Рабочая программа "Ритмика в начальной школе"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 201
Фрунзенского района г. Санкт – Петербурга
ПРИНЯТО на заседании Педагогического совета ГБОУ средняя школа № 201 Протокол № ______ от «____» __________ | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ школа № 201 ___________ Т.Т.Сидорова «____»______20_____г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Ритмика в начальной школе»
для 3 класса
Направление «Общекультурное»
Составитель:
Фагуник Виктория Еживна,
педагог дополнительного образования
высшей категории
2015г.
Содержание
- Пояснительная записка…………………………………..………………......….....3
1.1 Актуальность данной программы………………………………………….…3
1.2 Цели и задачи программы……………………………………….……….…....4
1.3 Организация образовательного процесса….………………………...….…....4
1.4 Формы проведения занятий……………………………………….….….........5
1.5 Методы и приемы обучения……………………………………….….……....5
1.6 Принципы обучения………………………………………………....….…..…6
1.7 Особенности возрастной группы………………………………….………….6
2. Планируемые результаты обучения и способы их проверки………….……...….6
2.1 Характеристика основных результатов………………………….……...……6
2.2 Личностные результаты……………………………………………………….7
2.3 Метапредметные результаты………………………………………….………7
2.4 Предметные результаты……………………………………………….………7
2.5 Формы учёта знаний, умений……………………………………….…………8
3. Учебно-тематический план ………………………………………….……..…….…8
3.1 Содержание работы…………………………………………………...………10
4. Информационно-методическое обеспечение………………………………….…...13
4.1Список используемой литературы….……….….........................................….13
4.2 Список литературы для учащихся…………………….…………..…......……14
4.3 Перечень видеоматериалов…………………………………………………….14
4.4 Материально-техническое обеспечение……………………………………….16
4.5 Интернет ресурсы……………………………………….………….………...…16
-3-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Эффективность образования детей в школе во многом зависит от состояния их здоровья. Мы все живём во времена бурно развивающихся высоких технологий, что приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения. Современная школа стоит перед фактором ухудшения физического и духовного здоровья детей. Чтобы физическое здоровье и внутренний мир ребёнка был богатым и глубоким, необходимы меры целостного развития личности, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда “дух” и “тело” находятся в гармонии.
Приходя в школу, ребенок имеет ограниченный запас двигательных навыков, с нарушенной осанкой, координацией. Одни скованы, неподвижны, медлительны, другие - разболтаны и суетливы. Часто дети плохо держатся: гнутся, поднимают плечи, неправильно ставят ноги при ходьбе (носки внутрь) и т.п. Необходимо создать условия для коррекции этих недостатков и обогащения запасов двигательных навыков детей, давая им специальные танцевально-ритмические и тренировочные упражнения.
Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве.
Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер.
Программа «Ритмика в начальной школе» предназначена для преподавания основ хореографического искусства с первого по четвертый класс в режиме учебных занятий. Программа является основой занятий на уроке. Она предусматривает систематическое и последовательное обучение. Однако, учитель, придерживаясь содержания программы, может творчески подходить к проведению занятий. Это зависит от уровня общего и музыкального развития детей, мастерства педагога, условий работы.
Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца. Программа предполагает освоение азов ритмики, азбуки классического танца, изучение танцевальных элементов, исполнение детских бальных и народных танцев и воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации.
В программу ритмики включены упражнения и движения 9 летнего возраста, обеспечивающие формирование осанки учащихся, правильную постановку корпуса, ног, рук, головы, развивающие физические данные, координацию движений, тренирующие дыхание, воспитывающие эмоции, вырабатывающие навык ориентации в пространстве.
Актуальность данной программы как раз и состоит в том, что занятия ритмикой и основами хореографии в начальной школе способствует физическому развитию и укреплению детского организма, корректировке координации движений, формированию правильной осанки, обогащению духовного мира детей.
