Опытническая работа младших школьников на занятиях детского объединения «Комнатное цветоводство»
методическая разработка по теме
Учебно-исследовательская деятельность обучающихся – необходимое и эффективное условие их интеллектуального развития. Она влияет на научное мировоззрение воспитанников, формирует их ответственное отношение к делу и окружающей действительности.
На занятиях объединения для младших школьников преобладающим видом деятельности является практическая работа. Воспитанники приобщаются к научным способам познания мира, осуществляется наблюдение за природными явлениями, ставятся простейшие опыты.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей
«Исилькульская станция юных натуралистов»
Методическая рекомендация
Опытническая работа младших школьников на занятиях детского объединения «Комнатное цветоводство»
Подготовила
Карпова Татьяна Николаевна,
педагог дополнительного образования
детского объединения
«Комнатное цветоводство»
г. Исилькуль Омской области - 2012г.
Учебно-исследовательская деятельность обучающихся – необходимое и эффективное условие их интеллектуального развития. Она влияет на научное мировоззрение воспитанников, формирует их ответственное отношение к делу и окружающей действительности.
На занятиях объединения для младших школьников преобладающим видом деятельности является практическая работа. Воспитанники приобщаются к научным способам познания мира, осуществляется наблюдение за природными явлениями, ставятся простейшие опыты.
Условия нашего учреждения дополнительного образования детей позволяют привлечь воспитанников к развитию познавательных интересов, к участию в исследовательской деятельности.
При обработке собранных материалов (проб, наблюдений, опытов) данные опытов вносятся в таблицы. При анализе проведенной работы воспитанники сравнивают результаты опытов и наблюдений. Сведение всех полученных данных в таблицы или представление их в графиках и диаграммах - самый наглядный и экономный способ обработки первичных данных.
Обработку результатов проводим после окончания опытов на основании записей.
После того, как собранные материалы обработаны и проведено обсуждение полученных результатов, воспитанники возвращаются к поставленным задачам и смотрят, ответил ли исследователь на поставленные вопросы. Краткое изложение результатов работы, отвечающее на вопросы задач, - это выводы, к которым исследователь пришел в результате проведенных опытов. Формулируя выводы, помним, что отрицательный результат - тоже результат, и он тоже отражается в выводах.
Данная работа описывает организацию и проведение опытов на занятиях эколого - биологического направления для младших школьников при изучении темы “Семенное размножение растений”. В весеннее время в теплице занимаемся посевом семян и пикировкой сеянцев цветочных культур с целью озеленения цветников и продажи цветочной рассады населению города.
Опыт 1. “Значение размера семян”.
Задание:
1. Сгруппировать семена в зависимости от размера.
2. Посеять семена разных размеров на одинаковую глубину.
3. Заполнить таблицу.
4. Сравнить данные таблицы и определить зависимость всхожести семян от размера.
Название культуры | Дата посева | Размер семян | Число дней от посева до всходов | ||
Крупные | Средние | Мелкие | |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Опыт 2. “Значение глубины посева семян”.
Задание:
1. Посеять семена одного размера на разную глубину.
2. Заполнить таблицу.
3. Сравнить данные таблицы и определить зависимость всхожести семян от глубины посева.
Название культуры | Дата посева | Дата появления всходов при глубине | Число дней от посева до всходов | ||||
1 см | 2 см | 3 см | 4см | 5см | |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Опыт 3. “Значение намачивания семян на их прорастание”.
Задание:
1. Разделить семена петунии на три группы.
2. Одну группу семян петунии оставить сухой.
3. Вторую группу семян петунии поместить в чашку Петри с простой водой.
4.Третью группу семян петунии поместить в чашку Петри с микроэлементами.
5. Посеять семена в грунт и результаты записать в таблицу.
6. Сравнить данные таблицы и определить зависимость всхожести семян и энергии прорастания от намачивания в чистой воде и в воде с микроэлементами.
Вариант культуры | Дата посева | Число проросших семян через указанное количество дней | Всхожесть в % | Энергия прорастания в % | |||||||||
|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
|
|
Сухие семена |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Семена, намоченные воде |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Семена, намоченные с микроудобрениями |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Опыт 4. “Значение намачивания и подсушивания семян на их прорастание”.
Задание:
1. Разделить семена петунии на две группы.
2. Одну группу семян петунии оставить сухой.
