, творческую и свободную;
- стремление стать посредником между поколениями в своей семье;
- интерес к познанию.
Учебно-тематический план (второй год обучения)
№ п/п | Название темы | теория | практика | Всего час |
I II III IV | Введение. Техника безопасности. Методы работы в краеведении. Мой край родной. Традиции и обычаи родного края.
Организация и проведение творческого отчета за год (4ч). | 3 18 3 1 | 3 34 7 3 | 6 52 10 4 |
Итого: | 25 | 47 | 72 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (второй год обучения)
1.Введение. Техника безопасности.
Методы работы в краеведении (6 час)
Техника безопасности. Знакомство с понятием «краеведение». Цели и назначение курса. Краеведение как наука. Принцип работы. Методы работы по краеведению:
-интервью, воспоминания, рассказы очевидцев по истории села, храмов, родников, легенды нашего края;
- работа с документальными источниками краеведческой информации;
-работа с архивными материалами, фотографиями, посещение школьного краеведческого музея;
- работа с живыми источниками краеведческой информации (старожилы, знатные люди, ветераны войны и труда);
- работа по изучению и охране родников нашего района, геологического прошлого нашего края и др.
Вводная экскурсия в школьный музей.
2.Мой край родной (52 час)
История освоения края (4 час)
Наш край в 19 веке. Периодизация, основные этапы и особенности истории края. Природные и климатические условия края.
Первые поселенцы (4 часа).
Начало заселения края. Освоение новых земель. Строительство домов.
Топонимика окрестностей села (7 час)
История возникновения названий деревень, сел, озер, рек, угодий и т.д. Сбор информации, её обработка.
Занятия населения Воскресенского района и Нижегородской области (7 час).
Знакомство с понятием быт. Домашняя утварь. Земледелие, скотоводство, ремесло. Основные промыслы. Отходничество.
Особенности развития края (8 часов).
Исторические особенности развития края. События края в истории страны.
Наш край в начале 20 века.
Территория. Население. Экономическое развитие. Политическое развитие.
Советская власть в крае.
Становление советской власти. Формирование советской государственности. Коллективизация. «За и против».
Выступление учителя истории с рассказом о периоде коллективизации.
Успехи и неудачи - взгляд сквозь время.
Беседа с жителями села Воздвиженское, очевидцами периода коллективизации. Обработка информации.
Край в годы Великой Отечественной войны.- (12 часов)
Село накануне ВОВ . Уход на фронт. Тыл. Героический труд в тылу. Жизнь и быт. Наука и образование в годы войны. Великая победа.
Наши земляки на поле брани.
Встреча с ветеранами ВОВ. Запись рассказов, сбор краеведческого материала.
Рисунки детей. Конкурс рисунков. Презентация «История одной фотографии». Участники ВОВ нашего района.
Участие в акции «Обелиск».
Подготовить материал к выставке по теме. Выставка творческих работ.
Восстановление народного хозяйства в 50-60 годы.
Послевоенные годы. Жизнь края в послевоенный период.
Встреча с людьми, восстанавливающими послевоенное хозяйство. Запись интервью. Фотографии.
Послевоенная жизнь села. Трудности и проблемы сельского хозяйства. Жизнь и быт людей. Развитие образования. Жизнь края в 70-90е годы.
Экономическое и социальное развитие. Жилищное строительство.
Колхозное строительство. Особенности социальной политики. Приватизация. Общественная жизнь. Духовная жизнь.
Край в 21 веке.(10 час).
Социально-экономическое развитие. Рыночные отношения. Финансовый кризис. Духовная жизнь села. Участие в акции «Марш парков», «Чистые реки», «Родник».
Сбор информации, её обработка. Экскурсии в школьный музей. Творческие работы. Оформление работ, альбомов.
- Традиции и обычаи родного края (10 час).
Традиции и обычаи родного края. Что я знаю о народных традициях. Народные игры. Приметы народного календаря.