Отличительной особенностью и новизной данной программы является то, что на каждом уроке осуществляется работа по нескольким разделам программы и предусмотрено развитие творческого воображения воспитанников путём импровизации и выражения телодвижениями различных музыкальных образов, что помогает формированию эстетического вкуса и обогащению духовного мира детей, а так же
-4-
постановка концертных номеров. Однако в зависимости от целей и задач конкретного урока педагог может отводить на каждый раздел различное количество времени (по собственному усмотрению), имея в виду, что в начале и конце каждого занятия должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.
Данная программа имеет общекультурную направленность и сориентирована на расширение кругозора воспитанников посредством изучения основ хореографии, получения начальных навыков в искусстве танца, развитие физических способностей и сохранение их здоровья.
Цель программы: способствовать общекультурному развитию,, приобщать детей к танцевальному искусству через занятия ритмикой и хореографией, укреплять физическое здоровье обучающихся.
Образовательная цель программы: приобщение детей ко всем видам танцевального искусства: от историко-бытового до современного танца, от детской пляски до балетного спектакля.
Развивающая цель программы: воспитание единого комплекса физических и духовных качеств: гармоническое телосложение, хорошее здоровье и выносливость, артистизм и благородство;
Воспитательная цель программы: профессиональная ориентация и самоопределение ребёнка.
Задачи:
Обучающие:
- научить детей сознательно управлять своим телом;
- дать первоначальную хореографическую подготовку;
- научить чувствовать взаимосвязь музыки и движения;
- дать основные понятие музыкальной грамоты и значение музыкального сопровождения;
- учить детей мыслить, слушать и слышать учителя;
- ознакомить детей с хореографическими терминами и понятиями.
Развивающие:
- развивать у детей координацию движений,
- развивать выносливость, правильную осанку, эластичность связок, гибкость, растяжку;
- развивать эстетический вкус, культуру поведения, общения;
- развивать чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку;
- развивать танцевальную выразительность, ориентировку в пространстве;
- пробуждать фантазию, способность к импровизации,
- развивать навыки по сохранению своего здоровья;
-формировать потребности в самопознании, саморазвитии;
-развивать личностные свойства: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
Воспитательные:
- воспитывать у детей патриотическое чувство к Родине и интернациональное чувство к другим народам, предметно изучая музыкально-танцевальную культуру русского народа и национальные культуры народов мира;
- воспитывать художественный вкус, интерес к танцевальному искусству разных народов;
- воспитать у детей стремление достижения поставленной цели;
-воспитать ответственность за поступки;
- сплотить коллектив, строить в нем отношения на основе взаимопомощи и сотворчества.
-5-
Организация образовательного процесса.
Занятия проводятся в форме аудиторных и внеаудиторных активных (подвижных) занятий (теоретические и практические) по всем разделам программы. Выбор формы организации образовательного процесса зависит от решения поставленных задач, это могут быть: групповые, индивидуально-групповые. В дни Государственных праздников и переноса выходных в связи с ними, предусмотрено самостоятельная работа по теме, согласно календарно-тематического плана или заданию педагога.
Формы проведения занятий.
Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка. Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмические упражнения, игровые моменты, слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения, творческие задания, самоанализ и самооценка.
Так же программой предусмотрены занятия теоретическими дисциплинами: музыкальная грамота, беседы о хореографическом искусстве.
Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений.
Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На начальном этапе беседы краткие. С детьми проводятся беседы-диалоги, обсуждения, которые помогают развитию способности логически мыслить. На этих занятиях дети получают информацию о хореографическом искусстве, его истории развития и традициях.
Методы и приемы обучения.
В организации образовательного процесса применяются следующие методы: словесные (объяснения, беседы), наглядные (дидактические и методические материалы, демонстрация хореографических элементов педагогом и др.), практические (выполнение тренировочных упражнений, комбинаций, этюдов, танцев).
Метод использования слова - универсальный метод обучения. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и другое. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении: рассказ; беседа; обсуждение; объяснение; словесное сопровождение движений под музыку и т.д.
Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно отнести: показ упражнений, видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.
Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся. Это метод целостного освоения упражнений, метод обучения ступенчатый и игровой.
Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений.
Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при изучении сложных движений.
- 6 -
Игровой метод используется при проведении музыкально — ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении
ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения.