3. Вторую группу семян петунии намочить в простой воде и подсушить.
4. Посеять семена в грунт и результаты записать в таблицу.
5. Сравнить данные таблицы и определить зависимость всхожести семян от намачивания и подсушивания.
Вариант культуры | Дата посева | Число проросших семян через указанное количество дней | Всхожесть в % | Энергия прорастания в % | |||||||||
|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
|
|
Сухие семена |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Семена, намоченные воде и подсушенные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Опыт 5. “Набухание семян при прорастании”.
Задание:
1. Десять-пятнадцать семян в банке залить водой примерно до половины их высоты
2. В другой банке столько же семян оставить сухими.
3. Обе банки закрыть пленкой.
4. Сравнить набухание семян.
Опыт 6. “Прорастание семян при скарификации”
Задание:
1. Семена горошка душистого разделить пополам.
2. Одну половину семян осторожно разрыхлить наждачной бумагой .
3. Вторую половину оставить необработанной.
4. Уложить семена в чашки Петри в марлю. Залить водой.
5. Результаты записать в таблицу.
7. Сравнить всхожесть семян и энергию прорастания обработанных и необработанных семян.
Вариант | Число посеянных семян | Число проросших семян через указанное количество дней | Всхожесть в % | Энергия прорастания в % | |||||||||
|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
|
|
Обработанные семена |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Необработанные семена, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Опыт 7. “Протравливание семян ”.
Задание:
1. Семена астр в марлевых мешочках погрузить в воду.
2. Нагреть воду с семенами до 40, 50, 60, 70 градусов.
3. Выдержать в течение пяти минут.
4. Подсушить семена.
5. Посеять семена в грунт
6. Результаты записать в таблицу.
7. Определить оптимальную температуру воды для обеззараживания семян термическим способом.
Вариант нагрева воды | Число посеян-ных семян | Число проросших семян через указанное количество дней | Всхо-жесть в % | Всего проросших семян | |||||||||
|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
|
|
40 градусов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
50 градусов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
60 градусов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
70 градусов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Список использованной литературы
- Бинас, А.В., Маш Р.Д., Никишов А.И. и др. Биологический эксперимент в школе. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1990.
- Вахрушева А.В. Я и мир вокруг. Окружающий мир. - Школа 2000-2100.
- Решетникова Г.Н. Занимательные материалы. Окружающий мир, 3 класс.- Учитель, 2008.
- Чувикова А.А., Потапов С.П., Черных Т.Г. Практикум по цветоводству. – Москва: Колос, 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология коллективного творческого воспитания в процессе формирования коллектива детского объединения «Комнатное цветоводство».
Коллектив - это средство всестороннего развития личности, главная сфера жизнедеятельности, среда обитания и среда общения детей. При любой коллективной деятельности детей и взрослых в процессе примене...
Опытническая работа младших школьников на занятиях детского объединения «Комнатное цветоводство»
Учебно-исследовательская деятельность обучающихся – необходимое и эффективное условие их интеллектуального развития. Она влияет на научное мировоззрение воспитанников, формирует их ответственное...
Опытническая работа младших школьников на занятиях детского объединения «Комнатное цветоводство»
Учебно-исследовательская деятельность обучающихся – необходимое и эффективное условие их интеллектуального развития. Она влияет на научное мировоззрение воспитанников, формирует их ответственное...
Методическая разработка Дидактические игры в коррекционно-развивающей работе младшего школьника с детским церебральным параличом. Воспитатель Колоненкова М.И.
ВведениеВ настоящее время необходимость совершенствования организации психолого-педагогической помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата тем более очевидна, так эта патология чрезвычайн...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА «Методы и способы обучения младших школьников сольфеджио в детской школе искусств»
Задача данной работы – дать представление о приемы воспитания музыкального слуха младших школьнико...
Защитная работа на 1 категорию педагога дополнительного образования "Активизация познавательной деятельности младших школьников на занятиях объединения "Тропинка к успеху"
Сегодняшнему педагогу требуется создать условия, при которых ученики вынуждены активно, творчески работать и на уроке, и дома, воспитать человека – деятеля, способного на основе знаний решать жи...
РАБОТА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ПО РАЗВИТИЮ ДЕТСКОГО КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА
Необходимость возрождения национального языка, развития национальной культуры, сохранения самобытности хакасского народа подразумевает применение этнокультурного подхода, как важнейшего компонента этн...