Народные праздники. Творческие занятия. Конкурсы. Рассказ о появлении примет на Руси.
Сбор материала на основе беседы с жителями села.
Составление словарика народных примет Нижегородской области.
Задание: исследовать, работают ли приметы сегодня? (элементы проектной деятельности)
Отчет по теме. Подготовка и проведение народного праздника.
Выбор сценария, чтение, распределение ролей, костюмы.
Репетиция праздника, изготовление костюмов и декораций.
Открытый праздник для детей и взрослых.
- Организация и проведение творческого отчета за год (4 час)
Оформление большой выставки, включающей в себя рисунки детей, поделки, сочинения, презентации и т.д.
Третий год обучения по программе «Тропою предков»
Цель: формирование яркой, гармонически развитой личности, творчески активной и свободно мыслящей.
Задачи программы на 3 год обучения:
- Обучающие:
- Продолжить знакомство с историей и традициями родного края;
- Формировать знания о видах народных промыслов Нижегородской области, о культурных и исторических достопримечательностях родного края;
- Приобщать детей к культурным ценностям;
- Раскрыть значимость и ценность человеческого труда.
- Развивающие:
- Развивать художественный вкус, творческие способности детей;
- Формировать правильную выразительную речь;
- Развивать умения и навыки самостоятельной и исследовательской работы.
- Воспитательные:
- Воспитывать интерес к истории русской культуры; к предмету краеведение;
- Воспитывать гражданскую позицию и патриотизм;
- Воспитывать коммуникативность;
- Воспитывать трудолюбие и уважение к труду.
В результате третьего года обучения дети должны:
Знать:
- Историю своего села; традиции и обычаи;
- Виды народных промыслов Нижегородчины,
- О талантливых земляках и тружениках.
Уметь:
- Составлять исторические справки по истории развития деревень, колхоза, школы, составлять родословную семьи.
Иметь навыки:
- Составления плана беседы, ведения записи интервью;
- Записи и оформления творческой работы на историко-краеведческую тему;
- Информационной культуры.
Воспитывать в себе:
- Гармонично развитую личность;
- Активную гражданскую позицию.
Учебно-тематический план (третий год обучения)
№ п/п | Название темы | теория | практика | всего |
I II III
IV V VI | Введение. ТБ. Выставка творческих работ «Край родной, навек любимый» (фотографии, рисунки, поделки, презентации, альбомы) Знакомство с видами народных промыслов Нижегородской области История и традиции родного края. Таланты и труженики нашего края. Итоговое повторение. Тестирование. Выставки творческих работ. | 1 1 5 10 10 1 | 1 2 10 12 18 3 | 2 3 15 20 28 4 |
Итого | 28 | 46 | 72 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ( третий год обучения)
1.Введение. ТБ. (2 час)
Беседа о целях и задачах работы кружка на третий год обучения.
Техника безопасности.
2.Выставка творческих работ «Край родной, навек любимый» (фотографии, рисунки, поделки, презентации, альбомы) (3 час)
3.Знакомство с видами народных промыслов Нижегородской области (15 час).
Хохлома. Городецкая роспись. Семеновская и Полхов-Майданская матрешка. Народная вышивка. Шахунское ткачество и Балахнинское кружевоплетение. Художественная обработка металла.
Сбор информации о мастерах народного промысла. Поиск экспонатов для школьного музея. Встреча с умельцами родного края. Изготовление поделок. Выставка творческих работ умельцев, фотографий экспонатов и мастеров.
Выставка книг по данной теме. Экскурсия в школьный музей. Создание
презентаций. Подготовка материалов для краеведческой конференции.
4.История и традиции родного края (20 час)
Изучение национального состава села, деревни, поселка.
Понятия традиция, обычай. Традиции старины. История возникновения народных традиций. Место традиций в истории развития края. Святыни родного края.
Понятие народного праздника. Рождество. Старый новый год. Масленица. Праздники деревень. Сбор информации о праздниках деревень.
