РАБОТА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ПО РАЗВИТИЮ ДЕТСКОГО КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА
статья
Необходимость возрождения национального языка, развития национальной культуры, сохранения самобытности хакасского народа подразумевает применение этнокультурного подхода, как важнейшего компонента этнокультурного образования.
В начальных классах Аскизского лицея-интерната учебный план имеет признаки перехода от единой школы на русскоязычной основе к национальной школе с преподаванием на родном (хакасском) языке, потому что большая часть обучающихся в школе - это дети коренной в РХ национальности (76%) и они изучают хакасский язык, как учебный предмет.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАБОТА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ПО РАЗВИТИЮ ДЕТСКОГО КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА
В нашей стране, как и во всем мире, очень обострены этнические противоречия, межнациональные отношения развиваются в разных направлениях, причем, не всегда позитивных. В условиях современности любой специалист, работающий в сфере российского образования, решает основную задачу – способствует духовному возрождению национальных традиций. В этой деятельности одно из приоритетных направлений работы в многонациональном российском обществе – развитие этнокультурного образования, содействующего формированию национальной идентичности детей и подростков, их национального самосознания.
В последние годы ученые и педагоги Хакасии проанализировали влияние традиций хакасского народа на педагогический процесс в общеобразовательных школах республики, составили программы этнокультурного образования для обучающихся, и даже экспериментальным путем провели проверку моделей этнокультурного образования в некоторых школах.
Необходимость возрождения национального языка, развития национальной культуры, сохранения самобытности хакасского народа подразумевает применение этнокультурного подхода, как важнейшего компонента этнокультурного образования.
В начальных классах Аскизского лицея-интерната учебный план имеет признаки перехода от единой школы на русскоязычной основе к национальной школе с преподаванием на родном (хакасском) языке, потому что большая часть обучающихся в школе - это дети коренной в РХ национальности (76%) и они изучают хакасский язык, как учебный предмет. На уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе создаются условия для того, чтобы формировать этнокультурное образовательное пространство. Например, на уроках русского языка и литературного чтения детям предлагается материал из произведений хакасского фольклора (в переводе на русский язык), так учителя знакомят детей с хакасскими писателями и поэтами. На уроках математики озвучивают величины (меры длины, веса и т.д.) на хакасском языке. На уроках предмета «Окружающий мир» дети изучают климатические особенности республики, её природу, животный и растительный мир. На уроках трудового обучения и изобразительного искусства дети знакомятся с декоративно-прикладным творчеством хакасского народа, орнаментом, промыслом, выполняют тематические аппликации и поделки. На уроках музыки учителя знакомят младших школьников с хакасскими национальными музыкальными инструментами, разучивают с ними хакасские народные песни. На уроках физической культуры учителя используют хакасские народные спортивные игры, в том числе в рамках реализации программ внеурочной деятельности (программа внеурочной деятельности «Национальные игры» спортивно-оздоровительного направления).
В воспитательной работе, создавая этнокультурную среду, учителя проводят беседы с детьми, обращают их внимание на необходимость знания культуры и традиций своего народа. Организуются хакасские народные календарные праздники, дети знакомятся с хакасскими национальными семейными обрядами и ритуалами. Уделяется большое внимание организациям экскурсий по району, республике, посещению муниципальных и республиканских музеев, в этом направлении к учебно-воспитательному процессу активно привлекаются родители обучающихся.
Одной из форм приобщения к культурному и историческому наследию Хакасии, учитывающей образовательные возможности детей с ограниченными возможностями здоровья (дистанционный формат работы) в лицее является «Детский музейно-туристический центр «Сердце Хакасии», представляющий из себя новую модель системы внеурочной деятельности с учетом формирования национально-культурной идентичности школьников в многонациональном сообществе в условиях села. В рамках данного центра путем организации исследовательской и проектной деятельности дети будут углубленно изучать историю Хакасии, России и родной (хакасский) язык на занятиях по внеурочной деятельности. В этом информационном пространстве дети примут участие в виртуальных и реальных туристических экскурсиях по уникальным природным местам и историческим памятникам, узнают секреты национальной кухни, получат перспективу профессиональной самореализации, связанную с развитием туристического сервиса в условиях села.
Начать можно с малого – осмотреться по сторонам, увидеть уникальные места вокруг себя (хотя бы тот же мемориальный комплекс, что находится вокруг школы, или музейные комнаты в трех зданиях лицея-интерната, или объекты истории и культуры, находящиеся на территории села Аскиз, – памятные доски, здания и улицы, носящие имена исторических личностей). В этих местах собран богатейший исторический, краеведческий и этнографический материал, который можно включить в своеобразные туристические маршруты и использовать в качестве образовательных объектов и экспонатов.
Эффективность учебно-воспитательной работы в данном направлении обеспечит ориентирование на развитие этнической культуры детей, создаваемое этнокультурное образовательное пространство и учет этнопсихологических особенностей учащихся.
Анализируя результаты проводимой работы, а также беря во внимание запланированные этапы дальнейшей образовательной работы с детьми младшего школьного возраста, можно сделать следующие выводы: любая сельская школа в Аскизском районе является центром реализации задач этнокультурного образования, и именно создание этнокультурного образовательного пространства (в т.ч. и детский туризм по достопримечательностям села и района) необходимо для удовлетворения этнокультурных потребностей младших школьников в нашем лицее-интернате.
Таким образом, очевидно, что наряду с необходимостью возрождения национальных языков (в т.ч. хакасского), развития национальной культуры народов России, одной из важных задач модернизации российского образования является приобщение к культурному и историческому наследию Хакасии в форме детского туризма.
Список литературы:
- Бутанаев В.Я. Культура и быт хакасов. Абакан. 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытническая работа младших школьников на занятиях детского объединения «Комнатное цветоводство»
Учебно-исследовательская деятельность обучающихся – необходимое и эффективное условие их интеллектуального развития. Она влияет на научное мировоззрение воспитанников, формирует их ответственное...
Опытническая работа младших школьников на занятиях детского объединения «Комнатное цветоводство»
Учебно-исследовательская деятельность обучающихся – необходимое и эффективное условие их интеллектуального развития. Она влияет на научное мировоззрение воспитанников, формирует их ответственное...
Опытническая работа младших школьников на занятиях детского объединения «Комнатное цветоводство»
Учебно-исследовательская деятельность обучающихся – необходимое и эффективное условие их интеллектуального развития. Она влияет на научное мировоззрение воспитанников, формирует их ответственное...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА «Методы и способы обучения младших школьников сольфеджио в детской школе искусств»
Задача данной работы – дать представление о приемы воспитания музыкального слуха младших школьнико...
Формирование культуры ЗОЖ младших школьников через развитие подвижных игр
Вкратце цели и задачи формирования культуры ЗОЖ у младших школьников....
Игры для младших школьников на развитие внимания.
ГАЛОЧКИ И КРЕСТИКИПриготовьте несколько вариантов таблиц по образцу.Предложите отметить все заштрихованные квадраты галочками, а белые — крестиками. Делать это нужно одновременно, начи...
Рекомендации для родителей младших школьников по развитию и формированию пространственных представлений
Предлагаю Вашему вниманию простые игры по формированию пространственных представлений, т.к. любая деятельность детей, так или иначе, связана с ориентировкой в пространстве....