Названные методы обучения на практике могут быть дополнены различными приёмами педагогического воздействия на учащихся. Однако необходимо отметить, что выразительность исполнения результат не механического “натаскивания”, а систематической работы, когда педагог от более простых заданий, связанных с передачей характера музыки в ритмических упражнениях и музыкальных играх, постепенно переходит к более сложным, связанным с передачей стиля, манеры, характера в народных и современных танцах.
Принципы обучения.
Процесс обучения в курсе хореографии в основном построен на peaлизации дидактических принципов.
Принципы сознательности и активности предусматривает сознательность в отношении занятий, формирование интереса в овладении танцевальными движениями и осмысленного отношения к ним, воспитание способности к самооценке своих действий и к соответствующему их анализу.
Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений; повышает интерес к более глубокому и прочному усвоению танцевальных движений.
Принцип доступности требует постановки перед учащимися задач, соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого учебного материала по дидактическому правилу: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному.
Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования танцевальных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности учащихся, определенную последовательность решения танцевально-творческих заданий.
Принцип гуманности в воспитательной работе выражает безусловную веру в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка; глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей; создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения.
Принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в социальной среде.
Особенности возрастной группы детей.
Программа рассчитана для детей 9 летнего возраста без специального отбора. Срок реализации программы – 1 год. Наполняемость групп – не менее 10 человек. Занятия проходят 2 часа в неделю. Общее количество часов в год – 68 ч.
Планируемые результаты обучения и способы их проверки.
Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа.
Три уровня результатов работы по программе:
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
-7-
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
К числу планируемых результатов освоения курса основной образовательной программы отнесены:
- личностные результаты - активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей;
- метапредметные результаты – обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; управление эмоциями; технически правильное выполнение двигательных действий;
- предметные результаты – выполнение ритмических комбинаций на высоком уровне, развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки), развитие чувства ритма, умения характеризовать музыкальное произведение, согласовывать музыку и движение.
Личностные результаты.
- сформированность внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению через интерес к ритмико-танцевальным, гимнастическим упражнениям;
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству, физическим упражнениям;
- развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой и танцевальной способности.
Метапредметные результаты.
- Регулятивные:
- способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- накопление представлений о ритме, синхронном движении;
- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности;
- Познавательные:
- навык умения учиться: решение творческих задач, поиск, анализ и интерпретация информации с помощью учителя.
- соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
- выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;
- начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.
- Коммуникативные:
- умение координировать свои усилия с усилиями других;
- задавать вопросы, работать в парах, коллективе, не создавая проблемных ситуаций.
Предметные результаты:
- готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно;
-8-
- под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;
- ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;
- ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линии;
- ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
- выполнять игровые и плясовые движения.
Формы учета знаний, умений.
В конце каждого занятия учащиеся под руководством педагога анализируют свою работу, используя метод самооценки и взаимооценки.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей на всём этапе происходит в конце каждого полугодия в виде открытого итогового занятия, урока-концерта, праздника и т.д. Форма контроля определяется на усмотрение педагога.
Учебно-тематический план
3 класса – 68 часов (2 часа в неделю)
Каждая тема состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, показ изучаемых элементов танца, объяснение принципа движения, беседу с учащимися, просмотр видеоматериалов. В данной программе не предусматривается проведение специальных теоретических занятий. Изучение теории вплетается в ткань каждого учебного занятия. Практическая часть включает разминку, отработку движений учащимися, составление вариаций из изученных движений и их исполнение. В конце каждого занятия учащиеся под руководством педагога анализируют свою работу, используя метод взаимооценки.