Обычаи старины. Обряды. Народные приметы.
История школы. Школьные традиции. Школьные реликвии. Встреча с учителями – ветеранами педагогического труда. Сбор информации о выпускниках школы. Достижения школы. Экскурсия в школьный музей.
Семейные традиции. Семейные реликвии. «О чём рассказали фотографии из семейного альбома». Родословная семьи. Составление родословной. Создание творческих работ о семейной реликвии.
Встреча с интересными людьми. Сбор информации, обработка информации.
Оформление альбомов, создание презентаций, рисунков. Экскурсия в школьный музей.
Культурные и исторические достопримечательности района.
Творческая работа «История села, улицы, родника, памятника природы или другого объекта». Экскурсия по населенному пункту, улице, к озеру, реке, роднику.
5.Таланты и труженики нашего края. (28ч)
Экскурсия в сельскую библиотеку. Знакомство с книгами о родном крае. Летописец истории родного края Гаврюшин Н.Б.
Знаменитые писатели Нижегородской области и Воскресенского района. Творчество наших земляков (стихи, проза, очерки): Л.Н.Закондыриной, Н.В.Беловой, П.А.Родина и др.
Ими гордится наш район. “Не позволяй душе лениться». Сбор материала о героях труда. Они рядом с нами - сбор материалов о людях разных профессий. Гордое звание – учитель. Гордость нашей школы. Сбор материала об учителях, работающих в нашей школе. Оформление папки.
Люди в белых халатах. Известные врачи нашего района. Сбор материала о врачах и медсёстрах работающих в участковой и районной больнице. Сельские труженики. Сбор материала и его обработка. Экскурсии в школьный музей.
Конкурс сочинений о родном крае.
Творческая работа «Интересные люди - удивительные судьбы». Конференция «Трудом славен человек».
6. Итоговое повторение. Тестирование. Выставки творческих работ. (4часа).
Правила выполнения работы. Выполнение работ с применением полученных знаний. Подведение итогов. Выставка работ.
Методическое обеспечение программы
Методика отслеживания результатов работы.
1.Организация и участие в краеведческих конкурсах, играх, конференциях, праздниках, выставках.
- Тесты, викторины, контрольные вопросы.
- Беседы с родителями и детьми.
- Участие в коллективных творческих делах.
- Наблюдения за детьми в процессе работы.
- Создание детьми наглядных пособий и макетов.
Методы, используемые в работе по программе.
- Словесные методы: рассказ, беседа, работа с книгой, дискуссия, лекция, объяснение, инструктаж.
- Наглядные методы: демонстрация фотографий, альбомов, схем, рисунков и т.д.
- Практические методы:
- ролевая игра;
- погружение в эпоху крестьянского быта;
- изготовление предметов утвари, одежды, сходной с теми, какими
пользовались предки;
-обучение навыкам некоторых ремёсел и занятий.
4. Методы контроля: тестирование, контрольные вопросы после изучения темы, сочинения, работы для выставки, тематические рисунки.
Способы усвоения программы:
- Занимательный;
- Репродуктивный (делай, как я);
- Креативный (поисково-исследовательский).
Формы проведения занятий:
- Экскурсия.
- Экспедиция.
- Работа в архивах.
- Конференции.
- Работа с документами.
- Дискуссия.
- Исследовательская деятельность.
Обеспечение программы методическими видами продукции.
- контрольно-диагностические материалы (викторины, кроссворды, вопросники);
- электронные средства обучения:
- мультимедийная презентация «Православные святыни Воскресенского района»,
- мультимедийная презентация «Трудом славен человек»,
- презентация «Экскурсии по селам Воскресенского района»,
- презентация «Земля Воскресенская»,
- презентация «Народные промыслы Нижегородской области.
Материально-техническое оснащение.
Кабинет для занятий.
ноутбук – 1 шт.
фотоаппарат – 1 шт.
