Урок ритмики в начальной школе
методическая разработка по теме

Курникова Надежда Николаевна

Что это за предмет?

Какие цели, задачи должен перед собой ставить педагог?

Чему и как обучать своих учеников?

Цель уроков ритмики – это приобщение детей к танцевальному искусству, к хореографии, гармоничное и всестороннее развитие ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ritmiki_v_nachalnoy_shkole.docx17.64 КБ

Предварительный просмотр:

В связи с введением внеурочной деятельности в начальных классах в нашей школе появился предмет – ритмика. И многие задавались вопросами:

Что это за предмет?

Какие цели, задачи должен перед собой ставить педагог?

Чему и как обучать своих учеников?

Слово ритмика произошло от слова ритм – что означает равномерное чередование каких-нибудь элементов. Ритм можно слышать, ощущать не только в музыке, но и в окружающей нас действительности: ритм дождя, ритм падающих снежинок, последовательность времен года, смена дня и ночи, ритм жизни, где светлая и темная полоса сменяют друг друга. Получается, что ритм можно уловить во всем, что нас окружает.

Для ребенка предмет помогает развить чувство ритма, умение слушать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, формировать творческую активность, воображение, эмоциональность.

Цель уроков ритмики – это приобщение детей к танцевальному искусству, к хореографии, гармоничное и всестороннее развитие ребенка.

Можно ли считать танец только развлечением?

Интересно, но ведь малыш начинает танцевать раньше, чем говорить. Ведь никто ему не объяснял, как надо танцевать, куда девать руки и как

двигать ногами под музыку. Просто ему понравилась мелодия, и его тело само собой стало двигаться.

Вывод: танец, как и воздух, необходим человеку.

Деятельность учащихся в этом процессе открывает практически неограниченные возможности для реализации физического, эстетического, познавательного, творческого потенциала личности. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное и пластическое развитие, формируют правильную осанку. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, его творческих возможностей. Одновременно развивает и тренирует мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность.

Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера, этнической самобытности, выработанные в течение многих веков.

Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она обязательно должна быть совместима с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением. Задача педагога – воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного.

Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения – использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетаний.

Таким образом, целью данного интегрированного курса является развитие познавательного, физического, художественно-эстетического потенциала личности, формирование творческой активности, воображения в процессе обучения уроков ритмики.

Задачи:

 I. Обучающие:

Формирование представлений об окружающем мире;

Знакомство с многообразием культуры разных народов;

Расширение кругозора учащихся.

II. Воспитательные:

Воспитание эстетического вкуса (умения видеть красоту движения в танце);

Воспитание чувства коллективизма;

Воспитание нравственных качеств;

Воспитание уважения к традициям и культуре других народов.

III. Развивающие:

Формирование танцевальных  навыков, развитие чувства ритма, умения слушать музыку и отражать в движении характер музыки;

Формировать общее физическое развитие учащихся;

Развивать творческое воображение ребенка, совершенствовать навыки творческого самовыражения.

Девиз курса – «Движение – это жизнь»

Как же строится урок ритмики – это построение, приветствие, разминка, основная часть (разучивание движений, повторение танцевальных комбинаций, закрепление или как я называю «концертное исполнение», что  детей организует, дисциплинирует, повышает эмоциональную отзывчивость, свободная пластика или игровая часть урока (музыкальные игры-танцы «Стирка», «Пингвины», игры с мячом), поклон и оценивание. Какие танцы мы разучиваем с учащимися на уроках – это народные «Калинка», «Тарантелла», 7 – 40, тематические, эстрадные.

У детей младшего школьного возраста восприятие и мышление в основном носят конкретно-образный характер. Поэтому танец должен быть связан не только с музыкой, но и с художественным словом, рисунком, пантомимой;

Благодаря урокам ритмики в нашей школе интересно и массово проходят новогодние карнавалы, праздники для наших мам, спортивные мероприятия.  Для всех  школьных мероприятий танец стал украшением, а детям – стимул заниматься лучше, красивее танцевать и выступить на сцене.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование логоритмических, ритмопластических, корригирующих и коммуникативных игр и танцев на уроках ритмики в начальной школе.

Статья содержит материал по использованию игротерапии на уроках ритмики. Новые формы музыкально-ритмического обучения и воспитания помогут в коррекции физического и психического состояния учащихся с о...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ РИТМИКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

Статья об опыте работы в коррекционной школе по решению личностно-ориентированному обучению учащихся на уроках ритмики, музыки и пения. Важную роль играют: уровневая дифференциация и индивидуализ...

Конспект урока ритмики в начальной школе.

Тема урока: «Адаптированные формы преподавания ритмики, пластики и танца для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы».Задачи: Данные комплексы упражнений направ...

Рабочая программа "Ритмика в начальной школе"

для 1-х классов на 1 час в неделю...

Рабочая программа "Ритмика в начальной школе"

для 2-х классов на 2 часа в неделю...

Программа внеурочной деятельности по ритмике в начальной школе (1-4 класс)

      Одной из главных задач воспитания подрастающего поколения в современных условиях - является воспитание гармонично развитой личности. В связи с этим важным условием в реализ...