№/п | Название раздела, темы | Общее кол-во часов | В аудитории | Вне аудитории |
I. | «Вводные занятия». | 2 | 1 | 1 |
1. | Инструктаж по ТБ, правилам поведения в хореографическом классе и раздевалках, пожарная безопасность и пути эвакуации. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. | Введение в программу. Постановка корпуса. | 1 | 0,5 | 0,5 |
II. | Ритмико-гимнастические упражнения. | 16 | - | 16 |
1. | Упражнения для гибкости тела, растяжка, анлерная гимнастика. | 8 | - | 8 |
2. | Упражнения для эластичности связок у станка и на середине, партерная гимнастика. | 8 | - | 8 |
III. | Теория музыки в хореографии | 2 | 1 | 1 |
1. | Развитие чувства ритма, музыкального слуха. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. | Знакомство и разбор музыкального сопровождения к танцевальным номерам. | 1 | 0,5 | 0,5 |
IV. | Танцевальная азбука | 16 | - | 16 |
1. | Основные движения белорусского танца, танцевальные комбинации на середине. | 16 | - | 16 |
V. | Творческая деятельность. | 12 | 1 | 11 |
1. | Игровые двигательные упражнения с предметами (мяч, скакалка, платок). Составление танцевальных комбинаций на различные музыкальные темы. | 6 | 0,5 | 5,5 |
2. | Самостоятельное составление танцевальных комбинаций на различные музыкальные темы в различных «характерах». Импровизация. | 6 | 0,5 | 5,5 |
VI. | Танец. | 16 | - | 16 |
1. | Белорусский танец «Веселуха». | 16 | - | 16 |
VII. | Беседы по хореографическому искусству. | 4 | 4 | - |
1. | Знакомство воспитанников с современными видами хореографического искусства. Просмотр видеоматериала театра танца «Тодес». | 2 | 0,5 | - |
2. | Знакомство с творчеством академического ансамбля танца им. Игоря Моисеева. Просмотр видеоматериалов. | 2 | 0,5 | - |
VIII. | Итого: | 68 | 5 | 63 |
-10-
Содержание работы.
Содержание занятий направлено на обеспечение разносторонней подготовки учащихся на основе требований хореографических и музыкальных дисциплин. Учебный материал для занятий обширен, основное его содержание составляет упражнения для развития двигательных качеств и упражнения тренировочного характера. Это связано с тем, что одна из задач работы — развитие и совершенствование танцевальных способностей, умений и навыков. Материал программы включает следующие разделы:
1. Вводные занятия.
2. Ритмико-гимнастические упражнения.
3. Теория музыки в хореографии.
4. Танцевальная азбука.
5. Творческая деятельность.
6. Танец (детский, спортивный, сюжетный).
7. Беседы по хореографическому искусству.
8. Итоговые занятия.
Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, получаемых в процессе обучения: знания по музыкальной грамоте и выразительному языку танца, знания о характерных чертах и истории танца различных эпох и народов, знания по музыкальному этикету.
В практическую часть входит перечень умений и навыков: упражнений, движений, танцев.
Знакомство с обучающимися. Введение в образовательную программу.
Инструктаж по технике безопасности. Культура поведения на учебных занятиях и в школе.
Разучивание танцевального приветствия (поклон), построение по линиям, игра
«Знакомство»:
Педагогу, впервые пришедшему на занятие, взяв мяч в руки, следует сначала
представиться самому, затем передать мяч по цепочке. Получившему мяч необходимо
назвать все предыдущие услышанные имена, а потом уже свое. Например: «Меня зовут
Виктория Юрьевна» - передаю мяч ближе всего стоящему ученику. Он повторяет мое имя
«Виктория Юрьевна», а потом говорит свое и подает мяч своему соседу или соседке.
Передавая мяч по цепочке и повторяя имена за короткий срок вы запомните, как кого зовут и
уже что-то получите (мяч, взгляд) и даже отдадите другому. Этот прием поможет создать
добрую, непринужденную обстановку для дальнейшего занятия.
- Раздел «Ритмико-гимнастические упражнения»
Терминология, основные понятия и принципы исполнения движений.
Система специально разработанных упражнений на развитие основных навыков по
данной теме.
Анлерная гимнастика.