видеопроектор – 1 шт.
доска – 1 шт.
Инструменты и приспособления: ножницы, кнопки, магниты.
Материалы: ватман, фломастеры, карандаши, клей, скотч.
Литература для педагога:
- Баканина Ф.М., и др. Заповедные места Нижегородской области. Н.Новгород., Волго-Вятское Кн. Изд.,1991
- Гаврюшин Н.Б. Страницы истории Воскресенского района Нижегородской области.- Воскресенское,1996
- Журнал “Классный руководитель”, № 2, 2005 год.
- Журнал “Классный руководитель”, № 1, 2006 год.
- Журнал “Воспитание школьников”, № 3, 1999 год.
- Журнал “Воспитание школьников”, № 2, 2006 год.
- Н.М.Карамзин «Об истории государства Российского».- Москва: Просвещение, 1990.
- Книга памяти.- Н.Н.2005г.
- Куприянова Н.И. Записки краеведов.- Горький,1983.
- Ниякий В.В. История Нижегородского края в словаре Брокгауза и Ефрона. В помощь учителю краеведу. Нижний Новгород. НИРО.1993
- Природа Горьковской области .Горький: Горьковская правда.-1974
- Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Туризм и краеведение. Москва "Просвещение" 1982 год.
- Туристско-краеведческие кружки в школе. Методические указания для руководителей. Под редакцией В.В.Титова. Москва "Просвещение" 1988 год.
- Тюрина А.И. История Горьковской области.- Г.198 7 г.
- А.И. Тюрина, В.Д.Федотов. "История Горьковской области".- Г, 1989 год.
- Филатов Н.Ф., Нижегородский край:Факты,события,люди.-Н.Н.,1994
- Филатов Н.Ф. "Нижегородские мастера".Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1988год.
- Филатов Н.Ф. "Нижегородский край". Н.Новгород 1994год
- Шаталов И.М. Программа курса «Культура Воскресеского Поветлужья» -Воскресенская средняя школа., р.п.Воскресенское, 2005
- Энциклопедия русских обычаев. – Москва: Вече,2004
Литература для детей:
- Баканина Ф.М., и др. Заповедные места Нижегородской области. Н.Новгород., Волго-Вятское кн. изд.,1991
- Гаврюшин Н.Б. Страницы истории Воскресенского района Нижегородской области.- Воскресенское,1996
- Русский фольклор.-Москва: Художественная литература, 1985.
- Русские народные загадки, пословицы, поговорки. Библиотека
- словесника.- Москва: Просвещение,1990.
- Русские народные сказки.- Москва: Просвещение, 1983.
- Собрание народных песен П.В.Киреевского.- Тула: Приокское книжное изд-во,1986.
- Осетров Е. Родословное древо.- Москва: Молодая гвардия, 1979.
- Энциклопедия русских обычаев. – Москва: Вече, 2004.
- Тестирование
1-ый год обучения
Итоговый тест.
- Что такое топонимика?
А) наука о географических названиях
Б) наука, изучающая водные ресурсы
В) наука об именах и фамилиях людей.
2. Как раньше на Руси называлось в доме самое почётное место?
А) бабий угол
Б) красный угол
В) иконное место
3. Подчеркните только те праздники, что относятся к весенним народным праздникам:
Колядки, Вербное воскресенье, Троица, Ивана Купала, Жаворонки, Масленица, завивание бороды, праздник последнего снопа.
4. В праздновании Ивана Купалы важную роль играла:
А) берёза
Б) вода
В) крест.
5. Подчеркните в перечне традиционно русские блюда:
Блины, каша, пышки, компот, квас, салат, пельмени, кисель, взвар, суп.
6. Какое русское блюдо, кушанье было особенно популярно на Руси, оно сопровождало человека на всём протяжении его жизни:
А) квас
Б) кисель
В) блины.