Терминология, основные понятия и принципы исполнения движений. Понятие о
линиях корпуса. Применение навыков расслабления в танце. Освоение системы упражнений,
направленной на укрепление и развитие мышц верхнего плечевого пояса: наклоны головы,
сжатие и расслабление пальцев рук, вращение кистей, локтей и плеч. Освоение системы
упражнений, направленной на укрепление и развитие мышц брюшного пресса: наклоны в
стороны и вперёд, потягивания в стороны и вверх, круговые вращения корпуса. Освоение
системы упражнений, направленной на укрепление и развитие мышц спины: сжатие и
растяжение мышц грудного отдела, «джазовый квадрат», растягивание и скручивание мышц
поясничного отдела позвоночника. Упражнения по всем уровням выполняются по заданию
преподавателя. Усложнённые варианты и комбинации складываются из простых изученных
элементов путем комбинации их между собой.
-11-
Упражнения на растяжку.
Терминология, основные понятия и принципы исполнения движений. Основные
принципы дыхания. Выделение различных групп мышц. Понятие о линиях корпуса.
Применение навыков расслабления в танце. Понятие о мышечном тонусе.
Разнонаправленное растяжение.
Основы гимнастики на полу, игровой стретчинг. Развитие навыков растяжения и
расслабления. Освоение системы упражнений, направленной на развитие подвижности
суставных сочленений: вращения в суставах (стопа, колено, бедро); укрепление и развитие
мышц ног: работа стопы (пятка, носок, плоская стопа), различные виды приседаний, прыжки.
Упражнения по всем уровням выполняются по заданию преподавателя. Усложнённые
варианты и комбинации складываются из простых изученных элементов путем комбинации
их между собой.
Упражнения на пластику.
Терминология, основные понятия и принципы исполнения движений. Основные
принципы дыхания. Выделение различных групп мышц. Работа по классическому экзерсису
на полу (система движений «пapтер» на полу). Эта система помогает сделать тело
подвижным, послушным, прекрасным. Здесь пол служит как бы инструментом, помогающим
выпрямлять, вытягивать разворачивать, развивать в нужном направлении костно-мышечный
скелет ребенка, исправлять физические недостатки. Для обучения сознательному управлению
своими мышцами применяются упражнения на напряжение и расслабление мышц тела. Эти
упражнения также способствуют растягиванию ахилловых сухожилий, подколенных мышц и
связок, укрепляют все группы мышц ног, приучают к ощущению вытянутости ноги, в том
числе пальцев ног и всей стопы. Упражнения по всем уровням выполняются по заданию
преподавателя. Усложнённые варианты и комбинации складываются из простых изученных
элементов путем комбинации их между собой.
- Раздел «Теория музыки в хореографии».
С первых уроков дети, приобретают опыт музыкального восприятия. Главная задача педагога создать у детей эмоциональный настрой во время занятий. Отсюда вытекают требования к музыкальному оформлению занятий: правильный подбор музыкального произведения в соответствии с исполненным движением; художественное и выразительное исполнение музыки, которое является главным методическим приёмом преподавания.
Музыкально-ритмическая деятельность включает ритмические упражнения, построения и перестроения, музыкальные игры. Упражнения этого раздела способствует развитию музыкальности: формировать восприятие музыки, развития чувства ритма и лада, обогащение музыкально — слуховых представлений, развитие умений координировать движений с музыкой.
- Раздел «Танцевальная азбука».
Этот раздел включает изучение хореографических понятий, определения изучаемых танцевальных движений. Изучение танцевальных комбинаций.
Главная задача педагога при изучении движений, положения или позы необходимо разложить их на простейшие составные части, а затем в совокупности этих частей воссоздать образ движения и добиваться от детей грамотного и чёткого их выполнения. Здесь используется подражательный вид деятельности учащихся.
- 12 -
- Раздел «Творческая деятельность».
Организация творческой деятельности учащихся позволяет педагогу увидеть характер ребёнка, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола, возраста, темперамента, его интересов и потребности в данном роде деятельности, выявить и развить его творческий потенциал. В играх детям предоставляется возможность «побыть» животными, актёрами, хореографами, исследователями, наблюдая при этом, насколько больше становятся их творческие возможности, богаче фантазия. При создании творческих ситуаций используется метод моделирования детьми «взрослых отношений», например: «Я — учитель танцев», «Я- художник по костюмам» и др. Одно из направлений творческой деятельности: танцевальная импровизация — сочинение танцевальных движений, комбинаций в процессе исполнения заданий на предложенную тему. Кроме этого в содержание раздела входят задания по развитию ритмопластики, упражнения танцевального тренинга, инсценирование стихотворений, песен, пословиц, сказок и т.д.; этюды для развития выразительности движений.
Творческие задания включаются в занятия в небольшом объёме, или проводятся отдельными уроками по темам.
- Раздел «Танец».
Этот раздел включает изучение детских, спортивных, сюжетных танцев. Наиболее подходящий материал по возможности выбирается в зависимости от конкретных условий. В процессе разучивания танца педагог добивается, чтобы учащиеся исполняли выученные танцы музыкально, выразительно, осмысленно, сохраняя стиль и характер танца.
В начале учащиеся знакомятся с содержанием танца, с его особенностями, композиционным построением, манерой исполнения и характером музыкального сопровождения. В танцах определённой композиции отмечается количество фигур, частей и количество тактов.
Далее идёт усвоение учащимися необходимых специфических движений по степени сложности. После этого разученные элементы собираются в единую композицию.
- Раздел «Беседы по хореографическому искусству».
Беседы по хореографическому искусству проводятся систематически в течение всего курса обучения; включает в себя лекции по истории русского балета, истории мирового балета, общие сведения об искусстве хореографии, её специфике и особенностях.
Цель занятий состоит в том, чтобы помочь учащимся ясно представить себе исторический путь развития хореографического искусства, его борьбу за прогрессивную направленность, самобытность и реализм, его связь с другим видами искусства. Беседы проводятся отдельным занятием 1 раз в четверть и дополняются наглядными пособиями, прослушиванием или просмотром записей фрагментов из балетов, творческих концертов и т.д.
- Раздел «Итоговые занятия».
В учебного года проводится итоговое занятие на усмотрение педагога
для контроля и оценки усвоения программного материала в форме открытого урока, праздника, концерта, выступления для родителей и т.д.
-13-
Информационно-методическое обеспечение:
Список используемой литературы
- Н.П. Базарова Классический танец - Л.: Искусство 1975;
- Н.П. Базарова, В. Мей. Азбука классического танца - М; Л.: Искусство 1964;
- А.Я. Ваганова. Основы классического танца - М.; Л.: Искусство 1968, 1976.
Историко-бытовой танец
- Бальные танцы - М.: Советская Россия 1983;
- Васильева - Рождественская М. Историко-бытовой танец - М., 1987;
- Воронина И. Историко-бытовой танец - М., 1980;
- Ивановский Н. Бальный танец XVI-XIX вв. - Л.; М., 1948;
- Туганкова О. Школа танцев в клубе - М.: Советская Россия, 1987.
Теория музыки в хореографии
- Вахрамеев В. Элементарная теория музыки - М., 1968;
- Владимиров В. Оксер С. Музыкальная литература - М., 1975;
- Зильберквит М. Рождение фортепиано - Л., 1980;
- Медушевский В., Очаховская О. Энциклопедический словарь юного музыканта;
- Попова С. Музыкальные формы жанра;
- Тарасов А. Музыка в семье муз.
Основы актерского мастерства
- Захарова Б.Е. Мастерство актера и режиссера - М., 1964 - с. 112-158;
- Карп П.М. Балет и драма. - Л.: Искусство, 1980;
- Станиславский КС. Моя жизнь в искусстве. II собр. соч. - М., 1951 - т.1;
- Чехов М. А. Об искусстве актера - М.: Искусство, 1967;
- Костровицкая B.C. 100 уроков классического танца - Л.: Искусство 1972, 1981;
- Мессерер А. Уроки классического танца - М.: Искусство, 1967.
Учебно-методические материалы.
- Бондаренко Л. «Методика хореографической работы в школе и внешкольных учреждениях». -Киев: Музична Украiна, 1985г.;
- Добовчук С.В. «Ритмическая гимнастика: учебное пособие». - М.: МГИУ, 2008г.;
- Т. А. Затямина, Л. В. Стрепетова «Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие». М.: Издательство «Глобус», 2009г.;
- Пустовойтова М.Б. «Ритмика для детей: учебно-методическое пособие». -М.: ВЛАДОС, 2008г.;
- Фирилева, Ж.Е., Сайкина, Е.Г. Са-фи-дансе. «Танцевально-игровая гимнастика для детей: учебно-методическое пособие». СПб: Детство-пресс, 2001г.