7. Так сложилось, что изначально в русских сказках за животными закрепилась определённая характеристика. Продолжи перечень:
Лиса - хитрая, заяц - , медведь - , волк - , ёж - , сова - , баран - , петух -.
Ответы: 1 - А
2 - Б
3 - Вербное воскресенье, Троица, Жаворонки, Масленица.
4 - Б
5 - Блины, каша, пышки, квас, кисель, взвар.
6 - В
7 - заяц - трусливый, медведь - увалень, волк - глупый, злой, ёж - помощник, сова - мудрая, баран - глупый, петух - смелый.
2-ой год обучения.
Итоговый тест.
- О какой игрушке, выполненной в духе народных промыслов, идёт речь: « Игрушка больно уж хороша! Медведь резной, деревянный. Сделал его мастер с большой любовью. Игрушка не простая, покачаешь её - медведь задвигается, топориком, что в руках у него, застучит. Есть у этих игрушек хитрость механическая, которая помогает игрушкам оживать.
Много лет прошло, а игрушки эти живут до сих пор, радуют и взрослых, и детей.
А) дымковская
Б) абашевская
В) филимоновская
Г) богородская.
2. Какие цвета преобладали в традиционном русском костюме?
А) белые
Б) синие
В) красные
Г) чёрные
3. Перечислите фамилии наших земляков, участников Великой Отечественной войны.
Ответы: 1 - Г
2 - В, А
3 -
3-ий год обучения.
Вводное тестирование.
- Выберите в списке только славянские мифические существа, подчеркните их.
Зевс, Перун, русалка, Ярило, Посейдон, банник, овинник, кикимора.
- К какому жанру фольклора можно отнести следующий отрывок:
Ох, кошка, брысь!
На порог не садись:
А то миленький пойдет,
Спотыкнётся - упадёт.
А) лирическая песня
Б) заговор
В) частушка
3. Для какой народной игры требуются две палки - большая и маленькая?
А) салки
Б) чижики
В) лото
4. Допишите, кто и где живёт:
русалка - в воде, банник - , овинник - , домовой - , леший - , снегурочка - ,
болотница - .
5. Напишите, какие приметы летом обещают дождь.
Ответы: 1 - Перун, русалка, Ярило, банник, овинник, кикимора.
2 - В
3 - Б
4 - банник - в бане, овинник - в сарае, среди сена либо в скирду, домовой - в
жилом доме, леший - в лесу, снегурочка - в глухой чаще леса, где почти не
бывает солнца, болотница - в болоте.
5 - дождь будет, если птицы низко над водой летают, если рыба хорошо
ловится, цветы слишком пахнут, а некоторые закрывают свои бутоны и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гордиться славою предков должно
Литературно-музыкальная композиция, посвященная дням воинской славы...
Методическая разработка урока в 7-ом классе по программе 2100 с применением информационно -коммуникационных технологий по теме "Бесчерепные животные- наши морские предки"
Урок биологиив 7 классе составлен в соответствии с программой 2100 с использованием информационных технологий. Презентация позволяет более наглядно показать учащимся особенности строения и...
НА РУСИ викторина о предках
Познавательная викторина о наших предках...
Методическая разработка по музееведению «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…»
Великий поэт всех времен и народов А. С. Пушкин сказал: «Вначале жизни школу помню я». Этим самым он определил фундаментальное значение школы в развитии человека. Сознательная жизнь каждого из н...
Ознакомление с декоративно прикладным искусством и бытом и семейным укладом наших предков
Данные материалы представленны таблицей. Поэтапное ознакомление с декоративно прикладным искусством и бытом и семейным укладом наших предков, а также сопутствующими темами творческими проектами....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Ау, предки!» опыт составление родословной.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭлективного курса «Ау, предки!» опыт составление родословной....
Рабочая программа и КТП кружка "Тропою предков" ФГОС
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Тропою предков" ФГОС расчитана для учащихся 10-11 лет. Программа воспитывает духовно-нравственные качества на русских, национальных традициях, на исто...