- Учебно-методическое пособие для преподавателей танцев и ритмики «Ритмика». Пермь, 1997
- Петрусинский В.В. «Обучение, тренинг, досуг». М.: Новая школа, 1998г.
- Шершнев В.Г. «От ритмики к танцу. -М., 2008г.
- Барышникова Т. «Азбука хореографии».-М.: Айрис Пресс, 1999г.
- Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. «Игры, которые лечат». М.: ТЦ Сфера, 2009г.
- 14 -
- Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы», -М.: ВАКО, 2007г.
- «Игровые и рифмованные формы физических упражнений». Автор-составитель С.А. Авилова, Т.В. Калинина. -Волгоград: Учитель, 2008г.
- Ковалько В.И. «Школа физкультминуток: 1-4 классы». -М.: ВАКО, 2009г.
- Ротерс Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание». -М.: Просвещение, 1989г.
- Морозов. В. «В помощь педагогу-музыканту», М. Музыка, 1965. - 18 с.
- Бекина С.И., Ломова Т.П. Музыка и движение. М.: Музыка, 1984. - 180 с.
- Ерохина О.В. «Школа танцев для детей». Феникс, 2003. - 10 с.
- Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В.«Учите детей танцевать». М.: Музыка, 1961г.
- Сагитов С., «Методика музыкально-теоретического образования участников коллективов художественной самодеятельности», М., Музыка, 1972г.
Список литературы для учащихся
- Громов Ю. От Школы на России к Школе на Фучика - СПб, 2001;
- Дудинская Н. Жизнь в искусстве - СПб, 1999;
- Захаров Р. Беседы о танце - М.: Профиздат, 1963;
- Моисеев И. Я вспоминаю... - М.: «Согласие», 1998.
Перечень методического видеоматериала
№ | Название темы | Составитель |
1. | Классический экзерсис у палки и на середине зала 1 год обучения. | Профессор хореографии С.Л. Фадеева, СПГУп. |
2. | Классический экзерсис у палки и на середине зала 3 год обучения. Образцы классического наследия. Историко-бытовой танец. | Профессор хореографии С.Л. Фадеева, СПГУп. |
3. | Классический экзерсис у палки и на середине зала 4 год обучения. | Профессор хореографии С.Л. Фадеева, СПГУп. |
4. | Фильм о творчестве народной артистки СССР М. Плисецкой. | |
5. | Народно-сценический экзерсис у палки и на середине зала 1 год обучения. | Профессор хореографии А.А. Сапогов СПГУп. |
6. | Народно- сценический экзерсис у палки и на середине зала 1 год обучения. | Профессор хореографии Н.Б. Тарасова, СПГУп. |
7. | Народно-сценический экзерсис у палки и на середине зала 2 и 3 год обучения. | Профессор хореографии С.Л. Фадеева, СПГУп. |
8. | Народно-сценический танец 3 год обучения. | Профессор хореографии Н.Б. Тарасова, СПГУп. |
- 15 - | ||
9. | Народно-сценический танец 4 год обучения. | Профессор хореографии С.Л. Фадеева, СПГУп. |
10. | Русский танец. | Педагог СПГУп Л. Дробаш, 1995г. |
11. | Дипломные работы по народному и классическому танцу. | Выпускники СПГУп. |
12. | Юбилейный концерт кафедры хореографии СПГУп. | Заслуженный артист РФ, профессор хореографии Ю.И. Громов |
13. | Открытые занятия Народного ансамбля танца «Плясунья», 1995г. | Отличник народного просвещения, художественный руководитель и главный балетмейстер – Чика М.В.,ЦДЮТ г. Владивосток. |
14. | Концерт Народного ансамбля танца «Плясунья», 1995г. | Отличник народного просвещения, художественный руководитель и главный балетмейстер – Чика М.В.,ЦДЮТ г. Владивосток. |
15. | Класс-концерт Народного ансамбля танца «Плясунья», 1998г. | Заслуженный работник культуры РФ Чика М.В. |
16. | Дипломный концерт художественного руководителя Народного ансамбля танца «Плясунья», 2002г. | Отличник народного просвещения, художественный руководитель и главный балетмейстер – Чика М.В.,ЦДЮТ г. Владивосток. |
17. | 15-ти летний юбилейный концерт Народного ансамбля танца «Плясунья». | Отличник народного просвещения, художественный руководитель и главный балетмейстер – Чика М.В.,ЦДЮТ г. Владивосток. |
18. | 20-ти летний юбилейный концерт Народного ансамбля танца «Плясунья», 2000г. | Художественный руководитель и педагог – Фагуник В.Е., ЦДТ г. Владивостока. |
19. | Концерт «Заслуженного коллектива художественного самодеятельного творчества Народного ансамбля танца «Плясунья», 2007г. | Художественный руководитель и педагог – Фагуник В.Е. ,ЦДТ г. Владивостока. |
20. | Класс-концерт и концертная программа Государственного Академического ансамбля танца им. И.Моисеева, 1995г. | Заслуженный артист РФ Игорь Моисеев. |
21. | Юбилейный концерт Государственного Академического ансамбля танца им. И.Моисеева, 1996г. | Заслуженный артист РФ Игорь Моисеев. |
22. | Концерт ансамбля танца им. Пятницкого, им. Вирского | Телевидение. |
23. | Концерт 5-ти летнего юбилея хореографического ансамбля танца «Танцевальный мир», 2009г. | Заслуженный работник культуры РФ Чика М.В. Фагуник В.Е., Сикорская С.Б. |
24. | Концерт 10-ти летнего Юбилея хореографического ансамбля «Танцевальный мир», 2014г. | Заслуженный работник культуры РФ Чика М.В. Фагуник В.Е., Сикорская С.Б. |
25. | Концерт детских танцевальных коллективов Фрунзенского района «Невские узоры», «Солнышко», «Танцевальный мир», посвященный 75-ти летию Великой Победы «Победа в сердце каждого живёт!». | Руководитель ансамбля танца «Невские узоры» ГБОУ ДОД ДДЮТ Фрунзенского района Артемьева Галина Владимировна; Ахметшина Наталья Алексеевна, педагог доп.обр-я, руководитель ансамбля танца «Солнышко», ГБОУ Гимназия №587; Руководитель ансамбля «Танцевальный мир» СОШ № 201 Заслуженный работник культуры РФ Чика М.В.; педагоги Фагуник В.Е., Сикорская С.Б. |
Материально-техническое обеспечение программы.
- два просторных светлый класса с деревянным полом и зеркалами на одной стене;
- хореографические палки, закрепленные на стене металлическими кронштейнами;
- музыкальный центр; видеомагнитофон; DVD- плеер; телевизор;
- специальная форма и обувь для занятий (для занятий партером – коврик);
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. www.dance-city. narod.ru
2. www.danceon.ru
3. www. mon. gov. ru
3. www.choreograf.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о рабочей программе учителя начальной школы по новым ФГОС
Муниципальное общеобразовательное учреждениеБолгуринская средняя общеобразовательная школа Рассмотрено...
Рабочие программы для начальной школы
Рабочие программы к учебнику Биболетовой М.З.(новая редакция)...
рабочая программа 4 начальная школа
рабочая программа 4 к. Критская...
рабочая программа 4 начальная школа
рабочая программа 4 к. Критская...
Рабочяя тетрадь для начальной школы "Я -гражданин"
Рабочая тетрадь «Я – каменчанин» как условие реализации ФГОС в начальной школеМы представляем образовательный продукт – рабочая тетрадь для 4 класса «Я каменчанин». Данный продукт имеет внешнюю ...
Рабочие программы для начальной школы по ФГОС.
Рабочие программы по немецкому языку....
Рабочие программы для начальной школы.
Помещаемый материал представляет из себя разработку рабочей программы для начальной школы по английскому языку для второго класса по программе "2100" ....